Этот псалом был написан в то время, когда Церковь находилась в беде, была угнетаема и преследуема. В нем звучит призыв к Богу, как к Судье небес и земли, встать на защиту Своего народа, выступив против его и Своих врагов. Этот псалом (I) обличает и исполняет ужасом преследователей (ст. 1−11), демонстрируя опасность, которой они себя подвергают, и безрассудство их выступлений против народа Божьего.
(II) Дает мир и утешение преследуемым (ст. 12−23), утверждая их веру Божьим обетованием и собственным опытом псалмопевца, который обещает, что скоро их беды закончатся и в должное время Бог вступится за них, даруя радость Своему народу и крушение тем, кто выступает против него. Воспевая этот псалом, мы должны с негодованием смотреть на гордость преследователей и со святым состраданием — на слезы преследуемых, но в то же время с полным удовлетворением взирать на небеса и обращаться к праведному Судье, с приятной надеждой ожидая конца этих событий.
Стихи 1−11. В этих стихах звучит торжественный призыв к Богу и жалоба на жестоких преследователей народа Божьего (ст. 1−2). О том, что они объяты ужасом, свидетельствовали их молитвы Богу, в которых они день и ночь умоляли Его отомстить своим противникам. Так неужели Он не ответит вскоре (Лк 18:3,7)? Здесь обратите внимание:
1. Как они называют Бога, чтобы ободрить в этом воззвании свою веру: «Боже отмщений, Господи; Ты — Судия земли». Мы можем смело обращаться к Нему, так как (1) Он — судья, верховный судья, единственный судья, от которого зависит всякий человеческий суд. Давший закон выносит приговор каждому человеку по его делам в соответствии с правилами этого закона. Он приготовил Свой престол для суда и, безусловно, назначил начальствующих, которые от Его имени были бы мстителями (Рим 13:4). Но Он сам является главным мстителем, перед которым отчитываются начальства. Его престол является последним прибежищем (последним средством, как говорит закон) попранной невинности. Он — судья всего мира, а не только этого города или страны; Он — Судия земли, всей земли, и никто не может избежать Его правосудия, как никто не может сослаться в каком-либо суде, что Его решение — решение coram non judice — личности, не имеющей юридической силы.
(2) Он справедлив. Он не только обладает властью мстить за обиженных, но это является Его природой, собственностью и честью. Это также подразумевается в имени, которое в этих стихах дается Ему и с выразительностью повторяется: «…Господи, Боже отмщений, который не допустит, чтобы сильный всегда преобладал над правым». Мы сами не должны мстить за себя, так как Бог сказал: «Мне отмщение», и слишком дерзко и самонадеянно узурпировать Его исключительное право и садиться на Его престол (Рим 12:19). Пусть это послужит предостережением для поступающих неверно, которые надеются остаться нераскрытыми или считают себя не подлежащими контролю. Есть Бог, которому принадлежит мщение и который, несомненно, призовет их к ответу; и пусть это ободрит страдающих от несправедливости хранить молчание и вручить себя в руки Того, кто судит праведно.
2. Что они просят у Бога.
(1) Чтобы Он прославил себя и получил почести имени Своему. Нечестивые преследователи думали, что Бог удалился и оставил землю. «Господи, — говорят благочестивые, — яви Себя; дай им познать, что Ты существуешь и готов явить Свою силу по просьбе тех, у кого перед Тобой правое сердце». Враги считали, что Бог побежден, так как побежден Его народ. «Господи, — говорят благочестивые, — восстань, Господи, вознесись, Господи, силою Твоею. Вознесись, чтобы Тебя увидели и убоялись; не допусти, чтобы по Твоему имени топтались и бесчестили».
(2) Чтобы Он умертвил угнетателей: «…воздай возмездие гордым», то есть «воздай им по заслугам за их жестокость, за вред, причиненный Твоему народу». Эти молитвы являются пророчеством, говорящим об ужасе, который настигнет сынов насилия. Праведный Бог поступит с ними в соответствии с их заслугами.
II. Смиренная жалоба Богу на гордость и жестокость угнетателей, а также увещевание Его (ст. 3−6). Здесь обратите внимание:
1. На характер врагов, на которых они жалуются. Они нечестивы; они — делающие беззаконие, они сами по себе очень плохие люди и поэтому ненавидят и преследуют тех, чье благочестие стыдит и осуждает их. Тот, кто жесток по отношению к невинным и ненавидит праведных, совершает наихудшее беззаконие, потеряв честь и добродетель.
2. Их высокомерное варварское поведение, на которое жалуются благочестивые.
(1) Они надменны и возвеличивают себя. Они говорят много и высокомерно; они торжествуют и хвалят сами себя, словно их языки и руки принадлежат им самим и они никому не должны отчитываться о своих словах и делах; словно день принадлежал им, и они, не сомневаясь, добивались своей цели, сражаясь против Бога и религии. Те, кто говорит свысока, кто высокомерен и хвалится собой, склонны плохо говорить о других, но придет день, когда им воздастся за все их плохие слова, которыми они, нечестивые грешники, порочили Бога, Его истину, пути и Его народ (Иуд 1:15).
(2) Они нечестивы и получают удовольствие, пороча народ Божий, так как он принадлежит Богу (ст. 5): «Они попирают народ Твой, Господи, разрушая их собрания, их собственность, их семьи, их самих. Они делают все возможное, чтобы причинить боль Твоему наследию, чтобы огорчить и раздавить их, растоптать их и вырвать с корнем». Наследство Бога — Его народ; и есть люди, которые за это ненавидят их и ищут их погибели. Когда мы ходатайствуем о Церкви, то можем привести хороший повод: «Господи, она принадлежит Тебе. Ты абсолютно владеешь ею. Это — Твое наследие; Ты наслаждаешься ею, и от нее получаешь часть славы в этом мире. Неужели Ты допустишь, чтобы эти нечестивцы топтались по ней?»
(3) Они бесчеловечны и получают удовольствие, причиняя зло самым беспомощным людям (ст. 6). Они не только угнетают и доводят до обнищания, но и вдову и пришельца убивают; они не только отказывают в помощи сиротам и делают их своей добычей, но и убивают их, так как те слабы и беззащитны и иногда предоставлены в их распоряжение. Нечестивцы больше всего наносят вред тем, кого должны защищать от беззакония, возможно, из-за того, что Бог взял их под Свою особую защиту. Кто мог бы подумать, что сыны человеческие могут быть такими жестокими?
3. Скромная жалоба Богу о продолжительности преследований: «Доколе, Господи, они будут такое творить?», и вновь: «Доколе? Когда злодеяниям нечестивых будет положен конец?»
III. Обвинение в атеизме, предъявленное преследователям, и увещевание, связанное с этим обвинением.
1. В этих стихах раскрываются их атеистические мысли (ст. 7). Они говорят: «не увидит Господь». Хотя вопль об их порочности силен и громок, хотя они восстали против света природы и поступают вопреки указаниям совести, в то же время они с уверенностью говорят: «Не увидит Господь; Он не только смотрит сквозь пальцы на маленькие проступки, но и закрывает глаза на большие». Или они считают, что все устроили так искусно под видом справедливости и религии, что это не будет считаться убийством. «Бог Иакова, хотя Его народ притворяется, что почитает Его, не обращает внимания, действуем ли мы несправедливо или против Его народа; Он никогда не призовет нас к ответу за это». Так они отвергают Божье управление этим миром, смеются над Его заветом, заключенным с Его народом, и бросают Ему вызов.
2. Они обвиняются в безрассудстве и глупости. Имя того, кто говорит, что Иегова, живой Бог, не видит, а Бог Иакова не обращает внимания на зло, причиненное Его народу, — Навал, и глупость Навала сопровождает его. Но далее псалмопевец справедливо уговаривает нечестивца предотвратить дальнейшее крушение для его обличения и обращения (ст. 8): «Образумьтесь, бессмысленные люди! И пусть разум направит вас». Отметьте, что атеисты, считающие себя умными, философы и политики в действительности являются бессмысленными людьми; если бы они понимали, то уверовали бы. Бог через пророка говорит, словно считает, что время будет длиться, пока люди не станут людьми и проявят свое понимание и размышление: «Когда вы будете умны и познаете, что Бог видит и обращает внимание на все, что вы говорите и делаете? Когда вы будете говорить и поступать как люди, которым придется дать отчет?» Отметьте, что нет такого плохого человека, который бы с помощью правильных средств не подлежал перевоспитанию и реформации, как и нет чрезмерно глупого и безрассудного человека, которого не стоило бы попытаться сделать разумным. Пока есть жизнь — есть и надежда. Чтобы доказать безрассудство тех, кто сомневается во всеведении и справедливости Бога, псалмопевец приводит в доказательство:
(1) Дела сотворения (ст. 9) и строение человеческого тела, которые доказывают существование Бога. Он также доказывает, что Бог имеет в себе бесконечные и превосходные совершенства, присутствующие в любом творении. Насадивший ухо (оно помещено на голове, а дерево — в земле) не услышит ли? Безусловно, Он слышит намного больше и лучше, чем мы. Образовавший глаз (анатомы знают, что глаз сотворен искуснее любого другого члена тела, и давайте мы познаем это благодаря их исследованиям) не увидит ли? Мог ли Он дать и дал бы человеку то совершенство, которого сам не имел? Обратите внимание:
[1] все природные силы исходят от Бога природы (см. Исх 4:11).
[2] Познавая себя, мы можем стать на великий путь познания Бога: познавая собственное тело и органы чувств, мы приходим к заключению, что раз мы можем видеть и слышать — то тем более Бог, а познавая свою душу и ее благородные способности, безусловно, больше можем узнать о Нем. Языческие боги имели глаза, но не видели, имели уши, но не слышали. А наш Бог не имеет ни глаз, ни ушей, как мы, но в то же время мы должны прийти к выводу, что Бог видит и слышит, так как от Него мы получили возможность видеть и слышать и Ему мы будем отчитываться за использование этих органов.
(2) Дела провидения (ст. 10): «Вразумляющий народы и наказывающий язычников за идолопоклонство и многобожие неужели не обличит больше Свой собственный народ за атеизм и любовь к этому миру? Неужели наказывающий сынов человеческих за угнетение и причиняемое друг другу зло не накажет тех, кто называет себя Его чадом, преследуя действительно таковых? Неужели мы не должны подвергаться наказаниям Того, Кто управляет всем миром? Если Он имеет отношение к нам как Царь народов, то неужели народы не должны тем более воспринимать Его как Бога Иакова? Д-р Хаммонд дает другое толкование этих слов: «Вразумляющий народы (т.е. Тот, кто дает им закон) неужели не обличит, то есть не будет судить их в соответствии с этим законом? Неужели Он не призовет к ответу за его нарушение? Закон был дан напрасно, если согласно ему не будут судить». В данном случае одно и то же слово означает «наказывать» и «наставлять», так как наказание предназначено для наставления, и наставление должно сопровождаться наказанием.
(3) Дела благодати: «Неужели не знает Тот, Кто учит человека разумению? Он не только как Бог природы дал свет разума, но и как Бог благодати дал свет откровения, показав человеку истинную мудрость и разумение. Так неужели Тот, кто все это сделал, не знает (Иов 28:23,28)»? Течение потоков является четким признаком полноты источника. Если все знания исходят от Бога, то, несомненно, все знания находятся в Боге. Исходя из общей доктрины Божьего всеведения, псалмопевец не только опровергает атеистов, сказавших: «Не увидит Господь (ст. 7) и не узнает, что мы делаем», но побуждает нас задуматься о том, что Бог знает даже наши мысли (ст. 11): «Господь знает мысли человеческие, что они суетны».
[1] В частности, Он знает мысли нечестивцев о том, что Бог смотрит сквозь пальцы на их злодеяния; знает, что они суетны, и смеется над глупостью тех, кто подобными необоснованными мыслями удерживает себя во грехе.
[2] Он знает все мысли сынов человеческих, знает, что их большая часть — суетны, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. Даже в хороших помыслах присутствует изменчивость и непостоянство, которые вполне можно назвать суетой. И мы должны строго контролировать свои мысли, так как Бог обращает на них особое внимание. Мысли — это слова, обращенные к Богу, а суетные мысли раздражают Его.
Стихи 12−23. Псалмопевец, провозгласив скорби тем, кто преследует народ Божий, далее гарантирует покой обиженным (см. 2Фес 1:6−7). Исходя из Божьих обетований и собственного опыта, он обещает страдающим святым утешение.
I. Исходя из Божьих обетований, которые не только не дают им считать себя несчастными, но и хранят для них блаженство (ст. 12): «Блажен человек, которого вразумляешь Ты». Здесь псалмопевец смотрит дальше средств, причиняющих скорбь, и видит руку Бога, который дает ей другое имя и окрашивает в другой цвет. Враги попирают народ Божий (ст. 5), стремясь уничтожить его, но истина заключается в том, что Бог через них наказывает Свой народ, как отец — любимого сына, а преследователи являются лишь жезлом, который Он использует. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его (Ис 10:5−7). В этих стихах обещается:
1. Что страдания народа Божьего будут содействовать его благу. Наказывая, Бог учит их, и блажен человек, который подвергся подобному божественному вразумлению, ибо никто не научит так, как Бог. Отметьте:
(1) страдания святых являются отцовским вразумлением, предназначенным для их наставления, изменения и улучшения.
(2) Когда учения Слова и Духа сопровождаются порицаниями провидения, тогда они провозглашают человека блаженным и помогают ему стать таким, так как в подобном случае являются признаками усыновления и средствами освящения. Когда Бог наказывает нас, то мы должны молиться, чтобы Он научил нас, и смотреть в закон, как наилучший толкователь провидения. Не само по себе наказание приносит благо, а учение, сопровождающее и толкующее его.
2. Что, несмотря на свои страдания, они получат покой (ст. 13): «Бог даст ему покой в бедственные дни». Отметьте, (1) что для народа Божьего хранится покой, который наступит после дней бедствия; и хотя их может быть много, они будут исчислены и закончатся в нужное время; они не будут длиться вечно. Посылающий скорбь пошлет и покой, чтобы они могли утешиться в течение такого же времени, на протяжении которого Он наказывал их.
(2) Таким образом, Бог через скорби наставляет Свой народ, желая подготовить его для избавления и дать покой от бедствий; чтобы после реформации они могли получить помощь, и страдание, совершив свою задачу, было удалено.
3. Что они увидят гибель тех, кто причинял им страдания, что является сущностью обетований. Но это будет сделано не для того, чтобы ублажить их страсти, а чтобы воздать славу Богу: «…доколе нечестивому выроется яма (или, скорее, пока ему роется яма), Бог дарует им мир, в то время как сам направляет стрелы против преследователей».
4. Хотя они могут быть огорчены, но, несомненно, не будут изгнаны (ст. 14). Пусть страдающий Божий народ будет уверен в том, что как бы ни поступали их друзья, но Бог никогда не прогонит их, не аннулирует Свой завет с ними и не лишит опеки. Он не оставит их, так как они — Его наследие, которого Он не лишит прав и не допустит, чтобы Его незаконно лишили прав им владеть. Святой Павел утешал себя этой истиной (Рим 11:1).
5. Как бы плохо ни обстояли дела в настоящее время, но все наладится; и хотя сейчас они сбились с курса, но вскоре возвратятся в свое древнее русло (ст. 15): «Ибо суд возвратится к правде». Кажущийся беспорядок в провидениях (ибо в реальности такого никогда не было) будет поправлен. Когда нечестивцы процветают, а с наилучшими мужами плохо обращаются, может показаться, что суды Божьи, то есть Его управление, далеки от правды, но они вновь возвратятся к правде то ли в этом мире, то ли при дальнейшем суде в тот великий день, который все расставит на свои места. Тогда за ним последуют все правые сердцем. Они, получив полное удовлетворение, будут следовать за ним с хвалой; они вернутся к процветающей и изобильной жизни и воссияют из тьмы. Они приспособятся к диспенсациям божественного провидения и с должными чувствами примут его действия. Вслед Господа пойдут они (Ос 11:10). Д-р Хаммонд считает, что эти слова чудесным образом исполнились вначале при разрушении Иерусалима, а затем — языческого Рима; они касались распявших Христа и преследователей христиан, после чего церкви обрели покой. Тогда суд возвратился к правде, к милости и благочестию, а благоволение — к народу Божьему, который получил такую же моральную поддержку, как до своего угнетения.
II. Исходя из его личного опыта и наблюдений.
1. Он и его друзья были угнетены жестокими и властными людьми, которые держали всю власть в своих руках и использовали ее для нападок на всех благочестивых людей. Они были злодеями, делающими беззаконие (ст. 16), предавались всякого рода порокам и разврату, и их престол был седалищем губителей (ст. 20). Они использовали свое высокое положение, чтобы сделать грех привлекательным, а свою власть — чтобы поддержать его и исполнить свои нечестивые планы. Жаль, что иногда престол, который должен нагонять ужас на злодеев, защищая и одобряя тех, кто поступает хорошо, становится седалищем и прибежищем для беззакония, то есть седалищем беззакония, которое из-за их политики замышляет насилие, а благодаря своему всемогуществу предписывает его и постановляет законом. Преступление является дерзостью даже тогда, когда против него направлены человеческие законы, которые часто оказываются слишком слабыми, чтобы эффективно контролировать его, но каким наглым и злобным оно становится, когда за его спиной стоит закон! Беззаконие становится не лучше, а намного хуже, когда его поддерживает закон, и для поступающих нечестиво не послужит оправданием то, что они поступали так, как им велели. Эти злодеи, умышляющие насилие по закону, заботятся, чтобы закон был исполнен, и толпою устремляются они на душу праведника, который осмеливается не исполнять обычаи Амврия и законы дома Ахавова. Они осуждают кровь неповинную, следуя их указам. Вспомните, например, врагов Даниила, замысливших насилие по закону, когда был издан нечестивый указ против молитвы (Дан 6:7). И когда Даниил не повиновался ему, то они собрались вместе против него (ст. 11) и предали его неповинную кровь львам. С наилучшими благодетелями человечества под видом закона и справедливости часто обращались как с наихудшими преступниками.
2. Угнетение, под властью которого они находились, воздействовало на них и подавило их дух. Пусть страдающие святые не отчаиваются, хотя преследования ошеломляют и огорчают их. Именно так было с псалмопевцем: его душа почти вселилась в страну молчания (ст. 17). Он был заведен в тупик — не знал что говорить и делать. Ему казалось, что его жизнь подошла к концу и он стоит на краю могилы у земли молчания. Святой Павел в подобном случае сам в себе имел приговор к смерти (2Кор 1:8−9). Псалмопевец говорит: «Колеблется нога моя (ст. 18); я безвозвратно ухожу; ничто не может мне помочь; я должен погибнуть. Когда-нибудь попаду я в руки Саула. Мои надежды обманули меня, и я не нахожу твердой почвы для своей веры, как раньше» (Пс 72:2). У него было много противоречивых, запутанных мыслей относительно своей ситуации, которые объясняли ее, и много мыслей о том, чем она может закончиться и как из нее выйти.
3. В этой отчаянной ситуации они искали помощи и сочувствия.
(1) В поисках облегчения они посмотрели вокруг и огорчились (ст. 16): «Кто восстанет за меня против злодеев? Есть ли у меня хоть один друг, который из любви вступился бы за меня? Имеет ли справедливость хоть одного друга, который, видя несправедливость, из благочестивого негодования вступился бы за меня?» Он посмотрел вокруг, но некому было спасать и поддержать его. Отметьте: когда угнетатели имеют силу, то неудивительно, что некому утешить угнетенного, что никто не осмеливается признать его своим или сказать ему доброе слово (Еккл 4:1). Когда святой Павел предстал перед престолом беззакония Нерона, то никого не было с ним (2Тим 4:16).
(2) Они ожидали этой помощи (ст. 20) и смиренно обсуждали свою ситуацию с Богом: «Станет ли близ Тебя седалище губителей? Неужели Ты будешь сочувствовать и помогать этим тиранам в их беззаконии? Мы знаем, что Ты не таков». Возле Бога может стоять лишь престол справедливости, отвечающий цели, для которой он предназначен, ибо Им цари царствуют; и когда они царствуют для Него, то и их суды принадлежат Ему, а Бог считает их Своими служителями. Всякий, кто упорствует или противостоит им, примет проклятие. Но если престол царя становится седалищем губителей, то больше он не стоит близ Бога. Тот, кто покровительствует беззаконию, находится далеко от святого и справедливого Бога, даже если это правители, принадлежащие престолу дома Давидова.
4. Они обрели сочувствие и помощь в Боге, и лишь в Нем. Когда друзья подводят, то в Боге можно обрести верного и могущественного друга, и Писание советует всем страдающим святым довериться Ему.
(1) Бог помогает в смертельной опасности (ст. 17): «Когда я почти попал в страну молчания, тогда Господь был мне помощником, Он поддержал мою жизнь, мое сердце; и если бы не Господь был мне помощником (а я в свою очередь не доверился Ему и ожидал помощи от кого-то другого), то никогда не овладел бы своей собственной душой. Но, видя мою живую веру в Него, Он удержал мою голову над водами, дал мне дыхание и возможность высказаться».
(2) Божья милость является великой поддержкой для огорченного духа (ст. 18): «Когда я говорил: «колеблется нога моя», склоняясь ко греху, гибели и отчаянию, тогда милость Твоя, Господи, поддерживала меня, не давая упасть, разрушая замыслы тех, кто задумал свергнуть меня с высоты» (Пс 61:5). Мы видели не только силу Бога, но Его сострадание и духовную поддержку: «Твоя милость, дары Твоей милости и моя надежда на Твои милости поддерживала меня». Десница Божья поддерживает Его народ, когда Его дети смотрят направо и налево, но не находят ничего, что поддержало бы их. И мы тогда готовы принять Его милостивую помощь, когда сознаем свою собственную слабость и невозможность устоять благодаря лишь своей силе, а приходим к Богу, чтобы признать это и рассказать Ему, как колеблются наши ноги.
(3) Божественные утешения являются эффективной помощью огорченному духу (ст. 19): «При умножении скор-бей моих в сердце моем, которые шумны и подобны неуправляемой толпе, где люди собираются и теснят друг друга, при умножении скорбных, беспокойных и боязливых мыслей утешения Твои услаждают душу мою. Они особо желанны, когда приходят своевременно, чтобы заглушить мои беспокойные мысли и успокоить мой разум». Мирские утешения дают лишь немного наслаждения душе, когда она переполнена грустными мыслями, и являются лишь песнями для обремененного сердца. А Божьи утешения достигают души и не только веселят ее, а дают такой покой и наслаждение, которого не могут дать улыбки этого мира, а его недовольство не может отнять.
5. Бог, являясь праведным Судьей, есть и будет покровителем и защитником правых и карателем и мстителем для преступников. Псалмопевец убедился в этом на собственном опыте.
(1) Он возместит убытки обиженным (ст. 22): «Когда никто не хочет, или не может, или не осмеливается укрыть меня, то Господь — защита моя, которая сохранит от зла, от бед и не даст мне утонуть и погибнуть от них. Бог мой — твердыня убежища моего, в расселинах которой я могу обрести прибежище, а на вершине которой я могу утвердить ноги мои, чтобы быть выше любой опасности». Бог — прибежище Своего народа, к которому он может бежать и чувствовать себя в Нем в безопасности. Он — твердыня его убежища, крепкая и нерушимая, неприступная и несокрушимая, как скала. Природная прочность иногда превосходит искусственно созданные укрепления.
(2) Он воздаст по заслугам притеснителям (ст. 23): «Он обратит на них беззаконие их; Он поступит с ними так, как они того заслуживают, и зло, которое они причинили или замышляли против народа Божьего, обрушится на них. Он злодейством их истребит их». Самым несчастным будет человек в том случае, если Бог накажет его собственным злодейством. Его зло будет убивать, когда он будет вспоминать о нем, и истребит его, воздав по заслугам. И этой ликующей уверенностью заканчивается псалом: «Да, Господь Бог наш, который стал на нашу сторону и считает Своим народом, истребит их, лишит общения с Собой и сделает совсем несчастными, а их помпезность и власть окажутся бесполезными».
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 93