Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Этот псалом имеет ту же природу и цель, что и предыдущие шесть или семь псалмов. Все они избыточествуют жалобами Давида на злобность врагов, на их жестокие и бесчеловечные заговоры — молитвами и пророчествами в их адрес, а также утешениями и уверением в уповании на Бога как на своего Господа. Прежде всего следует отметить язык природы, затем — пророческий дух, с нетерпением ожидающий Христа и врагов Его царства (во что мы не должны быть вовлечены), и, в-третьих, благодать и святую веру, воспроизводить которые должен каждый из нас. В этом псалме (I) Давид молится, чтобы Бог защитил и избавил его от врагов, представляя их очень плохими людьми, злобными варварами и атеистами (ст. 2−8).

(II) Он предвидит и предсказывает гибель своих врагов, за что обещает воздать славу Богу (ст. 9−18). Так как все враги народа Божьего соответствуют этим характеристикам, то, воспевая этот псалом, мы можем прочитать об их участи и предвидеть их гибель.

Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.

Стихи 2−8. Вступление к данному псалму знакомит нас с поводом, по которому он был написан. Это был случай, когда Саул послал отряд воинов, чтобы стеречь ночью дом Давида, а впоследствии схватить и убить его. Об этом можно прочитать в 1Цар 19:11. Это было время, когда враждебность к Давиду вновь возросла, и совсем недавно ему удалось спастись от копья Саула. Первые вспышки злобности Саула расстроили, огорчили и напугали Давида, но он в то же время поддерживал общение с Богом, а душевный настрой псалмопевца постоянно побуждал его молиться и славить Бога. Счастлив тот человек, чья связь с небесами не прекращается из-за забот, скор-бей, страхов или спешки (внутренней или внешней), сопутствующих страдающему состоянию. В этих стихах:

I. Давид молится, чтобы Бог освободил его из рук врагов и их жестокие замыслы против него разрушились (ст. 2−3): «Избавь меня от врагов моих, Боже мой! Ты — Бог, и Ты можешь избавить меня, Боже мой, под чью защиту я отдаю себя. Ты обещал быть моим вседостаточным Богом, и поэтому ради чести и верности Ты избавишь меня. Вознеси меня, чтобы сила и злобность восставших на меня врагов не могли достичь меня и я не боялся их. Вознеси меня, чтобы я оказался в безопасности и покое, чтобы я увидел это и успокоился. Избавь меня и спаси». Он вопиет как погибающий человек, который взирает лишь на Бога, ожидая спасения и избавления. Он молится (ст. 5): «Восстань, чтобы помочь мне, ознакомься с моей ситуацией, посмотри на меня с состраданием и яви силу Свою ради моего избавления». Так же ученики Христа во время бури разбудили Его со словами: «Господи, спаси нас, погибаем». Так же настоятельно должны мы молиться каждый день, чтобы иметь защиту и избавление от духовных врагов, от искушений сатаны и порочности собственных сердец, которые восстают на нашу духовную жизнь.

II. Он умоляет об избавлении. Наш Бог разрешает нам не только молиться, но и просить Его, рассказывать о своих бедах, подкрепляя их аргументами, чтобы не только впечатлить Его, но и воздействовать на себя. Давид так и поступает здесь.

1. Он рассказывает о плохом характере своих врагов. Они — делающие беззаконие, и поэтому не только его враги, но и враги Бога. Они кровожадны, и поэтому не только его враги, но и враги всего человечества. «Господи, не допусти, чтобы делающие беззаконие одолели праведника, кровожадные одержали верх над милостивым».

2. Он говорит об их злобности и нависшей от них опасности (ст. 4). «Их злобность велика, их цель — моя душа, моя жизнь, моя лучшая часть. Они коварны и расчетливы; они подстерегают душу мою, используя любую возможность, чтобы причинить мне зло. Они могущественны, уважаемы и богаты, занимают важное положение в суде и при дворе. Они все в заговоре, объединились в сообщество и собираются на меня, чтобы объединить свои планы и действия. Они очень изобретательны в своих заговорах и усердны в их осуществлении (ст. 5): «Они сбегаются и вооружаются с предельной скоростью и яростью, чтобы причинить мне зло». Он обращает особое внимание на жестокое поведение посланников Саула (ст. 7): «Вечером возвращаются они со своей дневной службы, чтобы творить дела тьмы (которые днем стали бы их стыдом), и воют, как псы, преследующие зайца». Так враги Давида, придя схватить его, подняли вопль против него, как против бунтаря, предателя и человека, не достойного жить. С этими криками они ходили вокруг города, чтобы испортить репутацию Давида и, если удастся, поднять против него толпу, или хотя бы предотвратить гнев, которого вполне обоснованно опасались, так как народ очень любил Давида. Так же поступили преследователи Господа Иисуса, которых сравнивали с псами (Пс 21:17). Они приступили к Нему с криками, иначе им не удалось бы схватить Его, по крайне мере не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Они из-рыгают хулу языком своим (ст. 8), злоба кипит в их сердцах. «В устах их мечи, то есть порицания, наполняющие мое сердце скорбью, и клевета, которая наносит удар и ранит мою репутацию». Они постоянно подбрасывали предложения, которые побуждали Саула достать и заточить меч против него, а как мы знаем, вся вина возлагается на лжесвидетелей. Возможно, меч не появился бы в руках Саула, если бы вначале он не появился в их устах.

3. Он говорит о своей невиновности, но не перед Богом (он никогда не заявлял о своей невиновности перед Ним), а перед своими преследователями. Все, в чем они обвиняли его, было абсолютной ложью; он никогда не делал и не говорил ничего, что могло бы заслужить подобное обращение с их стороны (ст. 4): «Не за преступление мое и не за грех мой, Господи! Ты знаешь, ибо Ты знаешь все». И вновь (ст. 5) — «без вины моей». Обратите внимание:

(1) невиновность благочестивых не сохранит их от злобности нечестивых. Безобидные люди похожи на голубиц, тем не менее из-за Христа люди их ненавидят, словно они ядовиты, как змеи, и так же отвратительны.

(2) Хотя невиновность не сохранит нас от бедствий, в то же время она может быть великой поддержкой и утешением в бедах. Свидетельство нашей совести в том, что мы вели себя хорошо по отношению к своим недоброжелателям, и даст повод возрадоваться в день бедствий.

(3) Если мы осознаем собственную невиновность, то можем со смиренной уверенностью воззвать к Богу и просить, чтобы Он вступился за нас, что Он и сделает в нужное время.

4. Псалмопевец рассказывает, что его враги — люди мирские и неверующие, что они разжигают в себе враждебность против него, пренебрегая Богом (ст. 8) и думая: «Кто услышит?» Не Бог (Пс 9:32; 93:7). Отметьте: не удивительно, что люди, не придающие значения своим словам, считают, что и Бог не придает значение их словам.

III. Давид отдает себя и свою ситуацию в руки Бога и просит рассудить его (ст. 6): «Господи, Ты — Судья, рассуди между мной и моими преследователями». В этом обращении к Господу он смотрит на Него как на Бога сил, который обладает властью вершить суд и имеет в Своем подчинении все творения и ангелов. Он также смотрит на Него как на Бога Израиля, для которого был Царем и Судьей, не сомневаясь, что Он вступится по просьбе правых сердцем израильтян. Когда воины Саула преследовали его, то он обращался к Господу как к Богу всех сил, а когда сталкивался со злобностью тех, кто в духе был чужд Израилю, то обращался к Богу как к Богу Израиля. Он желает (то есть уверен), что Всевышний восстанет посетить все народы, Он безошибочно исследует противоречия и ссоры, возникшие между сынами человеческими. Это будет день посещения (Ис 10:3), и на этот день Давид ссылается со своей торжественной просьбой: «…не пощади ни одного из нечестивых без-законников». Selah — отметьте это.

(1) Если бы Давид считал себя нечестивым беззакон-ником, то не надеялся бы обрести милость, но в отношениях со своими врагами он не был преступником (ст. 4−5): «…не за преступление мое… и поэтому Ты вступишься за меня». В отношениях с Богом Давид тоже не был нечестивым беззаконником, так как хотя он и грешил, но был раскаявшимся грешником и не упорствовал в своих ошибках.

(2) Он знал, что его враги были нечестивыми беззаконниками — сознательными, злобными и ожесточенными в своих преступлениях против Бога и человека. Поэтому псалмопевец просит справедливо наказать их и судить без милости. Пусть не надеется обрести милость тот, кто никогда не был милостив к другим, так как он является нечестивым беззаконником.

Стихи 9−18. В этих стихах Давид, упоминая об угрожающей силе своих врагов, ободряет себя и принимает решение смиренно уповать на Бога и прославлять Его.

I. Он принимает решение уповать на Бога (ст. 10): «Сила — у них, и страх перед силой врагов влечет его к Богу». Или, как написано в других переводах, сила — у Бога, и надежда на эту силу влечет его к Нему. «Поэтому я к Тебе прибегаю, веруя и уповая на Тебя», — говорит Давид. Мы поступаем мудро и исполняем свой долг, если во времена опасности и бедствий уповаем на Бога, ибо Он является нашим Заступником, нашей возвышенностью, на которой мы будем в безопасности. Он надеется (1), что Бог будет милостив к нему (ст. 11): «Бог мой, милующий меня, предварит меня благословениями Своей благости; Он дарует мне Свою милость, охраняет от страха, хранит мои молитвы и относится ко мне лучше, чем я ожидал». Очень хорошо, если в молитве мы взираем на Бога не только как на Бога милости, но и как на Бога милости, проявленной к нам, как на Творца всего хорошего, произведенного в нас, и на Даятеля всех наших благ. Вся милость, присутствующая в Боге, хранится для нас, и в любой момент готова быть передана нам. Псалмопевец справедливо называет милость Бога своей милостью, так как все благословения Нового Завета названы неизменными милостями, обещанными Давиду (Ис 55:3), и они неизменны для всех его потомков.

(2) Что для его преследователей Он будет Богом мщения. Свои ожидания он излагает частично в виде пророчества, а частично в виде прошения, которые объединены, ибо его молитва о том, чтобы все завершилось именно так, приравнивается к пророчеству, что так и будет. В этих стихах Давид предсказывает будущее своих врагов или наблюдателей, которые выискивают возможность причинить ему зло. В его словах мы видим его стремление, а не страсть мщения (ст. 11). Он предвидит:

[1] что Бог подвергнет их презрению, тем более они сами сделали себя посмешищем (ст. 9): «Они думают, что Бог не слышит их и не обращает внимания, но Ты, Господи, посмеешься над ними, над их безрассудством, так как они считают, что насадивший ухо не слышит. Ты посрамишь не только их, но и все языческие народы, живущие без Бога в этом мире». Отметьте, что атеисты и преследователи заслуживают осмеяния (см. Пс 2:4; Притч 1:26; Ис 37:22).

[2] Что Бог сделает их монументами Своей справедливости (ст. 12): «Не умерщвляй их, не допусти, чтобы они были незамедлительно убиты, чтобы не забыл народ мой». Если наказание сразу же будет воспроизведено, то впечатление от него не задержится, а будет скоротечным и скоро иссякнет. Стремительное уничтожение поражает людей в первый момент, но скоро забывается, поэтому псалмопевец молится, чтобы это наказание было длительным: «…расточи их силою Твоею, чтобы они несли с собой знаки Твоего недовольства и в их скитаниях присутствовали наказания, привлекшие внимание людей во всех концах земли». Поэтому, чтобы мщение не было забыто, убийца Каин был не умерщвлен, а приговорен стать изгнанником и скитальцем на земле. Отметьте: когда мы думаем, что суды Божьи над грешниками совершаются медленно, то должны понимать, что, изливая Свой гнев постепенно, Бог имеет мудрые и святые цели. «Поэтому рассей их, чтобы они никогда вновь не смогли объединиться и творить зло, низложи их, Господи, защитник наш!» Если Бог принимает решение защищать Свой народ, как щит, то Он несомненно смирит и унизит всех, кто сражается против них.

[3] Что с ними будут обращаться так, как они того заслуживают (ст. 13): «Слово языка их есть грех уст их (так как каждое произнесенное ими слово содержит в себе грех); да уловятся они за это в гордости своей — за клятву и за проклятия в адрес других и самих себя (грех, в котором был виновен Саул, 1Цар 14:28,44) и ложь». Отметьте, что в грехах языка в огромной степени присутствует недоброжелательность — больше, чем мы полагаем. Проклятие, ложь, гордая речь являются одними из наихудших грехов языка, и воистину несчастным является человек, с которым Бог обращается так, как он того заслуживает, ибо языком своим они поразят самих себя.

[4] Что в их погибели Бог прославится как Бог и Царь Израиля (ст. 14): «Расточи их во гневе, расточи, то есть пусть суды один за другим обрушиваются на них, пока они полностью не погибнут. Пусть они пребудут в сознании, но их силы постепенно истощаются, чтобы они, подвергаясь страданиям, и их сообщники знали, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли, и сделали из этого вывод». Саул и его приверженцы считали, что вся власть принадлежит им, но были вынуждены признать, что есть Личность выше их — Бог, который владычествует над ними. Основная цель судов Божьих — убедить людей в том, что Господь царствует, что Он исполняет Свою волю, дает закон всем тварям и располагает все к Своей славе. Поэтому самые великие люди находятся под Его контролем, и Бог использует их, как Ему угодно. Бог владычествует над Иаковом, ибо там находится Его судилище, там о Нем знают, и там Его имя возвеличено. Но Он также владычествует до пределов земли, так как все народы проживают на территории Его Царства. Он правит до пределов земли даже теми, кто Его не знает, но правит для Иакова (как, возможно, читают некоторые). При управлении миром Он прежде всего смотрит, чтобы все содействовало для блага Его Церкви, чтобы это правление до пределов земли осуществлялось ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего (Ис 45:4).

[5] Что их грехи будут наказаны (ст. 15, ср. ст. 7). Их грех заключался в том, что они охотились за Давидом, сделав его своей добычей; и их наказание будет заключаться в том, что они будут ограничены до такой бедности, что придется охотиться, чтобы добыть пищу и удовлетворить голод, но они упустят добычу, как упустили Давида. Таким образом, они не будут уничтожены сразу, а будут рассеяны (ст. 12) и постепенно их силы истощатся (ст. 14). Тот, кто умирает от голода, умирает медленно, чувствуя, что жизнь покидает его (Плач 4:9). Давид предсказывает, что они будут вынуждены ходить от двери к двери, прося хлеба:

(а) Что они будут делать это с огромным сожалением и крайней неохотой. Им будет стыдно просить (что делает наказание мучительнее), и поэтому они будут попрошайничать вечером, когда смеркается, чтобы их не узнали, — в то время, когда другие хищники выходят за добычей (Пс 103:20).

(б) Что, оказавшись в подобной ситуации, из-за негодования они будут очень настойчивы и требовательны в своих жалобах и не смогут даже немного усмирить себя: «…они воют, как псы». Когда они искали Давида, то издаваемые ими звуки были похожи на лай и рычание злых собак. Теперь в поисках пищи они издают звуки, напоминающие голодную воющую собаку. Тот, кто покаялся в своих грехах, оказавшись в беде, скорбит, как голубица, а тот, кто имеет ожесточенное сердце, оказавшись в беде, издает звуки, как собака, как серна в тенетах, исполненных гнева Господа (см. Ос 7:14): «Они не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих; собираются из-за хлеба и вина».

(в) Что они будут искать сочувствия, но сердца людей к ним настолько ожесточатся, что они будут ходить вокруг города, чтобы найти пищу (ст. 16). В результате своей назойливости они ничего не получат (как написано на полях, «если не насытятся, то будут ожидать всю ночь»), и то, что люди все-таки дадут им, будет сделано не из доброй воли, а для того, чтобы избавиться от них, чтобы своими постоянными приходами они не утомляли.

(г) Что они будут несытыми, и это будет самым страшным бедствием их положения. Это псы, жадные душею, не знающие сытости (Ис 56:11), которые несытые проводят ночи. Довольный человек, даже если он не имеет желаемого, не выражает недовольство, не ропщет на провидение и не раздражается. А тот, чей бог — чрево, не имея возможности наполнить его и удовлетворить свой аппетит, ссорится с Богом и собой. Это не бедность, а недовольство, которое делает человека несчастным.

II. Он собирается прославить Бога за то, что Его провидение дало ему тему для хвалы, а Его благодать сотворила в нем сердце для хвалы (ст. 17−18). Обратите внимание:

1. Он желает прославить Бога (1) за Его силу и милость — обе эти темы должны быть сущностью его песни. Сила без милости пугает, а милость без силы не может дать того, чего человек ожидает от нее. Но Божья сила, благодаря которой Он может помочь нам, и Его милость, благодаря которой Он склонен помочь нам, будут постоянной темой хвалы у всех святых.

(2) За то, что много раз Он был его Защитником и прибежищем в день бедствия. Господь допускает бедствия в жизни Своего народа, чтобы он познал Его силу и милость, проявляющуюся в их защите, и чтобы дать повод прославить Его.

(3) Так как продолжает уповать на Него и полагается на Господа как на свою силу, которая поддержит его и поможет исполнить долг, как на свою защиту, которая не допустит, чтобы зло приблизилось к нему. Бог милости сделает его счастливым и спокойным. Господь, который является всем для нас, безусловно достоин наших наилучших чувств, хвалы и служений.

2. Как он прославит Бога.

(1) Он воспоет. Так как пение является естественным выражением радости, то утверждено подобное постановление для проявления святой радости и благодарности.

(2) Он будет воспевать громко, как человек, на которого слава Бога произвела огромное впечатление, который не стыдится ее и желает, чтобы другие так же восхитились ею. Он воспоет о силе Бога и о Его милости, так как размышления о них более всего другого возносят его чувства.

(3) Он будет воспевать с утра, когда его дух бодр и энергичен. Сострадания Господа обновляются каждое утро, и поэтому очень мудро начинать день с хвалы Ему.

(4) Он будет воспевать Богу (ст. 18), будет восхвалять Его честь и славу, взирая лишь на Него. Так как мы должны направлять молитвы Богу, то и воспевая Господу, должны смотреть в небеса.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 58

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.