Давид сочинил этот псалом, находясь в страдании. Здесь он (I) жалуется на великое страдание и бедствие, в котором оказался, и ревностно просит Бога облегчить страдания и помочь ему (ст. 2−22).
(II) Он призывает суды Божьи на головы своих преследователей (ст. 23−30).
(III) Он заканчивает псалом радостными восклицаниями и хвалой, будучи уверен, что Бог поможет ему и совершит добро для Церкви (ст. 31−37). В этом Давид был прообразом Христа, и различные стихи этого псалма относятся ко Христу, упоминаются в Новом Завете и в Иисусе исполняются (ст. 5,10,22). Стих 22 относится ко врагам Христа. Поэтому этот псалом, как и 21-й, начинается с описания униженного состояния и заканчивается превознесением Христа, одним из последствий которого была гибель еврейского народа за Его преследование; предсказываются проклятия в его адрес. Воспевая этот псалом, мы должны взирать на страдания Христа и на последующую славу, не забывая о страданиях христиан и славе, которая за ними последовала, так как это приведет нас к мысли о том, что преследователей ожидает гибель, а преследуемых — покой.
Начальнику хора. На Шошанниме. Псалом Давида.
Стихи 2−13. В этих стихах Давид жалуется на свои беды, добавляя к жалобам просьбы о помощи.
I. Его жалобы очень печальны, и он изливает их перед Господом с надеждой, что тот облегчит его ношу, которая оказалась очень тяжелой.
1. Он жалуется, что беды оставили глубокий отпечаток на его духе (ст. 2−3): «Воды страдания — эти горькие воды — дошли до души моей. Они не только угрожают моей жизни, но и беспокоят разум; они наполнили мою голову беспокойством, а сердце — давящей скорбью, и поэтому я не могу насладиться Богом и собой, как раньше». Мы сможем выносить бедствия только в том случае, если они не будут владеть нашим сердцем, но если из-за них мы не можем совладать с собственной душой, то наше положение опасно. Дух человека переносит его немощи, но что мы должны делать, если наш дух ранен? Именно в таком положении оказался Давид. Его мысли искали, на кого можно было бы положиться, чем можно поддержать надежду, но ничего не нашли. Он говорит: «Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать — нет твердого места». Размышления, которые раньше поддерживали и ободряли его, сейчас оказались несостоятельными или отсутствовали, и поэтому он считает себя почти погибшим. Давид ищет то, что могло бы его утешить, но обнаруживает себя в глубоких водах, которые увлекают и накрывают его. Он был похож на утопающего человека в замешательстве и оцепенении. Это указывает на страдания Христа, на внутренние страдания Его души, когда Он сказал: «Душа Моя теперь возмутилась. Душа Моя скорбит смертельно», так как именно Свою душу Он сделал жертвой за грех. Это учит нас, что, находясь в страдании, мы должны вручать свою душу Богу, чтобы ее не поразила тревога и она не впала в отчаяние.
2. Давид жалуется на продолжительность своих бед (ст. 4): «Я изнемог от вопля». Хотя он не мог держать свою голову над водой, в то же время он взывал к своему Богу; и чем ближе подступала смерть, тем больше жизни было в его молитвах. Но так как псалмопевец не получил сразу ни благодатный ответ, ни утешение в молитве, которое обычно получает народ Божий, то он почти изнемог от вопля, охрип, засохла гортань его и он не мог больше кричать. Веруя, надеясь и ожидая помощи, он не получил удовлетворения: «…истомились глаза мои от ожидания Бога моего». Он почти высмотрел свои глаза, ожидая избавления. В то же время то, что он излагает свою ситуацию Богу, говорит о его решении продолжать верить и молиться. Его горло иссохло, но не сердце; его глаза истомились, но не вера. Так же восклицал Господь Иисус на кресте: «Почему Ты оставил меня?», в то же время продолжая держаться за Свое родство и говоря: «Боже Мой, Боже Мой».
3. Он жалуется на злобность и многочисленность своих врагов, их несправедливость и жестокость, на трудности, которые они навлекают на него (ст. 5). Они ненавидели, желали погубить его, так как ненависть стремится погубить ненавистного человека. Но в чем заключалось его беззаконие, чем он спровоцировал их, что они были так озлоблены? Абсолютно ничем. Псалмопевец говорит, что они ненавидели его, не имея на это оснований: «Я не нанес им ни малейшего вреда, и у них нет повода желать мне зла». Наш Спаситель то же самое говорит о себе: «…возненавидели Меня напрасно» (Ин 15:25). Мы склонны оправдывать свои чувства к ненавидящим нас тем, что никогда не давали им повода для ненависти. Но это скорее является доводом, почему мы должны быть терпеливыми к ним: если мы страдаем, как Христос, то можем надеяться, что Бог возместит нам этот ущерб. Давид говорит: «Они преследуют меня несправедливо, ибо я не являюсь их врагом». Живя в мире, где царствует несправедливость, мы не должны удивляться, сталкиваясь с теми, кто преследует нас несправедливо. Давайте быть осторожными, чтобы не поступать несправедливо, и тогда нам будет легче нести несправедливость других. Этими врагами нельзя было пренебрегать, они пугали и своей численностью — «их больше, нежели волос на голове моей (у Христа также было много врагов, большая толпа пришла, чтобы схватить его; как увеличилось количество тех, которые желали Ему зла!)», и своей силой — «враги мои… усилились, их сила и власть возросли». Мы слабы, а наши враги сильны, потому что наша брань… против начальств, против властей. Чего я не отнимал, то должен отдать». Этого добивались от Давида его враги (заставляя страдать за преступление, которого он никогда не совершал), и он согласился, чтобы, если возможно, утихомирить их и быть в мире. Он мог бы настаивать на законе о справедливости и чести; закон о справедливости не требовал, а закон о чести в общих чертах запрещал отнимать то, чего человек не брал, так как в таком случае причинялся вред и имуществу и репутации этого человека. В то же время в некоторых случаях мы вынуждены так поступать. Благословенный Павел был свободен и неподвластен людям, в то же время ради чести Христа и для назидания Церкви он стал рабом для всех. Если применить эти слова ко Христу, то их можно воспринимать как достойное внимания описание удовлетворения, которое Христос принес Богу за наши грехи Своей Кровью — тогда Он отдал то, чего не брал. Он подвергся наказанию, которому должны были подвергнуться мы, уплатил наши долги и пострадал за наши преступления. На некоторых этапах слава Божья была отнята из-за греха человека; были отняты честь, мир и счастье человека, но не Христос отнял все это, а наоборот, благодаря Его смерти все это было восстановлено для людей.
4. Он жалуется на недоброжелательность своих друзей и близких, и это было той скорбью, которая очень глубоко поражала его бесхитростный ум (ст. 9): «Чужим стал я для братьев моих. Они стали чужими для меня и обращались со мной как с чужим, стыдясь разговаривать со мной и моего общества». Это исполнилось во Христе, так как и братья Его не веровали в Него (Ин 7:5), Он пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин 1:11), Его оставили ученики, к которым Он относился как к братьям.
5. Он жалуется на проявленное к нему презрение и постоянно выдвигаемые против него обвинения. В этом его жалобы особенно указывают на Христа, который ради нас добровольно подвергся величайшему бесчестью и лишился доброй репутации. Своим грехом мы оскорбили честь Бога, а Христос принес Ему удовлетворение не только тем, что лишил себя почестей, принадлежащих Ему по праву воплощенной божественности, но и добровольно подвергся величайшему бесчестью, которому мог подвергнуться человек. Здесь Давид обращает внимание на два момента, которые отягощали нанесенные ему оскорбления:
(1) основание и сущность обвинения (ст. 11−12). Враги смеялись над тем, благодаря чему он смирил себя и почтил Бога. Когда люди возносят себя в гордости и напрасной славе, то справедливо заслуживают осмеяния за свою глупость. Но Давид подвергает наказанию свою душу, облачаясь во вретище, и из-за того, что он таким образом смиряет себя, они топчутся по нему. Когда люди бесчестят Бога, вполне справедливо, что их дела оборачиваются для них бесчестьем. Но когда Давид, искренне поклоняясь Богу и выражая Ему свое уважение, плачет, постясь душой своей, и возлагает на себя вместо одежды вретище, как это делали смиренные раскаявшиеся грешники, то вместо того, чтобы одобрить его религиозное рвение и предложить, как великий пример благочестия, они делали все возможное, чтобы огорчить его и воспрепятствовать другим следовать его примеру, так как это ставили ему в поношение. Они смеялись над ним, как над глупцом, который подобным образом умерщвляет себя, и за это он сделался для них притчею. Они сделали его темой для своего подшучивания. Мы не должны считать странным, если о нас плохо говорят за хорошие дела, благодаря которым можем надеяться, что Бог примет нас. Нашего Господа Иисуса побивали камнями за добрые дела (Ин 10:32), и когда Он воскликнул: «Eli, Eli — Боже Мой, Боже Мой!», над Ним смеялись, словно Он звал Илию.
(2) Люди, обвинявшие его (ст. 13).
[1] Даже самые авторитетные и влиятельные люди — сидящие у ворот, — от которых можно ожидать лучшего отношения, о мне толкуют, и их обвинения соответственно воспринимаются за указы сенаторов и приговоры судей.
[2] Это самые ничтожные и презираемые отбросы страны (Пс 34:15) — люди отверженные, люди без имени, отребье земли (Иов 30:8). Эти пьяницы делали себя отвратительными, и Давид был темой их песен; они веселились, говоря о нем. Обратите внимание на плохие последствия греха пьянства, который заставляет людей презирать тех, кто делает добро (2Тим 3:3). Князь, разгоряченный до болезни вином, протягивает руку свою к кощунам (Ос 7:5). Лавка пьяниц — это собрание развратителей. Отметьте, каким чаще всего является жребий наилучших мужей: те, которые являются славой мудрых, становятся песней глупцов. Но тем, кто правильно судит о вещах, легко сносить их презрение.
II. Его исповедания греха очень серьезны (ст. 6): «Боже! Ты знаешь безумие мое — что было, а чего не было. Грехи, в которых я виновен, не сокрыты от Тебя, и поэтому Ты знаешь, что я невиновен в том, в чем они обвиняют меня». Отметьте, что даже в том случае, когда на несправедливые обвинения людей мы можем ответить: «Невиновен», перед Богом мы должны признавать, что заслуживаем всего, что выпало на нашу долю, и даже большего. Таким является истинное исповедание раскаявшегося грешника, который знает, что не сможет быть благополучным, скрывая свой грех, и поэтому такой человек поступает мудро, признавая его, так как все это открыто Богу.
1. Он знает порочность нашей природы: «Боже! Ты знаешь безумие мое, которым опутано мое сердце». Все грехи произрастают из нашей глупости.
2. Он знает преступления нашей жизни, они не сокрыты от Него — ни наши сердечные, ни самые тайные грехи. Он видел, как они совершались, и никогда не забросит их за спину и не простит, пока в них не покаются. Эти слова вполне можно применить ко Христу, так как Он не знал греха, но в то же время стал грехом за нас; и Бог знал об этом, и это не было сокрыто от Него, когда Ему было угодно наказать Христа и заставить скорбеть.
III. Его прошения очень искренни.
1. Он просит о себе (ст. 2): «Спаси меня, Боже; спаси от отчаяния, чтобы я не погиб». Так же был услышан Христос за Свое благоговение, ибо Он был спасен от отчаяния и исполнил Свою задачу (Евр 5:7).
2. Давид просит о своих друзьях (ст. 7): «Да не постыдятся во мне все, надеющиеся на Тебя, Господи, Боже сил. Да не посрамятся во мне ищущие Тебя, Боже Израилев». Мы должны искать Бога и уповать на Него как на Бога сил, который обладает всей силой и может помочь, а также как Бога Израилева, вступившего в завет со Своим народом, которому с честью и истиной пообещал помогать. Эти слова подразумевают опасения Давида, что если Бог не вступится за него, то это огорчит всех благочестивых людей и даст повод врагам ликовать. Они также говорят о его искреннем желании, чтобы все ищущие Бога и уповающие на Него получили поддержку, чтобы они не падали духом и не были презираемы другими, что бы с ним самим ни приключилось. Если бы Иисус Христос в Своих страданиях не был признан и принят Своим Отцом, то все ищущие Бога и уповающие на Него постыдились бы и смутились. Но они уповали на Бога и с Его именем смиренно приступили к престолу благодати.
IV. Его просьба настойчива (ст. 8,10). Обвинения были самой тяжелой ношей для Давида: «Господи, избавь меня от обвинений и вступись за меня, ибо (1) меня ругают за Тебя, за то, что я служу и доверяю Тебе. Ради Тебя несу я поношение». Те, о которых плохо говорят из-за их добрых дел, могут со смиренной уверенностью предоставить Богу, чтобы Он вывел, как свет, правду их.
(2) «Так как ради Тебя несу я поношение; ибо ревность по доме Твоем снедает меня, то есть она заставила меня забыть себя и делать то, что они нечестиво превратили в обвинения. Ненавидящие Тебя и дом Твой ненавидят меня, так как знают, как ревностно я к нему привязан. Из-за этого они готовы поглотить меня, они уже почти лишили меня любви и уважения, которое я имел среди людей». Те, которые хулили Бога и плохо говорили о Его слове и путях, порицали Давида за веру в Слово Божье и хождение путями Божьими. Или эти слова можно истолковать как пример ревности Давида по дому Божьему и его негодования при виде пренебрежения к имени Бога, словно это было оскорблением его собственного имени. Он хранил в сердце все случаи бесчестья по отношению к Богу и презрения к религии. Это было ближе его сердцу, чем какие-либо внешние личные проблемы. И поэтому у него был повод надеяться, что Бог не будет смотреть сквозь пальцы на оскорбления в его адрес, так как он сам всегда принимал близко к сердцу оскорбления Бога. Обе части этого стиха можно применить ко Христу.
[1] Пример Его любви к Отцу проявился тогда, когда ревность по дому Божьему снедала Его, и Он выгнал покупающих и продающих из храма. Этот эпизод напомнил ученикам об этом стихе Писания (Ин 2:17).
[2] То, что Он не угождал себе и злословия злословящих Бога пали на Него (Рим 15:3), было примером самоотречения.
Стихи 14−22. В предыдущих стихах Давид говорил о злобных обвинениях, которые враги выдвигали ему. А в этих стихах он добавляет: «А я с молитвою моею к Тебе…» Они говорили о нем плохо, за то что он молился и постился; по этой же причине он стал песней у пьющих вино, но, несмотря на это, Давид принимает решение продолжать молиться. Отметьте: хотя над нами могут глумиться за наши добрые дела, мы не должны допускать, чтобы смеялись над нами по другому поводу. Тот, кто не может выносить насмешек и обидных слов и готов бросить свой долг, готов лишь немного пострадать за Христа и вряд ли способен исповедовать Его имя перед людьми. Враги Давида вели себя очень оскорбительно, но его утешало то, что он может прийти к Богу и рассказать Ему свои обиды. «Они думают добиться своей цели с помощью оскорбительного высокомерия и клеветы, а у меня другие методы. Что бы они ни делали, а я с молитвою моею к Тебе, Господи!» Это должно совершаться в благоугодное время; самое благоприятное — это время страданий. Бог не будет гнать нас от себя, хотя именно нужда привлекла нас к Нему; более того, это время более благоприятно, так как бедствия и несчастья народа Божьего делают его более подходящим объектом для Божьей милости. Приходит Его время помогать им, когда любая другая помощь оказывается безрезультатной, а они — на краю гибели, чувствуя, что погибнут, если Он не поможет им. Мы находим, что это выражение применимо ко Христу (Ис 49:8): «…во время благоприятное Я услышал Тебя». А теперь обратите внимание:
I. О чем он просит.
1. Чтобы Господь по Своей милости принял его просьбы, услышал вопль его страданий и желание его сердца: «Услышь меня (ст. 14), услышь меня (ст. 17), скоро услышь меня (ст. 18), не только услышь, что я говорю, но и дай то, чего я прошу». Христос знал, что Отец всегда услышит Его (Ин 11:42).
2. Чтобы Бог спас его от бедствий и он не погиб под тяжестью скорби: «Извлеки меня из тины, чтобы я не погряз в ней, помоги мне выбраться и поставь на камне ноги мои (Пс 39:3)»; чтобы Бог спас его от врагов, чтобы они не поглотили его и не добились своей цели: «…да избавлюсь от ненавидящих меня, как ягненок избавляется от лапы льва (ст. 15). Я приступил к высоким водам (ст. 3) и вижу, что они накрывают меня, поэтому прошу Тебя заглушить мои страхи и избавить от них. Не дай мне утонуть, хотя вода накрывает меня (ст. 16). Не дай погрузиться в пропасть отчаяния, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего, ибо тогда я погиб». В начале псалма Давид считает себя погибшим, а теперь его голова поднимается над водой и он не чувствует себя уставшим из-за воплей о себе.
3. Чтобы Бог повернулся к нему (ст. 17), улыбнулся и не скрывал от него Свое лицо (ст. 18). Знаков Божьего благоволения к нам и света Его лица, сияющего над нами, достаточно, чтобы удержать наш дух от погружения в самую глубокую пучину внешних бедствий; и нам не нужно ничего большего желать, чтобы чувствовать себя в безопасности (ст. 19). «Приблизься к душе моей, яви себя ей, и это искупит ее».
II. На что он ссылается, чтобы усилить эти прошения.
1. Он просит у Бога истины и милости (ст. 14): «…по великой благости Твоей услышь меня». В Боге присутствует милость, много милости, все виды милости, неисчерпаемая милость. Этой милости достаточно для всех, для каждого, и отсюда мы должны черпать ободрение для молитвы. Следующее ободрение — истина Его спасения (т.е. истинность всех тех обетований спасения, которые Он дал доверившимся Ему). Он повторяет аргументы, вытекающие из милости Бога: «Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя». Она такова по своей сущности, она богата, щедра и изобильна. Именно так ее воспринимают все святые: это их жизнь, радость и все во всем. О, позволь мне иметь ее блага! Повернись ко мне по множеству щедрот Твоих (ст. 17). Посмотрите, как возвышенно он говорит о благости Бога: в ней присутствует милость, эти милости благие, и их у Него множество. Если мы хорошо думаем о Боге и, несмотря на великие трудности, продолжаем надеяться на Него, то нам не нужно бояться, и Бог все сделает для нашего блага, ибо благоволит Господь к уповающим на милость Его (Пс 146:11).
2. Он рассказывает о своем бедствии и страданиях: «Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю (ст. 18) и поэтому нуждаюсь в Твоем благоволении; поэтому оно будет своевременным и я узнаю, как оно ценно». Он рассказывает, в чем именно его обвиняли и какому поношению он подвергся (ст. 20): «Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое». Отметьте, какое ударение ставится на эту фразу. Когда Христос страдал за нас, то удовлетворению, принесенному за грех, который был так оскорбителен для Бога, возможно, ничто так не способствовало, как обвинения, стыд и бесчестье, которым Он подвергся. Бог обратил на это внимание и оценил их больше, чем эквивалент за вечный стыд и презрение, которое заслужили наши грехи. Поэтому покаянием мы должны брать на себя и нести обвинения своей юности. И если в какое-либо время нам ради Христа приходится страдать от обвинений и бесчестья, то мы можем утешиться тем, что Бог знает об этом, и так как Он опередил нас, то не оставит дело незавершенным. Далее псалмопевец говорит искренне (ст. 21): «Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог», так как очень сложно человеку, который знает цену доброго имени, быть в поношении. Но когда мы задумаемся о том, какая честь — подвергнуться бесчестью ради Господа, и какое благоволение к нам проявляется в том, что мы засчитаны достойными страдать за Его имя (как воспринималось это ранее, Деян 5:41), то увидим, что вообще нет повода для переживаний.
3. Он рассказывает об оскорбительном высокомерии и жестокости своих врагов (ст. 19): «…ради врагов моих спаси меня, так как они остались такими же, какими я описал их (ст. 5). Враги мои все пред Тобою (ст. 20); Ты знаешь, что это за люди, какую опасность они представляют для меня, какими врагами они являются для Тебя. Ты долго размышлял над тем, что они делают и замышляют против меня». Далее приводится один из примеров их жестокости (ст. 22): «Они дали мне в пищу желчь (это слово означает горькую траву, и часто ему сопутствует слово полынь) и в жажде моей напоили меня уксусом». Это буквально исполнилось во Христе и прямо указывает на Него, так как Он не сказал: «Свершилось» до того, как Ему был поднесен уксус. А для того, чтобы у Его врагов был повод так поступить, Он сказал: «Жажду» (Ин 19:28−29). Некоторые считают, что иссоп, который был поднесен к Его устам, кроме уксуса, имел горькую траву, и это враги дали Ему испить. Точно предсказанные страдания Христа доказывают, что Писание — это слово Бога, а их точное исполнение в Иисусе Христе говорит о том, что Он — истинный Мессия. Это Тот, который должен был прийти, и мы не должны искать другого.
4. Он рассказывает о недоброжелательности своих друзей и своем разочаровании в них (ст. 21): «…ждал сострадания, но нет его»; они все подвели его, как потоки воды летом. Это исполнилось во Христе, ибо во время страданий все ученики оставили Его и сбежали. Мы не должны ожидать многого от людей, так как все они являются ничтожными утешителями, но можем ожидать многого от Бога, так как Он — Отец милости и Бог всех утешений.
Стихи 23−30. Дальнейшие проклятия являются не молитвами Давида против своих врагов, а пророчествами гибели преследователей Христа, в особенности еврейского народа, которую со слезами предсказывал наш Господь и которая исполнилась сорок лет спустя после смерти Христа. Первые два стиха выразительно говорят о судах Божьих над неверующими евреями и впоследствии повторяются апостолом Павлом (Рим 11:9−10), и поэтому в том же плане нужно рассматривать весь отрывок. Бог отказался от евреев, потому что они отказались от Христа, и это был замечательный пример Божьей справедливости и залог мщения, которое Бог в конце концов обрушит на всех, кто упорствует в своем безбожии. И до нынешнего времени это остается убедительным доказательством истины христианской религии. Во-первых, одно из величайших возражений вызывало упразднение церемониального закона, но оно было устранено и очень эффективно оправдано, когда Бог чудесным образом отменил его, полностью разрушив храм и погубив вместе с хозяйством Моисея тех, кто упорно противостоял Евангелию Христа. Здесь давайте обратим внимание:
I. Какие суды должны были обрушиться на тех, кто распинал Христа, но не на всех (так как среди них находились люди, которые приложили руку к Его смерти, но после покаялись и обрели милость, Деян 2:23; Деян 3:14−15), а на тех, кто оправдал распятие своим упрямым безбожием, отказом от Евангелия Христа и закоренелой враждебностью к Его ученикам и последователям (см. 1Тим 2:15−16). В этих стихах предсказывается:
1. Что их жертвы и приношения будут им во зло и причинят ущерб (ст. 23): «Да будет трапеза их сетью им». Здесь, возможно, подразумевается алтарь Господа, который назывался Его и их трапезой, так как во время приношения жертвы они становились ее соучастниками у алтаря. Это совершалось ради их благополучия и мира (ибо это были мирные жертвы), а становилось для них сетью и западней, так как своей любовью и приверженностью к алтарю они укоренялись в своем безбожии и ожесточались в своих предубеждениях против Христа — того жертвенника, от которого не могли питаться служащие скинии (Евр 13:10). Или здесь можно подразумевать общие утешения, которыми наслаждаются творения, — даже их необходимая пища. Они дали Христу желчь и уксус, и поэтому вполне справедливо их пищей будет желчь и уксус. Когда жизненные утешения и чувственные наслаждения из-за порочности нашей природы становятся стимулом для греха — пищей и топливом для нашей чувственности, — тогда наша трапеза становится сетью, и это объясняет, почему мы должны пиршествовать со страхом (Иуд 1:12).
2. Что они никогда не будут иметь утешения от обладания знанием и того мира, который имеют верующие, благословленные Евангелием Христа (ст. 24), что они будут преданы (1) справедливой слепоте: «Да помрачатся глаза их, чтобы они не видели славы Бога в лице Христа». Их грех заключался не в том, что они не видели, а в том, что они закрывали свои глаза от света, возлюбив больше тьму; и они будут наказаны тем, что ослепнут и будут преданы похотям собственных ожесточенных сердец, а богу этого мира будет позволено ослепить их ум (2Кор 4:4). Такая участь была им предсказана (Ис 6:10), и Христос утвердил ее (Мф 13:14−15; Ин 12:40).
(2) Справедливому ужасу. Есть благодатный ужас, который открывает путь для утешения, как это было с Павлом (Деян 9:6), когда он трепетал и был повержен. Но есть страх, который никогда не заканчивается миром, а из-за ужаса в совести приводит к внутренней дрожи, как это было с Валтасаром, когда связи чресл его ослабели. «Пусть они впадут в отчаяние и исполнятся постоянным смущением». Это пророчество исполнилось, когда иудеи проводили беспорядочные советы при оккупации Римской империи.
3. Что они падут под тяжестью гнева Божьего и Его яростного негодования (ст. 25): «Излей на них ярость Твою». Отметьте: тот, кто отказывается от великого Божьего спасения, предложенного ему, вполне обоснованно может бояться, что Его негодование будет излито на него, так как не подчинившиеся Его Сыну любви, несомненно станут поколением Его гнева. Эта участь постигнет тех, кто не верует в Христа, и гнев Божий будет пребывать на них (Ин 3:36). Он крепко прилепится к ним и никогда не отпустит их. Спасение само по себе не спасет тех, кто не желает, чтобы оно ими управляло. Наблюдайте за милостью и суровостью Бога!
4. Что их страной овладеют, а народ — прогонят (чего евреи больше всего боялись, и якобы для предотвращения этого они преследовали Христа, Ин 11:48): «Жилище их да будет пусто» (ст. 26). Это исполнилось, когда страна была оккупирована римлянами, и за них Сион распахан был как поле (Мих 3:12). Иудеи особенно гордились своим храмом, но он был оставлен пустым (Мф 23:28). И это еще не все: какое-то удовлетворение должно быть дано нам, и раз мы были лишены возможности наслаждаться своей собственностью, то другие должны воспользоваться нашими жилищами, раз мы были изгнаны из них. Но далее добавлено: «…и в шатрах их да не будет живущих», что чудесным образом исполнилось в Иудее и Иерусалиме, так как после изгнания евреев и в течение долгого времени никто не населял эту страну. Эти же слова в адрес Иуды повторяет апостол Петр (Деян 1:20), ибо мы можем предположить, что (совершив felo de se — самоубийство) его имущество было конфисковано, и таким образом двор его стал пуст, и не было из его родственников живущего в нем.
5. Что путь их погибели будет неумолимо идти по наклонной, и ничто не сможет остановить, прервать или помешать им идти по нему (ст. 28): «Господи, предоставь их самим себе и приложи беззаконие к беззаконию их». Если плохого человека отдать во власть похотей его сердца, то он несомненно станет еще хуже. Такие люди добавляют грех ко греху, более того, они ко греху своему прибавляют отступление (Иов 34:37). О евреях Писание говорит, что они всегда наполняют меру грехов своих (1Фес 2:16); добавляют наказание за беззаконие к беззаконию (читают некоторые), ибо одно и то же слово обозначает грех и наказание — так крепка их связь. Если человек будет грешить, то Бог воздаст ему за это. Но те, чьи грехи умножаются, могут обрести благодать, так как Бог умножает прощение через праведность Посредника, и поэтому, чтобы они лишились надежды на милость, он добавляет: «…да не войдут они в правду Твою», чтобы получить привилегию праведности Бога, которая передается через веру в Посредника (Флп 3:9). Это не значит, что Бог не допускает кого-либо к этой праведности, ибо Евангелие не исключает никого, кто сам себя не исключает из-за собственного неверия; но Давид просит, чтобы этим людям была дана возможность идти своим путем, и тогда они никогда не придут к этому правлению, так как, не зная о требованиях Божьей праведности и собираясь утвердить собственные заслуги, они не покорились праведности Божией (Рим 10:3). И тот, кто так горд и принял решение не приходить к праведности Божьей, получит соответствующий приговор. Таковые сами все решили и не войдут они в правду Твою. Тот, кто не желает и не рад созерцать ее, пусть не надеется иметь какие-то привилегии от обладания ею.
6. Что они будут лишены всех надежд на счастье (ст. 29): «Да изгладятся они из книги живых; не допусти, чтобы они долго жили, так как чем дольше они живут, тем больше делают зла». Тысячи неверующих евреев пали от меча и голода, но среди них не погиб ни один, кто принял христианскую веру. Нация была стерта с лица земли как народ. Многие считают, что это произошло из-за того, что они отказались от завета Божьего и всех его привилегий, то есть от книги живых: «Пусть благополучие Израиля плотского теперь будет отчуждено от завета обетования, на который до сих пор он один имел право. Пусть окажется, что они никогда не были записаны в книгу Агнца, и пусть все отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их, и с праведниками да не напишутся, то есть пусть для них не будет места в собрании праведных, когда все они соберутся на общее собрание тех, чьи имена записаны на небесах» (Пс 1:5).
II. За какой совершенный грех они будут подвергнуты таким страшным судам (ст. 27): «Ибо, кого Ты поразил, они еще преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают».
1. Христос был тем, кого Бог поразил, ибо Господу угодно было поразить Его. Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом, и поэтому люди отвращали от Него лицо свое (Ис 53:3,4,10). Они преследовали Его с яростью, которая достигала небес, и кричали: «Распни, распни Его!» (ср. Деян 2:23). Хотя Он был предопределен по совету Божьему, но они взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили Его. Чтобы огорчить Господа Иисуса, когда Он находился на кресте, они говорили: «Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его», так как ничто больше ни могло Его огорчить.
2. Бог поражал Своих святых ради Своей цели, а нечестивцы преследовали их и страдания их умножали, за это приближается на них гнев до конца (1Фес 2:16; см. Мф 23:34 и т.д.). Эти слова можно воспринять в более общем смысле, и они учат нас, что ничто не провоцирует Бога больше, чем оскорбления в адрес тех, кого Он сам поражает: когда другие добавляют страданий страдающим, откуда справедливо следует, что они прилагают беззаконие к беззаконию (см. Зах 1:15). С теми, чей дух ранен, кто беспокоится и опасается своего духовного состояния, нужно обращаться очень нежно; нужно заботиться, чтобы не умножать их страдания и не огорчать сердце праведника.
III. Что псалмопевец сам думает о себе, находясь среди страданий (ст. 30): «А я беден и страдаю, то есть самое худшее в моей ситуации то, что я подвержен внешним страданиям, в то же время я записан в книгу праведников и не нахожусь под гневом Божьим, как они». Лучше жить в бедности и страданиях, принимая Божьи благословения, чем богатым и веселым пребывать под проклятием Божьим. Давид молится о том, чтобы тот, кто пришел к праведности Божьей, вскоре увидел конец своей бедности и страданий, а спасение Божье поставило его на высоком месте (Ис 61:10). Эти слова также могут относиться ко Христу. Он был унижен, беден и страдал; Он был мужем скорбей, и Ему негде было приклонить Свою голову. Но Бог превознес Его; для Него свершилось спасение; спасение пришло благодаря Ему, Бог поставил Его на высоком месте и вознес выше начальств и властей.
Стихи 31−37. В этих стихах псалмопевец, как прообраз Христа и пример для христиан, заканчивает псалом, который начал жалобами и выражением своей скорби, святой радостью и хвалой.
I. Он принимает решение славить Бога, не сомневаясь, что благодаря этому будет допущен к Нему (ст. 31−32): «Я буду славить имя Бога, но не только своим сердцем, но и в песне, буду превозносить Его в славословии», ибо Господу нравится, когда Его народ возвеличивает Его в благодарственной хвале. Эти слова подразумевают, что все христиане должны прославлять Бога в псалмах и славословиях и песнопениях духовных. И через Иисуса Христа — Посредника нашей хвалы и наших молитв — будет это благоугоднее Господу, чем самые ценные жертвы по закону (ст. 32): нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами. Это является четким указанием на то, что во дни Мессии будет положен конец не только искупительным жертвам, но и тому прославлению и публичному признанию, которые были учреждены церемониальным законом, а вместо них будут приняты духовные жертвы хвалы и благодарения — плод наших уст, а не плод хлева (Евр 13:15). Великим утешением для нас является то, что смиренная и благодарственная хвала более угодна Богу, чем самые дорогие и пышные жертвоприношения.
II. Он ободряет других благочестивых людей возрадоваться в Боге и продолжать искать Его (ст. 33−34): «Увидят это страждущие и возрадуются». Они познают, к собственному утешению, (1) опыт святых. Они увидят, что Бог готов услышать бедных, когда они к Нему взывают, и дать то, чего они просят у Него. Они узнают, что Он не презирает Своих узников, хотя другие пренебрегают ими, а благоволит к ним, находит время, чтобы посетить их и утешить. Увидят это страждущие и возрадуются, но не только потому, что когда почтен один член, то все члены с ним радуются, а потому что это ободряет их уповать на Бога в стесненных обстоятельствах и трудностях. Это оживит сердца ищущих Бога, и они увидят еще больше печатей и подписей под истиной, которая гласит, что Бог Иакова никогда не говорил его семени: «Напрасно ищете Меня».
(2) О превознесении Спасителя, так как именно о Нем говорит псалмопевец, и о себе, как о Его прообразе. Когда смиренные увидят, что Его скорби закончились и Он вошел в открывшуюся перед Ним радость, когда узнают, что Он услышан и освобожден от заключения в могиле, тогда они возрадуются, а те, которые ищут Бога через Христа, будут жить и утешаться, придя к выводу, что если они страдали с Ним, то с Ним и царствовать будут.
III. Он призывает все творения — небеса, землю, моря и их обитателей — прославить Бога (ст. 35). Небеса, земля и населяющие их творения были Им сотворены, и поэтому да восхвалят Его небеса и земля. Пусть ангелы на небесах и святые на земле, пусть все в своих сферах обитания найдут повод для постоянной хвалы. Пусть рыбы морские, не способные произнести слово, прославят Бога, ибо море принадлежит Ему, и Он сотворил его. Славословия мира должны возноситься для Божьего благоволения в Его Церкви (ст. 36−37), так как Бог спасет Сион, святую гору, где проводились служения Ему. Он спасет всех, кто спасен и отделен для Него, всех, кто участвует в поклонении Ему, и всех, кем правит Христос, ибо Он является Царем на святой горе Сион. У Него достаточно милости для городов Иуды, откуда происходил Христос. Бог совершит великие дела ради евангельской Церкви. Поэтому пусть возрадуются все, кто желает ей добра, так как (1) она будет населена и там будет проживать много людей. Господь создаст города Иуди-ны, в соответствии с евангельской моделью будут сформированы и организованы определенные церкви, где сможет поселиться остаток и наследовать их, где верующие смогут насладиться привилегиями, дарованными Церкви, смогут платить дань и совершать служения, требуемые от них. Те, которые любят Его имя и в общем доброжелательно относятся к религии, примут христианскую веру и займут свое место в христианской Церкви; они будут пребывать там как законные жители, по родству принадлежащие к семье Бога.
(2) Этот порядок наследования будет сохранен. Христианство не должно быть res unius aetatis — кратковременным увлечением. Нет: потомство рабов Его утвердится в нем. Бог сохранит и поставит для себя потомство, которое будет служить Ему, и это потомство будет наследовать привилегии своих отцов, ибо обетование принадлежит вам и вашим детям, как это было в старые времена. Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя. Земля обетованная никогда не будет утеряна из-за недостатка наследников, так как Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму и скорее поступит так, чем прервет порядок наследования. Давид никогда не будет нуждаться в человеке, который бы предстал перед ним. Искупитель увидит Свое потомство и в нем продлит Свои дни, пока тайна Божья не свершится и мистическое тело не будет завершено. Но так как святое семя принадлежит этому миру, то, когда все они соберутся, сразу настанет конец; и вполне справедливо, что за уверенность в сохранности этого семени небеса и земля должны славить Его.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 68