Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Притчи | 17 глава

Толкование Мэтью Генри


Стих 1. Этот стих похвально отзывается о любви и мире в семье, так как они способствуют утешениям человеческой жизни.

1. Живущие в единстве и спокойствии не только свободны от ревности и враждебности, но и от непрерывного проявления взаимной нежности и обязанностей друг перед другом. Они живут очень благополучно, хотя незначительны в этом мире, много трудятся, с трудом питаются, и каждый из них имеет лишь кусок сухого хлеба. Мир и спокойствие могут быть в доме, где не едят три раза в день, но где присутствует взаимное удовлетворение Божьим провидением и благоразумием друг друга. Святая любовь может обитать и в убогом доме.

2. Живущие в раздоре, которые постоянно спорят, ссорятся и подозревают друг друга, даже имея множество лакомств и дом, полный заколотого скота, несчастливы. Они не могут надеяться получить благословение от Бога для себя и того, чем владеют, или истинное удовольствие; еще меньше они могут надеяться обрести мир в своей совести. Любовь усладит кусок сухого хлеба, а соперничество испортит и сделает горьким дом, полный заколотого скота. Незначительная закваска злобности испортит все наслаждения.

Стих 2. Отметьте:

(1) Истинное уважение не определяется высоким положением. Все согласятся, что сын в семье более уважаем, чем слуга (Ин 8:35), но иногда случается, что мудрый слуга становится благословением и честью семьи, когда сын оказывается глупцом, позором и бременем для семьи. Елиезер из Дамаска (хотя Авраам не мог вынести мысли о том, что он станет его наследником) стал опорой семьи, когда приобрел жену для Исаака, в то время как Измаил был ее позором, когда смеялся над Исааком.

(2) Истинное уважение приобретается благодаря заслугам. Если слуга мудр и хорошо справляется с работой, то ему будут больше доверять и он не только будет господствовать с беспутным сыном, но и над беспутным сыном, ибо Бог и природа определили, что глупый будет рабом мудрого сердцем. Более того, благоразумный слуга может быть настолько полезен своему хозяину, что вместе с его детьми получит долю имущества и между братьями разделит наследство.

Стих 3. Отметьте:

(1) Бог не только наблюдает за сердцами сынов человеческих, но и судит их: как плавильня — для серебра, чтобы испытать и улучшить его, так и сердца испытывает Господь. Он исследует, соответствуют ли они стандарту, очищает их и делает лучше (Иер 17:10). Бог испытывает сердца страданием (Пс 65:11−12) и часто улучшает Свой народ в этой печи (Ис 48:10).

(2) Только Бог испытывает сердца. Люди могут испытывать в горниле и плавильне золото и серебро, но у них нет способа испытать сердца друг друга. Только Бог, который исследует и владеет сердцами, совершает это.

Стих 4. Отметьте:

(1) Замышляющий зло поддерживает себя ложью и обманом: злодей внимает с великим удовольствием устам беззаконным, которые оправдают все его плохие дела, тем, которые стремятся посеять государственную тревогу, жадно хватаются за клевету и лживые рассказы, чтобы опорочить правительство и администрацию.

(2) Кто позволяет себе лгать, тот получает удовольствие, слушая свою ложь пересказанной: лжец слушает злобный пагубный язык, чтобы было к чему привить свою ложь, что помогло бы придать ей правдивый вид и таким образом подкрепить ее. Грешники укрепляют руки друг друга и демонстрируют свою порочность, стремясь познакомиться и нуждаясь в таких нечестивых людях.

Стих 5. Здесь обратите внимание:

(1) В каком страшном грехе виновны те, кто топчется по бедным, смеется над нуждами и скудостью их одежды, укоряет их в бедности и использует их слабость, чтобы оскорбить и навредить им. Кто довел бедных до нищеты, кто владеет ими и по своему желанию может довести нас до такого состояния, тот хулит Творца, оказывает Ему презрение и публично оскорбляет Его. Пусть тот, кто подобным образом хулит своего Творца, знает, что будет призван к ответу (Мф 25:40−41; Притч 14:31).

(2) Какой великой опасности оказаться в беде подвергают себя те, кому нравится наблюдать и слышать о бедах других: кто радуется несчастию, надеясь построить свое благополучие на руинах других, и радуется судам Божьим, когда они его не касаются; такой человек пусть знает, что не останется ненаказанным и ему будет преподнесена чаша (Иез 25:6,7).

Стих 6. Так происходит, то есть должно быть, и если они ведут себя достойно, то так и бывает.

1. Слава родителей в старости — иметь детей и сыновей сыновей возмужавшими, которые идут по их стопам благочестия и, скорее всего, сохранят и продвинут репутацию своих семей. Слава человека — прожить столько, чтобы увидеть сыновей сыновей (Пс 127:6; Быт 50:23), увидеть свою семью, утвержденную в них, а их самих — служащими своему поколению соответственно воле Божьей. Это венчает и делает полным их утешение в этом мире.

2. Слава детей — иметь мудрых и благочестивых родителей, которые продолжают жить даже после того, как дети выросли и утвердились в этом мире. Неестественно для детей считать своих престарелых родителей бременем и полагать, что они живут слишком долго; в то же время, если дети мудры и благочестивы, то значительно прославятся, если будут утешением для своих престарелых родителей в трудные дни старости.

Стих 7. Этот стих характеризует два явления как чрезвычайно абсурдные:

(1) Когда люди, не имеющие хорошей репутации, становятся диктаторами. Что больше не приличествует глупцу, который известен своим неблагоразумием и неосмотрительностью, как притворство в том, что выше его возможностей и к чему он никогда не был пригоден? Глупец в притчах Соломона — это нечестивец, которому не приличествует важная речь, так как его образ жизни изобличает лживость его важной речи. Как могут возвестить Божьи уставы те, кто ненавидит наставление? (Пс 49:16). Христос не разрешил нечистым духам говорить, что они знают Его как Сына Божьего (см. Деян 16:17−18).

(2) Когда люди, имеющие хорошую репутацию, становятся обманщиками. Неприлично презренному человеку осмеливаться говорить, как философ или политик, так как никто не обратит на него внимания, имея предубеждение против его характера. Тем более не приличествует правителю, занимающему высокое положение, пользоваться своим преимуществом и оказанным доверием, чтобы лгать, притворяться и бессовестно нарушать свое слово. Ложь не приличествует ни одному человеку, тем более правителю; но современная политика настолько порочна, что позволяет правителям не быть рабами собственных слов, если только это не служит их интересам; и Qui nescit dissimulare nescit regnare — кто не умеет притворяться, не умеет царствовать.

Стих 8. Предназначение этого наблюдения — показать, (1) что имеющий в своей руке деньги думает, что может делать с ними все, что захочет. Богачи оценивают деньги как драгоценный камень и считают, что для них они не только служат украшением, но и придают им силу, а все остальные должны выполнять их распоряжения, даже само правосудие. Они полагают, что куда бы ни повернули, этот сияющий бриллиант должен ослеплять глаза всех окружающих, и те будут делать то, что им велено. Самый объемный мешок выиграет дело. Плати побольше — и ты будешь иметь все, что пожелаешь.

(2) Тот, у кого перед глазами деньги и чье сердце расположено к ним, сделает все возможное для их приобретения: подарок (взятка) — драгоценный камень в глазах владеющего им; он оказывает на него огромное влияние, и человек твердо идет по пути, по которому им направлен, в ту или иную сторону, даже если это вынуждает поступать несправедливо и не согласуется с его совестью.

Стих 9. Отметьте:

(1) Чтобы сохранить мир среди родственников и соседей, необходимо поступать наилучшим образом: не пересказывать другим, что было сказано или сделано против них, если это не требуется для их безопасности, не обращать внимание на недоброжелательные слова или дела, а прощать и истолковывать все наилучшим образом: «Это было сделано по недосмотру, поэтому я не буду обращать на это внимание. Так получилось из-за забывчивости, поэтому забудь об этом. Ведь ничего не случилось, поэтому не нужно реагировать». Копошась в ошибках, мы угашаем любовь, и ничто так не может разделить друзей и посеять между ними раздор, как напоминание о проступке, вызвавшем конфликт, ибо при повторении чаще всего ничего не упускается, а лишь усугубляется противоречие, оживляя и накаляя страсти вокруг них. Наилучший метод установить мир — все простить или забыть.

Стих 10. Заметьте:

(1) Мудрому достаточно слов. Кроткий упрек проникнет не только в голову, но и в сердце мудрого человека и окажет на него сильное влияние, ибо лишь при одном намеке совесть окажет воздействие и сделает выводы.

(2) Глупцу же недостаточно и ударов, чтобы он осознал свои ошибки, покаялся в них и был более осторожен в будущем. Отупевший от пьянства и своевольный человек редко получает пользу от сурового обращения. Давид смягчился от слов «Ты — этот человек», а фараон остался таким же ожесточенным даже после египетских казней.

Стих 11. Этот стих говорит о грехе и наказании нечестивого человека.

1. Его грех. Несомненно, только злой человек постоянно ищет повод, чтобы оказать сопротивление Богу и Его правлению, учрежденному над ним, чтобы противоречить и спорить с окружающими. Quaerit jurdia — он выискивает повод для ссоры (читают некоторые). Есть люди, движимые духом противоречия, которые противоречат, чтобы противоречить, и упорствуют на своих нечестивых путях, несмотря на ограничения и контроль. Возмутитель ищет только зла (написано в рус-.пер.), изыскивая возможность возмутить гражданский мир.

2. Его наказание. Так как его не перевоспитывают мягкие и спокойные методы, жестокий ангел будет послан против него — какая-то ужасная кара или другое наказание как посланник от Бога. Ангелы, как посланники Бога, будут участвовать, как слуги Его правосудия, выступившие против него (Пс 77:49). Сатане, ангелу смерти, и его посланникам будет предоставлена свобода действовать против него. Его правитель пошлет стража арестовать его, а палач истребит. Кто наносит такой удар, что самому больно, видит пред собою меч.

Стих 12. Отметьте:

(1) Вспыльчивый человек жесток. Хотя в какое-то время он может и обладать некой мудростью, но, оказавшись во власти неуправляемых страстей, он — глупец с глупостью своей. Глупцами являются те, в чьей душе гнев обрел покой и в чьем внешнем виде он проявляется. Такой человек отложил образ человеческий и стал подобен разъяренной медведице, лишенной детей. Ему так нравится потакать своим похотям и страстям, как медведице — угождать своим детям (которые хотя и безобразны, но ее собственные); ему так нравится следовать за ними, как ей — производить поиски, когда они потерялись, и он также полон негодования, если ему в этом препятствуют.

(2) Вспыльчивый человек опасен, он ссорится со всяким, кто стоит на его пути, даже с человеком невинным, со своим другом, как медведица, лишенная детей, которая набрасывается на первого встречного, как грабитель. Ira furor brevis est — гнев — это временное помешательство. Человеку легче остановиться, сбежать или защититься от разъяренного медведя, чем от разъяренного злого человека. Поэтому давайте наблюдать за своими страстями (чтобы они не усиливались и не натворили зла) и таким образом принимать во внимание свою честь. Давайте избегать общества вспыльчивых людей и уходить с их дороги, когда они в ярости, таким образом содействуя своей безопасности. Currenti cede furori — дай место гневу.

Стих 13. Этот стих описывает злобного человека, (1) неблагодарного своим друзьям. Он часто остается безразличным к добру, совершаемому для него, поступает нелепо и за добро воздает злом. Давиду приходилось встречаться с людьми, которые за его любовь враждовали с ним (Пс 108:4). Жестоко отвечать злом на зло, но воздавать злом за добро — дьявольская черта характера. Лишь злобный человек, решив не отвечать добром за добро, мстит за него.

(2) Причиняющего вред своей семье, ибо тем самым он навлекает на нее проклятие. Этот грех настолько отвратительный, что наказания заслуживает не только сам человек, но и его потомство, для которого тем самым он сберегает гнев. Меч не отошел от дома Давидова, потому что он отплатил Урии злом за его хорошее служение. Евреи побили Христа за Его добрые дела, поэтому Его Кровь на них и их детях.

Стих 14. Этот стих говорит о том, (1) как опасно начинать ссору. Одно вспыльчивое слово, одно раздражительное порицание, одно разгневанное требование или презрительное противоречие порождает другое, затем третье, и так продолжается, подобно прорыву плотины. Если вода получила небольшой проход, то сама расширяет эту брешь, унося все на своем пути, и тогда ее невозможно ни остановить, ни уменьшить ее силу.

(2) Отсюда вытекает хорошее предостережение: остерегаться первой искры ссоры и гасить ее, как только она появляется. Бойтесь ломать лед, ибо после первой трещины он начнет ломаться дальше. Поэтому оставьте ссору не тогда, когда увидите ее в разгаре, а когда она начинается, ибо потом может быть слишком поздно. Obsta principiis — противостойте ее начальным проявлениям. Оставь ее прежде, нежели разгорелась она; оставь ее, если возможно, прежде, чем она началась.

Стих 15. Этот стих показывает, как оскорбляют Бога (1) те, кто использует вверенную им власть вершить гражданское правосудие — судьи, присяжные, свидетели, обвинители, адвокаты, — для оправдания виновных или осуждения невиновных, кто в какой-то степени участвует в том или ином. Это наносит удар по системе управления, цель которой — защищать добро и наказывать зло (Рим 13:3−4). Богу в равной степени неугоден как обвиняющий праведного, так и оправдывающий нечестивого, хотя его жалко и это in favorem vitae — сохраняет жизнь.

(2) Когда отдельные люди защищают грех и грешников, смягчают и оправдывают нечестивость или же выступают против добродетели и благочестия. Таким образом люди извращают прямые пути Господа и разрушают вечные различия между добром и злом.

Стих 16. Этот стих с изумлением говорит о двух вещах:

(1) О великой милости Бога к глупцам; Он дает им сокровище для приобретения мудрости, для приобретения знания и благодати, которые сделают их приемлемыми для этого и того мира. Мы имеем разумные души, средства благодати, стремления Духа, доступ к Богу с помощью молитвы; имеем время и возможность. Кто имеет хорошее состояние (понимают некоторые), имеет преимущества для приобретения мудрости с помощью наставлений. Хорошие родители, родственники, друзья помогают приобретать мудрость. Это сокровище, следовательно, оно имеет ценность — талант. Это сокровище, находящееся в руках, во владении; весьма близко к тебе слово. За его приобретение нужно платить; оно даст нам преимущества, послужит для приобретения мудрости — именно того, в чем мы, являясь глупцами, больше всего нуждаемся. У нас есть повод изумиться, что Бог предусмотрел эту необходимость и доверил нам такое преимущество, хотя и предвидел, что мы не сумеем правильно им воспользоваться.

(2) О великой порочности человека, о его пренебрежении Божьим благоволением и собственной выгодой, что само по себе абсурдно и странно: у него нет разума (нет сердца, англ. пер.) для приобретения мудрости, как и нет сокровища, с помощью которого ее можно приобрести. У него нет ни сердца, ни умения, ни желания или дерзновения использовать эти преимущества. Он расположил свое сердце к другим вещам, поэтому оно не стремится исполнить свой долг и не беспокоится о своей душе. К чему выбрасывать и терять такое сокровище для того, кто не заслуживает его?

Стих 17. Этот стих говорит о силе тех уз, которыми мы связываемся друг с другом и о которых должны знать.

1. Друзья должны быть постоянными друг ко другу во всякое время. Непостоянную дружбу нельзя назвать настоящей, таковой она станет, если будет искренней и движимой хорошими побуждениями. Капризные и эгоистичные люди будут дружить и любить до тех пор, пока расположены к этому или это выгодно для них, поэтому их привязанность изменяется с дуновением ветра или переменой погоды. Друзья-ласточки прилетают к вам летом, но улетают зимой; о потере таких друзей не стоит грустить. Но если дружба благоразумна, щедра и сердечна, если я люблю друга, потому что он мудр, добродетелен и хорош, то, даже если он станет бедным и лишится расположения, оставаясь прежним, я буду продолжать любить его. Христос — друг, любящий во все времена (Ин 13:1), и мы также должны любить Его (Рим 8:35).

2. Родственники должны особым образом заботиться и быть ласковыми друг ко другу в страдании: брат явится (рожден, англ. пер.), чтобы помочь в несчастье брату или сестре, с которыми крепко соединен природой, чтобы более ощутимо чувствовать их бремена и иметь более сильное желание (как бы под воздействием инстинкта) помочь им. Мы должны часто задумываться о том, для чего рождены не только как люди, а как родственники, живущие в определенное время. Кто знает, не для такого ли времени ты пришел в эту семью? Мы не отвечаем цели своего сотворения, если не исполняем свой долг перед родственниками. Некоторые воспринимают этот стих так: друг, который любит во всякое время, рожден, чтобы стать братом во время несчастия. Именно таков должен быть смысл стиха.

Стих 18. Хотя Соломон одобрил дружбу в несчастье (ст. 17), тем не менее под видом щедрости к друзьям человек не должен быть несправедливым и ущемлять свою семью. Одна часть нашего долга должна согласовываться с другой. Отметьте:

(1) Мудро поступает тот, кто воздерживается от долга, насколько это возможно, особенно опасается поручительства. Человек справедливо может дать слово за друга во время его отсутствия, пока тот не вернется и сам не подтвердит его, но кто сможет без риска стать поручителем в присутствии друга (ручается за ближнего своего, рус. пер.), когда тот на месте и считает, что его собственного слова будет недостаточно из-за его репутации нечестного и наглого человека?

(2) Тот, кому недостает знания, часто попадает в эту сеть в ущерб своей семье; поэтому такой человек не должен сам вести свои дела, а быть под чьим-то руководством.

Стих 19. Заметьте:

(1) Вздорные люди виновны во многих обрушившихся на них бедах: кто любит ссоры, кто в мирском бизнесе любит обращаться к судам, а в религии любит противоречия, кто в обычном разговоре любит перечить и ссориться, кто никогда не бывает спокоен, а возбужден, словно из огня, — такой человек любит грех, ибо этому греху сопутствуют многие другие, и путь его идет вниз. Он притворяется, что отстаивает истину, свою честь и право, но в действительности любит грех, который Бог ненавидит.

(2) Целеустремленные и амбициозные люди подвергают себя значительным бедствиям, которые часто заканчиваются их гибелью: кто высоко поднимает ворота свои, строит величественные дома или красивый фасад, чтобы быть выше и затмить своих соседей, тот ищет падения и прилагает значительные усилия, чтобы погубить себя. Он делает свои ворота такими большими, что его дом и состояние уходят через них.

Стих 20. Заметьте:

(1) Замышляя зло, мы ничего хорошего для себя не добьемся: кто имеет коварное сердце, которое сеет разногласие и полно обид, тот не должен рассчитывать благодаря этому восстановить свою репутацию, потерю спокойствия, как и получить удовлетворение; он не найдет добра.

(2) Болтливый злой язык принесет нам много вреда: кто имеет лукавый язык, который ненавидит и оскорбляет, изрекает непристойные слова или клевещет, тот попадет в ту или иную беду, потеряет друзей, спровоцирует врагов и навлечет горе на собственную голову. Многим пришлось дорого заплатить за необузданный язык.

Стих 21. Этот стих очень патетично говорит о том (многим мудрым и благочестивым людям пришлось прочувствовать это), насколько огорчительно иметь безрассудного и нечестивого ребенка. Посмотрите:

(1) Как зыбки утешения тварей, поэтому мы часто не только разочаровываемся в них, но они оказываются самым суровым испытанием, хотя мы надеялись получить от них больше всего удовлетворения. Вначале бывает радость, потому что родился человек в мир, но если ребенок оказывается порочным, то отец жалеет, что он вообще родился. Имя Авессалом означает «мир отца», но он оказался его самой большой проблемой. Размышления о том, что дети могут принести скорбь, должны умерить желание родителей иметь их и надежду радоваться им. В то же время в подобном случае ропот страдающего отца должна заглушить мысль о том, что если его сын глуп, то он сам родил его и должен достойно нести свой крест, так как Адам родил сына по своему подобию.

(2) Как глупо мы поступаем, страдая от одного бедствия (из-за непокорного ребенка или чего-то другого) и подавляя ощущение тысячи милостей: отец глупого так сильно прикладывает к этому свое сердце, что не порадуется ничему другому. За это он может винить самого себя; существует достаточно поводов радоваться, чтобы сбалансировать даже это горе.

Стих 22. Заметьте:

(1) Веселье способствует здоровью. Господь заботится о теле и обеспечивает не только пищей, но и лекарствами, и поэтому сказал нам о наилучшем из них — это веселое сердце, но не сердце, преданное суете, плоти и чувственному веселью. О таком виде веселья сам Соломон сказал, что это не бальзам, а безумие, это не пища, а отрава. Что пользы в нем? Он имел в виду сердце, которое радуется в Боге и служит Ему с весельем, в результате чего получает утешение от внешних наслаждений, в частности, от приятного общения. Великая милость, что Бог разрешает нам радоваться и дает поводы для радости, особенно, если Своей благодатью Он дает нам радостные сердца. Оно способствует врачевству (читают некоторые), то есть делает лекарство эффективнее. Оно благотворно, как лекарство для тела (можно и так понимать), врачуя его и восстанавливая силы для работы. Но если веселье — это лекарство (имеется в виду приятное времяпрепровождение и отдых), то его нужно употреблять в определенных количествах, только когда подворачивается случай, а не превращать в пищу. Его необходимо использовать как лекарство sub regimine — по предписанному режиму и определенным правилам.

(2) Печали часто способствуют телесные болезни: унылый дух, сокрушенный тяжестью страданий, особенно совесть, пораженная чувством вины и страхом перед гневом, сушит кости, растрачивает основные силы, истощает сердце и делает тело похожим на скелет. Поэтому мы должны быть бдительны и молиться против печального расположения духа, ибо оно введет нас в беду и искушение.

Стих 23. Посмотрите:

(1) Каким злом является взяточничество: тот человек нечестивый, который берет подарок, чтобы лжесвидетельствовать, вынести ложный приговор или суждение. Поступая так, он стыдится, так как берет взятку с максимально вообразимой секретностью — из пазухи, так как знает, что она там хранилась для него. Она тщательно скрывалась, настолько ловко, что, если бы можно было, он спрятал бы ее от собственной совести. Из пазухи вынимают подарок нечестивого человека (читают некоторые), ибо только нехороший человек дает взятки, как и берет их.

(2) Какой силой обладает взятка: она извращает пути правосудия. Тогда путь правосудия не только затруднен, но и превращен в несправедливость, а наибольшее зло совершено под видом блага.

Стих 24. Заметьте:

(1) Разумным человеком считается тот, кто не только имеет мудрость, но у кого она постоянно готова проявить себя. Его мудрость — пред лицем его, как карта или компас, по которому он сверяется; его глаз постоянно смотрит на нее, как человек, переписывающий оригинал, который лежит перед его лицом. Ее не нужно искать, она всегда под рукой.

(2) Легкомысленный человек, блуждающий в беспорядочных фантазиях, никогда не будет годен для серьезного дела. Он — глупец, ни на что не годный; его глаза — на конце земли, то здесь, то там, то везде, но не там, где нужно; он не может сосредоточить мысли на одной теме и твердо стремиться к одной цели. Когда его разум должен быть поглощен учебой и работой, он наполнен тысячами не относящихся к делу и неуместных мыслей.

Стих 25. Отметьте:

(1) Нечестивые дети приносят страдания обоим родителям. Они являются причиной, вызывающей гнев отца (дословный перевод), так как презирают его власть, и причиной досады для матери, так как злоупотребляют ее нежностью. Родители, объединенные страданием, должны утешать друг друга и стараться облегчить его, насколько это в их силах: мать — смягчая гнев отца, а отец — облегчая скорбь матери.

(2) Соломон часто повторяет это замечание, так как, возможно, сам был в такой ситуации, хотя подобное часто случается.

Стих 26. В спорах между властями и подчиненными, которые часто возникают, (1) власти должны следить, чтобы правые никогда не обвинялись, а сами они не были страшны для добрых дел, ибо в таком случае они злоупотребляют властью и не оправдывают возложенного на них доверия. Это не хорошо, то есть плохо, и закончится плохо, какую бы цель при этом они ни преследовали. Когда владыки становятся тиранами и преследователями, их престол расшатывается и в управлении возникают трудности.

(2) Подчиненные должны следить, чтобы не ошибаться в оценке действий властей при исполнении ими долга, ибо нехорошо бить вельмож за правду, покрывать позором их администрацию или другими тайными попытками наносить им удары, как восставшие десять колен покрыли позором Соломона за обложение необходимыми налогами. Некоторые читают этот стих так: «и бить простодушных за правду». Начальствующие должны следить, чтобы от их власти никто не страдал за добрые дела. Так же и родители не должны раздражать своих детей несправедливыми упреками.

Стихи 27−28. Человек может проявить свою мудрость двумя способами:

(1) Хорошим нравом, доброжелательством и уравновешенностью разума: благоразумный хладнокровен (имеет превосходный дух, англ. пер.), имеет драгоценный дух (дословно); он хорошо владеет своим духом и удерживает его в должных рамках, чтобы было легко ему самому и приятно другим. Дух благодати — драгоценный дух, который делает человека дружелюбным и превосходнее ближнего своего. Он хладнокровен (рус. пер.), его не распаляют страсти, он не подвержен сильному душевному волнению или импульсам какой-либо порочной привязанности, а всегда спокоен и уравновешен. Холодная голова и теплое сердце — восхитительное сочетание.

(2) Хорошим управлением своим языком.

[1] Мудрый человек немногословен, так как боится сказать неверно: разумный, который стремится делать добро, внимателен, чтобы его слова были к месту, и говорит немного, чтобы иметь время поразмыслить. Он воздержан в словах своих, так как лучше в них воздержаться, чем неверно использовать.

[2] Это правило чаще всего надежно указывает на мудрость, и поэтому глупец может обрести репутацию мудрого человека, если имеет достаточно ума, чтобы сдерживать свой язык, слушать, смотреть и мало говорить. Если глупец затворяет уста свои (хранит свой мир, англ. пер.), то объективный человек может принять его за мудрого, так как ничто не свидетельствует об обратном и будет воспринято, будто он обдумывает слова других, набирается опыта и размышляет, что бы уместное сказать в данном случае. Посмотрите, как легко завоевать хорошую репутацию у людей и обмануть их. Но когда глупец затворяет уста свои, Бог знает его сердце и глупость, присутствующую в нем. Для Него мысли — это слова, поэтому Его нельзя обмануть, когда Он судит людей.

толкование Мэтью Генри на притчи Соломона, 17 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.