Этот псалом так точно описывает разрушение Иерусалима и храма армией Навуходоносора и халдеев, что его очень сложно применить к какому-либо другому событию в еврейской истории. Поэтому толкователи склонны считать, что он был написан Давидом или Асафом во времена Давида с пророческой ссылкой на это печальное событие (что в то же время вполне допустимо). Или он был написан другим Асафом, который жил во время пленения, или же Иеремией (так как составляет одно целое с его книгой Плач Иеремии). Или же он был написан другим пророком и после возвращения из пленения был передан сынам Асафа, которых называли по имени отца специально для общественного служения в Церкви. Это была самая известная семья певцов во времена Ездры (см. Езд 2:41; 3:10; Неем 11:17,22; 12:35,46). В этом псалме Богу излагается плачевное положение народа Божьего. Пророк во имя Церкви (I) жалуется и рассказывает об их бедственной ситуации, чтобы побудить их молиться (ст. 1−11).
(II) Чтобы ободрить их веру в молитву, он приводит уместные оправдания (ст. 12−17).
(III) Он заканчивает псалом различными просьбами об избавлении, направляя их к Богу (ст. 18−23). Воспевая этот псалом, мы должны глубоко прочувствовать прежнее разорение Церкви, так как являемся членами одного Тела. Мы можем применять его в случае любого нынешнего бедствия, обрушившегося на какую-либо часть христианской Церкви.
Учение Асафа.
Стихи 1−11. Этот псалом озаглавлен Maschil — псалом назидающий. Он был написан во дни страданий и предназначался для поучений. Это учение в общем дается и нам, чтобы мы, по какому-либо поводу находясь в страдании, поступали мудро и исполняли свой долг перед Богом, взывая к Нему ревностной и верной молитвой, и не считали подобные действия напрасными. В этих стихах народ Божий жалуется:
I. На недовольство Бога ими, считая это причиной и горечью их страданий. Они смотрят дальше инструментов, причинивших им трудности, понимая, что враги никогда не имели бы силы одолеть их, если бы она не была дана им свыше, и устремляют свой глаз к Богу, чьим решительным указом были преданы в руки нечестивцев и безумцев. Обратите внимание, с какой свободой они обращаются к Богу (ст. 1); мы не считаем эту свободу слишком большой, так как сам Христос, находясь на кресте, воскликнул: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Так и здесь Церковь говорит: «Для чего, Боже, отринул нас навсегда?» Эти слова соответствуют их нынешнему мрачному и грустному предчувствию, ибо, в противном случае, неужели Бог отверг народ Свой? Никак (Рим 11:1). Народ Божий не должен считать, что раз они угнетены, то, следовательно, отринуты, что раз люди отказались от них, то и Бог отринул их, что раз Он отринул их на какое-то время, значит отверг навсегда. Тем не менее эти слова означают, что они больше всего боялись, чтобы Бог не отверг их, что они желали принадлежать Ему, чего бы им ни приходилось выносить от других людей, и стремились узнать, почему Он таким образом обращается с ними: «Почему возгорелся гнев Твой?», то есть почему он возгорелся до такой степени, что все окружающие обращают на него внимание и спрашивают: «…какая великая ярость гнева Его!» (Втор 29:24). Сравните эти слова со ст. 20, где говорится, что возгорается гнев Господа и ярость Его на грешников. Обратите внимание, о чем они умоляют Бога сейчас, видя доказательства Его гнева.
1. Они ссылаются на свое родство с Ним, называя себя овцами пажити Его: «Ради нас Тебе было угодно взращивать пажить; мы — Твой народ, Тебе было угодно отделить нас для себя и предназначить для Своей славы. Неудивительно, что волки беспокоили овец, но разве какой-либо пастырь когда-нибудь был так недоволен своими овцами? Вспомни, мы — сонм Твой (ст. 2); Ты принял нас для себя и посвятил Своей славе. Мы — жезл, или колено, достояния Твоего. Тебе было угодно передать нам право собственности превыше других народов (Втор 32:9), и от нас Ты получаешь хвалы и поклонения больше, чем от любых других народов. Более того, наследство человека может находиться очень далеко от него, но мы просим о горе Сион, на которой Ты поселился, которая была особым местом Твоего наслаждения и проживания, Твоим поместьем и обителью».
2. Они говорят о великих делах, которые Бог сотворил для них, и об огромных затратах, понесенных ради них: «Это сонм Твой, который Ты сотворил не только Своим словом, но и искупил многими чудесами милости, когда они впервые сформировались в народ. Это жезл достояния Твоего, который Ты искупил, когда они были проданы в рабство». Бог в выкуп за тебя отдал Египет, отдал других людей за тебя и народы за душу твою (Ис 43:3−4). «А теперь, Господь, Ты не откажешься от народа, который так дорого обошелся Тебе и был так дорог Тебе». И если искупление Израиля из египетского рабства ободряло их в надежде, что Он не откажется от них, то тем более мы имеем повод надеяться, что Бог не откажется ни от одного человека, которого Христос искупил Своей собственной Кровью; и народ, который Он приобрел, вечно будет народом Его славы.
3. Они рассказывают о бедственном положении, в котором оказались (ст. 3): «Подвигни стопы Твои, то есть приди поскорее, чтобы восстановить Свое разрушенное святилище, которое сейчас опустошено, или в противном случае оно так и останется вековыми развалинами». Иногда говорят, что божественное мщение поражает железными руками, в то же время оно приходит свинцовыми ногами; и тогда те, которые ожидают дня Господнего, восклицают: «Господи, подвигни стопы Твои; возвеличь шаги Свои, прославь Себя в делах провидения». Если святилище долго лежит в развалинах, то мы испытываем искушение думать, что так будет вечно. Но это лишь искушение, так как Бог отомстит за Свой избранный народ; Он отомстит быстро, хотя тот долгое время терпел притеснителей и преследователей.
II. Они жалуются на ярость и жестокость своих врагов, но не на то, какой вред они нанесли их мирским интересам. Они жалуются не на то, что захватчики сожгли их города и опустошили страну, а лишь на то, что разрушили храм и синагогу. Забота о религии должна быть ближе нашему сердцу и волновать нас больше, чем какие-либо мирские заботы. Разрушение храма Божьего должно огорчать нас больше, чем разрушение собственных домов, ибо не так важно, что станет с нами и нашими семьями в этом мире, лишь бы славилось имя Бога, лишь бы пришло Его царство и исполнилась Его воля.
1. Псалмопевец жалуется на разрушение храма, как Даниил (Дан 9:17). Иерусалимский храм был жилищем имени Божьего, а следовательно, святилищем, или святым местом (ст. 7). И враги поступили нечестиво (ст. 3), так как разрушили его и явно выразили свое презрение к Богу, публично нанеся Ему оскорбление.
(1) Они рыкали среди собраний Твоих (ст. 4). В том месте, которое народ Божий посещал со смиренным благоговейным молчанием или тихим разговором, они рычали, буйно празднуя победу и превознося себя хозяевами того храма, о котором им приходилось слушать страшные вещи.
(2) «Они поставили знаки свои вместо знамений наших». Знамена израильской армии были водружены в храме — самой укрепленной крепости в Израиле (пока народ был близок к Богу) — как памятный знак их побед. И там, где раньше находились знаки Божьего присутствия, теперь враги водрузили свои знаки. Этот дерзкий вызов Богу и Его силе глубоко затронул сердца израильтян.
(3) Завоеватели гордились разрушением искусной отделки храма. Если раньше считалось большой честью приложить руку к постройке храма и знаменитым становился человек, помогавший рубить деревья для этой работы, то сейчас захватчики оценивали себя по участию в его разрушении (ст. 5−6). И если раньше прославлялась мудрость тех, кто служил религии, то сейчас аплодировали уму тех, кто помогал разрушать его. В некоторых переводах (например, в русском синодальном переводе) этот стих звучит так: «…показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева», так как они разрушали искусное оформление храма, разбивая богатую внутреннюю отделку, и при этом испытывали угрызения совести не более, чем дровосек, рубящий деревья в лесу. Они так ненавидели храм, что самая искусная резная работа в мире была разбита обычными солдатами без какого-либо уважения как к вещам священным или сделанным особо искусно.
(4) Они устроили пожар и предали огню святилище Твое, совсем осквернили жилище имени Твоего (ст. 7). Халдеи сожгли дом Божий — это величественное дорогое строение (2Пар 36:19). Римляне не оставили камня на камне (Мф 24:2), стремительно разрушив его до основания, и святая гора Сион во времена Тита Веспасиана была распахана как поле.
2. Он жалуется на разрушение синагог, или школ пророков, которые существовали до пленения и после него. Там читалось и толковалось слово Божье, прославлялось и призывалось имя Божье без алтарей и жертв. Но и это раздражало завоевателей, и они сказали в сердце своем: «разорим их совсем» (ст. 8), не только храм, но и все места их религиозного поклонения вместе с поклоняющимися. «…Разорим их совсем; пусть они будут поглощены тем же огнем». Следуя своему нечестивому решению, они сожгли все места собраний Божиих на земле и оставили ее опустошенной. Их ненависть к религии была так велика, что все строения из-за того, что они служили религии, были сметены с лица земли, чтобы поклоняющиеся Богу не могли прославлять Его и назидать друг друга, встречаясь на торжественных собраниях.
III. Все эти бедствия усугубляло то, что они не видели, откуда придет помощь, и не могли предсказать, когда закончатся их страдания (ст. 9): «Мы видим в своем святилище знамения наших врагов, а знамений наших мы не видим — ни одного знака Божьего присутствия, ни одного обнадеживающего знака приближающегося освобождения. Нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет и когда наши бедствия прекратятся, чтобы надежда на благополучный исход могла поддержать нас в бедствии». При Вавилонском пленении у них были пророки, которые говорили, как долго продлится их плен, но это был день облачный и мрачный (Иез 34:12), и в то время у них еще не было этих милостивых открытий. Бог один раз, более того, дважды обратился к ним с добрыми словами утешения, но они не восприняли их. Обратите внимание, они не жалуются: «Мы не видим наших армий, нет военачальника, который командовал бы нашими силами, и некому выступить во главе нашего воинства». Нет, они говорят: «…нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет». Тем самым они укоряют Бога за то, что Он медлит (1) отстаивать Свою честь (ст. 10): «Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твое?» При разорении святилища больше всего мы должны беспокоиться, чтобы не пострадала слава Божья, чтобы ей не был нанесен ущерб богохульством тех, кто преследует народ Божий за Него, за то, что они принадлежат Ему. И поэтому мы не должны спрашивать: «Как долго мы будем бедствовать, а — «Как долго будут хулить имя Бога?»
(2) Проявить Свою силу (ст. 11): «Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Почему ты не протягиваешь ее, чтобы избавить Свой народ и истребить Своих врагов? Из среды недра Твоего порази их, но не будь как человек изумленный, как сильный, не имеющий силы спасти» (Иер 14:9). Когда сила врагов становится особо угрожающей, тогда нужно лететь к силе Божьей.
Стихи 12−17. В этих стихах плачущая Церковь крепко хватается за те истины, которые она вспоминает и на которые уповает (как в Плач 3:21), которыми она ободряет себя и заглушает собственные жалобы. Две вещи утешают разум тех, кто скорбит по торжественным собраниям:
I. Что Бог есть Бог Израиля, вступивший в завет со Своим народом (ст. 12): «Боже, Царь мой от века». Эти слова звучат, как просьба в молитве к Богу («Боже, Царь мой!», Пс 43:5) и как поддержка для их собственной веры и надежды, чтобы ободрять себя в ожидании избавления, размышляя о днях древних (Пс 76:6). Церковь, как сложное тело, говорит одно и то же во все века и поэтому называет Бога: «Царь мой, Царь мой от века», или «от древности». Он от вечности утвердил эти отношения со Своим народом и соответственно им вступался за него. Как Царь Израиля, Он устроил спасение посреди народов земли, ибо все Его управление этим миром содействовало спасению Его Церкви. Здесь упоминаются некоторые действия, которые Бог совершил для Своего народа, как его Царь от века, и это ободрило их вручить себя Ему и зависеть от Него:
1. Он разделил перед ними море, когда они выходили из Египта, но это было сделано не силой Моисея или его жезла, а Его, Божьей силой. А Тот, кто мог сделать такое, может сделать все что угодно.
2. Он уничтожил фараона и египтян. Фараон был левиафаном, а египтяне — змеями, жестокими и агрессивными. Обратите внимание (1) на победу, одержанную над этими врагами. Бог сокрушил их головы, расстроил их планы, подобно тому как Израиль, по мере роста их притеснения, размножался больше и больше. Бог сокрушил их силу, десятью казнями разрушил их страну и в конце потопил их в Красном море. Это фараон и все множество народа его (Иез 31:18). Это все совершил Бог, никто другой не смог бы этого сделать; Он сделал это крепкой рукой и протянутой десницей Своей. Это было прообразом победы Христа над сатаной и его царством, соответствующим первому обетованию о том, что семя жены будет поражать голову змея.
(2) На использование этой победы для ободрения Церкви: «Ты отдал его в пищу людям пустыни, то есть тем, которые собираются населить пустыню». Египетская добыча обогатила их; они разоружили убитых и таким образом овладели египетским оружием и доспехами так же, как ранее получили их драгоценности. Или, скорее, это провидение было их верой и надеждой, которая поддерживала и ободряла их при мысли о других трудностях, с которыми, вероятно, им предстояло столкнуться в пустыне. Это была часть духовной пищи, которую им всем предстояло вкусить. Обратите внимание: когда сокрушаются головы врагов Церкви, это доставляет радость и укрепляет сердца друзей Церкви. Таким образом товарищи ловли сделают пир даже из левиафана (Иов 40:25, англ. пер. KJV)
3. У Бога есть два пути, чтобы изменить человеческую природу. Оба они заключаются в сотворении источника из скалы и превращении потоков в скалу (ст. 15).
(1) Он растворил скалу в воду: «Ты иссек источник и поток (как написано в некоторых переводах); и каждый знает, что он был высечен из скалы, из твердой скалы». Давайте никогда не забывать об этом и особенно помнить, что этой скалой был Христос, а вытекающими из нее водами — духовное питье.
(2) Он сделал воды твердыми и превратил в скалу: «Ты иссушил сильные, могучие реки, в частности Иордан, когда он выходил из берегов. Тот, кто творил подобные дела, сейчас может избавить Свой угнетенный народ и разбить ярмо угнетателей, как Он это делал раньше. Более того, Он сделает это, так как Его справедливость и милость, Его мудрость и истина остались такими же, как и Его сила».
II. Бог Израиля является Богом природы (ст. 16−17). Он повелевает регулярной сменой поколений и циклом смены (1) дня и ночи. Он — Господь времени. Утро и вечер повинуются Ему. Именно Бог открывает ресницы утреннего света и опускает занавес вечерней тени. Псалмопевец говорит: «Ты уготовал светила и солнце (читают в некоторых переводах) — два великих светила, чтобы они попеременно управляли днем и ночью». То, что Бог приготовил их, означает их постоянную готовность и точное соблюдение времени, которое они не упускают ни на мгновение.
(2) Лета и зимы: «Ты установил все пределы земли, различный климат в разных регионах, ибо лето и зиму Ты учредил, северный и южный полюс, или, скорее, постоянную смену года и его отдельных периодов». Во всем этом мы признаем Бога, от которого исходят все законы и силы природы. Но каким образом это может быть полезным для нас?
[1] Тот, кто имел власть вначале учредить, а потом сохранить этот ход природы с помощью каждодневного и ежегодного движения небесных тел, безусловно, имеет всю власть и хранить, и разрушать. С Ним нет ничего невозможного и нет никаких трудностей или оппозиции, которую Он не смог бы одолеть.
[2] Тот, кто верен Своему завету с днем и ночью и хранит нерушимыми постановления небесные, безусловно, исполнит доброе обетование, данное Своему народу, и никогда не откажется от тех, кого Он избрал (Иер 31:35−36; Иер 33:20−21). Завет Бога с Авраамом и Его потомками так же тверд, как завет с Ноем и его сыновьями (Быт 8:21).
[3] День и ночь, зима и лето сменяют друг друга в естественном ходе природы до самых границ земли, и мы должны быть готовы к тому, что беспокойство и мир, процветание и бедствия будут подобным образом сменяться до самых пределов Церкви. Мы можем так же ожидать страданий, как ожидать ночь или зиму. Но в таком случае так же глупо терять надежду на возвращение утешений, как и надежду на приход дня или лета.
Стихи 18−23. В этих стихах псалмопевец во имя Церкви ревностно умоляет Бога вступиться за нее и выступить против ее врагов. Он просит положить конец ее нынешним страданиям. Чтобы ободрить свою собственную веру, он заинтересовывает Бога в этом вопросе (ст. 22): «Восстань, Боже, защити дело Твое». Мы можем быть уверены, что Он сделает это, ибо Он ревнует за Свою собственную честь. Каким бы ни было Его дело, Он вступится за него крепкой рукой. Он выступит против тех, кто противостоял Церкви, и за тех, кто искренне отдался Ему. Он восстанет и вступится за это дело, хотя какое-то время кажется, что Он пренебрегает им. Он подвигнет себя, Он явит себя, Он сделает Свое дело в нужное время. Обратите внимание: дело религии — дело Божье, и Он безусловно вступится за него. И чтобы прояснить, что это дело является Божьим, псалмопевец говорит:
I. Что преследователи являются вечными врагами Бога: «Господи, они не только поносят нас, но и продолжают оскорблять Тебя, ибо все, что сделано против нас, соответственно отражается на Тебе. Но это еще не все; они прямо и недвусмысленно поносят Тебя и хулят имя Твое» (ст. 18). Они рычали во святилище, хуля имя Твое; они ликовали, словно стали хозяином Бога Израилева, о великих делах которого слышали так много. Как ничто не печалит святого больше, чем хула на имя Божье, так ничто не ободряет его больше надеяться, что Бог выступит против его врагов, как понимание, что, хуля самого Бога, они достигли глубины порочности. Это быстро наполнит меру их грехов и приблизит погибель. На этом псалмопевец особенно настаивает: «Мы не осмеливаемся отвечать на их оскорбления. Господи, Ты ответь на них. Вспомни, что люди безумные хулят имя Твое (ст. 18), и вспомни вседневное поношение Твое от безумного». Обратите внимание на характер тех, кто оскорбляет Бога: они — безумные. Как атеизм, так язычество и богохульство являются безумством (Пс 13:1). Возможно, те, которые считались умами века, но высмеивали религию и священные вещи, сейчас вопиют, так как в действительности они оказались величайшими глупцами и вскоре таковыми предстанут перед всем миром. Но обратите внимание на их злобность — они каждый день хулят Бога; в своем богохульстве они так же постоянны, как поклоняющиеся Богу — в молитве и хвале Ему. Посмотрите на их дерзость — они не прячут свои богохульные мысли в душе, а возвещают их громким голосом (не забудь крика врагов Твоих, ст. 23), с вызывающим видом оскорбляя божественную справедливость. Они восстают против Тебя, и своей хулой ведут войну против Тебя, поднимая руку против Всевышнего. Шум и ропот восстающих против Тебя непрестанно поднимается (как написано в некоторых переводах), как вопль Содома, достигший Бога и требующий отмщения (Быт 8:21). Он поднимается непрестанно; эти люди становятся хуже и хуже; благодаря своей успешности они ожесточаются в своем нечестии. И поэтому, Господь, вспомни это и не забудь». Бог не нуждается в нашем напоминании о том, что Он сделал, но таким образом мы должны показывать нашу заботу о Его чести и верить, что Он вступится за нас.
II. Что преследуемые — это Его народ по завету.
1. Посмотри на их страдания. Они попали в руки зверей (толпы нечестивцев, ст. 19, KJV). Как умножились враги их! Невозможно устоять перед разъяренной толпой, особенно такой, как эта — обладающей властью и вооруженной. Они так же жестоки, как и многочисленны: наполнились все мрачные места земли жилищами насилия. Земля халдейская, где не было и проблеска познания истины Божьей (хотя, с другой стороны, она была известна достижениями в науке и искусстве), безусловно, пребывала во мраке. Жители ее были отчуждены от жизни Божией по причине их невежества и поэтому славились своей жестокостью, так как трудно найти обычную человечность там, где нет истинной божественности. Они были особенно жестоки к народу Божьему и, безусловно, невежественны, съедающие народ Божий (Пс 13:4). Они были угнетены (ст. 21), так как обеднели и не могли помочь себе; угнетенные, они обнищали и стали бедными.
2. Посмотрите, какой у них есть повод надеяться, что Бог вступится за них и не допустит, чтобы по ним всегда топтались. Обратите внимание, как псалмопевец умоляет Бога вступиться за них.
(1) «Это горлица Твоя, которую вот-вот поглотит толпа нечестивых» (ст. 19). Церковь можно назвать голубицей за ее безвредность и кротость, за ее невинность и безобидность, чистоту и плодовитость, за скорбь в день страданий, а горлицей — за чистоту и постоянство в любви. Горлицы и голуби были единственными птицами, которые приносились в жертву Богу. «Неужели Твоя горлица, которая верна Тебе и посвящена Твоей чести, будет предана (ее жизнь, душа и все остальное) в руки толпы нечестивцев, для которых очень скоро она станет легкой и приятной добычей? Господи, для Тебя честь, если Ты поможешь слабым, в особенности тем, кто принадлежит Тебе».
(2) «Это собрание убогих Твоих, и из-за своей бедности они не лишаются Твоего покровительства (ибо Бог избрал бедных этого мира, Иак 2:5), а у них есть больше повода надеяться, что Ты вступишься за них, так как их много: это собрания убогих Твоих. Не допусти, чтобы их оставили и забыли навеки».
(3) «Они в завете с Тобой, так неужели Ты не уважаешь завет Свой (ст. 20)? Неужели Ты не исполнишь обетования, данные им в завете? Неужели Ты не признаешь тех, кого привел к узам завета?» Когда Бог избавляет Свой народ, то делает это, чтобы вспоминать завет (Лев 26:42). «Господи, хотя мы недостойны уважения, но Ты уважь завет».
(4) «Они уповают на Тебя и хвалятся своим отношением к Тебе и упованием на Тебя. О, да не возвратится угнетенный посрамленным в своей надежде (ст. 21); не дай им разочароваться».
(5) «Если Ты избавишь их, то они прославят Твое имя и воздадут Тебе славу за избавление. Вступись, Господи, за тех, кто прославит Твое имя, против тех, кто хулит его».
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 73