Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Неизвестно, кто и когда написал этот псалом, а также по какому поводу он был написан, но мы уверены, что это было грустное происшествие, которое коснулось не столько самого писателя (тогда мы нашли бы достаточно оснований для его написания и в истории Давида и в его страданиях), сколько Церкви Божьей в целом. Поэтому если мы предположим, что он был написан Давидом, то должны полностью приписать его Духу пророчества и прийти к заключению, что сам Дух (кого бы Он ни использовал) имел в виду Вавилонское пленение, или страдания еврейской Церкви во времена Антиоха, или же, скорее, тяжелое положение христианской Церкви в первые дни ее создания (ст. 23, на который ссылается апостол в Послании к Римлянам 8:36) и, безусловно, во все ее дни на земле, ибо определено, что многими скорбями она сможет войти в Царство Небесное. И если у нас есть хоть один евангельский псалом, указывающий на привилегии и утешения христиан, то почему мы не должны иметь один, указывающий на их испытания и закалку? Этот псалом сочинен для смиряющего дня поста по случаю всенародного бедствия, угрозы или бремени. В нем Церковь получает назидание (I) благодарить и славить Бога за те великие дела, которые Он совершил для их отцов (ст. 2−9).

(II) Подробно описывать нынешнее бедственное положение (ст. 10−17).

(III) Торжественно заявлять о собственной непорочности и приверженности Богу, не смотря ни на что (ст. 18−23).

(IV) Подавать к престолу благодати прошение о помощи и освобождении (ст. 23−27). Воспевая этот псалом, мы должны славить Бога за то, что Он раньше сделал для Своего народа, приносить Ему свои собственные скорби и сочувствовать церквам, находящимся в отчаянии; что бы ни случалось, крепче прилепливаться к Богу и своему долгу, а затем радостно ожидать исхода события.

Начальнику хора для сынов Кореевых. Учение.

Стихи 2−9. Некоторые считают, что большинство псалмов, озаглавленных «учение» — псалмы назидания — печальны, ибо страдания назидают, а скорбный дух открывает уши. Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь.

Эти стихи призывают попираемую Церковь вспоминать дни своего ликования в Боге и над своими врагами. Здесь очень много говорится о том, что это (1) усугубляет нынешнее бедствие. Ярмо рабства всегда оказывается непосильным бременем для тех, кто когда-то носил победоносный венец, а доказательства недовольства Божьего особенно тяжелы для тех, кто за долгое время привык иметь доказательства Его благоволения.

(2) Ободряет надеяться, что Бог освободит их из плена и повернется к ним с милостью. Подобным образом он смешивает молитвы и приятные ожидания со списком прежних милостей.

Обратите внимание:

I. На торжественное воспоминание великих дел, которые Бог прежде совершил для них.

1. В общем (ст. 2): «Отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их».

(1) О многих проявлениях провидения здесь говорится как об одном деле — «Они рассказывали нам о деле, какое Ты соделал», ибо во всем, что делает Бог, присутствует чудесная гармония и единообразие, и многие колеса составляют лишь одно колесо (Иез 10:13), а многие дела образуют одно дело.

(2) Долг каждого поколения перед своими потомками заключается в том, чтобы записывать в книгу все чудесные дела Божьи и передавать знания о них следующему поколению. Шедшие перед нами рассказывают нам, что Бог сделал в их время, а мы должны рассказывать тем, кто придет после нас, о том, что Он делал в наши дни, и учить их поступать так же с теми, кто придет после них. Тогда род роду будет восхвалять дела Твои (Пс 144:4), а отец возвестит детям истину Твою (Ис 38:19).

(3) Мы не только должны упоминать дела, сотворенные Богом в наши дни, но также знакомить себя и своих детей с тем, что Он соделал во дни древние, задолго до нашего рождения. Относительно этого в Писании нам представлено слово истории, такое же надежное, как и слово пророчества.

(4) Дети должны внимательно слушать рассказы родителей о чудесных делах Бога и держать их в памяти, так как все это очень полезно для них.

(5) Знания о прежних милостях и силе Бога являются сильной поддержкой для веры и могущественной просьбой в молитве о нынешних бедствиях. Посмотрите, как настаивал на этом Гедеон: «...где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши?» (Суд 6:13).

2. В частности, их отцы рассказывали им, (1) Каким чудесным образом Бог насадил Израиль вначале в Ханаане (ст. 3−4). Он изгнал народы, чтобы освободить место для Израиля. Он обратил их мечом Израиля в прах и луком его в солому. Многие абсолютные победы, одержанные израильтянами над хананеянами под предводительством Иисуса Навина, не могли быть приписаны им или принести им славу.

[1] Этими победами они были обязаны не собственным заслугам, а Божьему благоволению и Его благодати. За это нужно благодарить «свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним. Не за праведность твою и не за правоту сердца твоего… Бог твой изгоняет их от лица твоего (Втор 9:5−6), а дабы исполнить клятву, которою Он клялся отцам вашим (Втор 7:8). Чем меньше хвалы раздается в наш адрес, тем больше утешения мы получаем, так как благодаря этому видим, что наш успех исходит из благоволения Бога и света лица Его.

[2] Они приписывали свои победы не собственному могуществу, а силе Божьей, вступившейся за них, без которой все их попытки и усилия были бы бесплодны. Они овладели этой землей не благодаря своему мечу и великому числу могучих воинов, и не их рука спасла их от хананеев, желавших прогнать и постыдить их, а это была десница Божья и мышца Его. Господь сражался за Израиль, в противном случае их борьба была бы напрасна. Благодаря Ему они действовали храбро и одерживали победы. Именно Бог насадил Израиль в этой доброй земле, как заботливый земледелец садит дерево, от которого впоследствии надеется получить плод (см. Пс 79:9). Эти слова также могут подразумевать насаждение христианской Церкви в этом мире с помощью проповеди Евангелия. Язычество в лице хананеев чудесным образом было искоренено, но не сразу, а постепенно, не благодаря человеческой стратегии или мудрости (ибо Бог избрал немудрое и немощное, чтобы совершить это), а мудростью и силой Божьей. Христос Своим Духом победоносно шествовал и одерживал победы, и память об этом является великой поддержкой и утешением для тех, кто стонет под ярмом антихристианской тирании, ибо некоторые (в частности, высокообразованный Амиральдус) считают, что последняя часть этого псалма очень хорошо соответствует описанию состояния Церкви, находящейся под властью Новозаветного Вавилона. Тот, Кто Своей силой и милостью насадил для Себя Церковь в этом мире, несомненно, будет поддерживать ее той же силой и милостью, и врата ада не одолеют ее.

(2) Как часто Бог даровал им успех в сражении против врагов, которые пытались препятствовать овладению этой хорошей землей (ст. 8): «Ты много раз спасал нас от врагов наших, обращал их в бегство и предавал стыду тех, кто ненавидит нас. Тем самым Ты свидетельствовал об успехе в выступлениях против народов, противостоящих Израилю». Много раз преследователи христианской Церкви и те, кто ненавидит ее, были постыжены силой истины (Деян 6:10). II. Как правильно они использовали эти воспоминания и сейчас, и ранее, размышляя о великих делах, которые Бог сотворил ранее для их отцов.

1. Они приняли Бога как своего всемогущего Господа, поклявшись Ему в верности и доверившись Его защите (ст. 5): «Боже, царь мой!» Псалмопевец говорит те же слова, что и в Псалме 73:12 от имени Церкви: «Боже, Царь мой от века». Бог как Царь дал законы для Своей Церкви, позаботился, чтобы у нее был мир и порядок, выступил на ее защиту, сражался за нее и защищал ее. Это Его царство в этом мире, оно должно подчиняться Ему и платить дань. Или же в этих стихах он говорит о себе: «Господи, Ты царь мой! К кому мне идти со своими просьбами, как не к Тебе? У Тебя я прошу благоволения не для себя, а для Церкви». Обратите внимание, что долг каждого человека — усовершенствовать свое личное предстояние у престола благодати и молиться о процветании и благополучии народа Божьего, как Моисей: «Если я приобрел благоволение в очах Твоих, то води народ Твой» (Исх 33:13).

2. Они всегда взывали к Нему в молитве, прося избавить каждый раз, когда оказывались в затруднительном положении: «Даруй спасение Иакову». Отметьте (1) обширность их желания. Они молятся об избавлениях: не об одном, а о многих, чтобы Бог избавлял их столько раз, сколько необходимо, — об избавлении от каждой опасности.

(2) Силу их веры в могущество Бога. Они не говорят «соверши избавления», а «даруй избавление», это означает, что Он совершает его легко и незамедлительно. «Изреки — и свершится» — такой была вера сотника, который сказал: «…скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» (Мф 8:8). Это также означает, что Бог действует эффективно: «Повелевай, как имеющий власть, чьи приказы выполняются». Где слово царя, там власть, тем более это касается слова Царя царей.

3. Они доверились и ликовали в Нем. Они не считали, что своим спасением обязаны собственному мечу и луку (ст. 4), и не надеялись, что их меч и лук спасет их в будущем (ст. 7): «Ибо не на лук мой уповаю и не на военные приготовления, словно они могут быть полезны, если со мной нет Бога. Нет, с Тобою избодаем рогами врагов наших (ст. 6). Мы будем сражаться в Твоей силе, полагаясь только на нее, а не на количество или мужество наших армий. И, имея Тебя на нашей стороне, мы не будем сомневаться в успехе наших попыток. Во имя Твое (благодаря Твоей мудрости, которая направляет нас, Твоей силе, которая укрепляет нас и совершает в нас работу, и благодаря Твоему обетованию, которое обещает нам успех) мы попрем ногами восстающих на нас».

4. Они сделали Бога своей радостью и хвалой (ст. 9): «О Боге похвалимся; в Нем мы хвалимся и будем хвалиться всякий день и вовек». Когда их враги, такие как Сеннахирим и Рабсак, оскорблявший Езекию, хвалились своей силой и умением, в ответ им нечем было похвалиться, кроме как своим отношением к Богу и своей частью в Нем. И если Он был за них, то они могли с пренебрежением смотреть на весь мир. Пусть хвалящийся хвалится о Господе и навсегда исключит всякую другую хвалу. Пусть уповающий на Бога хвалится о Господе, ибо он знает, на кого уповает. О Боге похвалимся всякий день, ибо эта тема никогда не истощится. К тому же имя Твое будем прославлять вовек. Если в Его имени они имеют утешение, то пусть воздадут ему должную славу.

Стихи 10−17. В этих стихах народ Божий жалуется Ему на свое презренное и страдающее положение, в котором он оказался сейчас, пребывая во власти своих врагов и притеснителей. Их ситуация особенно отчаянна из-за того, что ныне они терпят поражение, в то время как привыкли всегда побеждать в сражениях со своими соседями, а также из-за того, что теперь поражены теми, кого раньше много раз побеждали и заставляли платить дань. Оттого, что они хвалились своим Богом с великой уверенностью на Его защиту и благословение (как это было ранее), их нынешнее отчаянное положение и бесчестье становилось более позорным. Давайте рассмотрим, на что они жаловались.

I. На недостаток привычных доказательств Божьего благоволения и на то, что Он оставил их (ст. 10): «Но ныне Ты отринул нас; похоже, что Ты оставил нас и безразличен к нам. Ты не беспокоишься о нас и посрамил за то, что мы хвалились постоянством и неограниченностью Твоего благоволения. Наши войска, как всегда, выступают на битву, но вынуждены спасаться бегством. Мы не завоевываем новые земли, а теряем то, что приобрели, ибо Ты не выходишь с нами. В противном случае, куда бы наши войска ни повернули, им сопутствовал бы успех. Но все происходит наоборот». Обратите внимание: оказавшись в угнетении, народ Божий считает, что Бог оставил и отвернулся от него, но это ошибка. Неужели Бог отверг народ Свой? Никак (Рим 11:1).

II. На то, что их враги нанесли им поражение на поле битвы (ст. 11): «Ты обратил нас в бегство от врага». Похожими словами жаловался Иисус Навин, когда его войска были поражены при штурме Гая (Нав 7:8): «Мы удручены и потеряли прежнее бесстрашие израильтян. Мы бежали и пали перед теми, кто раньше падал перед нами. А затем ненавидящие нас разграбили наш лагерь и нашу страну; они мародерствовали и считали своим все, что только можно было взять в руку. Попытки сбросить иго Вавилона оказались безуспешными, и из-за них мы потеряли завоеванные земли».

III. На то, что они были преданы мечу и оказались в плену (ст. 12): «Ты отдал нас, как овец, на съедение. Враги задумываются об убийстве израильтянина не больше, чем об убийстве овцы. Более того, как мясник, они торгуют нами, тем самым доставляя себе удовольствие, подобно голодному человеку, который выбирает себе пищу. И мы вынуждены идти покорно, почти не оказывая сопротивления, как агнец идет на бойню. Многие из нас убиты, а остаток рассеян среди язычников, которые из злобности постоянно обижают нас, а мы подвергаемся опасности последовать их беззаконию». Израильтяне смотрели на себя, как на купленных и проданных, и предъявляли это Богу, говоря: «Ты продал народ Твой», хотя должны были приписывать все беды собственным грехам. Вы проданы за грехи ваши (Ис 50:1). Тем не менее они поступали правильно, смотря дальше инструментов, причинивших им бедствия, и взирали на Бога, так как знали, что самые могущественные враги не имели бы над ними власти, если бы не было дано им свыше. Они осознавали, что Бог предал их в руки нечестивых в той же мере, как проданный человек передается покупателю. В русском синодальном переводе Библии мы читаем: «Без выгоды Ты продал народ Твой и не возвысил цены его. Ты продал его не на аукционе, когда покупает тот, кто больше платит, а в спешке первому, кто попросил об этом. Каждый по своему желанию может иметь их». Или мы читаем в английском переводе: «Ты не увеличил Своего богатства их ценой». Эти слова подразумевают, что они терпеливо несли бы свои страдания, если бы были уверены, что это поспособствует славе Бога и что своими страданиями они в какой-то степени послужат Его интересам. На самом деле все было наоборот: бесчестье Израиля стало бесчестьем для Бога, поэтому, продавая их, Он не добавил себе славы, а скорее тем самым потерял ее (см. Ис 52:5; Иез 36:20).

IV. На то, что к ним относились с презрением, и они были покрыты бесчестьем. В этом они также признавали Божью руку: «Ты отдал нас на поношение; Ты обрушил на нас бедствия, которые приводят к поношению, и Ты позволил, чтобы злобные языки наших врагов смеялись над нами». Они жалуются, (1) что над ними смеются и издеваются, что на них смотрят как на самый презренный народ под солнцем. Их беды обратились для них поруганием, и поэтому над ними смеялись.

(2) На своих соседей, которые больше всех оскорбляли их и от которых нельзя было удалиться (ст. 14).

(3) Что языческие народы, которых не касалось благополучие Израиля и заветы обетований, сделали из них притчу, кивали головами в их сторону и радовались их падению (ст. 15).

(4) На постоянное бесчестье со стороны врагов (ст. 16): «Всякий день посрамление мое предо мною». Церковь в общем и псалмопевец в частности постоянно страдали от насмешек и оскорблений. В адрес побежденных все кричат: «Кончайте с ними!»

(5) Что все это было очень печально, и происшедшие события потрясли его: «Стыд покрывает лицо мое». Он стыдился греха, а еще больше бесчестья, причиненного им Богу, и поэтому стыд был святой.

(6) Что это отразилось на самом Боге. Оскорбления врагов и мстителей, прозвучавшие в их адрес, были направлены и против Бога (ст. 17, см. 4Цар 19:3). Поэтому у них был основательный повод верить, что Бог вступится за них. Как нет оскорбления более тяжелого для благородного и искреннего человека, чем клевета в его адрес, так и нет ничего более грустного для святой благодатной души, чем хула и бесчестье Бога.

Стихи 18−27. В этих стихах народ Божий, испытывая притеснения и страдания, обращается к Богу с вопросом: «Куда еще им идти?»

I. Взывая, они говорят о собственной непорочности, судить о которой может лишь один непогрешимый Судья и за которую лишь Он вознаградит. Они призывают Бога свидетельствовать о двух вещах:

1. Что хотя они и страдали от этих бедствий, но остались близки к Нему и верны своему долгу (ст. 17): «Все это пришло на нас, но как бы ужасно ни было наше положение, мы не забыли Тебя, не изгнали мысли о Тебе и не прекратили поклонение Тебе. И хотя мы не можем отрицать, что вели себя безрассудно, но в то же время мы не нарушили завета Твоего, не отказались от Тебя и не поклонились чужим богам. Хотя идолопоклонники завоевали нас, в наших умах не зародилось ни одной положительной мысли об их идолах и идолопоклонниках. Хотя похоже, что Ты оставил нас и удалился, но мы не оставили Тебя». Беды, которые уже долго преследовали их, были очень жестокими: «Ты сокрушил нас в земле драконов, среди людей жестоких, лютых и свирепых, как драконы. Ты покрыл нас тенью смертною, то есть мы пребываем в глубокой депрессии и осознаем близость смерти. Нас погрузили во тьму и похоронили живыми; и это Ты сокрушил и покрыл нас (ст. 20). В то же время в нас не зародилась ни одна жестокая мысль о Тебе, и мы не помышляли о том, чтобы оставить Твое служение. Хотя Ты убиваешь нас, мы продолжаем уповать на Тебя. Не отступило назад сердце наше. Мы не изменили тайно свою привязанность к Тебе, и наши стопы не уклонились от пути Твоего, по которому Ты велел нам идти: ни от религиозного поклонения, ни от благочестивой жизни (ст. 19)». Когда сердца отступают, то стопы вскоре тоже уклоняются, ибо только злое сердце неверия склоняет удалиться от Бога. Отметьте, что нам легче справляться с нынешними бедами, как бы тягостны они ни были, если мы твердо держимся своей непорочности. Пока трудности не влекут нас прочь от долга перед Богом, мы не должны допускать, чтобы они влекли нас от утешений в Боге, ибо Он не оставит нас, если мы не оставим Его. Для доказательства своей непорочности они призывают свидетельствовать всеведение Бога, что является в такой же степени утешением для правых сердцем, как и ужасом для лицемеров (ст. 21,22): «Если бы мы забыли имя Бога нашего, представив, что Он забыл нас, или в отчаянии простерли руки наши к богу чужому, ожидая от него помощи, то не взыскал ли бы сего Бог? Разве не знает Он полнее и отчетливее нас, чего мы усердно ищем и о чем больше всего заботимся? Разве не будет Он нас судить и не призовет к ответу за это?» Сердце человека грешит, когда он забывает о Боге и протягивает руку к чужому богу. Этот грех всегда был тайным (Иез 8:12). Но сердечные и тайные грехи известны Богу, и за них придется ответить, ибо Бог знает тайны сердца. Поэтому Господь является верным Судьей слов и поступков.

2. Они страдали, так как были близки Богу и верны своему долгу (ст. 23): «…за Тебя умерщвляют нас всякий день, так как мы принадлежим Тебе, носим Твое имя, призываем его и отказываемся поклоняться чужим богам». В этих стихах Дух пророчества ссылается на тех, кто пострадал и даже принял смерть за свидетельство о Христе (Рим 8:36). Так много людей было убито и подверглось долгой мучительной смерти, что враги убивали их всякий день. Чаще всего это связывали с тем, что когда человек становился христианином, то он считал себя овцой, обреченной на заклание.

II. Они обращаются с прошением, ссылаясь на нынешние бедствия, чтобы Бог в должное время послал им избавление.

(1) Их просьба очень настойчива: «Восстань, пробудись (ст. 24)! Восстань на помощь нам и избавь нас (ст. 27); воздвигни силу Твою, и приди спасти нас (Пс 79:3)». Ранее они жаловались, что Бог продал их (ст. 13), а здесь молятся, чтобы Бог искупил их, ибо Господь никогда не взывает, взывают лишь к Нему. Если Он продает нас, то никто другой не сможет выкупить; та рука, которая ранит, исцеляет, а та, которая поражает, перевязывает (Ос 6:1). Раньше они жаловались: «…Ты отринул нас» (ст. 10), а теперь молятся: «…не отринь навсегда, не оставляй нас навсегда» (ст. 24).

(2) Они уговаривают очень трогательно: «…что спишь, Господи!» (ст. 24). Бог не дает Израилю возможности ни заснуть, ни вздремнуть, но если Он немедленно не дарует избавление Своему народу, они начнут полагать, что Он спит. Это сказано в переносном смысле, как и в Псалме 77:65: «Как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин…» Но эти слова также можно отнести ко Христу (Мф 8:24): Он спал, когда ученики боролись со штормом, и они разбудили Его, говоря: «Господи! спаси нас, погибаем». «Для чего скрываешь лицо Твое, неужели, чтобы мы не могли видеть Тебя и свет лица Твоего?» Или: «…неужели для того, чтобы не видеть нас и нашу скорбь? Ты забыл о наших страданиях и нашем угнетении, ибо все это продолжается, и мы не видим, как можно избавить нас». И (3) их просьбы очень правильны: они не ссылаются на собственные заслуги и праведность, хотя и имеют свидетельство совести о собственной непорочности, а выражают просьбу словами бедного грешника.

[1] Они говорят о своем бедственном положении, из-за чего становятся подходящим объектом для божественного сострадания (ст. 26): «Ибо душа наша унижена до праха скорбью и страхом. Мы стали похожи на ползающих, самых презираемых тварей. Утроба наша прильнула к земле. Мы не можем приподнять себя. Мы не можем ни оживить свой угасающий дух, ни восстановить себя из этого печального униженного положения. Мы лежим распростертые, представленные на попрание каждому оскорбляющему противнику».

[2] Они просят у Бога милости: «Избавь нас ради милости Твоей. Мы полагаемся на Твое милосердие, которое является славой имени Твоего (Исх 34:6), и на те несомненные милости Давида, которые по завету передаются всему его духовному потомству».

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 43

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.