Цель этого псалма — побудить нас и все народы прославить Бога. Данный псалом (I) учит нас, каким образом мы должны делать это, — публично, радостно и разумно (ст. 2,7,8).
(II) Предлагает нам темы для прославления:
(1) величие Бога (ст. 3); (2) Его всемогущество и повсеместное владычество (ст. 3,8−10); (3) великие дела, которые Он совершил и еще совершит для Своего народа (ст. 4−6). Многие считают, что этот псалом был написан по случаю внесения ковчега на гору Сион, на который, по-видимому, ссылается ст. 6: «Восшел Бог при восклицаниях…», но в действительности он подразумевает более позднее событие — восхождение Христа на небесный Сион, после того как Он совершил Свое дело на земле и утвердил на земле Свое Царство, добровольными подданными которого стали язычники. Воспевая этот псалом, мы должны воздавать почести превознесенному Искупителю, радоваться Его превознесению и восхвалению, исповедовать, что Он есть Господь к славе Бога Отца.
Начальнику хора. Псалом для сынов Кореевых.
Стихи 2−5. Псалмопевец, чье сердце наполнено великими и благочестивыми мыслями о Боге, прилагает усилия, чтобы вовлечь всех окружающих в благословенное прославление, как человек, уверенный, что Бог достоин всех благословений и хвалы, и скорбящий из-за медлительности и бесполезности людей в этом служении. В этих стихах обратите внимание:
I. К кому обращен призыв прославить Бога: «Все народы, весь народ Израиля», который находился в его подчинении и на его попечении. Поэтому, имея влияние на свой народ, Давид вовлекает его в прославление Бога. Что бы ни делали другие, а он и его дом, он и Его народ будут славить Господа. Или же эти слова можно понять так: «Все народы земли…» Тогда эти слова можно воспринять как пророчество об обращении язычников и приведении их в Церковь (см. Рим 15:11).
II. К чему они призываются: «Восплещите руками в доказательство своей радости и удовлетворения тем, что Бог сделал для вас. Проявите свое одобрение и восхищение тем, что Бог сделал в целом, и свое негодование к врагам славы Божьей (Иов 27:23). Восплещите руками, как человек, наполненный радостью, которую больше не может вместить. Воскликните Богу, но не для того, чтобы заставить Его услышать (ибо Он не туг на ухо), а чтобы все окружающие услышали и узнали, как вы взволнованы делами Божьими. Воскликните гласом радости, чтобы другие увидели, как вы ликуете в Господе, радуетесь Его силе и милости, и могли присоединиться к вашему ликованию». Отметьте, что подобные проявления благочестия и благоговейных чувств некоторым могут показаться непристойными и безрассудными, но их не следует опрометчиво порицать или осуждать, тем более высмеивать, так как если они исходят от чистого сердца, то Бог примет силу чувств и простит слабость ее выражения.
III. Что предлагается в качестве темы для хвалы.
(1) Бог, с которым мы имеем дело, страшен в Своем величии (ст. 3): «Господь Всевышний страшен». Он бесконечно выше самых благородных и великих творений. В Нем собраны совершенства, перед которыми мы все должны испытывать благоговение, в особенности перед Его силой, святостью и справедливостью. Перед этими качествами должны трепетать все противящиеся Ему.
(2) Он Бог всемогущий и обладает абсолютной властью. Он — Царь, правящий в одиночестве, Царь над всею землею. Все творения Им созданы, Ему подчиняются, и поэтому Он — великий Царь, Царь царей.
(3) Он особым образом заботится о Своем народе и его интересах. Так было и так будет. Для этого Он [1] даровал ему победы и успех (ст. 4), подчинил народы и племена, стоявшие на пути Израиля (Пс 43:3) и нападавшие на него. Все это Бог совершил для Своего народа, насадив его в Ханаане, и продолжает совершать до нынешнего дня. Он безусловно продолжит совершать Свои дивные дела для них через Своего слугу Давида, который был успешен на всяком месте, куда бы ни обратилась его победная рука. Но здесь также приводится ссылка на Царство Мессии, которое должно утвердиться по всей земле, а не ограничиваться еврейской нацией. Иисус Христос подчинит язычников; Он приведет их, словно овец, во двор (такое значение имеет это слово), но не для заклания, а для сохранности. Он подчинит их чувства и сделает готовыми в день силы Своей. Он подчинит себе их мысли, укротит отошедших в сторону под водительством Великого Пастыря и Блюстителя душ ваших (1Пет 2:25).
[2] Дал ему покой и место для поселения (ст. 5): «Он избрал нам наследие наше. В наследие Израилю Он выбрал Ханаанскую землю. Это была та земля, которую Бог выбрал им в удел (см. Втор 32:8). Это оправдывает их владение этой землей и дает право на обладание. Это услаждает их проживание на ней и делает его приятным. У них есть повод считать, что им выпал счастливый жребий, которым они должны быть довольны, так как Безграничная Мудрость выбрала его для них. А установление на ней Божьего святилища сделало ее превосходной и благородной (Амос 6:8). Господь избрал такое великолепное наследие для Иакова, так как любил его (Втор 7:8). Давайте рассмотрим это в духовном плане. (а) Блаженство святых заключается в том, что сам Бог выбрал для них наследие, и это наследие благословенно, так как его избрал Тот, кто знает душу и может сделать ее счастливой. Господь избрал его так мудро, что Сам взял на себя обязанность быть наследием Своего народа (Пс 15:5), и Он хранит для них в другом мире наследие нетленное (1Пет 1:4). В этом, безусловно, и заключалось превосходство Иакова, для которого Бог, благодаря Своей любви, приготовил такое блаженство, какого глаз не видит. (б) Это свидетельствует о вере и покорности святых Богу. Вот что говорит каждая благодатная душа: «Бог избрал наследие для меня; пусть Он назначит мой жребий, а я одобрю Его выбор; Он лучше меня знает, что мне полезно, и поэтому я буду следовать не своей воле, а Его решению».
Стихи 6−10. В этих стихах очень настойчиво звучит требование прославить Бога и воспеть Ему хвалу. Мы настолько медлительны в исполнении этого долга, что нас необходимо подстегивать к нему заповедями и правилами. Поэтому стих 7 говорит: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте». Это необходимая и превосходная обязанность, исполнять которую мы должны как можно чаще и длительнее. Мы можем произносить одни и те же слова прославления вновь и вновь — и это не напрасное повторение, если каждый раз мы исполняемся новыми чувствами. Разве не должен народ славить своего Бога (Дан 5:4)? Разве не должны подданные славить своего царя? Господь есть наш Бог, наш Царь, и поэтому мы должны славить Его. Мы должны петь Ему хвалу, демонстрируя, что нам нравится славить Его, и мы не стыдимся этого. Но далее приписано обязательное правило (ст. 8): «…пойте все разумно. Maschil».
(1) «Разумно, то есть как люди, понимающие, почему, для чего они славят Бога и какое значение несет это служение». Евангельское правило звучит так: «…буду петь духом, буду петь и умом» (1Кор 14:15). Мы должны издавать мелодию Господу не только сердцем (Еф 5:19), так как Бог принимает лишь то служение, в котором присутствует разум.
(2) «С наставлением, как люди, желающие, чтобы другие также осознали прославленные совершенства Бога и научились прославлять Его». В этих стихах упоминаются три темы для нашей хвалы, каждая из которых имеет двойственный смысл:
I. Мы должны славить Бога восходя (ст. 6): «Восшел Бог при восклицаниях…» Эти слова могут подразумевать:
(1) вознесение ковчега на гору Сион совершалось торжественно, сам Давид танцевал перед ним, священники трубили в трубы, а за ними следовал народ с громкими возгласами. Этот ковчег был учрежденным доказательством Божьего присутствия с ними, поэтому, когда он по праву был внесен, можно было сказать, что Господь восшел. Когда из тьмы проступают Божьи постановления, чтобы их можно было использовать при гражданском управлении, то это является великим благоволением для любого народа, которое дает ему повод возрадоваться и поблагодарить за них.
(2) Вознесение нашего Господа Иисуса на небеса, когда Он закончил Свое служение на земле (Деян 1:9). Тогда восшел Бог при восклицаниях как Царь, как победитель, как Тот, кто отнял силы у начальств и властей, а затем пленил плен (Пс 67:19). Он взошел как Посредник, чьим прообразом был ковчег и престол благодати, покрывавший его, и был внесен, подобно ковчегу, в самое святое место — в самое небо (Евр 9:24). Во время вознесения Христа мы не читаем ни о восклицаниях, ни о трубных звуках — все это присутствовало в вышнем мире и принадлежало сынам Божиим, которые тогда восклицали от радости (Иов 38:7). В следующий раз Он придет таким же образом, как ушел (Деян 1:11), и мы уверены, что это будет сопровождаться восклицаниями и трубным гласом.
II. Мы должны славить царствующего Бога (ст. 8−9). Мы обязаны оказывать Ему почтение не только потому что Он — наш Царь; Он — Царь всей земли (ст. 8). Он царствует над всеми земными царями, и поэтому со всех мест Ему должен возноситься фимиам хвалы. Это можно понимать (1) как царство Его провидения. Бог как творец и Бог природы воцарился над языческими народами, располагая их и все их дела, как Ему угодно, хотя они не знают Его и не имеют к Нему никакого отношения. Он воссел на святом престоле Своем, который приготовил на небесах и откуда правит всем миром, даже язычниками, заставляя их служить Его целям. Здесь обратите внимание на неограниченность Божьего царствования: мы все рождаемся в зависимости от Него; истинный Бог, наш Бог царствует даже над язычниками, которые поклоняются иным богам, независимо от того, желают они этого или нет. Отметьте справедливость Его правления: Он восседает на святом престоле, откуда издает Свои приказы, предписания, совершает суды, которые не содержат в себе беззакония.
(2) Как Царство Мессии. Иисус Христос — Бог, чей престол во веки и веки царствует над язычниками. Ему вверено управление царством провидения, и Он утвердит царство Своей благодати в языческом мире, будет царствовать в сердцах миллионов людей, погрязших в язычестве (Еф 2:12−13). Об этом апостол говорит как о великой тайне, когда язычники станут сонаследниками (Еф 3:6). Христос восседает на святом престоле Своем; Его престол находится на небесах, где все служит для того, чтобы показать святость Бога и продвинуть святость среди детей человеческих.
III. Мы должны славить Бога как Владыку, которого почитают князья народов (ст. 10). Эти слова можно понять, (1) как собрание или общение представителей всех государств Израиля, глав и правительств различных колен, собранных на торжественном празднике или для урегулирования гражданских дел в государстве. Честь Израиля заключалась в том, что он был народом Бога Авраамова. Израильтяне были потомками Авраама и включены в завет; и благодарение Богу, что благословение Авраама распространилось на язычников (Гал 3:14). Их блаженство заключалось в том, что учрежденное правление — князья из своих народов, — были щитами земли. Государственная власть — это щит народа, и величайшая милость для любого народа — иметь этот щит, особенно когда князья народа принадлежат Господу и посвящены служить Ему и Его чести, ибо тогда Бог будет особо превознесен. Или же эти слова можно понять так: честь Бога состоит в том, что щиты земли принадлежат Ему. Он учреждает государственную власть, которая своим управлением служит Его целям на этой земле, поворачивая сердца царей, как реки воды, куда Ему угодно. Израиль процветал, когда князья из его народа собирались вместе, чтобы обсудить общественное благополучие. Единогласие среди правителей народа содействовать миру является счастливым знамением, обещающим щедрые благословения.
(2) Как призыв к язычникам войти в Церковь Христа и как пророчество о Мессии и том времени, когда цари земли и их народы объединятся в Церковь, принесут свою славу и силу в Новый Иерусалим, когда они все станут народом Бога Авраамова, которому было обещано, что он станет отцом множества народов. Добровольцы из народа (можно и так прочитать эти слова), так как то же самое слово используется в Пс 109:3: «…народ Твой готов…», так как собравшиеся у Христа пришли не по принуждению, а добровольно, чтобы принадлежать Ему. Когда щиты земли — знаки царского отличия (3Цар 14:27−28) — подчинятся и будут отданы Иисусу (как ключи города преподносятся завоевателю или монарху), когда князья будут использовать свою силу, чтобы продвинуть интересы религии, тогда Христос будет превознесен над ними.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 46