11:1−20 Софар — наиболее суровый из всех друзей Иова, последним выражает свое мнение о причинах его бедственного положения.
11:3 постыдить тебя. Этими словами Софар выразил цель, которую он будет преследовать своими речами.
11:6 тайны премудрости. Софар видит смысл мудрости в обличении и наказании грешников Богом. Для него «тайны премудрости» — то, что известно Богу о человеке, в то время как Писание свидетельствует, что премудрость Божия — это откровение Бога человеку, в основе которого лежит благоговение (страх Божий) перед Богом и стремление постичь Его.
некоторые из беззаконий твоих предал забвению. Софар говорит то, о чем не знает и знать не может.
11:7−9 Эти слова выражают мысль о непостижимости Бога, что в дальнейшем послужит для Софара поводом искажать правильные представления о Всевышнем. См. 1Пар 28:9; Ис 55:6; Мф 7:7−8; Ин 5:39.
11:8 что можешь узнать? Софар смещает понятия: недоступность Самого Бог экстраполируется на знание о Нем. Софар не допускает, что Бог Сам открывает Себя людям и дает им постижение Себя.
11:11 оставит ли... без внимания? Эти слова Софара противоречат сказанному им ранее: «некоторые из беззаконий твоих предал забвению» (ст. 6).
11:12 человек рождается. Возможный альтернативный вариант перевода этого места в примечании к этому стиху в NIV: «дикий осленок может родиться ручным».
11:13−20 Этот фрагмент содержит верные суждения, но они имеют общий характер и неприменимы к Иову, поскольку Софар не может обличить Иова в конкретном грехе.
комментарии Женевской Библии на книгу Иова, 11 глава