Эта глава описывает:
(I) Расставание Иакова с родителями, дабы отправиться в Месопотамию; заповедь, данная ему отцом (ст. 1−2), благословение, с которым Исаак отпускает сына (ст. 3−4), послушание Иакова полученным распоряжениям (ст. 5,10), как все это повлияло на Исава (ст. 6−9).
(II) Встречу Иакова с Богом и общение с Ним в пути:
(1) Видение лестницы (ст. 11−12); (2) благодатные обетования Божьи Иакову (ст. 13−15); (3) впечатление, произведенное таковыми на Иакова (ст. 16−19); (4) обет Иакова Господу по этому случаю (ст. 20 и далее).
Стихи 1−5. Не успел Иаков получить благословение, как тотчас же вынужден бежать из страны; как будто бы мало того, что он был пришельцем и поселенцем, его положение еще более усугубляется, и ему предстоит стать изгнанником в другой стране. Теперь убежал Иаков на поля Сирийские (Ос 12:12). Он был благословлен изобилием зерна и вина, но убежал нищим, был благословлен властью, но отправился, дабы служить, и служить тяжко.
1. Возможно, сие приключилось с ним в воспитательных целях — за плутовство с отцом. Благословение Иакова получает свое подтверждение, однако ему предстоит пострадать за то, что он получил его обходными путями. И если к нашему служению примешивается грех, то не стоит удивляться примеси невзгод в утешениях.
2. Однако отсюда нам надлежит извлечь уроки: наследующий благословение должен ожидать гонений; имеющий мир во Христе будет иметь скорби в мире (Ин 16:33). Мы узнали об этом заранее, поэтому не должны находить сие странным, и, заверенные в награде, которая ждет нас потом, не будем почитать сие тяжким. Кроме того, нам часто кажется, что события, уготованные провидением, противоречат Божьим обетованиям и препятствуют их исполнению. Но когда Господь откроет завесу над Своей тайной, мы увидим, что все обращалось к лучшему, а противоречивые обстоятельства содействовали обетованиям, делая их исполнение более знаменательным. Итак, здесь отец отпускает Иакова:
I. С очень важной заповедью: благословил его, и заповедал ему (ст. 1−2). Следует заметить, что имеющий благословение должен соблюдать прилагающуюся к нему заповедь и не замышлять разделить то, что соединил Господь. Данная заповедь подобна следующей: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2Кор 6:14). И все, наследующие обетования о прощении грехов и о даре Святого Духа, должны соблюдать заповедь, следующую за данными обетованиями: спасайтесь от рода сего развращенного (Деян 2:38−40). Те, кому были жалованы особые милости, должны стать особыми людьми. И если Иаков — наследник обетования, то он не должен брать себе жены из дочерей Ханаанских (исповедующим религию не следует вступать в брак с неверующими).
II. С торжественным благословением (ст. 3−4). Предыдущее благословение было совершено непреднамеренно, теперь же Исаак благословляет Иакова сознательно, дабы ободрить его в печали — спутнице расставания и предстоящего путешествия. В этот раз благословение было более содержательным и точным, это было благословение, унаследованное от Авраама, которым, словно елеем, была помазана голова патриарха, откуда оно, как на края одежд, стекало к его избранному семени. Это — евангельское благословение, благословение привилегиями Церкви, это то благословение Авраама, которое распространится на уверовавших из язычников (Гал 3:14). Сие благословение — от Бога Всемогущего, именно под этим именем Господь являлся патриархам (Исх 6:3). Истинно благословлен тот, кого благословляет Бог Всемогущий, ибо Он заповедует благословение и приводит таковое в действие. Авраам был благословлен двумя великими обетованиями, и здесь Исаак передает их Иакову.
1. Обетование о потомстве: «Бог же Всемогущий …да расплодит тебя и да размножит тебя» (ст. 3).
(1) Из его чресл выйдут потомки Авраама — тот народ, которому суждено стать многочисленным, как звезды на небе и морской песок, и который умножится более других и станет собранием народа (если прочесть между строк). Ибо никогда такое великое множество людей — как колена Израилевы в пустыне и в дальнейшем — не составляло одно собрание.
(2) Из его чресл выйдет потомок Авраама, в котором благословятся все народы земные и которому будет принадлежать собрание народа; Иаков действительно имел в нем множество народа, ибо все небесное и земное соединилось под главою Христом (Еф 1:10), Который стал центром всего, тем пшеничным зерном, которое, упав в землю, принесло много плода (Ин 12:24).
2. Обетование о наследии для этого потомства: «…чтобы тебе наследовать землю странствования твоего…» (ст. 4). Тем самым право наследования Ханаана было закреплено за потомками Иакова, исключая потомков Исава. Сейчас Исаак отправляет Иакова в дальнюю страну, дабы тот поселился там на некоторое время; и чтобы это не выглядело так, якобы отец лишает его наследства, Исаак подтверждает его право на землю, благодаря чему Иаков обретает уверенность, что прерывание владения не равнозначно аннулированию права. Обратите внимание: здесь говорится, что Иакову предстоит унаследовать землю, на которой он был странником. Тот, кто является странником сейчас, будет наследником навеки: и даже в данное время землю в основном наследуют те (хотя и не наследуют большей ее части), что, вероятнее всего, являются пришельцами на ней. Нынешними благами наслаждается тот, кто менее всего к ним привязан. Обетование кажется далеким, как само небо, прообразом которого является Ханаан. Это — та лучшая земля, которую издали видел Иаков вместе с другими патриархами, когда называл себя странником и пришельцем на этой земле (Евр 11:13).
Иаков, попрощавшись с отцом, тотчас же пустился наутек, чтобы брат не имел возможности причинить ему зло; путь его лежал в Месопотамию (ст. 5). Как непохожи поиски жены Иакова в той стране на поиски жены его отцу! Чтобы привести невесту Исааку, были отправлены рабы и верблюды; Иаков же должен идти сам, причем один и пешком: дом отца он покидает в сильном страхе, не зная, когда сможет вернуться. Следует заметить, что если Господь в Своем провидении смиряет нас, то нам надлежит радоваться, даже если мы не способны поддерживать состояние и величие своих предков. Нам следует в первую очередь позаботиться о сохранении благочестия наших пращуров, нежели о поддержании их достоинства, и подражать им более в доброте, нежели в величии. Ревекка здесь названа матерью Иакова и Исава. Иаков упомянут первым не только потому, что всегда был любимцем матери, но и вследствие того, что теперь он стал наследником отца, а Исав отошел на второй план. Следует заметить, что наступит время, когда первенство будет за благочестием, независимо от того, какое место ему уготовано сейчас.
Стихи 6−9. Этот отрывок, посвященный Исаву, вклинивается в историю об Иакове по одной из двух причин:
(1) Дабы подчеркнуть влияние хорошего примера. Исав, хотя и был большим, теперь начинает думать, что все-таки Иаков лучше, и не считает ниже своего достоинства взять с него пример (в данном конкретном случае — жениться на дочери Авраама). Старшие дети должны подавать младшим пример покорности и послушания; плохо — если они так не поступают, однако если они берут пример с младших, как в данном случае с Исавом и Иаковом, то это может послужить смягчающим обстоятельством.
(2) Дабы показать, как неразумно жить «задним умом». Исав в данном случае поступил хорошо, но сделал это слишком поздно. И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его. Он смог бы увидеть это давным-давно, если бы принимал во внимание мнение отца так же, как и его гастрономические пристрастия. И как же сейчас Исав исправит дело? — Не иначе как в направлении от плохого к худшему.
[1] Он женился на дочери Измаила, сына рабы, который был изгнан и не являлся наследником Авраама наряду с Исааком и его потомством. Исав таким образом примыкает к семье, отверженной Господом, в стремлении усилить свои притязания при помощи еще одного самозванца.
[2] Исав взял себе третью жену, тогда как, насколько это известно, две другие не умерли и он с ними не разводился.
[3] Исав поступил так с единственной целью — угодить отцу, а не Господу. Теперь, когда Иакова отправили в дальнюю страну, Исав становится единственным в доме и надеется так задобрить отца, чтобы убедить его изменить завещание и отдать право наследования обетования ему — Исаву, отменив недавнее соглашение о наследовании с Иаковом. Таким образом, Исав (а) проявил мудрость, когда было слишком поздно, подобно народу Израиля, предпринявшему действия лишь после того, как постановление против него прозвучало и отмене не подлежало (Чис 14:40), и неразумным девам (Мф 25:11).
(б) Исправился лишь частично и на том успокоился, думая, что, угодив родителям в одном, он искупит все остальные проступки. Ничего не сказано о том, что Исав, увидев, как послушен Иаков и как стремится угодить родителям, раскаялся в своих злых намерениях против брата: нет, похоже, в этом он продолжал упорствовать и сохранил свою злобу. Следует заметить, что плотское сердце склонно думать, что оно такое доброе, каким и надлежит быть, возможно, потому, что в каких-то частных случаях оно поступало не так плохо, как обычно. Так и Миха сохранил своих идолов, но считал себя счастливым, поскольку священником в его доме был левит (Суд 17:13).
Стихи 10−15. Иаков продвигается по направлению к Сирии в полном одиночестве, словно послан на поиски судьбы. Но нам предстоит обнаружить, что, хотя Иаков и оправился в путь сам, он был не один, ибо Отец был с ним (Ин 16:32). Если то, что здесь описывается, произошло (очень похоже, что именно так и было) в первую же ночь пути, то Иаков в течение дня одолел большое расстояние от Вирсавии до Вефиля — более сорока миль. Провидение привело его к удобному месту, вероятно, в тени деревьев, дабы он отдохнул той ночью. И там:
I. Он нашел жесткое ложе из камней в изголовье вместо подушки (ст. 11), а небо послужило вместо полога и занавесей. По условиям того времени, возможно, это было не так уж плохо, как может показаться нам, но надо полагать, (1) что он замерз, ибо ложем служила холодная земля, с холодным камнем в изголовье, что еще хуже, и температура воздуха была низкой.
(2) Было очень неудобно. Если мышцы и суставы болят после целого дня пути, то ночь, проведенная в таких условиях, только усугубит эту боль.
(3) Иаков был весьма уязвим. Он забыл, что совершил побег ради того, чтобы остаться в живых, и брат может настичь его в ярости или подослать убийцу туда, где он лежит, готовый быть принесенным в жертву, лишенный крова и защиты. Мы далеки от мысли, что в таких плохих условиях Иаков оказался по бедности, но (а) это связано с простотой и непритязательностью быта того времени, когда люди не привыкли к роскоши и не придавали особого значения удобству, в отличие от более поздних времен, когда людям стали присущи мягкость и изнеженность.
(б) Будучи обычным человеком, живущим в шатрах, Иаков привык к суровым условиям. И теперь, вознамерившись поступить на службу, он охотно приучал себя к таковым. Как впоследствии оказалось, это ему пригодилось (Быт 31:40).
(в) Иаков находил комфорт в Божьем благословении, а уверенность — в защите свыше, что утешало его, даже когда он так лежал, незащищенный. Будучи уверенным, что его Господь позаботился о безопасности, Иаков мог лечь и уснуть на камне.
II. На этом жестком ложе Иакову приснился дивный сон. Любой израильтянин охотно примирился бы с каменным изголовьем Иакова при условии, что он всего лишь увидит его сон. Там и тогда Иаков услышал слова Божии и увидел видения Всемогущего. Это была самая лучшая ночь в его жизни. Следует заметить, что Бог выбирает время для посещения Своих с утешением именно тогда, когда они лишены всех других утешений и утешителей. Если путь нашего служения изобилует скорбями (как в данном случае), то еще больше изобилуют утешения. Здесь обратите внимание:
1. На воодушевляющее видение Иакова (ст. 12). Он увидел лестницу, которая простиралась вверх от земли и достигала неба, ангелов, сходящих и восходящих по ней, и самого Господа вверху. Данное видение служит прообразом двух явлений, весьма утешительных для всех благочестивых людей во все времена и при любых условиях:
(1) Божье провидение, посредством которого поддерживается постоянная связь между небом и землей. Воля небес исполняется на земле, а поступки и дела земные известны на небе и судятся там. Провидение делает свою работу постепенно, шаг за шагом. Ангелы задействованы как духи служения для исполнения целей и намерений провидения, а на вершине лестницы находится мудрость Всевышнего, направляя все движения второстепенных причин во славу Первопричины. Ангелы — активные духи, они беспрерывно сходят и восходят, не отдыхая ни днем, ни ночью от служения на предписанных им постах. Ангелы восходят, чтобы дать отчет о проделанной работе и получить распоряжения, а затем сходят, чтобы выполнить данные распоряжения. Так и нам надлежит всегда изобиловать служением Господу, дабы исполнять его не хуже ангелов (Пс 102:20−21). Это видение весьма своевременно принесло Иакову утешение, дав ему знать, что у него есть и хороший проводник, и хороший защитник, когда он входит и выходит; и хотя ему и пришлось оставить отчий дом, он все же находится под опекой доброго провидения и под присмотром святых ангелов. Сие достаточно утешительно, однако нам не следует принимать бытующей среди некоторых богословов идеи о том, что ангелы-хранители Ханаана восходили, после того как вывели Иакова из своей земли, а ангелы Сирии сошли, дабы взять его под свой надзор. Теперь Иаков становится прообразом и представителем всей Церкви, попечение о которой поручено ангелам.
(2) Посредничество Христа. Наш Господь и является той лестницей, с подножием, в Своей человеческой природе, на земле, и верхом, в божественной природе, на небе; или: подножие на земле — уничижение, а верх на небе — возвеличение. Со времени грехопадения всякое сообщение между небом и землей происходит благодаря этой лестнице. Христос есть путь, и все Божьи милости приходят к нам, а наше служение приходит к Нему — посредством Христа. Если Бог обитает в нас, а мы — в Нем, то это — благодаря Христу. У нас нет другого пути на небо, кроме как по этой лестнице; если пытаемся взобраться как-то иначе, то мы — воры и грабители. Наш Спаситель ссылается на это видение, когда говорит об Ангелах Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин 1:51); ибо всеми добрыми услугами, которые ангелы нам оказывают, и всеми благами, получаемыми нами благодаря их служению, мы обязаны Христу, примирившему земное и небесное (Кол 1:20) и соединившему и то, и другое под Собою (Еф 1:10).
2. На воодушевляющие слова, услышанные Иаковом. Вот Господь привел его в пустыню и обращается к нему с утешением — говорит прямо с вершины лестницы; ибо всякую благую весть с небес мы получаем через Иисуса Христа.
(1) Господь повторил и подтвердил Иакову обетования, данные ранее его отцу (ст. 13−14). Вообще говоря, Бог возвестил Иакову, что Он будет для него таким же, каким был для Авраама и Исаака. Тот, кто идет по стопам своих благочестивых родителей, имеет долю в их завете и право наследования привилегий. В частности:
[1] За Иаковом закреплена земля Ханаана — «земля, на которой ты лежишь», как если бы Иаков обрел право владения всей страной, оттого что просто с удовольствием лежал на голой земле.
[2] Иакову обещано, что его потомство умножится, как песок земной; и несмотря на то что в данное время он подобен сухой оторванной ветке, некогда станет цветущим деревом, ветви которого разрастутся до моря. Такими же благословениями Иакова благословил отец (ст. 3−4), здесь же Господь говорит «аминь», даруя весьма сильное утешение.
[3] Вдобавок сказано, что из чресл Иакова произойдет Мессия, в котором благословятся все племена земные. Христос — великое благословение для всего мира. Всякий, кто блажен, независимо, из какого он народа, благословлен в Нем, без исключения для всех людей из любого народа, кроме тех, что сами себя исключили.
(2) Иакову даны новые обетования, весьма актуальные в его нынешнем положении (ст. 15).
[1] Иаков боялся опасности, исходившей от его брата Исава, но Господь обещал хранить его. Следует заметить, что тот, кого защищает Бог, всегда в безопасности, кто бы его ни преследовал.
[2] Иакову предстоял долгий путь, и путешествовать он вынужден был в одиночестве по незнакомой дороге в незнакомую страну; но «вот Я с тобою», говорит Господь. Следует заметить, что где бы мы ни находились, будем в безопасности и будем спокойны, если с нами благодатное присутствие Божье.
[3] Иаков не знал, но Господь предвидел, что на службе у своего дяди он столкнется с трудностями, поэтому обещает хранить его в любом месте. Следует заметить, что Господь знает, как давать Своему народу утешения и благодати, соответствующие событиям, которые есть и которые будут.
[4] В данное время Иаков отправлялся в изгнание в страну весьма далекую, но Господь обещает привести его назад в эту же землю. Следует заметить, что Тот, кто хранит Своих, когда те куда-то уходят, позаботится и об их возвращении (Пс 110:8).
[5] Казалось, что Иакова бросили все друзья, но здесь Господь заверяет его: «…Я не оставлю тебя…» Следует заметить, что Бог никогда не покидает того, кого любит. Это обетование остается верным для всего потомства (Евр 13:5).
[6] Обстоятельства провидения, казалось, противоречили обетованиям; здесь Господь заверяет в исполнении последних в надлежащее время: «…доколе не исполню того, что я сказал тебе…» Следует заметить, что у Бога слова с делом не расходятся — не то что у нас.
Стихи 16−22. Господь явил Иакову Себя и Свою благодать, когда он спал и был совершенно пассивен. Ибо Дух — как ветер — веет, когда хочет и где хочет, а Божья благодать, подобно росе, не зависит от человека (Мих 5:7). Иаков же сразу по пробуждении предпринял действия в ответ на Божье посещение; и мы можем предположить, что, проснувшись, он, подобно пророку, нашел свой сон приятным (Иер 31:26). Здесь мы видим, насколько верным был Иаков.
I. Он чрезвычайно удивился знакам особого присутствия Всевышнего на этом месте: «истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» (ст. 16). Следует заметить:
(1) Явления Божьи людям несут с собой и свидетельства о себе. Господь может явно продемонстрировать Свое присутствие, например, даруя душам верных убеждение в том, что Он — истинно с ними; причем данное убеждение невозможно передать другим, но только довольствоваться самому.
(2) Подчас мы встречаем Господа там, где меньше всего ожидали. Он является в то место, о котором мы даже и не помышляли и Его там не искали. Нет такого места, которое не cмог бы посетить Господь (Быт 16:13 — здесь). Где бы ни были — в городе или в пустыне, в доме или на поле, в лавке или на улице, — мы можем поддерживать общение с небом, а если этого не происходит, то лишь по нашей собственной вине.
II. Иаков был охвачен благоговейным страхом: и убоялся (ст. 17); он был настолько далек, чтобы возгордиться и превозноситься сверх меры чрезвычайностью откровений (2Кор 12:7), что даже испугался. Следует заметить, что чем больше мы узнаем о Господе, тем больше причин находим для святого трепета и смирения пред Ним. Тот, кому Господу было угодно открыть Себя, пал ниц и уничижился в собственных глазах; он не может не благоговеть пред Господом и благостью Его (Ос 3:5). Иаков сказал: «как страшно сие место!», то есть: «О явлении Господа здесь следует думать не иначе, как со святым страхом и благоговением. Я буду относиться к этому месту с почтением и помнить о нем по данному знаку до конца своих дней». Не то чтобы Иаков думал, что это место ближе других к видениям свыше, но увиденное там можно было расценивать как признаки Дома Божия, резиденцию Всевышнего и врата небесные, то есть место для общего собрания обитателей горнего мира, подобно тому как городские ворота служили местом собрания жителей города; или же сходящие и восходящие ангелы напоминали путников, входящих и выходящих через ворота города. Следует заметить:
(1) Господь по-особому присутствует там, где открывается Его благодать и где провозглашаются и запечатлеваются Его заветы — как в старину свершалось посредством служения ангелов, а сейчас — по постановлению (Мф 28:20).
(2) Там, где Господь встречает нас Своим особым присутствием, мы должны встречать Его с самым смиренным благоговением, памятуя о справедливости и святости Всевышнего и о собственной низости и порочности.
III. Иаков позаботился о том, чтобы сохранить память о данном событии двояким образом.
1. Он поставил камень как памятник (ст. 18); не то чтобы он думал, что своим видением обязан камню, на котором лежал, но для того, чтобы отметить место сие и, вернувшись к нему, воздвигнуть постоянный монумент в честь Божьего к нему расположения, ибо сейчас у него не было времени строить здесь жертвенник, как это делал Авраам в местах, где Бог являлся ему (Быт 12:7). Поэтому Иаков возлил елей на верх камня (вероятно, такой обряд существовал тогда для посвящения алтаря) как залог того, что построит жертвенник в подходящее время, что он впоследствии и сделал, дабы выразить Господу свою благодарность за данное видение (Быт 35:7). Следует заметить, что милость, дарованная Господом, требует должного благодарения, и нам всегда надлежит помнить о сладостном общении с Богом.
2. Иаков дал этому месту другое имя (ст. 19). Раньше оно называлось Луз — дерево миндаля, но отныне будет Вефилем — Домом Божьим. Благодатное явление Господа Иакову было для последнего честью, несомненно, большей и значительней, чем все цветущие вокруг миндальные деревья. Это именно тот Вефиль, о котором много позже сказано: «в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами (словами, сказанными Иакову)» (Ос 12:4). Со временем Вефиль, Дом Божий, превратился в Вефул — дом суеты и беззакония, в котором Иеровоам установил одного из своих тельцов.
IV. По этому случаю Иаков дал священный обет (ст. 20−22). Религиозными обетами мы воздаем Господу славу, признаем свою зависимость от Всевышнего и возлагаем на собственную душу обязательство быть активным в послушании Ему. Теперь Иаков пребывал в страхе и в стесненных обстоятельствах; вполне уместно и своевременно давать обеты во времена невзгод или в поисках особых милостей (Иона 1:16; Пс 65:13−14; 1Цар 1:11; Чис 21:1−3). Иаков только что был почтен благодатным визитом с небес. Господь обновил Свой завет с ним, и завет был обоюдным. Когда Бог подтверждает нам Свои обетования, нам подобает повторить свои обещания Ему. Обратите внимание, что может рассказать данный обет об Иакове, в частности, (1) о его вере. Господь сказал: «…Я с тобою, и сохраню тебя…» (ст. 15). Иаков «ухватился» за эти слова и сделал вывод: «Поскольку Господь будет со мною и сохранит меня, как Он сказал, и (что подразумевается данным обетованием) будет обеспечивать меня необходимым, и поскольку Он пообещал вернуть меня в эту землю, то есть в дом отца моего, которого я надеюсь застать живым при моем возвращении в мире (как непохож в этом Иаков на Исава, который с нетерпением ждал дней плача по отцу своему) — я полагаюсь на это обетование». Следует заметить, что Божьи обетования призваны служить нам руководством и мерилом в наших желаниях и надеждах.
(2) О его скромности и умеренности в желаниях. Он с радостью будет довольствоваться хлебом на пропитание и одеждой; и несмотря на то что, согласно Божьему обетованию, Иаков становится наследником весьма большого имения, он не претендует на особое облачение и изысканную пищу. Желание Иакова подобно таковому Агура: «…питай меня насущным хлебом» (также см. 1Тим 6:8). Природа довольствуется малым, а благодать — еще меньшим. Тот, кто имеет много, по сути, для себя имеет только хлеб и одежду, а все остальное либо хранит, либо раздает, сам не пользуется: если Господь дает нам больше, мы обязаны быть благодарными и употребить все для Него; если Господь дает нам только то малое, нам надлежит довольствоваться этим и радоваться в Господе.
(3) О его благочестии и отношении к Господу, которое проявилось здесь в том:
[1] Что Иаков пожелал, дабы Господь был с ним и хранил его. Следует заметить, что нам для того, чтобы быть довольными и счастливыми, где бы мы ни находились, надобно желать только Божьего присутствия и защиты. Путешественнику всегда хорошо иметь проводника по незнакомой местности и охрану на опасной дороге, дабы успешно добраться, ни в чем не нуждаться и продолжать свой путь в хорошей компании; тот, с кем Бог, имеет все это в наилучшем виде.
[2] Что Иаков замыслил. Его решением было:
(а) В общем, прилепиться к Господу как к своему Богу по завету: «…и будет Господь моим Богом». Не то чтобы Иаков отрекся от Господа и прогнал Его, если бы ему не хватало одежды и пищи; нет, даже если Бог убивает нас, мы должны прилепиться к Нему; но: «и тогда возрадуюсь в Нем как в моем Боге; и еще сильнее подвизаюсь пребывать в Нем». Следует заметить, что мы должны использовать каждую милость, получаемую нами от Господа, дабы взять на себя еще одно обязательство ходить в тесном общении с Ним как с нашим Богом.
(б) В частности, совершить некие особые деяния поклонения в знак благодарности. Во-первых, «этот камень завладеет данным местом, доколе я не вернусь в мире, и тогда место сие станет Домом Божьим», то есть «в честь Господа будет сооружен жертвенник». Во-вторых, «Дом Господа не будет пустовать и алтарь не останется без жертвы: «…из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть, либо вознося на алтари Всевышнего, либо благотворя нищим»; и те и другие — получатели Божьи в этом мире. Вероятно, Авраам и Иаков приняли общее указание с неба, следуя которому отдавали Господу десятую часть своих приобретений. Следует заметить:
(1) Нам надлежит почитать Господа своим имуществом и отдавать Ему причитающееся из такового. Если обретаем от Бога необычайную милость, то должны научиться воздавать ему особую благодарность.
(2) Десятая часть — весьма обоснованная доля, которую надлежит посвятить Господу и задействовать для Него, хотя в зависимости от обстоятельств она может меняться в большую или меньшую сторону, по мере того как Бог обогащает нас. (1Кор 16:2; 2Кор 9:7)
толкование Мэтью Генри на Бытие, 28 глава