Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Иеремия | 12 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе:

(I) Пророк смиренно жалуется Богу на преуспевание нечестивых людей в их нечестивых деяниях (ст. 1−2) и обращает внимание Господа на собственную честность (ст. 3) с молитвой о том, чтобы Бог ради всеобщего блага положил конец нечестию нечестивых (ст. 3−4).

(II) Господь упрекает пророка за беспокойство в происходящих в данное время бедах, повелевая ему готовиться к худшим (ст. 5−6).

(III) Звучит горькое сетование о прискорбном состоянии Божьего Израиля в настоящее время (ст. 7−13).

(IV) Говорится о милости по отношению к Божьему народу и о гневе, грозящем истреблением его соседям, которые способствовали его скорби; тем не менее приводится обетование: если соседи в конечном счете примкнут к Божьему народу, то они разделят его привилегии (ст. 14−17).

Стихи 1−6. Пророк не сомневается, что другим людям будет полезно знать о том, что было между Богом и его душой, какие искушения его постигли и как он их преодолел; и поэтому здесь Иеремия нам говорит:

I. Какую вольность он допустил и как великодушно ему было позволено обсуждать с Богом вопрос о Его судах (ст. 1). Он готов умолять Господа не спорить с Ним и не придираться к Его действиям но спросить Его о смысле таковых, чтобы понимать их и иметь больше оснований быть ими довольным, а также отвечать на возражения против них, как собственные, так и других людей. О делах Господних и их причинах вопрошают даже любящие оные (англ. пер., Пс 110:2). Нам не позволено препираться с Создателем своим, но мы можем рассуждать вместе с Ним. Пророк излагает бесспорную истину, которую он решительно отстаивает в ходе дискуссии: «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою». Таким образом Иеремия вооружается против постигшего его искушения завидовать преуспеванию нечестивых, прежде чем приступить к обсуждению такового. Следует заметить: когда мы пребываем в сильнейшем неведении относительно Божьих действий, тогда нам надлежит с особой твердостью хранить правильные мысли о Господе и быть уверенными в том, что Он никогда не причинял и не причинит малейшего вреда Своим творениям; даже когда суды Господни неисследимы, как бездна великая, и всем им не счесть числа, то и тогда правда Его очевидна и непоколебима, как горы Божии (Пс 35:7). Несмотря на то что подчас облако и мрак окрест Его, тем не менее правда и суд всегда основание престола Его (Пс 96:2). Когда понимание частных событий Божьего провидения представляется нам затруднительным, тогда мы должны обратиться к общим истинам как к своим первоочередным принципам и держаться их; каким бы непостижимым ни было провидение, Господь праведен (см. Пс 72:1). И мы должны признавать Его справедливость, как здесь пророк, даже когда судимся с Ним, причем не допуская мысли спорить, но желая познать, будучи совершенно уверенными в том, что Он праведен в приговоре Своем. Следует заметить: каким бы обоснованным нам ни казалось собственное сообщение, которое мы хотим представить на суд Божий, мы, тем не менее, должны признавать, что все слова и поступки Господа праведны.

II. Что в проявлениях Божьего провидения стало для него преткновением и предметом, достойным, по его мнению, обсуждения. А именно то, что было и является для многих мудрых и благочестивых людей искушением, которое они преодолевали с трудностью. Они становятся свидетелями успеха планов и намерений нечестивых людей: путь нечестивых благоуспешен; таковые осуществляют свои злые замыслы и добиваются цели. Мудрые и благочестивые видят хорошее состояние предприятий и дел нечестивцев: таковые благоденствуют, причем настолько, насколько вообще возможно в этом мире, оставаясь вероломными, весьма вероломными по отношению и к Богу, и к людям. Главным образом (как очевидно из ст. 2) подразумеваются лицемеры, которые, прикрываясь благовидным исповеданием, отошли от своих добрых начинаний и обещаний и действуют вероломно, весьма вероломно. Как-то прозвучали слова о том, что человек, неправедный и нечестный в своих поступках, не может рассчитывать на преуспевание; здесь же речь идет о вероломных, которые, тем не менее, благоденствуют. Пророк показывает (ст. 2) как преуспевание нечестивцев, так и злоупотребление таковым с их стороны.

1. Некогда Бог был к ним весьма снисходителен, и они преуспели в мире: «Они укоренились в доброй земле земле, текущей молоком и медом, причем Ты насадил их! Более того, чтобы насадить их, Ты изгнал язычников» (Пс 43:3; Пс 79:9). Насаждается немало деревьев, которые так и не вырастают и ничего не приносят; эти же укоренились; их процветание кажется надежным и устойчивым. Они пустили корни в землю, ибо именно в ней закрепились и из нее тянут соки для собственного удовлетворения. Многие деревья укореняются, но так и не вырастают; эти же выросли и приносят плод; они обзавелись семьями, живут на широкую ногу и тратят средства с огромной скоростью; и все благодаря благосклонности к ним Божьего провидения (Пс 72:7).

2. Таким образом Бог явил им Свою милость, хотя они вели себя с Ним вероломно: в устах их Ты близок, но далек от сердца их. Данные слова нельзя назвать немилосердным упреком, потому что Иеремия говорил Духом пророчества, без которого опасно обвинять людей с благовидной внешностью в лицемерии. Примите во внимание:

(1) Хотя лицемеры не утруждали себя мыслями о Боге и не испытывали к Нему искренней привязанности, тем не менее они с легкостью убеждались в необходимости часто говорить о Господе, причем со всей серьезностью. Быть благочестивым на словах не так уж и трудно. Многие говорят на языке израильтян, хотя на самом деле израильтянами не являются.

(2) Несмотря на то что Божье имя слетало с их языка по всякому поводу и они приучили себя в речевым оборотам с налетом набожности, им не удалось убедить себя в необходимости сохранения страха Господня в сердце. Форма благочестия должна побуждать нас поддерживать силу такового; у них же все было иначе.

III. Какое утешение он обретал, когда говорил Богу о своей честности: «А меня, Господи, Ты знаешь» (ст. 3). Вероятно, нечестивцы, на которых жаловался Иеремия, были готовы упрекать и осуждать его (Иер 18:8), и, учитывая это, он находил утешение в том, что Бог был свидетелем его честности. Бог знал, что пророк не таков, как они (в устах которых Господь близок, но далек от сердца их), и не таков как представлявшие Иеремию обманщиком и лжепророком; кто унижал его подобным образом, тот не знал его (1Кор 2:8). «А меня, Господи, Ты знаешь, хотя они считают меня недостойным внимания».

1. Отметьте, на чем пророк делает акцент, обращаясь к Господу: «Ты знаешь сердце мое, каково оно к Тебе». Следует заметить: мы таковы, каковы наши сердца, а наши сердца являются плохими или хорошими в зависимости от того, как они относятся к Богу; и поэтому именно в этом отношении мы должны исследовать себя, чтобы представить Богу достойными.

2. Пророк взывает к Божьему ведению: «А меня, Господи, Ты знаешь лучше, чем я знаю себя сам, причем не по молве и доносам, ибо видишь меня не беглым взглядом, но испытываешь сердце мое». Божье знание о нас является четким, точным и надежным, как если бы Он провел самый тщательный осмотр. Следует заметить: Бог, с Которым мы имеем дело, превосходно знает сердца наши, каковы они к Нему. Он знает и о коварстве лицемеров, и об искренности благочестивых.

IV. Как он молится о том, чтобы Бог обратил Свою руку против этих нечестивых людей и не допустил, чтобы они преуспевали всегда, несмотря на свое длительное процветание: «Пусть придет какой-нибудь суд и отделит их от этой злачной пажити, как овец на заклание, чтобы их долгое преуспевание оказалось всего лишь откормом агнцев на пространном пастбище (Ос 4:16), приготовь их на день убиения». Бог допустил процветание нечестивцев, чтобы гордыней и расточительством они наполнили меру своих беззаконий и таким образом созрели к погибели; а посему, по мнению пророка, справедливость требует, чтобы их постигло зло, ибо они сами причинили много зла другим; их надлежит отделить от своей земли, потому что они навлекли на нее разорение, и чем дольше они на ней пребывали, тем больше вреда приносили, как язва на своем поколении: «Долго ли будет сетовать земля (в результате постигших ее Божьих судов) за нечестие жителей ее? (ст. 4). Господи, станут ли преуспевать люди, погубившие все вокруг?»

1. Здесь обратите внимание на суд, от которого страдала в то время земля: трава на всех полях сохла (растительность выжжена, и все плоды земли пропали), и отсюда непременно следует истребление птиц и скота (3Цар 18:5). Это стало следствием длительной засухи или отсутствия дождей, которое, по-видимому, имело место в самом конце правления Иосии и в начале царствования Иоакима (об этом упоминается в Иер 3:3; Иер 8:13; Иер 9:10,12 и более подробно далее, в гл. 14). Если бы нечестивцы пришли к покаянию в результате этого, меньшего суда, то тем самым предотвратили бы больший. Итак, как же вышло, что земля плодородная превратилась в солончатую, если не за нечестие живущих на ней? (Пс 106:34). Поэтому пророк молится, чтобы эти нечестивцы умерли за свое преступление и чтобы из-за него не страдала вся страна.

2. Обратите внимание на речь нечестивцев. Они говорят: «Он не увидит, что с нами будет». Это означает либо:

(1) Сам Бог не увидит. В корне лицемерия лежит атеизм. Господь далек от сердца их, хотя в устах их близок, потому что они говорят: «Как узнает Бог? (Пс 72:11; Иов 22:13). Он не узнает, какой путь мы изберем и куда он нас приведет». Либо:

(2) Иеремия не увидит, что с нами будет; на что бы он там ни притязал, если он задастся вопросом о конечном результате, то не сможет предвидеть его. Нечестивцы принимали Иеремию за лжепророка. Либо: «Что бы там ни случилось, он не доживет, чтобы увидеть исход, ибо мы станем для него смертью» (Иер 11:21). Следует заметить:

[1] В основе всякого нечестия лежит склонность людей считать свой конец далекой перспективой или сомневаться в его неизбежности (Плач 1:9).

[2] Все творение стенает под бременем греха человека (Рим 8:22). Именно из-за него земля горюет (возможно и такое чтение); проклята земля за тебя.

V. Что ответил ему Бог в ответ на сетования (ст. 5−6). Зачастую мы становимся свидетелями вразумлений, адресованных пророкам, чьим делом было вразумлять других (как в Ис 8:11). Служители должны не только учить, но и учиться сами, а также слышать Божий голос и проповедовать себе. Иеремия много жаловался на нечестие мужей Анафофа, равно как и на то, что вопреки этому они преуспевали. Итак, похоже, что здесь звучит ответ на данную жалобу.

1. Допускается, что у него была причина для сетования: «....братья твои, священники Анафофа, из дома отца твоего, которым следовало бы защищать тебя и которые притязали на это, и они вероломно поступают с тобою (ст. 6), они лгали тебе и под маской дружбы умышленно причиняли тебе всевозможное зло; они кричат вслед тебя громким голосом, поднимают против тебя толпу, стараясь изо всех сил представить тебя людям ненавистным и достойным презрения, одновременно притворяясь, что не имеют замысла преследовать тебя или лишать свободы. Им на самом деле нельзя верить, когда они говорят тебе и доброе. Они только кажутся друзьями, являясь в действительности твоими врагами». Следует заметить: верные служители Божии не должны удивляться тому, что их врагами становятся домашние (Мф 10:36) и что люди, на поддержку которых они рассчитывают, оказываются совершенно не достойными доверия (Мих 7:5).

2. Тем не менее пророку говорится, что он преувеличивает.

(1) Он принял недоброжелательность своих земляков слишком близко к сердцу. Они утомили Иеремию, потому что в стране мирной он был безопасен (ст. 5). Он очень печалился из-за того, что его так ненавидели и с ним плохо обходились его же родственники. Душа пророка была этим весьма обеспокоена; он упал духом, и скорбь завладела им, так что он переживал великое смятение и горе по этому поводу. Более того, душевные муки мешали его работе, он начал утомляться от пророчества и подумывал отказаться от него.

(2) Иеремия не учел, что это было лишь началом его скорби и что впереди его ждут более серьезные испытания; и, вместо того чтобы, проявляя терпение в данном случае, готовиться к большей беде, он своим беспокойством делал себя непригодным к грядущим событиям: если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, так что ты не в силах перевести дух, как же тебе состязаться с конями? И если обиды, причиненные мужами Анафофа, потрясли пророка столь сильно, то что он будет делать, когда попадет во власть князей и главных священников Иерусалима, угнетавших его впоследствии (Иер 20:2; Иер 32:2). И если он так быстро утомился в стране мирной, где было меньше шума и риска, то что будет делать в наводнение Иордана, который выйдет из берегов, заставив даже львов бежать от страха из своих зарослей? (Иер 49:19). Следует заметить:

[1] Пока мы в этом мире, нас ждут беды и трудности. Наша жизнь это гонки, битва; мы рискуем стать изнуренными.

[2] Бог обычно начинает с малых испытаний, а мы проявим мудрость, если будем ожидать испытаний более серьезных, чем те, с которыми нам когда-либо доводилось сталкиваться. Нас могут вызвать на состязание со всадниками, и, возможно, поединок с сынами Енаковыми припасен напоследок.

[3] Нам просто необходимо готовиться к подобным испытаниям и размышлять, что нам следует в них делать. Как нам сохранить непорочность и мир, когда нас постигнет наводнение Иордана?

[4] Чтобы подготовиться к дальнейшим, более тяжким испытаниям, нам следует достойно выйти из настоящих меньших испытаний, не падать духом, выполнять свои обещания, не сходить с пути и не сводить взор с награды, но бежать так, чтобы завоевать ее. Некоторые достойные толкователи считают, что данные слова адресованы народу, который не боялся и проявлял беспечность в отношении грозящих ему судов. Если иудеев так поразили и утомили меньшие беды, причиненные ассирийцами, если аммонитяне и моавитяне, их братья, с которыми они состояли в союзе, оказались предателями (что непременно произойдет), тогда смогут ли они одолеть такого могущественного врага, как халдеи? Как они противостанут вторжению, которое будет подобно наводнению Иордана?

Стихи 7−13. Здесь иудейский народ предопределен к разорению.

I. Бог вступает в борьбу с народом и подвергает его опустошению; они бы никогда не погибли, если бы не побудили Господа оставить их. Бог здесь произносит страшные слова: Я оставил дом Мой храм, который был Его дворцом (ст. 7); люди осквернили его и тем самым вынудили Господа уйти оттуда; покинул удел Мой и больше не стану присматривать за ним. Его народ, в котором Господь находил так много радости и о котором заботился, теперь лишился Его защиты. Некогда они были самым любезным для Его души, драгоценными в Его глазах и удостоенными чести более других народов, причем этот факт упоминается как обстоятельство, отягчающее их грех (ибо на любовь Господа они ответили ненавистью) и отягчающее их несчастье (ибо лишились благосклонности Явившего им такую милость), к тому же это оправдывает Божьи действия по отношению к ним. Бог не искал повода придраться к народу, но, если бы они вели себя благопристойно, Он поступил бы с ними наилучшим образом, потому что они были самым любезным для Его души; они же вели себя так, что побудили Господа отдать их в руки врагов, оставить незащищенными и стать легкой добычей для своих недоброжелателей. В чем же заключалась тяжба Господа с народом, который столь долго был Ему дорог? На самом деле, почему в их случае имела место такая дегенерация?

1. Они уподобились хищным зверям, которых никто не любит, но каждый избегает и старается держаться как можно дальше: удел Мой сделался для Меня как лев в лесу (ст. 8). Их грехи возопили к небу о возмездии с громкостью львиного рычания. Более того, народ возвысил на Бога голос свой, дыша угрозами и избивая пророков, обращавшихся к ним от имени Господа, а то, что сказано и сделано против Его служителей, Бог воспринимает как слова и действия против Себя Самого. Иудеи хулят Его имя, противятся Его власти и пренебрегают Его правосудием, а посему возвысили на Него голос свой, как лев в лесу. Бывшие некогда овцами паствы Его стали жестокими и кровожадными, как неукротимые львы в лесу; за то Господь возненавидел их; ибо какую радость может найти Бог любви в народе, уподобившемся рыкающим львам и разъяренным зверям, которых надлежит ловить и отстреливать, как досаждающих и мучающих всех вокруг?

2. Они уподобились хищным птицам, а посему не достойны находиться в Божьем доме, в который в качестве жертвоприношения не допускались ни хищные звери, ни хищные птицы; удел Мой стал у Меня, как птица с когтями (существует такое чтение, и так написано на полях, ст. 9); они постоянно дергают и клюют друг друга; из-за своего чудовищного противостояния они превратили собственную страну в площадку для петушиных боев. Либо уподобились разноцветной птице выкрашенной, окропленной или покрытой кровью своей жертвы. Пролитие невинной крови было тем грехом Иерусалима, который исполнил меру и ускорил крах народа, причем спровоцировав на подобные действия не только его соседей, ибо кто простирает руку свою на всех, на того будут простерты руки всех (Быт 16:12); об этом говорится далее: птица, на которую со всех сторон напали другие хищные птицы. Существует мнение, что речь идет о пятнистой, пестрой, или рябой птице по той причине, что иудеи примешали к установлениям Бога о поклонении Ему идолопоклонничество и языческие обряды; они обожали пестроту в религии и думали, что это украсит их, тогда как в действительности это сделало их отвратительными. Божья голубица отнюдь не разноцветная птица.

II. В борьбу с иудеями вступают враги и опустошают их. И существует мнение, что именно из-за этого они сравниваются с разноцветной птицей, потому что дикие птицы обычно поднимают шум, заметив птицу с необычным оперением. Божий народ мужи знаменательные в этом мире, они вызывают у людей изумление, словно разноцветная птица; но в данном случае иудеи уподобились таковой по собственной глупости; и звери, и птицы созваны и получили полномочия охотиться на них. Пусть другие хищные птицы нападут на этот народ со всех сторон, ибо Бог оставил его, и вместе с ними пусть все полевые звери придут пожирать его. Кто охотился на других, тот сам станет объектом охоты. Тот факт, что разорение наведено по приказу с небес, не умаляет грехи других народов, но весьма умножает горе Иуды и Иерусалима. Птицы и звери, наверно, созываются на пиршество к телам убитых, как в видении Св. Иоанна (Откр 19:17−18). О полном разорении, причиненном халдейской армией, здесь сказано как о свершившемся факте таким неизбежным и близким оно было. Бог говорит об этом как об определенном Им событии, в котором Он, тем не менее, радости не находит, равно как и в смерти других грешников.

1. Обратите внимание, с какой нежной любовью Бог говорит об этой земле, несмотря на множество ее грехов, памятуя о Своем завете и о дани чести и славы, которую Ему приносили там прежде: это Мой виноградник... участок Мой, любимый участок Мой (ст. 10). Следует заметить: Бог желает добра и заботится о Своей Церкви, несмотря на множество ее промахов; и исправление Церкви с Его стороны будет полностью согласовываться с удовлетворением, которое Он в ней находит.

2. Обратите внимание, с каким нежным состраданием Бог говорит об опустошении этой земли: множество пастухов (халдейские военачальники, сделавшие себя хозяевами страны и объевшие ее со своими войсками так же легко, как аравийские пастухи объедают со своими стадами все плоды никому не принадлежащих земель) испортили Мой виноградник, нисколько не задумываясь ни о его ценности, ни о Моем отношении к нему; они истоптали его ногами с особой дерзостью и неистовством, и то, что некогда было прекрасной землей, они сделали пустою степью. Опустошение было всеобщим: вся земля опустошена (ст. 11). Сделали это с помощью меча брани: на все горы в пустыне пришли опустошители (халдейские воины); они завладели всеми природными укреплениями и рукотворными крепостями (ст. 12). Меч Господа пожирает все от одного края земли до другого; земля осталась незащищенной, и многочисленное войско захватчиков заполнило все уголки этой плодородной страны, так что нет мира ни для какой плоти, никто не избежит бедствия и не сможет оставаться спокойным. Когда всякая плоть извратила путь свой, тогда нет мира ни для какой плоти; мир есть только у тех, кто поступает по Духу.

3. Обратите внимание, откуда берется это несчастье.

(1) Оно исходит от Божьего недовольства. Именно меч Господа пожирает все (ст. 12). Пока Божий народ держался ближе к Богу, меч Господа влагался в руки их защитников и избавителей, например Гедеона; но когда они оставляют Бога, так что Он становится их врагом и борется с ними, тогда мечом Господа становятся мечи захватчиков и опустошителей, например халдеев. А происходит это по причине пламенного гнева Господа (ст. 13); именно Он зажег у них огонь и вселил такую ярость в их врагов. И кто устоит пред Ним во время гнева Его?

(2) Именно грех иудеев сделал Бога их врагом, в частности неисправимость под воздействием обличений, прозвучавших ранее: земля плачет предо Мною (ст. 11); лежащая в опустошении страна как бы изливает пред Богом свои сетования и смиряется под Его рукой; а ее жители столь тупы и бесчувственны, что ни один человек не прилагает этого к сердцу; они не плачут пред Господом и не реагируют на Его недовольство, тогда как сама земля, по которой они ходят, стыдит их. Следует заметить: если Божья рука поднята, а люди не желают этого видеть, то она опустится и им придется это почувствовать (Ис 26:11).

4. Обратите внимание на неспособность иудеев защитить себя от беды: «Они сеяли пшеницу (ст. 13), то есть приложили немало усилий ради собственной безопасности и рассчитывали на огромный результат, но все напрасно, ибо пожали терны, то есть события, принесшие им муки и огорчения. Вместо того чтобы помочь себе, они причинили себе еще больше беспокойства. Измучились и в трудах, и в ожиданиях и не получили никакой пользы; им не удастся избежать неприятностей, в которые они себя втянули. Постыдитесь же таких прибытков ваших, потому что вы слишком полагались на свои приготовления к войне и, в частности, на свою способность понести ее издержки». Деньги являются главной поддержкой войны; иудеи думали, что располагают достаточными средствами для ее ведения, но им придется постыдиться этого, ибо их серебро и золото не принесет им пользы в день гнева Господня.

Стихи 14−17. Подчас пророки передавали от Божьего имени вести как о суде, так и о милости народам, граничившим с землей Израиля; однако здесь звучит сообщение, относящееся вообще ко всем, кто так или иначе обижал Божий народ либо угнетал его сам, либо ликовал, когда тот пребывал под гнетом. Примите во внимание:

I. Какая тяжба у Бога с таковыми. Они были злыми Его соседями (ст. 14), злыми соседями Его Церкви, и все их поступки против Церкви Бог воспринимал как поступки против Себя Самого и поэтому назвал их Своими злыми соседями, которым следовало бы относиться к Израилю по-добрососедски, а все было как раз наоборот. Следует заметить: зачастую благочестивым людям выпадает жребий жить в окружении плохих соседей, которые относятся к ним недоброжелательно и раздражают их; и по-настоящему плохо, когда все соседи таковы. Этими злыми соседями были моавитяне, аммонитяне, сирийцы, идумеи, египтяне, чье плохое отношение к израильтянам проявлялось в том, что они развращали тех и уводили от Бога (поэтому Бог называет их Своими злыми соседями); и теперь они способствуют разорению страны, объединившись против нее с халдеями. Со стороны Бога справедливо превратить в орудия нашего беспокойства тех, кого мы сделали орудиями греха. Вот что Господь вменяет им в вину: они посягали на удел, который Я дал в наследие народу Моему (англ. пер., ст. 14), они незаконно захватили то, что им совсем не принадлежало, более того, они святотатственно пользовались тем, что Бог дал Своему избранному народу. Сказавший «Не прикасайтесь к помазанным Моим» также сказал: «Не прикасайтесь к их наследию, иначе погибнете». Не только представители Божьего народа сами по себе, но и их имение находится под защитой Господа.

II. Как Господу угодно обойтись с таковыми.

1. Он разрушит власть, которую они обрели над Его народом, и заставит их возместить убытки: и дом Иудин исторгну из среды их. Это станет великой милостью к Божьему народу, который либо попал в плен к врагам, либо убежал к ним в поисках укрытия, но был задержан и пленен; но это станет и великим огорчением для врагов, которые уподобятся льву, упустившему добычу. Дом Иудин либо не может, либо не хочет смело вступить в борьбу за собственное освобождение; Господь же, не жалея сил, исторгнет народ, заставит его Своим духом выйти и Своей властью вынудит надзирателей отпустить его, как Он в свое время исторг Израиля из Египта.

2. Господь наведет на врагов те же бедствия, которые оказались действенными в отношении Его народа: Я исторгну их из земли их. Суд начался с дома Божия, но на нем не закончился. Навуходоносор, разорив землю Израиля, обратил свою руку против злых соседей последнего и стал для них бичом.

III. Какая милость припасена у Бога для народов, которые пожелают присоединиться к Нему и стать Его народом (ст. 15−16). Они в свое время увлекли отступников из народа Божия, чтобы те присоединились к ним в служении идолам. И если теперь вернувшийся народ привлечет их к служению истинному живому Богу, то им не только простится враждебное отношение к Божьему народу, но и устранится дистанция, на которой их держали прежде, и они удостоятся такого же положения, которое занимает Израиль Божий. Это частично исполнилось после возвращения из пленения, когда многие из народов тех стран, которые были злыми соседями Израиля, стали иудеями; и этому предстояло исполниться в обращении язычников в веру Христову. Пусть Израиль, хотя и пострадавший от них, не остается неумолимым к ним, ибо Бог их милует: после того, как Я исторгну их, справедливо наказав за грехи и ревнуя о чести Израиля, снова возвращу, изменю Свое отношение и помилую их. И хотя, будучи язычниками, они не могут претендовать на милости завета, тем не менее они обретут благо помилования Творца, Который, вопреки всему, видит в них дело Своих рук. Следует заметить: Божьи споры с Его творением, хотя и не подвергаются сомнению, тем не менее могут быть улажены. Даже люди, которые (как упомянутые здесь) были не только чужими, но и врагами, по расположению к злым делам, могут обрести примирение (Кол 1:21). Здесь примите во внимание:

1. На каких условиях Бог явит им милость. Постоянным условием является следующее: если они научатся путям народа Моего, то есть, в общем, путям, по которым ходят иудеи, когда ведут себя достойно народа Моего (а не извращенным путям, на которые они порой сворачивали), путям, по которым Мой народ наставлен ходить. Следует заметить:

(1) Есть благие пути, которые в особенности являются путями Божьего народа и выбор которых, тем не менее, может отличаться от общепринятых. Пути святости и помышления о горнем, любви и миролюбия, пути молитвы и освящения субботы, а также прилежного участия в установленных таинствах эти и другие, подобные им, являются путями Божьего народа.

(2) Кто желает разделить жребий Божьего народа и прийти к общей с ними конечной цели, тот должен научиться их путям и ходить по ним, должен соблюдать правила, которыми они руководствуются, и соответствовать этим правилам, идя вперед по их стопам. Научиться поступать, как Божьи люди, нужно в тесном общении с ними.

(3) Невозможно научиться путям Божьего народа надлежащим образом, не прилагая при этом большого усердия и труда. Мы должны прилежно учиться этим путям и обязать себя прилежно ходить по ним, прилежно наблюдать (Евр 12:15) и прилежно исполнять (Лк 13:24). В частности, упомянутым народам следует научиться чествовать Божье имя, торжественно взывая к нему. Им нужно научиться говорить: «Жив Господь!» (признавать Его, благоговеть перед Ним и держаться Его наставлений), как в свое время они научили народ Божий клясться Ваалом. Само по себе плохо, что они сами клялись Ваалом, но еще хуже, что они научили этому собственный народ Бога, который прежде был научен лучшему; но если они в конечном счете исправятся, то будут приняты. Учтите:

[1] Мы не должны считать безнадежным делом обращение наихудших, даже если речь идет о людях, которые служили орудием сбивания с пути истинного и развращения других; даже такие могут прийти к покаянию; и если придут, то найдут милость.

[2] Если мы усердно вовлекали людей в злодеяния, то, когда Бог откроет их и наши глаза, тогда мы с не меньшим усердием должны вместе с ними впредь ревновать о добром. Святым возмездием нам послужит тот факт, что мы в служении станем учениками людей, для которых сами в свое время стали наставниками в грехе.

[3] Обращение обманутых может оказаться счастливой возможностью для обращения самих обманщиков. Таким образом люди, которые вместе падают в ров, подчас вместе выбираются из него.

2. Каковы будут признаки и плоды данной милости, когда упомянутые народы обратятся к Богу, а Бог повернется к ним.

(1) Они вернутся и утвердятся на своей земле: и приведу каждого в удел его (ст. 15). Рука, исторгнувшая их, теперь насадит их снова.

(2) Они станут наследниками духовных привилегий Божьего Израиля: «Если они заинтересуются и научатся путям народа Моего, сообразуются с правилами и подчинятся ограничениям, существующим в Моей семье, тогда они водворятся среди народа Моего. Они не только придут к Моим, чтобы иметь имя и место в доме Господа там, где был двор для язычников, но и устроятся среди Моих; они объединятся с Моими, прежней вражде будет положен конец; они получат наставление и поселятся среди Моих (см. Ис 56:5−7). Следует заметить: кто усердно изучает пути Божьего народа, тот будет располагать его привилегиями и утешениями.

IV. Что произойдет с людьми, которые останутся приверженцами своих злых путей вопреки тому, что многие вокруг обратятся к Господу: если же не послушаются, если кто-то из них будет упорно стоять на своем, то Я искореню и совершенно истреблю такой народ, этот род, этого конкретного человека, говорит Господь (ст. 17). Кто не желает руководствоваться Божьей благодатью, того погубит Божья справедливость. И если непослушные народы погибнут, то тем более это относится к непослушным церквам, от которых ждут лучшего.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Иеремии, 12 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.