Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Второзаконие | 30 глава

Толкование Мэтью Генри


Возможно, у кого-то сложилось мнение, что угрозы, прозвучавшие в заключение предшествующей главы, предрекли народу Израиля полный конец и оставили их дело навеки безнадежным; однако в этой главе мы находим явное сообщение о Божьей милости, припасенной для израильтян на последние дни, так что в конечном счете милость восторжествует над судом, и ее слово будет последним. Здесь:

(I) Изложены чрезвычайно великие и драгоценные обетования, данные израильтянам, о том, что будет после их покаяния и возвращения к Богу (ст. 1−10).

(II) Народу представлена праведность веры в простоте и доступности заповеди, данной им сейчас (ст. 11−14).

(III) Все дело справедливо предоставлено на их выбор (ст. 15 и далее).

Стихи 1−10. Данные стихи можно считать как условным обетованием, так и абсолютным предсказанием.

I. Их надлежит рассматривать главным образом как условное обетование, и поэтому они принадлежат всем людям и всем народам, не только одному Израилю; их предназначение — заверить нас, что наибольшим грешникам, когда они покаются и обратятся, будут прощены грехи, и к ним вернется Божья благосклонность. В этом — суть завета благодати, который оставляет место покаянию в случае проступка и обещает прощение после покаяния, чего нельзя сказать о завете непорочности. Итак, здесь примите во внимание:

1. Как описывается покаяние, являющееся условием этих обетований.

(1) Оно начинается с серьезного размышления: «Ты примешь к сердцу твоему все, что забыл и на что не обратил внимания» (ст. 1). Следует заметить: размышление — первый шаг к покаянию. Примите это, отступники, к сердцу (Ис 46:8). Сначала блудный сын пришел в себя и потом — к своему отцу. А принять к сердцу надлежит благословение и проклятие. Стоит грешникам серьезно рассудить о блаженстве, потерянном ими из-за греха, и о несчастье, до которого они себя довели, и о том, что посредством покаяния они могут избежать несчастья и вернуть блаженство, как они захотят без промедления обратиться к Господу, Богу своему. Блудный сын принял к сердцу своему благословение и проклятие, когда размыслил о своей нынешней нищете и об изобилии хлеба в доме отца своего (Лк 15:17).

(2) Покаяние состоит в искреннем обращении. Следствием этого размышления не может быть что-либо иное, кроме благочестивой скорби и стыда (Иез 6:9; 7:16). Но что является самой жизнью и душой покаяния и без чего самые страстные слова — не более, чем шутка, так это — обращение к Господу, Богу своему (ст. 2). Если ты обратишься всем сердцем твоим и всею душею твоею (ст. 10). Мы должны вернуться к своей лояльности Богу, как нашему Господу и владыке, к своей зависимости от Бога, как от нашего Отца и благодетеля, к своей преданности Ему, как к высочайшей цели нашей, и к общению с Ним, как с нашим Богом по завету. Мы должны возвратиться к Богу от всего, что противостоит Ему или соревнуется с Ним. Возвращаясь к Богу, мы должны быть честными, чтобы обратиться к Нему сердцем и душой, должны быть всеобъемлющими, чтобы обратиться всем сердцем и всей душой.

(3) О покаянии свидетельствует постоянное послушание святой воле Господа: если послушаешь гласа Его (ст. 2) ты и дети твои; ибо недостаточно выполнять долг только самим, но надлежит приучать и привлекать к нему наших детей. Или же это выступает здесь условием к наследованию благословения детьми, если они будут верны своему долгу.

[1] В послушании мы должны взирать на Бога: будешь слушать гласа Господа (ст. 8) и прислушиваться к нему (ст. 10).

[2] Послушание должно быть искренним, охотным и полным: от всего сердца твоего и от всей души твоей (ст. 2).

[3] Оно должно исходить из принципа любви, и эта любовь должна быть от всего сердца твоего и от всей души твоей (ст. 6). Бог требует сердца и души и смотрит на них; Ему нужны или они, или ничего, нужны сердце и душа целиком или же совсем не нужны.

[4] Оно должно быть всеобъемлющим: как я заповедую тебе (ст. 2), и снова: будешь исполнять все заповеди Его (ст. 8); ибо тот, кто позволяет себе нарушить одну заповедь, покрывает себя виною в пренебрежении всеми (Иак 2:10). Правое сердце относится с почтением ко всем Божьим заповедям (Пс 118:6).

2. Какая благосклонность обещана после такого покаяния. И хотя израильтян привели к Богу беды и несчастья у народов, среди которых они были рассеяны (ст. 1), тем не менее Господь милостиво примет их; ибо на то нам и посылаются скорби, чтобы привести нас к покаянию. Хотя израильтяне и были рассеяны до края неба, их покаянные молитвы достигнут милостивого уха Господня и Его благодать отыщет их там (ст. 4). Undique ad caelos tantundem est viae — с любого места в небо дорога одна. На это обетование ссылается в своей молитве за рассеянный Израиль Неемия (Неем 1:9). Именно здесь обещано, (1) что Бог сжалится над ними, как над достойным объектом Его сострадания (ст. 3). Бог негодует на грешников, упорствующих в своем грехе (Втор 19:20), к тем же, кто кается и стенает, Он испытывает жалость (Иер 31:18,20). Истинно кающиеся могут найти великое ободрение в сострадании и щедротах нашего Господа, которые никогда не исчезнут, но пребудут в изобилии.

(2) Что Бог возвратит пленных и опять соберет израильтян от всех народов, между которыми они были рассеяны (ст. 3), невзирая на расстояние (ст. 4). Один из халдейских парафразов относит это к Мессии, толкуя таким образом: «Слово Господа соберет тебя рукою Илии, великого священника, и приведет тебя рукою Царя Мессии»; ибо таков был завет Бога с ним, что Господь возвратит остатки Израиля (Ис 49:6). В том и заключался замысел смерти Христа — чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино (Ин 11:51−52). И Ему покорность народов.

(3) Что Бог снова приведет израильтян в их землю (ст. 5). Следует заметить, что кающиеся грешники будут не только избавлены от своих невзгод, но и вернутся к истинному счастью в Божьей милости. Земля, в которую их приведут, чтобы завладеть ею, хотя и не будет той же самой, но во многих отношениях будет лучшей, чем та, которой владел их праотец Адам и из которой был изгнан.

(4) Что Господь облагодетельствует израильтян (ст. 5) и будет радоваться, благодетельствуя о них (ст. 9). Ибо на небе радуются покаянию и обращению грешников; и отец блудного сына радовался, благодетельствуя о нем.

(5) Что Бог умножит их (ст. 5) и что, когда они станут многочисленными, дабы у каждого была пища для уст, Господь даст им с избытком успех во всяком деле рук их (ст. 9). Покаяние и исправление в национальном масштабе приведут к изобилию, миру и процветанию всей нации. Обещано: с избытком даст тебе Господь, Бог твой, плод твоего скота и земли, благодетельствуя. Многим изобилие во вред; преуспевание глупцов погубит их. Только то нам во благо, что дается вместе с благодатью использовать сие во славу Господа.

(6) Что Господь перенесет проклятия, под которыми пребывали израильтяне, на их врагов (ст. 7). Когда Бог будет собирать израильтян для восстановления, они столкнутся с весьма сильным сопротивлением; но проклятия, которые они носили на себе как бремя, станут для них защитой, будучи обращенными на их противников. Чаша трепета отнимется из их рук и попадет в руки их мучителей (Ис 51:22−23).

(7) Что Господь даст израильтянам Своей благодати, чтобы она изменила их сердца и руководила ими: и обрежет Господь, Бог твой, сердце твое… чтобы ты любил Господа (ст. 6). Следует заметить:

[1] Сердце должно быть обрезано, чтобы любить Бога. Скверну плоти нужно убрать, также и глупость сердца, как толкует халдейский парафраз (см. Кол 2:11−12; Рим 2:29). Обрезание было печатью завета, и сердце тогда обрезано, чтобы любить Господа, когда оно крепко связано и удерживается узами долга.

[2] Обрезание сердца — это дело Божьей благодати, она же проливает туда Божью любовь; и сия благодать дается всем, кто покаялся и прилежно ее ищет. Более того, следующие слова больше похожи на обетование, нежели на заповедь: а ты обратишься и будешь слушать гласа Господа (ст. 8). Тот, Кто требует, чтобы мы обратились, обещает благодать, дающую нам силы обратиться; а если благодать не действует, то только по нашей вине. Хороший порядок завета благодати проявляется в том, что все, чего бы ни потребовал завет, включено в обетование: «Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой…» (Притч 1:23).

3. Легко заметить, что Моисей называет здесь Бога Господом, Богом твоим, двенадцать раз (в английском переводе Библии) в пределах этих десяти стихов, подразумевая, (1) что кающиеся могут найти руководство и ободрение для возвращения к Богу в том, что имеют к Нему отношение: «Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь, Бог наш (Иер 3:22); и к Тебе мы обязательно придем, куда нам еще идти? А посему надеемся найти у Тебя благосклонность».

(2) Кто противился Богу, если вернется к Нему и сотворит прежние дела, тот будет восстановлен в своем прежнем состоянии славы и блаженства. Принесите лучшую одежду. В угрозах предшествующей главы Бога все время называют Господом — Богом силы и Судьей над всеми, но в обетовании этой главы Он назван Господом, Богом твоим, Богом благодати, состоящим в завете с тобой.

II. Это также можно считать предсказанием о покаянии и восстановлении евреев: когда придут на тебя все слова сии (ст. 1), сначала благословение, а после него проклятие, тогда будет иметь место припасенная милость. Несмотря на то что их сердца были ужасно ожесточенными, Божья благодать способна смягчить и изменить их; и тогда, каким бы плачевным и жалким ни было их состояние, Божье провидение устранит все их скорби. Итак:

(1) Несомненно, это исполнилось по возвращении евреев из Вавилонского плена. Прекрасным примером покаяния и исправления стало то, что Ефрем, который некогда привязался к идолам, отрекся от них и сказал: «Что мне еще за дело до идолов?» Тот плен действенно излечил народ от идолопоклонства, и тогда Бог снова насадил евреев в их собственной земле и благодетельствовал им. Но (2) существует мнение, что это еще только должно исполниться в обращении евреев, пребывающих ныне в рассеянии: их покаяние во грехе отцов, распявших Христа, их возвращение через Него к Богу и их вступление в христианскую Церковь. Но горе, кто уцелеет, когда наведет сие Бог!

Стихи 11−14. Моисей здесь призывает израильтян к послушанию, советуя принять во внимание, насколько проста и доступна заповедь.

I. Это верно в отношении Моисеева закона. Израильтяне никогда не смогли бы оправдать свое непослушание тем, что Бог предписал им нечто невразумительное или невыполнимое, когда невозможно понять, что нужно делать:

1. «Заповедь не недоступна для тебя (ст. 11). То есть не нужно отправлять посланников на небо (ст. 12), дабы узнать, что тебе делать, чтобы угодить Богу; нет нужды идти за море (ст. 13), как поступали философы, странствовавшие по многим дальним краям в поисках знания; нет, тебе не нужно брать на себя сей труд и расходы; верно и то, что эта заповедь доступна не только тем, кто обладает большим имением или особой гениальностью, нет — она весьма близко к тебе (ст. 14). Она записана в твоих книгах и ясно начертана на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать; уста твоих священников хранят сие ведение, и, когда возникают какие-либо трудности, ты можешь искать закон от уст священника (Мал 2:7). Заповедь сообщена не на незнакомом языке; но она — в устах твоих, то есть на родном языке, на котором ты обычно говоришь, который ты услышишь и поймешь, когда будут читать, и который знаком твоим детям. Заповедь не кроется за невразумительными фразами или символами, чтобы озадачить или развлечь тебя, и не записана иероглифами, но находится в твоем сердце; она сообщена таким образом, который соответствует уровню твоего понимания, и даже уровню понимания самого ничтожного человека».

2. «Заповедь не слишком трудна и не слишком тяжела для тебя» — так гласит Септуагинта (ст. 11). Тебе не нужно говорить: «Старания исполнить все слова этого закона подобны попытке взойти на небо или улететь на крыльях зари на край моря»; нет, дело обстоит иначе: не такое это невыносимое иго, как стараются представить некоторые люди со злыми намерениями. Этот закон, действительно, был тяжким игом по сравнению с законом Христа (Деян 15:10), однако не мог сравниться по тяжести с идолопоклонническими обрядами соседних народов. Бог взывает к израильтянам, говоря, что Он не заставлял их служить Себе хлебным приношением и не отягощал их фимиамом (Ис 43:23; Мих 6:3). Но главным образом о моральном законе и его предписаниях говорится: «Таковой весьма близко к тебе, подобно закону природы, который можно обнаружить в сердце и на устах каждого человека, если бы только ему внимали. Это — то в тебе, что соглашается с законом, что он добр (Рим 7:16). Поэтому у тебя нет основания жаловаться на некие непреодолимые трудности в соблюдении закона».

II. Это верно в отношении Евангелия Христова, к которому сию истину прилагает апостол и представляет ее языком праведности от веры (Рим 10:6−8). И многие думают, что это, главным образом, и подразумевал здесь Моисей, ибо он писал о Христе (Ин 5:46). Божья заповедь теперь, в евангельское время, заключается в том, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа (1Ин 3:23). Если мы спросим, как это сделал слепой: «А кто Он, Господи, или — где Он, чтобы нам веровать в Него?» (Ин 9:36), то это место Писания даст ответ, что нам не нужно подниматься на небо, чтобы привести Его оттуда, ибо Он сошел оттуда, став плотью; нам не нужно спускаться в бездну, чтобы привести Его оттуда, ибо оттуда Он взошел в Свое воскресение. Но слово близко к нам, и Христос в том слове; поэтому, если мы сердцем веруем в то, что обетование о воплощении и воскресении Мессии исполнилось в нашем Господе Иисусе, и соответственно тому Его принимаем и исповедуем устами, то у нас есть Христос и мы будем спасены. Тот, Кто оправдывает нас, близко, очень близко. Закон был простым и доступным, Евангелие же намного проще и доступнее.

Стихи 15−20. Завершает Моисей ярчайшим светом и сильнейшим огнем, чтобы, по возможности, проповеданное им нашло вход в разумение и чувства этого бездумного народа. Какая речь могла быть более волнующей и, вероятнее всего, произвела бы глубокое и устойчивое впечатление? Метод обращения Моисея с израильтянами настолько целесообразен, благоразумен и нежен и во всех отношениях подходит для донесения смысла, что весьма хорошо показывает серьезность его обращения и не оставляет им повода для оправдания в своем непослушании.

I. Моисей излагает дело очень четко. Он обращается к израильтянам с вопросом, представил ли он им суть дела так просто, как они того хотели.

1. Каждый человек жаждет получить жизнь и добро и избежать смерти и зла, желает счастья и страшится страдания. «Вот, — говорит Моисей, — я показал тебе путь, как обрести блаженство, которого ты желаешь, и как избежать страдания. Будь послушен — и все будет хорошо, ничего худого не произойдет». Наши первые прародители вкусили запретный плод, надеясь таким образом получить знание добра и зла. Но какое страдание принесло им это знание добра и зла, лишив их добра и дав прочувствовать зло! Однако так велико сострадание Бога к человеку, что, вместо того чтобы предать его во власть собственных заблуждений, Бог облагодетельствовал его Своим Словом с таким знанием добра и зла, которое сделает его блаженным навеки, если человек не лишится того по собственной вине.

2. Каждый человек в своих действиях движим и руководствуется надеждой и страхом, надеждой на добро и страхом перед злом, истинным или мнимым. «Итак, — говорит Моисей, — я испробовал и тот и другой путь: привлечет ли вас послушание верной перспективой своего преимущества, или же вы будет вынуждены слушаться, зная о не менее верной перспективе краха в случае непослушания; если на вас подействует любой из двух методов — вы будете держаться близко к Богу и к своему долгу; в противном же случае вам нет никакого оправдания». Так давайте же прислушаемся к выводам по вопросу в целом.

(1) Если израильтяне и их потомки будут любить Бога и служить Ему, то будут жить и будут счастливы (ст. 16). Если они будут любить Бога и свидетельством искренности их любви станет соблюдение заповедей — если они будут соблюдать Его заповеди сознательно, основываясь на принципе любви, — тогда Бог сотворит им благо и они будут такими счастливыми, какими может их сделать Божья любовь и благословение.

(2) Если они или их потомки когда-нибудь отвернутся от Бога, оставят Его службу и начнут поклоняться другим богам, это станет их верным крахом (ст. 17−18). Обратите внимание, что крах грозит не за каждый промах в частных аспектах долга, а за отступничество и идолопоклонство; и хотя каждое нарушение повеления заслуживает проклятия, тем не менее народ будет истреблен исключительно за нарушение брачного завета. Суть Нового Завета почти та же: он подобным же образом ставит перед нами жизнь и смерть, добро и зло. Кто будет веровать… спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16:16). А сия вера включает любовь и послушание. Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, Бог даст жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде (и, поступая так, фактически, поклоняются и служат другим богам), получат ярость и гнев бессмертного Бога, последствия которых непременно станут скорбью и теснотой для бессмертной души (Рим 2:7−9).

II. Изложив таким образом дело, Моисей честно ставит израильтян перед выбором, направляя их к правильному решению. Он призывает небо и землю быть свидетелями в том, что поступил с народом справедливо и верно (ст. 19). Люди не могли не признать, что каким бы ни был исход, Моисей свою душу освободил, и, дабы их души были свободны, он умоляет их выбрать жизнь, то есть сделать выбор в пользу исполнения долга, что станет их жизнью. Следует заметить:

(1) Жизнь обретет тот, кто выбрал ее: кто выбрал благосклонность Бога и общение с Ним себе в благословение и будет верным своему выбору до конца, тот обретет, что выбрал.

(2) А лишившиеся жизни и счастья винить должны только себя; они могли бы обрести это, если бы выбрали, будучи поставленными перед таким выбором, но они умрут, ибо желают умереть, потому что им не нравится жизнь, обещанная на предложенных условиях.

III. В последнем стихе (1) Моисей лаконично показывает израильтянам, что их долг состоит в том, чтобы любить Бога как Господа, самую прекрасную Сущность, и как их Бога, заключившего с ними завет; и в доказательство этой любви слушать глас Его во всем, а постоянством в этой любви и в послушании прилепляться к Нему и никогда не покидать Его ни в чувствах, ни в делах.

(2) Моисей показывает, какое основание есть у них для этого долга, если учесть [1] их зависимость от Бога: Он — жизнь твоя и долгота дней твоих. Господь дает жизнь, бережет жизнь, восстанавливает жизнь, продлевает ее Своей силой (хотя жизнь эта скоротечна) и Своим терпением (хотя жизнь эта потеряна); Он подслащивает жизнь утешениями и является суверенным Господом жизни; в Его руке дыхание наше. Поэтому мы заинтересованы хранить себя в Его любви, ибо благо — иметь Его своим другом и зло — иметь Его врагом.

[2] Их долг перед Богом за обетование Ханаана, данное их отцам и скрепленное клятвой.

[3] Их упование на то, что Он исполнит это обетование: «Люби Бога и служи Ему, чтобы тебе обитать в той земле обетованной, которую, не сомневайся, может дать и защищать ради тебя Тот, кто — жизнь твоя и долгота дней твоих». Все это служит нам доводами в пользу того, чтобы быть постоянными в любви и в послушании Богу милостей наших.

толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 30 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.