Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Второзаконие | 21 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе принимаются меры:

(I) Чтобы освободить землю от вины за кровь, если проливший ее избежал справедливого наказания (ст. 1−9).

(II) Чтобы сохранить честь женщины, взятой в плен (ст. 10−14).

(III) Чтобы сохранить права первородного сына, хотя он и не является любимым (ст. 15−17).

(IV) Для обуздания и наказания непокорного сына (ст. 18−21).

(V) Для защиты чести человеческого тела, которое не должно висеть на цепях, а должно быть пристойно похоронено; это касается даже тел наихудших преступников (ст. 22−23).

Стихи 1−9. Некоторые предыдущие законы предприняли меры для энергичного и эффективного преследования преднамеренных убийц (Втор 19:11); когда таковых предавали смерти, тогда земля освобождалась от вины за кровь. Но если этого нельзя было сделать, так как убийца остался нераскрытым, то нельзя было думать, что земля не подвергалась опасности стать оскверненной, ибо преступник остался ненаказанным не из-за пренебрежения властей. Нет, в таком случае предписывается торжественный обряд, который нужно было совершить для освобождения от вины, как выражения своего ужаса и отвращения к этому греху.

I. Рассматриваемый здесь случай предполагает, что найден убитый, и неизвестно, кто убил его (ст. 1). Провидение Божье иногда чудесным образом выводит на свет подобные сокрытые дела тьмы и благодаря странному стечению обстоятельств грех виновного настигает его, ибо стало уже поговоркой, что шило в мешке не утаишь. Но не всегда происходит так; и тогда, и сейчас исполняются обещания дьявола о том, что все останется втайне и безнаказанно, но это лишь на время: наступает время, когда тайные убийцы будут разоблачены и земля откроет поглощенную ею кровь (Ис 26:21) согласно расследованию, проводимому справедливостью. Приближается вечность, когда избежавшие наказания от руки человека подвергнутся праведному суду Бога. Безнаказанность, с которой совершено так много убийств и других преступлений в этом мире, доказывает необходимость дня суда, чтобы воззвать прошедшее (Еккл 3:15).

II. Даются наставления о том, что должно быть сделано в данном случае. Обратите внимание:

1. Считается доказанным, что необходимо провести тщательные поиски убийцы: нужно опросить свидетелей, тщательно изучить обстоятельства дела, чтобы, если возможно, найти виновного. Но если после всех этих действий убийство не удается раскрыть, то в нем нельзя обвинять кого попало.

(1) Старейшины города, который будет ближайший к убитому (имеющий суд, состоящий из трех или двадцати), должны позаботиться об этом вопросе. Если возникали сомнения по поводу того, какой город ближайший, то великий Синедрион должен был послать уполномоченных, чтобы разрешить этот вопрос с помощью определенных средств (ст. 2−3). Отметьте: люди, обладающие властью, должны заботиться о благе народа; а те, которые обладают властью и положением в городах, должны стараться загладить обиду и исправить ошибки, допущенные в стране и окружающих государствах. Расположенные ближе всего должны принимать большее участие, оказывая доброе влияние, как Божья служители, для блага народа.

(2) Священники и левиты должны помогать и председательствовать в этом торжественном обряде (ст. 5), чтобы иметь возможность направлять его ход и во всех деталях совершать его по закону; а именно: они должны быть устами народа к Богу в молитве, которую нужно было вознести по этому печальному поводу (ст. 8). Так как Бог был Царем Израиля, то Его служители были представителями власти, и по их слову испытывалось всякое противоречие, ибо они были устами суда и образованными в законе. Привилегия Израиля заключалась в том, что он имел таких вождей, надзирателей и правителей, и их обязанность заключалась в том, чтобы участвовать во всех подобных мероприятиях и особенно в таких святых обрядах.

(3) Они должны были привести рыжую телицу в дикую, невозделанную долину и убить ее там (ст. 3−4). Это было не жертвоприношение (ибо жертва совершалась не на жертвеннике), а торжественное заявление, что таким же образом они предали бы смерти убийцу, если бы он был в их руках. Эта телица не должна была ранее носить ярма, и это символизировало (как говорят некоторые), что убийца был сыном дьявола; ее нужно было привести в дикую долину, что символизировало ужас того факта, что осквернение, которое несет кровь, пролитая на землю, делает ее бесплодной. И евреи утверждают, что после того, как в долине была убита телица, землю нельзя было ни вспахивать, ни засевать, пока не будет найден убийца.

(4) Старейшины должны были омыть руки свои водой над убитой телицей, дабы засвидетельствовать не только то, что сами они не проливали эту невинную кровь, но что они не знают, кто это сделал (ст. 6−7), что сознательно не скрывают убийцу и не помогают ему скрыться, или каким-либо образом помогали или содействовали ему. На этот обычай ссылается Давид (Пс 25:6): «Я буду омывать в невинности руки мои»; но если Пилат каким-либо образом ссылался на это (Мф 27:24), то поступил неправильно, ибо осудил Христа, зная, что Он невиновен, и тем не менее освободил себя от вины за невинную Кровь. Protestatio non valet contra factum — заявления бесполезны, если факты противоречат им.

(5) Священники должны были молиться Богу о стране и народе, чтобы Бог был милостивым к ним и не наказывал судами, которых заслужили бы, если бы смотрели сквозь пальцы на грех убийства. Можно предположить, что убийца был то ли из их города, то ли скрывался в нем; поэтому они должны были молиться, чтобы их участь не стала хуже из-за того, что он был среди них (Чис 16:22). «Будь милостив, Господи, к народу Израиля» (ст. 8, англ. пер.). Отметьте: когда мы слышим о нечестии нечестивых, то должны ревностно взывать к Богу, чтобы Он был милостив к нашей земле, которая стонет и трепещет от греха. Своими молитвами мы должны опустошить чашу, которую другие наполняют своими грехами.

2. Этот торжественный обряд был учрежден, (1) чтобы появился повод для повсеместного обсуждения этого убийства, и это, возможно, тем или иным образом могло способствовать его раскрытию.

(2) Чтобы люди боялись быть виновными в пролитии крови, ибо это оскверняет не только совесть пролившего ее (это должно побудить всех нас молиться вместе с Давидом: «Избавь меня от кровей, Боже»), но и землю, в которой она пролита; она взывает к властям о справедливом возмездии преступнику, и если этот вопль не будет услышан, то она будет взывать к небесам, чтобы свершился суд на земле. Если нужно прилагать много стараний, чтобы спасти землю от вины, когда убийца остался неизвестен, тогда, безусловно, невозможно оградить ее от вины, если убийца известен, но остался ненаказанным. Благодаря этому торжественному обряду все должны научиться прилагать наибольшие усилия и усердие, чтобы предотвратить, раскрыть и наказать убийцу. Даже язычники моряки боялись быть виновными в пролитии крови (Иона 1:14).

(3) Чтобы мы научились остерегаться участвовать в грехах других людей и тем самым делать себя их соучастником ex post facto — после содеянного из-за укрывательства греха или грешника или из-за отказа свидетельствовать против них. Мы имеем общение с бесплодными делами тьмы, если не обвиняем и не свидетельствуем против них. Покаяние Коринфской Церкви в грехе одного из своих членов в итоге привело к такой основательности и очищению, произвело такое святое негодование, страх и благоговение (2Кор 7:11), которые символизировались учрежденным здесь торжественным обрядом.

Стихи 10−14. Согласно этому закону, солдату позволялось жениться на пленной, если он хотел этого. Зная жестокость человеческих сердец, Моисей дал им это позволение, чтобы, не имея позволения вступать с ними в брак, они не позволили себе оскверняться с ними, и из-за подобного нечестия лагерь не оказался в беде. Предполагается, что у мужчины уже была жена, и он брал пленницу в качестве второй жены, как называли евреи. Подобное потакание неумеренным человеческим страстям, при которых сердца следуют за глазами, ни в коем случае не согласовывается с законом Христа, который в этом вопросе, как и в других, намного превосходит славу закона Моисея. Евангелие не позволяет имеющему одну жену брать другую, ибо сначала не было так. Евангелие запрещает смотреть на женщину с похотью, даже если она красива, и велит умерщвлять и отказывать себе во всех безнравственных желаниях, даже если это так же нелегко, как отрубить свою правую руку; так значительно наша святая религия (более религии евреев) возвышает честь и поддерживает владычество души над телом, духа — над плотью, соответственно сделанным ею великим открытиям о жизни, бессмертии и лучшей надежде.

Хотя военным была позволительна такая свобода, но здесь предприняты меры, чтобы они не злоупотребляли ею, то есть:

I. Не вступали в связь слишком поспешно, так как пленница была очень желанной: «Если захочешь взять ее себе в жену (ст. 10−11), то не обязан спрашивать согласия родителей, ибо она — твоя пленница и находится в твоем распоряжении. Но (1) ты не должен вступать с ней в близкие отношения, пока не женишься на ней». Это позволение было дано не для того, чтобы потакать грязной животной похоти, когда она восстала в пылу и ярости против разума и целомудрия, а чтобы удовлетворить благородное и великодушное чувство к приятной и дружелюбной личности, хотя и находящейся в беде. Если он желает, ему позволено сделать ее своей женой, но он не должен обращаться с ней, как с блудницей.

2. «Ты не должен сразу жениться на ней; пусть она весь месяц живет в твоем доме» (ст. 12−13). Он должен был так поступить:

[1] Чтобы его чувства к ней остыли, ибо он должен был знать, что, вступая с ней в брак, он не поступает плохо (таков был закон в то время), тем не менее будет лучше, если он отпустит ее. Поэтому она должна была остричь свою голову, чтобы не очаровывать его своим видом, и не стричь свои ногти (написано на полях), чтобы это испортило красоту ее рук. Quisquid amas cupias non placuisse nimis — мы должны смирять свою любовь к тому, что склонны любить чрезмерно. Или, скорее всего:

[2] Это делалось в знак того, что она отказалась от своего идолопоклонства и стала последовательницей иудейской религии. Тот факт, что она остригла свои волосы, обрезала ногти и сменила одежду, свидетельствовал о том, что она оставила свой прежний образ жизни, который был порочен из-за ее неведения, и теперь стала новой тварью. Она должна была оставаться в его доме, чтобы обрести добрые познания о Господе и научиться поклоняться Ему. И иудеи говорят, что если она отказывалась и упорствовала в идолопоклонстве, то он не должен был жениться на ней. Отметьте: исповедующие религию не должны преклоняться под чужое ярмо с неверующими (2Кор 6:14).

II. Чтобы они не обижали бедную пленницу.

1. Ей должно быть предоставлено время, чтобы оплакать отца своего и матерь свою, с которыми была разделена и без чьего согласия и благословения она сейчас собиралась выйти замуж; возможно, это был обычный солдат Израиля, а она в своей стране была благородного происхождения. Было бы нехорошо принуждать ее к браку, пока ее скорбь не утихла, а она не смирилась с мыслью, что ей придется жить, оставаясь пленницей, в другой стране, лучше ознакомившись с ней. Она не должна оплакивать своих идолов, а с радостью расстаться с ними; следует потакать только ее привязанности к родным и близким родственникам.

2. Если после вторичного обдумывания воин, приведший ее в свой дом, чтобы жениться, менял решение и не желал вступать с ней в брак, то он не имел права продавать ее, как своих других пленников, а должен был позволить вернуться, если ей хочется, в свою страну, ибо он смирил и причинил ей боль, зародив в ней надежды, а затем разочаровал ее (ст. 14); одурачив ее, он не должен был делать ее жертвой. Это подразумевает, какими обязывающими являются законы справедливости и чести, в частности в вопросах, касающихся любви, ухаживания, привязанностей и обещаний жениться, которые нужно считать торжественными обязательствами, содержащими в себе нечто священное, над которыми нельзя насмехаться.

Стихи 15−17. Этот закон не позволяет людям лишать наследства старшего сына из-за обычного каприза, не имея для этого справедливых оснований.

I. Приведенная здесь ситуация (ст. 15) очень поучительна.

1. Она показывает, какое великое зло представляет собой многоженство, которое не ограничивалось законом Моисея, возможно, в надежде, что личный человеческий опыт, столкнувшись с семейными трудностями, связанными с ним, положит конец многоженству и побудит людей сделать закон для себя. Обратите внимание на выдвинутое здесь предположение: «Если у кого будут две жены…» Тысяча к одному, что в такой ситуации одна из них будет любимая, а другая ненавидима (т.е. явно любимая меньше), как Лия у Иакова. Результатом этого несомненно будут распри, ревность, зависть, беспорядок и всякие злые дела, которые не могут не создавать беспокойство и раздражение у мужа, вовлекая его в грех и беду. Намного больше способствуют собственному спокойствию и удовлетворенности те, кто придерживается закона Божьего, а не потакает собственным похотям.

2. Она показывает, что обычно провидение становится на сторону слабейшего, внушив о менее совершенном большее попечение, ибо здесь предполагается, что первенцем является сын нелюбимой; так было в семье Иакова: Господь узрел, что Лия была нелюбима (Быт 29:31). Великий Хозяин мудро распределяет каждому его часть утешений. Если одна имеет честь быть любимой женой, то часто оказывается, что другая имеет честь быть матерью первенца.

II. Закон в данной ситуации все еще является обязательным для родителей: они должны давать своим детям принадлежащую им часть без лицеприятия. В данной ситуации старший сын, даже являясь сыном менее любимой жены, должен был получить права, соответствующие привилегиям первородства, ибо он был начатком силы, то есть в нем семья начала укрепляться и колчан начал наполняться, как стрелы в руке сильного (Пс 126:4), и поэтому ему должны принадлежать права первенца (ст. 16−17). Правда, Иаков лишил Рувима права первородства и передал его Иосифу, но сделал это потому, что Рувим лишил себя этого права, совершив инцест, а не потому что был сыном нелюбимой. И теперь, чтобы справедливый поступок Иакова не стал поводом для других поступать так же, но не имея справедливых оснований, в этих стихах приняты меры, чтобы отец при составлении завещания или каким-либо другим образом разбираясь со своим имуществом, не делал участь одного ребенка хуже из-за того, что его мать имела несчастье быть менее любимой мужем, ибо ребенок не был в этом виноват. Отметьте:

(1) Распределяя свою любовь между детьми, родители не должны проводить иного отличия, кроме того, которое четко проводит Бог, распределяя среди них Свою благодать.

(2) Раз наследниками становятся по провидению Божьему, то с решением провидения в этом вопросе следует согласиться и не противиться ему. Ни один сын не должен быть оставлен своим отцом, пока четко не будет явлено, что Бог оставил его, о чем трудно судить, пока человек жив.

Стихи 19−23. В этих стихах изложен:

I. Закон о наказании непокорного сына. Так как предыдущий закон побеспокоился, чтобы родители не лишали детей их прав, вполне уместно следующий закон принимает меры, чтобы дети оказывали почести и исполняли свой долг перед родителями, ибо божественный закон нелицеприятен. Обратите внимание:

1. Как здесь описывается преступник. Это сын буйный и непокорный (ст. 18). Участь ребенка не должна быть хуже из-за слабости умственных способностей, медлительности или тупоумия, а только из-за упрямства и своеволия. Если он ведет себя гордо и высокомерно по отношению к родителям, презирает их власть, пренебрегает их порицаниями и увещеваниями, не повинуется четким повелениям, данным ради его же блага, не желает изменяться даже после полученного наказания, то это позор семьи. Он огорчает сердца родителей, растрачивает их имущество и угрожает расточить их богатство распутным образом жизни. Таков сын буйный и непокорный. В частности, подразумевается (ст. 20), что он мот и пьяница. Это подразумевает либо то, что (1) именно против этих грехов родители особым образом предостерегали его, и в этих примерах четко видно, что он не повиновался их голосу. Лемуил получил подобный наказ от своей матери (Притч 31:4). Отметьте: при воспитании детей особое внимание нужно уделять тому, чтобы подавить их склонность к пьянству и удержать их от пути, ведущего к нему. Для этого они своевременно должны исполниться отвращением к этому непристойному греху, а также научиться отказывать себе. Либо это подразумевает:

(2) что так как он был мот и пьяница, то это стало причиной его упрямства и своеволия. Отметьте: ничто другое с большей уверенностью и фатальностью не втягивает людей во все плохие поступки и не ожесточает их так, как пьянство. Когда люди пьют, то забывают законы; они забывают все законы (Притч 31:5), даже фундаментальный закон, повелевающий почитать своих родителей.

2. Как нужно поступать с таким преступником. Его отец и мать должны выступать в роли обвинителей (ст. 19−20). Сами они не должны предавать его смерти, но должны пожаловаться на него старейшинам города; и эта жалоба должна приноситься с сокрушенным сердцем: «Сей сын наш буен и непокорен». Отметьте: кто предается пороку и нечестию и не желает исправляться, тот частично лишается привязанности и любви своих ближайших родственников; давшие ему жизнь справедливо становятся инструментами его гибели. Дети, забывающие о своем долге, должны винить самих себя, а не родителей, если к ним относятся с меньшей любовью. И как бы трудно ни было нежным родителям смириться со справедливым наказанием их непокорных детей, но в день откровения праведных судов Божьих все естественные привязанности будут абсолютно поглощены божественной любовью, и они согласятся даже с осуждением этих детей, ибо этим Бог навсегда прославится.

3. Какой суд нужно совершить над ним: тогда все жители города пусть побьют его камнями до смерти (ст. 21). Тем самым (1) будет поддержана родительская власть и Бог, наш общий Отец, покажет, как Он ревнует об этом, ибо она является одним из первых и самых древних потоков, вытекающих из Него, то есть источником всей власти.

(2) Этот закон при должном соблюдении может вскоре истребить всех нечестивцев земли (Пс 100:8) и предотвратить распространение гангрены своевременным отсечением разлагающегося члена, ибо плохие члены семьи никогда не станут хорошими членами общества.

(3) Так как все Израильтяне услышат и убоятся, то это внушит детям благоговение и побудит быть послушными своим родителям, если другими средствами их трудно заставить выполнять свой долг. Евреи говорят, что старейшины, вынесшие приговор, должны были послать извещение об этом в письменной форме всем коленам: «В таком-то суде, в такой-то день мы побили камнями такого-то человека, ибо он был буйным и непокорным сыном». И мне иногда хочется, чтобы как во всех судах хранится точный перечень осужденных преступников, in perpetuam rei memoriam — чтобы о них никогда не забывали, так и в государстве хранилась достоверная информация в написанном виде о подобных приговорах и совершенных наказаниях, которая собиралась бы старейшинами для того in terroren — чтобы все услышали и убоялись.

II. Закон о захоронении тел преступников, которые были повешены (ст. 22). Повешение за шею, пока тело не станет мертвым, вообще не практиковалось у евреев, как у нас. Мертвые тела тех, которые были до смерти побиты камнями за богохульство или другие отвратительные проступки, потом по приказу судей подвешивали на дерево на какое-то время для обозрения всему миру, чтобы подчеркнуть отвратительность этого преступления и вызвать ужас у других, дабы они не только услышали и убоялись, но увидели и убоялись. Здесь принимаются меры, чтобы независимо от того, в какое время дня тело было повешено, после захода солнца его снимали и хоронили, а не оставляли висеть всю ночь. Закон гласит: «Достаточно для этого человека его наказания; до сего можно идти, но не дальше». Пусть преступник и его преступление будет похоронено в земле.

1. Тем самым Бог хотел сохранить славу человеческих тел и отзывчивость к самому отъявленному преступнику. Время, когда мертвые тела были выставлены для обозрения, ограничивалось по той же причине, что и количество наносимых ударов согласно второму закону: «…чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими». Право наказывать, помимо смерти, Бог оставил себе; что же касается человека, то большего он не может сделать. Поэтому христианам, ожидающим воскресения тела, стоит задуматься, прилично ли им подвешивать преступников на цепях, выставлять головы и четвертовать тела.

2. Безусловно, это было частью церемонии. Согласно закону Моисея, прикосновение к мертвому телу оскверняло, и поэтому мертвые тела не должны были висеть, так как, согласно этому правилу, они оскверняли землю.

3. Но здесь приводится одно основание, которое ссылается на Христа: «Проклят пред Богом всякий, подвешенный на древе», то есть это является в высшей степени позором и бесчестьем для человека, а также возвещает, что он находится под проклятием Бога (как и любое другое наказание). Люди, видя его висящим между небом и землей, делали вывод, что те отказались от него, и он не заслуживает ни того, ни другого. Поэтому тело не должно висеть всю ночь, ибо это зашло бы слишком далеко. А апостол, показывая, как Христос искупил нас от проклятия закона, став проклятием за нас, иллюстрирует это, сравнивая печать позора, поставленную на том, кто был подвешен на дереве, со смертью Христа (Гал 3:13). Моисей Духом использует фразу о том, что проклят пред Богом всякий повешенный, подразумевая самое позорное обращение, чтобы впоследствии эти же слова можно было применить ко Христу и показать, что Он взял на себя проклятие закона вместо нас. Это в значительной степени возвысило Его любовь и послужило великим ободрением для нашей веры в Него. И, как отмечает епископ Патрик, этот отрывок относится к смерти Христа не только потому, что Он понес наши грехи и подвергся позору, подобно преступникам, которых проклял Бог, но и потому что вечером Он был снят с проклятого дерева и погребен (это совершалось под тщательным надзором евреев, взиравших на этот закон, Ин 19:31) в доказательство того, что теперь, когда вина смыта, закон удовлетворен, как это было в то время, когда преступник висел до захода солнца; теперь закон не требовал большего. Теперь Он больше не был проклятием, как и те, кто принадлежал Ему. И как земля Израиля становилась чистой, когда мертвое тело хоронили, так и Церковь омыта и очищена совершенным удовлетворением, которое совершил Христос.

толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 21 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.