Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Второзаконие | 33 глава

Толкование Мэтью Генри


Моисей пока еще не распрощался с сынами Израилевыми; казалось, что он окончательно покинул их в конце предшествующей главы, но у него все еще есть что сказать. Он уже произнес для них прощальную проповедь, весьма содержательную и взволнованную речь. После проповеди он оставил им псалом, длинный псалом; и теперь ничего не остается, как отпустить их с благословением; это благословение он произносит в данной главе во имя Господа и так покидает израильтян.

I. Моисей считает их всех блаженными благодаря тому, что Господь уже для них совершил, в особенности в том, что дал им Свой закон (ст. 2−5).

II. Моисей благословляет каждое колено, его слова становятся и молитвой за колено, и пророчеством о его блаженстве.

1. Рувим (ст. 6).

2. Иуда (ст. 7).

3. Левий (ст. 8−11).

4. Вениамин (ст. 12).

5. Иосиф (ст. 13−17).

6. Завулон и Иссахар (ст. 18−19).

7. Гад (ст. 20−21).

8. Дан (ст. 22).

9. Неффалим (ст 23).

10. Асир (ст. 24−25).

III. Моисей считает их всех в целом блаженными на основании того, кем был бы и что сделал бы для них Бог, будь они послушны (ст. 26 и далее).

Стихи 1−5. Первый стих является заглавием данной главы: это — благословение. В предшествующей главе из уст Моисея громом прозвучали ужасы Господни на Израиля за его грех; та глава была, подобно свитку Иезекииля, полна стенаний, печали и горя. Теперь, дабы смягчить сие и дабы не показалось, что Моисей удаляется в гневе, здесь он добавляет благословение и оставляет свой мир, чтобы он сошел и почил на всех тех, которые являлись сынами мира. Подобным же образом последним делом Христа на земле было благословить Своих учеников (Лк 24:50), как здесь у Моисея, в знак того, что расстаются друзьями. Моисей благословляет израильтян (1) как пророк — человек Божий. Следует заметить: весьма желательно иметь преимущество в молитвах того, кто имеет авторитет на небесах: это — награда пророка. В данном благословении Моисей не только выражает добрые пожелания своему народу, но и духом пророчества предсказывает, что ждет этих людей в будущем.

(2) Как родитель Израиля; ибо таковыми являются хорошие правители по отношению к своим подданным. На смертном одре благословил своих сыновей Иаков (Быт 49:1), и по его примеру Моисей здесь благословляет произошедшие от них колена, дабы показать, что, несмотря на их вызывающее поведение, передача благословения не прекратилась. Совершив это непосредственно перед смертью, Моисей не только с большей вероятностью оставил благоприятное впечатление, но и проявил к людям великую благосклонность, желая им счастья, несмотря на то что сам должен умереть и не будет иметь в нем доли.

Благословение начинается с возвышенного описания славного явления Господа израильтянам, когда Он дал им закон, и того великого преимущества, которое обрели благодаря этому закону.

I. Этому сопутствовало зримое и блистательное откровение божественного величия, достаточное для того, чтобы убедить и заставить навеки умолкнуть атеистов и неверующих, пробудить и произвести впечатление на самых бесчувственных и беззаботных и пристыдить все тайные пристрастия к иным богам (ст. 2).

1. Явление Господа было славным: Он сиял, подобно солнцу, восходя в Своей силе. Даже Сеир и Фаран, две горы, распложенные на расстоянии друг от друга, были освещены божественной славой, явившейся на горе Синай, и отразили ее лучи — таким ярким было это явление и весьма заметным для прилегающих стран. Об этом упоминает пророк, повествуя о чудесах Божьего провидения (Авв 3:3; Пс 17:8−10). Иерусалимский таргум добавляет к этому событию необычное толкование: «Когда Бог сошел дать закон, на горе Сеир Он предложил его идумеям, но те отвергли, потому что нашли в законе слова: не убивай. На горе Фаран Господь предложил закон измаильтянам, но те отвергли, потому что нашли в нем слова: не кради; и тогда сошел на Синай и предложил его израильтянам, и они сказали: все, что скажет Господь, сделаем». Я не стал бы приводить столь необоснованную выдумку, если бы не ее древность.

2. Славной была свита Господа: Он пришел с несметным числом; как задолго до этого предсказал Енох, именно так придет Господь в последний день судить мир (Иуд 1:14). Это были ангелы, среди чьих колесниц Божиих был Господь во святилище (Пс 67:18). Они сопровождали Божье Величество и были задействованы как Его служители в торжествах того дня. Поэтому и говорится, что закон был дан при служении Ангелов (Деян 7:53; Евр 2:2).

II. Господь дал израильтянам закон, (1) который назван огнем закона, потому что был дан из среды огня (Втор 4:33) и потому что действует подобно огню; если его принять, то он размягчает, нагревает, очищает и сжигает примесь тления; если же отвергнуть, то он ожесточает калением, сушит, мучает и уничтожает. Дух сошел в разделяющихся языках, как бы огненных, ибо Евангелие — тоже огненный закон.

(2) О котором сказано, что идет одесную Его: или потому что Господь записал его на каменных скрижалях, или чтобы указать на мощь и энергию закона и Божью силу, сопровождающую его, дабы не вернулся тщетным. Или же закон пришел к израильтянам как дар, и какой драгоценный дар — благословение десницы!

(3) Который стал примером особой доброты Бога к израильтянам: истинно Он любит народ Свой (ст. 3), и поэтому, невзирая на то что закон был огненным, о нем сказано, что идет для них (англ. пер, ст. 2), то есть из благосклонности к ним. Следует заметить, что Божий закон, записанный в сердце, является верным свидетельством того, что в сердце пролилась Божья любовь; мы должны почитать Божий закон одним из даров Его благодати. Истинно, Господь обнял народ, или носил его в объятиях Своих, как образно говорит Слово, обозначая не только самую искреннюю любовь, но и самую нежную и старательную защиту. Все святые Его в руке Его. Существует мнение, что речь здесь идет об особой поддержке народа и о сохранении его жизни у горы Синай, когда ужас был столь велик, что сам Моисей дрожал, израильтяне же услышали голос Божий и остались живы (Втор 4:33). Или это означает, что Своим законом Господь образовал израильтян в народ, Он изваял и придал им форму, как горшечник глине. Или же они были в Его руке, которая служила им кровом и защитой, использовала их и распоряжалась ими, как семью звездами, которые были в руке у Христа (Откр 1:16). Следует заметить, что все святые Господа находятся в Его руке; даже если там десятки тысяч, или тьмы святых (ст. 2), все равно — в Его руке, которой Бог черпает воды и которая достаточно огромна и сильна, чтобы всех их удержать, и мы можем быть уверены, что никто не похитит их из руки Его (Ин 10:28).

III. Господь расположил израильтян принять данный им закон: они припали к стопам Твоим, как ученики к ногам своего учителя, в знак благоговения, с вниманием и смиренной покорностью тому, что преподается; так и Израиль сел у подножия горы Синай и обещал слушать и делать все, что бы ни сказал Господь. Люди не просто сели, но пали (существует такое чтение) от ужасов горы Синай, которые весьма смирили их на то время (Исх 20:19). Каждый тогда был готов принять Божьи слова, и снова поступили так же, когда закон читался публично (Нав 8:34). Какая великая привилегия, услышав слова Божии, иметь возможность услышать их вновь! «И Я открыл им имя Твое и открою…» (Ин 17:26). Так и Израиль: не только принял закон, но и примет его вновь молитвами и другими живыми словами. Людей учат (ст. 4−5) в благодарность за Божий закон всегда с почтением хранить память как о самом законе, так и о Моисее, через которого он был дан. В двух из халдейских переводов эти слова имеют такое чтение: сыны Израилевы сказали, что Моисей дал нам закон. Иудеи говорят, что, как только ребенок начинает говорить, его отец обязан научить его этим словам: закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова.

1. Израильтян учат говорить о законе с большим уважением и называть его наследием общества Иакова. Израильтяне считали закон (1) принадлежащим исключительно им, отличающим их от других народов, которые не ведали о нем (Пс 147:9), а если и ведали, то на них не были, как на израильтян, возложены обязанности соблюдать закон, и поэтому, как говорит епископ Патрик: «Когда евреи завоевывали какую-либо страну, они никого не принуждали принимать закон Моисеев, но лишь требовали подчиняться семи повелениям Ноя».

(2) Передающимся из рода в род, как наследство, потомкам.

(3) Своим богатством и истинным сокровищем. Кто располагает Божьим Словом и средствами благодати, тот имеет основание сказать: «У меня огромное наследство». Поистине богат тот, в ком Слово Христово вселилось обильно. Возможно, закон назван наследием израильтян, потому что был дан им вместе с наследством, и мы настолько связаны с ним, что забвение закона равнозначно лишению наследства (см. Пс 118:111).

2. Израильтян учат говорить о Моисее с большим уважением; и они тем более обязаны хранить в памяти его имя, поскольку сам он не предусмотрел, чтобы это имя сохранил его род: его потомков никогда не называли сынами Моисеевыми, подобно тому как священники были сынами Аароновыми.

(1) Израильтяне должны признавать Моисея великим благодетелем своего народа, ибо он дал им закон; несмотря на то что закон вышел из рук Господа, он прошел через руки Моисея.

(2) И он был царь Израиля (в англ. пер. — Jeshurun, ст. 5). Дав им закон, на протяжении всей своей жизни Моисей заботился и следил, чтобы закон соблюдали и приводили в исполнение; израильтянам очень повезло иметь такого царя, который правил ими, входил и выходил перед ними во все времена, но притом выглядел весьма великим, когда собирались главы народа вместе, так сказать, в парламенте, и Моисей главенствовал среди них. Некоторые считают, что здесь речь идет о самом Боге; Господь действительно провозгласил Себя царем израильтян, когда давал им закон, и оставался им до тех пор, пока они были Jeshurun, правдивым народом, пока не отвергли Его (1Цар 12:12). Но, похоже, речь идет все-таки о Моисее. Хорошее правительство — великое благословение для любого народа, за что израильтяне имели основание быть очень благодарными. Весьма хороша и конституция — такая как у израильтян и у нас, — которая предусматривает разделение полномочий между царем правдивого народа и главами колен, когда они собираются вместе.

Стихи 6−7. Здесь описано:

I. Благословение Рувима. Хотя Рувим и утратил честь первородства, Моисей начинает с него, ибо мы не должны оскорблять тех, кто попал в немилость, и не должны стремиться увековечить на ком-либо метки бесславия, какими бы заслуженными они ни были вначале. Моисей желает и предсказывает (ст. 6)

(1) сохранение этого колена. Хотя оно и было приграничным на другом берегу Иордана, тем не менее: «Да живет он и да не будет разбит соседями и да не пропадет среди них». И возможно, Моисей имеет в виду тех избранных мужей из этого колена, которые, по уже выпавшему им жребию, оставили в том уделе свои семьи и были готовы, вооружившись, как воины, пойти пред Господом на войну (Чис 32:27). «Храни их, Господи, в этом благородном походе, покрой голову их в день брани».

(2) Пусть это колено будет многочисленным; несмотря на потерю иных почестей — так что они уже не превзойдут других, — пусть они все же умножатся». «Да живет Рувим и да не умирает, даже если мужи у него малочисленны», — так можно передать эту мысль, по мнению епископа Патрика. «Хотя ему и не следует уповать на процветание (Быт 49:4), тем не менее не дай ему погибнуть». Все халдейские парафразы относят это к миру иному: «Да живет Рувим вечной жизнью и да не умрет второй смертью», — у Онкелоса. «Да живет Рувим в этом мире и да не умрет смертью, которой нечестивый умирает в мире грядущем», — согласно Ионафану и Иерусалимскому таргуму.

II. Благословение Иуды, которое идет перед благословением Левия, потому что Господь наш воссиял из колена Иудина и (по словам доктора Лайтфута) потому что достоинство царской власти выше достоинства священства. Само благословение (ст. 7), возможно, относится либо (1) в общем — ко всему колену. Моисей молится и пророчествует о великом процветании этого колена: чтобы Бог слышал его молитвы (в качестве примера см. 2Пар 13:14−15), поселил его в своем уделе, содействовал ему во всех его делах и давал победу над врагами. Считается само собой разумеющимся, что колено Иудино будет и молиться, и активно действовать. «Господи, — говорит Моисей, — услышь его молитвы и дай ему успех во всех его предприятиях; пусть в его руках будет достаточно силы и для хозяйствования, и для войны». Голосу молитвы должна всегда сопутствовать старательная рука, и тогда можно ожидать преуспевания.

(2) В частности — к Давиду как прообразу Христа, чтобы Господь услышал его молитвы (Пс 19:2; и Христа Он слышал всегда, Ин 11:42), дал ему победу над врагами и успех в его великих предприятиях (см. Пс 88:21 и далее). Молитва о том, чтобы Господь привел его к народу его, по-видимому, относится к пророчеству Иакова о Примирителе — что Ему принадлежит покорность народов (Быт 49:10).

Колено Симеоново в благословении отсутствует, потому что Иаков заклеймил его позором, и Симеон так ничего и не совершил, как, например, Левий, чтобы вернуть былую честь. В пустыне это колено уменьшилось более любого другого; и Зимри, совсем недавно так злостно согрешивший, прельстившись Фегором, тоже был из этого колена. Или же это связано с тем, что удел Симеона был приложением к уделу Иуды, и это колено включалось в благословение Иуды. В некоторых рукописях перевода семидесяти толковников о Симеоне говорится вместе с Рувимом: «Да живет Рувим и да не умирает, и Симеон да будет многочислен!»

Стихи 8−11. В благословении колену Левия Моисей высказывается более подробно, не столько потому что это его собственное колено (ибо ничего в этом отношении не отмечает), сколько потому, что это колено — Божье. В благословении Левия упоминаются:

I. Первосвященник, названный здесь святым мужем Божьим (ст. 8), потому что его служение было святым, в знак чего на челе у него было написано «Святыня Господня».

1. По-видимому, Моисей признает, что Бог мог бы справедливо сместить Аарона и его потомство за грех у Меривы (Исх 17:7), который, возможно, был весьма значительным и который Господь мог бы учесть, жалуя ему священство, хотя там об этом не упоминается. Согласно всем халдейским парафразам, речь идет об испытании, в котором он показал себя безукоризненным и верным и выдержал испытание; следовательно — не то, что в Книге Числа (гл. 20).

2. Моисей молится, чтобы служение первосвященника пребывало вечно: туммим Твой и урим Твой пусть будет на нем. Похоже, что это было ему дано за некий выдающийся пример служения, как явствует из Мал 2:5. «Господи, пусть сие никогда не отнимется у него». Несмотря на это благословение, урим и туммим были потеряны во время пленения и так и не вернулись во второй храм. Однако эта молитва исполнилась в Иисусе Христе, Святом Божьем и нашем Великом Первосвященнике, прообразом которого служил Аарон: урим и туммим останется у Сущего в недре Отчем от вечности, ибо Он — Чудный и Вечный Советник. Некоторые переводят туммим и урим нарицательно, скорее потому, что обычный порядок их перечисления здесь изменен, причем только здесь. Туммим обозначает честность, а урим — просвещение — пусть таковые пребудут с Твоим святым мужем, то есть: «Господи, да будет первосвященник всегда как правдивым, так и разумеющим человеком». Хорошая молитва, которую стоит произносить за духовных служителей Евангелия, чтобы у них была ясная голова и честное сердце; свет и искренность совершают духовного служителя.

II. Младшие по чину священники и левиты (ст. 9−11).

1. Моисей хвалит это колено за ревность о Боге, когда его члены встали на сторону Моисея (а значит — и Бога) против поклонявшихся золотому тельцу (Исх 32:26 и далее) и, принимая участие в истреблении зачинщиков этого злодеяния, были нелицеприятны: не щадили даже лучших в мире друзей (пусть они были им дороги, как близкие родственники), если те оказались идолопоклонниками. Следует заметить: наше почтение к Богу и Его славе должно всегда перевешивать почтение к какой бы то ни было твари. И кто не только хранит себя чистым от преступлений, обычных для времени и места, в котором он живет, но и, насколько это возможно с его стороны, свидетельствует против таковых и восстает за Господа против злодеев, тот будет отмечен особой честью. Возможно, Моисей подразумевает сынов Кореевых, которые отказались участвовать вместе со своим отцом в бунте (Чис 26:11). Также и Финеес произвел суд, благодаря которому прекратилось поражение. Служение священников и левитов по-настоящему требовало постоянной их занятости (по крайней мере в свою очередь) у жертвенника Божия и частого отсутствия в семьях, о которых они не могли позаботиться и обеспечить так, как это удавалось другим израильтянам. Они покорились постоянному самоотречению, чтобы хранить слова Господа и завет священнический соблюдать. Следует заметить: кто призван к служению в святынях, тот должен оставаться равнодушным к самым дорогим в этом мире родственным связям и интересам, предпочитая угождение наилучшему Другу, который у него есть (Деян 21:13; 20:24). Наш Господь Иисус не пожелал знать ни матери, ни братьев, когда тем вздумалось оторвать Его от дела (Мф 12:48).

2. Моисей подтверждает данное этому колену поручение служить в святынях, что было вознаграждением за ревность и преданность его членов (ст. 10).

(1) Им надлежало от имени Бога вести дела с народом: «Учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля как проповедники в Твоих святых собраниях, читая и объясняя закон (Неем 8:7−8), и как судьи, решая представленные им сложные и вызывающие сомнение дела» (2Пар 17:8−9). Уста священников хранили сие ведение на пользу народу, которому надлежало искать закона от их уст (Мал 2:7). Даже Аггей, будучи пророком, советовался со священниками по делу совести (Агг 2:11 и далее). Следует заметить, что проповедь важна не только в деле создания новых церквей, но и для сохранения и назидания уже созданных церквей (Иез 44:23−24).

(2) Им надлежало вести дела с Богом от имени людей, сжигая курение во славу и хвалу Господу и принося жертвы для очищения за грех и для обретения Божьей благосклонности. Такова была работа священников, а левиты прислуживали и помогали в ней. Кто хотел бы иметь пользу от их каждения и жертвоприношений, тот должен прилежно и верно соблюдать наставления священников.

3. Моисей молится за них (ст. 11).

(1) Чтобы Господь способствовал их материальному благосостоянию и сделал так, чтобы причитающееся им содержание приносило утешение. Благослови, Господи, имущество его (англ. пер., ст. 11). Предусмотренное для них обеспечение было весьма щедрым и приходило к ним легко, тем не менее оно не принесло бы им никакой радости, если бы Господь не благословил его для них; и, поскольку Бог Сам был их уделом, следовало ожидать особого благословения на этот удел. «Благослови, Господи, его достоинство», — есть и такое чтение. «Господи, умножь Твои благодати в них и сделай их все более и более достойными своей работы».

(2) Чтобы Господь одобрил их в служении: «…и о деле рук его благоволи, совершаемом как для себя самого, так и для народа, которому он служит». Одобрение Богом — вот к чему мы все должны стремиться и чего жаждать, поклоняясь Богу, независимо от того, одобряют нас люди или нет (2Кор 5:9); это также является самым ценным благословением, которого мы можем желать для себя или для других.

(3) Чтобы Господь принял его сторону против всех его врагов: порази чресла восстающих на него. Моисей предполагает, что у Божьих служителей будет много врагов: одни возненавидят лично их за верность и будут стараться причинить им зло, другие позавидуют их содержанию и постараются кощунственно лишить их такового, третьи будут противиться им в исполнении служения и не захотят подчиняться приговору священников, четвертые вознамерятся низвергнуть само служение. Итак, Моисей молится, чтобы Господь разрушил все подобные попытки и вернул зло на головы замышлявших его. Эта молитва является пророчеством о том, что Бог обязательно посчитается с врагами Своих служителей и будет поддерживать служение в Своей Церкви до конца времен, невзирая на все замыслы врат ада против нее. Саул восстал на священников Господа (1Цар 22:18), и это исполнило меру его греха.

Стихи 12−17. Здесь описано:

I. Благословение Вениамина (ст. 12). Вениамин здесь идет вслед за Левием, поскольку храм — место деятельности священников — находился как раз на краю удела этого колена; и поставлен перед Иосифом, потому что достоинство Иерусалима (который частично был в уделе этого колена) превосходило достоинство Самарии, находившейся в уделе Ефремовом, и потому что Вениамин остался верным дому Давидову и храму Господню, тогда как остальные колена покинули и дом Давидов, и храм Божий вместе с Иеровоамом.

1. Вениамин здесь назван «возлюбленный Господом», и отец этого колена был возлюбленным сыном Иакова, сыном десницы его. Следует заметить, что поистине блажен тот, кто возлюблен Господом. Саул, первый царь, и Павел, великий апостол, оба были из этого колена.

2. Моисей здесь уверен в Божьей защите: обитает у Него безопасно. Следует заметить: кого любит Бог — тот в безопасности (Пс 90:1).

3. Именно здесь сообщается, что храм, в котором будет обитать Бог, следует построить в пределах этого колена. Святой город Иерусалим находился в уделе сего колена (Нав 18:28); и хотя предполагается, что Сион, город Давидов, должен принадлежать Иуде, тем не менее гора Мориа, на которой был возведен храм, находилась в уделе Вениамина. О Боге потому сказано, что Он покоится между раменами его (англ. пер., ст. 12), что храм стоял на той горе, подобно тому как голова человека покоится на его плечах. И таким образом Вениамин всякий день пребывал под покровом и защитой святилища (Пс 124:2), о котором часто говорится как о месте убежища (Пс 26:4−5; Неем 6:10). Вениамин, проживая у храма Божия, обитал у Него безопасно. Следует заметить: какое блаженство пребывать в соседстве с храмом! Такое расположение Вениамина, вероятно, было единственным, что сохранило приверженность этого колена, вместе с Иудой, к Божьим установлениям, когда другие десять колен отступились. Поистине растленное и нечестивое сердце у тех, кто, чем ближе находится к Церкви, тем дальше уходит от Бога.

II. Благословение Иосифа, включающее как Ефрема, так и Манассию. В благословении Иакова (Быт 49 гл. часть, относящаяся к Иосифу, — самая большая, так же и здесь; и оттуда Моисей заимствует звание, присвоенное Иосифу, — наилучшего из братьев своих (ст. 16), или, как можно было бы прочитать, назорея среди них, что касается и его набожности, в чем, как показывает множество примеров, он превосходил их всех, и его высокого положения в Египте, где Иосиф был и правителем, и благодетелем. Братья отделили его от себя, сделав рабом, Бог же выделил его среди них, сделав правителем. Итак, благословение, о котором Моисей здесь молится и пророчествует для этого колена, — великое изобилие и огромная мощь.

1. Великое изобилие (ст. 13−16). В общем: да благословит Господь землю его. Земли, попавшие в удел Ефрема и Манассии, были весьма плодородными, тем не менее Моисей молится, чтобы их оросили благословения Господни, от которых зависит все богатство и плодородие. Итак:

(1) Моисей в молитве перечисляет много частных благ, которые могут внести свой вклад в богатство и изобилие этих двух колен, прося у Творца о выгоде и о пользе от всех стоящих ниже тварей, ибо все они для нас — только то, чем делает их для нас Господь. Моисей молится [1] о дождях и о росе в свое время, о вожделенных дарах неба; и они настолько драгоценны, хотя и являют собой простую воду, что без них все плоды земли не взойдут или погибнут.

[2] Об обильных источниках, способствующих плодородию земли, названных здесь дарами бездны, лежащей внизу; и те и другие дары — это поток Божий (Пс 64:10), и особым творением Господа являются источники вод (Откр 14:7).

[3] О благоприятном влиянии небесных тел (ст. 14) — о вожделенных плодах (дословно — самое превосходное, лучшее в своем роде), взращенных под живительным теплом солнца и освежающей влагой луны. «Пусть они собирают ежегодно каждый плод в свой месяц, согласно естественному порядку, в один месяц — маслины, в другой — финики и т.д.». Так некоторые понимают.

[4] О плодородии даже на горах и холмах, которые в других странах обычно бесплодны (ст. 15): пусть у них будут превосходнейшие произведения гор древних; и если горы плодородны, то их плоды созревают самыми первыми, и созревают лучше всего. Эти горы названы древними не потому, что появились раньше других гор, но потому что, подобно первенцу, по достоинству превосходили другие; и холмы вечные — не только потому, что, подобно другим горам, непоколебимы (Авв 3:6), но потому, что их плодородие не прекратится.

[5] О произведениях нижних слоев почвы: вожделенных даров земли (ст. 16). Хотя сама по себе земля кажется бесполезной и никчемной глыбой материи, из нее добывают драгоценные продукты для поддержания и удобства жизни людей. Из нее вырастает хлеб (Иов 28:5), потому что из нее произошли наши тела и в нее должны вернуться. Но что такое вожделенные дары земли для души, которая пришла от Бога и должна вернуться к Нему?! И что такое ее полнота по сравнению с той полнотой, которая во Христе и от которой мы приняли и благодать на благодать?! Существует мнение, что вожделенные дары, о которых здесь молится Моисей, являются прообразом духовных благословений Христа в небесах, дарами, благодатями и утешениями Духа.

(2) Венчает все благоволение, или благосклонное одобрение, Явившегося в терновом кусте (ст. 16), то есть Бога, который явился Моисею в кусте, горевшем, но не сгоравшем (Исх 3:2), чтобы дать ему поручение вывести Израиля из Египта. Хотя Божья слава явилась туда лишь ненадолго, о ней сказано, что она там обитала (англ. пер., ст. 16), потому что пребывала, пока для этого было основание; «благоволение, или shechinah, слава Божья, в кусте» — возможно и такое чтение, ибо «shechinah» означает «обитающий»; и хотя обитание это продлилось совсем недолго в кусте, оно продолжалось с народом Израиля. Мой Обитающий в кусте — следовало бы так передать эту мысль; то было явлением Божьего Величия только Моисею в знак особого авторитета, который Моисей имел у Бога и из которого он желает извлечь пользу ради блага этого колена. Бог неоднократно являлся Моисею, но теперь, прямо перед смертью, по-видимому, самое приятное воспоминание у него — о том самом первом явлении, с которого у Моисея началось знакомство с видениями Всемогущего и впервые установилось его общение с небесами: то было незабываемое время любви. Именно в горящем кусте Бог провозгласил Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, подтвердив таким образом Свое обетование отцам, то обетование, которое простиралось вплоть до воскресения тела и вечной жизни, что очевидно из довода, приведенного нашим Спасителем (Лк 20:37). Так что, когда Моисей молится о благоволении Явившегося в терновом кусте, он имеет на примете обновленный там тогда завет, на котором должны быть основаны все наши упования на Божью благосклонность. Теперь он завершает это большое благословение молитвой о благосклонности, или благоволении, Господа:

[1] Потому что Божья благосклонность — источник и родник всех названных благословений, все они — дары Божьего благоволения; таковыми они являются для Его собственного народа, чем бы ни были они для других. Действительно, когда Ефрем (потомок Иосифа) отступил от Бога, как упрямая телица, плоды его земли были столь далеки от даров Божьего благоволения, что служили лишь для его утучнения перед закланием, как агнцы на пространном пастбище (Ос 4:16−17).

[2] Потому что Божья благосклонность — утешение и сладость всех названных благословений; мы только тогда радуемся им, когда вкушаем с ними Божье благоволение.

[3] Потому что Божья благосклонность лучше всех названных благословений, несравненно лучше; ибо, если имеем лишь благоволение Господа, мы — блаженны и можем легко обойтись без всех тех благ и веселиться о Боге спасения нашего, хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах (Авв 3:17−18).

2. Огромная мощь, которой благословляется Иосиф (ст. 17). Здесь предсказаны три вида его мощи:

(1) Его авторитет среди братьев: слава его как первородного тельца (англ. пер., ст. 17), или молодого вола, который являет собой величавое создание, поэтому прежде его изображения были символом королевского величия. Иисус Навин, которому предстояло стать преемником Моисея, был из колена Ефрема, сына Иосифова, его слава действительно была выдающейся, и он стал честью для своего колена. В уделе Ефрема впоследствии находился царский город десяти колен. Из колена Манассии были Гедеон, Иеффай, Иаир, ставшие украшением и благословением для своей земли. Существует мнение, что Иосиф сравнивается с первородным тельцом, потому что утраченное Рувимом первородство перешло к Иосифу (1Пар 5:1,2) и к первородному его тельца, потому что Васан, находившийся в уделе Манассии, славился своими волами и коровами (Пс 21:13; Ам 4:1).

(2) Его сила в борьбе с врагами и победа над ними: и роги его, как роги буйвола, то есть: «Силы, которые он выведет на поле боя, будут весьма велики и устрашающи, ими избодет он народы, то есть он победит всех, кто встанет у него на пути». Судя по спорам, которые происходили у ефремлян с Гедеоном (Суд 8:1) и с Иеффаем (Суд 12:1), это колено было воинственным и свирепым. Тем не менее мы видим, что сыны Ефремовы, когда они оставили завет с Господом, хотя и были вооружены, все же обратились назад в день брани (Пс 77:9−10), ибо, несмотря на то что здесь по силе и дерзновению они сравниваются с буйволом, когда Бог от них отошел, они стали немощными, как остальные люди.

(3) Численность людей, в которой Ефрем, даже будучи младшим домом, преуспел, ибо Иаков, предвидя то же самое, поменял руки (Быт 48:19). Это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины. Таргум Ионафана применяет это к десяти тысячам хананеев, завоеванных Иисусом Навином, который был из колена Ефремова. Заслуживает внимания толкование, приведенное в Иерусалимском таргуме касательно первой части стиха: «Подобно тому как первородные волы никогда не использовались в работе и не удавалось укротить буйвола, так же и Иосиф сохранит свою свободу; его потомки остались бы свободными, если бы не продали себя грехом».

Стихи 18−21. В этих стихах:

I. Благословения Завулона и Иссахара идут вместе, ибо оба были сынами Иакова от Лии и по своему жребию в Ханаане стали соседями. Здесь предсказывается:

1. Что и того и другого ждет благоприятное поселение и работа (ст. 18). Завулону надлежит радоваться, потому что будет повод для радости; и Моисей молится о благом деле для Завулона в его путях либо на войну (потому что Завулон обрек душу свою на смерть на высотах поля, Суд 5:18), либо, скорее, к морю, ибо Завулон жил у пристани корабельной (Быт 49:13). И Иссахару надлежит радоваться в своих шатрах, то есть в домашних делах, в своем хозяйстве, заботой о котором мужчины этого колена обычно ограничивались, потому что видели, что покой хорош и что, тогда как море бурное, земля приятна (Быт 49:14−15). Здесь примите во внимание, (1) что Божье провидение не только являет разнообразие, указывая на границы обитания людей (кто-то в городе и кто-то в деревне, кто-то у моря и кто-то в селениях внутренней части страны), но и мудро распоряжается склонностями людей к занятиям разного рода на благо общества, поскольку каждый член тела располагается и обучен так, чтобы служить всему телу в целом. Одаренность некоторых людей влечет их к книгам, других — к морю, третьих — к мечу; некоторые имеют склонность к сельскому хозяйству, иные — к торговле, иные к ремеслам; и хорошо, что все именно так. Если все тело глаз, то где слух? (1Кор 12:17). На благо всему обществу Израилеву служило то, что мужчины Завулона были купцами, а мужчины Иссахара — земледельцами.

(2) Что, каким бы ни было место и род наших занятий, наша мудрость и наш долг состоит в том, чтобы к таковым приноровиться, и какое великое блаженство быть при этом довольным! Пусть Завулон радуется в своих путях, пусть благодарит Господа за прибыль и делает все возможное, чтобы избежать потерь и беспокойств в торговле, и не презирает обыденности, равно как и не завидует спокойствию шатров Иссахара. Пусть Иссахар веселится в шатрах своих, пусть будет доволен уединением и радуется маленьким прелестям сельской местности и не сетует на отсутствие Завулоновой радости странствий и прибыли от торговли. Каждое дело имеет свои приятные стороны и свои неудобства, и поэтому, какое бы дело ни дало нам провидение, нам следует приложить к таковому всю душу; и поистине велико блаженство, когда радуешься своему жребию, каким бы он ни был. Это — дар Божий (Еккл 5:18).

2. Что и тот и другой, каждый на своем месте, будут служить славе Господа и интересам религии среди народа (ст. 19): созывают они народ на гору, то есть к храму, который, как предвидел Моисей, будет возведен на горе. Я не вижу, почему это должно приписываться только Завулону (по мнению большинства толкователей), и если как Завулон, так и Иссахар получали блага от присущих каждому из них видов деятельности, то почему бы нам не предположить, что и тот и другой позаботится воздать за них славу Господу? Они будут совершать для Бога два дела:

(1) Будут приглашать к служению Ему других людей: созывают они народ на гору.

[1] Завулон извлечет пользу из своего знакомства и торговых отношений с соседними народами, к которым пролегают его пути, ради этой благородной цели — распространения среди них религии и приглашения их к служению Богу Израилеву. Следует заметить, что людям, занимающимся важным делом или обладающим широким кругом общения, надлежит мудро и ревностно стараться являть пример благочестивого образа жизни тем, с кем они общаются и среди кого ведут свои дела. Таковые блаженны, ибо они сами — благословение. Было бы хорошо, если бы расширение торговли с другими странами содействовало распространению Евангелия. Это пророчество относительно Завулона, возможно, даже предвосхищает начавшуюся в земле Завулона проповедь Христа и Его апостолов (Мф 4:14−15); тогда они созвали народ на гору, то есть в Царство Мессии, которое названо горой дома Господня (Ис 2:2).

[2] Иссахар, живущий в шатрах домосед, будет призывать своих соседей восходить к святилищу во всякое время, определенное для святых праздников, возможно, потому что люди этого колена будут более ревностными и активными, нежели их соседи (и, как было неоднократно замечено, обитающие, вместе с Завулоном, у пристани корабельной, в месте скопления людей, обычно относятся к религии более легкомысленно, тогда как в религии живущих вместе с Иссахаром в сельских шатрах больше жизни и огня), поэтому представители этого колена своей ревностью могли побудить к святому подражанию даже обладавших большими познаниями (Пс 121:1); либо — потому что они тщательнее других соблюдали время, установленное для праздников. Один из халдейских парафразов излагает предшествующий стих таким образом: «Веселись, Иссахар, в шатрах своих школ», предполагая, что многие из этого колена желали быть учеными и употреблять свои знания с той целью, чтобы, наблюдая за переменой времен года, отмечать времена праздников, потому что календари в то время были не столь распространенными, как сейчас. Таргум Онкелоса излагает это более детально: «Веселись, Иссахар, когда приступаешь к исчислению времен торжеств в Иерусалиме; ибо тогда колена Израилевы будут собираться у горы дома святилища». Так он передает начало данного стиха, и многие придерживаются мнения, что отличительным свойством мужей колена Иссахарова во времена Давида было то, что они знали, что когда надлежало делать Израилю (1Пар 12:32). А следующее свойство отличало сынов Завулоновых: готовых к сражению, вооруженных всякими военными оружиями (1Пар 12:33), и, возможно, это служит объяснением благословению для этого колена. Следует заметить: кто не имеет такой, какая была у Завулона, возможности приводить в Церковь внешних, тем не менее может весьма послужить ее интересам, помогая оживить, ободрить и назидать своих. Хорошее дело — призывать людей к участию в Божьих таинствах, напоминать забывчивым, тормошить инертных, которые предпочитают следовать за ведущим, а не вести за собой.

(2) Они не только будут приглашать к служению Господу других людей, но и сами весьма много послужат: там заколают законные жертвы. Они не станут посылать других в храм, оставаясь сами дома под тем предлогом, что не могут оставить свою работу; но, побудив других поспешно пойти молиться лицу Господа, скажут: пойдем и мы (как в Зах 8:21). Следует заметить: нам надлежит самим быть примером того доброго, к которому мы призываем других. И когда они придут в храм, то предстанут пред Господом не с пустыми руками, но принесут в честь Господа и для служения Ему из того и соответственно тому, чем благословил их Бог (1Кор 16:2).

[1] Здесь предсказывается, что оба эти колена разбогатеют. Завулон, ходящий за границу, будет питаться богатством моря, которое для купцов — полные груди, тогда как домосед Иссахар обогатится сокровищами, сокрытыми в песке: либо плодами земли, либо подземными ископаемыми — металлами и минералами, или же (поскольку слово «песок» обозначает здесь, по сути, морской песок) богатствами, выброшенными из моря, ибо удел Иссахара простирался до морского побережья. Возможно, под питанием богатством моря подразумевается успех, которого добьются эти колена в призвании народа на гору, ибо подобная фраза использовалась для обозначения приведения народов в Церковь: богатство моря обратится к тебе (Ис 60:5), и: ты будешь насыщаться молоком народов (Ис 60:16). Предсказано:

[2] Что эти колена, обогатившись таким образом, посвятят Господу стяжания их и богатства их Владыке всей земли (Мих 4:13). Торговля Завулона и прибыль Иссахара будут посвящаемы Господу (Ис 23:18), ибо таковыми они будут приносить жертвы праведности (Втор 33:19, англ. пер.), то есть жертвы согласно закону. Следует заметить: мы должны служить Господу и почитать Его тем, что имеем; и Он ожидает соответствующую жатву там, где щедро сеет. Кто питается богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке, тому надлежит приносить соразмерные сему жертвы праведности.

II. Далее следует благословение колена Гадова (ст. 20−21). Это колено было одним из уже поселившихся с той стороны Иордана, где сейчас находился Моисей. Итак:

1. Моисей предсказывает, что будет с этим коленом.

(1) Оно распространится, поскольку в данное время у него был просторный удел; Моисей воздает славу Господу за его настоящее и будущее расширение: благословен распространивший Гада. Мы видим, как это колено распространится благодаря своему успеху в войне, которую оно, по-видимому, весьма добросовестно вело против агарян (1Пар 5:19−20,22). Следует заметить, что за всякое наше распространение надлежит воздавать славу Господу.

(2) Это будет доблестное колено победителей, которое, если его не трогать, будет жить спокойно и бесстрашно, как лев; но, если его дразнить, оно, как лев, сокрушит и мышцу, и голову, то есть разорвет на части всех, кто стоит у него на пути — и мышцу (то есть силу), и венец на голове (то есть политику и власть) своих врагов. Во времена Давида жили гадитяне, лица которых были как лица львиные (1Пар 12:8). Существует мнение, что к их числу принадлежал Ииуй, потому что первое упоминание о нем связано с Рамофом Галаадским, принадлежавшим Гаду, и, считают, что этим объясняются его доблестные деяния.

2. Моисей хвалит это колено за все, что оно уже сделало и что делало ныне (ст. 21).

(1) Гадитяне поступили весьма мудро для себя, выбрав свой удел среди первых в земле, которая уже завоевана: он избрал себе начаток земли; хотя заботился и о братьях, все же его благотворительность началась со своего дома, и он пожелал получить первым и поселиться первым. Гадитяне были первыми и наиболее активными инициаторами поселения на этом берегу Иордана и поэтому даже упомянуты перед сынами Рувимовыми в истории этого дела (Чис 32:2). И таким образом, тогда как другим коленам пределы устанавливал Иисус Навин — завоеватель, Гад и его сподвижники получили свои от Моисея — законодателя и поселились в них по закону; или (дословно) были покрыты, или защищены, особым провидением, которое стерегло тех, кого они оставили за собой, когда мужи брани пошли вперед со своими братьями. Следует заметить: и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе, когда сначала обеспечиваешь себя, как сделал Гад (Пс 48:19). И Господь похвалит тебя, когда ты удовлетворяешь своей душе, то есть поистине себе, и изберешь тот начаток, который в уделе от законодателя.

(2) Теперь они вершили благородные и смелые деяния ради своих братьев, ибо пришли с главами народа, перед которым, вооруженные, перешли Иордан исполнить правду Господа над хананеями под предводительством Иисуса Навина, которому, как мы видим, они впоследствии принесли обет послушания (Нав 1:12,16). Такое обязательство они взяли на себя, когда им был определен удел (Чис 32:27). Так они и поступили (Нав 4:12). И когда бои за Ханаан закончились, Иисус Навин отпустил их с благословением (Нав 22:7). Следует заметить: великое блаженство и честь быть полезными нашим братьям в их делах, в особенности помогать в исполнении правды Господа, пресекая то, что раздражает Его: именно это вменилось в праведность Финеесу.

Стихи 22−25. Здесь приводится:

I. Благословение Дана (ст. 22). Иаков в своем благословении сравнил Дана со змеем за его хитрость; Моисей же сравнивает его со львом за храбрость и решительность: и кто может устоять перед тем, у кого голова змея и сердце льва? Он сравнивается со львами, выбегавшими от Васана — горы, славившейся своими свирепыми львами, откуда они прыгали в долины на добычу. Это может относиться либо (1) к частным победам, одержанным Самсоном (принадлежавшим к этому колену) над филистимлянами. И начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, когда он был очень юн, как молодой лев, так что, напав на филистимлян, он застал их врасплох и одолел только силой, как лев свою добычу; и одним из первых его подвигов было растерзание льва. Либо (2) к общим достижениям этого колена, когда команда его представителей, получив информацию о спокойной обстановке в Лаисе, находившемся в самой удаленной от них части Ханаана, неожиданно напала на город и вскоре завладела им (см. Суд 18:27). И вероятно, совершили они свой десант с гор Васана, лежавших недалеко от этого города, поэтому здесь и говорится, что выбегает из Васана.

II. Благословение Неффалима (ст. 23). Моисей взирает на это колено с изумлением и рукоплещет ему: «О Неффалим, ты блажен и будешь блажен, да будет так всегда». Три обстоятельства составляют блаженство этого колена:

(1) «будь насыщен благоволением». Существует мнение, что речь идет о благоволении людей, их доброй воле и добром слове. Иаков описал это колено, в общем, как учтивых и милых людей, говорящих приятное, сравнивая их с любезной ланью (англ. пер., Быт 49:21). Итак, чего же они добьются, будучи таковыми? Моисей говорит, что они будут иметь выгоду от любви к ним соседей и наслаждаться благосклонностью. Любящие будут любимы. Однако, согласно другому, совершенно обоснованному мнению, речь идет о благосклонности Бога: ибо только такая благосклонность насыщает душу и наполняет сердце истинной радостью. По-настоящему блаженны люди, располагающие Божьей благосклонностью, а располагать ею будет тот, кто находит в ней наслаждение и считает, что, имея это, имеет достаточно, большего нечего и желать.

(2) «Будь исполнен благословения Господа», то есть не только всякими благами, которые являются плодами благословения (зерно, вино и елей), но и самим благословением, то есть даром Божьей благодати по обетованию и завету Господа. Обладающие таким благословением вправе считать себя удовлетворенными: для блаженства им больше ничего не нужно. «Удел колена Неффалимова, — говорят иудеи, — был таким плодородным, а урожаи такими ранними, несмотря на расположение на севере, что представители этого колена обычно первыми приносили свои начатки в храм и, таким образом, первыми получали благословение священника, что было благословением от Господа». Капернаум, в котором, главным образом, пребывал Христос, находился в уделе этого колена.

(3) «Имей море и юг во владении»; допускается и такое чтение, то есть — море, лежащее к югу от твоего удела: речь идет о Галилейском море, о котором мы так часто читаем в Евангелиях; прямо к северу от него находилось это колено, что служило последнему большим преимуществом — вспомним богатство Капернаума и Вифсаиды, находившихся в его уделе и на берегу этого моря. Видите, как Моисей был водим в этих благословениях духом пророчества, ибо, прежде чем жребий был брошен в полу, он предвидел и предсказал, каким будет размещение.

III. Благословение Асира (ст. 24−25). Моисей молится и пророчествует о четырех благословениях для этого колена, блаженство которого несет само его имя, ибо Лия назвала его отца Асиром, говоря: к благу моему (Быт 30:13).

1. Умножение числа. Это колено к тому времени уже было многочисленным (Чис 26:47). «Пусть оно еще больше умножится: да будет Асир благословлен детьми» (англ. пер., ст. 24). Следует заметить, что дети, особенно дети завета, — благословение, а не бремя.

2. Интерес у соседей: он будет любим братьями своими. Следует заметить: весьма желательно пользоваться любовью и благосклонностью людей, среди которых мы живем, об этом надлежит молиться Богу, в руке которого все сердца, и к этому нужно стремиться, обретая сие кротостью, смирением и готовностью, насколько позволяют наши способности и возможности, делать добро всем.

3. Богатство земли.

(1) На поверхности: окунет в елей ногу свою, то есть: «Пусть в его уделе будет такое изобилие елея, чтобы он не только мазал им голову, но и, если ему заблагорассудится, мыл бы в нем ноги», чего обычно не делали; тем не менее мы видим, что наш Спаситель настолько был любим братьями Своими, что Его ноги помазали самым драгоценным миром (Лк 7:46).

(2) Под землей: железо и медь — запоры твои, то есть: «У тебя будет изобилие этих металлов (их месторождений) в твоей земле, которая необычайно благословлена богатствами как на поверхности, так и в недрах», или: если бы их не давала его собственная земля, он ввозил бы из-за границы, ибо жребий этого колена пал на морское побережье. Согласно халдейскому парафразу, это нужно понимать образно: «Ты будешь сильным и великолепным, как железо и медь».

4. Постоянство силы и энергии: как дни твои, будет умножаться сила твоя (англ. пер., ст. 25). Многие излагают это таким образом: «Сила твоих преклонных лет будет такой же, как сила твоей юности; ты не почувствуешь угасания и не будешь ветшать с годами, но вернешь молодость, как если бы не только твои запоры, но и кости были из железа и меди». Часто в Писании под словом «день» подразумеваются события дня; и, учитывая это здесь, мы находим обетование, что Господь милостиво поддержит Асира в скорбях и испытаниях, какими бы они ни были. Ко всему духовному семени Авраама, несомненно, относится обетование о том, что Господь будет мудро жаловать духовным потомкам благодати и утешения соразмерно служениям и страданиям, к которым Он их призвал. У них есть предназначенное им дело? — У них будут силы его выполнить. У них есть предназначенные им бремена? — У них будут силы их вынести; и никогда они не будут искушаемыми сверх сил. Верен обещавший сие, Он же и побудил нас уповать на это обетование.

Стихи 26−29. Это — последние слова из всех, которые Моисей, великолепно писавший сам и диктовавший другим, когда-либо написал или продиктовал; поэтому слова эти весьма знаменательны, и, несомненно, мы найдем их весьма назидательными. Муж Божий Моисей (которому больше, нежели когда-либо кому-либо из простых людей довелось узнать и Бога, и Израиля) на последнем дыхании возвеличивает Бога Израилева и Израиля Божия. И Тот и другой бесподобны в его глазах, и мы уверены, что в этом его суждении о них его взор не притупился.

I. Нет бога, подобного Богу Израилеву. Никто из богов других народов не способен сделать для своих поклонников то, что Иегова совершил для своих: нет подобного Богу Израилеву (ст. 26). Следует заметить: если мы ожидаем, что Бог благословит нас добрыми делами, нам надлежит благословить Его добрыми словами, и один из самых священных способов воздать хвалу Господу — это признать, что нет Ему подобного. Итак:

(1) Это для Израиля было честью. Каждый народ хвалился своим богом; но ни у кого не было такого Бога, которым мог похвалиться Израиль.

(2) Для израильтян стало блаженством то, что они были приняты в завет с таким Богом. Моисей приводит два основания в подтверждение бесспорного превосходства Бога Израиля над другими богами:

[1] Верховное владычество и авторитет Господа: по небесам принесся с небывалой роскошью и великолепием. Передвижение по небесам указывает на Его величие и славу, которыми Бог являет Себя горнему миру, а также на влияние неба и произведения облаков, которые Он заставляет служить осуществлению Своей собственной воли здесь, в нижнем мире: Господь распоряжается и руководит всем, подобно тому как всадник управляет лошадью. Когда Господу нужно что-либо сделать для Своего народа, Он по небесам принесется, чтобы сие совершить, ибо у Него это выходит быстро и решительно: ни один враг не способен ни предвидеть, ни помешать продвижению Несущегося по небесам.

[2] Безграничная вечность Господа; Он — вечный Бог, и мышцы у Него вечные (ст. 27). Боги язычников были всего лишь недавним изобретением и вскоре должны погибнуть; но Бог Израиля вечен: Он был прежде всех миров и останется, когда уже не будет ни времени, ни дней (см. Авв 1:12).

II. Нет народа, подобного Израилю Божию. Провозгласив каждое колено блаженным, в заключение Моисей всех вместе провозглашает весьма блаженными, такими блаженными во всех отношениях, что нет под солнцем народа, заслуживающего сравнения с израильтянами (ст. 29): «Блажен ты, Израиль! Народ, чей Бог — Господь, именно по этой причине истинно блажен, кто подобен тебе?» Если израильтяне будут почитать Бога как идеального Бога, Господь явит им милость, сделав их идеальным народом, на зависть всем соседям и к радости всех их доброжелателей. Кто подобен тебе, народ? «О, ты прекрасна, возлюбленная моя», — говорит Христос о Своей невесте. На что она лично отвечает взаимностью: «О, ты прекрасен, возлюбленный мой». И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному (нет, речь идет не о всех подряд народах) народу на земле? (2Цар 7:23). Сказанное здесь о Церкви Израиля, о всех ее почестях и преимуществах, несомненно, применимо и к Церкви первенцев, написанных на небесах. Христианская Церковь — это Израиль Божий, как называет ее апостол (Гал 6:16), ей пожелают мира и она удостоится чести, превосходящей честь всех сообществ в мире, как было с Израилем.

1. Никогда еще народ не устраивался столь хорошо и не имел такого крова: прибежище твое Бог древний (ст. 27). Или, по значению слова: «Твое жилище, или твой особняк, в котором тебе безопасно, уютно и спокойно, как человеку в собственном доме». Дом каждого израильтянина поистине находится у Бога, душа возвращается к Нему и отдыхает, как в покое своем (Пс 114:7), в своем покрове (Пс 31:7). Кто устроил свое жилище у Господа, тот будет обладать всеми утешениями и благами обитания в Нем (Пс 90:1). Моисей взирал на Господа, как на обитель израильтян, когда они бродили по пустыне: Господи! Ты нам прибежище в род и род (Пс 89:2). И теперь, когда они собирались поселиться в Ханаане, им нельзя менять обители, они все равно будут нуждаться и находить в Боге древнем прибежище; без Господа, сам по себе, Ханаан был бы пустыней, страной тьмы.

2. Никогда еще народ не испытывал такой поддержки и воодушевления: и под мышцами вечными; то есть всемогущая сила Господа подвизалась защищать и укреплять всех доверившихся Ему в их величайших невзгодах и бедах и под тяжелейшими бременами. Вечная мышца поддержит (1) интересы Церкви в общем, чтобы они не были преданы забвению и не сошли на нет; в основании Церкви находится тот вековой камень, на котором она построена, и врата ада не одолеют ее (Мф 16:18).

(2) Дух верующих в частности, так что, даже несмотря на притеснения, их не погубит никакая напасть. Как бы низко ни оказался когда-либо народ Божий, под ним всегда будет находиться мышца Господа, чтобы удержать людей от падения духом и от потери сознания, а веру — от ослабевания, даже если давление на них — сверх всякой меры. Вечный завет и проистекающее от него вечное утешение — поистине мышца вечная, которая чудесно поддерживала и ободряла верующих в самые худшие времена; им достаточно благодати Господа (2Кор 12:9).

3. Никогда еще народ не имел такого хорошего командования, ведущего его в бой: «Он прогонит врагов от лица твоего Своей всемогущей силой, которая освободит тебе место, и даст тебе поручение, поддерживающее тебя в твоих действиях, сказав: истребляй!» Израильтянам сейчас предстояло войти в землю, находившуюся в полном владении сильного и грозного народа, который, будучи первопоселенцем, считал себя ее полноправным хозяином; как Израилю оправдать и как осуществить изгнание этого народа?

(1) Господь даст израильтянам поручение истребить хананеев, и это будет служить оправданием и поддержит их в своих действиях в глазах всего мира. Тот, кто является Верховным Владыкой всего живого и всех земель, не только допустил и разрешил, но и недвусмысленно приказал и предназначил сынам Израилевым как завладеть землей Ханаана, так и предать мечу народ Ханаана; получив такие полномочия, израильтяне могли не только законно, но и с честью совершить это, никоим образом не запятнав себя позором и не навлекая на себя вины ни в грабеже, ни в убийстве.

(2) Господь даст израильтянам силу и способность истребить хананеев; более того, Он, в сущности, предаст последних в руки первых: Бог прогонит врагов от лица их; ибо сам страх перед Израилем обратит хананеев в бегство. Господь рукою Своею истребил народы, а их насадил (Пс 43:3). Подобным же образом верующие преодолевают всех своих духовных врагов силою Возлюбившего их Христа. Вождь спасения нашего прогнал врагов от лица нашего, когда на кресте победил мир и отнял силы у начальств и властей; и нам дана команда: истребляй! Стремись к победе и будешь делить добычу.

4. Никогда еще народ не был так хорошо охраняем и защищен: Израиль живет безопасно, один (ст. 28). Кто пребывает в Господе и считает Его имя своей крепкой башней, тот живет безопасно; убежище его — неприступные скалы (Ис 33:16). Израильтяне будут жить безопасно, одни, (1) несмотря на то что одни. Хотя они и не станут заключать никаких союзов со своими соседями и не будут иметь оснований рассчитывать на помощь и поддержку кого-либо их них, тем не менее будут жить безопасно; они на самом деле будут в безопасности и будут знать об этом.

(2) Благодаря тому что одни. Они будут жить безопасно до тех пор, пока останутся чистым, единственным в своем роде и особым народом, не смешиваясь с язычниками. Их отличие от других народов, хотя и уподобило их разноцветной птице (Иер 12:9) и выставило напоказ окружающим их злоумышленникам, на самом деле хранило их от бед, которых желали им соседи, поскольку держало их под Божьей защитой. Господь будет хранить в безопасности всех, кто держится поближе к Нему. Обещано, что в Царстве Христовом Израиль будет жить безопасно (Иер 23:6).

5. Никогда еще народ не обеспечивался так хорошо: источник Иакова (то есть нынешнее поколение этого народа, ставшее как бы источником всех потоков, которые впоследствии, взяв в нем начало, от него произойдут, англ. пер., ст. 28) сейчас сам должен обосноваться на этой доброй земле. Око Иакова (возможно такое чтение, поскольку одно и то же слово означает и «источник», и «глаз») видит пред собою землю, обильную хлебом и вином; то есть с того места, где израильтяне расположились станом, их взору открывался вид на Ханаан, как раз перед ними на другом берегу реки, и вскоре эта земля будет у них в руках и у них под ногами. Страна, на которую они устремили взор, была благословлена и туком земли, и росой небесной; это была земля, обильная хлебом и вином, питательными и полезными продуктами; так же и небеса его (как если бы небеса по-особому предназначались в благословение этой земле) каплют росу, без которой, какой бы хорошей ни была почва, зерновые и виноград вскоре зачахнут. Око каждого израильтянина, око веры, поистине имело на примете лучший, небесный Ханаан, изобилующий чем-то, превосходящим хлеб и вино.

6. Никогда еще у народа не было такой помощи. Если израильтяне попадали в затруднительное положение, Бог Сам мчался по небесам им на помощь (ст. 26). И они были народом, хранимым Господом (ст. 29). Если им грозила какая-либо опасность или они в чем-то нуждались, то могли обратиться к вечному Богу, довериться всемогущей силе; ничто не могло повредить тем, кому помогал Господь, равно как и не мог погибнуть народ, хранимый Господом. Прилагаемые к евангельскому Израилю являются спасаемыми (Деян 2:47).

7. Никогда еще народ не был столь хорошо вооружен. Господь Сам был израильтянам охранявшим их щитом, оружием защиты, достаточно хорошо оберегавшим от всех противников; Господь также был мечом превосходства (англ. пер., ст. 29) израильтян, оружием нападения, сделавшим их грозными и успешными во всех своих войнах. Бог назван мечом превосходства, потому что, сражаясь за них, Он делал израильтян сильнее другого народа, или потому что во всех своих деяниях ради них Господь помнил о Своем святилище среди них, которое названо превосходством Иакова (англ. пер., Пс 46:5; Иез 24:21; Ам 6:8). В чьем сердце превосходство святости, тому Бог Сам становится щитом и мечом; таковые облачены во всеоружие Божие, Его Слово — их меч, а вера — их щит (Еф 6:16−17).

8. Никогда еще народ не был столь убежден в победе над врагами: враги твои раболепствуют тебе; то есть: «Будут вынуждены покориться тебе против своей воли, так что это будет всего лишь притворная покорность; тем не менее цель достигнута, ибо ты попираешь выи их» (согласно Септуагинте), об осуществлении чего мы читаем (Нав 10:24). «Ты будешь попирать их твердыни, какими бы высокими они ни были, топтать их дворцы и храмы, как бы свято их ни ценили. Если враги твои будут раболепствовать тебе — существует такое чтение, — ты будешь попирать их высоты; если их не уберегут обязательства или договоры о союзничестве, их сокрушат силы войны». Так Бог мира сокрушит сатану под ногами всех верующих, причем вскоре (Рим 16:20).

Теперь сложите все это вместе — и тогда вы скажете: «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ?» Втройне блажен народ, чей Бог — Господь.

толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 33 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.