Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Давид, как и Иеремия, был плачущим пророком, и данный псалом является одним из его плачей, который был написан во время или, по крайней мере, относился ко времени величайших бедствий, как внешних, так и внутренних. Страдает ли кто? Болен ли? Воспойте этот псалом. Он описывает те ситуации, с которыми мы часто встречаемся. Псалом начинается со страдальческих жалоб, а заканчивается радостной хвалой, подобно молитве Анны, у которой вначале был скорбный дух, но по мере продолжения молитвы лицо прояснялось. В этом псалме Давид жалуется:

(1) на телесные страдания; (2) на душевные страдания из-за осознания греховности, как на заслуженное основание для боли и болезни; (3) на оскорбления со стороны своих врагов по поводу телесных и душевных страданий. Здесь (I) он изливает свои жалобы перед Богом, умоляя Его не гневаться и вернуть прежнее благоволение (ст. 2−8).

(II) Он убеждает себя в получении скоро благоприятного ответа (ст. 9−11). Этот псалом похож на Книгу Иова.

Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.

Стихи 2−8. Эти стихи говорят языком сердца, смиренного провидениями, языком сокрушенного духа, находящегося в великих страданиях, посланных для пробуждения совести и умерщвления порочности. Тот, кто не вопиет к Богу, когда Тот ограничивает его, накапливает гнев; а тот, кто сеет со слезами, находясь под порицанием Господа, как Давид, получает милость. Давайте в данном псалме обратим внимание на то:

I. Как Давид представляет Богу свои скорби. Он изливает свои жалобы перед Ним. К кому еще может идти дитя со своими жалобами, как не к своему отцу?

(1) Он жалуется на телесную боль и болезнь: «…кости мои потрясены» (ст. 3). Его кости и плоть были поражены, как у Иова. Хотя Давид был царем, он был болен и страдал от боли; его царская корона не могла спасти его от головной боли. Великие мужи являются людьми, и они тоже подвержены обычным бедствиям человеческой жизни. Хотя Давид был сильным человеком, мужем войны от юности своей, но это не могло оградить его от душевных расстройств, которые очень скоро заставляют сильных мужей кланяться себе. Хотя он был хорошим человеком, но в то же время его благочестие не могло удержать его в хорошем здоровье. «Господи! вот, кого Ты любишь, болен». Пусть с болью и болезнью нам поможет примириться тот факт, что такова была участь некоторых наилучших святых и что их примером мы направляемся и получаем ободрение представить наши бедствия Богу, который является Господом для тела и информирован о его нездоровье.

(2) Давид жалуется на внутренние трудности: «И душа моя сильно потрясена», что намного хуже потрясения костей. Дух человека переносит его немощи, если он пребывает в хорошем состоянии, но если дух поражен, то скорбь становится невыносимой. Болезнь Давида вновь воскресила в его памяти грех, и он рассматривает ее как знак недовольства Божьего; это было потрясением для его души и заставило воскликнуть: «Я немощен; исцели меня». Очень плохо, когда у человека одновременно страдают и кости, и душа, но именно такова бывает иногда участь Божьего народа; и часто его горе усугублялось тем, что оно продолжалось довольно продолжительное время, что здесь выражается попыткой уговорить: «Ты же, Господи, доколе?» (ст. 4). В такие времена мы должны обращаться к живому Богу, Он является единственным целителем и тела, и души, а не ассирийцы или бог Экрона.

II. Впечатление, которое эти бедствия накладывают на него. Они очень тяжелы; Давид был утомлен воздыханиями своими, он каждую ночь омывал ложе свое и слезами омочал постель свою (ст. 7), пока почти не выплакал свои глаза (ст. 8). «Иссохло от печали око мое». Давид был смел и умен, чтобы так скорбеть из-за внешней беды, но когда грех тяжелой ношей лег на его совесть и он был вынужден вспомнить свои беззакония, когда его душа была поражена ощущением Божьего гнева и осознанием того, что Бог отступил от него, — тогда он скорбел тайно и его душа отказывалась от утешения. Это поддерживало его глаза не только бодрствующими, но и рыдающими. Обратите внимание, (1) что часто участь многих наилучших людей заключалась в том, чтобы быть мужами скорбей. Таким был сам Господь Иисус. Наш путь лежит через долину слез, и мы должны приспособиться к температуре этого климата.

(2) Требуется огромная сила духа, чтобы остаться мягким и смягчиться, имея доказательства Божьего недовольства. Давид, который мог столкнуться лицом к лицу с Голиафом и многими другими могущественными врагами с непоколебимой храбростью, растаял в слезах при воспоминании о грехе и осознании божественного гнева; и это не было умалением его характера.

(3) Истинные просители рыдают в уединении. Фарисеи маскировали свои лица, чтобы явиться людям скорбящими; но Давид скорбел ночами в постели, где он лежал, общаясь со своим сердцем, и ни один глаз не был свидетелем его скорби, кроме всевидящего ока Господа. Петр вышел, прикрыв свое лицо, и зарыдал.

(4) Печаль из-за греха должна быть большой; так было с Давидом: он рыдал так горько и обильно, что слезами омочал постель свою.

(5) Ликование нечестивцев из-за скорбей святых усиливало его горе. Глаз Давида старел из-за его врагов, которые радовались его страданиям и неверно истолковывали его слезы. В этой великой скорби Давид был прообразом Христа, который часто рыдал и восклицал: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф 26:38).

III. Прошения, которые Давид возносит Богу, находясь в скорбном и затруднительном положении.

(1) Как самого величайшего зла Давид боится гнева Божьего. Это было полынью и желчью в страдании и несчастье; это был тот настой, который делал чашу горькой, и поэтому он молится (ст. 2): «Господи! не в ярости Твоей обличай меня (хотя я и заслужил ее), и не во гневе Твоем наказывай меня». Он не молится: «Господь, не обличай меня; Господь, не наказывай меня», ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Давид может вынести обличение и наказание, если Бог подарит ему свет Своего лица, а Своим Духом даст возможность познать радость и веселье милости Его; страдания телесные будут переносимы, если будет даровано утешение для души. Неважно, пусть болят его кости, лишь бы гнев Божий не возбуждал сердечную боль; и поэтому Давид молится: «Господи! не в ярости Твоей обличай меня, чтобы я не погиб от нее». Здесь псалмопевец выступает в качестве прообраза Христа, для которого самым большим страданием было бедствие в Его душе и отсутствие улыбки Его Отца. Он никогда не жаловался на ярость Своих врагов: «Почему они распинают меня?» или на недоброжелательность Своих друзей: «Почему они оставили меня?» Иисус воскликнул громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Поэтому давайте бояться гнева Божьего больше какой-либо внешней проблемы и остерегаться накапливать его для дня Гнева.

(2) Как самого великого блага Давид желает, чтобы Бог восстановил к нему Свое благоволение и дружбу. Он молится:

[1] чтобы Бог пожалел его и посмотрел с состраданием. Псалмопевец считает себя очень несчастным, а несчастный человек — подходящий объект для милости. Поэтому он молится: «Помилуй меня, Господи! Во гневе вспомни о милости и в справедливости Своей не будь строг ко мне».

[2] Чтобы Бог простил его грехи, ибо в этом заключается милость, и именно ее он здесь просит: «Помилуй меня».

[3] Чтобы Бог явил Свою силу для его облегчения: «Исцели меня, Господи (ст. 3), спаси меня (ст. 5), произнеси Слово — и я буду восстановлен, и все будет хорошо».

[4] Чтобы Бог был с ним в мире: «Обратись, Господи, верни мне Твое благоволение и примирись со мною. Похоже, что Ты удалился от меня и пренебрегаешь мною; более того, Ты держишься от меня на расстоянии, как тот, кто гневается; но сейчас, Господи, обратись и приблизься ко мне».

[5] Чтобы Бог особым образом сохранил внутреннего человека и его стремления, что бы ни случилось с телом: «Господи, избавь душу мою от греха, от погибели навсегда». Мы имеем неизреченную привилегию и право приступить к Богу во время страданий — это также наш долг, таким образом мы можем бороться с Ним и тогда мы не будем искать Его напрасно.

IV. Призывы, которые многократно звучат в прошениях Давида, предназначены не для того, чтобы заставить Бога что-то сделать (ибо Он знает наше положение и истинные заслуги лучше, чем мы можем сформулировать их), а для того, чтобы побудить к действию себя.

(1) Он умоляет Бога о милости, и из этого стиха мы можем взять для себя наилучшее ободрение в молитве: «Спаси меня ради милости Твоей».

(2) Он просит Господа о славе: «Во гробе кто будет славить Тебя? Господь, если Ты избавишь меня и утешишь, то я не только возблагодарю Тебя за избавление и буду побуждать других присоединиться ко мне в благодарении, но и всю свою новую жизнь я посвящу служению Тебе и Твоей славе. И весь остаток своей жизни я буду с благодарностью вспоминать Твое благоволение; тогда во всех случаях я буду побуждать себя служить Тебе. Если же я умру, то лишусь возможности чтить Тебя и делать добро для других, ибо во гробе кто будет славить Тебя?» (ст. 6). Лишь это лишает душу возможности жить и действовать, а верные души всегда с радостью помнят Бога и благодарят Его. Но [1] после второй смерти (а возможно, находясь в душевных страданиях под гневом Божьим, Давид имел ужасные предчувствия) нет приятных воспоминаний о Боге; там бесы и осужденные духи хулят Его, а не славят. «Господь, не позволь мне навсегда остаться во власти Твоего гнева, ибо это sheol, сам ад, и тем самым не лишай возможности славить Тебя». Тот, кто истинно ищет славы Божьей, кто стремится и наслаждается прославлением Господа, может молиться в вере: «Господь, не посылай меня в то ужасное место, где нет благоговейных воспоминаний о Тебе и где благодарения не возносятся к Тебе».

[2] Смерть телесная лишает нас возможности и способности славить Бога в этом мире и служить интересам Его царства среди людей, противостоя силам тьмы и приводя многих на этой земле к познанию Бога и посвящению Ему своей жизни. Некоторые считают, что радость святых на небесах более привлекательна и безгранично выше тех утешений, которые святые имеют на земле. В то же время служение святых на земле, особенно таких выдающихся, как Давид, заслуживает особой похвалы и способствует большей славе божественной благодати, чем служение святых на небесах, которые не вовлечены ни в борьбу против греха и сатаны, ни в наставничество о теле Христа. Придворным нравится жить в присутствии царя, но воины на поле битвы приносят больше пользы; и поэтому у нас есть добрый повод молиться, чтобы, если такова воля Божья и у Него нет больше работы для нас или наших друзей в этом мире, Он забрал нас или их служить Себе. Уйти и быть со Христом — самое счастливое событие для святых, но их пребывание здесь во плоти более полезно для Церкви. Именно это имел в виду Давид, когда молился: «Во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс 29:10; 87:11; 113:26; Ис 38:18). И именно это Христос имел в виду, когда сказал: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира». Мы должны воспевать эти стихи, глубоко осознавая ужасы гнева Божьего, которого мы должны бояться превыше всего, благодаря, что не находимся в подобной ситуации, и сострадая тем, кто злостраждает. Если же мы попали в такую беду, то давайте утешать себя, что этому предшествовал прецедент и что если мы смиримся и будем молиться, как Давид, то недолго будем в подобной ситуации.

Стихи 9−11. Какая внезапная перемена к лучшему! Тот, кто стенал, рыдал и весь исчах (ст. 7−8), здесь выглядит и говорит очень радостно. Изложив свои прошения Богу и отдав Ему свою ситуацию, он абсолютно уверен в благоприятном ответе, и его печаль превращается в радость.

I. Давид отделяет себя от нечестивцев и беззаконников и придает себе сил противостоять их оскорблениям: «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие» (ст. 9). Когда он был погружен в свои несчастья, (1) он боялся, что гнев Божий определит ему разделить участь делающих беззаконие; но сейчас, когда облако грусти покинуло его, он стал уверен в том, что его душа не будет сообщаться с грешниками, ибо они — не его народ. Давид начал подозревать, что является одним из них, так как на него навалилась тяжесть гнева Божьего, но сейчас, когда все его страхи умолкли, он велит им уйти, зная, что он должен быть среди избранных.

(2) Беззаконники потешались и насмехались над ним, спрашивая: «Где твой Бог?», с ликованием видя его подавленное настроение и отчаяние. Но теперь у Давида есть ответ тем, кто порицал его, ибо Господь, который был готов вернуть ему Свою милость, теперь утешил его дух и вскоре завершит его избавление.

(3) Возможно, беззаконники искушали его поступать так, как они, отбросить свою религию и предаться греховным удовольствиям. Но Давид говорит: «Удалитесь от меня; я никогда не буду слушать ваши советы; вы хотите, чтобы я похулил Бога и умер, а я благословлю Его и буду жить». Таким же образом мы должны использовать милости Божьи и еще больше укрепить свое решение не иметь ничего общего с грехом и грешниками. Давид был царем и использовал этот случай, чтобы вновь вернуться к своей цели и использовать свою власть для подавления греха и реформирования образа жизни (Пс 74:5; 110:3). Если Бог так много сделал для нас, то мы должны изучать, что нам следует делать для Него. Похоже, что наш Господь Иисус одолжил эти слова у Своего отца Давида, когда после передачи в Его руки суда Он скажет: «Отойдите от Меня все делатели неправды» (Лк 13:27), научая сейчас нас произносить то же самое (Пс 118:115).

II. Давид убеждает себя, что Бог был и будет милостивым к нему, несмотря на настоящее проявление гнева.

(1) Он уверен в благоприятном ответе на молитву, которую только что вознес. Он осознает, что Бог слышит его в то время, когда он еще говорит (как в Ис 65:24; Дан 9:20), и поэтому говорит об этом как о свершенном акте и повторяет с ликованием: «Услышал Господь голос плача моего» (ст. 9), «Услышал Господь моление мое» (ст. 10). Благодаря работе, совершенной Божьей благодатью в его сердце, он знает, что его молитва была благосклонно принята, и поэтому не сомневается в том, что в нужное время он получит действенный ответ. Его слезы имели голос и громко отозвались в ушах Бога милосердия: «Услышал Господь голос плача моего». Молчаливые слезы не имеют способности говорить. Молитвы Давида были воплем к Богу: «Услышал Господь моление мое и постановил: «Да будет так», поэтому вскоре я получу ответ на свои прошения».

(2) С этого места он высказывает предположение о том, что все его молитвы услышаны: «Услышал Господь моление мое, и поэтому Господь примет молитву мою, ибо Он дает и не укоряет за прошлые даяния».

III. Давид либо молится об обращении, либо предсказывает гибель своих врагов и преследователей (ст. 11).

(1) Эти слова можно воспринять и как молитву об их обращении: «Да будут постыжены все они за противостояние мне и за порицания в мой адрес. Пусть они (как настоящие раскаявшиеся грешники) будут взволнованы собственным безрассудством; пусть они станут сдержаннее и спокойнее; пусть им будет стыдно за то, что они сделали мне, пусть они постыдятся себя».

(2) Если они не обратятся к Богу, то здесь предсказывается их поражение и гибель: «(Они) будут постыжены и жестоко поражены (так можно прочитать эти стихи)»; и это будет вполне справедливо. Они радовались, когда Давид был поражаем (ст. 3−4), и поэтому, как это обычно происходит, зло обратилось на них самих — они сами будут жестоко поражены. Лица тех, кто не воздаст славу Богу, будут вечно носить отпечаток стыда.

Воспевая эти стихи и молясь ими, мы должны воздавать славу Богу как Господу, который готов услышать молитву; должны признавать Его благоволение к нам и то, что Он слышит наши молитвы. Мы должны ободрять себя, уповать на Господа и доверять Ему в самых великих бедах и трудностях.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 6

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.