Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1-я Царств | 2 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе:

(I) Анна возносит песнь благодарения Богу за то, что Он оказал ей милость и дал Самуила (ст. 1−10).

(II) Они возвращаются к своей семье, благословленные Илием (ст. 11,20). Семья умножается (ст. 21). Самуил возрастает и набирается мудрости (ст. 11,18,21,26); Анна заботится, чтобы он был обеспечен одеждой (ст. 19).

(Ill) Рассказывается о великой порочности сыновей Илия (ст. 12−17,22).

(IV) Илий слишком мягко порицал их за это (ст. 23−25).

(V) Бог посылает ему через пророка очень пугающее послание о том, что его семья будет уничтожена из-за порочности его сыновей (ст. 27−36).

Стихи 1−10. В данных стихах приводится благодарственная песнь Анны, продиктованная ей не только духом молитвы, но и духом пророчества. Ранее мы ознакомились с ее просьбой о милости, которой она желала (1Цар 1:11), а здесь читаем ее ответное восхваление; от избытка сердца, глубоко взволнованного (прежде ее нуждами, а теперь милостью Бога), говорили ее уста. Обратите внимание в общем:

(1) когда она получила милость от Бога, то признала это, поблагодарила и воздала Ему хвалу. Совсем не так повели себя девять прокаженных (Лк 17:17). Хвала это наша плата, наша дань. Мы поступаем нечестно, если не платим ее.

(2) Полученная ею милость была ответом на молитву, и поэтому она считала себя обязанной поблагодарить за нее. Мы можем с утешением пользоваться тем, чего добились молитвой, и должны при этом возносить хвалу.

(3) Ее благодарение здесь названо молитвой: молилась Анна, ибо благодарение является важнейшей частью молитвы. Каждый раз, обращаясь к Богу, мы должны выражать Ему свою благодарность как нашему Благодетелю. Благодарность за обретенные милости будет воспринята как прошение о будущих милостях.

(4) Более того, получив от Бога милость, о которой просила, она использует это как повод, чтобы превознесенным и переполненным сердцем славить Бога, превозносить Его за то, как Он управляет этим миром для блага Своей Церкви. Всякий раз мы подобным образом должны возносить хвалу за то, что побуждает нас благодарить.

(5) Ее молитва была мысленной, ибо не было слышно голоса ее, а благодарила она вслух, чтобы все могли ее услышать. Она просила воздыханиями неизреченными, а теперь ее уста открылись, чтобы возвестить славу Божью.

(6) Эта благодарственная песнь осталась для нас записанной для ободрения представительниц слабого пола, которые приходят к престолу благодати. Бог обратит внимание на их молитвы и хвалу. Песнь девы Марии очень похожа на эту песнь Анны (Лк 1:46). В данном благодарении мы можем отметить три момента:

I. Анна радовалась в Боге, Его славным совершенствам и великим делам, которые Он совершил для нее (ст. 1−3). Обратите внимание:

1. Какие именно великие истины о Боге она говорит. Она обращает мало внимания на ту милость, которой сейчас радуется, не хвалит Самуила за то, что он прелестный ребенок, необычно способный и сообразительный для своего возраста, как часто поступают любящие родители. Нет, она не придает особого значения дару, а прославляет Даятеля, хотя большинство людей забывает Даятеля и сосредоточивается на даре. Каждый поток должен вести нас к источнику, а милости, полученные от Бога, должны зарождать в нас восхищение безграничными совершенствами Бога. Мог быть и другой Самуил, но не может быть другого Иеговы. Нет другого, кроме Тебя. Отметьте: Бога нужно славить как несравненную Личность, обладающую несравненными совершенствами. Эту славу нужно воздавать Его имени, признавать, что не только нет другого, как Он, но и другого, кроме Него. Все другие притворщики (Пс 17:32). В данных стихах Анна воздает хвалу четырем прославленным качествам Бога:

(1) Его незапятнанной чистоте. Эта характерная черта Бога больше всего прославляется в вышнем мире теми, кто постоянно видит Его лицо (Ис 6:3; Откр 4:8). Когда Израиль торжествовал над египтянами, то Бога славили как величественного святостью (Исх 15:11). И в данном месте Анна радуется тому, что нет столь святого, как Господь. Эта добродетель составляет Его природу, в ней заключается Его безграничное соответствие самому Себе, справедливость Его руководства и суда во всех действиях. Вспоминая о святости Бога, мы должны воздавать Ему хвалу.

(2) Его всемогущей силе: «И нет твердыни (или силы, ибо иногда таково значение данного слова), как Бог наш». Положившись на Бога, Анна ощутила великую поддержку и поэтому говорит о том, что сама испытала, и, похоже, ссылается на слова Моисея (Втор 32:31).

(3) Его непостижимую мудрость: «Господь, Судья всех, есть Бог ведения; Он четко и совершенно видит характер каждого человека и его заслуги, Он дает знание и разумение тем, кто ищет Его».

(4) Его непогрешимую справедливость: дела у Него взвешены. Взвешены Его дела и Его вечные советы; взвешены поступки сынов человеческих на весах Его судов, и поэтому Он воздаст каждому по делам его, Он не ошибается в людях и их делах.

2. Как она утешала себя в этой ситуации. Мы должны получать утешение от того, за что воздаем славу Богу. Так было с Анной; она получала утешение:

(1) от святой радости: «Возрадовалось сердце мое в Господе», она не столько радовалась сыну, сколько Господу. Он должен быть Богом веселия нашего (Пс 42:4), и наша радость не должна ограничиваться чем-либо, а только Им: «Ярадуюсь о спасении Твоем: не только тому, что получила эту милость, но и спасению народа Твоего Израиля тому спасению, инструментом которого в частности будет это дитя и, безусловно, Христос, Который превыше всего и прообразом Которого является этот ребенок».

(2) От святого ликования: «Вознесся рог мой; благодаря рождению сына моя репутация была не только спасена, но и сильно возросла». Мы читали о некоторых певцах, которым Давид велел для прославления Бога вознести рог музыкальный инструмент (1Пар 25:5); поэтому слова «Вознесся рог мой» означают: «Моя хвала вознеслась до необычной высоты». Превознесенный в Господе, Богу должна принадлежать слава всех наших вознесений; в Нем мы должны ликовать. «Широко разверзлись уста мои», то есть: «Теперь таким образом я отвечаю тем, кто порицал меня». Кто имеет колчан, полный стрел, тот имеет дом, полный детей, и он не останется в стыде, когда будет говорить с врагами в воротах (Пс 126:5).

3. Тем самым она заставила молчать тех, кто сделал себя соперником Бога и восстал против Него (ст. 3): «Не умножайте речей надменных». Пусть Феннана со своими детьми больше не попрекает ее в том, что она уповает на Бога и молится Ему: наконец она увидела, что все это не напрасно: «Увидит это неприятельница моя и стыд покроет ее, говорившую мне: «Где Господь Бог твой?»» (Мих 7:10). Или, возможно, в своей песне она не опускалась так низко, чтобы уделять много внимания Феннане и ее злобности, а эти слова должны были обуздать оскорбительное высокомерие филистимлян и других врагов Бога и Израиля, которые поднимают к небесам уста свои (Пс 72:9). «Пусть это постыдит и заставит их молчать; Тот, Кто подобным образом заступился за меня и осудил моего противника, заступится за Свой народ и осудит его врагов».

II. Она обращает внимание на мудрость и всемогущую власть божественного провидения, каким образом оно управляет делами сынов человеческих: их превратности таковы и они таким непонятным образом внезапно меняются, что часто между высотой процветания и глубиной бедствия оказывается один маленький шаг. Бог не только одно противопоставил другому (Еккл 7:14, англ. пер.), но и поставил их рядом, не установив между ними определенной пропасти, чтобы мы плакали, как не плачущие, и радовались, как не радующиеся.

1. Сильные быстро ослабевают, а слабые быстро укрепляются, если это угодно Богу (ст. 4). С одной стороны, если Он скажет слово, то лук сильных преломляется, они становятся безоружными, неспособными поступать, как прежде и как раньше планировали. Кто, казалось, во всех отношениях имел преимущество на своей стороне и был уверен в победе, тот был побежден (см. Пс 45:10; Пс 36:15,17). Некоторые люди быстро ослабевают из-за болезни и возраста и обнаруживают, что лук недолго хранит силу, многие сильные люди, хвалившиеся своей силой, увидели, что лук обманул и подвел их, когда они полагались на него. С другой стороны, если Бог скажет слово, то те, кто претыкался из-за своей слабости и был настолько немощен, что не мог идти прямо или твердо, препоясываются силой в теле и разуме и могут совершать великие дела. Кто был слаб из-за болезни, тот снова станет энергичным (Иов 33:25), а кто был угнетен скорбями, тот вновь восстановит свои утешения, которые укрепят ослабевшие руки и утвердят колени дрожащие (Ис 35:3). Победа будет на стороне тех, кто считал себя проигравшим, и даже хромые пойдут на грабеж (Ис 33:23).

2. Богатые быстро беднеют, а бедные непонятным образом внезапно обогащаются (ст. 5). Провидение иногда уничтожает имущество человека и препятствует его усилиям, а богатство его пожирает огонь, никем не раздуваемый, и в результате тот, кто имел сполна (его житницы и закрома были полны, и дома наполнены добром, Иов 22:18, и чрево он наполнял из сокровищниц своих, Пс 16:14) внезапно обеднел настолько, что нуждается в самых необходимых средствах к существованию и вынужден работать из хлеба, ему приходится копать, раз просить он стыдится. Богатство улетело (Притч 23:5) и оставило в бедственном положении тех, кто, имея его, считал это основным счастьем. Для того, кто был насыщен и свободен, бедность будет вдвойне мучительной. Но с другой стороны, провидение иногда распоряжается таким образом, что голодные отдыхают, то есть перестают работать только ради хлеба, как раньше. Бог благословил их трудолюбие, и благодаря этому они обеспечены в этом мире и имеют достаточно, чтобы жить не трудясь; они не будут уже ни алкать, ни жаждать. Это нельзя приписывать судьбе, человеческой мудрости или глупости. Не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение (Еккл 9:11); не всегда человек виноват в том, что стал бедным, а (ст. 7) Господь делает нищими и обогащает; одни беднеют, другие обогащаются, и все это делает Бог. Одним Он дает силу приобретать богатство, у других отнимает силу сохранить добытое ими богатство. Мы бедны? Бог сделал нас бедными, и это является хорошим основанием, почему мы должны удовлетвориться и примириться со своим положением. Мы богаты? Бог сделал нас богатыми, и это является хорошим основанием, почему мы должны быть благодарными, служить Ему с радостью в изобилии благ, которые Он дал нам. Это может быть сказано об одном и том же человеке: Бог сделал бедным богатого человека, а потом вновь сделал его богатым, как Иова; Он дал, Он забрал, а потом вновь дал. Поэтому пусть богатые не будут гордыми и самонадеянными, ибо Бог может вскоре сделать их бедными; пусть бедные не огорчаются и не отчаиваются, ибо Бог в должное время может вновь сделать их богатыми.

3. Бездетные семьи умножаются, а многочисленные семьи становятся малочисленными. Этот пример также дает повод для благодарения: «Даже бесплодная рождает семь раз (подразумевая себя), ибо хотя в настоящее время она имеет только одного сына, но так как этот единственный сын является назореем, посвящен Богу и непосредственно занят служением Ему, то для нее он дорог, как семь сыновей». Или же Анна говорит языком своей веры. Теперь, когда у нее появился один сын, она надеется иметь больше, и она не была разочарована; позже у нее было пятеро детей (ст. 21); поэтому, если мы будем считать Самуила за двух (что вполне возможно), то у нее было именно такое количество, как она надеялась иметь: бесплодная рождает семь раз. В то же время многочадная изнемогает и вынашивает только половину. Больше она ничего не говорит. Теперь Феннана была вынуждена смириться и упала духом. Предание евреев говорит, что когда Анна рождала одного ребенка, то Феннана хоронила двух. Есть много примеров, когда умножались незначительные семьи и вымирали семьи, занимавшие важное положение (Иов 22:23; Пс 106:38 и далее).

4. Бог есть всемогущий Господь жизни и смерти (ст. 6): Господь умерщвляет и оживляет. Это свидетельствует:

(1) О Божьем всемогущем владычестве и Его вездесущем действии в жизни и смерти сынов человеческих. Он контролирует рождение и похороны. Если кто-то где-то умирает, то это Бог направил стрелу смерти. Господь умерщвляет. Смерть это Его посланник, который поражает, когда Бог ему велит; кто падает во прахе, того Он повергает, ибо в Его руке находятся ключи ада и смерти (Откр 1:18). Когда кто-либо рождается, то именно Бог оживляет. Никто не знает путей духа, но мы знаем, что он исходит от Отца духов. Когда кто-либо выздоравливает после болезни или избавляется от неминуемой гибели, то именно Бог возводит его, ибо во власти Господа Вседержителя врата смерти.

(2) О различии, которое Он проводит между людьми: Он умерщвляет одного и оживляет (то есть поддерживает) другого, оказавшегося в такой же опасности (предположительно, на войне или в районе эпидемии). Может случиться так, что из двух, находящихся в одной постели, один будет забран смертью, а другой останется живым. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. Одни, которые, судя по всему, должны были жить, сошли в могилу, а другие, которые, судя по всему, должны были умереть, возведены, ибо жизнь и смерть не следуют законам вероятности. Божьи провидения одних убивают, лишая их утешений, а других в то же время оживляют.

(3) Об изменениях, которые Бог производит в человеке: Он умерщвляет и низводит в преисподнюю, то есть подводит к дверям смерти, а затем оживляет и возводит даже в том случае, если жизнь была в опасности и над ней навис смертный приговор (2Кор 1:8−9). Он возвращает человека в тление и говорит: «Возвратитесь» (Пс 89:3). Для Бога нет ничего невозможного: Он может оживить мертвого и вдохнуть жизнь в мертвые кости.

5. Он возвышает и унижает. Бог приводит в стесненные обстоятельства одних и возвышает других (ст. 7), смиряет гордых и дает благодать и славу смиренным, унижает тех, которые в противном случае соперничали бы с Ним и попирали всех окружающих (Иов 40:7−8); Он возвышает Своим спасением тех, кто смирился перед Ним (Иак 4:10). Или здесь говорится об одних и тех же людях: кого Бог смирил и они уже достаточно смирились, тех Он возвышает. Эта тема рассматривается подробнее (ст. 8): из праха подъемлет Он бедного, находящегося в низком и презренном положении, более того, в навозной куче, в ничтожных и рабских условиях, отвратительного и мерзкого, посаждая их с вельможами (см. Пс 112:7−8). Возвышение приходит не случайно, а от плана Бога, Который часто отдает предпочтение тем, которые считались для этого неподходящими и недостойными. Иосиф и Даниил, Моисей и Давид были подобным образом странно возвеличены: из тюрьмы во дворец, от овчарни к царскому скипетру. Вельможи, среди которых они посажены, могут испытывать искушение презирать их, но Бог может восстановить славу, которую Он дал таким поразительным образом, и дать им даже наследовать престол славы. Поэтому давайте не порицать тех, кто подобным образом был возвышен провидением из праха и брения, ибо, чем ничтожнее их происхождение, тем большее благоволения им оказано, а Бог будет прославлен их возвеличением, если это сделано законными и почетными средствами.

6. Приводится основание для всех этих диспенсаций, что обязывает нас согласиться с ними, какими бы поразительными они ни казались: ибо у Господа основания земли.

(1) Если понимать это буквально, то данные слова подразумевают всемогущую силу Бога, которую невозможно контролировать. Он поддерживает существование всего сотворенного, Он основал землю и все еще подкрепляет ее словом Своей силы. Мы не можем постичь, чего не может сделать в делах семей и царств Тот, Кто повесил землю ни на чем (Иов 26:7).

(2) Но если эти слова понимать фигурально, то они подразумевают Его бесспорное владычество, которое невозможно опровергнуть. Князья и вельможи земли, правители государств и руководители являются столпами земли (Пс 74:4). Кажется, что вокруг них вращаются все дела мира, но они принадлежат Господу (Пс 46:10). От Него они получают свою власть, и поэтому Он может возвышать, кого Ему угодно; и тогда кто может сказать: «Что Ты делаешь?»

III. Анна предсказывает, что все верные друзья Бога будут защищены и возвеличены, а все Его и их враги уничтожены. Засвидетельствовав о своем радостном ликовании в том, что Бог сделал и делает, она заканчивает песнь, с радостью надеясь, что Он будет так же поступать в будущем (ст. 9−10). В те дни (говорит епископ Патрик) благочестивые чувства часто достигали высоты пророчества; так Бог поддерживал в этом народе Свою истинную религию, несмотря на его склонность к идолопоклонству.

1. Данное пророчество может являться ссылкой непосредственно на то время, когда Израилем будет руководить Самуил и Давид, которого он сам помажет на царство. Израильтяне, Божьи святые, будут защищены и спасены; филистимляне, их враги, будут побеждены и покорены, в частности громом (Суд 7:10). Их владения увеличатся, царь Давид окрепнет и будет значительно возвеличен, а Израиль, который во времена судей был незначительным и прилагал много усилий для выживания, вскоре станет великим и значительным народом и даст закон всем своим соседям. Это будет сверхъестественная перемена, а рождение Самуила можно сравнить с рассветом этого дня.

2. Но у нас есть основание полагать, что это пророчество касается более отдаленного времени царства Христа, когда всем управлять будет царство благодати, о котором Анна теперь начала говорить, после того как подробно описала царство провидения. Здесь мы впервые встречаемся с именем Мессии, или Его помазанника. Древние толкователи и иудейского и христианского исповедания считают, что здесь говорится не о Давиде, а о Сыне Давидовом. Здесь прославляется царство Посредника до и после Его воплощения, ибо метод, с помощью которого будет осуществляться Его руководство, тот же самый вечное Слово, сотворившее плоть. Относительно этого царства нас заверяют:

(1) Что все его верные подданные будут основательно сохранены и защищены могущественной силой (ст. 9): «Стопы святых Своих Он соблюдет». В этом мире есть люди, которые составляют народ Бога Его избранные и освященные; и Он будет хранить стопы их, то есть все, кто принадлежит Ему, будут под Его защитой, даже их стопы самая нижняя часть тела. А если Он будет хранить их стопы, то тем более их головы и сердца. Или эти слова означают, что Бог будет хранить землю, на которой они стоят, и утвердит шаги их; Он поставит стражника благодати, который будет охранять их чувства и поступки, чтобы их стопы не свернули с правильного пути и не претыкались. Когда их стопы поскользнутся (Пс 72:2), то милость Его поддержит их (Пс 93:18) и соблюдет от падения (Иуд 1:24). Пока мы идем Божьими путями, Он будет хранить наши стопы (см. Пс 36:23−24).

(2) Что все силы, противостоящие ему, не смогут разрушить его. Никакой человек силой не одолеет его. За Церковь заступается Божья сила, и пока дела так обстоят, сила человека не одолеет ее. Кажется, что Церковь лишена силы, что ее друзья немногочисленны и слабы, но господство не у того, кто обладает человеческой силой (Пс 32:16). Бог не нуждается в ней (Пс 146:10) и не боится ее.

(3) Что все его враги будут сокрушены и побеждены: беззаконные во тьме исчезнут (ст. 9). Их поразит слепота и немота, они не смогут видеть свой путь или сказать что-либо в свою защиту. Осужденные грешники приговорены к полной темноте, и в ней они будут вечно пребывать безмолвными (Мф 22:12−13). Нечестивцы названы препирающимися с Господом, и в их адрес предсказано (ст. 10), что Он сотрет их. Их планы, направленные против Царства Божьего среди людей, будут разрушены, а они сами уничтожены. Как могут быть успешными те, кто поднял оружие против Всемогущего? (см. Лк 19:27). У Бога есть много способов сделать это; Он может даже с небес возгреметь на них и тем самым не только приведет в ужас и оцепенение, но и уничтожит их. Кто сможет устоять перед раскатом грома Божьего?

(4) Что завоеванные владения этого царства протянутся далеко, до дальних регионов: Господь будет судить концы земли. Владения Давида протянулись далеко, но Мессии во владение обещаны пределы земли (Пс 2:8); они либо покорятся Его золотому скипетру, либо будут уничтожены Его железным жезлом. Бог Судья всего, Он будет судить в защиту Своего народа и осудит его врагов (Пс 109:5−6).

(5) Что власть и слава князя Мессии будет возрастать и умножаться: «Он даст крепость царю Своему», чтобы Он завершил Свои великие дела (Пс 88:22; см. Лк 22:43), и укрепит Его, чтобы Он смог преодолеть все трудности Своего уничижения, и в Его превознесении вознесет главу (Пс 109:7), вознесет рог силу и славу Своего помазанника и сделает превыше царей земли (Пс 88:28). Эти слова венчают песнь ликования и более всего остального выражают суть ее торжества. Ее рог вознесен (ст. 1), ибо она предвидит, что рог Мессии тоже будет вознесен. Это оберегает надежду. Подданные царства Христова будут защищены, а его враги уничтожены, ибо Помазанник, Господь Иисус, препоясался силою и может спасать и губить даже до края земли.

Стихи 11−26. Данные стихи описывают благочестивый характер и образ жизни семьи Елканы и нечестивый образ жизни семьи Илия. Описание этих двух семей переплетается на протяжении всего данного отрывка главы, словно историк желает одно противопоставить другому, чтобы подчеркнуть их различия. Манера поклонения и правильный порядок в семье Елканы подчеркивается беззаконием, процветавшим в доме Илия, а нечестие сыновей Илия делает раннее благочестие Самуила ярким и славным.

1. Давайте посмотрим, как хорошо обстояли дела в семье Елканы, насколько обстановка в ней стала лучше, чем раньше.

1. Илий с благословением отпустил их из дома Господнего, после того как они привели туда своего сына (ст. 20). Он благословил как человек, имеющий власть: «Да даст тебе Господь больше детей от жены сей, вместо данного, которого ты отдал Господу». Если бы Анна в то время имела много детей и отдала одного из многих для служения в скинии, ее поступок не выглядел бы таким щедрым; но раз она имела только одного, которого любила, своего Исаака, то посвящение его Господу было поступком героического благочестия, за который она никогда не потеряет награды. Подобным образом, когда Авраам решил принести в жертву Исаака, он получил обетование о многочисленном потомстве (Быт 22:16−17). Так и Анна отдала Самуила Господу в качестве живой жертвы. Отметьте: подобным образом и нам будет возмещено с процентами и ради нашего блага то, что мы отдали Господу. Анна отдала одно дитя Богу, а взамен получила пять, ибо благословение Илия исполнилось (ст. 21): родила она еще трех сыновей и двух дочерей. Мы ничего не теряем, отдавая Господу или лишаясь ради Него, а получим во сто крат (Мф 19:29).

2. Они вернулись домой. Об этом говорится дважды (ст. 11,20). Они были очень рады, что посетили дом Господень, что поблагодарили Бога и получили от Него благословение. Но дома у них осталась семья, и они должны были заботиться о ней; туда они и вернулись, с радостью оставив своего единственного и дорогого сына, зная, что оставили его в хорошем месте. Не говорится о том, что ребенок плакал по ним; он был готов остаться так же, как они были готовы оставить его, поэтому вскоре Самуил оставил младенческое и стал вести себя как мужчина.

3. Они продолжали постоянно посещать дом Божий со своей ежегодной жертвой (ст. 19). Они не думали, что служение сына освобождает их от этой обязанности или что эта жертва зачтется им вместо других жертв; узнав, насколько выгодно приближаться к Богу, они не пропускали дней, назначенных для этого; и теперь у них был еще один магнит в Силоме, который притягивал их туда. Мы можем предположить, что они приходили увидеть своего сына чаще, чем раз в год, ибо Силом находился не более чем в десяти милях от Рамы; но на их ежегодное посещение обращается внимание, ибо в это время они приносили свою ежегодную жертву, и тогда Анна наряжала своего сына (некоторые полагают, что она делала это чаще, а не раз в год) в новый комплект верхней малой одежды (ст. 19) и все необходимое для нее. Она решила обеспечивать его одеждой, пока он учится в скинии, и заботиться, чтобы он ни в чем не нуждался. Анна хотела, чтобы он выглядел прилично и красиво, совершая свое служение, чтобы это ободрило его быть старательным в учении. Родители должны заботиться, чтобы их дети не нуждались в том, что им необходимо, независимо от того, находятся они рядом или нет; а кто исполняет свой долг, подает хорошие надежды и служит Господу, тот заслуживает двойной заботы и милости.

4. Мальчик Самуил вел себя очень хорошо. В этих стихах он упоминается четыре раза, и нам сообщается, что он (1) служил Господу. Конечно, он поступал очень хорошо, ибо служил пред Господом (ст. 11,18) соответственно своим возможностям. Он изучал катехизис и постоянно молился; он вскоре научился читать и получал наслаждение от книги закона; так он служил пред Господом. Он служил при Илии священнике, то есть под его присмотром, и исполнял его повеления, а не сыновей Илия; все согласились с тем, что они не годились ему в учителя. Скорее всего, он прислуживал непосредственно Илию, был готов подать и принести, когда ему это было нужно; это и называлось служить пред Господом. Возможно, он был занят незначительным служением у жертвенника, хотя был значительно моложе того возраста, когда по закону левиты могли приступать к служению. Он мог зажигать свечи или держать блюдо, выполнять мелкие поручения и закрывать двери. Но так как он делал это с благоговением, то его помощь называлась служением пред Господом, и на это обращается особое внимание. Вскоре он научился выполнять свои поручения так хорошо, что Илий велел ему служить, надевая льняной ефод, как делали священники (хотя он не был священником), ибо увидел, что с ним Бог. Отметьте: маленькие дети должны своевременно учиться служить Господу, а родители должны обучать их этому, и тогда Бог примет их. В частности детей следует учить уважать учителей, как уважал Самуил Илия. Невозможно слишком рано стать религиозным (см. Пс 8:3 и Мф 21:15−16).

(2) Принял благословение от Господа: он возрастал у Господа, как нежное растение (ст. 21), более и более приходил в возраст (ст. 26), набирался сил, возрастал физически, особенно в мудрости и разумении, готовя себя для служения. Отметьте: юноши, которые служат Богу соответственно своим возможностям, обретут благодать, чтобы улучшить их и служить Ему лучше. Насажденные в доме Божьем будут процветать (Пс 91:14). Он преуспевал в любви у Бога и человеков. Отметьте: если сказать детям, что их будет любить Бог и люди в том случае, если они будут послушны и добродетельны, то это своевременно ободрит их быть благочестивыми. Такие дети являются любимцами небес и земли. То, что здесь говорится о Самуиле, можно сказать в адрес нашего благословенного Спасителя, Который является великим примером для нас (Лк 2:52).

II. А теперь давайте посмотрим, как плохо обстояли дела в семье Илия, хотя он сидел у дверей скинии. Чем ближе к церкви тем дальше от Бога.

1. Сыновья Илия были чудовищными нечестивцами (ст. 12): они были людьми негодными, сыновьями Велиара (в англ. пер.). Об этом очень выразительно говорится. Все свидетельствует о том, что сам Илий был очень благочестивым человеком; нет сомнений в том, что он хорошо воспитывал своих сыновей, давал им хорошие наставления, был для них положительным примером и вознес о них много молитв. Тем не менее, когда они выросли, то оказались сыновьями Велиара, мирскими, нечестивыми людьми, отъявленными распутниками: они не знали Господа. Они не могли не иметь хотя бы умозрительных знаний о Боге и Его законе, хотя бы какого-то знания (Рим 2:20), но так как их поступки не сообразовывались с ним, то здесь о них говорится как о людях, абсолютно не знающих Бога; они жили так, словно ничего не знали о Боге. Отметьте: родители не могут дать благодать своим детям, она не передается с кровью. Многим истинно благочестивым людям пришлось увидеть своих детей отъявленными нечестивцами и мирскими людьми, ибо не проворным достается успешный бег. Илий был первосвященником и судьей в Израиле. Его сыновья были священниками по своему происхождению. Их образ жизни должен быть священным и достойным уважения и обязывал ради поддержания хорошей репутации соблюдать внешние приличия. Они пребывали в непосредственной близости к источнику гражданской власти и служения и тем не менее были людьми негодными, а их высокое положение, власть и образованность делали их еще хуже. Они не служили чужим богам, как поступали те, кто проживал далеко от жертвенника, ибо благодаря дому Божьему имели богатство и достоинства; но, что намного хуже, они служили Богу таким образом, словно Он был одним из навозных языческих божеств. Трудно сказать, что больше бесчестило Бога идолопоклонство или осквернение богослужения, особенно когда это совершалось священниками. Давайте посмотрим на порочность сыновей Илия; это очень печальное зрелище.

(1) Они оскверняли приношения Господу и делали их своей добычей, используя для удовлетворения собственных похотей. Бог позаботился, чтобы они были обеспечены в достаточной степени; им принадлежала значительная часть жертв Господу, но им этого было недостаточно; они служили не Богу Израиля, а собственному чреву (Рим 16:18); их можно было охарактеризовать словами пророка: это псы, жадные душею, не знающие сытости (Ис 56:11).

[1] Они грабили тех, кто приносил жертвы, и отбирали себе им принадлежащую часть мирной жертвы. По закону священникам принадлежала грудь потрясания и плечо возношения (Лев 7:34), но им этого было недостаточно; когда варилось мясо для жертвующего, чтобы он с благоговением вкусил вместе с друзьями принадлежащую ему часть, то они посылали к ним слугу с большой вилкой в форме трезубца; отрок должен был опустить ее в кастрюлю, и тот кусок, который поддела вилка, относился священнику (ст. 13−14). Люди, испытывая большое благоговение, позволили, чтобы это стало обычаем, и спустя какое-то время это явное зло стало неписаным законом.

[2] Они вмешивались в дела самого Бога и посягали на Его права, словно мало им затруднять людей, и они захотели затруднять и Бога (Ис 7:13). К славе Израиля следует заметить, что хотя люди добровольно покорились их неоправданным требованиям, но при этом тщательно следили, чтобы не отбирали у Бога Его часть, говоря: «Пусть сожгут прежде тук» (ст. 16). Пусть жертвенник получит свою часть, ибо это самое главное. Они не могли с утешением вкушать мясо, пока Бог не получит тук. Стыдно, что люди подобным образом должны были увещевать священников исполнять свой долг, но те не обращали внимания на увещевания. Они считали, что вначале нужно обслужить священника и он имеет право взять от тука то, что считает нужным; и раз ему надоело есть вареное мясо и он хотел жареного, то для этого ему нужно сырое мясо; и если жертвующий был не согласен, хотя речь шла не о его части (пусть священник берет из его части все, что хочет), а о части, принадлежавшей жертвеннику, и требовал, чтобы вначале сожгли тук, то слуга священника становился чрезмерно настойчивым и требовал немедленно отдать мясо или был готов отнять его силой; подобное поведение в высшей степени бесчестило Бога и оскорбляло людей. В результате, во-первых, Бог был недоволен всем этим: грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом (ст. 17). Ничто так не сердит Бога, как осквернение святынь: когда люди служат своим похотям жертвами, принесенными для Господа. во-вторых, от этого пострадала религия, ибо сыновья Илия отвращали от жертвоприношений Господу. Все благочестивые люди исиытывали отвращение, видя, как они совершают жертвоприношения, и многие из-за них стали с пренебрежением относиться к жертвам. Грех людей заключался в том, что они стали хуже думать о Божьих постановлениях, но грех священников, давших им основание так полагать, был намного больше. Ничто не вызывает большего порицания в адрес религии, чем алчность священников, их любовь к чувственным наслаждениям и к власти. Посреди этого печального рассказа появляется упоминание о набожности Самуила: «Отрок же Самуил служил пред Господом». Тот факт, что он остался чистым и благочестивым среди таких нечестивых людей, был примером силы Божьей благодати; это помогло поддержать угасающую репутацию святилища среди людей, которые, высказав порицания в адрес сыновей Илия, не могли не восхищаться серьезностью Самуила и благодаря ему хорошо отзывались о религии.

(2) Эти священники соблазняли женщин, пришедших в храм поклониться, у дверей скинии (ст. 22). Они имели собственных жен, но были похожи на откормленных коней (Иер 5:8). Ходить в дом блудниц, к обычным проституткам, было отвратительным злодеянием, но использовать влияние, которое они, как священники, имели на женщин, пришедших с благочестивыми намерениями и религиозно настроенными, и принуждать их к нечестивому поступку было таким ужасным нечестием, в котором трудно было представить виновными мужей, называвших себя священниками. Подивитесь сему, небеса; трепещи, земля! Никакие слова не могут в достаточной степени выразить мерзость подобных поступков.

2. Илий упрекал сыновей за их нечестивое поведение: «Илий же был весьма стар» (ст. 22) и сам не мог, как раньше, следить за служением в святилище, а отдал все в руки сыновей, которые из-за слабостей, сопутствовавших его возрасту, пренебрегали им и поступали, как им хотелось. Тем не менее ему рассказали о злодеяниях его сыновей, и мы можем себе представить, каким ударом это было для него и насколько эта новость сделала тяжелее его бремя. Но, похоже, он не сильно порицал их, пока не узнал, что они совращают женщин, и только тогда подумал, что их стоит обуздать. Если бы он раньше порицал их за алчность и распутство, то это могло бы предотвратить дальнейшее зло. Молодым людям нужно говорить об их ошибках, как только становятся очевидны их непомерные желания, чтобы их сердца не ожесточились. А теперь давайте рассмотрим, как он порицал их.

(1) Его упреки были справедливыми и разумными. Он говорил очень правильные вещи.

[1] Он говорил, что их вина слишком очевидна, чтобы ее отрицать, и слишком публична, чтобы ее скрывать: «Я слышу худые речи о вас от всего народа» (ст. 23). Это не подозрения одного или двух людей, а клятвенное свидетельство многих; все соседи срамят вас и приходят со своими жалобами ко мне, ожидая, что я заглажу обиду».

[2] Он показывает им плохие последствия их поведения, ибо они не только сами согрешили, но и склонили Израиль ко греху, и теперь им придется отвечать не только за свой грех, но и за грех народа: «Вы, которые должны отвращать людей от греха (Мал 2:6), развращаете народ Господень и делаете его порочным, вместо того чтобы изменять его к лучшему; вы искушаете людей ходить и служить иным богам, когда они видят, как плохо служат Богу Израиля».

[3] Он предостерегает их об опасности, которой они подвергаются из-за этого (ст. 25). Его слова намекают на то, что Бог впоследствии скажет ему самому: их вина не загладится ни жертвами, ни приношениями (1Цар З:14). Если согрешит человек против человека, то судья (т.е. священник, который во многих ситуациях назначался судьей, Втор 17:9) осудит его (в англ. пер.): он исследует его дело, примет решение и определит компенсацию для пострадавшего; но если человек согрешит против Господа (т.е. священник осквернит святыню Господню, если муж, ходатайствующий перед Богом за других, сам оскорбляет Его), то кто будет ходатаем о нем? Илий сам был судьей и часто ходатайствовал за преступников, но здесь он говорит: «Вы грешите против Господа, то есть против закона и славы Божьей в тех вопросах, которые принадлежат непосредственно Ему, и оскверняете то, с помощью чего добиваются примирения, как же я смогу ходатайствовать о вас?» Безусловно, их положение было плачевным, раз собственный отец не мог сказать о них хорошего слова и выступить в качестве их ходатая. Грехи против средства искупления являются самыми опасными, ибо ими они попирают кровь завета, и тогда не остается более жертвы за грехи (Евр 10:26).

(2) Его упреки были слишком мягкими и кроткими. Он должен был категорически осудить их. Их вина заслуживала жестокого обращения, равно как и их характер; мягкое обращение только еще больше ожесточало их. Его порицание было слишком мягким, когда он сказал им: «Нехороша молва, которую я слышу»; он должен был сказать: «Вы ведете себя позорно и скандально, этого нельзя допускать!» Возможно, причиной мягкого обращения с ними была его любовь к ним или страх перед ними, но несомненно то, что это также свидетельствовало о его недостаточной ревности по славе Бога и Его святилища. Он предал их суду Божьему, но прежде, как первосвященник и судья, сам должен был исследовать их злодеяния, обуздать и наказать их. То, что он сказал, было правильно, но этого было недостаточно. Отметьте: в некоторых ситуациях мы должны обострять наши обличения. Есть такие, которых нужно спасать страхом (Иуд 1:23).

3. Они не принимали во внимание обличения и упрямо продолжали поступать по-прежнему: «Они не слушали голоса отца своего:», хотя тот был судьей. Они не уважали ни его власть, ни его чувства, что для них было предзнаменованием погибели; а причина этого заключалась в том, что Господь решил уже предать их смерти. В течение длительного времени сыновья Илия ожесточали свои сердца, и теперь Бог, совершая праведный суд, ожесточил их сердца, сжег их совесть и отнял у них благодать, которой они противились и поэтому лишились. Отметьте: кто остается глухим к обличениям мудрости, тот явно отмечен для гибели. Господь уже решил погубить их (2Пар 25:16, см. Притч 29:1). Сразу за этими словами следует упоминание о послушании Самуила (ст. 26), чтобы постыдить их за упрямство: «Отрок Самуил более и более приходил в возраст». На нем была благодать Бога; Он отнял ее у сыновей первосвященника и дал ребенку неизвестного деревенского левита.

Стихи 27−36. Илий слишком мягко порицал своих сыновей и не угрожал им, как должно, поэтому Бог послал ему пророка, который строго обличил его в этом и пригрозил, ибо своей снисходительностью к ним он только укреплял их руки в злодеяниях. Если благочестивые люди недостаточно усердно исполняют свой долг и своей беспечностью и недобросовестностью помогают грешникам грешить, то они должны быть готовы услышать об этом и получить за это наказание. В то время семья Илия была ближе к Богу, чем все племена земли, поэтому Бог взыщет с них (Ам 3:2). Послание адресовалось самому Илию, так как Бог хотел привести его к покаянию и спасти; оно не предназначалось его сыновьям, которых Он решил погубить. Оно должно было стать средством, которое пробудит его и побудит наконец исполнить свой долг, чтобы предотвратить суд, но мы не находим, чтобы оно оказало на первосвященника сильное воздействие. Послание от Бога, переданное этим пророком, было очень строгим.

I. Он напомнил Илию о великих делах, которые Бог совершил для его отцов и его семьи. Он явился Аарону в Египте (Исх 4:27), в доме рабства, в качестве знамения будущих милостей, предназначенных для него (ст. 27). Он возвысил его до священства, передал это право его семье и тем самым возвеличил его семью больше остальных семей в Израиле. Он вверил ему почетную работу приносить жертвы на Божий жертвенник, воскурять фимиам и носить ефод, на котором находился наперсник судный. Он учредил для него почетное содержание дал часть от всех огнем сожигаемых жертв (ст. 28). Что еще Бог мог сделать для них, чтобы побудить быть Ему верными? Отметьте: если мы оскверняем венец и не оправдываем возложенное на нас доверие, то особые милости, которые мы получаем от Бога, в значительной степени усугубляют грехи (особенно грехи тех, кому принадлежит духовное священство), и они припомнятся нам в день, когда придется дать отчет (Втор 32:6; 2Цар 12:7−8).

II. Он предъявляет большое обвинение ему и его семье. Его дети поступали нечестиво, а он смотрел на это сквозь пальцы, поэтому вина лежит и на нем, а обвинение предъявляется всем им (ст. 29).

1. Его сыновья нечестиво оскверняли святыни Божьи: «Вы попираете ногами жертвы Мои, которые заповедал Я, не только попираете постановления, как вещи презренные, но и отвергаете их с презрением, словно ненавидите за то, что вынуждены исполнять их». Они проявляли максимальное пренебрежение к жертвам Господним, когда грубо нарушали закон и отнимали то, что принадлежит Господу (о чем мы читали ранее), силой обворовывая котлы, на которых фактически было написано «Святыня Господу» (Зах 14:20), и забирая себе тук, который, согласно Божьему постановлению, нужно было сжигать на Его жертвеннике.

2. Илий фактически поддерживал их в этих противозаконных действиях, не наказывая за дерзость и нечестивость: «Ты предпочитаешь Мне сыновей своих», то есть: «Для тебя лучше видеть Мои жертвы опозоренными и оскверненными ими, чем видеть своих сыновей опозоренными законным осуждением за то, что они так поступают; их нужно было сурово наказать вплоть до временного отстранения от должности и лишения ab officio et beneficio — служения и заработка». Кто поощряет детей, идущих злыми путями, и не использует свою власть, чтобы обуздать и наказать их, тот фактически предпочитает их Богу, больше заботясь об их репутации, чем о Его славе, больше стремясь угодить им, чем почтить Его.

3. Все они делили добычу, полученную за счет святотатства. Возможно, даже Илий не отказывался вкушать жареное мясо, добытое за счет святотатства (ст. 15), хотя ему не нравилось их поведение и он порицал сыновей за совершенные злодеяния. Он был стар и тяжел (1Цар 4:18) и поэтому виновен со всей семьей (хотя основная вина лежала на Офни и Финеесе): «Вы утучняли себя начатками всех приношений». Бог давал им достаточно пищи для пропитания, но им этого было недостаточно; они утучняли себя и служили своим похотям тем, чем нужно было служить Богу. (см. Ос 4:8).

III. Он заявил о том, что его семья лишается права наследования первосвященства (ст. 30): «Господь Бог Израилев, Который ревнует о Своей чести и чести Израиля, говорит и ставит тебя в известность о том, что данное тебе поручение пересмотрено и отменено». «Я сказал тогда: «Дом твой и дом отца твоего, Ифамара (ибо от этого младшего сына Аарона произошел Илий) будут ходить пред лицем моим вовек»». Неясно, в связи с чем первосвященство перешло от семьи Елеазара к семье Ифамара, но, похоже, именно так и было; и так как Илий имел хорошую репутацию, то эта честь была передана его потомству. Но обратите внимание, что это обетование было условным: «Они будут ходить пред лицом Моим вовек», то есть эта честь будет передана им, если они будут верно служить. Хождение пред Богом является великим условием завета (Быт 17:1). «Пусть они поставят Меня перед лицом своим, и тогда они будут перед лицом Моим вовеки (Пс 40:13), но не наоборот». Но теперь Господь говорит: «Да не будет так. Теперь, отвергнув Меня, вы должны быть готовы к тому, что Я отвергну вас; вы не ходили предо Мною должным образом и поэтому не будете пред лицом Моим». Такие нечестивые и злоупотребляющие своим положением слуги Божьи будут уволены и лишены служения. Некоторые полагают, что данная отмена дара ссылается на более отдаленные события, и эти слова не только вскоре исполнились, когда потомки Илия были лишены своих прав и на место Авиафара был поставлен Садок потомок Елеазара, но и должны были полностью исполниться со временем, когда священство левитов было полностью упразднено, а на его место пришло священство Христа.

IV. Он приводит хорошее основание для этого решения, которое базируется на утвержденном правиле Божьего руководства; и все должны быть готовы к тому, что с ними будут обращаться соответственно этому правилу (ибо согласно нему был испытан Каин, Быт 4:7): «Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены».

1. Обратите внимание в общем, (1) что Бог является источником славы и бесчестья; Он может превознести самых ничтожных и облечь презрением самых великих.

(2) Мы должны быть готовы к тому, что, как мы обращаемся с Богом, так и Бог будет обращаться с нами, но при этом более милостиво, чем мы того заслуживаем (см. Пс 17:26−27).

2. В частности:

(1) Ради доброй репутации религии или трезвого благочестия следует сказать, что она воздает славу Богу и облачает славой человека. С ее помощью мы ищем и служим славе Божьей, и Господь своевременно защитит славу всех поступающих так и в данный момент и впоследствии. Способ стать истинно великим быть истинно благочестивым. Если мы смиряемся и отказываем себе в чем-либо, чтобы прославить Бога и взирать только на Него, то можем уповать на это обетование, и Он воздаст нам наилучшие почести (см. Ин 12:26).

(2) Для вечного порицания нечестивости или неверия следует сказать, что нечестивцы бесчестят Бога (презрительно относятся к величайшей и наилучшей Личности, Которой восхищаются ангелы) и их нечестие навлечет на них позор, ибо таковые не будут почитаемы; не только Бог не будет уважать их (возможно, они оставят это без внимания, в отличие от почитающих Бога, которые высоко ценят Его почести и в адрес которых сказано: «Я прославлю их»), но и весь мир не будет уважать их; их слава, которой они гордятся, будет погребена во прахе; они увидят, что презираемы всем человечеством, а их имена будут порицаемы; когда они умрут, то память о них сотрется, а когда воскреснут, то лишь для вечного поругания и презрения. А поношение, которое они хотели навлечь на Бога и Его всемогущую справедливость своей бессильной злобой, обернется на их же головы (Пс 78:12).

V. Он предсказывает отдельные суды, которые обрушатся на его семью к ее вечному позору. Проклятие коснется всех его потомков; оно будет ужасным и покажет, насколько ревностен Бог в вопросах поклонения Себе, как недоволен теми, кто, согласно своей должности и исповеданию, должен хранить и распространять Его славу, но оказался предателем и не оправдал оказанного ему доверия. Если служители Бога порочны и нечестивы, то насколько более тяжкому наказанию по сравнению с другими грешниками они подвергнутся здесь и в жизни вечной! Пусть таковые здесь прочтут приговор, вынесенный дому Илия, и трепещут. Им угрожают:

1. Что их сила скоро будет сокрушена (ст. 31): «Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего». Они будут лишены всей своей власти, лишатся должности и влияния на людей, которое имели раньше. Бог сделает их презренными и униженными (см. Мал 2:8−9). Сыновья злоупотребляли властью, угнетали людей, посягали на их права, а отец не использовал своей власти (хотя должен был это делать), чтобы обуздать и наказать их, и поэтому им справедливо грозили, что будет подсечена та мышца, которая не простерлась, когда должна была сделать это.

2. Что их жизнь скоро закончится. Илий был уже старым человеком, но вместо того, чтобы использовать мудрость, благоразумие и опыт, присущие его возрасту, для служения Богу и ради поддержания религии, он позволил, чтобы слабости, сопутствующие его возрасту, охладили и сделали его недобросовестным в служении. Поэтому в данных стихах ему грозят, что его потомки не доживут до старости (ст. 31−32). Об этом говорится дважды: «Не будет старца в доме твоем вовеки», и вновь (ст. 3З): «Все потомство дома твоего, от поколения к поколению, будет умирать в средних летах, когда они будут в самом расцвете сил, годные для служения». Поэтому, хотя семья не вымрет, но никогда не будет значительной и никакой ее представитель не будет выдающимся в свое время. Епископ Патрик, основываясь на преданиях некоторых иудейских писателей, рассказывает, что много лет спустя в Иерусалиме проживала семья, возраст членов которой не превышал восемнадцати лет; после исследования оказалось, что эта семья произошла от дома Илия, которому был вынесен этот приговор.

3. Что все их утешения будут приправлены горечью. Подразумевалось:

(1) Утешение, которое они имели в святилище, его богатство и процветание: «Ты будешь видеть бедствие жилища Моего». Это исполнилось во время вторжения филистимлян, когда они нанесли Израилю большой ущерб, в результате чего страна обеднела (1Цар 13:19) и доход священников сильно упал. Когда ковчег был взят в плен, то этот акт враждебности по отношению к Божьему жилищу сокрушил сердце Илия. Для семьи благословением было видеть мир на Израиля (Пс 127:5−6), а война была суровым наказанием, особенно для семьи священников.

(2) Утешение от детей: «Я не отрешу у тебя всех безвременной смертью, а оставлю одного в живых, чтобы он был пятном и бременем для семьи, позором и досадой для всех родственников; он будет томить глаза твои и мучить душу твою своей тупостью или болезненностью, своей порочностью или бедностью». Скорбь по мертвому ребенку велика, но скорбь о плохом ребенке намного больше.

4. Что их имущество будет растрачено и они окажутся в крайней бедности (ст. 36): «И всякий, оставшийся живым из дома твоего, будет получать мало радости от жизни из-за недостатка средств к существованию; он придет и будет кланяться семье, которая придет после него, ради куска хлеба».

(1) Он будет просить подать ему наименьшую милостыню геру серебра (наименьшую монету) и кусок хлеба. Посмотрите, насколько наказание соответствует греху. Сыновья Илия желали иметь наилучшие куски мяса, а их сыновья будут рады куску хлеба. Отметьте: нужда это наказание за расточительность. Кто не мог быть довольным без лакомств и разнообразия, тот сам или его потомки будут нуждаться в самом необходимом; и Господь будет праведным, наказав их таким образом.

(2) Он будет умолять о самом презренном служении: «Причисли меня к какой-то левитской должности (написано в оригинале); прими меня в число наемников твоих наилучшее место для блудного сына». Человек лишается изобилия и власти, когда злоупотребляет ими. Они не смогут претендовать на какую-то приличную должность или место у жертвенника, а будут вынуждены умолять о каком-либо малооплачиваемом служении (даже если работа будет очень тяжелой), чтобы иметь хотя бы хлеб. Возможно, это обетование полностью исполнилось, когда Авиафар, происходивший из семьи Илия, был смещен с должности Соломоном за предательство, а он сам и его семья лишены служения в храме (3Цар 2:26−27); легко сделать вывод, что из-за этих событий его потомки были доведены до крайней бедности, которая здесь описана.

5. Что Бог скоро начнет приводить в исполнение эти наказания и смерть постигнет Офни и Финееса; печальные вести об этом пришлось услышать Илию: «Вот тебе знамение (ст. 34). Когда ты услышишь об этом, то скажи: «Вот, теперь слово Бога начинает исполняться; исполнилась одна угроза, из чего я делаю вывод, что все остальные тоже исполнятся в установленном порядке»». Офни и Финеес много раз грешили вместе, и здесь предсказано, что они и умрут вместе в один день. Свяжите эти плевелы в снопы, чтобы сжечь их. Это исполнилось (1Цар 4:11).

VI. Посреди угроз в адрес семьи Илия Израилю дается обетование о милости (ст. 35): «Я поставлю Себе священника верного».

1. Это обетование исполнилось, когда в начале правления Соломона вместо Авиафара пришел Садок и оправдал оказанное ему доверие; первосвященники из его потомков служили до тех пор, пока существовало левитское священство. Отметьте: хотя нечестивые священники могут погубить себя, но не могут погубить служение. Какими бы плохими ни были священники, служение будет совершаться до конца этого мира. Если кто-то из них не оправдывает оказанного доверия, то восстанут другие, которые будут верно служить. Божье дело никогда не останется несовершенным из-за недостатка рук, которые должны совершить его. Здесь сказано, что первосвященник будет ходить пред помазанником Божьим (т.е. Давидом и его семенем), ибо он носил наперсник судный, к которому обращался не в обычных ситуациях, а ходатайствовал за царя по государственным вопросам. Отметьте: несмотря на деградацию, которую мы видим и оплакиваем во многих семьях, Бог сохранит для себя преемственность служения. Если новое поколение хуже своих предков, то другие, чтобы сбалансировать это, станут лучше.

2. Это обетование полностью исполнилось в священстве Христа доброго и верного Первосвященника, которого Бог поставил, когда левитское священство было свергнуто; Он во всем исполнил волю Своего Отца, и для Него Бог построит крепкий дом, построит на скале, так что врата ада не одолеют его.

толкование Мэтью Генри на первую книгу Царств, 2 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.