Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Притчи | 28 глава

Толкование Мэтью Генри


Стих 1. Здесь посмотрите, (1) каким постоянным страхам подвержены те, которые продолжают идти своими нечестивыми путями. Чувство вины делает человека ужасом для самого себя, и поэтому он бежит, когда никто не гонится за ним, как человек, который скрывается из-за долгов и думает, что каждый встречный является судебным приставом. Хотя таковые притворяются беспечными, но тайные страхи неотступно следуют за ними, куда бы они ни пошли, поэтому они боятся там, где нет никакой опасности (Пс 52:6). Кто сделал Бога своим врагом и знает об этом, тот не может не видеть, что все сотворение ополчилось на него, и поэтому не может иметь истинной радости, уверенности, смелости, а имеет некое страшное ожидание суда. Грех делает людей трусами. Degeneres animos timor arguit — Страх терзает вырождающуюся душу (Вергилий). Quos diri consia facti mens habet attonitos — Сознание чудовищной вины поражает и смущает (Ювенал). Если они бегут, когда никто их не преследует, то что они будут делать, когда увидят самого Бога, преследующего их Своими армиями? (Иов 20:24; 15:24; см. Втор 28:25; Лев 26:36).

(2) Какой святой уверенности и спокойствию разума радуются те, кто хранит непорочную совесть и себя в любви Божьей: праведник смел, как лев, как молодой лев. Во время опасности он имеет Бога, обладающего всей властью, которому можно довериться. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля. С какими бы трудностями они ни сталкивались при исполнении своего долга, те не устрашают их. Поступающий так не поколеблется вовек. Hie murus aheneus esto, nil conscire sibi — Да будет это медным бастионом, Хранящим твою совесть невиновной.

Стих 2. Отметьте:

(1) Государственные грехи приводят к государственным беспорядкам и нарушению гражданского покоя. Когда страна отступит от закона, когда большинство в ней отойдет от Бога и религии, начав поклоняться идолам, миру и безнравственности, тогда много в ней начальников; они притворяются, что борются за ее суверенитет, а в результате народ разделяется на партии и группировки, кусающие и пожирающие одна другую; многие из них последовательно истребляются одна за другой (как в 3Цар 16:8 и далее) или вскоре будут истреблены рукой Божьей или иноземным врагом, как в 4 Книге Царств 24:5 и т.д. Не только народ страдает за грехи своих правителей, (Delirant reges, plectuntur Achivi — цари притворяются сумасшедшими, и их народ страдает от этого) но и правительства иногда страдают за грехи народа.

(2) Мудрость предотвратит или компенсирует скорбь: а при разумном и знающем муже, то есть благодаря разумным людям, которые имеют правильное понимание, все содержится в порядке, или, если появляется беспокойство, то вскоре все возвращается в прежнее русло. Или можно понимать так: разумный и знающий владыка, член тайного совета или премьер-министр государства, который ограничит или подавит преступления земли и применит правильные методы для исцеления государства, продлит благосостояние страны. Мы не можем представить, какую великую службу один мудрый человек может сослужить своему государству в критической ситуации.

Стих 3. Посмотрите:

(1) Какими жестокими часто бывают бедные люди по отношению друг к другу, не только не оказывая друг другу услуги, которые в их силах, но обманывая друг друга. Тот, кто на собственном опыте познал все бедственное положение бедняков, должен быть сострадательным к таковым; непростительно жестоко поступают те, которые причиняют им вред.

(2) Как деспотично и властно поступают те, кто, испытав нужду и лишения, добивается власти. Если правитель выдвигает бедного человека, тот забывает о прежней бедности, становясь самым жестоким угнетателем бедных. Голодная пиявка и сухая губка всасывают больше всего жидкости. Посадите нищего на лошадь, и он будет гнать ее без милости. Он похож на проливной дождь, смывающий хлеб, который растет на земле, и уничтожает все растущее; таким образом он не оставляет пищи. Поэтому владыки не должны поручать ответственные посты людям бедным, находящимся в долгах и живущим взаймы, как и тем, кто своим главным делом считает собственное обогащение.

Стих 4. Отметьте:

(1) Тот, кто хвалит нечестивых, тем самым демонстрирует, что отступил от закона, что поступает вопреки закону, ибо закон осуждает и проклинает нечестивых. Нечестивцы хорошо отзываются друг о друге и таким образом укрепляют руки друг друга на своих нечестивых путях. Тем самым они надеются заглушить протесты совести и послужить интересам царства дьявола, что можно совершить с особой эффективностью, прославляя порок.

(2) Тот, кто сознательно исполняет закон Божий, на своем месте будет решительно противостоять греху, выступать против него и делать все возможное, чтобы предать позору и подавить его. Таковые будут порицать дела тьмы и заставлять молчать аргументы, оправдывающие эти дела, будут делать все возможное для наказания вопиющих злоумышленников, чтобы другие могли услышать и бояться.

Стих 5. Заметьте:

(I) Как преобладание похотей в человеке приписывается его невежеству, так и невежество очень часто становится результатом преобладающего влияния похотей на человека: люди не разумеют справедливости, не отличают истину от лжи, правильные поступки от ошибок. Они не понимают закона Божьего и не воспринимают его как правило для исполнения своего долга или свою участь.

1. Из этого следует, что они злые люди; их порочность является результатом их невежества и ошибок (Еф 4:18).

2. Они не разумеют справедливости, так как являются злыми людьми; порочность ослепила их и привила им предвзятое мнение; они ненавидят свет, так как делают зло. Бог поступит справедливо, если пошлет им действие заблуждения.

II. Если человек ищет Господа, то это является знаком того, что он многое понимает; это хорошее средство, чтобы знать еще больше — чтобы знать все, что необходимо им. Кто ставит перед собой Божью славу, как свою цель, Его благосклонность — как свое блаженство, Его слово — как свое правило, и в каждой ситуации обращается к Нему с молитвой, тот ищет Господа, и Он даст им дух мудрости. Кто творит волю Его, тот узнает о сем учении (Ин 7:17). Кто исполняет заповеди Его, тот имеет премудрость и будет иметь ее больше (Пс 110:10; 1Кор 2:12,15).

Стих 6. Здесь (1) высказывается предположение, что человек может ходить в своей непорочности и в то же время оставаться бедным в этом мире, что искушает к бесчестным поступкам; в то же время он может противостоять искушению и ходить в своей непорочности. Человек также может извратить пути свои, оскорблять Бога и человека и в то же время быть богатым и процветать в этом мире какое-то время. Он может быть богатым и таким образом иметь великие обязанности, как и большие возможности делать добро; но он извращает пути свои и приносит много вреда.

(2) Содержится парадокс, который ослепляет этот мир и утверждает, что честный, благочестивый и бедный человек лучше нечестивого, неверующего богатого человека, что он имеет лучший характер, находится в лучшем положении, имеет в себе больше утешения, является большим благословением для мира и достоин больших почестей и уважения. Несомненно, что не только после смерти, но и в этой жизни его участь лучше. Когда богач укорял Аристида за бедность, тот ответил: «Твое богатство причиняет тебе больше вреда, чем мне моя бедность».

Стих 7. Отметьте:

(1) Религия — это истинная мудрость, и она делает человека мудрым в любой ситуации. Кто сознательно хранит закон — тот мудр; он будет разумным сыном, поступающим благоразумно по отношению к своим родителям, ибо так его учит закон Божий.

(2) Плохое сообщество является великим препятствием для религии, и знающийся с расточителями, который среди таковых выбирает себе друзей и наслаждается общением с ними, несомненно не будет хранить закон Божий и впоследствии нарушит его (Пс 118:115).

(3) За нечестивость порицают не только самого грешника, но и таких, как он. Кто сообщается с распутной компанией, кто проводит в ней свое время и растрачивает деньги, не только огорчает своих родителей, но и позорит их. Его плохое поведение обернется для них дурной славой, словно они не исполнили по отношению к нему свой долг. Им будет стыдно, что их ребенок позорит их и оскорбляет их соседей.

Стих 8. Отметьте:

(1) Хотя то, что нечестно приобретено, и может значительно умножаться, но оно не будет долговечным. Человек может заработать большое богатство за короткое время с помощью ростовщичества, вымогательства, мошенничества и угнетения бедных, но оно не будет существовать долго. Он собирает его для себя, но впоследствии окажется, что собрал его для кого-то другого, который не был добр к нему. Его богатство придет в упадок, и на его руинах поднимется другой человек.

(2) Иногда Бог так располагает Свое провидение, что несправедливо добытое богатство используется для благотворительности. Непонятным образом оно попадает в руки того, кто благотворит бедным и использует его для добрых дел; тем самым он искореняет проклятие, которое навлек на него тот, кто добыл его с помощью обмана и насилия. Так то же провидение, которое наказывает жестоких и лишает их возможности делать зло, награждает милостивых и дает им возможность творить еще больше добра. Имеющему десять мин дайте еще одну, которую нечестивый слуга хранил, завернув в платок, ибо тому, кто имеет и использует ее, еще будет дано (Лк 19:24). Так бедному возместится, благотворитель получит ободрение и Бог прославится.

Стих 9. Отметьте:

(1) Наше общение с Богом поддерживается с помощью слова и молитвы. Бог обращается к нам через Свой закон и ожидает, что мы услышим Его и будем внимательны к Нему. Мы же обращаемся к Богу с помощью молитвы и надеемся получить на нее благоприятный ответ. Как же мы должны благоговеть и быть серьезными всякий раз, когда слушаем и обращаемся к Господу славы!

(2) Если мы не будем внимательны к слову Божьему, то Бог не только не примет наши молитвы, но они станут для Него мерзостью: не только наши жертвы, которые были церемониальным предписанием, но даже наши молитвы — нравственные обязанности, которые, если они возносятся праведниками, доставляют Ему много радости (см. Ис 1:11,15). Бог гневается, слыша молитвы грешника, который добровольно и упрямо отказывается повиноваться Божьим заповедям, который отказывается даже послушать их и отклоняет ухо свое от слушания закона даже в том случае, когда Бог призывает; и Он справедливо откажется от него, когда тот будет взывать к нему (см. Притч 1:24,28).

Стих 10. Здесь представлена (1) участь совратителей, которые пытаются совратить благочестивых людей или называющих себя таковыми ко греху и злу, которые гордятся тем, что им удается совратить праведного на путь зла, вовлекая его в сеть, чтобы затем поразить. Таковые не достигнут своей цели, так как невозможно обмануть избранных. Они сами упадут в свою яму; и, являясь не только грешниками, но и искусителями, не только неправедными, но и врагами праведных, они примут большее осуждение (Мф 23:14−15).

(2) Блаженство непорочных. Они не только будут сохранены от злых путей, на которые нечестивцы хотят заманить их, но будут наследовать добро, наилучшие блага, они получат благодать и утешение Святого Духа, кроме того, что им принадлежит по праву.

Стих 11. Заметьте:

(1) Богатый человек склонен считать себя мудрым; как бы он ни был невежествен в других областях, но знает, как заработать и сэкономить. Кто гордится своим кошельком, тот ожидает, что все его слова будут восприняты, как пророчество и закон, что никто не осмелится противоречить ему и что каждый сноп поклонится его снопу. Его дух питают льстецы, которые (подобно пророкам Иезавели) воспевают его мудрость, так как питаются от его стола.

(2) Бедные часто оказываются мудрее богатых: бедняк, прилагающий усилия для обретения мудрости, у которого нет другого способа (как у богача), чтобы иметь хорошую репутацию, исследует его (англ. пер.) и узнает, что тот не является таким знатоком и политиком, каким себя представляет. Посмотрите, как разнообразно Бог распределяет Свои дары: одним Он дает богатство, другим — мудрость, и трудно сказать, какой из даров лучше, какого мы должны жаждать особенно ревностно.

Стих 12. Отметьте:

(1) Благополучие народа Божьего — это слава нации, где он живет. Великая слава пребывает на земле, когда торжествуют праведники, когда они имеют свободу, возможность исповедовать свою религию, когда их не преследуют, а правительство благоволит к ним и говорит благосклонно, когда они процветают и становятся богатыми, более того, когда их предпочитают и первых нанимают и они держат власть в своих руках.

(2) Продвижение нечестивых приводит к деградации нации: когда возвышаются нечестивые и начинают главенствовать, они восстают против всего святого, и тогда люди укрываются. Тогда праведники пребывают в безвестности, так как вынуждены скрываться ради собственной безопасности, а порочным людям оказывается такое предпочтение, какое было во времена Илии, когда казалось, что все хорошие люди бежали, а нечестивые ходили повсюду.

Стих 13. Здесь говорится о том, (1) как глупо потакать греху, приуменьшать и оправдывать его, отрицать или смягчать его, маскировать его или перекладывать вину на других: скрывающий свои преступления подобным образом не будет процветать (англ. пер.). Пусть даже не надеется. Ему не удастся скрыть свой грех, ибо рано или поздно он откроется. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы. Птица небесная может перенести слово твое. Убийство раскроется, как и другие грехи. Он не будет иметь успеха (рус. пер.), то есть не получит прощение грехов и не будет иметь истинный мир в совести. Давид признает, что пребывал в постоянной тревоге, пока скрывал свое беззаконие (Пс 31:3−4). Пока пациент скрывает свое недомогание, он не должен надеяться получить исцеление.

(2) Как выгодно расстаться с грехом с помощью раскаянного исповедания и глобальной реформации: кто сознается и исповедает свою вину перед Богом, кто старается вновь не вернуться ко греху, тот будет помилован Богом и в душе будет иметь от этого утешение. Он облегчит свою совесть и предотвратит собственную гибель (см. 1Ин 1:9; Иер 3:12−13). Когда мы располагаем грех перед своим лицом (как Давид, сказавший: «…грех мой всегда предо мною»), то Бог забрасывает его за спину.

Стих 14. Отметьте:

(1) Какую пользу приносит святая осторожность. Эти слова звучат странно, но содержат истину: блажен человек, который всегда пребывает в благоговении. Многие считают счастливыми тех, кто никогда не боится, но есть страх, который не содержит в себе мучение, а несет величайшую удовлетворенность. Блажен человек, который постоянно испытывает святое благоговение и почтение к Богу, к Его славе, милости, к Его правлению, который постоянно боится обидеть Бога и вызвать Его недовольство, кто поддерживает совесть всегда чувствительной и опасается любого проявления зла, кто постоянно ревностен к себе, не полагается на собственную достаточность и живет в ожидании бед и перемен; и поэтому он не изумляется, когда они приходят. Кто поддерживает в себе такой страх, тот будет жить верой и бдительностью, поэтому он блажен, благословен и свят.

(2) Опасность греховной самоуверенности: кто ожесточает сердце свое, кто смеется над страхом и бросает вызов Богу и Его судам, на кого Его слово и жезл не оказывают влияния, тот попадет в беду. Его самоуверенность станет его же гибелью, и какой бы грех (который является наибольшим злом) он ни совершил, виной тому его ожесточенное сердце.

Стих 15. Хотя написано: «начальствующего в народе твоем не злословь», но если он нечестив, угнетает народ, особенно бедных людей, лишает их того малого, что они имеют, и делает их добычей, то как бы мы ни называли его, но это место Писания называет его рыкающим львом и голодным медведем.

1. Что касается его характера. Он жесток, груб и кровожаден; его лучше ставить в один ряд с хищниками, самыми дикими и беспощадными, чем считать благородной личностью, чья слава — благоразумие и человечность.

2. Что касается зла, которое он причиняет своим подданным. Он страшен, как рыкающий лев, который заставляет лес трепетать; он пожирает, как голодный медведь; и чем большую нужду он испытывает, тем больше зла творит и больше жаждет добычи.

Стих 16. Этот стих подразумевает, что существует две причины плохого администрирования со стороны правителей:

(1) Любовь к деньгам, которая является корнем всякого зла, ибо здесь ненависть к корысти противопоставлена угнетениям. Моисей дал такое определение характеру хорошего правителя: это люди, боящиеся Бога и ненавидящие корысть (Исх 18:21); они не только должны быть бескорыстными, но должны ненавидеть корысть и отряхивать руки от взятки. Корыстолюбивый властелин никогда не поступит справедливо и не будет любить милость, а люди во время его правления будут покупаться и продаваться.

(2) Недостаточное размышление: ненавидящий корысть продолжит свое правление и мир, будет счастлив, имея любовь своего народа и благословения своего Бога. Это не только выгодно, но и является долгом владык — царствовать праведно. Поэтому угнетатели и тираны являются самыми большими глупцами в мире; они неразумны; их поступки не содействуют возвышению их чести, спокойствия, безопасности, а приносят все в жертву своим амбициям и желанию обладать абсолютной и деспотической властью. Они были бы намного счастливее, живя в сердцах своих подданных, чем на их шее, за счет их состояния.

Стих 17. Этот стих согласуется с древним законом, гласящим: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется» (Быт 9:6) и возвещает (1) об участи человека, пролившего кровь. Тот, кто совершил убийство, даже спасая свою жизнь, будет постоянно преследуем ужасами, будет сам бегать до могилы, выдавая и мучая себя, как Каин, который после убийства своего брата стал постоянно трепещущим беглецом и скитальцем.

(2) О долге отомстить за кровь, то ли это будет представитель власти или ближайший родственник или кто-то другой, обязанный принести возмездие за кровь. Они должны быть точными и энергичными при осуществлении приговора, чтобы преступник не откупился. Кто оправдывает убийство и пытается помочь убийце, тот разделяет вину за кровопролитие. Земля может быть очищена от крови только кровью пролившего ее (Чис 35:33).

Стих 18. Отметьте:

(1) Кто честен, тот всегда находится в безопасности. Кто поступает искренно и говорит, что думает, чья цель — воздать славу Богу и сделать добро своим братьям, кто ни за какие блага не совершит несправедливый поступок, если знает это, кто в жизни своей ходит непорочно, тот позднее будет невредим. Мы находим славное сообщество тех, в чьих устах нет лукавства (Откр 14:5). Они будут невредимы и сейчас. Честность и непорочность будут охранять людей и обеспечивать их святой безопасностью в наихудшие времена, ибо это сохранит их утешение, репутацию и все их интересы. Возможно, их будут обижать, но не смогут причинить вреда.

(2) Кто лжив и бесчестен, тот никогда не будет в безопасности: а ходящий кривыми путями, который думает защитить себя обманными методами с помощью лицемерия, предательства и нечестно добытого богатства, тот упадет, более того, он упадет внезапно (англ. пер.), а не постепенно, после данного предупреждения, упадет внезапно, без предшествующего замечания, ибо он менее всего защищен, когда считает, что находится в полной безопасности. Он упадет внезапно и поэтому не будет иметь времени, чтобы обеспечить себе защиту от гибели, а так как гибель обрушится внезапно, то его ужас будет еще больше.

Стих 19. Отметьте:

(1) Кто усерден в своей работе, тот будет жить в благополучии: кто возделывает землю свою и обслуживает свой магазин, кто размышляет о своем деле, каким бы оно ни было, тот будет насыщаться хлебом; он будет иметь его достаточно для себя и своей семьи, а также, чтобы благотворить бедным; он будет есть от трудов рук своих.

(2) Кто ведет праздный образ жизни, беспечен и любит бывать в компаниях, тот становится на путь, ведущий к нищете, хотя, как ему кажется, живет в удовольствиях и беспечности. Кто имеет землю и соответственно ей оценивает себя, но не возделывает ее, а подражает праздным — выпивает с ними, присоединяется к их шалостям и пустому веселью, кто вместе с ними растрачивает свое время — тот насытится или наполнится нищетою (дословно). Он становится на пути, которые прямо ведут к ней, и поэтому кажется, что он оказывает ей почтение и в конце насытится ею.

Стих 20. Этот стих (1) направляет нас на истинный путь, ведущий к блаженству: мы должны быть святы и честны. Господь благословит того, кто верен Богу и человеку, и он будет богат благословениями от верхних и нижних источников. Люди прославят его и будут молиться о нем, будут готовы оказать ему любую милость. Он будет богат добрыми делами, и сам будет благословением для того места, где живет. Полезность будет наградой за верность, и это хорошая награда.

(2) Этот стих предупреждает нас, чтобы мы не становились на ложный и обманчивый путь к счастью: не старались любыми путями разбогатеть внезапно. Не говорите: «Вот путь быть богатым благословениями», ибо кто спешит разбогатеть и чрезмерно торопится, тот не останется невинным (англ. пер.); а если он будет виновен, то Бог не благословит его, а скорее проклянет то, что он имеет. Если он будет виновен, то не сможет быть доволен собою; его соседи будут считать его виновным, будут недоброжелательны и злословить в его адрес. Он не сможет сказать, что невиновен, и вряд ли сможет доказать свою невиновность. Кто своими ногами торопится согрешить, тот споткнется и упадет. Sed quae reverentia legum, quis metus, aut pudor, est unquam properantis avari? Какой страх перед законом, какой позор испытывал алчный человек, спешащий разбогатеть?

Стих 21. Отметьте:

(1) Правосудие совершает фундаментальную ошибку, которая ведет к возрастанию преступности и к мнению, что субъекты дела более важны, чем факты, когда судья оказывает предпочтение на том основании, что человек образован, хорошо воспитан, является соотечественником, старым знакомым, ранее оказывал ему услуги, принадлежит к какой-то партии и разделяет определенные убеждения, и с другой стороны, когда он плохо относится к человеку, потому что он чужеземец, бедный, оказал ему плохую услугу, был или является его соперником, не разделяет его мнение или голосовал против него. Правосудие извращается, если какая-либо из подобных мыслей положена на весы и присутствует что-либо, кроме чистой правды.

(2) Лицеприятные люди окажутся презренными. Если человек однажды нарушил законы справедливости (хотя в первый раз, возможно, это была большая взятка или дорогой подарок, чтобы склонить его на свою сторону), то после совращения своей совести он становится таким корыстным, что за кусок хлеба будет судить против своей совести и скорее согласится участвовать в небольшой игре, чем сидеть без дела.

Стих 22. Здесь вновь Соломон показывает грех и безрассудство тех, кто хочет стать богатым; они решили стать такими per fas, par nefas — любыми путями. Они хотят стать богатыми побыстрее и торопятся обзавестись имуществом.

1. От этого они не получают радости, так как завистливы, то есть постоянно огорчаются, видя, что другие имеют больше, чем они сами, и жалеют денег для необходимых расходов, так как первое не позволяет им выглядеть богатыми, а второе не позволяет им быть таковыми; и это две причины их постоянного беспокойства.

2. Они не имеют уверенности в том, что так будет долго продолжаться, и в то же время даже не думают о том, чтобы оградить себя от потерь: нищета постигнет их, и богатство, которому они приделывают крылья, чтобы оно прилетело к ним, сделает себе крылья, чтобы улететь от них. Но эти люди непредусмотрительны, чувствуя себя в безопасности, и не думают о том, что, пока они спешат к богатству, на самом деле торопятся к нищете, в противном случае они не уповали бы на богатство неверное.

Стих 23. Отметьте:

(1) Льстецы могут вначале нравиться тем, кто впоследствии будет испытывать к ним отвращение и презрение. Если позднее эти люди убедятся в том, что стояли на злых и греховных путях, на которые стали из-за лести, если устыдятся гордости и суетности, которыми питались и которым потакали эти льстецы, то они возненавидят прислуживающих льстецов как тех, кто замышлял зло в их адрес, кто оказал на них дурное влияние и стал им отвратителен.

(2) Вначале обличители могут не понравиться тем, кто впоследствии, когда страсти улягутся и горькое лекарство начнет исцелять, будет любить и уважать их. Тот, кто с другом поступает честно, рассказывая о его ошибках, в первое время может испытать на себе его ярость, и, возможно, вместо благодарности за свои усилия услышать жестокие слова, но впоследствии он не только будет иметь утешение в собственной душе от исполненного долга, но и обличенный признает, что ему была оказана милость; он будет иметь хорошее мнение о его мудрости и верности и смотреть на него, как на человека, годного быть другом. Кто кричит и ругает хирурга за то, что он делает ему больно, исследуя рану, тот отплатит впоследствии ему добром и поблагодарит за исцеление.

Стих 24. Христос показывает, как глупо и нечестиво поступают те дети, которые в некоторых случаях не считают своим долгом содержать собственных родителей (Мф 15:5). А здесь Соломон показывает, как глупо и нечестиво поступают те, кто не считает грехом грабить своих родителей с помощью силы или тайно, лестью или угрозами, растрачивая то, что они имеют, или (что не лучше грабежа), влезая в долги и вынуждая родителей расплачиваться за них.

1. Чаще всего к этому несерьезно относятся неудачные дети; они говорят: «Это не грех, так как вскоре их состояние и так будет нашим; наши родители вполне могут обойтись без него; у нас есть причина воспользоваться им; мы не можем существовать как джентльмены на то содержание, которое родители выделили для нас; оно слишком мало». Подобными оправданиями они стараются избавиться от обличений.

2. Но как бы легкомысленно ни относилась к этому вопросу неуправляемая молодежь, на самом деле это страшный грех. Поступающий так — сообщник грабителям; он ничем не лучше разбойника с большой дороги. Какое зло поколеблется совершить тот, кто грабит собственных родителей?

Стих 25. Отметьте:

(1) Кто высокомерен и разжигает ссоры, тот сделает себя бедным и постоянно беспокойным человеком, так как его характер противоположен характеру тех, кто будет благоденствовать. Кто имеет надменное сердце (англ. пер.), то есть кто высокого о себе мнения и с презрением смотрит на других, тот не может выносить, когда ему противоречат или с ним соперничают. Он разжигает ссоры, причиняет зло, создает беспокойство себе и окружающим.

(2) А надеющийся на Господа, который, вместо того чтобы бороться за себя, вверяет свое дело Богу, тот будет благоденствовать, пребывать в покое, постоянно уповая на Господа и Его благодать. Он сохранит деньги, которые другие тратят на раздоры и для удовлетворения гордости; он сам радуется и имеет обильное удовлетворение в Боге; и таким образом его душа пребывает в покое, и он скорее всего в изобилии получит внешние блага. Никто не живет так легко и приятно, как тот, кто живет верой.

Стих 26. Здесь описан (1) характер глупца: он надеется на себя, доверяет собственному сердцу (англ. пер.), своей мудрости и намерениям, своей силе и достаточности, своим заслугам и праведности и собственному хорошему мнению о себе самом. Поступающий так глуп, ибо доверяет тому, что не только лукаво более всего (Иер 17:9), но и часто обманывало его. Здесь подразумевается, что мудрый человек (как и ранее, в ст. 25) надеется на Господа, на Его силу и обетование и будет следовать Его водительству (Притч 3:5−6).

(2) Утешение мудрого человека: кто ходит в мудрости и не надеется на себя, кто смирен, не уверен в себе и совершает все в силе Господа Бога, тот будет цел, в то время как глупец, надеющийся на себя, погибнет.

Стих 27. Здесь звучит (1) обетование для благотворителей: дающий нищему от этого никогда не станет беднее; он не обеднеет. Если он будет иметь немного и окажется в опасности стать нуждающимся, то пусть даст то немногое и тем самым не позволит ему превратиться в ничто. Так щедрость вдовы из Сарепты к Илии (для которого она сделал первую лепешку) спасло то немногое, что она имела, когда осталась лишь горсть муки. Если он имеет много, то пусть и дает много, так как у него не уменьшится; он и его семья не будут нуждаться из-за его благочестивой благотворительности. Мы даем то, что имеем.

(2) Угроза для жадных людей: кто закрывает глаза свои, чтобы не видеть бедственного положения нищих и не читать их просьб, чтобы глаза не повлияли на сердце и не потребовали у него помочь им, на том много проклятий от Бога и человека; а так как они не являются беспочвенными, то обязательно сбудутся. Горе человеку, против которого направлено слово Божье и молитвы нищих.

Стих 28. Этот стих имеет ту же суть, что и ст. 12.

1. Когда предпочтение оказывается нечестивым людям, то все хорошее меркнет и приходит в упадок. Когда власть оказывается в руках нечестивых, люди укрываются. Мудрые люди удаляются в частные владения и оставляют государственную службу, не желая трудиться для таких людей; богатые люди уходят с пути, опасаясь вымогательства; и что самое плохое — хорошие люди укрываются, отчаявшись совершить добро и опасаясь преследований и плохого обращения.

2. Когда же нечестивцы в бесчестье и унижении, когда у них отбирается власть, тогда все хорошее вновь оживает и праведники умножаются, ибо когда плохие люди упадают, праведники становятся на их место, и они своим примером и стремлениями будут покровительствовать религии и праведности. Для страны хорошо, когда число благочестивых людей умножается; поэтому все правители, государства и городские власти должны их поощрять, а также особо заботиться о хорошем образовании молодежи.

толкование Мэтью Генри на притчи Соломона, 28 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.