Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Притчи | 28 глава

Толковая Библия Лопухина


1−5. О контрастах праведных и нечестивых (насильников). 6−12. Против угнетения бедных и всякого вообще беззакония. 13−18. Против тайного служения греху насилий власти и кровожадности. 19−28. Против страсти к приобретению, насильничества и проч.

Притч 28:1. Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев.

Притч 28:2. Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна.

Притч 28:3. Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб.

Притч 28:4. Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них.

Притч 28:5. Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют всё.

Во главе изображения нечестивого и праведного ставится противоположное душевное состояние того и другого: совесть нечестивого всегда мучит его, преследует при отсутствии всякой внешней опасности (ст. 1 а, сн. Лев 26:36; Втор 28:25). Ст. 2. высказывает опытно оправданную, напр., в истории Израильского и Иудейского царства, истину, что крепость и благосостояние государства возможны лишь при твердой власти одного законного царя (как было в Иудейском царстве), а не при множестве узурпаторов царской власти (в Израильском царстве). В ст. 3 стремление нового народного начальника быстро обогатиться на счет народа приравнивается к гибельному действию проливного дождя, от которого в тропических странах обычно образуются чрезвычайно стремительные потоки, быстро затем исчезающие и оставляющие за собой гибельную засуху. В ст. 4−5 заключается резкое противоположение нарушителей и хранителей закона (ср. Ис 5:20).

Притч 28:6. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат.

Притч 28:7. Хранящий закон — сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего.

Притч 28:8. Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных.

Притч 28:9. Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость.

Притч 28:10. Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро.

Притч 28:11. Человек богатый — мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его.

Притч 28:12. Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются.

Ст. 6 повторяет мысль Притч 19:1; ст. 7 сн. Притч 23:20:29.3; ст. 8 сн. Притч 13:22; Иов 27:16−17; ст. 9 сн. Притч 15:8; ст. 10 сн. Притч 26:27; ст. 11 сн. Притч 26:16. Мысль ст. 12 о благотворности возвеличения праведников и гибельности возвышения грешников повторяется и ниже Притч 29:2.

Притч 28:13. Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован.

Притч 28:14. Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду.

Притч 28:15. Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом.

Притч 28:16. Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни.

Притч 28:17. Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его.

Притч 28:18. Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.

В ст. 13 высказывается та, общая Ветхому и Новому Завету (Пс 31:5; I Ин 1:9) истина, что свободное чистосердечное исповедание человеком своих грехов приносит ему прощение грехов от Бога, тогда как упорное сокрытие человеком грехов своих или непризнание их такими ведет лишь к осуждению. Ст. 14 высказывает в качестве побуждения к покаянию и исповеданию грехов пред Богом — страх и благоговение пред Богом, боязнь прогневить Его правосудие нарушением Его воли. Ст. 15−16, как и ст. 2−3, говорит об отрицательном и положительном типах носителей власти; очевидно, что здесь уже не идеальная точка зрения на царскую власть, а заимствованная из наблюдений опыта. Ст. 17−18 говорят о нечистой запятнанной и чистой, непорочной совести, и о различных путях и судьбах той и другой.

Притч 28:19. Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою.

Притч 28:20. Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным.

Притч 28:21. Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.

Притч 28:22. Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его.

Притч 28:23. Обличающий человека найдет после бóльшую приязнь, нежели тот, кто льстит языком.

Притч 28:24. Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот — сообщник грабителям.

Притч 28:25. Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать.

Притч 28:26. Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел.

Притч 28:27. Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий.

Притч 28:28. Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники.

Предлагаемые в ст. 19 похвала труду и порицание праздности высказывались уже в Притч 11:11. В ст. 20 восхваляется истинность и справедливость человека и, по контрасту с тем, осуждается излишнее стремление человека к быстрому обогащению, как само по себе, так и потому, что такое стремление обычно соединяется с нравственно не безупречными средствами приобретения (ср. Притч 20:21:21.5). Лицеприятие на суде осуждалось не раз и прежде: Притч 18:5:24.23, осуждается и здесь — ст. 21. Ст. 22 восполняет сказанное в ст. 21, указывая на последствия неумеренной страсти к приобретению. Указываемое в ст. 24 преступление заклеймено, как позорнейшее, еще в Притч 19:26, а особенно в словах Спасителя (Мф 15:5; Мк 7:11). Высокомерие и самонадеянность ст. 25 — осуждались еще в Притч 21:4; сн. Притч 13:10:15.18,24.22. Ст. 26 в противоположность тому указывает мудрость в отсутствие самонадеянности и в надежде на Бога. Ст. 27 осуждает немилосердие к бедным (ср. Втор 15:7; 2Кор 9:9). Ст. 28 повторяет мысль ст. 12.

комментарии Лопухина на притчи Соломона, 28 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.