Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Этот псалом, если он и был написан в связи с каким-то определенным событием, скорее всего ссылается на разрушение Иерусалима и храма, на горестное разорение еврейского народа халдеями под предводительством Навуходоносора. Он имеет тот же настрой, что и плач Иеремии; этот плачущий пророк позаимствовал из него два стиха (ст. 6 и 7) и использовал в своей молитве (Иер 10:25). Одни считают, что псалом был написан задолго до описываемого события духом пророчества, приготовившим его для Церкви в облачные и мрачные дни; другие — что он был написан в то время духом молитвы то ли Асафом, то ли другим пророком для сыновей Аса-фа. Но каким бы ни был повод для его написания, здесь нам представлено (I) чрезвычайно прискорбное положение народа Божьего в то время (ст. 1−5).

(II) Просьба к Богу, чтобы Он помог им и облегчил их участь, рассчитался с врагами (ст. 6−7,10,12), простил грехи (ст. 8−9) и освободил их (ст. 11).

(III) Заявление, вытекающее из готовности народа Божьего славить Его (ст. 13). Мы можем воспевать этот псалом во времена, когда Церковь покоится в мире и процветает, так как это дает нам возможность благословить Бога за то, что нас подобным образом не попирают и не оскорбляют. Но он является особо своевременным в день, когда нас попирают, в трудные времена, давая нам возможность вознести свои желания к Богу и ободрить свою веру в Нем, как в Покровителе Церкви.

Псалом Асафа.

Стихи 1−5. В этих стихах нам представлена печальная жалоба, направленная к небесам. Этот мир наполнен жалобами, а следовательно и Церковь, так как она страдает не только с ним, но и от него, как лилия среди терний. Все они обращены к Богу, да и к кому еще могут направляться дети со своими скорбями, как не к своему Отцу, который может и желает помочь? В них звучит жалоба на язычников, которые, будучи отчуждены от благополучия Израиля, стали его заклятыми врагами. Хотя они не знали Бога и не принадлежали Ему, в то же время Бог держал их в узах, и Церковь вполне справедливо обращается к Нему, жалуясь на них, так как Он — Царь народов, который царствует над ними и судит язычников, являясь Царем святых, к которым благоволит и которых защищает.

I. В этих стихах они жалуются на ярость своих врагов, на неистовую ярость притеснителей, которая изливалась:

1. На определенные места (ст. 1). Они творили всякое зло, которое было в их силах, (1) по отношению к святой земле. Они вторглись и захватили ее: «…язычники пришли в наследие Твое, чтобы разорить и опустошить его». Ханаан был дорог для благочестивых израильтян не столько потому, что он принадлежал им, они там родились, выросли и им долго владели их предки, сколько из-за того, что был наследием Бога и землей, где Бога знали и Его имя возвеличивали. Отметьте, что ущерб, нанесенный религии, должен печалить нас больше, чем ущерб, нанесенный государственным правам, более того — нашим личным правам. Мы должны проще относиться к разграблению собственного наследия, чем Божьего наследия. Псалмопевец упоминал в предыдущем псалме о примере великой милости Бога к Израилю, проявившейся в том, что Он прогнал от лица их народы (Пс 77:55). Но обратите внимание, какую перемену произвел грех: теперь язычникам было позволено завоевать их.

(2) По отношению к святому городу: «Они Иерусалим превратили в развалины, в груды мусора, которые возвышаются над могилами (как понимают некоторые)». Жители города были похоронены под развалинами собственных домов, и их жилища стали их гробницами — пристанищем на долгие годы.

(3) По отношению к святому дому. То святилище, которое Бог построил похожим на дворец и который, как считалось, был утвержден, как земля, сейчас сравнялся с землей: «Они осквернили святый храм Твой, войдя и разорив его». Народ Божий осквернил его своими грехами, и поэтому Бог допустил, чтобы враги осквернили его своим презрением.

2. Против людей и представителей народа Божьего; дальше их злобность не могла распространяться.

(1) Они проливали их кровь и убивали без милости; их глаз не щадил и не давал никому пристанища (ст. 3): «Враги пролили кровь их, всякий раз встречаясь с ними, как воду, вокруг Иерусалима, по всем улицам города. Всякого, кто входил и выходил, ожидал меч». Было пролито такое огромное количество человеческой крови, что потоки воды наполнились ею. Они проливали ее, не задумываясь и не сожалея, словно проливали воду, не помышляя, что за каждую ее каплю с них будет взыскано в день, когда Он взыщет за кровь.

(2) Они оскорбительно обращались с их мертвыми телами. Когда убивали израильтян, никому не разрешали хоронить их. Более того, даже похороненные трупы рабов Божьих и тела святых Его, чьи имена и память о которых они особенно ненавидели, враги выкопали и отдали на съедение птицам небесным и зверям земным; или, по крайней мере, оставили убитых лежать незащищенными. Они подвешивали убитых на цепях (наследие язычества), что у евреев вызывало особую скорбь, так как Бог дал им четкий закон не делать этого (Втор 21:23). Подобное бесчеловечное обращение со свидетелями Христовыми предсказано (Откр 11:9), и поэтому даже тела мертвых свидетельствовали против их преследователей. Это упоминается (как говорит Остин, De Civitate Dei, lib.1 cap.12) не как пример бедственного положения преследуемых (ибо тела святых воскреснут во славе, несмотря на то что были пищей для птиц и зверей), а как пример злобности преследователей.

3. Против их имен (ст. 4): «Выжившие, мы сделались посмешищем у соседей наших, все они научились оскорблять нас и выражать свое презрение, представлять нас смешными, отвратительными, браня нас за наши грехи и страдания, представляя в ложном свете наши отношения с Богом и наши надежды на Него. Поэтому мы стали поруганием и посрамлением у окружающих нас». Если исповедующий народ Божий деградирует и становится хуже своих отцов, то они должны ожидать, что им скажут об этом, и хорошо, если справедливое порицание приведет к истинному покаянию. Но участь евангельского Израиля заключалась в том, что он подвергся несправедливому порицанию и осмеянию. Самих апостолов почитали, как прах, всеми попираемый.

II. Они удивляются гневу Божьему (ст. 5). В гневе своих соседей они видят гнев Божий и на него больше всего жалуются: «Доколе, Господи, будешь гневаться? Неужели он навсегда?» Эти слова означают, что больше всего они хотели, чтобы Бог примирился с ними и Его гнев отвратился от них, и тогда остатки человеческого гнева будут ограничены. Отметьте, что тот, кто желает Божьего благоволения больше, чем жизни, должен больше смерти бояться и избегать Его гнева.

Стихи 6−13. Просьбы, обращенные к Богу в этих стихах, очень подходят для нынешних стесненных обстоятельств Церкви и содержат в себе призывы, усиливающие их, переплетающиеся с ними и со ссылками на честь Бога.

I. Они молятся, чтобы Бог отвратил Свой гнев от них и обратил его на тех, кто преследовал и оскорблял их (ст. 6): «Пролей гнев Твой, полные чаши его, на народы языческие. Пусть они выпьют ее до конца». Безусловно, эта молитва является пророчеством, в котором открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков. Здесь обратите внимание (1) на характер тех, против кого он молится. Это те, которые не знают Бога и не призывают Его имя. Люди не призывают Бога, так как не знают Его и того, что Он может и хочет помочь им. Те, которые упорствуют в неведении и незнании Бога и пренебрегают молитвой, являются нечестивцами, которые живут без Бога в мире. Есть царства, не знающие Бога и не повинующиеся Его Евангелию, но ни их множество, ни их объединенные силы не спасут их от справедливых судов.

(2) На их вину: они пожрали Иакова (ст. 7). Их вина была достаточной, если задуматься о Том, кто рассматривает прикосновение к Своему народу как прикосновение к зенице Своего глаза. Они не только беспокоили, но и пожрали Иакова, не только вторглись в их жилища и землю Ханаан, но разорили, разграбив и истребив ее население.

(3) На их проклятие: «Пролей гнев Твой на них; не только обуздай и запрети им в будущем творить зло, но и воздай им за причиненное зло».

II. Они молятся о прощении греха, который, как они признают, послужил причиной их бедствий. Как бы ни были неправедны люди, но Бог праведен, позволяя им делать то, что они сделали. Они молятся, (1) чтобы Бог не припомнил им грехов их предков (ст. 8). Здесь они имеют в виду то ли их собственные прошлые беззакония (чтобы теперь, когда они состарились, им не пришлось расплачиваться за грехи юности), то ли прежние беззакония их народа, то есть грехи предков. Во время вавилонского пленения им были предъявлены прежние беззакония, но Бог пообещал не делать этого впредь (Иер 31:29−30). И поэтому они молятся: «Не припомни нам наших первых грехов», что побуждает некоторых вспомнить времена золотого тельца, так как Бог сказал: «…в день посещения Моего Я посещу их за грех их» (Исх 32:34). Если дети своим покаянием и преобразованным образом жизни рубят связь с грехами родителей, то они могут в вере молиться, чтобы Бог не вспомнил им грехов их. Когда Бог прощает грех, то Он стирает его и не вспоминает больше.

(2) Чтобы Бог очистил их от грехов, осквернивших их разум и совесть, в которых они были виновны в последнее время: «…избавь нас и прости нам грехи наши» (ст. 9). Когда избавление от бед основывается на прощении греха и является его следствием, тогда оно даруется с любовью и, безусловно, является милостью. Поэтому мы должны быть более ревностны, молясь Богу об удалении наших грехов, чем молясь о прекращении наших страданий, а их прощение будет основанием и сладостью наших избавлений.

III. Они молятся, чтобы Бог избавил их и поскорее положил конец их страданиям: «Скоро да предварят нас щедроты Твои» (ст. 8). Они могли надеяться лишь на милость Бога, Его любящую милость. Их ситуация была такой плачевной, что они рассматривали себя как должный объект для божественного сострадания и были так близки к отчаянию, что считали себя погибшими, если божественная милость вскоре не вступится и не предотвратит их уничтожение. Это разжигало их настойчивость: «Помоги нам, Боже, избавь нас, помоги в наших бедах, чтобы мы могли снести их; помоги избавиться от бедствий, чтобы наш дух не угас. Избавь нас от греха и от смерти». Они молятся о трех вещах:

(1) чтобы великие страдания, обрушившиеся на них, уменьшились: «…ибо мы весьма истощены, а будучи истощенными, мы погибнем, если Ты не поможешь нам». Чем больше мы истощены, тем в большей помощи с небес нуждаемся и тем больше прославится божественная сила, поднимая нас на ноги.

(2) О своем уповании на Него: «Ты, Боже, Спаситель наш, единственный, кто может нам помочь. Спасение принадлежит Господу, от которого мы ожидаем помощи, ибо Господь — единственное спасение Его народа». Тот, кто делает Господа своим спасением, убедится, что Он именно таков.

(3) О Его чести, затронутой в данном случае. Они не говорят о своих заслугах и не претендуют на них, а просят: «Помоги нам, Боже, ради славы имени Твоего; прости нас ради имени Своего». Лучшие ободрения в молитве исходят лишь от Бога и от тех средств, посредством которых Он явил себя. В этом прошении подразумеваются три вещи:

[1] что имя Бога и Его честь сильно пострадают, если Он не избавит их, так как осмеивающие их хулят Бога, словно Он слаб и не может помочь или отступил и не желает. Поэтому они спрашивают (ст. 10): «Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Он оставил и забыл их; все это они получили, поклоняясь Богу, которого не могут видеть». (Nil praeter nubes et coeli numen adorant, Jul. — они не поклоняются другим божествам, кроме неба и облаков). То, что было их славой (служение вездесущему Богу), теперь обратилось в порицание их и Его, словно они служили Богу, которого нигде нет. «Господи, — говорят они, — явись и Своим явлением покажи, что Ты есть, что Ты с нами и за нас, чтобы, когда нас спрашивают: »Где Бог ваш?», мы могли ответить: «Он близко к нам во всем, что мы призываем ради Него, и вы увидите, что Он таков, по делам, которые Он совершит для нас»».

[2] Что имя Божье и Его честь возвеличатся, если Он избавит их. Его милость будет прославлена избавлением тех, которые были так несчастны и беспомощны. Обнажив Свою вечную мышцу от их имени, Он сделает себе вечное имя, а их избавление будет прообразом и символом великого спасения, которое при полноте времени совершит Князь Мессия для славы Божьего имени.

IV. Они молятся, чтобы Бог отомстил их врагам (1) за жестокость и варварство (ст. 10): «Пусть отмщение за нашу кровь (в соответствии с древним законом, Быт 9:6) сделается известным между язычниками; пусть они ощутят, какие суды, обрушившиеся на них, являются наказанием за причиненное нам зло. Пусть это сделается перед нашими глазами и будет средством, с помощью которого Бог станет ведом у язычников как Боже отмщений (Пс 93:1), как Бог, поддерживающий Свой народ». Тому, кто отравил себя кровью святых, придется пить кровь, ибо он заслужил это.

(2) За их презрение и насмешки (ст. 12): «…возврати им их поношение. Пусть оскорбления словом и делом в адрес нашего народа, самого Бога и имени Его возвратятся им». Поношение лишь в наш адрес мы должны оставить Богу, независимо от того, будет ли Он взыскивать за него или нет, и мы должны молиться, чтобы Бог простил этих людей. А о поношении в адрес самого Бога, когда хулят Его, мы можем с верой молиться, чтобы Господь воздал им семикратно в недра их — поразил их сердца, смирил их и привел к покаянию. Эта молитва является пророчеством, которое имеет ту же сущность, что и молитва Еноха о том, чтобы Бог обличил грешников во всех жестоких словах, которые произносили на Него (Иуд 1:15), чтобы Он возвратил их в свои недра, наводя на них ужас всякий раз при воспоминании о них.

V. Они молятся, чтобы Бог нашел возможность спасти Своих бедных узников, в особенности обреченных (ст. 11). Положение их братьев, попавших в руки врагов, было очень печальным, но так как они боялись быть услышанными и оплакивать себя, то осмеливались изливать свою скорбь лишь в глубоких и молчаливых воздыханиях. Их дыхание, как и их молитвы, состояли из вздохов. Они были обречены на смерть, как овцы — на заклание, и получили смертный приговор. Эту плачевную ситуацию псалмопевец представляет (1) божественному состраданию: «Да придет перед лицом Твоим стенание узника, и, будь добр, услышь их воздыхания».

(2) Божественной силе: «…могуществом мышцы Твоей, с которой никто не может состязаться, сохрани обреченных на смерть от смерти, определенной для них». Экстремальная ситуация человека является возможностью для Бога вступиться за Свой народ (см. 2Кор 1:8−10).

И наконец, они обещали воздать хвалу за ответ на молитву (ст. 13): «…вечно будем славить Тебя». Обратите внимание:

(1) как они ободряют себя своим отношением к Богу: «Хотя мы угнетаемы и истощены, в то же время мы — Твоей пажити овцы; Ты не отказался и не изгнал нас за все это. Мы, народ Твой… спаси нас».

(2) Как они уверены в том, что у них будет повод прославить Бога за свое избавление, которого они желают и с радостью примут, так как это даст им повод для благодарения и настроит их сердца в унисон для совершения прекрасной небесной работы.

(3) Что они берут обязательства не только благодарить Бога сейчас, а вечно славить Его и в род и род возвещать хвалу Ему, то есть делать все возможное, чтобы навсегда сохранить память о Божьем благоволении к ним и тем самым побудить последующее поколение поддерживать служение прославления.

(4) Как они излагают это Богу: «Господи, вступись за нас и порази наших врагов, ибо если они победят, то будут поносить Тебя (ст. 12), а если мы будем избавлены, то прославим Тебя. Господи, мы народ Твой, который Ты образовал для себя, чтобы явить славу Свою. Если Ты отвергнешь нас, то кто принесет дань и прославит Тебя?» Обратите внимание, что жизнь тех, кто полностью посвятил себя славе Божьей, безусловно, находится под Его защитой.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 78

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.