Данная глава завершает историю царствования Асы, но не показывает его последние дни такими же благоприятными, как вначале.
I. Он заключил глупый договор с Венададом, царем Сирии (ст. 1−6).
II. За это Бог через пророка отправил ему порицание (ст. 7−9).
III. Аса остался недоволен пророком за его верность (ст. 10).
IV. Болезнь, смерть и похороны Асы (ст. 11−14).
Стихи 1−6. Мне трудно согласовать дату этого события с историей царей. Вааса умер в двадцать шестой год царствования Асы (3Цар 16:8). Как же тогда это событие могло произойти в тридцать шестой год его царствования, когда семья Ваасы была истреблена и на престоле оказался Амврий? Обычно говорят, что здесь подразумевается тридцать шестой год царства Асы, то есть Иудеи, начиная с царствования Ровоама. Тогда получается, что речь идет о шестнадцатом годе царствования Асы; но если так же понимать ст. 19 из главы 15, то как можно говорить об отсутствии войны, как о великом благе, до пятнадцатого года царствования Асы, раз событие, послужившее причиной этого мира, произошло в пятнадцатый год его царствования (2Пар 15:10)? А после описанного здесь неправильного поведения он был наказан войнами (ст. 9). Иосиф Флавий полагает, что это произошло в двадцать шестой год, и тогда мы можем предположить, что переписчик совершил ошибку в данном месте и в гл. 15, ст. 19; если это допустить, тогда все легко подсчитать. Эти события мы рассматривали ранее (3Цар 15:17 и далее), где Аса допустил несколько ошибок.
1. Он поступил неверно, заключив союз с Венададом, языческим царем, и в связи с этим переоценив себя, что следует из ст. 3. Если бы он больше полагался на свой завет с Богом и на завет с Богом его отцов, то не хвалился бы чрезмерно союзом, заключенным его отцом с царской семьей Сирии.
2. Если бы он должным образом почитал славу Израиля, то нашел бы другие средства, чтобы отвлечь Ваасу, не задействовал бы иноземную армию и не пригласил бы в страну общего врага, который со временем мог стать наказанием для Иудеи.
3. Безусловно, Венадад совершил грех, разорвав союз с Ваасой за взятку, не имея для этого никаких предпосылок; если так, то Аса согрешил, побудив его к этому, еще и заплатив за согрешение. Честь царей и царств не должна быть такой дешевой.
4. Его грех в значительной мере усугублялся тем, что для этой цели он взял серебро и золото из дома Господнего (ст. 2). Неужели нужно было грабить храм, чтобы послужить плотским политическим планам? Лучше бы он с молитвами и прошениями принес дары и жертвы в дом Господень, чтобы привлечь Бога на свою сторону и сделать Его своим другом; тогда ему не пришлось бы идти на такие большие затраты, чтобы сделать Венадада своим другом.
5. Хорошо, если Асе не пришлось отвечать за все зло, которое армия Венадада несправедливо нанесла городам Израиля, за всю пролитую ею кровь и награбленную добычу (ст. 4). Возможно, Аса не хотел, чтобы дело зашло так далеко. Но втягивающий других в грех не знает, как далеко они зайдут и когда будет конец. Начало греха подобно прорыву воды. Тем не менее его план удался. Венадад отвлек Ваасу на себя, заставил его прекратить строительство Рамы и заняться защитой северной части страны, что в свою очередь дало Асе возможность не только разрушить его укрепительные сооружения, но также захватить материалы и использовать для собственных целей.
Стихи 7−14. В данных стихах представлено:
I. Открытое и честное порицание, переданное Асе пророком Господним, за то, что он заключил союз с Венададом. В роли обличителя выступил Анания прозорливец, отец Ииуя, еще одного пророка, о котором мы читаем в 3Цар 16:1; 2Пар 19:2. В договоре Асы с Венададом можно отметить несколько ошибок, но пророк считает самой большой ошибкой и обвиняет его в том, что он понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа, Бога своего (ст. 7). Он подумал, что хотя Бог на его стороне, но это не поможет, если только Венадад не станет на его сторону, что Бог не сможет или не захочет помочь ему и он должен воспользоваться этим нечестным методом, чтобы помочь себе. Отметьте: Бог недоволен, когда Ему не доверяют, когда больше полагаются на плотскую мышцу, чем на Его силу и благость. Полагаясь на Бога, мы прославляем Его, и поэтому Он считает себя оскорбленным, если эту славу мы отдаем другому. Пророк сказал царю, что тот поступил глупо (ст. 9). Глупо опираться на надломленный тростник, когда есть скала веков, на которую можно опереться. Чтобы убедить его в собственном безрассудстве, пророк показывает ему:
1. Что он поступил вопреки личному опыту (ст. 8). Из всех людей у него было меньше всего оснований не доверять Богу, раз он смог убедиться, что Господь является могущественным помощником, благодаря Которому он смог победить грозную армию, равно как и его отец, ибо уповал на Господа Бога своего (2Пар 13:18; 14:11). «Как! восклицает пророк, Не были ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею достаточной, чтобы поглотить все царство? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою; так неужели Он не помог бы тебе справиться с Ваасой?» Отметьте: многочисленные примеры милости Бога в наш адрес усугубляют наше недоверие Ему. Разве не помог Он нам в шести бедах? Так разве есть у нас основания подозревать, что Он не поможет в седьмой? Посмотрите, как лукаво наше сердце! Мы доверяем Богу, когда больше не на кого положиться и нужда влечет нас к Нему, но когда у нас появляется что-то другое, на что можно опереться, мы склонны полагаться на него и на собственный разум, пока он что-то может предложить. А верующий уповает только на Бога, даже когда улыбающийся мир заискивает перед ним.
2. Что он поступил вопреки своим знаниям о Боге и вопреки Его провидению (ст. 9). Аса не мог не знать, что очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему. Это означает:
(1) что Бог Своей безграничной мудростью управляет миром, творениями и всеми их поступками, которые постоянно пребывают перед Его очами. Глаз провидения стремительный; он обозревает землю в разных направлениях и достигает самых отдаленных ее уголков; он видит всю землю; ни один уголок не остается скрытым от него даже самый дальний и темный. Его глаз направляет Его руку мышцу Его силы, ибо Он демонстрирует свою силу. Правда ли, что сатана обходит землю? Провидение обозревает всю ее; оно никогда не сбивается с пути, никогда не теряется и не бывает в недоумении.
(2) Что Бог руководит миром ради блага Своего народа и делает все необходимое для осуществления планов Своей любви, касающихся их спасения, ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего (Ис 45:4). Христос глава Церкви (Еф 1:22).
(3) Что те, чье сердце вполне предано Ему, могут быть уверены в Его защите, и у них есть все основания надеяться на нее. Он сможет защитить их, но только если они будут исполнять свой долг (ибо Его мудрость и сила), и Он действительно стремится защитить их. Практическое неверие в эти истины является корнем нашего двуличия и отступничества от Бога во всех ситуациях. Аса не мог довериться Богу и поэтому начал заискивать перед Венададом.
3. Что он действовал вопреки личным интересам.
(1) Он потерял возможность обуздать возраставшее величие царя сирийского (ст. 7): «Спаслось войско царя Сирийского от твоей руки», которое в противном случае пало бы вместе с Ваасой.
(2) Своим поступком он вызвал недовольство Бога и с этого момента должен быть готов к тому, что больше не будет иметь мир, а постоянно слышать военную тревогу (ст. 9). Кто в своем сердце не находит желания уповать на Бога, тот лишается Его защиты, и больше она на него не распространяется.
II. Недовольство Асы этим порицанием. Хотя оно было от Бога и передано известным Его посланником, хотя порицание было справедливым, а увещевание честным, и все это делалось для его же блага, тем не менее он разгневался (ст. 10) на провидца за то, что тот сказал ему о его безрассудном поступке. Неужели это Аса? Неужели это тот человек, чье сердце было вполне предано Господу во все дни его? Тогда пусть тот, кто думает, что стоит, остерегается, чтобы не упасть. Аса был мудрым человеком, но разгневался! Он был израильтянином, но разгневался на пророка! Он был благочестивым, но не терпел порицаний и не мог вынести, когда ему говорили о его ошибках! Господи, что такое человек, когда Бог предоставляет его самому себе? Кто идеализирует собственное поведение, тот не может вынести, когда ему противоречат; а кто потакает собственному раздражительному и несдержанному характеру, тот под воздействием чувств может совершить нечестивый и неприличный поступок и рано или поздно бросит вызов самому Богу. Посмотрите, какая желчь и полынь содержатся в этом корне горечи.
1. Во гневе Аса велел заключить пророка в темницу, как преступника, в колодках (как читают некоторые) или немного ослабив его узы. Божьим пророкам часто приходилось сталкиваться с людьми, которые не могли вынести порицаний и неправильно воспринимали их, но они должны были выполнить свой долг.
2. Когда он так далеко зашел, то начал притеснять и некоторых из народа, возможно, тех, которые сочувствовали пророку в страданиях или были его друзьями. Так как он злоупотребил властью для преследования пророка, то был предоставлен самому себе, чтобы и дальше злоупотреблять ею и уничтожать собственных подданных, тем самым ослабляя себя и действуя вопреки собственным интересам. Большая часть преследователей были тиранами.
III. Его болезнь. За два года до смерти сделался Аса болен ногами (ст. 12); он сильно страдал от подагры. Царь заключил пророка в колодки, а теперь Бог заключил его в колодки; наказание полностью соответствовало его греху. Его болезнь прогрессировала (написано в англ. пер.); она поднялась до верхних частей тела (в русском переводе); она достигла головы (в др. переводах) и стала смертельной. Так он был наказан, но его грех заключался в том, что во время этой болезни, вместо того чтобы взыскать Господа и попросить облегчения, он обратился к врачам. Он должен был сделать это, но согрешил и поступил безрассудно, доверившись им и ожидая от них того, что мог дать только Бог. Мы всегда должны использовать помощь творений, взирая на Творца и уповая на Того, Кто определяет отношение к нам каждого творения и без Кого самые искусные и верные врачи ничего не стоят. Некоторые полагают, что эти врачи были отчуждены от общества израильского и представляли собой неких колдунов, и он обратился к ним, словно в Израиле не было Бога.
IV. Его смерть и похороны. Его похоронили с необычной торжественностью (ст. 14), и похороны производили величественное впечатление. Мне не хотелось бы думать (как некоторые), что он лично распорядился, чтобы его похороны были помпезными, и что его желание быть погребенным по языческим, а не еврейским обрядам свидетельствовало о его суетности. Хотя в данном месте сказано, что он устроил для себя гробницу как человек, заботящийся о своей могиле, но мне хотелось бы верить, что помпезность его похорон выражала великое уважение к нему со стороны народа, несмотря на падения и слабости его последних дней. Было решено воздать ему почести после смерти. Отметьте: следует помнить и славить выдающееся благочестие и полезные дела благочестивых людей, даже если они имели недостатки. Пусть их ошибки будут погребены вместе с ними в могилах, а их служения останутся в памяти людей. Сказавший: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» также сказал: «Память праведника пребудет благословенна»; да будет так.
толкование Мэтью Генри на вторую книгу Паралипоменон, 16 глава