Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Бытие | 25 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе святой летописец:

(I) Прощается с Авраамом, повествуя:

(1) О его детях от другой жены (ст. 1−4); (2) о его последней воле и завещании (ст. 5−6); (3) о его возрасте, смерти и погребении (ст. 7−10).

(II) Прощается с Измаилом, вкратце повествуя:

(1) О его детях (ст. 12−16); (2) о его возрасте и смерти (ст. 17−18).

(III) Приступает к истории Исаака.

(1) Его преуспевание (ст. 11).

(2) Зачатие и рождение двух сыновей; Божье пророчество относительно последних (ст. 19−26).

(3) Различие в их нравах (ст. 27−28).

(4) Исав продает первородство Иакову (ст. 29−34).

Стихи 1−10. После женитьбы Исаака Авраам прожил тридцать пять лет, и описание всего этого периода его жизни представлено здесь всего лишь несколькими стихами. Больше нет упоминаний о необычайных явлениях Божьих или испытаниях, ниспосланных патриарху. Ибо отнюдь не все дни даже самых лучших и выдающихся святых насыщены событиями; есть дни, которые как бы бесшумно скользят, приходят и уходят ничем не примечательные; именно такими были последние дни жизни Авраама. Здесь говорится:

I. О детях Авраама от Хеттуры, другой жены, которую он взял после смерти Сарры. Патриарх похоронил Сарру и женил Исаака, самых дорогих своих спутников по жизни, и стал одинок. Он нуждался в уходе, а его семья — в хозяйке, нехорошо ему было оставаться одному. Поэтому Авраам женился на Хеттуре, вероятно, главной своей служанке, либо рожденной в его доме, либо купленной за деньги. Жениться в преклонных летах не запрещается. От нее у патриарха родилось шесть сыновей, в которых частично исполнилось обетование о многочисленности Авраамова потомства, ибо о таковом он, вероятно, и думал, когда женился. Сила, которую обрел Авраам с этим обетованием, до сих пору него сохранилась, дабы явлено было, что сила обетования превосходит силы природы.

II. О том, как Авраам распорядился своим имением (ст. 5−6). После рождения сыновей от другой жены он установил в своем доме порядок, проявив при этом дальновидность и справедливость.

1. Своим наследником Авраам сделал Исаака, как и обязан был поступить, дабы явить справедливость по отношению к Сарре, своей первой и главной жене, и Ревекке, которая вышла замуж за Исаака и была заверена в том, что он наследник всего (Быт 24:36). Все, что Авраам определил Исааку, возможно, включает, землю Ханаана и право наследования обетования. Или же Господь сам уже определил Исаака быть наследником обетования, поэтому Авраам делает его наследником имения. Наши чувства и дары должны соответствовать Божьим.

2. Авраам дал подарки остальным своим детям, в том числе Измаилу, которого поначалу отослал без ничего, а также детям Хеттуры. Обеспечить их было справедливо; родители, которые не подражают в этом Аврааму, — хуже неверных. Авраам проявил дальновидность, поселив остальных своих детей вдали от Исаака, дабы те не притязали на раздел наследства и никоим образом не стремились попасть к нему на довольствие и попечение. Обратите внимание: Авраам сделал это еще при жизни своей, дабы не пришлось заниматься этим после или чтобы это не было сделано не так хорошо. Следует заметить, что взять распоряжение наследством в свои руки, став исполнителем собственного завещания, и сделать все, что только возможно в этом отношении, еще при жизни, в большинстве случаев является для человека самым мудрым решением. Сыны наложниц, о которых здесь говорится, были отосланы в страну, расположенную к востоку от Ханаана, и их потомство названо жителями востока, которые славились своим великим числом (Суд 6:5,33). Такая многочисленность явилась следствием обетования об умножении потомства, данного Аврааму Богом. Господь, распределяя Свои благословения, поступает, как и Авраам: дети мира сего, будучи сынами рабы, получают обычные блага, в то время как благословения по завету припасены для наследников обетования. Все, кто у Бога, являются Его наследниками, ибо они — Его Исааки, которые будут навеки отделены от остальных.

III. О возрасте и смерти Авраама (ст. 7−8). Он прожил 175 лет и умер через сто лет после того, как пришел в Ханаан; так долго был странником в земле чужой. Несмотря на то что Авраам жил долго и хорошо, творил добро и злая участь сия могла бы его миновать, наконец и он умирает. Обратите внимание на то, как здесь описана его смерть:

(1) И скончался Авраам — тогда Авраам отдал дух свой (англ. пер.). Он не лишился жизни, но с радостью отдал ее; вручил свой дух в руки Отца духов.

(2) Он умер в старости доброй, престарелый, как и обещал ему Господь. Смерть освободила Авраама от бремени его возраста: старый человек не жил бы так всегда. Кроме того, смерть стала венцом славы его преклонных лет.

(3) Авраам был насыщен жизнью, как можно истолковать слово насыщенный, включая все жизненные блага и радости. Он не стал дожидаться, когда земля перестанет носить его, но почил, когда сам утомился от мира; ему было достаточно, ничего более он не желал. Vixi quantum satis est — Я прожил достаточно долго. Благочестивый, даже если ему не суждено жить долго, умирает насыщенным жизнью, довольным тем, как он здесь прожил, и со страстным желанием жить в лучшем мире.

(4) Авраам приложился к народу своему. Его тело попало в собрание мертвых, а душа — в собрание блаженных. Следует заметить, что смерть прилагает нас к нашему народу. Смерть приложит нас именно к тому народу, который является нашим, пока мы живем — то ли это будет народ Божий, то ли дети мира сего.

IV. О погребении Авраама (ст. 9−10). Здесь ничего не говорится ни о приготовлениях, ни о самом обряде погребения, но только сообщается:

(1) Кто его хоронил: Исаак и Измаил, сыновья его. С их стороны эта была последняя дань уважения благочестивому отцу. Прежде между Исааком и Измаилом существовало некоторое отдаление; но, похоже, либо сам Авраам свел их вместе, пока был жив, или, по крайней мере, смерть отца примирила их.

(2) Где его похоронили: в его собственном месте для погребения, которое он купил и где похоронил Сарру. Следует отметить, что если люди были по-настоящему дороги друг другу при жизни, то их желание быть похороненными вместе и даже в смерти быть неразлучными не только законно, но и достойно похвалы, ибо знаменует их надежды на то, что воскреснут вместе.

Стихи 11−18. Сразу же после сообщения о смерти Авраама Моисей начинает повествование об Исааке (ст. 11), упоминая о том, где он жил и как удивительно его благословил Господь. Следует заметить, что Авраамово благословение не умерло вместе с патриархом, но сохранилось для всех детей обетования. Однако в данный момент автор делает небольшое отступление от истории об Исааке, дабы вкратце рассказать нам об Измаиле, поскольку тот тоже был сыном Авраама, и Бог дал относительно его некоторые обетования, а коль скоро такая необходимость была, нам нужно знать об их исполнении. Обратите внимание, что здесь говорится (1) о детях Измаила. У него было двенадцать сыновей, двенадцать князей, как о них сказано (ст. 16), родоначальников семей, которые в ходе истории превратились в народы, отдельные племена, многочисленные и весьма солидные. Они заселили довольно большое пространство между Египтом и Ассирией, названное Аравией. Перечислены имена всех двенадцати сыновей. Мы часто встречаем в Писании упоминания о Мадиане и Кедаре. А некоторые проницательные толкователи обратили внимание на значение трех имен, которые идут подряд в ст. 14: Мишма, Дума, Масса и содержат в себе полезный совет для всех нас, а именно: слышь, молчи и терпи; в том же порядке мы встречаем их в Послании Иакова: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев (Иак 1:19). Потомки Измаила обладали не только шатрами в полях, где они богатели в мирное время, но также селеньями и замками (англ. пер., ст. 16), в которых укреплялись во время войн. Численность и сила этой семьи была обусловлена обетованием об Измаиле, данным Агари (Быт 16:10) и Аврааму (Быт 17:20; Быт 21:13). Следует заметить, что многие люди, чуждые заветам обетования, все же благословлены материальным процветанием ради своих благочестивых предков. Обилие и богатство в доме его.

(2) О самом Измаиле. Здесь сообщается его возраст: лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет (ст. 17); данное упоминание служит доказательством действенности молитвы за него Авраама: «О, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!» (Быт 17:18). Кроме того, здесь сообщается о смерти Измаила, который тоже приложился к народу своему, однако ничего не сказано о насыщенности его жизни, хотя он и дожил до весьма преклонного возраста, но, в отличие от своего благочестивого отца, не утомился от мира и не хотел его покидать. Слова «он умер пред лицем всех братьев своих» (англ. пер.), что бы они ни значили, если понимать их буквально, говорят о смерти Измаила и служат доказательством исполнения слов, обращенных к Агари: «…жить будет он пред лицем всех братьев своих» (Быт 16:20), то есть будет благоденствовать, занимать среди них высокое положение и держаться своего до конца. Или же они означают, что Измаил умер в окружении друзей, что весьма утешительно.

Стихи 19−28. Здесь идет повествование о рождении Иакова и Исава, двойни, родившейся у Исаака и Ревекки: появление младенцев на свет (весьма необычное) занимает значительную часть рассказа. Об Исааке говорится не очень много, в основном упоминания о нем связаны с его отцом, когда тот был жив, а в дальнейшем с его сыновьями. Наверное, это обусловлено тем, что сам Исаак не был человеком действия и не сталкивался со многими испытаниями, но проводил свои дни в тишине и покое. О Иакове и Исаве здесь говорится:

I. Что о них молились. Родители после долгого периода бездетности обрели их по молитве (ст. 20−21). Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, и несмотря на то что он — единственный сын, от которого должно было произойти обетованное потомство, с женитьбой Исаак не торопился. Когда сыновья родились, ему было шестьдесят лет (ст. 26); следовательно, с момента бракосочетания у него не было детей на протяжении двадцати лет. Следует заметить, что исполнение Божьего обетования всегда верно, хотя часто бывает медленным, и порой кажется, что провидение дразнит верующих и запутывает, испытывая их веру и терпение, дабы милости, такие долгожданные и наконец обретенные, стали еще более желанными. Пока милость запаздывала, Исаак, в отличие от Авраама, а потом и Иакова, не приближался к ложу служанок, ибо он любил Ревекку (Быт 24:27).

1. Он молился и просил Господа о своей жене. Несмотря на то что Бог обещал увеличить его семью, Исаак молился о ее умножении. Ибо Божьи обетования должны не подменять наши молитвы, а вдохновлять их, укрепляя основание нашей веры. И хотя Исаак просил об этой милости довольно часто и длилось это многие годы без каких-либо подтверждений, он непрестанно об этом молился. Ибо люди должны всегда молиться и не унывать (Лк 18:1), молиться непрестанно и стучаться, пока двери не откроются. Исаак молился о своей жене, хотя существует точка зрения, что он молился вместе с женой. Следует заметить: мужья и жены должны молиться вместе, что подразумевается в предостережении апостола, когда он говорил: «…дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет 3:7). У иудеев существует предание, что Исаак в конечном счете взял свою жену с собою на гору Мориа, где Господь обещал умножить Авраамово потомство (Быт 22:17) и где в молитве о ней и вместе с ней ссылался на обетование, данное именно в этом месте.

2. Бог услышал молитву Исаака и смилостивился над ним. Следует заметить, что дети — это дар от Господа. Тот, кто, подобно Исааку, настойчиво молится, в конечном счете обнаружит, что не напрасно искал (Ис 45:19).

II. Еще до рождения братьев имело место окутанное великой тайной пророчество о них (ст. 22−23). Долго Исаак молился о сыне, и вот наконец жена носит двойню, дабы вознаградить его за столь длительное ожидание. Так Господь зачастую превосходит наши молитвы и дает нам больше, чем мы могли помыслить и просить. И вот Ревекка беременна двойней. Здесь обратите внимание:

1. В каком замешательстве пребывала женщина относительно ситуации, в которой она оказалась: сыновья в утробе ее стали биться. Борьба, которую она ощущала внутри себя, была весьма необычной и вызывала сильное беспокойство. Ревекка задается вопросом: «если так будет, то для чего мне это?» То ли она опасалась, что умрет в родах, то ли утомилась от битвы, ведущейся в ее утробе, а возможно, подозревала в том дурное предзнаменование, но складывается впечатление, что Ревекка сожалеет о том, что вообще забеременела, или даже готова тотчас же умереть — лишь бы только не родить на свет такое беспокойное потомство. Раньше бедой женщины была бездетность, теперь не меньшей бедой стала для нее борьба младенцев в утробе. Следует заметить:

(1) Блага, которых мы более всего желаем, подчас приносят с собой неудобств и волнений больше, чем мы себе представляли; все под солнцем отмечено суетой — и Господь учит нас различать таковую.

(2) Мы слишком склонны разочаровываться в благах из-за волнений, которые им сопутствуют. Мы не знаем, довольны ли мы; не знаем ни что такое нужда, ни что такое изобилие. Это борьба между Царством Божьим и царством сатаны [1] в мире. Семя жены и семя змея борются с тех пор, как Господь положил вражду между ними (Быт 3:15), и это послужило причиной постоянных трений между людьми. Христос Сам пришел огонь низвести на землю и разделение (Лк 12:49,51). Да не станет сие для нас камнем преткновения. Святая война лучше мира в чертогах дьявола.

[2] В сердцах верующих. Стоит только Христу образоваться в душе, как сразу же там начинается конфликт между плотью и духом (Гал 5:17). Без сильной борьбы поток не повернешь, что не должно нас обескураживать. Лучше вступить с грехом в конфликт, чем покорно ему подчиниться.

2. Как Ревекка стала искать утешения: пошла вопросить Господа. Существует мнение, что в то время за пророчеством обращались к Мелхиседеку или же пользовались уримом и терафимом, как впоследствии это делали на судном наперснике, дабы вопросить Господа. Следует заметить, что Слово и молитва, посредством которых мы спрашиваем Господа в настоящее время, приносят большое утешение всякому, пребывающему в замешательстве, независимо от причины последнего. Какое облегчение для души изложить свое дело пред Господом и спросить совета Его уст! Иди во святилище Божие! (Пс 72:17).

3. Что Ревекка узнала, спросив, и как данный ответ объяснил тайну: два племени во чреве твоем (ст. 23). Она была беременна не просто двумя детьми, но двумя народами, которые будут значительно отличаться не только своими нравами и характером, но и претерпевать столкновение интересов и бороться. А в результате такого соперничества старший станет служить младшему, что исполнилось в служении сынов Едома дому Давида на протяжении многих лет, до тех пор, пока те не восстали (2Пар 21:8). Здесь обратите внимание:

(1) Господь волен распоряжаться Своей благодатью. Ему принадлежит исключительное право проводить различие между теми, что сами по себе еще не сделали ни доброго ни худого. К такому выводу приходит и апостол (Рим 9:12).

(2) В борьбе благодати с тлением, которая происходит в душе, благодать, будучи младшей, в конечном счете непременно одержит верх.

III. При рождении братья сильно отличались друг от друга, что послужило подтверждением сказанному выше (ст. 23) и знамением в пользу свершения пророчества. Кроме того, они стали яркими прообразами своих народов.

1. Младенцы сильно отличались по внешнему виду (ст. 25). Исав при рождении был не гладким, а косматым, словно взрослый человек; отсюда и получил свое имя Исав — «готовый, уже выросший». Все это указывало на крепкое телосложение и давало повод ожидать, что Исав станет сильным, дерзким и активным человеком. Иаков же был гладким и нежным, как и все младенцы. Следует заметить:

(1) Отличия в способностях людей, а следовательно, и в их положении в мире, в значительной степени связаны с врожденными склонностями; есть люди, которые просто рождены для активной деятельности и высокого положения, истинное предназначение других — быть неприметными. Данный пример Божьего владычества в царстве провидения, наверное, сможет примирить нас с учением о верховной власти Бога в царстве благодати.

(2) Это типичное проявление того, как Господь избирает немощное мира, чтобы посрамить сильное (1Кор 1:26−27).

2. Знамение соперничества между братьями наблюдалось уже при их рождении. Исав, более сильный, родился первым, но Иаков вышел, держась рукою своею за пяту Исава (ст. 26). Сие означает (1) стремление Иакова к первородству и благословению; с самого начала он протянул руку, дабы схватить его и, по возможности, не допустить к нему брата.

(2) Иаков в конечном счете победит, ему предстоит ослабить своего брата и добиться своего. В Библии есть ссылка на этот отрывок (Ос 12:3), и отсюда имя Иаков — «вытеснивший».

3. Братья были очень непохожи по душевному складу и по образу жизни, который каждый из них выбрал (ст. 27). Это вскоре проявилось в резком отличии их характеров.

(1) Исав был человеком, любящим этот мир. Он страстно увлекался своим привычным занятием, ибо стал охотником. Он был человеком, умевшим жить своим умом, ибо являлся искусным звероловом. Исав занимался тем, что приносило ему удовольствие, изучив все тонкости своего ремесла и посвящая любимому занятию все свое время. Он никогда не любил книг и не сидел дома, но был человеком полей, подобно Нимроду и Измаилу, весь — в травле дикого зверя, не останавливающийся, пока не достигнет своего, готовый вскоре стать знатным человеком или воином.

(2) Иаков же был человеком, тяготеющим к миру иному. Он не стремился занять место государственного деятеля и не предпринимал попыток выглядеть важной персоной, но был человеком кротким, живущим в шатрах, честным, с добрыми намерениями, поступающий справедливо и предпочитающей истинную усладу уединения и покоя всем мнимым наслаждениям суетной и шумной охоты; Иаков жил в шатрах, и [1] поскольку был пастухом, то приобщился к безопасному и тихому занятию разведения овец, которому обучил и своих детей (Быт 46:34); [2] был учеником и часто посещал шатры Мелхиседека или, существует мнение, — Хевера, дабы научиться у них духовным истинам. Посему именно этому сыну Исаака предназначалось стать наследником завета.

4. Такими же разными были и чувства родителей по отношению к братьям. У Исаака и Ревекки было только два сына, и, похоже, один из них стал любимчиком отца, а другой — матери (ст. 28).

(1) Исааку, несмотря на то что сам он человеком деятельным не был (ибо, если и выходил в поле — то только размышлять и молиться, а не охотиться), весьма понравилось, что сын его столь активен. Исав умел угодить отцу, выказывал ему всяческое почтение, часто угощая мясом диких животных, чем и снискал любовь доброго старика, завоевав его симпатию более, чем возможно представить.

(2) Ревекка же помнила о пророчестве Господа, согласно которому предпочтение отдано младшему, и поэтому любила его больше. И если бы вообще было справедливо со стороны родителей проводить различие между детьми по какому-либо поводу, то, несомненно, права бы оказалась Ревекка, ибо возлюбила того, кого возлюбил Господь.

Стихи 29−34. Здесь речь идет о сделке между Иаковом и Исавом, касающейся первородства, которое принадлежало Исаву по стечению обстоятельств, а Иакову — по обетованию. Первородство являлось духовной привилегией, включающей верх достоинства и верх могущества, равно как и двойной удел (Быт 49:3). В данном случае к первородству, похоже, прилагалось благословение и право наследования обетования. Теперь следует обратить внимание:

I. Праведное желание Иаковом первородства, для обретения которого он все же нашел обходные пути, не совсем соответствует его характеру бесхитростного человека. Жажда обрести первородство была продиктована отнюдь не гордостью и не честолюбием, но стремлением к духовным благословениям, о которых он узнал, пребывая в шатрах, в то время как Исав в полях утратил их вкус. Иаков достоин похвалы в том, что искренне и страстно желал даров лучших, однако не может быть оправдан в том, что использовал в своих целях естественную потребность брата, вынудив его тем самым к заключению очень серьезной сделки: «…продай мне теперь же свое первородство» (ст. 31). Вероятно, братья обсуждали эту тему ранее, поэтому для Исава такое предложение не стало полной неожиданностью, как это может показаться. Вполне возможно, что Исав сам периодически упоминал о первородстве и преимуществах, с ним сопряженных, что и побудило Иакова выступить с таким предложением. А посему следует проявить некоторое снисхождение к Иакову, добившемуся своего таким образом. Следует заметить, что бесхитростные люди, речь которых отличается простотой и святой искренностью и лишена мирской премудрости, часто оказываются мудрее всех остальных, ибо сохраняют душу и обретают вечность. Истинно мудр тот, кто в мудрости своей ищет мир иной. Мудрость Иакова проявилась в двух моментах:

(1) Он нашел самое подходящее время и воспользовался подвернувшейся ему возможностью, не дав ей ускользнуть.

(2) Заключив сделку, он закрепил ее гарантиями, добившись, чтобы Исав подтвердил свое согласие клятвой: «…поклянись мне теперь же» (ст. 33). Иаков взял с Исава клятву, пока тот не передумал, не оставляя ему права на отмену сделки. В подобных делах хорошо иметь гарантии.

II. Исав проявил к первородству нечестивое неуважение, так неразумно его променяв. За это его сравнивают с нечестивцем, ибо за одну снедь отказался от своего первородства (Евр 12:16); эта снедь стала самой дорогой со времен запретного плода, но сожаление придет слишком поздно. История не знала сделки более глупой, чем та, что заключил Исав; но несмотря на это, Исав был высокого мнения о собственном благоразумии и имел репутацию ловкого человека. Возможно, он часто посмеивался над слабостью и простодушием Иакова. Следует заметить, что есть люди мудрые на пенни и глупые на фунт, ловкие охотники, способные перехитрить других и завлечь их в свои сети, и в то же время — поддавшиеся на уловки сатаны, захватившего их в плен и подчинившего своей воле. Стоит повторить, что Господь избирает немудрое мира, дабы посрамить мудрое. Простодушный Иаков одурачил хитрого Исава. Обратите внимание на проявления недальновидности Исава.

1. Аппетит его был весьма сильным (ст. 29−30). Бедный Иаков приготовил себе на обед немного хлеба и кушанья из чечевицы (ст. 34) и, вполне довольствуясь отсутствием дичи, собирался поесть, когда Исав вернулся с охоты, уставший и голодный, и, возможно, без трофеев. И вот приготовленная Иаковом чечевичная похлебка становится его взору желаннее, чем когда-либо до этого — дичь. Исав говорит: «…дай мне поесть красного, красного этого», которое совпадало с его собственным цветом (ст. 25), за что в нарекание получил имя Едом — «красный». Как будто бы изнемог до такой степени, что сам себя накормить не мог, или не было у него слуги рядом, чтобы помочь, но он умоляет брата накормить его. Следует заметить:

(1) Тот, кто сильно привязан к какой-либо деятельности, мучает себя напрасно (Авв 2:13). Он мог бы делать все необходимое и достичь наилучших результатов, приложив вдвое меньше усилий и не подвергая свою жизнь особому риску в поисках неблагоразумных наслаждений.

(2) Тот, кто трудится спокойно, получает все необходимое с большим постоянством и комфортом по сравнению с шумным охотником: хлеб не всегда достается мудрым, но полагающийся на Господа и творящий добро непременно будет есть свой хлеб насущный (в отличие от Исава, который то пировал, то погибал).

(3) Непомерный плотский аппетит способен погубить тысячи драгоценных душ: несомненно, будь Исав просто голоден и утомлен, он мог бы раздобыть себе еды без таких значительных затрат — не ценою первородства; но его весьма привлек цвет кушанья из чечевицы, и охотник не мог себе отказать в удовольствии отведать похлебки, чего бы это ему ни стоило. Ничего хорошего не выйдет, если сердце человека следует за его глазами (Иов 31:7), а сам он служит чреву своему. Поэтому не смотрите на вино или, как Исав, на чечевичную похлебку, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, или на блюде, ибо именно так кажется весьма притягательным (Притч 23:31). Если мы научимся отказывать себе, то разрушим силы большинства искушений.

2. Оправдания Исава были весьма шаткими: «вот, я умираю…» (ст. 32); а если бы и так, неужели ничто другое, кроме чечевичной похлебки, не спасло бы его от смерти? Даже если в то время в земле был голод (Быт 26:1), как предполагает доктор Лайтфут, мы не думаем, что Исаак был настолько беден, а Ревекка так плохо вела хозяйство, что в семье не было запаса пищи, способного уберечь его от потери первородства, но господином Исава был его аппетит. Он пребывал в состоянии вожделения, и ничто бы его не удовлетворило, кроме этого красного, этого красного кушанья из чечевицы, и в оправдание своему неуемному желанию Исав притворяется умирающим. А если бы даже и так, то не лучше ли было ему умереть с почестями, нежели жить в позоре, умереть с благословением, нежели жить под проклятием? Первородство являлось прообразом духовных благословений членов Церкви Первенца. Исав подвергся испытанию на то, как он ценит сии благословения, и показал, что способен переживать исключительно о преходящем — ему бы только облегчить мимолетные скорби, а до первородства и дела нет. Более принципиальным оказался Навуфей, который скорее готов был пожертвовать жизнью, нежели продать виноградник, ибо его удел в земном Ханаане служил прообразом небесного удела (3Цар 21:3).

(1) Если рассматривать первородство Исава только как преходящее преимущество, то в его словах содержится доля истины, а именно: то, чем мы обладаем в этом мире, и даже то, к чему мы наиболее привязаны, никак не поможет нам в смертный час (Пс 48:7−9); оно не отсрочит приход смерти, не облегчит мук, не удалит ее жала; и все же Исав, претендовавший на высокое положение в обществе, мог бы обладать духом более сильным и благородным и не опуститься до продажи столь высокой привилегии так дешево.

(2) Однако первородство имело духовную природу, поэтому недооценка такового была со стороны Исава самым вопиющим проявлением нечестия. Следует заметить, что променять свой интерес в Боге, во Христе и в небесном царстве на богатства, почести и наслаждения этого мира — крайне неразумно, ибо сделка эта так же невыгодна, как продажа первородства за блюдо чечевичной похлебки.

3. Покаяние же было спрятано от взора Исава: и он ел и пил (ст. 34), услаждал свой вкус, удовлетворял свои вожделения, радовался тому, что раздобыл себе пищу, затем беззаботно встал и ушел без малейших признаков сожаления, даже не поразмыслив серьезно о том, насколько невыгодную сделку совершил. Так Исав пренебрег своим первородством. Он абсолютно ничего не предпринял, чтобы отменить сделку, не обратился с этим вопросом к отцу, не предложил брату урегулировать дело. Но сделку, совершенную по необходимости (допустим, что это так), Исав закрепил по своему нечестию ex post facto — после содеянного; и дальнейшим своим безразличием и пренебрежением к свершившемуся он признал окончательность своего решения. К тому же, оправдывая себя в своих действиях, Исав лишил себя права на отмену сделки. Следует заметить, что люди губят себя не столько тем, что совершают проступки, но тем, что не раскаиваются в неправедных деяниях и упорствуют в них.

толкование Мэтью Генри на Бытие, 25 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.