Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Некоторые иудейские толкователи (которые обычно свободны в своих предположениях) абсолютно безосновательно считают, что этот псалом был сочинен и исполнялся Адамом в период невинности в первую субботу. Это не согласуется с самим псалмом, который говорит о делающих беззаконие, так как в то время грех еще не вошел в мир. Возможно, он был написан Давидом и предназначался для дня субботнего. В нем псалмопевец (I) советует славить заботы дня субботнего (ст. 2−4).

(II) Возносит хвалу делам Божьим, давшим повод для празднования субботы, которые здесь празднуются как великие и неисследимые (ст. 5−7). В частности, со ссылкой на дела провидения и искупления, псалмопевец воспевает Богу милости и суда о гибели грешников и радости святых, которые трижды сменяют друг друга.

1. Нечестивцы погибнут (ст. 8), а Бог вечен (ст. 9).

2. Враги Бога погибнут, а Давид будет превознесен (ст. 10−11).

3. Враги Давида будут свергнуты (ст. 12), а все праведники расцветут и будут приносить плоды (ст. 13−16). Воспевая этот псалом, мы должны наслаждаться тем, что воздаем Богу славу, достойную имени Его, и ликуем, видя Его дела.

Псалом или песнь на день субботний.

Стихи 2−7. Этот псалом был предназначен для пения или, по крайней мере, обычно воспевался во святилище в день субботний — день покоя, который был учрежден для воспоминания о делах сотворения, о покое Божьем от этих дел и об их продолжении в Его провидении, ибо Отец Мой доныне делает. Обратите внимание:

(1) день субботний должен быть не только днем покоя, но и святого труда, и покой дается, чтобы совершить этот труд.

(2) Надлежащий труд для дня субботнего — прославление Бога. Каждая суббота должна быть днем благодарения, и все другие служения этого дня должны совершаться ради этого, и поэтому мы ни в коем случае не должны откладывать это в угол. Один из иудейских толкователей относит этот псалом к царству Мессии и называет его «псалом, или песнь, для века грядущего», который будет собой представлять полную субботу. Верующие через Христа наслаждаются тем, что для народа Божия еще остается субботство (Евр 4:9) — начало вечной субботы. Эти стихи:

I. Призывают и ободряют нас прославить Бога (ст. 2−4): «Благо есть славить Господа». Прославление Бога — это хорошее дело; оно хорошо само по себе и хорошо для нас. Это наш долг, наша обязанность и дань, которую мы должны платить нашему великому Богу. Мы поступаем несправедливо, если избегаем ее. Великая привилегия — быть допущенным славить Бога, и благодаря ей мы имеем надежду быть принятыми. Это хорошее дело, так как оно приятно и приносит пользу, оно само по себе является вознаграждением, это ангельский труд, труд небесный. Хорошо благодарить за полученные милости, так как подобным образом мы зарабатываем будущие милости. Достойный труд — воспевать имени Того, кто является Всевышним, превознесенным превыше всех благословений и хвалы. Здесь обратите внимание, (1) как мы должны славить Бога. Мы должны возвещать Его милость и истину. Имея уверенность в Его славных атрибутах и совершенствах, мы должны возвещать о них, демонстрируя свое восхищение и желая, чтобы другие поступали так же. Мы должны возвещать не только о Его величии, святости и справедливости, что возвеличивает Его и исполняет нас благоговением, но и о Его милости и истине, так как Его милость является Его славой (Исх 33:18,19), и тем самым Он возвещает об имени Своем. Его милость и истина являются великой поддержкой нашей веры и надежды, а также великим ободрением для нашей любви и послушания. Обо всем этом мы должны говорить в своих молитвах, так как это является сущностью нашей радости. В то время прославление совершалось не только пением, а к нему также присоединялось музыкальное сопровождение на десятиструнном (ст. 4) с торжественным звуком, но не для того, чтобы вызвать веселье и развлечь дух, а для того, чтобы утвердить его и склонить к серьезности.

(2) Когда мы должны славить Бога — возвещать утром и в ночи, не только в день субботний, а каждый день. Этот долг необходимо исполнять каждый день. Мы должны славить Бога не только на общих собраниях, но и наедине, в своих семьях, возвещая себе и всем окружающим Его милость и истину. Мы должны начинать и заканчивать каждый день хвалой Богу: благодарить Его каждое утро, встав отдохнувшими до начала трудового дня, и каждую ночь, когда вновь успокаиваемся и собираемся отдохнуть, вспоминая прошедший день. Каждое утро мы должны благодарить Его за ночные милости, и каждую ночь — за дневные милости. Начиная и заканчивая день, мы должны благословлять Бога.

II. Сам псалмопевец является хорошим примером, чтобы побудить и направить нас к этому труду (ст. 5): «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим». Отметьте, что (1) исполнять обязанность прославления лучше всего могут посоветовать те, кто сам от этого получает удовольствие. «Мы должны прославлять дела Божьи, так как они часто веселили мое сердце, и поэтому, что бы ни думали о них другие, я должен думать и говорить о них хорошо».

(2) Если Бог дал нам радость наслаждаться Его делами, то у всего мира есть повод воздать Ему почести. Возвеселил ли Он наши сердца? Тогда давайте воздадим Ему возвышенную хвалу. Возрадовал ли нас Бог делами Своего провидения, совершенными для нас, делами, совершенными Его благодатью в нас и великими делами искупления?

[1] Тогда давайте отсюда черпать ободрение для нашей веры и надежды. Так поступает псалмопевец: «Я восхищаюсь делами рук Твоих». Благодаря радостным воспоминаниям о том, что Бог сделал для нас в прошлом, мы можем иметь радостное предвидение того, что Он сделает для нас в будущем, и, имея в этом уверенность, ликовать над всякой оппозицией (2Тим 2:13−14).

[2] Давайте отсюда же черпать тему для святого восхищения и благоговения перед Богом (ст. 6): «Как велики дела Твои, Господи — превыше всякого постижения, превыше всяких слов и выражений, произведений великой силы и мудрости, великих последствий и важности! С ними не сравнятся дела человеческие». Мы не можем постичь величие дел Божьих и поэтому должны с благоговением восхищаться ими и даже поражаться их величием. «Дела человеческие незначительные и пустячные, ибо их мысли поверхностны, но Твои, Господи, дела велики, и их нельзя измерить. Дивно глубоки помышления Твои, и их нельзя охватить». Помышления Божьи настолько превосходят изобретательность нашей мудрости, как и Его дела — проявления нашей силы. «Пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших», — говорит Господь (Ис 55:9). О, бездна премудрости Божия (Рим 11:33). Величие дел Божьих должно заставить нас задуматься о глубине Его мыслей, о том, каких пределов достигают намерения Его воли, в соответствии с которыми Он совершает все Свои дела!

III. В этих стихах звучит увещевание не пренебрегать делами Божьими на примере описания характера тех, кто так поступает (ст. 7). Это глупцы, они неразумны, они не знают и не понимают, как велики дела Божьи; они не знают ничего о них и не воздают им славу. Они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его (Пс 27:5), в особенности они не понимают значения их собственного процветания (о котором говорится в ст. 8). Они принимают его, как залог своего блаженства, в то время как на самом деле оно является подготовкой к их гибели. И раз есть так много людей, которые не знают планов провидения и не стараются познать их, то у тех, кто благодаря благодати знаком с ними и ему нравится быть таким, появляется еще больше повода быть благодарным.

Стихи 8−16. Псалмопевец сказал (ст. 5), что дела Божьи дают нам повод ликовать, и в этих стихах он так и поступает.

I. Он ликует над врагами Бога (ст. 8, 10,12), ликует, предвидя их гибель, но не потому, что это принесет бедствие подобным ему творениям, а потому что это воздаст почести Божьей справедливости и святости. Он уверен в гибели грешников, (1) хотя в настоящее время они процветают (ст. 8): «Когда нечестивые возникают, как трава весной (они многочисленны, густо посеяны, так же зелены и быстро растут), когда делающие беззаконие цветут в роскоши, имея силу и все признаки внешнего процветания, когда их много и они беспечны, успешны в своих предприятиях, то человек думает, что все это сделано для их счастья и является определенным доказательством Божьего благоволения и залогом будущих благ. Но все обстоит наоборот — они должны будут исчезнуть на веки». Беспечность глупцов погубит их (Притч 1:32). Овец, предназначенных для заклания, водят на самые тучные пажити.

(2) Хотя они отважны (ст. 10). Они — Твои враги, открыто и дерзко признающие себя таковыми. Они по своей сущности противоположны Богу и сражаются против Него. Они восстают против Его венца и чести, и поэтому легко предвидеть их гибель. Кто восставал против Него и оставался в покое? Отметьте, что все нераскаявшиеся делатели беззакония будут осуждены и признаны врагами Бога, а поэтому погибнут и будут рассеяны. Христос считает Своими врагами тех, кто не позволяет Ему править над ними, и они будут приведены к Нему и избиты. Сейчас делающие беззаконие объединяются, чтобы вместе выступить против Христа и религии, но они рассыплются и не смогут помочь друг другу противостоять справедливому правлению Бога. «В грядущем мире они будут отделены от собрания праведных» (как говорит халдейский перевод, Пс 1:5).

(3) Хотя они очень озлоблены против псалмопевца, и в связи с этим может испытать искушение бояться их, но в то же время он ликует над ними (ст. 12): «Око мое смотрит на врагов моих, которые восстают против меня; но я увижу, что они не только не смогут причинить мне какое-либо зло в будущем, но и получат по заслугам за причиненный вред, и им останется то ли покаяться, то ли погибнуть». И таковым было его желание о них. В еврейском переводе сказано больше: «Око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях». Он не говорит, что увидит или услышит, так как увидит и услышит то, в чем Бог прославится и удовлетворится. Возможно, это ссылка на Христа, на Его победу над сатаной, смертью и адом, на гибель всех тех, кто преследовал и распинал Его, кто противостоял Его Евангелию, а также ссылка на окончательную гибель нераскаявшихся грешников в последний день. Восстающие против Христа падут перед Ним и станут подножием Его ног.

II. Он ликует в Боге, Его славе и благодати.

1. Он радуется славе Божьей (ст. 9): «Ты, Господи, высок во веки!» Делающие беззаконие, которые сражаются против нас, могут вознестись на какое-то время и думать, что все могут нести перед собой на высоко поднятой руке, но Ты, Господи, высок во веки! Их высота будет повергнута, а Твоя — вечна». Поэтому давайте не бояться гордости и силы нечестивцев и не огорчаться из-за их бесплодных угроз, ибо моль съест их, как одежду, а правда Божья пребудет вовек (Ис 51:7−8).

2. Он радуется благодати Божьей, Его благоволению и его плодам, (1) которые были дарованы ему самому (ст. 11): «Ты, Господи, самый высокий, и мой рог Ты возносишь». Великий Бог — источник почестей, и Он, будучи высоким во веки, превозносит Свой народ навеки, ибо Он — слава всех святых Своих (Пс 148:14). Нечестивцам запрещено поднимать рога (Пс 74:5−6), но тот, кто служит Богу и интересам Его Царства своей честью и силой, кто вверил ее Ему, чтобы Он хранил, возвышал и использовал ее, чтобы Он располагал ею как Ему угодно, мог надеяться, что Он вознесет его рог, как рог единорога, на высочайшую высоту в этом или в другом мире: «Мой рог Ты возносишь, когда Твои враги гибнут, ибо тогда правда воссияет, как солнце, когда нечестивцы будут осуждены на вечное поругание». Псалмопевец добавляет: «…я умащен свежим елеем», что символизирует новое подтверждение его помазания на служение, для которого он был помазан, или такое изобилие, когда при необходимости он мог иметь свежий елей или обновление утешений, оживлявших его, когда его дух угасал. Благодать — это помазание Святого Духа. Когда она дается в трудные времена для помощи и принимается, как в данном случае, от полноты во Христе Иисусе, тогда мы получаем помазание свежим елеем. Некоторые читают это место так: «Когда я состарюсь, то Ты помажешь меня свежим елеем». «Мой преклонный возраст Ты превознесешь с милостью», — говорит Септуагинта. Сравните этот перевод со ст. 15: «Они и в старости плодовиты…» Утешения Духа Божьего и радости Его спасения будут свежим елеем для седины, которая находится на пути правды.

(2) Которые были дарованы всем святым. В этих стихах они представлены, как сильные правдой насаждения (Ис 61:3; Пс 1:3). Обратите внимание [1] на добрые места, где они посажены: «Они насажденные в доме Господнем» (ст. 14). Насаждения праведности не растут сами по себе — они посажены, и не в общую почву, а в раю, в доме Господнем. Обычно деревья не садят в доме, но Писание говорит, что Божьи насаждения посажены в Его доме, так как благодаря Его благодати, Его слову и Его Духу они получают живительный сок и добродетель, которая поддерживает их жизнь и делает плодовитыми. Они концентрируются на святых постановлениях, укореняются в них, живут ими, помещают себя под божественную защиту и приносят свои плоды Божьей чести и славе.

[2] По отношению к ним будет исполняться хорошее обещание. Эти стихи обещают:

Во-первых, что они будут расти (ст. 13). Там, где Бог дает истинную благодать, Он будет давать ее больше. Божьи насаждения будут расти выше и станут похожи на высокие кедры, растущие на Ливане. Они будут тянуться к небесам со святым стремлением быть поближе к вышнему миру. Они будут становиться крепче, как кедры, и все больше подходить для использования. Чистый руками будет больше и больше утверждаться.

Во-вторых, что они будут процветать в знак уважения к их исповеданию и для утешения и радости их собственных душ. Они будут веселы и уважаемы всеми. Они будут цвести, как пальма, которая имеет крепкое сложение (Песн 7:7) и большие ветви (Лев 23:40; Суд 4:5). Ее плоды очень приятны, но здесь на нее ссылаются в основном из-за ее вечно зеленой листвы. Нечестивцы цветут, как трава (ст. 8), которая вскоре высыхает, а праведник подобен пальме, которая долго живет и не меняется с приходом зимы. О пальме сказали: «Sub pondere crescit — чем большее ее топчут, тем быстрее она растет». Так и праведник процветает, нося бремена. Чем больше они страдают, тем быстрее возрастает их количество. Будучи посаженными в доме Господнем (где находятся их корни), они цветут во дворах Бога нашего — так далеко простираются их листья. Их жизнь сокрыта со Христом в Боге. Но их свет также светит перед людьми. Желательно, чтобы тот, кто имеет место, имел бы и имя в доме Божьем и в стенах его (Ис 56:5). Пусть добрые христиане стремятся выделяться и превосходить, чтобы они были выдающимися и процветали и таким образом могли украсить доктрину Бога нашего Спасителя, как цветущие деревья украшают двор дома. И пусть те, кто процветает при дворах дома Божьего, воздадут Ему за это славу, и благодаря этому обетованию они будут сочны и свежи. Их внешняя свежесть исходит от внутренней сочности, от корня и сока благородной маслины (Рим 11:17). Без энергичной движущей силы благодати в сердце внешнее исповедание не будет долго процветать, но там, где она присутствует, лист такого дерева не вянет (Пс 1:3). Насыщаются древа Господа (Пс 103:16; см. Ос 14:5,6).

В-третьих, что они будут плодовиты. Деревья, на которых растут лишь листья, не имеют никакой ценности, но эти — плодовиты. Результаты освящения, все примеры энергичной посвященности, полезный образ жизни, добрые дела, которыми Бог прославляется, а другие назидаются — все это плоды праведности, а также привилегии и долг праведных; и то, что они имеют все это в изобилии, является сущностью обетования и заповеди. Им обещано, что они будут плодовиты и в старости. Другие деревья, становясь старыми, перестают плодоносить, а насаждения Божьи не теряют силы благодати, лишаясь природной силы. Иногда последние дни святых являются их наилучшими днями, а их последние дела — наилучшими делами. Это безусловно показывает, что они в правильном положении; постоянство — твердое доказательство искренности. Но здесь говорится, чтобы возвещать, что праведен Господь (ст. 16), что Он верен Своим обетованиям и каждому изреченному слову, и Он постоянен в том деле, которое начал. Как, согласно обетованию, верующие вначале становятся сопричастниками божественной природы, так и, согласно обетованию, эта божественная природа сохраняется и поддерживается, и поэтому сила, которую она вырабатывает, является доказательством того, что праведен Господь, и Он продемонстрирует это свое качество с мужем искренним (Пс 17:26). Псалмопевец ликует: «Он — твердыня моя, и нет неправды в Нем. Я избрал Его быть моей скалой, на которой могу строиться, в расселинах которой могу найти прибежище и на вершине которой могу поставить ноги свои. В Нем я нашел скалу, крепкую и прочную, и Его слово твердо, как скала. Я знаю, что это так» (и пусть каждый скажет, словно он узнал), что «нет неправды в Нем». Он так же силен и милостив, как говорит о Нем Его слово. Всякий уверовавший в Бога узнал, что Он верный и вседостаточный, и никто никогда еще не постыдился своего упования на Него.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 91

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.