Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1-я Царств | 8 глава

Толкование Мэтью Генри


В предыдущей главе, описывавшей времена правления Самуила, дела Израиля обстояли хорошо, а в данной главе мы с сожалением обнаруживаем, что он быстро состарился, собирается отойти от дел, а события приближают страну к перевороту. Благополучие в Израиле редко было длительным. Данная глава повествует о том, что:

(I) Самуил состарился (ст. 1).

(II) Его сыновья деградировали (ст. 2−3).

(III) Израиль был недоволен нынешним правлением и жаждал перемен.

1. Израильтяне обратились к Самуилу с просьбой поставить над ними царя (ст. 4−5).

2. Самуил обращается с этим вопросом к Богу (ст. 6).

3. Бог указывает, какой дать ответ: при этом он должен обличить (ст. 7−8) и увещевать их, показав последствия этой перемены правления и каким бременем оно ляжет на них (ст. 9−18).

4. Они настаивали на своей просьбе (ст. 19−20).

5. Самуил пообещал им от Бога, что скоро их просьба будет удовлетворена (ст. 21−22). На этом примере мы видим, что людей трудно убедить, когда их дела обстоят благополучно.

Стихи 1−3. В этих стихах мы читаем о двух вещах, которые не должны вызвать у нас удивления.

1. Благочестивый и успешный государственный муж состарился и стал непригодным для служения (ст. 1): «Состарился Самуил и не мог судить Израиль, как раньше». В то время он вряд ли был старше шестидесяти лет, но он появился в нужное время, с самого детства был полон мыслей и забот, и это, возможно, ускорило приход его старости. Плоды, собранные в первую очередь, хуже всего хранятся. Он растратил свои силы и дух, совершая государственное служение, и теперь, собираясь встряхнуть себя, как в прежние времена, видел, что ошибался: преклонный возраст отрезал его волосы. Находящиеся в расцвете сил должны заниматься жизненно важным делом, ибо с возрастом они убедятся в том, что менее расположены и способны делать это.

2. Дети этого благочестивого мужа сошли с верного пути и не ходили по его стопам. Самуил дал своим сыновьям хорошее воспитание, и они в свою очередь подавали хорошие надежды и обещали быть хорошими людьми. Так как они имели хорошую репутацию в Израиле, то он сделал их судьями, которые помогали ему в служении, а потом стали его представителями в Вирсавии, расположенной далеко от Рамы (ст. 2). Возможно, южные колена обратились с просьбой, чтобы они поселились у них и им не нужно было так далеко путешествовать со своими вопросами. У нас есть основание полагать, что Самуил дал им это поручение не потому, что они были его сыновьями (он не был амбициозным человеком и не стремился закрепить право руководства за своей семьей, как и Гедеон), а потому, что, как мне кажется, они заслуживали оказанного доверия; тем более что никто так не подходит, чтобы облегчить труд старого судьи и взять на себя часть его ноши, как (coeteris paribus — если все остальные качества равносильны) его сыновья, которых уважали ради их отца. А, имея такое преимущество в самом начале, они вскоре могли бы стать великими людьми, если бы оставались благочестивыми. Но увы! Сыновья его не ходили путями его (ст. 3); а когда оказалось, что их характер был противоположен его характеру, то родство с таким благочестивым человеком, которое в противном случае было бы их славой, на самом деле бесчестило их. Degeneranti genus opprobrium — Хорошее воспитание является порицанием для того, кто деградировал. Отметьте: кто имеет много благодати в себе, тот не может передать ее своим детям. Часто благочестивым людям с печалью приходится видеть, что их потомки не идут их путями, а попирают их и, как сказал Иов, портят их стезю. Более того, многие начавшие хорошо, ставшие на правильный путь и подававшие хорошие надежды, впоследствии свернули на боковую тропинку и стали печалью для тех, для кого должны бы стать радостью. Когда сыновья Самуила стали судьями и поселились вдали от него, тогда они раскрыли свою сущность. Подобным образом:

(1) Многие, которые получили хорошее образование и вели себя хорошо, находясь под присмотром своих родителей, оставив родной дом и отправившись в мир, предоставленные сами себе, оказались плохими людьми. Поэтому никто не должен быть уверен в себе или в своих близких, а должен уповать на божественную благодать.

(2) Многие, поступавшие хорошо, когда находились в презренном положении и подчинении у других, были испорчены продвижением и властью. Почести меняют мировоззрение человека, и часто к худшему. Из текста не следует, что сыновья Самуила были такими же нечестивыми и порочными, как сыновья Илия, но какими бы они ни были в других отношениях, они были порочными судьями, которые уклонились в корысть и пошли за богатством неправедным (написано в халдейском переводе). Отметьте: корень всех зол есть сребролюбие. Любовь к деньгам губит любого человека, особенно судей. Самуил не брал взяток (1Цар 12:3), а его сыновья брали, хотя, несомненно, он предупреждал их об этом, когда ставил судьями; но они судили превратно. Разрешая спорные вопросы, они прежде всего взирали на взятку, а не на закон, и спрашивали, кто занимает более важное положение, а не на чьей стороне правда. Жаль людей, если правосудие, которое должно защищать их права, извращается и наносит им огромный ущерб.

Стихи 4−22. В данных стихах поднимается новый поразительный вопрос об учреждении в Израиле царского правления. Возможно, об этом часто велись разговоры среди тех, кто любит перемены и восхищается великолепием. Но мы не находим, чтобы до сего времени этот вопрос поднимался и обсуждался на государственном уровне. Авимелех был ненамного лучше титулованного царя, хотя сказано, что он царствовал над Израилем (Суд 9:22), и, возможно, его падение в значительной мере способствовало тому, что титул царя был ненавистным в Израиле так же, как Тарквиний у римлян. Но если так было раньше, то к тому времени отвращение к этому титулу изгладилось, и были предприняты некоторые смелые шаги к большим переменам, которые увенчались успехом.

I. С этим вопросом старейшины обратились к Самуилу (ст. 4−5): собрались все старейшины Израиля по общему согласию. Они не пришли к нему недовольной и возбужденной толпой, а оказали уважение, соответственно его положению; они пришли к нему домой в Раму со своим обращением, в котором:

1. Они излагали свои обиды; вкратце: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими». Люди могли бы найти много более подходящих оснований, чтобы просить царя, когда они притесняемы соседями или в их стране беспорядок из-за того, что нет царя в Израиле, но и маленький предлог подойдет бунтарскому духу, чтобы желать перемен.

(1) Правда, что Самуил был стар, но если из-за этому ему было труднее объезжать страну, исполняя свои обязанности, и он был вынужден долго сидеть на скамье, то следовало признать, что с возрастом он стал более мудрым и опытным и поэтому больше подходил для руководства. Если он и стал старым, то разве не в служении им? Они поступили очень некрасиво и неблагодарно, более того, несправедливо, постаравшись избавиться от него, когда он состарился, хотя все свои дни он трудился для их блага. Бог хранил его в юности, чтобы к нему не относились с презрением (1Цар 3:20), но он испытал это в старости, когда ему должны были оказывать двойные почести. Если стариков порицают за их слабости и из-за этого отказываются от них, то это не нужно считать странным; это испытал на себе Самуил.

(2) Правда, что его сыновья не ходили его путями; от этого он огорчался еще больше, но люди не могли сказать, что он был виновен в этом; Самуил не потакал их порокам, как Илий, а с готовностью выслушивал жалобы на них. И если именно этого они хотели, то мы вполне можем предположить, что после обвинения его сыновей во взяточничестве он сместил бы с должности и наказал их. Но это не удовлетворило старейшин Израиля; у них созрел другой план.

2. Они представили прошение о том, как он может загладить эту обиду, поставив над ними царя: «Поставь над нами царя, чтобы судил нас, как у прочих народов». До сих пор все было хорошо, пока они не восстали против Самуила и не поставили себе царя силой, а обратились к Самуилу, Божьему пророку, и смиренно попросили его это сделать. Но, как следует из дальнейших событий, это было нечестивое предложение, сделанное с нехорошим умыслом, которое разгневало Бога. Бог определил для них царя мужа по сердцу Бога, которого поставил бы после смерти Самуила, но они опередили планы Бога и хотели иметь царя сейчас, когда Самуил состарился. У них был пророк, чтобы судить их, который общался непосредственно с небесами, и поэтому они были самым великим и счастливым народом; ни к кому Бог не был так близок, как к ним (Втор 4:7). Но этого им было мало: они хотели иметь царя, который судил бы их с таким же внешним великолепием и помпезностью, как у прочих народов. Для тех, кто судит по внешнему виду, бедный пророк в плаще выглядел презренно, хотя ему были доступны видения Всевышнего, а царь в пурпурной мантии со стражей и свитой выглядел величественно, и именно такого они хотели иметь. Они знали, что напрасно просить Самуила принять царский титул и облачиться в такое одеяние, но тогда он должен назначить такого. Они не говорили: «Дай нам царя мудрого и благочестивого, и он будет судить лучше твоих сыновей», а: «Дай нам царя» любого, который бы производил впечатление. Так глупо они сами лишили себя милостей под предлогом возвеличения достоинств своего народа до уровня своих соседей, но на самом деле сами отказались от своего превосходства, осквернили свой венец и повергли его на землю.

II. Самуил был возмущен этим предложением (ст. 6). Давайте посмотрим, как он воспринял его.

1. Оно пронзило его сердце. Возможно, он был удивлен таким поворотом событий и не догадывался об их планах, что еще сильнее огорчило его. Их обращение не понравилось Самуилу: не то, что они порицали его за слабости, и его сыновей в непорядочности (он мог бы терпеливо нести плохое мнение о самом себе и своей семье), но ему не понравилось, когда они сказали: «Дай нам царя, чтобы он судил нас», ибо это бросало тень на Бога и Его славу.

2. Это побудило его стать на колени; он не дал им ответ сразу, а взял время, чтобы поразмыслить об их предложении и помолиться Богу, чтобы Он наставил, что делать в данной ситуации; Самуил изложил дело Господу и предоставил Ему решать, что делать, тем самым облегчив себе жизнь. Самуил много времени проводил в молитве, и нас также Писание ободряет всегда в молитве открывать свои желания пред Богом (Флп 4:6). Когда что-то беспокоит нас, то ради собственного блага мы должны изложить свою проблему перед Богом, ибо Он разрешает нам смиренно открываться перед Ним.

III. По этому вопросу Бог дает ему наставления. Кто в страданиях ищет Бога, тот увидит, что Он находится рядом и готов направить его.

1. Слова Бога смягчили недовольство Самуила, который был сильно обеспокоен их предложением, ибо увидел, с каким пренебрежением они относятся к его пророческому служению и какой неблагодарностью отвечают ему за все то хорошее, что он сделал для Израиля, но Бог сказал ему, что он не должен считать их поведение странным или жестоким.

(1) Он не должен думать, что они поступили жестоко, оказав ему такое неуважение, ибо тем самым они проявили неуважение к самому Богу: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня. Они оскорбили нас обоих» (ст. 7). Отметьте: если Бог разделяет неуважение, оказанное нам, и презрение в наш адрес, то мы должны терпеливо нести их; мы не должны плохо думать о себе, если ради Него несем поношение (Пс 68:8), а скорее радоваться и считать это честью (Кол 1:24). Самуил не должен был жаловаться, что они устали от его правления, хотя он поступал справедливо и великодушно, ибо на самом деле они устали от Божьего руководства; именно оно им не нравилось: «Они отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними». Бог воцарился над народами (Пс 46:9), над всем миром, но до сего момента форма правления в Израиле была особенной: это была теократия божественное правление; его судьи получали призыв и поручение служить непосредственно от Бога; дела этого народа были под Его особым руководством. И постановления и руководство в стране осуществлялись по слову Божьему: «Так говорит Господь...» Но израильтяне устали от этой формы правления, хотя в этом заключалась их слава и безопасность, пока они держались Бога. Конечно, они особым образом подвергались бедствиям, если гневили Бога своими грехами, и убедились в том, что за это им приходится платить дороже, чем другим народам; возможно, это и было истинной причиной, почему они хотели быть с Богом в таких же взаимоотношениях, как и другие народы.

(2) Он не должен считать их поведение странным и удивляться тому, что встал этот вопрос, ибо они поступили так же, как поступали всегда: «Как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта... так поступают они и с тобою» (ст. 8). Вначале они уважали и слушались Самуила, и он начал надеяться, что они исцелились от прежнего упрямства, но теперь он увидел, что ошибался в них, и поэтому не должен удивляться этому. Они всегда были грубы со своими правителями, о чем свидетельствовали Моисей и Аарон; более того, они оставили Бога и служили иным богам; их вина, заключавшаяся в том, что они любили новых правителей, кажется незначительной по сравнению с их любовью к новым богам. Самуил должен быть готов к их отступничеству, ибо Писание называет их отступниками от самого чрева матернего (Ис 48:8). Таково было поведение их с самой юности (Иер 22:21).

2. Бог говорит Самуилу, что он должен ответить на их требование. Самуил не знал, что сказать, если бы Бог не наставил его. Если бы он противостал их намерению, то это свидетельствовало бы о том, что ему очень нравится властвовать и владычествовать как пророку и потакать своим сыновьям. Если бы он согласился с их требованием, то не оправдал бы оказанного ему доверия и был причастен ко всем плохим последствиям этой перемены. Аарон согрешил, согласившись удовлетворить требования народа, когда они сказали: «Сделай нам бога»; поэтому Самуил не осмеливался удовлетворить их требование, когда они сказали: «Дай нам царя». Но он с уверенностью дает ответ, посланный им Богом.

(1) Он должен сказать им, что они будут иметь царя: «Послушай голоса народа» (ст. 7,9). Это не значит, что Богу понравилось их требование, но как иногда Он с любовью препятствует нам, так иногда во гневе удовлетворяет наши желания; так и в данном случае. Когда они сказали: «Дай нам царя и начальников», то Он дал им царя во гневе Своем (см. Ос 13:10−11), как дал им перепелов (Пс 105:15; 77:29). Бог велел Самуилу удовлетворить их в этом вопросе:

[1] Чтобы в дальнейшем они были побиваемы своим же жезлом и на своей шкуре испытали разницу между Божьим правлением и правлением царя (см. 2Пар 12:8). Очень скоро они увидели, насколько их положение во время правления Саула стало хуже во всех отношениях, чем во время правления Самуила.

[2] Чтобы предотвратить нечто худшее. Если не удовлетворить их требование, то они могут поднять бунт против Самуила или всем народом восстать против религии и принять богов языческих, чтобы иметь таких же царей. Поэтому лучше им иметь царя.

[3] Потому что Он знал, как из этой ситуации извлечь для себя славу и с помощью их глупых желаний послужить собственным мудрым целям.

(2) Но помимо всего этого он должен сказать, что царь очень скоро надоест им, и они раскаются в своем выборе, когда будет слишком поздно. Он должен объявить им (ст. 9), что если ими будет руководить царь так же, как восточные цари руководят своими подчиненными, то они увидят, что это ярмо чрезвычайно тяжелое. Они смотрели только на помпезность и величие царей и думали, что это может сделать их народ великим и значительным среди своих соседей и поразит ужасом их врагов, но он также должен велеть им задуматься, что тогда им придется взять на себя расходы, связанные с его великолепием и помпезностью, и покориться деспотичной власти, которую узурпировали цари соседних государств. Отметьте: кто чрезмерно сосредоточивает свое сердце на объектах этого мира, тот (для усмирения своих желаний) должен задуматься о неудобствах, а не только о сопутствующих удобствах, и мысленно противопоставить одно другому. Кто готов подчиниться руководству мира и плоти, тому четко сказано, какими жестокими господами они являются и какой тиранией является владычество греха; и тем не менее они хотят сменить руководство Бога на его владычество.

IV. Самуил честно передал израильтянам точку зрения Бога (ст. 10). Он пересказал все слова Господа народу: как возмущен Бог их требованием, что Он воспринял его как отказ от Него и сравнил со служением иным богам. Он сказал, что Бог удовлетворит их требование, если они настаивают на нем, но при этом велел ему описать определенные последствия этого выбора, и, если, поразмыслив, они решат отказаться от своих требований и посодействовать собственным интересам, то смогут забрать свое прошение и просить все оставить по-прежнему. Соответственно Самуил очень детально изложил им, каковы в общем права царя, который будет царствовать над ними по примеру других народов (ст. 11). Самуил не говорит об этом (как истолковывает его слова епископ Патрик) как о справедливых правах, которыми должен обладать царь, ибо его права описаны в той части закона Моисея, которая касается обязанностей царя, и они значительно отличаются от изложенных здесь прав, которые присвоили себе цари народов. «Вот какие будут права царя, то есть так он будет поддерживать свое высокое положение за счет того, что вам дороже всего, так он будет злоупотреблять своей властью, как склонны поступать люди, обладающие властью; а так как в своем распоряжении он будет иметь милицию, то вам придется подчиняться ему».

1. Если они будут иметь царя, как у других народов, то пусть задумаются о том, (1) что царь должен иметь большую свиту, много слуг, обслуживающих его; конюхов, которые присматривали бы за его колесницами и лошадьми; дворян, которые окружали бы его; и лакеев, которые бежали бы перед его колесницами. Большое количество сопровождающих лиц составляет основное великолепие владык и славу великих людей. Но откуда он может взять их? «Сыновей ваших, которые родились свободными и получили хорошее образование, которые находятся в вашем распоряжении и вам принадлежат, он возьмет» (ст. 11). Они должны будут сопровождать его и быть всецело в его распоряжении; кто раньше трудился для своих родителей и себя, тот должен будет работать на него: возделывать его поля и жать хлеб его (ст. 12) и считать это большой честью (ст. 16). Это будет для них большой переменой.

(2) Он должен изысканно питаться; его не удовлетворит обед со своими близкими, состоящий из жертвы, который вполне удовлетворял Самуила (1Цар 9:13); он должен иметь разнообразные лакомства, приготовленные блюда, сладости и изысканные соусы; и кто же будет все это готовить? «Он возьмет дочерей ваших самых изобретательных и искусных, которых вы надеялись видеть в своем доме и у своего стола, но, независимо от того, хотите вы этого или нет, они будут его кондитерами, поварами и пекарями».

(3) «Ему понадобится действующая армия, которая бы охраняла его и границы государства; и тогда ваши сыновья, вместо того чтобы быть старейшинами в ваших городах и жить в покое и славе, станут начальниками над тысячами и пятидесятиначальниками и будут в распоряжении у царя».

(4) «Они должны быть готовы к тому, что у него появятся любимцы, которых он будет облачать почестями, награждать чинами и обогащать, чтобы они обладали имуществом, соответствующим их титулам. Но для этого ему придется отобрать у вас наследство (ст. 14). Он возьмет и поля ваши и масличные сады ваши, которые достались вам от ваших предков и которые вы надеялись оставить своим потомкам после смерти; лучшие возьмет, и не только для себя (это вам было бы легче перенести), а отдаст слугам своим, которые будут вашими хозяевами и управлять тем, что вы заработали. Как вам это понравится?»

(5) Он должен будет иметь большие государственные доходы, чтобы поддерживать свое великолепие и власть; и откуда же ему получать их, как не от вас? Он будет брать десятую часть плодов от вашей земли (ст. 15) и от вашего скота (ст. 17). «Вы считали, что десятины и двойные десятины, которые Бог назначил для поддержания Церкви, являются для вас слишком суровым бременем и не хотели платить их, но если у вас будет царь, то вы должны будете платить еще одну десятину от вашего имущества, которую он будет взимать с особой строгостью для поддержания царского достоинства. Подумайте о расходах, которые потребуются для этого великолепия, и стоят ли они всего этого».

2. Все это будет огорчать их, и (1) у них останется только Бог, которому они смогут жаловаться. Однажды они жаловались самому царю и получили ответ: «Если ваше иго тяжко, то я увеличу его» (3Цар 12:11).

(2) Когда они будут жаловаться Богу, то не будет Господь отвечать им тогда (ст. 18). Им не стоит надеяться, что Он услышит их, во-первых, потому что они оставались глухими к Его призывам и увещеваниям, и, во-вторых, потому что эту беду, в частности, они сами навлекли на себя, отказав ему и не поверив, когда Он сказал, что из этого выйдет. Отметьте: когда мы вовлекаем себя в беду собственными безнравственными желаниями, то справедливо лишаемся из-за этого утешения от молитвы и божественной помощи, а если бы Бог не поступал с нами лучше, чем мы того заслуживаем, то нам неоткуда было бы ждать помощи, и наши дела были плохи.

V. Но люди упорствовали в своем требовании (ст. 19−20). Можно было бы надеяться, что описание последствий, вытекающих из их требований, от самого Бога, Который не может ни обманывать Своим словом, ни ошибаться в Своем знании, убедит их отказаться от своего требования; но их сердца привязались к нему, независимо от того, правильное оно или нет, хорошее оно или плохое: «Нет, пусть царь будет над нами, даже если Бог и Самуил будут убеждать нас в обратном. Мы хотим иметь царя, чего бы это нам ни стоило и с какими бы неудобствами ни пришлось из-за этого столкнуться нам и нашим потомкам». Посмотрите на их безрассудство.

1. Они оставались глухими для увещеваний разума и слепыми в отношении собственной выгоды. Они не могли возразить против аргументов Самуила или отрицать их убедительность, а становились все более настойчивыми в своих требованиях. Раньше они говорили: «Мы просим тебя, поставь над нами царя», а теперь: «Нет, пусть царь будет над нами; более того, так будет, потому что мы так хотим; мы не потерпим ничего другого, что бы нам ни говорили». Посмотрите, насколько нелепы чрезмерные желания и как они лишают человека разума.

2. Они не могли дождаться Божьего времени. Бог предусмотрел для них в законе, что Израиль в должное время будет иметь царя (Втор 17:14−15), и, возможно, они вообразили, что это время пришло; но они поспешили: «Мы уже сейчас хотим иметь царя над нами». Если бы они подождали еще лет десять или двенадцать, то имели бы Давида царя, данного Богом в милости, и все бедствия, сопутствовавшие царствованию Саула, были бы предотвращены. Внезапные решения и поспешные желания со временем приводят людей к раскаянию.

3. Они стремились иметь царя не только для того, чтобы (как раньше) быть похожими на другие народы и сравняться с тем народом, выше которого Бог совсем недавно продвинул их, а желали иметь такого царя, который не только судил бы их, но и шел впереди них, когда они выходили на поле боя, и сражался за них. Глупые и безрассудные люди! Неужели они хотели, чтобы на их стороне были более могущественные силы, чем молитва Самуила и Божий гром, как это было в последней битве? (1Цар 7:10). Разве не были они благодаря этому уверены в своей победе? Неужели им нравилось пребывать в неуверенности относительно исхода войны, как это было у других народов? Похоже, они утомились от своих привилегий, и каков же был результат? Их первый царь был убит в сражении, чего никогда не случалось с их судьями; та же участь постигла Иосию одного из последних и наилучших царей.

VI. Они ушли, получив заверение в том, что очень скоро получат то, о чем просили.

1. Самуил пересказал слова народа в слух Господа (ст. 21). Это не значит, что Бог не был бы в полном объеме осведомлен об их содержании, если бы Самуил не доложил Ему, но именно так честно он как пророк поддерживал общение между Богом и Израилем, передавая ответ пославшему его и ожидая от Бога дальнейших указаний. Бог в полной мере осведомлен о деле, которое нас беспокоит, когда мы не знаем, как поступить, но Он хочет узнать об этом от нас. То, что он пересказал слова народа в слух Господа, подразумевает, что это было сделано наедине, ибо народ не был расположен присоединиться к нему в молитве Господу о наставлении в данном вопросе; это также свидетельствует о святой близости во взаимоотношениях, которую Бог милостиво позволяет иметь Своему народу с Ним; они говорят в слух Господа, как один Друг нашептывает другому; их общение с Богом это пища, которой мир не знает (Ин 4:32).

2. Бог повелел дать им царя, раз они так сильно этого хотели (ст. 22): «Поставь им царя и пусть они попробуют из этого извлечь наилучшее; пусть винят себя, если помпезность и сила, которую они хотят увидеть в своем правителе, окажутся для них бременем и наказанием». Так Он оставил их упорству сердца их. Самуил сказал им это, но в то время отправил каждого в свой город, ибо определять человека на эту должность должен Бог; больше они ничего не должны были делать. Если Бог сочтет нужным объявить о Своем выборе Самуилу, то дальнейшие новости они будут узнавать от него, а в то время они должны были хранить мир и ждать исхода событий.

толкование Мэтью Генри на первую книгу Царств, 8 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.