Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Этот благодарственный псалом предназначен для обычного использования, поэтому мы не предполагаем, что он был сочинен по какому-либо определенному поводу. Он призывает всех людей прославить Бога (I) за общие проявления Его владычества и власти над всеми творениями (ст. 1−7).

(II) За особые доказательства Его благоволения к Церкви и Его избранному народу (ст. 8−12). Затем (III) псалмопевец славит Бога за личные ощущения Его благости к нему, проявившейся в ответе на его молитвы (ст. 13−20). Если мы научились благодарить Бога и за прежние, и за настоящие милости, за общие и личные милости, тогда знаем, как воспевать этот псалом — с благодатью и пониманием.

Начальнику хора. Песнь, или псалом.

Стихи 1−7. I. В этих стихах псалмопевец призывает всю землю, всех людей, все живое, что способно воздать хвалу, прославить Бога (ст. 1).

1. Все говорит о славе Бога, о том, что Он достоин принять хвалу от всех, ибо Он благ и каждому народу дает повод для хвалы.

2. Обязанность человека заключается в том, чтобы славить Бога. Это часть закона сотворения, и поэтому требуется от каждого творения.

3. Звучит пророчество об обращении язычников в веру во Христа, о том времени, когда все народы прославят Бога и со всякого места к Нему будет возноситься фимиам хвалы.

4. Псалмопевец говорит о своем добровольном и искреннем желании прославить Бога. Он сам посвятит себя хвале и хочет, чтобы все народы земли, а не только Израильский, платили Ему эту дань. Он призывает все народы (1) воскликнуть Богу. Святая радость — это благоговейное чувство, которое должно оживлять всякую хвалу. И хотя нельзя сказать, что в религии Бог принимает именно шумные восклицания (лицемерам велено, чтобы голос их был услышан на высоте, Ис 58:4), тем не менее, прославляя Бога:

[1] мы должны быть искренними и ревностными, должны совершать свой долг со всей силой и полностью посвящая себя Ему.

[2] Мы должны быть открыты и на виду у людей как слуги, которые не стыдятся своего Господина. Под радостным восклицанием подразумеваются оба эти понятия.

(2) Воспеть с радостью и для назидания других воздать славу имени Его, то есть всему тому, посредством чего Его имя нам известно (ст. 2). То, что прославляет имя Бога, должно быть сутью нашей хвалы.

(3) Воздать славу, хвалу Ему, насколько это в наших силах. Прославляя Бога, мы должны хвалить Его; это должно быть сутью и стремлением всякой хвалы. Считайте своей величайшей славой хвалу Богу (написано в некоторых переводах). Самая величайшая честь, на которую способно творение по отношению к своему Творцу, — воздать славу Его имени.

II. Псалмопевец призывает все народы прославить Бога (ст. 1) и предсказывает (ст. 4), что они это сделают: «Вся земля да поклонится Тебе, люди по всей земле, даже в самых отдаленных районах, ибо вечное Евангелие будет проповедано живущим на земле и всякому племени и колену, и поэтому поклонитесь Сотворившему небо и землю» (Откр 14:6−7). Будучи возвещено, оно не возвратится бесплодным, а заставит всю землю в той или иной степени поклониться Богу и воспеть Ему. Во времена Евангелия Богу будут поклоняться, воспевая псалмы. Люди будут петь Богу, то есть петь имени Его, так как своей хвалой мы можем добавить вклад лишь к Его провозглашенной славе, посредством которой Бог явил себя нам, но ничего не можем прибавить к Ему присущей внутренней славе.

III. Чтобы дать нам тему для хвалы, псалмопевец призывает прийти и посмотреть на дела Бога, так как Его дела славят Его независимо от того, славим ли мы Его. А причина того, почему мы не славим Его больше и лучше, заключается в том, что мы не должным образом и недостаточно внимательно наблюдаем за ними. Поэтому давайте посмотрим на дела Бога и обратим внимание на примеры Его мудрости, силы и верности, проявленные в них (ст. 5). Давайте говорить о них и говорить о них Ему (ст. 3): «Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих!»

1. Дела Бога чудесны и при должном размышлении могут исполнить нас вполне уместным изумлением. Бог страшен (т.е. изумителен) в Своих делах благодаря могуществу Своей силы, которая сияет так ярко и обладает такой мощью, что вполне справедливо можно сказать: «…нет дел, как Твои». Поэтому Писание говорит, что Бог досточтим хвалами (Исх 15:11). Во всех своих поступках относительно сынов человеческих Он страшен, и на Него нужно взирать со святым благоговением. В огромной степени религия заключается в благоговении перед божественным провидением.

2. Дела Божьи вызывают ужас у Его врагов; очень часто они пугали и покоряли их (ст. 3): «По множеству силы Твоей, перед которой никто не сможет устоять, покорятся Тебе враги Твои. Они лягут у Твоих ног (как говорит слово), то есть будут вынуждены вопреки своей воле примириться с Тобой на любых условиях». Подчинение из страха редко бывает искренним, поэтому сила не является правильным средством распространения религии, как и нет повода радоваться подобным новообращенным в Церкви, которые в конце окажутся лжецами (Втор 33:29). Дела Божьи благоприятны и выгодны для Его народа (ст. 6). Когда Израиль вышел из Египта, Он превратил море в сушу перед ними, что ободрило их следовать Божьему водительству, проходя через пустыню. А когда им предстояло войти в Ханаан, для их ободрения Он разделил воды Иордана, и они через реку перешли стопами; и эти стопы, чудесным образом принадлежащие небесам, больше подходили для кавалерии, чем для пехоты в войнах Господа. Поэтому враги трепетали перед ними (Исх 15:14−15; Нав 5:1), в то время как там веселились мы о Нем, доверяя Его силе (так как упование на Господа часто выражается ликованием в Нем) и воспевая Ему хвалу (Пс 105:12). Там веселились мы о Нем, то есть наши предки и мы в их чреслах. Радость наших отцов была нашей радостью, и мы должны смотреть на себя, как на их соучастников в этом. 4. Дела Божьи повелевают всему. Благодаря им Бог поддерживает Свое владычество в этом мире (ст. 7): «Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы».

(1) У Бога повелевающий глаз; с высоты небес Его глаз видит четко и во всей полноте; он повелевает всем обитателям этого мира. Очи Господа, которые объемлют взором всю землю; даже самые удаленные и неприметные народы не могут избежать Его исследования.

(2) У Бога повелевающая рука; Его могущество правит вечно, оно никогда не ослабевает, и ему ничто не может воспрепятствовать. Сильна Его рука и высока Его десница. Из этого автор делает заключение: «…да не возносятся мятежники»; пусть тот, кто имеет непокорное и мятежное сердце, не осмеливается выступить против Бога, как Адония, который, возгордившись, сказал: «…я буду царем». Пусть настроенные против Бога не превозносятся, словно есть вероятность, что они добьются своей цели. Нет, пусть успокоятся, ибо Бог сказал: «Ныне превознесусь», и человек не может возразить этому.

Стихи 8−12. В этих стихах псалмопевец особым образом призывает народ Божий прославить Бога. Пусть все народы сделают это, но израильский народ — особым образом. Благословите нашего Бога, благословите Его как Бога нашего, состоящего с нами в завете, который заботится о нас, как о своей собственности. Провозгласите хвалу Ему (ст. 8)! Но от кого она должна возноситься, как не от Его избранных и возлюбленных детей? У нас есть повод благословлять Бога за:

I. Защиту в общем (ст. 9): «Он сохранил душе нашей жизнь, чтобы она не угасла, ибо, находясь в наших руках, она подвержена опасности проскользнуть сквозь пальцы». Мы должны признать, что наша жизнь и душа соединены лишь благодаря милостивому провидению Божьему и Его посещениям, хранящим наш дух. Он дает жизнь нашей душе (дословный перевод). Тот, кто дал нам жизнь, постоянно поддерживает ее в нас, а Божьи провидения постоянно действуют. Когда мы близки к падению и гибели, Господь восстанавливает нашу душу и как бы дает ей новую жизнь, даруя новые утешения. Non est vivere, sed valere, vita — жизнью называется не существование, а блаженство. Но мы так склонны к ошибкам и падениям, так подвержены многим разрушительным несчастным случаям, гибельным бедствиям и смертельным болезням, что нас должна охранять божественная сила. Он ноге нашей не дал поколебаться, оберегая от невидимого зла, о существовании которого и исходящей от него опасности мы не предполагали. Ему мы обязаны тем, что до нынешнего момента не подверглись вечной гибели. Стопы святых Своих Он блюдет.

II. Особое избавление от великих бедствий. Обратите внимание:

1. Каким отчаянным было бедствие и угрожающей — опасность (ст. 11−12). Здесь не указано, какое бедствие Церкви имеет в виду автор. Возможно, это проблема некоторых отдельных личностей или семейств. Но чем бы это ни было, они были изумлены бедой, как попавшая в сеть птица, охваченная и запутавшаяся в ней, как рыба в сети. Они были придавлены ею, словно чресла их были окованы (ст. 11). Но во всем этом они признавали руку Бога. Мы оказываемся в сети лишь в том случае, когда Бог вводит нас в нее, и оказываемся в страдании лишь тогда, когда Он возлагает его на нас. Есть ли что-либо опаснее воды и огня? Мы вошли в огонь и в воду, то есть прошли через различные страдания; конец одной беды был началом другой; когда мы избавлялись от одной опасности, подвергались другой. Такими могут быть страдания наилучших святых мужей Божьих, но Господь пообещал: «Будешь ли переходить через воды, пойдешь ли через огонь, — Я с тобою» (Ис 43:1). Гордые и жестокие люди могут быть такими же опасными, как огонь и вода, и даже более. Остерегайтесь же людей (Мф 10:17). Когда люди восстали на нас (Пс 113:2−4), то это было водой и огнем; угроза была серьезной, о чем говорится здесь: «Ты посадил человека на главу нашу, чтобы он топтался по нам и оскорблял нас, чтобы он обижал, более того, сделал нас своими рабами, говоря душе нашей: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе»» (Ис 51:23). В той же степени, как добрые правители радуются, если им удается царствовать в сердцах своих подданных, так и тираны гордятся, восседая на их головах. В то же время преследуемая Церковь признает и в этом руку Бога: «Ты повелел им так поносить нас», ибо самый яростный угнетатель имеет лишь ту власть, которая дана ему свыше.

2. Как милостив был план Бога, приведший их к этому бедствию и опасности. Посмотрите, в чем был его смысл (ст. 10): «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас…» Мы сможем извлечь пользу из страданий только в том случае, если подобным образом будем относиться к ним, ибо в их сущности мы можем рассмотреть благодать и любовь Бога, а по окончании их — почести и выгоду для себя. Страдания испытывают нас, как огонь — серебро, (1) чтобы наши благодати, пройдя испытание, стали более очевидными, а мы — проверенными, как серебро, когда на нем установили пробу; и это послужило бы нам (и возможно, всему миру) к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа (1Пет 1:7). Непорочность и постоянство Иова стали очевидными благодаря его страданиям.

(2) Чтобы наши благодати, пройдя испытание, стали более сильными и активными, а мы стали бы лучше, подобно серебру, которое очищается огнем и освобождается от примесей. В результате страдания станут для нас неизреченным преимуществом, так как благодаря им мы становимся сопричастниками Божьей святости (Евр 12:10). Государственные бедствия предназначены для очищения Церкви (Дан 11:35; Откр 2:10; Втор 8:2).

3. Каким прославленным будет исход этих событий. Несомненно, беды Церкви закончатся хорошо, так как (1) их исход благополучен. Народ Божий оказывается в огне и воде, но благополучно проходит через них: «Мы вошли в огонь и в воду, но не погибли в пламени или потопе». Какие бы беды ни обрушивались на святых, благословен Бог, так как всегда есть путь, ведущий через них.

(2) Это становится началом нового, более счастливого состояния: «Ты вывел нас на свободу (на благодатное место, KJV), орошенное водой место (как написано в оригинале), подобное садам Господним и поэтому плодоносное». Бог подвергает Свой народ бедам, чтобы впоследствии их утешения были более приятными, а страдания могли принести добрый плод праведности. Все это может сделать самое скудное место благодатным.

Стихи 13−20. Псалмопевец, вначале призвав все народы, а затем в особенности народ Божий, благословить Господа, в этих стихах призывает себя поучаствовать в этом.

I. В поклонении Своему Богу (ст. 13−15). Других он призывает воспеть хвалу Богу с радостными восклицаниями, но в своем решении идет дальше и говорит, что прославит Бога (1) дорогими жертвами, которые по закону приносились, чтобы почтить Его. Другие люди не имели достаточных средств или им не хватало рвения, чтобы таким образом потратиться, прославляя Бога, но для Давида это не составляло труда, и он желал подобным образом проявить свое уважение к Богу (ст. 13): «Войду в дом Твой со всесо-жжениями». Его жертвы должны были быть публичными и совершаться в том месте, которое избрал Бог: «Я войду в дом Твой с ними». Христос — наш храм, которому мы должны приносить свои духовные дары и которым они освящаются. Они должны быть наилучшего качества — всесожжения, полностью поглощаемые огнем на алтаре. Они воздавали почесть Богу, и в них приносящий жертву не имел части. Для всесожжений приносились откормленные животные, а не хромые или увечные, — такие, какие сам человек хотел бы видеть на своем столе. Бог — наилучшая Личность, и мы должны служить ему наилучшим, что имеем. Трапеза, которую Бог готовит для нас, — это трапеза из тучных яств, из тука костей (Ис 25:6), и такие же жертвы мы должны приносить Ему. Давид обещает принести в жертву волов и козлов — таким щедрым он хочет быть в своей ответной хвале. Он собирается приносить не то, что ему ничего не стоит, а то, что имеет определенную ценность. Это будет сопровождаться воскурением тука овнов, то есть тук овнов также будет сжигаться на алтаре, и его дым будет возноситься подобно фимиаму. Или эти слова можно понять как «овны и фимиам». Фимиам является прообразом ходатайства Христа, без которого самые тучные жертвы не будут приняты.

(2) Сознательным исполнением своих обетов. Мы не можем должным образом прославить Бога за избавление от бедствия, если сознательно не исполняем обеты, принесенные Ему в трудное время. Таково было решение псалмопевца (ст. 13−14): «…воздам Тебе обеты мои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей». Отметьте:

[1] очень часто во время страданий или желая обрести милость, мы даем Богу обеты, то есть торжественно обещаем Господу воздерживаться от греха и более сознательно исполнять свой долг (что заслуживает одобрения). Нельзя сказать, что эти обеты являются ценным размышлением для обретения благоволения Бога, но в то же время они являются ограничивающим условием для получения доказательств Его благоволения.

[2] Мы не должны забывать обеты, данные в скорби, когда беда позади, а беспокоиться о том, чтобы исполнить их, ибо лучше не давать обет, чем дать и не исполнить.

II. В обращении к своим друзьям (ст. 16). Он призывает хороших людей собраться вместе, чтобы послушать его хвалебный рассказ о Божьем благоволении к нему: «Придите, послушайте, все боящиеся Бога, так как (1) вы присоединитесь к моей хвале и поможете мне возблагодарить Его». Мы должны так же стремиться получить помощь боящихся Бога, когда возносим благодарность за обретенные милости, как и их помощь в молитве о наших нуждах.

(2) «Через мои слова вы получите назидание и ободрение. Услышат кроткие и возвеселятся (Пс 33:3). Боящиеся Тебя увидят меня — и возрадуются (Пс 118:74), поэтому я хочу быть среди них, чтобы обратиться к ним, а не к пустым мирским людям, которые будут подшучивать и высмеивать меня (не стоит метать бисер перед свиньями). А тем, которые боятся Бога и правильно используют мои слова, я расскажу, что Бог сделал для моей души». Он будет рассказывать об этом не из гордости и желания обрести показную славу, не для того, чтобы другие о нем думали, как о любимце небес, а чтобы почтить Бога, перед которым в долгу, и для назидания других. Обратите внимание, что дети Божьи должны делиться своим опытом друг с другом. Мы должны использовать любую возможность, чтобы рассказывать друг другу о великих милостях, которые Бог совершил для нас, в особенности о том, что Он сделал для нашей души; о духовных благословениях и благах, которыми Он благословил нас. Это сильнее всего воздействует на нас, и поэтому мы должны стремиться таким же образом воздействовать на других. Что же Бог сделал для его души?

[1] Он выработал в нем любовь к молитве и Своей благодатью расположил его сердце к этому долгу (ст. 17): «Я воззвал к Нему устами моими». Но если бы Бог среди других милостей, содеянных для нашей души, не дал нам Дух усыновления, научающий и побуждающий нас воскликнуть: «Авва, Отче!», мы никогда не обратились бы к Нему. В своей хвале Господу мы должны благодарить Бога за то, что Он разрешил нам молиться, повелел нам молиться, ободрил нас молиться и (чтобы увенчать все) дал сердце, желающее молиться. И чем больше мы взываем к Нему своими устами, то есть если мы смогли верой и надеждой воздать Ему славу, когда еще только искали Его милости и благодати, и поблагодарить за милость, еще не полученную, то тем больше превозносим Его своим языком. Взывая к Нему, мы, безусловно, превозносим Его. Ему нравится видеть Себя почтенным смиренными молитвами чистых сердцем верующих, и это великое благо, которое Он совершил для наших душ. Великое благо, что Ему угодно соединить наши стремления: чтобы в поиске собственного благополучия мы искали Его славы. «На моем языке было Его превознесение» (так можно прочитать это место); то есть «я размышлял, как превознести и возвеличить Его имя». Когда молитва на наших устах, хвала должна быть в сердце.

[2] Господь выработал в нем отвращение ко греху, как к препятствию для молитвы (ст. 18): «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то, я знаю очень хорошо, не услышал бы меня Господь». Некоторые иудейские писатели, в которых была закваска фарисейская, то есть лицемерие, превратно истолковали эти слова: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то есть (говорят они) если бы я позволили себе согрешить в сердце, но беззаконие не проявилось в моих словах и поступках, то не услышал бы меня Господь, то есть Он не обиделся бы на меня, не обратил внимание на мой грех и не призвал бы к ответу», словно для Бога сердечные грехи не являются грехами. Лживость подобных заявлений наш Спаситель продемонстрировал в духовном толковании закона (Мф 5 гл.). В действительности смысл этого отрывка прост: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то есть с удовольствием думал о нем, любил, наслаждался и погряз в нем, если бы я относился к нему как к другу и радовался ему; если бы делал все необходимое для греха и огорчался, расставаясь с ним, если бы я перекатывал его под языком, как конфетку, если бы он жил лишь в сердце, и, таким образом, был одобрен и высоко оценен, если бы мой внутренний человек наслаждался им, то Бог не услышал бы мою молитву, и не принял бы ее; Он был бы недоволен ею и не ответил на нее». Отметьте, что беззаконие в сердце, несомненно, испортит утешение и успешность молитвы, ибо жертва нечестивых — мерзость пред Господом. Тот, кто продолжает любить грех и грешить, не имеет части ни в обетовании, ни в Посреднике и поэтому не должен ожидать услышать ответ на молитву.

[3] Он милостиво пообещал псалмопевцу дать благоприятный ответ на его молитву (ст. 19): «Но Бог услышал. Хотя я нахожу в себе много плохого и начал бояться, что Бог не примет мои молитвы, в то же время, к собственному утешению, я увидел, что Он рад принять их». Все это Бог сделал для него в ответ на молитву. Он предоставил ему доказательства Своего благоволения и доброй работы, совершенной в нем. Поэтому псалмопевец заканчивает песнь словами: «Благословен Бог» (ст. 20). Две предыдущие фразы являются главным и второстепенным утверждением силлогизма: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь». Это утверждение. «Но Бог услышал» — это предположение, согласно которому мы делаем разумный вывод: «Следовательно, в моем сердце нет беззакония». Но вместо того, чтобы утешиться этими словами, псалмопевец воздает хвалу Богу: «Благословен Бог». Какой бы ни была предпосылка, она всегда должна завершиться прославлением Бога. «Бог услышал, и поэтому благословен Бог». Обратите внимание: то, чего мы добились молитвой, должны носить с хвалой. Милости, полученные как ответ на молитву, особым образом обязывают нас быть благодарными. «Он не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей». Чтобы избавление не приписывалось некоторым достоинствам его молитвы, псалмопевец относит его к Божьей милости. Он добавляет эти слова в качестве исправления: «Не моя молитва добилась избавления, а милость послала его». Бог не отвергает наших молитв на том основании, что Он не отвращает Своей милости, ибо она является источником наших надежд и утешений и поэтому должна быть сутью нашей хвалы.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 65

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.