Этот псалом — восхищение и торжественное размышление о славе и величии Божьем, о чем и мы должны задумываться возвышенно и благоговейно. Он начинается и заканчивается одним и тем же признанием исключительных превосходств имени Бога. В начале предполагается, что имя Бога самое величественное по всей земле (ст. 2), а затем эта мысль повторяется как доказанный факт (с quod erat demonstrandum — так как она нуждалась в демонстрации) в последнем стихе. Для доказательства славы Божьей псалмопевец приводит примеры Его милости, проявленной к людям, ибо милость Бога — Его слава. Господа необходимо славить (I) за то, что Он явил нам себя и Свое великое имя (ст. 2); (II) за то, что использовал наислабейших детей человеческих и заставил их служить Своим целям (ст. 3); (III) за то, что сделал даже небесные тела полезными для человека (ст. 4−5); (IV) за то, что поставил человека владычествовать над тварями в этом нижнем мире и тем самым расположил его ненамного ниже ангелов (ст. 6−9). Этот псалом в Новом Завете посвящен Иисусу Христу и проделанной Им работе для нашего искупления; почестям, которые дети человеческие воздают Ему (сравните ст. 3 и Мф 21:16), и почестям, которые Он возлагает на детей человеческих в Своем смирении, когда был сделан чуть ниже ангелов, и в Своем превознесении, когда был увенчан славой и честью (сравните стих 6, 7 с Евр 2:6−8; 1Кор 15:27). Эта мысль должна вести нас, когда мы размышляем о славе Божьей в царстве природы и провидения, и далее — к размышлениям о Его славе и царстве благодати.
Начальнику хора. На гефском орудии. Псалом Давида.
Стихи 2−3. Здесь псалмопевец расположен, чтобы воздать Богу славу, достойную имени Его. Доктор Хаммонд обосновывает догадку о том, что заглавие этого псалма связано со случаем, по поводу которого он был написан. Здесь говорится, что данный псалом должен исполняться в сопровождении музыкального инструмента — гефского орудия. Тем самым псалмопевец ссылается на Голиафа Гефянина, которого он победил и убил (1Цар 17 гл.); на то, что он, по сравнению с побежденным врагом, был младенцем и грудным ребенком. Возможно, это предположение было бы верным, но мы находим два других псалма с таким же заглавием (Пс 80 и 83). Здесь Давид восхищается двумя вещами.
I. Как просто Бог являет Свою славу (ст. 2). Давид обращается к Богу со всем смирением и благоговением, как к своему Господу и Господу своего народа: «Господи, Боже наш! Если мы верим, что Бог есть Господь, то мы должны утверждать и публично признавать, что Он — наш Бог. Он — наш, так как сотворил нас, защищает нас и особым образом заботится о нас. Он должен быть нашим Богом, ибо мы обязаны повиноваться и подчиняться Ему. Мы должны признавать эти отношения не только приходя и молясь Богу о том, чтобы Он явил нам милость, но и славя Его, чтобы воздать Ему славу. Мы никогда не должны думать, что достаточно выражаем свои чувства, если задумаемся:
(1) как ярко сияет слава Божья даже в этом низком мире — «Как величественно имя Твое по всей земле!» Дела сотворения и провидение ясно возвещают всему миру, что есть бесконечная Личность, источник жизни, силы и совершенства, всемогущий правитель, могущественный защитник и щедрый покровитель всех творений. Как велико, прославлено и величественно Его имя по всей земле! Его свет сияет повсюду (Рим 1:20), и если люди закрывают свои глаза, то это их собственная ошибка. Ни речь, ни язык, а голос имени Божьего слышен по всей земле. Но эта ссылка на более позднее время, на Евангелие Христа, благодаря которому имя Божье, которое божественным откровением ранее было возвеличено лишь в Израиле, стало таким величественным по всей земле. И таким образом самые дальние края земли получили возможность увидеть великое спасение Божье (Мк 16:15−16).
(2) Насколько ярче оно сияет в вышнем мире: «Слава Твоя простирается превыше небес!»
[1] Бог бесконечно более прославлен и совершеннее самого благородного творения и сияет ярче самых ярких объектов.
[2] В то время как мы здесь, на земле, только слышим превосходное Божье имя и славим его, ангелы и благословенные духи на небесах видят Его славу и славят ее, хотя Господь превознесен намного выше их благословений и хвалы.
[3] Когда Иисус Христос, будучи сиянием славы и образом ипостаси Бога, вознесся одесную Господа, Всевышний простер Его славу выше небес, намного дальше всех властей и сил.
II. Как могущественно Бог возвещает об этом через наислабейшие творения (ст. 3): «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, хвалу силе Своей» (ср. Мф 21:16). Здесь подразумевается слава Божья (1) в царстве природы. Каждый из нас должен признать, что та особая забота, которую Бог проявляет о маленьких детях (а ведь когда они впервые вступают в мир, то являются самыми беспомощными из всех существ), та особая защита, под которой они находятся, и обеспечение, предоставленное им природой, — все это совершено для славы Божьей и является примером Его силы и милости, ибо мы все пользуемся этим приобретением и благодаря этому не умираем от рождения, а имеем колени, которые держат нас, и грудь, которая кормит нас. «Это такой пример Твоей милости, который может заствить навечно умолкнуть Твоих врагов, которые говорят: «Нет Бога».
(2) В царстве провидения. Управляя этим нижним миром, Бог использует сынов человеческих; некоторые из них знают Его, а некоторые — нет (Ис 45:4), и они похожи на младенцев и грудных детей; более того, иногда Господу угодно, чтобы Его цели выполнялись с помощью служения таких людей, которые по своей мудрости и силе ненамного отличаются от грудных детей и младенцев.
(3) В царстве благодати — царстве Мессии. Здесь предсказывается, что через апостолов, на которых смотрели как на детей — людей некнижных и простых (Деян 4:13), убогих и жалких, — и безумством их проповеди царство дьявола будет разрушено, как стены Иерихона — от звука труб. Евангелие называется рукой Господа и жезлом силы Его; оно было предназначено, чтобы творить чудеса — не из уст философов или ораторов, политиков или государственных деятелей, а группкой бедных рыбаков, которые находились в очень невыгодных условиях. Мы слышим, как дети кричат: «Осанна Сыну Давидову!», когда первосвященники и фарисеи не принимают Его, а презирают и отказываются от Него. Именно по этому случаю наш Спаситель произнес эти слова (Мф 21:16), и ими Он заклеймил врага. Иногда благодать Божья чудесным образом проявляется в маленьких детях, и Он учит их ведению и вразумляет проповедью отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери (Ис 28:9). Иногда сила Бога совершает великие дела в Своей Церкви через слабые и непривлекательные инструменты — через простых, слабых и глупых в этом мире людей, смущая благородных, мудрых и могущественных, чтобы никакая плоть не могла получить славу в Его присутствии, а более очевидно было явлено совершенство силы Бога, а не человека (1Кор 1:27,28). Это Он делает ради врагов Своих, так как они высокомерны и заносчивы, чтобы усмирить их, заставить молчать и покрыть позором, и таким образом справедливо отомстить им (см. Деян 4:14; 6:10). Дьявол — самый большой враг и мститель, и проповедь Евангелия в значительной мере усмирила его: его жрецы были вынуждены молчать, защитники оказались в замешательстве, а нечистые духи не осмелились говорить.
Воспевая эти стихи, давайте воздадим славу Богу и Его великому имени за те великие дела, которые Он совершил силой Своего Евангелия, в колеснице которого едет превознесенный победоносный Искупитель, к которому мы должны обращаться не только с хвалой, но и с наилучшими желаниями. Хвала совершенна (то есть Бог прославлен в наивысшей степени), когда сила исходит из уст младенцев и грудных детей.
Стихи 4−10. В этих стихах Давид продолжает возвеличивать Бога, перечисляя почести, которыми Он облек человека, особенно человека Иисуса Христа. Покровительственное отношение божественной благодати призывает нас к хвале в той же степени, что и вознесение божественной славы. С удивлением и благодарностью псалмопевец осознает, как Бог с благоволением покровительствует человеку и предлагает нам поразмыслить над этим. Обратите внимание:
I. Что влечет Давида восхищаться покровительственным благоволением Бога к человеку. Это его размышления о блеске и сиянии небесных тел, находящихся в пределах разума: «Когда взираю я на небеса Твои и вижу там луну и звезды» (ст. 4). Но почему он не обращает внимания на солнце, которое превосходит их всех? Возможно, это была ночная прогулка при лунном свете, во время которой он размышлял и наставлял себя, когда солнца не было видно, а на небе сияли лишь луна и звезды, которые вместе взятые хотя и не служат человеку в той же степени, что солнце, но в то же время не меньше его демонстрируют мудрость, силу и милость Творца. Здесь обратите внимание, (1) что наша обязанность — размышлять о небесах. Мы видим их, мы не можем не видеть их. Этой способностью среди многих прочих человек отличается от тварей, сотворенных, чтобы смотреть вниз, на землю. Человек же сотворен так, чтобы смотреть на небо. Os homini sublime dedit, coelumque tueri jussit — человеку Он придал прямое строение и повелел смотреть на небеса, чтобы таким образом он был расположен направлять свои чувства к вышнему, ибо то, что мы видим, не оказывает своего воздействия на нас, пока мы не поразмыслим об этом.
(2) Мы всегда должны задумываться о небесах как о Божьем месте, которое принадлежит Богу не так, как весь мир и даже земля, а особенным образом. «Небо — небо Господу» (Пс 113:24), это место обитания Его славы, и мы научены называть Его «Отче наш, сущий на небесах».
(3) Небеса принадлежат Господу, так как являются творением Его перстов. Он сотворил их и сотворил легко. Чтобы создать небеса, не потребовалось даже протянуть руку; они были созданы словом, это было делом Его перстов. Он сотворил их с большим искусством и изяществом, подобно произведению искусства, которое художник творит пальцами.
(4) Даже меньшие светила, луна и звезды, демонстрируют славу и силу Отца света и дают нам повод для прославления.
(5) Небесные тела — не только творения божественной силы, но и субъект для божественного управления. Бог не только сотворил их, но и повелел им; и небесные постановления никогда не будут изменены. Но каким образом они могут возвеличить благоволение Бога к человеку?
[1] Когда мы задумываемся о том, как слава Бога сияет в вышнем мире, то вполне можем изумиться, что Он знает о таком убогом творении, как человек, что Тот, Кто восседает в такой яркой и благословенной части вселенной и управляет ею, должен был смирить Себя, чтобы посмотреть на то, что происходит на этой земле (Пс 112:5−6).
[2] Когда мы задумаемся о том, какую пользу небеса оказывают людям на земле, и о том, что свет разделен для всех народов (Втор 4:19; Быт 1:15), мы можем сказать: «Господи, что есть человек, что Ты распределяешь постановления небесные, помня о нем и для его пользы, что его утешения и удобства также принимались в расчет при сотворении небесных тел и их направления!»
II. Как Давид выражает это восхищение (ст. 5): «Господи, что есть человек (enosh греховный, слабый, ничтожный человек — творение, которое так часто забывает о Тебе и своем долге), что Ты помнишь его, что Ты знаешь о нем, о его поступках и делах, что при сотворении мира Ты имел уважение к нему! Что такое сын человеческий, что Ты посещаешь его, что Ты не только питаешь и одеваешь его, защищаешь и обеспечиваешь его вместе с другими творениями, но и посещаешь его, как друг посещает друга, что Тебе нравится говорить с ним и заботиться о нем! Что такое человек — такое жалкое творение, чтобы почитать его (такое греховное творение), чтобы ему было оказано такое благоволение и открыт лик лица Твоего!» Здесь подразумевается:
1. Все человечество в целом. Хотя человек — червь, и сын человека — червь (Иов 25:6), но Бог вызывает к нему уважение и демонстрирует Свою милость и щедрость. Он благоволит к человеку больше, чем к любому творению в этом мире, и оберегает провидением. Ибо (1) человек занимает почетное положение. Мы можем быть уверены, что он обладает преимуществом среди всех других существ этого нижнего мира, ибо Бог не много умалил его перед ангелами (ст. 6). Человек, безусловно, ниже, так как телом объединен с землей и тварями, которые гибнут; но в то же время своей душой, которая духовна и бессмертна, он так близок к святым ангелам, что вполне справедливо можно сказать, что он не много ниже их и, следовательно, сродни им. Он ненамного ниже ангелов, в то время как его великая душа облачена в глиняную обитель, но сыны воскресения должны быть isangeloi — равны ангелам (Лк 20:36) и ненамного ниже их.
(2) Человек наделен благородными способностями и возможностями. «Ты славою и честью увенчал его». Сотворивший человека наделил его отличительными чертами. Бог, который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных (Иов 35:11), сделал человека пригодным, чтобы управлять ими, а им повелел подчиняться человеку. Человеческий разум — венец Его славы; давайте же не будем позорить этот венец, беспорядочно используя его, чтобы не лишиться его, поступая вопреки тому, что он диктует.
(3) Человек облачен неограниченной властью над всеми низшими тварями, сотворенными Богом, и назначен их господином. Тот, Кто сотворил его, Кто знает его и Кому он принадлежит, поставил его владыкою над делами рук Своих (ст. 7). На документе, подтверждающем его право на владычество, стоит дата сотворения (Быт 1:28), и он был обновлен после потопа (Быт 9:2). Бог все положил к ногам человека, чтобы тот мог служить себе не только своим трудом, но и жизнью и продуктами, производимыми низшими животными. Они все переданы ему в руки; более того, Бог все положил под ноги его. Господь точно определяет некоторых низших животных (ст. 8−9): не только овец и волов, о которых человек заботится и ухаживает, а также полевых зверей, обитателей водных просторов, живущих далеко от человека, — птиц небесных и рыб морских, которые обитают в другой среде и проходят невидимыми морскими стезями. Человек настолько искусен, что может покорять подобных, хотя многие из них намного сильнее и стремительнее, чем он; но так или иначе они не могут справиться с ним. «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим» (Иак 3:7). Человек также имеет право использовать их по необходимости. «Встань, Петр, заколи и ешь» (Деян 10:13). Каждый раз, когда мы едим рыбу или птицу, мы осознаем владычество над делами рук Божьих. Это также является для нас поводом подчиняться Богу, нашему главному Господину, и Его владычеству над нами.
2. Но эти стихи также особым образом указывают на Иисуса Христа. О Нем истолковывается место в Послании к Евреям 2:6−8, где апостол, чтобы доказать абсолютную власть Христа на небесах и на земле, показывает, что именно Он является тем человеком, Сыном человеческим, о котором говорится в этом месте и которого Бог увенчал славою и честью и которого поставил владыкою над делами рук Своих. И, безусловно, самое великое благоволение, оказанное человечеству, и самая великая честь, когда-либо оказанная человеческой природе, проявилась в воплощении и вознесении Господа Иисуса. Этот пример намного превосходит благоволение и почести, оказанные сотворением и провидением, хотя и они огромны и намного превосходят то, что мы заслужили. Благодаря этому примеру у нас есть повод смиренно оценивать себя и с благодарностью восхищаться благодатью Бога [1] за то, что Иисус Христос облекся в человеческую природу и в ней смирил Себя. Он стал Сыном человеческим, сопричастником плоти и крови; когда Иисус стал таким, то Бог посетил Его, что некоторые подразумевают как Его страдания за нас, ибо сказано, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус (Евр 2:9). Бог посетил Его, возложил на Него грехи всех нас, наказал Его за них, коснулся Его жезлом и ударами, чтобы Его ранами мы могли исцелиться. Он (как толкует апостол) не много был унижен пред Ангелами, когда облекся в подобие слуги и лишился славы.
[2] За то, что в этой природе Он был превознесен, чтобы быть Господом всего. Бог Отец превознес Его, так как Он смирился, славою и честью увенчал его — славою, которую Он имел с Ним до создания миров, и поставил Его не только главой Церкви, но и поставил Его выше всего. Он отдал все в руки Иисуса, доверил Ему управление царством провидения, а также связанный с ним надзор за царством благодати. Все твари были положены у Его ног; и даже в те дни, когда Он был во плоти, Иисус явил некоторые образцы Своей власти над ними, как, например, Он повелевал ветрам и морям, как повелел рыбе уплатить свой налог. Поэтому псалмопевец имеет хороший повод закончить так же, как начал: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле, которая была почтена присутствием Искупителя и сейчас еще просвещается Его Евангелием и управляется Его мудростью и силой!»
Воспевая эти стихи и молясь ими, мы должны не забывать с должными чувствами признавать благоволение Бога к человечеству, в особенности то, что Он отдал в наше распоряжение низших тварей. В то же время мы должны особым образом располагать себя воздавать славу нашему Господу Иисусу, исповедуя, что Он есть Господь, подчиняясь Ему, как нашему Господину, и ожидать того часа, когда мы увидим, что все положено под ноги Его и все Его враги — у подножия Его ног.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 8