Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иеремия | 48 глава

Толкование Мэтью Генри


Далее предстать перед Иеремией призывается Моав; Бог поставил пророка судить народы и царства и получать из его уст приговор. Пророчества Исайи о Моаве исполнились (Ис 15:16; Ам 2:1); они исполнились, когда ассирийцы под предводительством Салманассара напали и мучили Моав. Но данное пророчество предсказывает опустошение Моава Навуходоносором пять лет спустя после разрушения Иерусалима.

I. Предсказанное разрушение будет великим и всеобщим, оно коснется всех частей страны (ст. 1−6,8,21−25,34); захватчики придут и обратят их в бегство (ст. 9); многие будут уведены в плен (ст. 12,46); враг нападет скоро (ст. 16), он будет стремителен и поразит их (ст. 40−41), он тщательно совершит свое дело (ст. 10) и полностью разрушит страну, хотя она была довольно сильной (ст. 14−15); не будет возможности спастись (ст. 42,45); это заставит их оставить свои идолы (ст. 13,35) и положит конец их радости (ст. 33−34); соседи будут оплакивать их, как это делает сам пророк (ст. 31,36 и далее).

II. Определены основания для этого разрушения; именно грех стал причиной их гибели; их гордость, самонадеянность и упование на плоть (ст. 7,11,14,29), презрение и враждебность к Богу и Его народу (ст. 26−27,30).

III. Дано обетование о восстановлении Моава (ст. 47).

Стихи 1−13. В этих стихах мы можем обратить внимание на следующее:

I. Кто был инициатором уничтожения Моава Господь Саваоф, имеющий в Своем распоряжении все армии, Бог Израилев (ст. 1), Который заступится за дело Израиля, выступив против народа, который постоянно досаждал ему, и накажет его за обиды, нанесенные Израилю во времена древние, хотя Израилю было запрещено смешиваться с ними (Втор 2:9). Уничтожение Моава названо делом Господним (ст. 10), ибо именно Он заступился за него; а Его дело в точности согласуется с Его словом (ст. 8).

II. Кто был орудием этого уничтожения: придет опустошитель (ст. 8), он придет с мечом, который будет следовать за ними (ст. 2). «Я пришлю к нему переливателей (странников в англ. пер.), которые придут издалека, словно бродяги или путники, сбившиеся с пути, и заставят их блуждать (анг. пер.); они будут казаться странниками, но на самом деле сделают моавитян странниками: одни будут спасаться бегством, а другие уведены в рабство». Эти опустошители сами подтолкнут себя к разрушению; они замыслили зло против Есевона одного из главных городов Моава, и их целью было не что иное, как разрушение царства: «Пойдем, истребим его из числа народов» (ст. 2); ничто другое не могло удовлетворить захватчиков; они пришли не для того, чтобы грабить, а чтобы уничтожить. Пророк во имя Бога призывает их тщательно совершить свое дело (ст. 10): «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» кровавую, разрушительную работу; хотя она совершалась при полном отсутствии человеческого сострадания, тем не менее это дело Господне, и оно не должно совершаться наполовину. Халдеи были призваны уничтожить моавитян благодаря тайному инстинкту (говорит г-н Гатакер), и поэтому они не должны из глупого сострадания щадить их и удерживать меч Его от крови; в противном случае они призовут на себя меч и проклятие, как это сделал Саул, пощадив амаликитян и Ахава, отпустив Венадада. Твоя жизнь будет вместо его жизни. К этой работе применимо основное правило, данное всем, кто занят в служении Богу: «Проклят всякий, кто дело Господне делает небрежно или с пренебрежением; кто притворяется, что совершает его, но не стремится достичь цели; кто делает вид, что служит Богу славы, а на самом деле служит своим целям и совершает дело Господне лишь до тех пор, пока это содействует его целям; кто медлителен в деле Господнем, не прилагая усилий или внимания, чтобы все было сделано (Мал 1:14). Таковые пусть не обманываются, ибо Бог не позволит, чтобы над ним так смеялись.

III. На плачевные примеры и результаты этого уничтожения. Города будут лежать в руинах; они будут опустошены (ст. 1) и уничтожены (ст. 2); они будут пустынею, потому что некому будет жить в них; не останется домов, чтобы люди могли жить в них, и не будет людей, которые могли населить их; живущие в них не будут чувствовать себя в безопасности и покое. Придет опустошитель на всякий город, и город не уцелеет. Самый сильный город не сможет защитить себя от сильного врага, равно как и самый красивый город не сможет вызвать у врага сострадания и благоволения. И погибнет долина, и опустеет равнина (ст. 8). Зерновые и стада, которые раньше покрывали равнины и веселили долины, будут опустошены; враг съест все плоды, вытопчет или все унесет с собою. Самые важные персоны не смогут спастись: священники и князья вместе пойдут в плен. Более того, Хамос, бог, которому они поклонялись и который, как они надеялись, защитит их, разделит их участь и погибнет; его храмы будут лежать в пепле, а его изображения будут унесены с остальной добычей. Последствием всего этого будет (1) великий позор и смятение: Кариафаим посрамлен, равно как и Мизгав. Они постыдятся, что когда-то самонадеянно хвалились этими городами: «Не будет более хвастовства в Моаве о Есевоне» (можно и так прочитать, ст. 2); они не будут более хвалиться силой этого города, когда определенное для него зло обрушится на него. Они также не будут хвалиться своими богами (ст. 13); они будут постыжены ради Хамоса (будут стыдиться своих молитв и своего упования на это навозное божество), как дом Израилев был постыжен ради Вефиля, ради золотого тельца, сделанного у Вефиля, на которого они полагались, как на своего защитника, но были обмануты, ибо он не смог спасти их от ассирийцев; так же и Хамос не сможет спасти моавитян от халдеев. Отметьте: кого слово Божье не обличило и кто не постыдился безрассудства своего идолопоклонства, тот будет обличен и постыдится этого благодаря судам Божьим, когда он на собственном печальном опыте убедится в полном бессилии своих богов, которым служил.

(2) Великая скорбь; будет слышен вопль (ст. 3) и плач, опустошение и разрушение великое. Увы! Увы! Сокрушен Моав (ст. 4). Великие люди покинут города ради собственной безопасности; вопль подняли дети его люди, занимающие незначительное положение, или маленькие дети, невинные и безобидные младенцы, чей плач в такое трудное время особенно вызывает сострадание. Взойдите на горы, спуститесь в долины и вы везде будете слышать плач за плачем; все будут со слезами на глазах, никого не будет с сухими глазами. Даже враги услышат этот плач, от которых было бы разумно скрыть его, ибо он оживит и ободрит их; но он будет так велик, что его невозможно будет скрыть.

(3) Великая спешка; они будут кричать друг другу: «Прочь, прочь! Бегите, спасайте жизнь свою (ст. 6); бегите изо всех сил ради собственной безопасности, даже если вам придется спасаться босым и нагим и вы будете как пустыня, кузнечик или сухой куст в пустыне; не старайтесь унести с собой свое имущество, ибо это может стоить вам жизни (Мф 24:16−18). Найдите прибежище, даже если оно будет в пустыне, чтобы вы могли сохранить свою жизнь, как добычу. Опасность грядет внезапно и стремительно, поэтому дайте крылья Моаву (ст. 9); это будет самая большая милость, какую вы можете им сделать. Вот что они будут призывать: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя?», ибо, если у них не будет крыльев и они не смогут летать, они не смогут спастись».

IV. За какие грехи Бог сейчас наказывал Моав; их грехи оправдывают Бога за то, что Он так сурово обошелся с ними.

1. Они были самонадеянны и уповали на свое богатство и силу на дела свои и на сокровища свои (ст. 7). Они приложили значительные усилия, чтобы укрепить свои города, и провели большую работу; они постарались наполнить свою казну и личные сундуки и поэтому считали, что очень хорошо приготовились к войне, сделав все возможное, и никто не осмелится напасть на них; они с презрением относились к опасности. Они надеялись на множество богатства своего, укреплялись в злодействе своем (Пс 51:9). И поэтому, чтобы они убедились в тщетности и безрассудстве своего плотского упования, Бог пошлет им врага, который будет хозяйничать у них и грабить их богатства. Отметьте: мы лишаемся утешений, доставляемых творениями, если возлагаем на них то упование, которое должны возлагать только на Бога. Тростник надломится, если на него опереться.

2. Они не использовали правильно дни мира и процветания (ст. 11).

(1) Долгое время их никто не беспокоил: Моав от юности своей был в покое. Это было древнее государство, основанное раньше Израиля, оно долго наслаждалось спокойствием, хотя было маленьким и окруженным могущественными соседями. Израиль Божий был поражаем от юности своей (Пс 128:1−2), а Моав от юности своей был в покое. Он не был переливаем из сосуда в сосуд, не знал скорбных и ободряющих перемен, а хранился, как чистое вино, которое не сцеживали, и благодаря этому оно сохранило свою силу и крепость. Он не переходил с места на место и не испытывал неудобств, и в плен не ходил, как это часто было с Израилем; тем не менее Моав был нечестивым народом, поклонявшимся идолам, одним из тех, кто объединился против хранимых Тобою (Пс 82:4,7). Отметьте: многие, продолжающие упорствовать и отказывающиеся раскаяться в своих беззакониях, наслаждаются непрерывным процветанием.

(2) Они долго оставались порочными и не желали реформироваться: они сидели на дрожжах своих; живя в изобилии, Моав стал самонадеянным и полюбил чувственные удовольствия, он покоился в нем и черпал жизненные силы для души, как вино набирал крепость: оттого оставался в нем вкус его; он был таким же, как и раньше. Отметьте: пока нечестивцы остаются такими же счастливыми в этом мире, как раньше, неудивительно, что они остаются такими же плохими, как были. Их мир и изобилие не претерпевают перемен, поэтому они не боятся Бога, а их сердца и жизни не меняются (Пс 54:18).

Стихи 14−17. Эти стихи продолжают весьма подробно, впечатляюще и с использованием различных выражений пророчествовать об опустошении Моава. Их патетический и волнующий язык должен был не только пробудить народ к покаянию и реформации для предотвращения бедствия или личным покаянием и реформацией подготовиться к нему, но и воздействовать на нас, описав бедственное положение человеческой жизни, которая подвергается подобным плачевным происшествиям, силу Божьего гнева и ужас, сопутствующий Его судам, когда Он выходит сразиться с народом, вызывающим Его недовольство. Читая этот длинный список угроз и размышляя о вызываемом ими ужасе, нам было бы полезнее держать его перед глазами, чтобы благодаря этому наши сердца прониклись святым благоговением перед Богом и Его гневом, а не спрашивать с иронией обо всех используемых здесь ярких прообразах и метафорах.

I. Здесь звучит угроза о поразительном и внезапном истреблении. Моавитяне были чрезмерно самонадеянными, считали себя крепкими для войны и способными справиться с самым грозным врагом (ст. 14); но бедствие приблизилось, и они оказались неспособными остановить его, равно как вести с ним переговоры, ибо сильно спешит бедствие его (ст. 16) и скоро грядет кризис. Враг, как орел, полетит (ст. 40); он будет стремительным и сильным, как орел, нападающий на свою добычу, и распрострет крылья свои крылья своей армии над Моавом; он окружит его, чтобы никому не удалось сбежать. Крепости Моава будут завоеваны (ст. 41), и от их силы никому не будет пользы; сердце храбрых моавитян дрогнет, ибо у них не будет времени собраться с мыслями, которые смогут ободрить их. Требуется особая смелость, чтобы не убояться внезапного страха.

II. Моав будет полностью уничтожен и останется лежать в руинах: «Опустошен Моав (ст. 15), основательно ограблен, посрамлен и сокрушен (ст. 20); его города лежат в пепле или захвачены врагом, и поэтому жители вынуждены покинуть его (ст. 15)». Здесь перечислены различные города, которых коснется этот суд, и этот список заканчивается словами et cetera — и так далее. Зачем понадобилось так подробно перечислять их, если оно пришло на все города земли Моавитской в общем, дальние и ближние (ст. 21−24)? Отметьте: когда беззаконие повсеместно, тогда есть основания быть готовыми, что и бедствие будет таким же. Царство лишилось своего достоинства и власти: отсечен рог Моава, рог его силы и могущества, и атакующий и оборонительный; мышца его сокрушена, и теперь он не может ни нанести удар, ни отразить его (ст. 25). Является ли молодежь силой и красотой царства? Отборные юноши его пошли на заклание (ст. 15). Они отправились сражаться, имея уверенность, что вернутся с победой, но Бог сказал им, что они пошли на заклание; несомненно падут те, против кого сражается Бог. Слово говорит: «И истреблен будет Моав из числа народов» (ст. 42). Кто враждует с народом Божьим, тот скоро будет истреблен из числа народов.

III. Опустошение будет плачевным; оно послужит поводом для скорби и обратит радость в горе.

1. Сам пророк, предсказывающий истребление, оплакивает и скорбит, предвидя его, лишь из сострадания к подобным себе творениям и переживания о человеческой природе. Сам пророк будет рыдать о Моаве его сердце будет воздыхать о них (ст. 31); Он будет плакать о винограднике Сивамском (ст. 32); его сердце будет стонать о Моаве, как свирель (ст. 36). Хотя истребление Моава докажет, что он истинный пророк, тем не менее он не может думать об этом без скорби. Гибель грешников не доставляет радости Богу, и поэтому она должна причинять боль и нам; даже предостерегающие о ней должны близко принимать ее к сердцу. Данные отрывки и многие другие, приведенные в этой главе, очень совпадают с теми, которые использовал Исайя в своих пророчествах о Моаве (Ис 15:16), ибо хотя между тем пророчеством и этим прошло много времени, но они оба были продиктованы одним и тем же Духом, а Божьим пророкам приличествует говорить тем же языком, что и их предшественники. Нельзя назвать плагиатом использование старых выражений для того, чтобы они были задействованы и оказали новое воздействие.

2. Сами моавитяне будут оплакивать его; это бедствие полностью смирит их и вызовет невообразимую скорбь. Восседавшие во славе посреди богатства и веселья, разнообразных удовольствий будут сидеть в жажде, на высохшей и жаждущей земле, где не будет ни воды, ни утешений (ст. 18). Настанет время для них сидеть в жажде, привыкать к трудностям, когда придет опустошитель, который ограбит и разорит их. Жители дальних уголков страны, которые далеки от опасности, захотят узнать, как обстоят дела, какие новости поступают с полей битвы; они будут спрашивать всякого бегущего и спасающегося: «Что сделалось?» (ст. 19). И когда они узнают, что все погибли, что захватчики стали победителями, то будут рыдать и вопить от горя и отчаяния (ст. 20); они уединятся, чтобы оплакать уничтожение своей страны, оставят города, которые раньше были наполнены весельем, и будут жить в скалах, где полностью предадутся скорби; они не будут больше поющими птицами, а скорбящими птицами, как голуби (ст. 28) голуби долин (Иез 7:16). Пусть те, кто предается веселью, знают, что Бог может изменить их настроение. Их скорбь будет такой чрезмерной, что у каждого будет голова гола и на руках царапины (ст. 37); это будет свидетельствовать об отчаянии и глубокой скорби, которая искушает людей становиться собственными губителями. Правда, что Иов разодрал верхнюю одежду свою и остриг голову свою, но он не резал себя. Когда поток страсти достигает такой высоты, тогда мудрость и благодать должны ограничить его и поставить ему преграду, ограждая от подобного варварства. Скорбь будет всеобщей (ст. 38): «На всех кровлях Моава, где люди поклонялись идолам и напрасно оплакивали себя, и на улицах его, где они общались друг с другом, слышен общий плач». Они будут рассказывать друг другу о своем горе и страхах и распространять их, ибо все они погибнут: «Я сокрушу Моава, как непотребный сосуд, который не берегут и не будут склеивать». Раньше Моав привык радоваться изысканным плодам и изобилию своих вин. Чувственные наслаждения составляли суть их радости. Отнимите у них все это, уничтожьте их плоды и виноградники и прекратится у них всякое веселье (Ос 2:11−12). И будет стоять великий плач, когда их растения будут пересаживаться и отрасли прострутся за море (ст. 32); они будут перевезены в другие страны и там посажены. Опустошитель напал на летние плоды твои и на зрелый виноград; и от этого Есевон возопит, и его вопль достигнет даже Елеалы (ст. 34). Радость и веселье отняты от плодородной земли (в англ. пер.) и от земли Моава (ст. 33). Если положен конец вину в точилах, где когда-то с радостными восклицаниями топтали виноград, то их радость прекратится. Отнимите эти радостные восклицания и не будет никаких радостных восклицаний. Отметьте: так как чувственных наслаждений можно с легкостью лишиться в короткое время, то кто делает их своей основной и чрезмерной радостью, тот подвергает себя величайшей скорби, лишаясь их; в то время как радующиеся в Боге могут продолжать радоваться даже тогда, когда не расцветет смоковница и не будет плода на виноградных лозах. Моавитяне потеряли не только свое вино, но и воду: и воды Нимрима иссякнут (ст. 34), поэтому их скорбь станет очень громкой и шумной, а плач будет слышен повсюду, подобно мычанию трехлетней телицы. Приведенные здесь выражения заимствованы у Исайи 15:5−6.

3. Все соседи призваны скорбеть вместе с ними, чтобы утешить их на развалинах (ст. 17): «Пожалейте о нем все соседи его; пусть это уменьшит его горе и пусть он видит, что ему сочувствуют соседние государства». Более того, даже находящиеся на расстоянии, которые лишь знают его имя и слышали о его репутации, обратят внимание на его падение и скажут: «Как сокрушен жезл силы, наводивший ужас на его врагов, и посох славы, чья красота была гордостью его друзей!» Пусть народы обратят на это внимание и примут наставление. Пусть никто не раздувается от самомнения и не полагается чрезмерно на свою силу или красоту, ибо они не защитят его от судов Божьих.

IV. Это истребление будет позорным, и их станут презирать: «Моав пьян (ст. 26), а кто пьян, тот отвратителен; он валяется в блевотине своей и представляет собой жалкое зрелище; он будет посмеянием. Пусть моавитяне вкусят чашу гнева Божьего, пока не зашатаются и не падут, пока мудрость их не исчезнет, пусть сделают себя посмешищем благодаря дикости не только своих страстей, но и советов». И вновь (ст. 39): «Ибудет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих его; они будут смеяться, видя падение помпезности и силы, которой он так гордился». Отметьте: кто высокомерен и надменен, тот готовит себе порицание и позор.

V. Будет истреблено все, что им дорого, не только их летние плоды и урожай винограда, но и их богатства (ст. 36): богатства, ими приобретенные, погибли, хотя они думали, что надежно скрыли их и собирались долго наслаждаться ими, но они погибли». Отметьте: деньги, тайно накапливаемые в ящике, могут погибнуть, как летние плоды, лежащие незащищенными в открытом поле. Богатство вещь текучая, которая может подобно праху просочиться сквозь пальцы даже тогда, когда мы очень стараемся удержать и оставить его при себе. Но не это самое худшее; даже те, чья религия была ложной и безрассудной, превыше всего любили его и не желали расставаться с ним; и поэтому, хотя это было лишь обетование, но для них угроза (ст. 35): Бог пообещал истребить приносящих жертвы на высотах, ибо высоты будут разрушены, поля жертв опустошены, сами же священники, кадящие богам его, будут убиты или уведены в плен (ст. 7). Отметьте: только истинная религия, поклонение и служение истинному Богу помогут нам в день бедствия.

VI. Это будет справедливое и праведное истребление то, которое они заслужили и навлекли на себя своим грехом.

1. Гордость была тем отвратительным грехом, в котором они были особо виновны и за который Бог наказывал их. Об этом здесь упоминается шесть раз (ст. 29). «Слыхали мы о гордости Моава», его соседи обратили на нее внимание; об этом им в лицо было засвидетельствовано, как и Израилю: о гордости чрезмерной, которая возрастала, становясь хуже и хуже. Обратите внимание на его высокомерие и его надменность; употребление многих слов для обозначения одного и того же явления подразумевает, что он много раз проявлял свою гордость, и это было весьма оскорбительно для Бога и человека. Их обвиняли в этом (Ис 16:6), но здесь об этом говорится больше, чем ранее. С того времени они оказывались под воздействием смиряющих провидений, но не смирились; более того, они становились более надменными и самоуверенными. Это четко отметило и предопределило их полное истребление, предвестником которого является гордость. Здесь приводятся два примера гордости Моава:

(1) Он вел себя высокомерно по отношению к Богу и будет с позором сокрушен (ст. 26), ибо он вознесся против Господа; и по той же причине (ст. 42) истреблен будет Моав из числа народов. Моавитяне предпочли Хамоса Иегове и считали себя достойным соперником Бога Израилева, Которому оказали пренебрежение.

(2) Моав с презрением отнесся к Израилю, особенно в последний раз, когда тот оказался в беде, и поэтому теперь он испытает те же трудности; он попадет в те же руки и станет посмешищем, ибо Израиль был у него в посмеянии (ст. 26−27). В общем, мовитяне, услышав о бедствии и опустошении своих соседей иудеев, не плакали, а радовались этому; они прыгали от радости (англ. пер.). Многие, видя падение тех, кого они не любят, испытывают в душе тайное ликование, но в то же время имеют достаточно благоразумия, чтобы скрыть свои чувства; это возмутительно. Но моавитяне усердно возвещали свою радость и заявляли о своей враждебности к Израилю, ликуя при встрече с каждым израильтянином, оказавшимся в беде, и смеясь над ним; это является бесчеловечным, нечестивым и дерзким оскорблением для человека, в чью природу они были облачены, и для Бога, Чьим именем они назывались. Отметьте: кто смеется над другими людьми, оказавшимися в беде, тот справедливо и несомненно, рано или поздно сам окажется в беде и будет осмеян. Кто радуется несчастью, особенно когда в беде оказывается Церковь Божья, тот не останется ненаказанным.

2. Помимо этого они были виновны во враждебности к народу Божьему и в вероломстве во взаимоотношениях с ним (ст. 30). Они смеялись над опустошением Иудеи и Иерусалима и делали вид, что, смеясь над ними, просто веселили себя; но Бог говорит: «Я знаю дерзость его и знаю, что она исходит от старой враждебности к семени Авраама и ко всем, кто поклоняется истинному Богу. Я знаю, он думает, что эти бедствия иудейского народа закончатся полным его истреблением. Сейчас он говорит халдеям, какими плохими были иудеи, и вызывает против них раздражение, но не так сделают, как он ожидает; пустые слова его. Народ, падению которого они радуются, восстановится». Некоторые читают: «Я знаю ярость его. Разве не так? Разве он не неистов к народу Божьему? Я также знаю ложь его (англ. пер.). Разве они не лгут? Разве не клевещут на них?» Отметьте: ярость и ложь врагов Церкви во всем объеме известна Богу, как бы они ни притворялись, старясь скрыть их (Ис 37:28).

VII. Это будет запутанное истребление; и постепенно, этап за этапом, в конце концов оно завершится, ибо те, кому удастся избежать одного суда, погибнут от другого: «Ужас и яма и петля для тебя, житель Моава» (ст. 43). Они будут бояться упасть в яму, и петля будет крепко держать их, когда они упадут в нее, и поэтому им не удастся избежать истребления и спастись. То, что было сказано в адрес грешников в общем (Ис 24:17−18): «...побежавший от крика ужаса упадет в яму; и кто выйдет из ямы, попадет в петлю», здесь предсказывается грешникам Моава (ст. 44); ибо это год их посещения, когда Господь придет, чтобы взыскать с них; Его узнают по суду, который Он совершил, ибо Он Царь, Господь Саваоф имя Его (ст. 15). Он не только Царь, имеющий власть вершить суд, но и Господь воинств, Который может осуществить то, что определил. Фигуральные выражения, используемые в ст. 44, поясняются так (ст. 45): «Кто убежит из деревень от ужаса перед вражеской силой, тот остановится под тенью Есевона и будет считать себя в безопасности, как иногда армии отступают под прикрытие орудий укрепленного города и оказываются под их защитой; но они будут разочарованы, ибо, кто выйдет из ямы, попадет в петлю». Есевон, который они считают своим прибежищем, поглотит их, как давно предсказывал Моисей (Чис 21:28): «...огонь вышел из Есевона, пламень из города Сигонова, и пожрал тех, кто вышел из бока Моава». Он охватит темя сыновей мятежных, или шумных гуляк: не шумную толпу, а великих мужей, которые бушевали, оскорбляли и шумели; суды Божьи обрушатся на них. Хотите узнать, чем все закончится? Об этом говорится в ст. 46: «Горе тебе, Моав! Погиб ты, народ, поклоняющийся Хамосу. Прощай, Моав. Сыновья твои и дочери твои надежда следующих поколений пойдут в плен вслед за иудеями, над чьими бедами они смеялись».

VIII. Тем не менее это уничтожение не будет вечным. Глава заканчивается кратким обетованием об их возвращении из плена в последние дни. Бог, отправивший их в плен, возвратит плен Моава (ст. 47). Как нежно Бог обращается с моавитянами, тем более со Своим народом! Даже с моавитянами Он не вечно будет вести тяжбу и не до конца гневаться. Когда вернется Израиль, тогда и Моав; возможно, это пророчество предназначалось в основном для ободрения народа Божьего надеяться на спасение, сопричастниками которого станут даже моавитяне. В то же время оно взирает дальше, на евангельские времена; сами же иудеи относят его ко дням Мессии; тогда плен язычников, находящихся под властью греха и сатаны, будет разрушен божественной благодатью, которая сделает их свободными. Данное пророчество о судьбе Моава длинное, но оно заканчивается, и заканчивается благоприятно: «Доселе суд на Моава».

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 48 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.