Этот псалом посвящен той же теме и созвучен той же мелодии, что и предыдущий. Христос представлен Альфой и Омегой в обоих; они оба были написаны и воспевались, чтобы почтить Его. И мы напрасно тратим время, если, воспевая его, не создаем своими сердцами приятную мелодию для Господа Иисуса. Он царствует для радости всего человечества (ст. 1), и Его управление (I) нагоняет ужас на врагов, ибо Он — владыка неизменной справедливости и неодолимой силы (ст. 2−7).
(II) Благодаря Его полновластному владычеству, заботе о Своем народе и обеспечению всем необходимым, Его друзья и царские подданные получают утешение (ст. 8−12). Воспевая этот псалом, мы должны испытывать благоговение перед славой превознесенного Искупителя, опасаться, чтобы нас не постигла участь Его врагов, и считать себя счастливыми, если находимся среди тех, кто чтит Сына.
Стихи 1−7. В стихе 1 повторяются те же слова из предыдущего псалма (ст. 10), которые должны быть сказаны язычникам; и эти же слова являются темой данного псалма и Псалма 98. Господь царствует — так звучит изложенная в нем истина. Господь Иегова царствует; Тот, кто сотворил мир, управляет им; давший жизнь, дает ей движение и силу, дает закон, поручение, успех и управляет событиями. Суждение каждого человека исходит от Господа, оно зависит от Его воли и провидения; и во всех государственных и частных делах Он совершает то, что Сам предназначил. Господь Иисус царствует; царство провидения переплетается с посредничеством и администрацией, и оба эти служения переданы в руки Христа, который на этом основании является главой Церкви и поставлен выше всего. Царство Христа установлено таким образом, что:
I. Оно может быть сущностью радости для всех; все именно так и будет обстоять, если мы не совершим ошибок. Да радуется земля, ибо потому тверда вселенная (Пс 95:10); она обогащена и в почтении, частично спасена от суеты, которой подвержена из-за греха. Пусть не только возрадуется народ Израиля в Нем как в Царе Иудейском, а дочь Сиона — как в своем Царе, а пусть Его превознесению радуется вся земля, так как царства этого мира рано или поздно станут Его царствами. Да веселятся многочисленные острова — веселитесь многие или великие острова. Это можно применить к нашей стране, являющейся большим островом, которому принадлежит много маленьких. По крайней мере, эти слова несут утешение язычникам, чьи страны названы островами народов (Быт 10:5). У Христа имеется достаточно благ, чтобы дать их многочисленным островам для их радости, и хотя в Нем многие возрадовались, свободное место все еще есть. Все имеют повод радоваться царствованию Христа.
1. Его справедливости. Во всех действиях Его правления присутствует неоспоримая законодательная и судебная справедливость. Иногда, безусловно, облако и мрак окрест Его; Его поступки не подлежат отчетности, путь Его в море, и стезя Его в водах великих. Мы не знаем, что Он замышляет и к чему стремится, мы не заслуживаем быть допущенными к тайнам Его правления. В Его помыслах присутствует такая глубина, измерить которую мы не должны стараться. Но тем не менее правда и суд — обитель престола Его (англ. пер. KJV); и золотая нить справедливости проходит через всю паутину Его администрации. Здесь Он проживает, так как это является Его обителью. Здесь Он царствует, ибо здесь находится обитель престола Его. Все заповеди Твои есть и всегда будут праведны. Правда и суд — основание престола Его (рус. пер., и так же толкует это место д-р Хаммонд), и поэтому престол Твой, Боже, вовек; а жезл правоты — жезл царства Твоего (Пс 44:7). Престол Его утвердится правдою. Даже небеса возвещают правду Его (ст. 6); она так же заметна и блистательна, как небеса. О ней возвестят ангелы небесные, которые, как посланники, заняты администрированием Его правления и поэтому больше всех других тварей знают о ней. Его праведность неоспорима, ибо кто может противоречить или подвергать сомнению то, что возвещают небеса (Пс 49:6)?
2. Его протяженности и в вышнем, и в нижнем мире.
(1) Все мужи земли находятся в Его власти: либо они служат Ему, либо Он служит себе через них. Все народы видят славу Его или могут видеть ее. Слава Бога в лице Христа получила возможность воссиять в самых отдаленных странах, ради многих народов, почти для всех. Евангелие было проповедано, чтобы мы узнали его, на всех языках (Деян 2,5,11). Чудеса были совершены для всех народов, и таким образом все народы видят славу Его. Разве они не слышали (Рим 10:18)?
(2) Ему подчиняются все ангелы небесные. Возможно, мы не раскрыли бы истину стиха 7: «Поклонитесь пред Ним, все боги», если бы не были направлены к ней богодухновенным апостолом, который, исходя из толкования этих слов Септуагинтой, представляет Мессию вышнему миру при вознесении следующим призывом: «…да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр 1:6). Это дает нам ключ ко всему псалму и показывает, что он посвящен превознесенному Искупителю, который отправился на небеса и сейчас пребывает одесную Бога. Эти слова подразумевают, что Ему отдана вся сила на небесах и на земле и Ему покорились Ангелы и Власти и Силы (1Пет 2:22). Честь Христа возвеличена, раз Он имеет таких поклонников, как и честь всех христиан, раз они имеют таких собратьев по поклонению.
II. Хотя правление Христа и может быть поводом для радости всех людей, но в то же время оно нагоняет ужас на некоторых, и это является их собственной ошибкой (ст. 3−5,7). Обратите внимание:
1. Когда после вознесения должно было установиться царство Христа, оно столкнулось со многими врагами и оппозицией. Тот, кто царствует для радости всей земли, имеет как подданных, так и врагов (ст. 3), которые не только не хотят, чтобы Он царствовал над ними, но и не желают, чтобы Он вообще царствовал, которые не только сами не войдут в Царство Небесное, но и хотящих войти не допускают (Мф 23:13). Это исполнилось во враждебности неверующих евреев к Евангелию Христа и в жестоком преследовании, которое они возбуждали во всех местах против проповедников и исповедующих его. Эти враги здесь названы горами (ст. 5) за их высоту, силу и непоколебимое упорство. Князь этого мира распял Господа славы (1Кор 2:8; Пс 2:2).
2. Оппозиция евреев утверждению царства Христа обратилось для них погибелью. Их преследование апостолов, запрещение проповедовать язычникам наполнило чашу их греха и приблизило на них гнев до конца (1Фес 2:15−16). Этот гнев здесь сравнивается (1) с огнем пожирающим, который пред Ним идет и вокруг попаляет врагов Его, сделавших себя шелухой и соломой и противопоставивших Ему волчцы и терны (Ис 27:4). Этот огонь божественного гнева не только сожжет мусор на горах, но даже, как воск, растворит сами холмы (ст. 5). Когда Бог явится как огонь пожирающий, то даже скалы растают перед Ним. Самая решительная и дерзкая оппозиция будет разбита присутствием Господа. Одного Его присутствия достаточно, чтобы постыдить и погубить ее, ибо Он Господь всей земли, который управляет всеми сынами человеческими и которому они подотчетны. Люди ненавидят и преследуют народ Божий, так как считают, что Он отсутствует и оставил землю. Но когда Он явит Свое присутствие, то они растают.
(2) С поразительными молниями (ст. 4), которые на многих нагоняют ужас. Суды Божьи, обрушившиеся на врагов царства Христа, были такими, что весь мир с ужасом обратил на них внимание: «…земля видит и трепещет», а уши всех услышавших испытали боль. Это исполнилось в разрушении Иерусалима и гибели еврейского народа от рук римлян сорок лет спустя после воскресения Христа, которые, подобно огню, полностью истребили этот народ и, подобно молнии, поразили их соседей (Втор 29:24). Но небеса в этом возвещают Божью правду, и все народы до нынешнего дня видят Его славу в вечном монументе Его справедливости — рассеянных по всему миру евреев.
3. Идолопоклонники также будут сокрушены при утверждении царства Христа (ст. 7): «Постыдятся все служащие истуканам — весь языческий мир, который служил богам, которые в существе не боги (Гал 4:8), и хвастался идолами как своими защитниками и покровителями». Если служащие идолам хвалились ими, то неужели служители живого Бога будут сомневаться в Нем и стыдиться Его? Да постыдятся все служащие истуканам.
(1) Это молитва об обращении язычников, о том, чтобы те, которые долго служили немым идолам, убедились в своих заблуждениях, устыдились своего безрассудства и благодаря силе Евангелия Христа пришли служить единственному живому и истинному Богу и в той же степени начали стыдиться своих идолов, как раньше гордились ими (см. Ис 2:20−21).
(2) Это пророчество о гибели тех, кто не изменится и не оставит свое идолопоклонство. Они были сметены полным искоренением язычества в Римской империи в течение 300 лет после Христа. При этом, как считают некоторые, идолопоклонники исполнились такого ужаса, что во время восстания под предводительством Константина даже могучие мужи говорили скалам: «Падите на нас и сокройте нас» (Откр 6:15−16). Эта молитва и пророчество все еще в силе, и они направлены против антихристианских идолопоклонников, которые в этих стихах могут прочитать о своей участи: «Да постыдятся все служащие истуканам» (ст. 7, см. Иер 48:13).
Стихи 8−12. Царство Мессии подобно столпу облачному и огненному, который был обращен темной стороной к египтянам, а яркой — к Израилю Божьему. Оно утверждается, несмотря на оппозицию, и тогда земля видит и трепещет (ст. 4), но Сион увидел и возрадовался, очень обрадовался, услышав об обращении одних и поругании других, то есть о завоевании всех противостоявших Христу. «Ликуй от радости, дочерь Сиона: се Царь твой грядет к тебе» (Зах 9:9). И не только Сион, где был расположен храм, но даже дочери Иудины веселились — то есть простой народ, жители деревень будут радоваться победам Христа. Повеление (ст. 1) звучало так: «…да радуется земля…», но радуются только сыны Сиона и дочери Иудины. Хотя все должны приветствовать царство Мессии, но лишь немногие так поступают. Теперь обратите внимание:
I. Какие основания имеет Сион радоваться правлению Искупителя. Верные слуги Бога могут радоваться и веселиться, (1) так как Бог прославлен, и все то, что содействует Его чести, очень радует Его народ. Они радуются ради судов Твоих, Господи, которые включают в себя суды Его уст и суды Его десницы — слово Евангелия и Его дела, совершенные ради его распространения, чудеса и поразительные провидения. И во всем этом мы должны признать: «Ты, Господи, высок над всею землею (ст. 9), Ты продемонстрировал Свое владычество в царстве природы, Свое господство над всеми его силами, Свое владычество над всеми народами и всеми сердцами. Ты превознесен над всеми богами» — всеми назначенными богами, то есть правителями, всеми ложными богами, то есть идолами. Поэтому превознесение Христа и распространение славы Божьей среди людей являются основанием для радости всех святых.
(2) Так как приняты меры для их безопасности. Тот, кто верен Христу как своему царю, может быть уверен в Его защите. Правители — щиты земли, таким является и Христос для Своих подчиненных. Они могут довериться Ему и радоваться этому, ибо (ст. 10) Он хранит души святых Своих. Он хранит их жизнь до тех пор, пока у Него есть для них здесь работа, и часто чудесным образом из руки нечестивых избавляет, которые жаждут их крови. Дорога в очах Господних смерть святых Его. Но здесь подразумевается нечто большее, чем их жизнь, так как желающие быть Его учениками должны быть готовы положить свою жизнь, а не стремиться сохранить ее. Христос хранит бессмертную душу, внутреннего человека, который может обновляться больше и больше, в то время как внешний наш человек тлеет. Он хранит души святых Своих от греха, от отступничества и отчаяния, когда они подвергаются великим испытаниям. Он из руки нечестивых избавляет их, которые ищут поглотить их, и сохранит для Своего Небесного Царства (2Тим 4:18). Поэтому, находясь в такой безопасности, у них есть основание радоваться.
(3) Так как они обеспечены необходимым для собственного утешения. Для тех, кто радуется во Христе Иисусе и Его превознесении, хранятся источники радости, которые раньше или позже откроются (ст. 11): «Свет сияет на праведника, то есть на правых сердцем — веселие». Подданным царства Христа сказано ожидать скорби в этом мире. Они должны страдать из-за его злобности и не должны разделять его веселье. Но пусть они знают для собственного утешения, что для них сияет свет; он задуман и приготовлен для них. То, что посеяно, в свое время возродится. Хотя во время зимы семена могут долго лежать в земле и казаться умершими и погребенными, в то же время они возвратятся в виде богатого и щедрого урожая. Милость Божья несомненно пошлет нам жатву в назначенные седьмицы. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью (Пс 125:5−6). Возносясь, Христос сказал Своим ученикам: «…печаль ваша в радость будет» (Ин 16:20). Веселье, безусловно, будет лишь у правых сердцем — тех, кто искренен в религии. Радость лицемера мгновенна. Не может быть спокойствия без длительной искренности.
II. Правила, данные для радости Сиона.
1. Пусть это будет чистая и святая радость. «Вы, любящие Господа Иисуса и явление Его царства, любящие Его слово и Его превовознесение, следите, чтобы вы ненавидели зло, зло греха — все, что оскорбляет Его и лишает вас Его благоволения». Отметьте, что истинная любовь к Богу продемонстрирует себя в действенной ненависти ко греху как к тому, что Он ненавидит. Радость святых должна подобным образом подтверждать их неприязнь ко греху, а божественные утешения должны отвратить их уста от пристрастия к чувственным наслаждениям.
2. Пусть радость ограничивается Господом (ст. 12): «Радуйтесь, праведные, о Господе». Пусть все потоки утешений, которые текут к нам через каналы царства Христа, ведут к источнику и обязывают нас радоваться о Господе. Все линии радости должны пересекаться в Нем, как в общем центре (см. Флп 3:3; 4:4).
3. Пусть это выражает себя в хвале и благодарении: «…славьте память святыни Его». То, что является сущностью нашей радости, должно быть сутью нашего благодарения. В особенности это касается святости Бога. Ненавидящие грех радуются, что Бог ненавидит его, надеясь, что на этом основании Он не допустит, чтобы грех владычествовал над ними. Отметьте:
(1) мы должны часто вспоминать о святости Бога, о безграничной чистоте, честности и совершенстве божественной природы. Мы должны помнить о Его святом завете, который Он подтвердил, поклявшись Своей святостью.
(2) Вспоминая Его святость, мы должны благодарить и не только воздавать Ему за нее славу, так как она выражает почтение к Нему, но и благодарить Его за нее, так как это благоволение для нас. И нам оказано неизреченное благоволение, если мы через благодать становимся сопричастниками Его святости. Святость Бога превыше всех Его атрибутов. Ангелы славят Его: «…Свят, Свят, Свят…» (Ис 6:3), грешники трепещут, а святые радуются, славя память святыни Его (Пс 29:5).
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 96