40:1−2 Эти заключительные слова первой речи необходимо сопоставить с ее началом (38:2). Они возвращают нас к высказываниям Иова, которые он сделал в моменты сомнений. Иов не подавлен, его состояние можно назвать глубоким смирением.
40:3−5 Иов забыл о навязчивой идее получить оправдание. Теперь его очередь говорить, но он молчит, осознавая теперь свое место перед Всемогущим.
40:6 — 41:34 Господь начинает Свою вторую беседу (40:6−7). Он приводит для Иова новую цепь рассуждений о Божией справедливости. В первом слове Бог открыл Себя как Господина природы, здесь же — как Владыку над человечеством.
40:8−14 Еще раз Господь указывает на Свои чудеса в творении и говорит Иову о двух гигантских созданиях, называемых бегемотом и левиафаном. Их сила является иллюстрацией власти Господа над могущественными силами зла, которой Иов не обладал (ст. 14).
40:9 В первом слове Бога Иов увидел Господа-Творца, здесь же он видит Господа-Избавителя.
40:10 бегемот. Приведенная здесь форма древнееврейского слова подразумевает «животное, не подходящее под сравнение». Этот и другие образы (особенно ст. 19) следует воспринимать как гиперболу.
40:20 левиафана. Это описание представляет собой поэтическое повторение предыдущего (ст. 10−19), т.е. оба животных — ипостаси нечестия. В Библии они не мифологические твари, но, подобно левиафану в Ис 27:1 и Пс 73:14, представляют злые силы небесного и земного миров (ср. Откр 12:13).
комментарии Женевской Библии на книгу Иова, 40 глава