Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Этот псалом исторический. Он представляет собой рассказ о великих милостях, которыми Бог одарил Израиль, о великих грехах, которыми Израиль раздражал Его, и о многих признаках Его недовольства, вызванных этими грехами. В предыдущем псалме, чтобы ободрить себя в трудное время, псалмопевец начал рассказывать о чудесах Божьих, совершенных ранее, но внезапно прервал рассказ. А здесь он вновь возвращается к этой теме для назидания Церкви и подробно излагает ее, не только показывая, что Бог благ к Своему народу, что является залогом дальнейшей окончательной милости, но и то, как низко вели они себя по отношению к Богу, что оправдывает Его наказания в нынешнее время и не позволяет жаловаться. В этом псалме содержится (I) предисловие к истории Церкви, требующее внимания нынешнего поколения и рекомендующее грядущим поколениям изучать ее (ст. 1−8).

(II) История израильского народа от Моисея до Давида. Она изложена в виде псалма, или песни, чтобы ее легче было запомнить и передать потомкам и чтобы пение об описанных здесь событиях более воздействовало на них, чем обычный их пересказ. Основная цель этого псалма изложена в ст. 9−11, где обращается внимание на наказания, которые они ныне испытывают, на грехи, вызвавшие эти наказания (ст. 10), и на милости Бога, проявленные к ним в прежние времена, из-за которых их грех становился более тягостным (ст. 11). В частности, этот псалом рассказывает (1) о чудесных делах Бога, когда Он вывел их из Египта (ст. 12−16), обеспечивал всем необходимым в пустыне (ст. 23−29), поражал и истреблял их врагов (ст. 43−53) и в конце дал им во владение землю обетованную (ст. 54−55).

(2) Какими неблагодарными оказались израильтяне за Его благоволение к ним, и как часто они раздражали Его своими грехами. Как они роптали против Бога и разуверились в Нем (ст. 17−20), тем самым обесценив свое покаяние и подчинение, когда Он наказывал их (ст. 34−37), а также огорчая и искушая Его (ст. 40−42). Как они публично оскорбляли Бога своим идолопоклонством после вхождения в Ханаан (ст. 56−58).

(3) Как Бог справедливо наказал их за грехи в пустыне (ст. 21−22), сделав их грех их наказанием (ст. 29−33), и позднее, когда ковчег был захвачен филистимлянами (ст. 59−64).

(4) Как милостиво Бог пощадил их и вернул им милость, несмотря на их провокации. Он и раньше прощал их (ст. 38−39) и сейчас удалил Свои суды, которые они сами навлекли на себя, утвердив для них благополучие и в Церкви, и в государстве (ст. 65−72). Основная цель этого псалма — чтобы мы получили пользу, воспевая его, то есть вспоминая о том, что Бог ранее сделал для нас и Своей Церкви и что мы сделали против Него. Некоторые его мысли также полезны для предостережения нас от грехов неверия и неблагодарности, в которых Израиль прежних времен был особым образом виновен и запись о которых сохранилась для нашего назидания. «Все это происходило с ними, как образы…» (1Кор 10:11; Евр 4:11).

Учение Асафа.

Стихи 1−8. Эти стихи, являющиеся вступлением к истории израильского народа, показывают, что псалом полностью соответствует заглавию. Это, безусловно, учение — псалом для назидания, и если мы не принимаем его наставления, то это наша собственная ошибка. В этих стихах:

I. Псалмопевец требует внимания к тому, что он написал (ст. 1): «Внимай, народ мой, закону моему…» Некоторые считают, что это слова псалмопевца. Давид как царь, или Асаф как секретарь государства или переписчик сладкого певца Израилева, призывает народ как людей, вверенных его попечению, приклонить ухо к его закону. Он называет свои наставления законом, или указом — такую повелевающую силу они несли в себе. Каждая добрая истина, принятая в ее свете и любви, будет с силой закона воздействовать на совесть. Но это еще не все. Давид был царем, и он использует свою царскую власть для назидания своего народа. Если Бог Своей благодатью делает великих людей благочестивыми, то они смогут сделать добра больше, чем другие, так как их слово будет законом для тех, кто обязан приклонить ухо и слушать. Ибо для чего божественное откровение дало нам уши, если мы не будем прислушиваться к нему, смиряться, побуждать себя и других слушать его и быть внимательным к нему? Или же псалмопевец, являясь пророком, говорит, как уста Бога, и называет их Своим народом, требуя подчинения Своим словам, как закону. Поэтому пусть тот, кто имеет ухо, слышит, что Дух говорит церквам (Откр 2:7).

II. Существует несколько причин, почему мы должны быть особенно внимательны к тому, что здесь говорится.

1. Обсуждаемые здесь истины важны и удивительны; они заслуживают размышления и нуждаются в нем (ст. 2): «Открою уста мои в притче, чтобы рассказать вам о возвышенном и необычном, но превосходном и заслуживающем внимания. Я произнесу гадания из древности, что потребует вашего серьезного отношения; они похожи на загадки, которыми восточные правители и мудрецы испытывали друг друга». Здесь они названы гаданиями не потому, что их сложно понять, а потому что ими нужно восхищаться и в них нужно внимательно вслушиваться. Все это должно было осуществиться в притчах, произнесенных нашим Спасителем (Мф 13:35), которые, как и эта, представляли состояние Царства Божьего среди людей.

2. Они являются памятниками античности — гадания из древности, что отцы наши рассказали нам (ст. 3). Они несомненны, мы слышали их и знаем их, и нет повода сомневаться в их правдивости. Евангелие Луки названо повествованием о совершенно известных между нами событиях (Лк 1:1); такими же являются события, о которых здесь рассказывается. Честь, которую мы должны оказывать родителям и предкам, повелевает нам быть внимательными к их словам и, так как они являются истиной и благом, принимать их с большим благоговением.

3. Эти рассказы должны передаваться последующему поколению, и в этом заключается наша основная обязанность (ст. 4). Так как отцы наши рассказывали нам, так и мы не скроем от детей их. Наши дети названы их детьми, так как они беспокоились о последующем поколении и смотрели на них, как на своих детей; и, наставляя своих детей в познании Бога, мы в какой-то степени платим долг нашим родителям за то, что они учили нас. Более того, если мы не имеем собственных детей, то должны возвещать о делах Божьих их детям, то есть детям других. Мы должны в общем беспокоиться о последующем поколении, а не только о своем собственном. О поколении, которое придет после них, о детях, которые родятся в будущем, мы должны беспокоиться в той же степени, что и о поколении, следующем за нами, и уже рожденных детях. Мы должны передавать своим детям не только знания о языках, искусствах, науках, свободе и собственности, но в особенности — научить их славить Господа и Его силу, проявившуюся в совершенных Им чудесных делах. Мы должны заботиться о том, чтобы передать знания о религии — этот великий вклад, чистый и целостный — в руки тех, кто наследует нас. Существует две вещи, полное и чистое знание о которых мы должны хранить для передачи своим наследникам.

(1) Закон Божий, ибо он был дан с особой целью, чтобы усердно преподавать его своим детям (ст. 5): «Он постановил устав в Иакове и Израиле, дал им заповеди и обетования, которые повелел внушать детям своим» (Втор 6:7,20). Церковь Божья не должна быть, как сказал один историк о благополучии римлян, res unius aetatis — лишь на один век. Она должна поддерживаться последующими поколениями; поэтому Бог побеспокоился о наследовании служителей от колена Левиина и дома Аарона и повелел, чтобы родители наставляли своих детей в познании Своего закона. А когда они вырастут, то должны в свое время возвещать своим детям (ст. 6), чтобы после отшествия одного поколения слуг Божьих и поклоняющихся могло прийти другое поколение, и Церковь, как земля, могла пребывать вечно. И тогда имя Бога будет звучать среди людей, сколько дней небо будет над землею.

(2) Касающиеся их провидения Божьи, посылаемые из милости и для суда. Похоже, что предыдущая истина упоминалась ради нынешней, то есть раз Бог дал повеление, чтобы Его законы были известны последующему поколению, то соответственно необходимо, чтобы вместе с ними передавались и рассказы о Его делах: об исполнении обетований, дарованных послушным, и угроз, данных непослушным. Пусть все это станет известно нашим детям и детям наших детей:

[1] чтобы они получили ободрение приспосабливаться к воле Божьей (ст. 7): не забывать дел Божьих, соделанных в прежние дни, возлагать надежду свою на Бога и хранить заповеди Его, чтобы Его повеления стали их правилом, а Его завет — их опорой. С уверенностью надеяться обрести Божье спасение могут лишь те, кто добросовестно исполняет Его заповеди. Должное размышление о делах Божьих может укрепить нашу решимость утвердить на Нем надежду и соблюдать Его заповеди, ибо Он готов поддержать нас и в том, и в другом.

[2] Чтобы они получили предупреждение не становиться подобными отцам своим (ст. 8): «и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному». Здесь обратите внимание: во-первых, каким был характер их отцов. Хотя они были семенем Авраама, вступившего в завет с Богом (и, насколько мы знаем, в этом мире Он имеет лишь исповедующий народ), в то же время они были упрямы и мятежны, противились Богу и открыто противостояли Его воле. На самом деле они исповедовали свое родство с Ним, но неправильно располагали свои сердца, не были искренни в своих отношениях с Богом и в поклонении Ему и поэтому были неверны Богу духом своим и при каждой возможности удалялись от Него. Обратите внимание, что лицемерие — это быстрый путь к отступничеству. Тот, кто не располагает сердцем, правым перед Богом, не будет верен Ему, а нарушит обещание. Во-вторых, как звучал призыв к детям: чтобы они не были подобны своим отцам. Отметьте: тот, кто происходил из нечестивой и безбожной семьи, при размышлении о Слове и делах Божьих мог увидеть достаточный повод не идти теми же путями. И то, что они следовали традициям своих отцов, не будет принято как оправдание их суетного образа жизни (1Пет 1:18), ибо совершаемое ими зло, о котором мы знаем, должно быть предостережением для нас, чтобы мы боялись того, что было так пагубно для них, и могли избежать обрушившихся на них проклятий, погубивших их здоровье и собственность.

Стихи 9−39. В этих стихах:

I. Псалмопевец прослеживает поздние упреки провидения, обрушившиеся на народ Израиля из-за их предательского поведения по отношению к Богу (ст. 9−11). Сыны Ефремовы, чье колено располагалось в Си-ломе, теперь были хорошо вооружены и стреляли из лука, в то же время они обратились назад в день брани. Похоже, это место ссылается на то постыдное поражение в сражении с филистимлянами во время Илия, когда враги завладели ковчегом (1Цар 4:10−11). В этих стихах псалмопевец начинает говорить об этом происшествии и после длительного отклонения от этой темы вновь возвращается к нему в ст. 61. Хотя прошло уже более сорока лет, это событие было свежим в памяти людей во времена Давида, так как ковчег, захваченный филистимлянами в том памятном сражении, хотя и был быстро освобожден из плена, но так и продолжал оставаться в безвестности, пока Давид не забрал его из Кириаф-Иарима в свой город. Здесь отметьте (1) постыдную трусость сыновей Ефрема, которые были воинствующим племенем и считались храбрыми мужами колена Иисуса Навина. И мужчины этого колена, как всегда хорошо вооружившись, повернулись спинами, увидев лицо врага. Обратите внимание, что оружие войны приносит воинам небольшую пользу, если нет воинственного духа, так как он покидает человека, если Бог отступает от него. Грех угнетает дух человека и отнимает у него сердце.

(2) Причины их трусости, которые были не менее позорны. К ним можно отнести:

[1] позорное нарушение закона Божьего и завета с Ним (ст. 10). Их поведение было предательским и вероломным, так как они не сохранили завета Божия, были упрямы и мятежны (какими и были описаны в ст. 8), ибо категорически отказывались жить по законам Бога, и в результате сказали Ему в лицо, что не желают, чтобы Он управлял ими.

[2] Позорную неблагодарность Богу за Его благоволение, проявленное к ним: «Они забыли дела Его и чудеса, которые заслуживали восхищения» (ст. 11). Отметьте, что забывчивость о делах Божьих является корнем нашего непокорства Его законам.

II. Он использует эту возможность, чтобы, приняв во внимание предыдущее, сравнить его с ситуацией их отцов, которые так же забывали о Божьих милостях и были неблагодарны к своему Творцу и Даятелю, за что часто вызывали Его недовольство. Рассказ, переданный в этих стихах, заслуживает особого внимания, так как повествует о борьбе между милостью Божьей и человеческой порочностью; и милость в конце концов торжествует над судом.

1. Бог совершил великие дела для Своего народа Израиля, когда вначале объединил его, а затем сформировал в народ: «Он пред глазами отцов их сотворил чудеса», но не только в их глазах, а чтобы совершить для них доброе дело и принести им пользу. Это было трудно объяснить, здесь проявилась великая милость, и можно было предположить, что они никогда не забудут об этом. О том, что Господь сделал для них в земле Египетской, упоминается не только здесь (ст. 12), но и в ст. 43. Далее псалмопевец продолжает повествование, чтобы показать, (1) как Бог сделал для них проход через Красное море, дал им смелость и ободрил пройти через воды, стоявшие над их головами, как стены (ст. 13). Прочтите Ис 63:12−13, где говорится, что Бог вел их за правую руку чрез бездны, чтобы они не спотыкались.

(2) Как Он обеспечил их водителем, который вел их непротоптанными путями по пустыне (ст. 14). Он вел их шаг за шагом: днем вел их облаком (которое защищало от жары), а во всю ночь светом огня, что, возможно, нагревало воздух; по крайней мере, это делало ночной мрак не таким ужасным и отгоняло диких зверей (Зах 2:5).

(3) Как Он обеспечивал их лагерь свежей водой, когда они находились в сухой и жаждущей земле, где не было воды. Он сделал это не с помощью открытия сосудов небесных (что было бы обычным способом), а напоил из скалы (ст. 15−16): «Он рассек камень в пустыне, и тот дал им воду, так как они сами не могли получить ее ни из облаков небесных, ни из нижних источников». Он напоил их из твердой, сухой скалы, но вода не капала оттуда, словно из перегонного куба, капля за каплей, а воды потекли, как реки, словно из великой бездны. Бог дает с изобилием, Он щедр в милости; Он дает в нужное время и иногда заставляет нас почувствовать недостаток этих милостей, чтобы мы лучше ощутили их ценность. Вода, которую Бог дал Израилю из скалы, была особо ценной, так как это было духовное питье. Камень же был Христос.

2. Когда Бог начал так благословлять их, они стали публично оскорблять Его (ст. 17): «Но они продолжали грешить пред Ним еще больше, чем в Египте, хотя уже там были достаточно плохи» (Иез 20:8). Они справлялись с бедствиями рабства лучше, чем с трудностями избавления, и никогда не роптали против своих надсмотрщиков так много, как против Моисея и Аарона, словно они были освобождены, чтобы впредь делать все эти мерзости (Иер 7:10). Как иногда грех, чтобы стать чрезмерным, использует заповедь, так иногда и избавление. Они раздражали Всевышнего. Хотя Он был Всевышним и они знали, что являются неравноценной парой для Него, в то же время они раздражали Его и даже бросали вызов Его справедливости. И это все происходило в пустыне, где они были предоставлены Его милости и, следовательно, должны были стремиться угодить Ему; где Он проявил к ним много милости, и поэтому, чтобы угодить Ему, они были обязаны благодарить Его. А они в это время специально делали и говорили то, что раздражает Его, они искушали Бога в сердце своем (ст. 18). Грех зародился в их сердце и там впитал его порочность. Они непрестанно заблуждаются сердцем (Евр 3:10). Так они искушали Бога, до крайности испытывая Его терпение: будет ли Он выносить их или нет; и в результате вынудили Его действовать наихудшим образом. Они провоцировали Его двумя способами:

(1) желая или требуя того, что Он считал неполезным для них — требуя пищи по душе своей. Бог давал им пищу для утоления голода: это была манна, данная им в изобилии, — полезная и вкусная пища. Он давал им пищу для веры, приготовленную из головы левиафана, которого Он сокрушил (Пс 73:14). Но им этого было недостаточно; им нужна была пища для утоления своей похоти, лакомства и различные излишества, чтобы удовлетворить свой любящий роскошь аппетит. Ничто не раздражает Бога больше, чем наше недовольство своей участью и потакание плотским желаниям.

(2) Не доверяя Его силе и тому, что Он может дать им желаемое. Безусловно, это искушало Бога. Они требовали мяса и, если бы Он не дал им требуемого, сказали бы, что Он не может этого сделать, а не отказывает, так как считает излишним (ст. 19): «Они говорили против Бога». Те, которые определили границы силы Божьей, говорили против Него. Разве что-нибудь может быть более оскорбительным для Бога, чем вопрос: «…может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» У них была манна, но они не считали ее трапезой, раз на столе не было вареной и жареной пищи — первого, второго и третьего блюда, — как они ели в Египте, где присутствовало мясо, рыба и подливки (Исх 16:3; Чис 11:5), готовились различные кушанья, стояли корзины с фруктами. Какой же неразумной и ненасытимой является роскошь! Эти эпикурейцы считали, что накрытый лакомствами стол был слишком сложной задачей, и сам Бог не смог бы сделать этого в пустыне, хотя Ему принадлежат все звери в лесу и все птицы на горах (Пс 49:10−11). Их неверие в силу Бога возрастало, и они решили, что все, сделанное Им до сих пор, было пределом Его возможностей (ст. 20): «Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, которые напоили их и их скот». Но что легче — накрыть стол в пустыне, что может сделать любой богатый человек, или извлечь воду из скалы, чего не может сделать самый могущественный человек на земле? И никогда неверие, хотя оно всегда было безрассудством, не задавало такого абсурдного вопроса: «Может ли Тот, кто превратил скалу в потоки воды, дать и хлеб? И может ли Тот, кто дал хлеб, дать и мясо?» Но разве есть что-то невозможное для Всемогущего? Когда однажды обычные силы природы вышли за границы, то Бог опустошил Свою руку, и поэтому мы должны прийти к заключению, что для Него нет ничего невозможного. Как бы велика ни была наша просьба, мы должны признать: «Господи, если хочешь, можешь».

3. Бог справедливо возмутился этой провокацией и выразил Свое чрезвычайное недовольство ими (ст. 21): «Господь услышал и воспламенился гневом». Обратите внимание, что Бог является свидетелем нашего ропота и неверия. Он все слышит и негодует. За это воспламенился огонь против Иакова; и возгорелся у них огонь Господень (Чис 11:1). Или здесь может говориться об огне гнева Божьего, который воспламенился на Израиль. Для неверующих наш Бог сам является огнем пожирающим. Тот, кто не верит в силу милости Божьей, испытает силу Его негодования и будет вынужден признать, что страшно впасть в руки Бога живого. Эти стихи рассказывают, (1) почему Бог так сильно возмутился этой провокацией (ст. 22): «За то, что, как показала ситуация, они не веровали в Бога». Они не поверили откровению, которое Бог дал им о Себе, ибо не осмелились вручить себя Ему и пойти вместе с Ним. Они не уповали на спасение Его, которое Он начал совершать для них, так как в противном случае не сомневались бы в его свершении. Нельзя сказать о человеке, что Он верит в Божье спасение и воспринимает его как свое конечное блаженство, если его сердце не верит, что Божье провидение является подходящей пищей на пути к нему. Их прежний опыт и знания о Божьей силе и милости отягощали их неверие (ст. 23−25). Он дал им неоспоримые доказательства Своей силы не только здесь, на земле, но и на небесах, ибо Он повелел облакам свыше как Сотворивший их и повелевший существовать. Он мог использовать их, как Ему угодно. Обычно дождями они вносили свой вклад в произрастание зерна на земле, но теперь, когда Бог повелел им, они пролили на землю готовый хлеб, который поэтому и назывался хлебом небесным, так как небеса могут совершать работу без земли, а земля без небес — нет. Бог, который имеет ключ от облаков, отверз двери неба, что важнее открытия отверстий небесных, о чем в то же время говорится как о великом благословении (Мал 3:10). Для всех, кто верой и молитвой просит, ищет и стучит, эти двери открыты в любое время, ибо Бог небес богат милостью для всех, призывающих Его. Он содержит не только хороший дом, но и открытый дом. Вполне справедливо Бог мог бы плохо обращаться с ними за их недоверие к Нему, когда Он Сам был так добр к ним, что одождил на них манну в пищу — реальную еду, которую они получали каждый день в достаточной мере для всех и для каждого. Хлеб ангельский ел человек — пищу ангелов, которую, если бы был повод, ангелы ели и за которую благодарили; или пищу, которая была получена благодаря служению ангелов и (как читают халдеи) сошла с небес — места обитания ангелов. Каждый, даже самый малый ребенок в Израиле, ел хлеб Всевышнего (написано на полях). Самый слабый желудок может переварить ее, и в то же время она настолько питательна, что была твердой пищей для сильных мужчин. Пища была хороша, ее было достаточно, ибо послал Он им пищу до сытости. Если они собирали мало, то это была их собственная ошибка, так как в пище у них не было недостатка (Исх 16:18). Хотя каждодневное обеспечение, которое Бог предоставляет нам с момента появления на свет, и не содержит в себе столько чудес, как это, но оно имеет в себе не меньше милости и поэтому еще больше усугубляет наше недоверие Богу.

(2) Как Он выражает Свое негодование их поведением. Он не отказывает им в том, чего они так страстно желают, а дает просимое.

[1] Они засомневались в Его силе? Он очень быстро и ощутимо убедил их в том, что может приготовить трапезу в пустыне. Хотя кажется, что ветры дуют туда, куда желают, в то же время, когда Богу угодно, Он может сделать их Своими поставщиками провизии (ст. 26). Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный. То ли юго-восточный, то ли восточный ветер вначале принес перепелов, а затем южный принес еще больше, так что, как пыль, одождил на них мясо — мясо самого изысканного вида, поступившее не из лавки мясника, а диких птиц; и их было так много, как песка морского (ст. 27), и в результате каждый израильтянин, даже самый убогий, имел достаточно, и это ему ничего не стоило. Они не прилагали усилий для ловли птиц в горах, ибо Бог поверг их среди стана их, около жилищ их (ст. 28). Это событие описано в Книге Числа 11:31−32. Посмотрите, как благ Бог к злым и неблагодарным людям, и удивитесь тому, что Его милость не победила их порочность. Обратите внимание: у нас мало оснований, чтобы судить о любви Бога по подобным дарам Его изобилия. Лакомства не являются признаками Его особого благоволения. Христос подал кусок сухого хлеба любимым ученикам, а кусок, омоченный в вине, — предавшему Его Иуде.

[2] Они бросили вызов Его справедливости и хвалились, что достигли своей цели? Он заставил их дорого заплатить за этих перепелов, ибо хотя Он желаемое ими дал им, но еще не прошла прихоть их (ст. 29−30). Они не могли удовлетворить свой аппетит; их желудки уже были наполнены пищей, но они не удовлетворили свое желание, так как не знали, чего еще желать. Такова природа похоти: она ничем не может удовлетвориться, и чем больше мы ей потакаем, тем более ненасытной она становится. Тот, кто ублажает свою похоть, никогда не избавится от нее. Или же здесь подразумевается, что Божья щедрость не побудила их стыдиться своих неблагодарных похотей, что обязательно произошло бы, если бы они имели хоть какое-то чувство чести. Но что из этого вышло? Когда еще пища была в устах их и они перекатывали ее под языком, как конфетку, гнев Божий пришел на них, убил тучных их (ст. 31), которые были самыми требовательными и смелыми (см. Чис 11:33−34). Они были накормлены, как овцы для заклания, — в таких случаях мясник берет вначале самых тучных. Мы можем предположить, что среди них были благочестивые и удовлетворенные израильтяне, которые умеренно ели перепелов и не стали от этого хуже, ибо людей отравляло не мясо, а собственная похоть. Пусть эпикурейцы и сластолюбцы прочтут здесь свою судьбу. Их бог — чрево, их конец — погибель (Флп 3:19). Беспечность глупцов погубит их, и их гибель будет величественной.

4. Ни суды Божьи, ни Его милости не изменили их и не достигли цели (ст. 32), так как при всем этом они продолжали грешить. Они роптали и враждовали с Богом и Моисеем как и прежде. Хотя Бог гневался и поражал их, но они, отвратившись, пошли по пути своего сердца (Ис 57:17). Они не верили чудесам Его. Хотя Его дела справедливости были чудесны и являлись великим доказательством Его силы и милости, в то же время они не выработали в израильтянах страха Божьего и не убедили в выгоде иметь Господа своим другом. Безусловно, твердыми являются те сердца, которые не тают от милости Божьей и не разбиваются Его судами.

5. Они упорствовали в своих грехах. Бог продолжал Свои суды, но это были суды другой природы, которые совершались не внезапно, а постепенно. Он наказывал их не в то же время острым приступом болезни, который убивал тучных их, а поражал томительным продолжительным расстройством (ст. 33): «И погубил дни их в суете в пустыне и лета их в смятении». Необратимой судьбой они были приговорены провести тридцать восемь утомительных лет в пустыне, которые, несомненно, были проведены в суетности, ибо на протяжении этих лет израильтяне ни одного шага не сделали в сторону Ханаана, а повернули назад и блуждали взад и вперед, как в лабиринте; ни одного действия не было сделано для завоевания земли обетованной. Они провели эти года не только в суетности, но и в бедствиях, так как их телам было суждено пасть в пустыне, и они все погибли, кроме Халева и Иисуса Навина. Отметьте: тот, кто продолжает грешить, должен быть готов постоянно бедствовать. И если мы не живем верой, то проводим свои дни в суете и бедах, а на протяжении своей жизни имеем мало утешений и живем бесцельно.

6. Подвергаясь наказаниям, они каются, но в своем покаянии неискренни, хотя и довольно правдоподобны (ст. 34−35): «Когда Он убивал их или приговаривал к погибели, тогда они искали Его; они исповедовали свои ошибки и просили прощения». Когда кто-либо из них погибал, то другие от страха взывали к Богу о милости, обещали измениться и стать очень хорошими. Тогда они обращались, и с раннего утра прибегали к Богу. Поэтому можно было подумать, что они стремятся найти Его. Они притворялись таковыми, так как, несмотря на прежнюю забывчивость, теперь вспоминали, что Бог — их прибежище, и поэтому теперь, нуждаясь в Нем, спешили к Нему, чтобы укрыться в Нем; вспоминали, что Бог Всевышний — Избавитель их, который вывел их из Египта, и поэтому к Нему они могут смело приходить. Страдания посылаются нам, чтобы напомнить, что Бог — наша скала и наш Искупитель, так как в процветании мы склонны забывать Его.

(2) Они не были искренними в своем исповедании (ст. 36−37): «Они льстили Ему устами своими, словно считали, что красивыми речами можно побудить Его отменить приговор и отложить суд, имея тайное намерение нарушить свое слово, когда опасность будет позади». Они не обратились ко Мне всем сердцем своим, а только притворно (Иер 3:10). Их исповедания, молитвы и обещания были вызваны страданиями. Было ясно, что они лицемерили, не исполняли данных слов. Они оттаивали на солнце, но замерзали в тени. Они языком своим лгали пред Ним, сердце же их было неправо пред Ним; это подтвердилось тем, что они не были верны завету Его. Они были неискренними и непостоянными в своей реформации; притворяясь ищущими, обманывая Бога и прочими своими поступками, они в действительности наносили Ему публичное оскорбление.

7. Вследствие этого Бог из жалости к ним остановил Свои наводящие страх суды, которые уже частично исполнились (ст. 38−39): «Но Он, Милостивый, прощал грех». Кто-то подумал бы, что их притворное покаяние должно наполнить меру их беззаконий. Что может больше раздражать, чем ложь святому Богу, когда утаивают часть цены — основную часть (Деян 5:3)? Но тем не менее Он, Милостивый, прощал грех настолько, что не истреблял их и не отказывался от них как от народа (что вполне справедливо мог сделать), а пощадил их жизнь, пока они не воспитали следующее поколение, которое должно было войти в землю обетованную. «…Не повреди ее, ибо в ней благословение» (Ис 65:8). Он многократно отвращал гнев Свой (ибо являлся Господином гнева Своего) и не возбуждал всей ярости Своей, чтобы обращаться с ними так, как они того заслуживают. Но почему Он это делал? Не потому, что их гибель была бы потерей для Него, а (1) так как Он был милостивым, и уже когда собрался погубить их, то возгорелась вся жалость Его и Он сказал: «Как поступлю с тобою, Ефрем? как предам тебя, Израиль?» (Ос 11:8).

(2) Хотя они не всегда помнили, что Он — их прибежище, но Он помнил, что они плоть. Он помнил о порочности их природы, склонявшей их ко злу, и Ему было угодно оправдать их этим, чтобы пощадить, хотя в действительности их грех не заслуживал прощения (см. Быт 6:3). Он понимал слабость и порочность их природы и то, как легко будет уничтожить их: они как дыхание, которое уходит и не возвращается. Их легко можно сокрушить, но если они исчезнут, то уйдут навсегда, и этого нельзя будет изменить. Что тогда будет с заветом, заключенным с Авраамом? Они плоть, дыхание, откуда следует, что их можно было бы (вполне справедливо) незамедлительно уничтожить, и это не было бы потерей ни для кого, но именно потому, что они плоть и дыхание, Бог не погубил их, и истинная причина этого заключается в том, что Он милостивый.

Стихи 40−72. Сущность и цель этого раздела совпадают с предыдущим. Он должен показать, какие великие милости Бог даровал Израилю, как они раздражали Его, какие суды Он обрушил на них за грехи и как в Своем суде вспомнил о милости. Поэтому пусть милости, получаемые нами от Бога, не стимулируют нас ко греху, так как они отягощают грех и торопят наказание за него. В то же время пусть тот, кто пребывает под божественным порицанием, не отказывается от покаяния, так как эти наказания являются средством, которое должно привести к покаянию. Не мешайте излиться милости Божьей, которая хранится для них. Обратите внимание:

I. Псалмопевец опять размышляет о грехах Израиля в пустыне, так как они написаны для нашего назидания (ст. 40−41): «Сколько раз они раздражали Его в пустыне!» Отметьте: не один раз, не два, а много раз, и повторение этих грехов, как и место их совершения, отягощало их (ст. 17). Бог записывал, как часто они раздражали Его, а они — нет. «Они искушали Меня уже десять раз» (Чис 14:22). Раздражая, они не столько гневили Его, сколько огорчали, так как Бог смотрел на них как на Своих детей (Израиль есть сын Мой, первенец Мой), а безобразное, неуважительное поведение детей больше огорчает, чем гневит любящих родителей. Они откладывают это в сердце и неохотно достают оттуда (Ис 1:2). Они огорчали Его, так как своим поведением ставили Бога перед необходимостью поражать их, что Он делал неохотно. После смирения они снова искушали Бога и оскорбляли Святого Израилева, предписывая Ему, какие доказательства Своей силы Он должен представить им и какие методы должен использовать, ведя и обеспечивая их. Они ограничивали Его своим путем и своим временем, словно Он не замечал, как они враждуют с Ним. Очень самонадеянно для нас ограничивать Святого Израилева, ибо, будучи святым, Он делает все возможное для Своей славы, а будучи святым Израилевым, Он делает все возможное для их блага. И мы обвиняем Его мудрость и выдаем собственную гордость и безрассудство, если собираемся предписывать Ему, что делать. Причиной подобного поведения и оскорблений в адрес Бога была их забывчивость о прежних проявлениях Его благоволения (ст. 42): «Они не помнили руки Его, насколько она сильна и как она простиралась, чтобы защитить их. Они не помнили дня, когда Он избавил их от угнетения — от фараона, этого великого врага, который искал их гибели». Некоторые дни становятся знаменательными благодаря свершившимся избавлениям, и мы не должны забывать их, так как воспоминания о них будут ободрять нас в стесненных обстоятельствах.

II. На милости Бога, проявленные к Израилю, о которых они забыли, искушая и ограничивая Бога. Перечень чудесных дел Божьих, совершенных для них, продолжен и дополнен по сравнению со ст. 12.

1. Он начинается описанием их избавления из Египта и казней, с помощью которых Бог вынудил египтян отпустить их. Это были знамения, которые Бог сотворил в Египте (ст. 43), чудеса, совершенные на поле Цоан, то есть в стране Цоан.

(1) Здесь детально изложены некоторые казни, обрушившиеся на Египет, которые громко возвещают о силе Божьей и Его благоволении к Израилю, что вызывало ужас у Его и их врагов.

[1] Превращение воды в кровь; они стали пьяными от крови народа Божьего, от крови младенцев, и теперь Бог дал им кровь для питья, ибо они заслужили это (ст. 44).

[2] Им были посланы насекомые и жабы, которые заполонили собой все, собирались в тучи и скопления, жалили их и губили их (ст. 45). Бог может, если Ему угодно, самых слабых и презренных животных сделать инструментами Своего гнева; если им не хватает силы, то они возьмут количеством.

[3] Наказание саранчой, сожравшей их урожай и все, ради чего они трудились (ст. 46). Все они называются великим войском Бога (Иоиль 2:25).

[4] Наказание градом, который побил деревья, в особенности виноград — самое слабое из деревьев (ст. 47); который побил скот, в особенности стада овец — самых слабых животных из домашнего скота. Они были убиты молниями и льдом (ст. 48), то есть замороженным дождем (что подчеркивает это слово), который был настолько интенсивен, что губил даже сикоморы.

[5] Смерть первенцев была последней и самой суровой казнью для Египта, которая способствовала избавлению Израиля. Это было основной целью (Исх 4:23), но свершилось лишь при последней казни, ибо если бы более мягкие методы произвели желаемый эффект, то можно было бы предотвратить гибель младенцев. Это событие подробно описывается в ст. 49−51.

Во-первых, ее причиной стал гнев Божий, который со всей силой обрушился на египтян. Сердце фараона, которое часто ожесточалось после менее суровых наказаний, на этот раз смягчилось. Теперь Бог возбудил весь Свой гнев, ибо послал на них пламень гнева Своего, то есть гнев в наивысшей степени, и негодование, и ярость и бедствие (ярость и гнев, Рим 2:8−9). Все это Он послал на них с небес, и не было им пощады, так как не могли убежать от руки его (Иов 27:22). Он уравнял стезю гневу Своему, или (дословный перевод) взвесил путь, чтобы излить гнев Свой. Он не изливал его беспорядочно, а вначале взвешивал. Его гнев был взвешен с величайшей точностью на весах справедливости, ибо, испытывая величайшее неудовольствие, Он никогда не делал и не сделает зла ни одному Своему творению. Путь гнева Его всегда взвешен.

Во-вторых, ангелы Божьи были инструментами, принимавшими участие в совершении приговора: «Бог послал среди них посольство злых ангелов», злых не по своей природе, а из-за возложенного на них поручения. Это были ангелы-губители, ангелы наказания, которому подверглась вся земля Египетская, которое соответственно взвешенным путям гнева Божьего повелевало убить не всех, а лишь первенцев. Добрые ангелы стали злыми для грешников. Тот, кто делает святого Бога своим врагов, не должен надеяться, что святые ангелы будут его друзьями.

В-третьих, само наказание было очень суровым: «Он не охранял души их от смерти, а позволил, чтобы смерть с триумфом разъезжала среди них, и скот их предал моровой язве, которая мгновенно рубила нить жизни». Господь поразил всякого первенца в Египте (ст. 51), начатки сил их, надежды их уважаемых семей. Дети — это сила родителей, а первенцы — это начатки сил их. Таким образом, так как Израиль был драгоценен в глазах Бога, Он отдал других людей за него, и народы за душу его (Ис 43:4).

(2) Этими египетскими казнями Бог сделал путь и повел народ Свой, как овец, проведя отличие между ними и египтянами, как пастырь отделяет овец от козлов, ставя знак на овцах кровью агнца, которой были помазаны косяки их дверей. Он повел народ Свой, как овец, которые не знают, куда идти, и вел их, как стадо, пустынею, со всей возможной заботой и нежностью (ст. 52). Он вел их безопасно, хотя они шли опасными путями, и поэтому они не страшились, то есть им нечего было пугаться. Конечно, они были напуганы у Красного моря (Исх 14:10), но для них было столько сделано и сказано, что все это эффективно заглушило их страхи. Врагов, осмелившихся преследовать их, покрыло море (ст. 63). Это был проход для них, но могила для их преследователей.

2. Он вел их до самого места поселения в Ханаане и привел их в область святую Свою (ст. 54), в ту землю, посреди которой Он поставил Свое святилище — центр и место пребывания Его венца и славы. Счастлива та земля, которая граничит с Божьим святилищем. Блаженство ее заключалось в том, что Бога там знали и там находилось Его святилище и жилище (Пс 75:2−3). Вся земля в целом и Сион в частности были той горой, которую стяжала десница Его и которую Своей властью Он отделил для себя (см. Пс 43:4). Он возвел их на высоты земли (Ис 58:14; Втор 32:13). Израильтяне увидели, что хананеи полностью владели этой землей, но Бог прогнал от лица их народы и не только отнял у тех право на владение ею, как Господь всей земли, но и сам произвел суд над ними, как Господь сил, изгнал их и сделал так, что Израиль попирал выи их. Он землю разделил в наследие им и колена Израилевы поселил в шатрах их, которые раньше принадлежали врагам. Бог мог превратить безлюдную и невозделанную пустыню (которая, возможно, имела такую же протяженность, что и Ханаан) в плодоносную почву и поселить их там, но земля, предназначенная для них, должна была быть прообразом небес и славой всех земель. За эту землю также необходимо было сражаться, ибо Царство небесное усилием берется.

III. Грехи Израиля после того, как он поселился в Ханаане (ст. 56−58). Дети были, как отцы их, и они с собой принесли свою ветхую порочность на новое место обитания. Хотя Бог так много сделал для них, но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего. Он дал им Свои уставы, но они не сохранили их; они начали очень многообещающе, но отступили; они дали Богу слово, но оказались неверными Ему; они были как неверный лук, который вроде бы и готов посылать стрелу в цель, но, будучи натянут, ломается и роняет стрелу у ног лучника, или, возможно, отскакивает ему в лицо. На них нельзя было положиться, и никакого доверия нельзя было оказывать их обещаниям и исповеданиям. Иногда казалось, что они посвящены Богу, но они постоянно обращались назад и огорчали Его высотами своими и истуканами. Израильтяне были особо подвержены греху идолопоклонства, которому часто предавались, хотя и часто исповедовали в своих покаяниях. Это было духовным блудодеянием, когда они временами поклонялись то идолам, то Богу через идолов. Тем самым, как говорит Писание, они раздражили Его (Втор 32:16,21).

IV. Суды Божьи, обрушившиеся на них за эти грехи. Теперь земля Ханаана на их греховном пути стала для них такой же опасной, как и выход из Египта. Только вас признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши (Амос 3:2). Бог сквозь пальцы смотрел на идолопоклонство язычников, но не Израиля.

1. Он был недоволен ими (ст. 59): «Когда услышал Бог вопль их беззакония, который дошел до Него, то воспламенился гневом», так как для Него это было отвратительно, и Он возненавидел Израиль, которого раньше любил и которым наслаждался. Те, которые были Его избранным народом, стали поколением Его гнева. Дерзкие грехи, в особенности идолопоклонство, сделали израильтян отвратительными для Божьей святости и мерзкими для Его справедливости.

2. Он оставил Свою скинию, находившуюся среди них, и убрал защиту, которая была ее славой (ст. 60). Бог никогда не оставит нас, пока мы не оставим Его. Он никогда не отступит от нас, пока мы не оттолкнем Его. Его имя Ревнитель, и Он — Бог ревнивый, поэтому не удивляйтесь, если народ, которого Он обручил Себе, окажется отвратительным и отверженным, и Господь откажется быть рядом с ним, раз он обнимает незнакомца. Скиния в Силоме была тем жилищем, в котором обитал Бог между человеками, где Бог жил с человеками на земле. Но когда Его народ предательски оставил Его, Он вполне справедливо отринул их, и тогда слава отошла от него. Израиль получал мало радости от скинии, когда в ней отсутствовал Бог.

3. Он отдал все в руки врагов. Тот, кого Бог оставил, становится легкой добычей для губителя. Филистимляне были заклятыми врагами Израиля Божьего и в не меньшей степени Бога Израилева, но в то же время Господь использует их в качестве наказания для Своего народа.

(1) Он допускает, чтобы ковчег попал в плен и был унесен, как трофеи их победы, чтобы показать, что Он не только оставил скинию, но и сам ковчег, который с этого момента перестал быть знамением Его присутствия (ст. 61): «Он отдал в плен крепость Свою, словно она ослабела и была побеждена, и слава Его подверглась бесчестью, сдавшись в руки врага». Эта история изложена в 1Цар 4:11. Как только ковчег стал посторонней вещью среди израильтян, так сразу он попал в плен к филистимлянам.

(2) Он допускает, чтобы армии израильтян были разгромлены филистимлянами (ст. 62−63): «Он предал мечу народ Свой — мечу Своей справедливости и ярости его врагов, ибо Он прогневался на наследие Свое». Юношей его в их наилучшую пору поедал огонь гнева Божьего, который обрушивался мечом болезни и причинял такое разорение, что девицам его не пели брачных песен, то есть они не выходили замуж (что почетно во всех отношениях). Свадьбы прекратились, так как не было юношей для них, а на Израиль обрушились такие бедствия и страдания, что свадебные торжества считались неразумными, и в те времена говорили: «…блаженны неплодные, и утробы неродившие». Всеобщая разруха порождает нехватку мужчин (Ис 13:12): «Я сделаю то, что будут мужи — дороже золота Офирского, и ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день» (Ис 4:1; 13:25). Но не это было самое худшее.

(3) Даже их священники, Офни и Финеес, которые входили в ковчег, падали от меча. Они вполне справедливо были повержены, так как стали отвратительными и чрезмерно грешили перед Богом, а их священство не только не защитило их, но усугубило их грех и ускорило падение. Они справедливо пали от меча, так как остались незащищенными на поле битвы, не имея призвания воина и защиты. Поэтому мы лишаем себя защиты Божьей, когда оставляем свое место и не исполняем обязанности. Когда священники пали, то вдовы их не плакали (ст. 64). Все скорбные церемонии были утеряны и погребены в поглотившей их скорби. Вдова Финееса, вместо того чтобы оплакивать смерть своего мужа, сама умерла, назвав своего сына Ихавод (1Цар 4:19).

V. После этого Бог милостиво возвращается к ним и являет Свою благодать. Мы не читаем о покаянии израильтян и их обращении к Богу, но сам Бог скорбел, и не потерпела душа Его страдания Израилева (Суд 10:16). Он заботился о Своей чести и отложил это ради озлобления врагов, чтобы враги его не возомнили (Втор 32:27). Поэтому как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином, но не как человек, который проснулся и пробуждается от дремоты, одолевшей его из-за вина, только теперь обращая внимание на то, чем раньше абсолютно пренебрегал. Его пробуждение напоминает человека, который во время сна набрался сил, чье сердце возрадовалось умеренным употреблением вина, и теперь он стал энергичнее и деятельнее, более подходящим для бизнеса. Когда Бог отдал ковчег Своей силы в плен, как Тот, кто ревнует о Своей чести, то вскоре Он простер десницу мышцы Своей, чтобы спасти его, возбудил силу Свою, чтобы сделать великие дела для Своего народа.

1. Он наказал филистимлян, захвативших ковчег в плен (ст. 66). Он поразил врагов его наростами в тыл, ударил в спину, словно они бежали от Него, хотя те считали себя великими завоевателями. Он подверг их наказанию, но они сами своими золотыми образами наростов способствовали тому, что оно было бесконечным; но после они вернули их вместе с ковчегом в качестве жертвы повинности (1Цар 6:5), и они остались in perpetuam rei memoriam — как вечная память. Обратите внимание: рано или поздно Бог прославит себя, подвергнув бесчестью Своих врагов, даже если они чрезмерно возносятся своим успехом.

2. Он позаботился, чтобы у ковчега было новое место после нескольких месяцев плена и нескольких лет безвестности. Безусловно, Он отверг шатер Иосифов и никогда больше не посылал его в Силом и в колено Ефремово (ст. 67). Развалины этого места были живыми монументами божественной справедливости. «…Посмотрите, что сделал Я с ним» (Иер 7:12). Но Бог не полностью лишил Израиль славы. Перенесение ковчега не означает, что Он отнял ее. Славу потерял Силом, а не Израиль. Бог будет иметь Церковь в этом мире и царство среди людей, хотя и будет убирать светильники с того или иного места. Более того, отвержение Силома привело к избранию Сиона, как и намного позднее падение евреев стало богатством для язычников (Рим 11:12). Когда Бог колена Ефремова не избрал, из которого происходил Иисус Навин, Он избрал колено Иудино (ст. 68), так как из этого колена должен был прийти Иисус, который величественнее Иисуса Навина. Кириаф-Иарим — место, куда был принесен ковчег после избавления от рук филистимлян, принадлежал колену Иуды. Там он стал собственностью этого колена, но после был перенесен на Сион — гору Сион, которую возлюбил (ст. 68), которая была прекрасной возвышенностью, радостью всей земли. Там Он устроил, как небо, святилище Свое и, как землю… (ст. 69). Давид соорудил лишь палатку для ковчега, а храм, который планировал построить и для которого все было готово, был возведен его сыном. Это было (1) очень величественное место. Храм был похож на дворцы князей и великих мужей земли; более того, он превосходил их своим великолепием и величественностью. Его построил Соломон, но здесь говорится, что Бог устроил его, так как, возможно, Давид с благоговением говорил об этой обязанности в псалме, написанном для Соломона: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс 126:1).

(2) Это было очень устойчивое место, как земля, хотя и не существовало так же долго, как земля; но пока оно стояло, было крепким. Господь держал его словом силы Своей, и оно не было окончательно разрушено, пока не был возведен храм Евангелия, который пребудет вечно, как солнце и луна пребудут (Пс 88:37−38), и которого врата ада не одолеют.

3. Он утвердил там благочестивое правление — монархию, избрав монархом человека по сердцу Своему: «И избрал Давида, раба Своего, из тысяч израильтян, вложил скипетр в его руку; из его чресл должен был прийти Христос, прообразом которого он был (ст. 70)». Что касается Давида, обратите внимание (1) на его незначительность в самом начале. Его происхождение было благородным, так как он происходил от князя колена Иудина, но образование было очень скудным. Он был скотоводом, а не ученым; он был пастухом, а не солдатом. Он был взят от дворов овчих, как и Моисей, так как Богу нравится облачать почестями смиренных и усердных, поднимать бедного из праха и помещать его среди князей. И иногда Он обнаруживал, что для государственной деятельности больше подходят те, которые с малых лет проводили свое время в уединении и созерцании. Сына Давидова укоряли за безвестность Его происхождения: «Не плотник ли Он?» Писание не говорит, что Давид пас стада баранов; он был взят от доящих, то есть от новорожденных ягнят с овцами. Это подразумевает, что из всех отличительных черт пастуха он был особо известен своим состраданием к тем из своего стада, кто особо нуждался в его заботе. Подобный склад ума вполне подходил для государственной деятельности и сделал его прообразом Христа, который, питая Свое стадо, как пастырь, с особой заботой будет пасти стадо Свое и водить дойных (Ис 40:11).

(2) На величие его продвижения. Бог предпочел, чтобы он пас народ Его, Иакова (ст. 71). Это была великая честь, в которую Бог облачил его, поставив царем, в особенности царем над Иаковом и Израилем — избранным народом Божьим, который был близок и дорог Ему. К тому же Давиду было оказано великое доверие, когда ему поручили управлять теми, кто был Божьим наследием. Бог продвинул его к престолу, чтобы он питал их, а не для того, чтобы он сам питался, чтобы он творил добро, а не возвеличивал свою семью. Это та обязанность, которую должны исполнять все пастыри, покоряющиеся Богу — и гражданские власти, и служители, — пасти Божье стадо.

(3) На блаженство его царствования. Давид, облаченный таким великим доверием, обрел милость у Господа и оказался умелым и верным в исполнении этой обязанности (ст. 72): «И он пас их; он царствовал и учил их, он вел и защищал их»

[1] очень честно. Он поступал в чистоте сердца своего, стремясь лишь воздать славу Богу и сделать благо для народа, вверенного его попечению. Принципы его религии были принципами его царствования, которое он учредил не плотскими установками, а богоугодной искренностью и по благодати Божьей. Во всем, что он делал, он стремился ко благу, и у него не было побочных целей.

[2] Очень осмотрительно. Он делал все руками мудрыми. Он был не только очень искренним в своих планах, но и очень рассудительным в своих действиях и всегда выбирал самые правильные средства для достижения цели, ибо Бог наставил его в благоразумии. Счастлив народ, которым так управляют! И в этом стихе псалмопевец приводит последний, окончательный пример Божьего благоволения к Израилю, так как Давид был прообразом Христа — великого и доброго Пастыря, — который вначале смирился, а затем был превознесен, о котором было предсказано, что он исполнится духом премудрости и разума и будет судить бедных по правде (Ис 11:3−4). Все подчиненные Его царства могут полностью положиться на чистоту Его сердца и мудрость рук Его, и умножению владычества Его и мира нет предела.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 77

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.