Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Бытие | 21 глава

Толкование Мэтью Генри


Эта глава описывает:

(I) Рождение в семье Авраама обетованного чада — Исаака (ст. 1−8).

(II) Изгнание из семьи Измаила — сына рабыни (ст. 9−21).

(III) Договор Авраама со своим соседом Авимелехом (ст. 22−32).

(IV) Его поклонение Богу (ст. 33).

Стихи 1−8. То, чего долго ожидали, наконец настало. Видение об обетованном семени касалось определенного времени, и теперь, наконец, оно свершилось и не солгало. Приход лишь немногих людей в этот мир во времена Ветхого Завета сопровождался такими ожиданиями, как приход Исаака. Но он должен был появиться не для того, чтобы стать великой выдающейся личностью, а для того, чтобы стать прообразом Христа — того семени, которое давно было обещано Богом и которого долго ожидали святые. В описании первых дней Исаака мы можем обратить внимание:

I. На исполнение Божьего обетования, касающегося его зачатия и рождения (ст. 1−2). Отметьте: Божьи провидения выглядят особо ярко и наилучшим образом, когда сравниваются с Его словом, и в них мы наблюдаем, как Бог действует согласно Своим изреченным словам.

1. Исаак был рожден в соответствии с обетованием. Господь милостиво посетил Сарру, как Он и говорил. Отметьте: ни одно слово Бога не останется неисполненным, ибо верен обещавший, и Божья верность является опорой и поддержкой веры народа Божьего. Исаак был рожден во время, о котором говорил ему Бог (ст. 2). Отметьте: Бог всегда пунктуален к Своему времени. И хотя Его обещанные милости не приходят во время, установленное нами, но они несомненно придут во время, установленное Им, и это будет наилучшее время.

2. Он был рожден в силу обетования: «Верою и сама Сарра получила силу к принятию семени» (Евр 11:11). Следовательно, Бог по обетованию дал ей эту силу. Исаак родился не силой обычного провидения, а силой особого обетования. Смертный приговор, так сказать, был вынесен вторичным причинам: Авраам и Сарра были стары и, в сущности, мертвы; и тогда исполняется слово Божье. Отметьте: истинные верующие благодаря Божьим обетованиям получают силу совершить то, что превосходит силу человеческой природы, ибо через них соделались причастниками Божеского естества (2Пет 1:4).

II. На послушание Авраама Божьим повелениям относительно Исаака.

1. Он назвал сына так, как Бог повелел ему (ст. 3). Бог предписал дать ему имя Исаак — «он засмеется»; и Авраам, в чью задачу это входило, дал это имя, хотя, возможно, хотел дать другое, более высокопарное и значительное. Отметьте: мы поступаем подобающим образом, если изобилие своих человеческих измышлений подчиняем всемогуществу и простоте божественных постановлений; кроме того, для данного имени было хорошее основание, ибо, (1) когда Авраам принял обетование о сыне, он смеялся от радости (Быт 17:17). Заметьте: когда солнце утешения взошло над душой, то хорошо вспомнить, как желанен был рассвет этого дня и с каким торжеством мы приняли это обетование.

(2) Когда же Сарра приняла обетование, то она засмеялась с неверием и подозрительностью. Отметьте: когда Бог дарует нам милости, в получении которых мы начали отчаиваться, мы должны со стыдом и печалью вспомнить наше греховное неверие в силу Бога и обетование, когда искали их.

(3) Позже над самим Исааком смеялся Измаил (ст. 9), и, возможно, его имя ободряло его ожидать этого. Отметьте: Божьи любимцы часто являются посмешищем для мира.

(4) Обетование, в котором он был не только сыном, но и наследником, было радостью всех святых во все века, и это должно было наполнить их уста смехом.

2. Авраам обрезал его (ст. 4). С ним был заключен завет; печать этого завета была передана ему; и хотя это постановление было кровавым, а сын очень любим, им нельзя было пренебречь или отложить его совершение позже восьмого дня. Бог придерживался времени, исполнив обетование, и поэтому Авраам должен был соблюдать время, повинуясь заповеди.

III. На впечатление, которое эта милость произвела на Сарру.

1. Она наполнила ее радостью (ст. 6): «Смех сделал мне Бог; Он дал мне и повод возрадоваться и сердце, чтобы радоваться». Те же слова сказала мать нашего Господа (Лк 1:46−47). Отметьте:

(1) Бог дарует милости Своему народу, чтобы ободрить его радость в работе и служении Ему; и что бы ни было поводом для нашей радости, мы должны признавать Бога ее автором, если только она не является смехом глупых.

(2) Если милости долгое время откладывались, то они становятся более желанными, когда приходят.

(3) При получении любой милости утешение возрастает, когда друзья радуются с нами: «…кто ни услышит обо мне, рассмеется, ибо смех заразителен» (см. Лк 1:58). Другие тоже возрадуются этому проявлению Божьей силы и милости и получат ободрение уповать на Него (см. Пс 118:74).

2. Это наполнило ее изумлением (ст. 7). Здесь обратите внимание:

(1) Что она считала особо поразительным: «Что Сарра будет кормить детей грудью», что она не только будет носить ребенка, но и будет достаточно сильной и здоровой в ее возрасте, чтобы кормить молоком. Отметьте: матери, если они могут, должны кормить молоком своих детей. Сарра была знатной женщиной в возрасте, и можно было подумать, что кормлением она нанесет вред себе или ребенку, или обоим. Безусловно, у нее был богатый выбор кормилиц. Но тем не менее в этом вопросе она выполнила свой долг, и ее дочери являются хорошими женами, если так же делают добро (1Пет 3:5−6; см. Плач 4:3).

(2) Как она выразила свое удивление: «Кто сказал бы? Это настолько невероятно и почти невозможно, что если бы кто-нибудь другой, кроме Бога, сказал, то мы не поверили бы». Отметьте: насколько благоволение Бога к народу, вступившему с Ним в завет, превосходит их собственные, а также помыслы и ожидания других людей. Кто мог бы вообразить, что Бог может так много сделать для тех, кто так мало заслуживает, более того, для тех, кто заслуживает наказания (см. Еф 3:20; 2Цар 7:18−19)? Кто бы мог сказать, что Бог пошлет Своего Сына умереть за нас, Свой Дух, чтобы освящать нас, и Своих ангелов, чтобы посещать нас? Кто сказал бы, что такие великие грехи будут прощены, такие ничтожные служения приняты, а такие недостойные черви вступят в завет и общение с великим и святым Богом?

IV. Краткое описание младенчества Исаака: «Дитя выросло…» (ст. 8). Этому факту уделяется особое внимание (хотя и само собой разумеется), чтобы известить о том, что дети обетования возрастают (см. Лк 1:80; Лк 2:40). Рожденный от Бога растет возрастом Божиим (Кол 2:19). Исаак рос и уже нуждался не только в молоке, так как мог питаться твердой пищей; в связи с этим он был отнят от груди (Евр 5:13−14). И тогда Авраам устроил большой пир для своих друзей и соседей в знак благодарности Богу за Его милость к нему. Он устроил этот пир не в тот день, когда Исаак родился, так как это было бы большим беспокойством для Сарры, и не в тот день, когда он был обрезан, так как это было бы слишком большим отклонением от постановления, а в день, когда тот был отнят от груди, так как Божьи благословения для питающихся молоком, сохранность их от опасностей в младенческом возрасте являются замечательными примерами заботы и нежности божественного провидения, которое мы должны признавать и прославлять (см. Пс 21:10−11; Ос 11:1).

Стихи 9−13. В этих стихах обдумывается и принимается решение об изгнании Измаила.

I. Измаил сам дал повод к подобному отношению, несколько раз публично оскорбив своего маленького брата Исаака. Некоторые считают, что это произошло в тот день, когда Авраам устроил пир, чтобы порадоваться тому, что сын был благополучно отнят от груди. Одни евреи говорят, что это произошло тогда, когда Исааку исполнилось три года, другие — когда исполнилось пять. Сама Сарра стала свидетелем его оскорбления: «Увидела Сарра, что сын Агари Египтянки… насмехается» (ст. 9); несомненно, он насмехался над Исааком, так как со ссылкой на это событие Писание говорит, что рожденный по плоти гнал рожденного по духу (Гал 4:29). Здесь Измаил назван сыном Египтянки, и, как считают некоторые, 400 лет страданий семени Авраама от египтян начались именно в то время, и их нужно отсчитывать от того дня (Быт 15:13). «Сарра увидела, что он играет с Исааком, — говорит Септуагинта, — насмехаясь над ним». Измаил был на четырнадцать лет старше Исаака, а когда дети растут вместе, то старший должен быть внимательным и нежным с младшим, но поведение Измаила служило доказательством его низкого и подлого характера, так как он обижал ребенка, который никоим образом не был ему равным противником. Отметьте:

(1) Бог обращает внимание на то, что дети говорят и делают во время игры, и Он воздаст им по заслугам, если они говорят или поступают плохо, даже если этого не сделают родители.

(2) Насмешка — великий грех, и он очень раздражает Бога.

(3) В семени змея укоренилась вражда к семени жены. Дети обетования должны быть готовы к тому, что над ними будут смеяться. Это то преследование, к которому они должны быть готовы.

(4) Бог изгоняет и отказывается лишь от тех, кто своим поведением заслужил этого. Измаил продолжал жить в семье Авраама, пока не стал причиной беспокойства, скорби и скандалов.

II. Сарра предприняла шаг, сказав: «Выгони эту рабыню» (ст. 10). Похоже, эти слова были сказаны во гневе, в то же время они цитируются (Гал 4:30), словно были произнесены духом пророчества. Они также являются приговором всем лицемерам и плотским людям, хотя у них есть место и имя в видимой Церкви. Всякий, кто был рожден по плоти, но не рожден свыше, кто остановился на законе и отказывается от евангельских обетований, обязательно будет изгнан. Этот случай приводится, чтобы указать на отказ Бога от неверующих евреев, которые хотя и являются семенем Авраама, но из-за своего неподчинения евангельскому завету остались вне Церкви и лишились прав. Прежде всего их насмешка и преследование евангельской Церкви — Божьего Исаака в его младенчестве (1Фес 2:16) — побудили Бога изгнать их. Отметьте: есть много людей, хорошо знающих и имеющих близкие отношения с детьми Божьими в этом мире, которые в то же время не разделят с ними наследие сынов. Измаил мог бы быть другом Исаака по играм и учебе, но не его сонаследником.

III. Авраам не был расположен к подобному решению — показалось это Аврааму весьма неприятным (ст. 11).

1. Он огорчился из-за того, что Измаил спровоцировал подобную ситуацию. Отметьте: дети должны задумываться о том, что чем больше родители любят их, тем больше они огорчаются из-за их неправильного поведения, особенно из-за их ссор между собой.

2. Он огорчился из-за того, что Сарра настаивала на подобном наказании. «Разве недостаточно было бы сделать ему замечание? Неужели наказание не может быть менее суровым, и он заслуживает изгнания?» Отметьте: крайние меры, которые необходимо применять к нечестивым и неисправимым детям, очень огорчают нежных родителей, которые не могут добровольно причинить им боль.

IV. Так решил Бог (ст. 12−13). Мы можем предположить, что Авраам был очень взволнован этим вопросом, не желая расстраивать Сарру и в то же время не желая изгонять Измаила. В этой сложной ситуации Бог сообщил ему Свою волю, и тогда он удовлетворился. Отметьте: благочестивый человек в сомнительных случаях стремится знать лишь свой долг и чего Бог желает от него; и когда он знает это, он спокоен. Чтобы Авраам оказался в таком положении, Господь ставит этот вопрос перед ним в истинном свете и показывает ему, (1) что изгнание Измаила необходимо, дабы Исаак утвердился в правах и привилегиях завета: «…в Исааке наречется тебе семя». И Христос, и Церковь должны произойти от Авраама через чресла Исаака; это право на обетование, касающееся Исаака, и эти слова цитирует апостол (Рим 9:7), чтобы показать, что не все, происшедшие от чресл Авраама, являются наследниками заключенного с ним завета. Исаак, обетованный сын, должен был стать отцом обетованного семени, поэтому «гони Измаила, отошли его подальше, чтобы он не растлил манеры и не попытался завладеть правами Исаака». Он будет в большей безопасности, если его соперник будет изгнан. Заветное потомство Авраама должно стать особым народом — народом, с самого начала отличающимся от других, который не смешивается с теми, кто не включен в завет. Поэтому Измаил должен был отделиться. Авраам был призван один (см. Ис 51:2), то же должно произойти с Исааком. Похоже, Сарра не много думала об этом (Ин 11:51), но Бог взял ее слова и, как оказалось позже, превратил в пророчество (Быт 27:10).

(2) Что изгнание Измаила не станет его гибелью (ст. 13). «От него произведу народ, потому что он семя твое». Нельзя с уверенностью сказать, что это была его вечная гибель. Слишком самонадеянно говорить, что все, исключенные из внешней дис-пенсации, были лишены всех ее милостей; спастись мог и тот, кто не был почтен таким образом. Однако мы уверены, что это была его временная гибель. Хотя он был изгнан из Церкви, но не был стерт с лица земли. «И от него Я произведу народ», — говорит Господь. Отметьте:

[1] Народы — творение Божье; Он создает, формирует и утверждает их.

[2] Многие, имеющие в избытке благословения Божьего провидения, не знакомы с благословениями Его завета.

[3] Участь детей этого мира часто является лучше (в отношении ее внешних проявлений) благодаря их родству с детьми Божьими.

Стихи 14−21. Эти стихи описывают:

I. Изгнание рабыни и ее сына из семьи Авраама (ст. 14). В данном вопросе Авраам незамедлительно повиновался божественному повелению — он встал рано утром. Мы можем предположить, что это произошло сразу после того, как в ночном видении он получил приказ так поступить. В этом проявилось его смирение, так как повеление противоречило его собственному решению или, по крайней мере, его желанию. В то же время, узнав волю Божью, Авраам не возражает, а беспрекословно делает то, что велено, как человек, привыкший безоговорочно слушаться. Посылая их без сопровождения, пешком, недостаточно обеспечив необходимым, Авраам, возможно, соблюдал данные ему наставления. Если бы Агарь и Измаил хорошо вели себя в семье Авраама, то, может быть, остались бы там; но своей гордостью и дерзостью, которые были справедливо наказаны, они заслужили, чтобы их выгнали. Отметьте: злоупотребляя своими привилегиями, мы лишаем себя их, а тот, кто не осознает своего благополучия, находясь в таком желанном месте, как семья Авраама, заслуженно может их лишиться, чтобы по достоинству оценить эти милости, нуждаясь в них.

II. Их блуждание по пустыне, когда они сбились с пути, ведущего к тому месту, которое Авраам определил для их поселения.

1. Там они были доведены до великого отчаяния. Пища закончилась, а Измаил заболел. Тот, кто привык досыта есть в доме Авраама, становясь упитанным и строптивым, теперь ослаб и погибал, лишившись содержания. Агарь была в слезах и почти лишилась жизни. Теперь она была бы рада крошкам, которые выбрасывала и которыми пренебрегала за столом своего господина. Как человек под властью духа рабства, она потеряла надежду спастись и ожидала лишь смерти отрока (ст. 15−16), хотя Бог перед рождением сына сказал ей, что он будет жить и станет великим человеком. Мы склонны забывать прежние обетования, если кажется, что нынешние провидения противоречат им, ибо мы живем чувствами.

2. В этом бедственном положении Бог милостиво является, чтобы спасти ее; услышал Бог голос отрока (ст. 17). Мы не находим, чтобы он сказал хоть слово, но его вздохи, стоны и бедственное состояние громко взывали к ушам милости. Чтобы утешить Агарь, ей был послан ангел, и это был не первый случай, когда Бог утешал ее в пустыне; она была благодарна и признательна Богу за Его прежнюю встречу с ней в подобной ситуации (Быт 16:13), и поэтому сейчас Он вновь посетил ее со своевременной помощью.

(1) Ангел убедил ее в том, что Бог знает о ее беде: «…Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится, хотя тот пребывал в пустыне (ибо где бы мы ни находились, путь к небесам всегда открыт); поэтому подними отрока и возьми его за руку» (ст. 18). Отметьте: готовность Бога помочь нам, когда мы оказываемся в беде, должна не угашать, а побуждать нас прилагать усилия, чтобы помочь себе.

(2) Он повторяет обетование о ее сыне, о том, что от него произойдет великий народ, как основание, почему она должна встряхнуться, чтобы помочь ему. Отметьте: если мы задумаемся о собственном неведении того, что Бог предопределил для наших детей и каким великим образом провидение может использовать их, то это должно побудить нашу заботу и усердие к ним.

(3) Он сразу направляет ее к источнику, восполняющему ее нужду (ст. 19): «Бог открыл глаза ее (которые опухли и почти ослепли от слез), и тогда она увидела колодезь с водою». Отметьте: многие, у кого есть повод утешиться, ходят изо дня в день печальными, так как не видят повода, который мог бы утешить их. Рядом с ними в завете благодати находится колодезь с водой, но они не знают об этом; они не пользуются его благами, пока тот же Бог, который открыл им глаза, чтобы они увидели свои раны, не поможет им увидеть средство их спасения (Ин 16:6−7). Апостол говорит нам, что все, касающееся Агари и Измаила, является иносказанием (Гал 4:24), то есть аллегорией. Поэтому их случай должен проиллюстрировать безрассудство [1] тех, кто, подобно неверующим иудеям, ищет праведности в законе и его плотских постановлениях, а не в обетовании, данном во Христе. Тем самым они сами бегут в пустыню нужды и отчаяния. Их утешения скоро истощатся, и если Бог не спасет их Своим особым правом и чудом милости, открыв им глаза и избавив от заблуждения, они погибнут.

[2] Тех, кто ищет удовлетворенности и счастья в мире и мирских благах. Тот, кто оставляет утешения завета и общения с Богом и выбирает свою часть здесь, на земле, удовлетворяется бутылкой воды — скудным и незначительным обеспечением, которое скоро иссякнет. Они бесконечно блуждают, стремясь обрести удовлетворенность, и, наконец, бросают свои попытки, так и не достигнув ее.

III. Поселение Измаила в пустыне Фаран (ст. 20−21) — диком месте, подходящем лишь для дикого человека, каковым он и являлся (Быт 16:12). Тот, кто родился по плоти, довольствуется пустыней этого мира, в то время как дети обетования стремятся в небесный Ханаан и не могут успокоится, пока не попадут туда. Обратите внимание:

(1) Измаил имел некоторые признаки Божьего присутствия — Бог был с отроком; своим внешним процветанием он был обязан этому.

(2) По профессии он сделался лучником; подразумевается, что в этом ремесле он достиг превосходства и любил свою профессию. (Отвергнутый Исав также был искусным охотником).

(3) Он нашел себе жену среди одноплеменников матери; она взяла ему жену из земли Египетской; хотя Измаил был великолепным стрелком, но считал, что без совета и согласия своей матери не сможет достичь своей цели, вступая в брак.

Стихи 22−32. Эти стихи описывают договор между Авимелехом и Авраамом, который свидетельствует об исполнении обетования (Быт 12:2) о том, что Бог возвеличит имя его. Дружба с ним высоко ценилась, и многие стремились обрести его расположение, хотя он был странником и бессрочным арендатором земли у хананеев и фаризеев.

I. Этот договор был предложен Авимелехом и Фихолом — премьер-министром его государства и военачальником его армии.

1. К этому их побудило благоволение Бога к Аврааму (ст. 22): «…с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь, и мы не могли не заметить этого». Отметьте:

(1) Бог в Своих провидениях иногда показывает Своему народу такие знамения во благо, что их соседи не могут не заметить этого (Пс 85:17). Видя заметное процветание их дел и поразительный успех во всех предприятиях, все окружающие исповедуют, что Бог присутствует с ними.

(2) Очень хорошо быть в благоволении у тех, к кому благоволит Бог, и находиться среди тех, кто имеет долю на небесах (Зах 8:23): «…мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог». Мы поступаем хорошо для себя, если общаемся с теми, кто имеет общение с Богом (1Ин 1:3).

2. Содержание договора в общем состояло в том, что необходимо заключить крепкую и постоянную дружбу между двумя семьями, которая ни при каких обстоятельствах не должна нарушаться. Узы дружбы должны были быть подкреплены узами клятвы, в которой взывали к истинному Богу, как к свидетелю их искренности и мстителю в случае предательства с чьей-либо стороны (ст. 23). Обратите внимание:

(1) Он хочет передавать права этого договора своему потомству и распространить на свой народ. Он желает, чтобы его сын и сын его сына, как и его земля, получили от этого выгоду. Хорошие люди должны хранить союз и общение с любимцами небес не только для своей, но и для выгоды своих близких.

(2) Авимелех напоминает Аврааму о хорошем отношении к нему со своей стороны: «…я хорошо поступал с тобою». Как принявший милость должен ответить тем же, так и оказавший милость может ожидать ее в ответ.

II. Авраам решает вставить в договор определенную оговорку о колодце. В этом соглашении обратите внимание на его поведение:

1. Он был готов заключить союз с Авимелехом, считая его человеком чести и совести, имеющим страх Божий перед глазами: «Я клянусь» (ст. 24). Отметьте:

(1) религия не делает человека замкнутым и необщительным; я уверен, что так не должно быть. Мы не должны под предлогом избежания плохих компаний быть мрачными во всяком общении и ревниво оберегать себя от каждого человека.

(2) Честный разум не боится давать подтверждения; если Авраам говорит, что он будет справедлив к Авимелеху, то он не боится поклясться в этом. Клятва дается для подтверждения.

2. Авраам рассудительно поднимает вопрос о колодце, о котором с ним спорили рабы Авимелеха. Похоже, что в той стране колодцы с водой были наилучшим богатством: благодарение Богу, что они не так редки в наших землях.

(1) Авраам спокойно рассказывает ему об этом (ст. 25). Отметьте: если брат нарушает наши права, то мы должны кротко и с мудростью рассказать ему об этой ошибке, чтобы данный вопрос был справедливо улажен и спору положен конец (Мф 18:15).

(2) Он соглашается с оправданием Авимелеха в данном вопросе, сказавшим: «Не знаю, кто это сделал» (ст. 26). Многие подозревают в несправедливости и враждебности совершенно невиновных людей, и мы должны приветствовать, когда они доказывают свою невиновность. Ошибки слуг должны вменяться их хозяевам лишь в том случае, если они знают об этом и оправдывают их, а от честного человека можно ожидать, что он будет готов поступить правильно, как только узнает, что поступил неверно.

(3) Он заботится, чтобы его право на этот колодец было разъяснено и подтверждено, дабы в дальнейшем прекратить ссоры и споры о нем (ст. 30). Так поступать не только справедливо, но и мудро in perptuam rei memoriam — чтобы обстоятельства были постоянно в памяти.

3. Авраам преподнес Авимелеху очень хороший подарок (ст. 27). Это не было нечто необычное или красивое; его подарок был ценным и полезным — он подарил мелкий и крупный скот в благодарность Авимелеху за его милость и в знак сердечной дружбы между ними. Взаимный обмен милостями укрепляет любовь: то, что принадлежит мне, принадлежит моим друзьям.

4. Он ратифицирует завет клятвой и за-печатляет его, дав этому месту новое имя (ст. 31) — Вирсавия, колодец клятвы, — в память об этом завете они поклялись, что будут постоянно помнить его; или это название означало «колодец семи» в память о семи агнцах, подаренных Авимелеху как компенсация за подтверждение права Авраама на этот колодец. Отметьте: мы должны помнить о заключенных договорах, чтобы соблюдать их и не нарушать слова из-за оплошности.

Стихи 33−34. Обратите внимание:

1. Авраам, заключив соглашение о добром соседстве и став богатым, продолжал процветать, оставаясь на одном месте. Там он посадил рощу, чтобы иметь тень для своей палатки, или, возможно, это был сад фруктовых деревьев. И там же (хотя мы не можем сказать, что он поселился, так как Бог хотел, чтобы на протяжении всей своей жизни Авраам оставался странником и пилигримом) он оставался много дней — столько, сколько выдерживал его характер, так как Авраам был евреем или странником.

2. Именно там он не только постоянно, но и открыто исповедовал свою религию: «…и призвал там имя Господа, Бога вечного», возможно, в посаженной роще, которая стала местом или его домом молитвы. Христос молился в саду или на горе.

(1) Авраам поклонялся публично, и, возможно, соседи также посещали его поклонения, присоединяясь к нему. Отметьте: хорошие люди должны не только придерживаться своего благочестия, куда бы они ни отправились, но и делать все возможное, чтобы распространять его и творить благо для других.

(2) Призывая Господа, мы должны взирать на Него как на Бога вечного, на Бога мира (в некоторых переводах). Хотя Бог дал знать Аврааму, что Он является его Богом и состоит в завете с ним, в то же время Авраам не забывает воздавать Ему славу как Богу всего сущего — Богу вечному, существовавшему до создания всех миров, который будет существовать, когда уже не будет ни времени, ни дней (см. Ис 40:28).

толкование Мэтью Генри на Бытие, 21 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.