Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Возможно, Давид сочинил этот псалом, когда его преследовал Саул, так как некоторые его отрывки в точности соответствуют его благополучному бегству из Кеиля (1Цар 23:13), избавлению в пустыне Маон, когда Саул маршировал по одну сторону от горы, а Давид — по другую, а также происшествию в пещере в пустыне Ен-Гадди. Но нам не сообщается, что он был написан в связи с этими событиями. Этот псалом — смесь молитв, славословий и исповеданий своего упования на Бога, которые хорошо согласуются и дополняют друг друга.

(I) Давид с радостью говорит о своем уповании на Бога и с этой уверенностью молится об избавлении от бедствий (ст. 2−9).

(II) Он жалуется на плачевное положение, в котором оказался, и, осознавая свои беды, продолжает молиться, чтобы Бог милостиво вступился за него перед его преследователями (ст. 10−19).

(III) Он заканчивает псалом хвалой и ликованием, воздавая славу Богу, ободряя себя и других уповать на Него (ст. 20−25).

Начальнику хора. Псалом Давида.

Стихи 2−9. Вера и молитва должны идти рука об руку. Кто верует, пусть молится: «Я верую, и потому говорю», а тот, кто молится, пусть верует, ибо молитва веры побеждает. Здесь нам представлено и то и другое.

I. Давид, находясь в отчаянии, ревностно молится Богу о помощи. Это облегчает угнетенный дух, призывает обещанные милости и чудесным образом поддерживает и утешает душу в ожидании их.

(1) Псалмопевец молится, чтобы Бог избавил его (ст. 2); чтобы его жизнь была сохранена от злобных выходок его врагов; чтобы их преследованиям был положен конец; чтобы Бог не только по Своей милости, но и по правде избавил его, как праведный Судья между ним и его неправедными преследователями; чтобы Он преклонил Свое ухо к его прошениям, его призывам и избавил его (ст. 3). Бог совершает великое снисхождение, принимая информацию о делах величайших и лучших мужей; Он смиряется, совершая это. Давид также молится, чтобы Господь избавил его побыстрее, так как, если избавление дольше задержится, его вера поколеблется.

(2) Если Бог немедленно не избавит его от бед, то пусть защитит и укроет его от бедствий: «Будь мне каменною твердынею, нерушимой, неприступной, как крепость, сотворенная природой; будь домом прибежища, крепостью, искусно созданной для того, чтобы спасти меня». Таким же образом мы можем молиться, чтобы Божье провидение сохранило нам жизнь и утешения и чтобы Его благодать дала нам силы осознавать свою безопасность в Нем (Притч 18:10).

(3) Если в данном случае ему не хватает прилежности в исполнении долга и благоразумия, то пусть Бог поставит его под божественное водительство: «Ради имени Твоего води меня и управляй мною (ст. 4); направь мои шаги и мой дух таким образом, чтобы я никогда не совершал беззаконий и не имеющих оправдания поступков против своей совести, безрассудных и опрометчивых поступков себе во вред». Тот, кто решил идти по Божьему пути, может с верой молиться об этом.

(4) Так как его враги очень коварны и злобны, то пусть Бог расстроит и разрушит их заговоры против него (ст. 5): «Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, и сохрани меня от греха, беды, смерти, куда они хотят вовлечь меня».

II. В этой молитве он воздает славу Богу повторяющимся исповеданием своего упования на Него и зависимости от Него. Это ободряет его молитвы и делает подходящими для милостей, о которых он молится (ст. 2): «На Тебя, Господи, уповаю, а не на себя, на какое-либо свое достоинство или какое-то творение; да не постыжусь вовек, не дай мне разочароваться в каком-либо благе, которое Ты пообещал мне и которое я на этом основании пообещал себе».

(1) Давид избрал Бога своим защитником, и Бог, по Своему обетованию, берет на Себя эту обязанность (ст. 4): «Ты каменная гора моя и ограда моя благодаря Твоему завету со мной и моей вере, согласующейся с этим заветом. Поэтому будь мне каменною твердынею» (ст. 2). Тот, кто искренне считает Бога своим Господом, может ожидать от этого привилегий, ибо отношение Бога к нам передает имя и блага. «Ты крепость моя» (ст. 5). Если Он — наша сила, то мы можем надеяться, что Он вложит Свою силу в нас и проявит Свою силу за нас.

(2) Давид особым образом вверил Господу свою душу (ст. 6): «В Твою руку предаю дух мой».

[1] Если здесь Давид смотрит на себя как на умирающего человека, то этими словами он передает свою отлетающую душу Богу, который дал ее и к которому после смерти дух вернется. «Люди могут убить лишь тело, но я уповаю на Бога, что Он избавит душу мою от власти преисподней» (Пс 48:16). Давид готов умереть, если Бог это сделает; он говорит: «…но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его». С этими словами наш Господь Иисус Христос испустил Свой дух на кресте и сделал Свою душу жертвой, добровольной жертвой за грех, добровольно отдав Свою жизнь во искупление. На примере Стефана мы научены, что в свой смертный час мы увидим Христа одесную Бога и Ему вручим свой дух: «Господь Иисус, приими дух мой». Но (2) на Давида здесь мы должны смотреть как на человека в беде, который [1] больше всего заботится о своей душе и духе — о лучшем в себе. Обратите внимание, что внешние страдания должны увеличить нашу заботу о собственной душе. Многие считают, что в то время, когда они заняты распутыванием своих мирских дел и провидение умножает заботу об этих делах, их можно вполне простить, если они пренебрегают собственными душами; в то время как чем большей опасности подвергаются наши жизни и мирские интересы, тем больше мы должны заботиться о своих душах, чтобы даже в том случае, когда наш внешний человек погибнет, наш внутренний человек не потерпел бы урон (2Кор 4:16), чтобы мы остались владеть своими душами даже тогда, когда больше ничем не владеем (Лк 21:19).

[2] Он считает, что самое лучшее, что можно сделать для души, — вручить ее в руки Бога и возложить на Него свое великое упование. Давид молится (ст. 5), чтобы Бог вырвал его из сети внешних проблем, но затем, как бы не настаивая на этом (да будет воля Божья), он сразу же обрывает это прошение и вручает свой дух, внутреннего человека, в руки Бога. «Господи, что бы ни было со мной, что бы ни случилось с моим телом, сделай так, чтобы с моей душой все было благополучно». Отметьте, что мудрость каждого из нас и наша обязанность — вручить свой дух в руки Бога, чтобы Он освятил его Своей благодатью, посвятил Своей честью, занял в Своем служении и сделал пригодным для Своего царства. Вручить свой дух в руки Бога нас ободряет сознание того, что Он не только сотворил, но и искупил нас. Отдельные искупления церкви Ветхого Завета и святых того времени были символами нашего искупления, совершенного Иисусом Христом (Быт 48:16). Искупление души так драгоценно, что оно приостановилось бы навечно, если бы Христос не совершил его; но, искупив наши души, Он не только приобрел для них дополнительные права, которые обязывают нас вручить Ему наши души, но проявил необычную милость и заботу о них, что ободряет нас вручить их Ему, чтобы Он сохранил их для Своего Небесного Царства (2Тим 1:12): «Ты искупил меня, Господи, Боже истины! Искупи меня в соответствии со Своим обетованием, которому Ты верен».

III. Давид отказался объединиться с теми, кто сделал своим упованием мышцу плоти (ст. 7): «Ненавижу почитателей суетных идолов, то есть тех, кто надеется получить помощь от лживых богов, которые в своей сущности представляют суетность и ложь: астрологов, тех, кто прислушивается к ним, и других». Давид ненавидел волшебство и ворожбу; он не советовался и не обращал внимания на полеты птиц, внутренности тварей, хорошие и плохие приметы. Это все были суетные идолы, и псалмопевец не только не придавал им значения, но и ненавидел нечестивость тех, которые так поступали. Он полагался только на Бога, а не на какое-то творение. Его интересы при дворе и в стране, его убежища и крепости, даже меч Голиафа — все это лишь лживая суетность, от которой он не мог зависеть, а доверял лишь одному Господу (Пс 39:5; Иер 17:5).

IV. Давид утешал себя надеждой на Бога и поэтому был не только беззаботен, но и радостен (ст. 8). Положившись на милость Господа, он радовался и веселился; и тот неправильно оценивает свою надежду на Бога, кто не может найти в ней достаточно радости, которая была бы противовесом для его бедствий и заглушила бы скорби.

V. В этой надежде Давид ободряет себя переживанием прежних, более ранних милостей Бога, проявленных к нему, которые он относит к славе Господа. Он избавлял его и будет избавлять.

(1) Бог обратил внимание на его страдания и их обстоятельства: «Ты призрел на бедствие мое, с мудростью предоставил подходящее облегчение со снисхождением и состраданием, соответствующим низкому положению Твоего слуги».

(2) Бог следил за состоянием его духа и стремлениями сердца, когда Давид был в беде: «Ты узнал горесть души моей с нежной заботой и беспокойством о ней». Око Господа наблюдает за нашими душами, когда мы оказываемся в беде, чтобы увидеть, смиряемся ли мы из-за греха, подчиняемся ли воле Бога и становимся ли лучше, благодаря страданиям. И если душа, угнетенная страданием, возносится к Нему в истинном поклонении, Он знает об этом.

(3) Бог спас Давида от рук Саула в Кеиле (1Цар 23:7): «Ты не предал меня в руки врага, а дал свободу и поставил ноги мои на пространном месте, где я чувствовал себя в безопасности» (ст. 9). То, что Иисус, находясь на кресте, произнес те же слова (ст. 6), может послужить основанием, чтобы применить их ко Христу, который уповал на Своего Отца, получил от Него поддержку и избавление и (так как Сам смирился) был превознесен. Воспевая эти стихи, мы можем вспоминать об этом, а также об ощущении милостивого присутствия Бога во время наших страданий и тем самым ободрять себя уповать на Него и в будущем.

Стихи 10−19. В предыдущих стихах Давид взывал к праведности Бога, ссылался на свое отношение к Нему и упование на Него. В этих стихах он взывает к Его милости, ссылаясь на свое чрезвычайно бедственное положение, что сделало его случай подходящим объектом для Божьей милости. Обратите внимание:

I. Как он жалуется на свою беду и отчаяние (ст. 10): «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне и я нуждаюсь в Твоей милости». Воспоминания Давида о своем положении в какой-то мере напоминают жалобы Иова.

(1) Его бедствия произвели глубокое впечатление на его разум и сделали мужем скорбей. Его скорбь была так велика, что вся душа была поглощена ею, из-за этого его жизнь истощилась, и он постоянно стенал (ст. 10−11). В этом Давид был прообразом Христа, который глубоко познал скорбь и часто был в слезах. По характеру Давида, который обладал крепким здоровьем и был оптимистом, по его музыкальному дару и дерзким военным походам в молодые годы мы можем судить, что по своей природе он был радостным и твердым, был склонен к веселью и не накапливал скорби в своем сердце. Здесь же мы видим, до какого состояния он дошел: он почти выплакал свои глаза, а его вздохи сопровождались стенаниями. Пусть же тот, кто склонен к веселью и легкомыслию, остерегается, чтобы не впасть в крайность и не относится к скорби с пренебрежением; ибо Бог может найти способы, чтобы сделать его печальными, если он не научится быть серьезным.

(2) Его тело страдало от скорбей, которыми был переполнен разум (ст. 11): «Изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли». По отношению к Саулу и спору между ними Давид мог с уверенностью настаивать на собственной праведности; но так как это страдание было послано Богом, он признавал, что заслужил его и смело исповедовал, что его беззаконие было провоцирующим поводом для всех его бедствий; и осознание греха ранило и истощало его больше, чем все его бедствия.

(3) Его друзья стали враждебными и начали сторониться его. Давид стал страшилищем для знакомых своих; когда они видели его, то бежали от него (ст. 12). Они боялись укрывать его у себя и помогать ему; они скрывали свое знакомство с ним и избегали его компании из страха оказаться в беде, когда Саул объявил Давида предателем и человеком вне закона. Они видели, как дорого пришлось заплатить Ахимелеху за то, что тот помогал Давиду и поддерживал его, хотя и не знал об этом. Поэтому они не могли не признать, что он причинил большое зло Саулу, хотя в то же время боялись вступиться за него. Они забыли о нем, как о мертвом человеке (ст. 13), и смотрели на него с презрением, как на сосуд разбитый. Те, которые оказывали ему всевозможное почтение когда он был в чести при дворе, сейчас, когда он впал в немилость, хотя и несправедливо, были сдержанны с ним. Таких друзей-ласточек, улетающих с приходом зимы, полон мир. Пусть тот, кто сталкивается с подобной потерей, не считает странным оказаться в таком одиночестве, а будет уверен, что у него есть Друг на небесах, который не подведет, и воспользуется им.

(4) Враги Давида были несправедливыми и осуждали его. Они не преследовали бы его с такой жестокостью, если бы сперва не представили его как плохого человека. «От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих» (ст. 12). Свидетели его непорочности, которые особенно ревностно клеветали на него, не могли избежать обличений совести, выставляя его бесчестным человеком, чтобы таким образом заслужить благоволение Саула. Так Давид услышал злоречие многих; каждый старался бросить в него камень, потому что отовсюду ужас; то есть они не осмеливались поступать по-другому, так как тот, кто не присоединился к соседям, обвиняющим Давида, считался настроенным против Саула. Так наилучшие мужи были представлены наихудшими благодаря тем людям, которые решили наказать его самым жестоким образом.

(5) На его жизнь покушались, и он постоянно подвергался риску. Ужас был отовсюду, и Давид знал, что какие бы заговоры ни замышляли его враги, они желали не лишить его свободы, а отнять у него жизнь (ст. 14), которая была так драгоценна и полезна для добрых служений, принесших много благ для Израиля. Поэтому во всех заговорах фарисеев и иродиан против Христа цель была одна — лишить Его жизни; так проявлялась враждебность и жестокость потомства старого змия.

II. Упование Давида на Бога, когда он находился в бедствиях. Все окружавшее его выглядело мрачным и зловещим и вполне могло погрузить его в отчаяние: «А я на Тебя, Господи, уповаю (ст. 15) и благодаря этому удерживаюсь на плаву». Враги Давида лишили его хорошей репутации среди людей, но не смогли лишить его утешения в Боге, ибо не смогли пошатнуть его упование на Господа. В этом отчаянном положении он утешал себя двумя истинами, вместе с ними он пришел к Богу и сослался на них:

(1) «Ты — мой Бог; я избрал Тебя своим Богом, и Ты пообещал быть моим». Если Бог принадлежит нам и верой мы можем назвать Его своим, то этого достаточно даже в том случае, если больше у нас ничего нет. «Ты — мой Бог; так к кому же мне обратиться за помощью, как не к Тебе?» Тот, кто может ссылаться на это, не должен ограничиваться в своих молитвах, ибо если Бог взял на Себя обязанность быть нашим Богом, то сделает для нас все необходимое в пределах и возможностях этого обязательства.

(2) «В Твоей руке дни мои. Соедините эту истину с предыдущей, и тогда ваше утешение будет полным. Если Бог держит в Своей руке наши дни, то Он сможет помочь нам; и если Он — наш Бог, то поможет нам. Тогда что может огорчать нас? Великой поддержкой для всех, кто имеет Господа своим Богом, является осознание того, что Он держит их дни в Своей руке и безусловно расположит их в правильном порядке для их же блага. А у тех, кто вручил и свой дух в Его руки, как здесь Давид (ст. 6), — Он возьмет его в нужное время. Время жизни человека находится в руках Бога, и, в соответствии со Своей волей, Он удлиняет или укорачивает ее, делает более горькой или сладкой, как Ему угодно. Наши дни (все события, которые беспокоят нас, и их продолжительность) находятся в распоряжении Бога; мы не управляем ими, так как путь человека не зависит от него, или его друзей, или его врагов; Бог все держит в Своих руках; судьба человека — от Господа. В своих молитвах Давид не предписывает Богу, а присоединяется к Нему: «Господь, в Твоей руке дни мои, и я очень доволен этим, так как нет руки лучше Твоей. Да будет воля Твоя».

III. Прошения Давида к Богу, сопровождаемые верой и уверенностью. Он молится, (1) чтобы Господь избавил его от руки его врагов (ст. 16) и спас его (ст. 17); он просит этого ради милости Его, а не за какие-то свои заслуги. Наши возможности в руке Бога (так некоторые читают это место), и поэтому Он лучше знает, какое время будет подходящим для нашего избавления. Мы же должны с готовностью дожидаться этого времени. Когда Саул, находившийся в пещере, оказался предоставленным милости Давида, то его друзья сказали ему: «Вот день, когда Бог избавит тебя» (1Цар 24:4). «Нет, — отвечает Давид, — время моего избавления настанет тогда, когда оно будет совершено без греха, и я буду ожидать этого времени, ибо оно должно быть выбрано Богом и, значит, наилучшим».

(2) Чтобы в трудное время Бог дал ему утешение от Его благоволения (ст. 17): «Яви светлое лицо Твое рабу Твоему; дай мне утешительные знаки и доказательства Твоего благоволения ко мне, и это развеселит сердце мое во время скорбей».

(3) Чтобы Бог ответил на его молитвы и его надежды на Бога исполнились (ст. 18): «Господи! да не постыжусь я своих надежд и молитв, что я к Тебе взываю, к Тому, Кто никогда не говорил Своему народу: «Ищете напрасно и надеетесь напрасно»».

(4) Чтобы стыд и молчание были участью нечестивцев, и в частности — его врагов. Они были уверены в своем успехе, в том, что настигнут и уничтожат его. «Господи, — говорит Давид, — пусть они постыдятся своей уверенности и разочаруются в своем ожидании», подобно тем, которые противились возведению стены вокруг Иерусалима и после ее окончания очень упали в глазах своих (Неем 6:16). «Да умолкнут они в аде». Отметьте, что смерть заставит молчать яростных и жестоких преследователей, перед которыми разум бессилен. В могиле нечестивцы перестанут беспокоить праведных. Особым образом Давид молится (т.е. пророчествует), что замолчат те, которые осуждают и клевещут на народ Божий (ст. 19): «Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем». Это очень хорошая молитва, которую [1] на полном основании мы можем часто излагать перед Богом, ибо те, которые открывают свои уста против небес, постоянно поносят наследников небес. О религии и тех, которые строго и серьезно ее исповедуют, повсюду говорят плохо, во-первых, из-за злобности. Они говорят злое для того, чтобы досадить праведным, и надеются своими словами причинить им реальное зло. Они говорят злое, чтобы посильнее обидеть верующих и тем самым прилепить к ним неизгладимую печать бесчестья. Во-вторых, слова нечестивцев в огромной степени полны лжи: их уста лживые; они научены отцом лжи и служат его интересам. В-третьих, слова нечестивцев полны презрения и насмешек: они говорят с гордостью и презрением, словно праведные, которых Бог почтил, самые презренные люди в мире и не достойны быть среди псов их стада. Некоторые вообще считают, что не грех говорить преднамеренную ложь, если она может вызвать ненависть или презрение к хорошему человеку. Услыши, Боже наш, в каком мы презрении.

[2] Мы можем молиться с верой, чтобы лживые уста замолчали. У Бога есть много способов сделать это. Иногда Он обличает совесть тех людей, которые порицают Его народ и обращает их сердца. Иногда Своим провидением Он видимым образом доказывает лживость их клеветнических измышлений и, как свет, являет праведность Своего народа. Несомненно одно: настанет день, когда Бог обличит нечестивых грешников во лжи и злых высказываниях о Его народе и произведет суд над ними (Иуд 1:14−15). Тогда на эту молитву будет дан полный ответ, и этот день мы должны предвидеть, воспевая эти стихи, участвуя в добрых делах, чтобы, по возможности, заграждать уста невежеству безумных людей (1Пет 2:15).

Стихи 20−25. В этих стихах нам представлено:

I. Что Давид с верой признает общее благоволение Бога к Своему народу (ст. 20−21).

1. Бог благ для всех, но особым образом — для Израиля. Его благоволение к Нему чудесно и до самой вечности будет поводом для восхищения: «Как много у Тебя благ! Как основательны их цели! Как безграничны их богатства! Как свободна и необъятна связь с ними!» Бог предоставляет привилегии и почести тем, кого люди порицают. Тот, кто стремится к благочестию, здесь описан как боящийся Бога и уповающий на Него, который пребывает в благоговении перед Его величием и полагается на Его благодать. Эти блага (ст. 20) Бог приготовил для них и хранит их.

(1) Для них хранятся блага в другом мире, это наследство, хранящееся на небесах для них (1Пет 1:4). В этом мире Бог также приготовил для них блага. У Него есть достаточно благ для наследства всем Своим детям, когда они придут к полному возрасту, а также для поддержания и назидания их на протяжении несовершеннолетия. У Него достаточно и в банке, и наличными.

(2) Эти блага заложены в обетовании для всех, кто боится Бога, кому обещано, что они не будут нуждаться. Но они приготовлены в фактическом исполнении обетования для тех, кто уповает на Него: которые верой держатся за обетование, удовлетворены им и извлекают из него привилегии и утешения. Если то, что хранится для нас в богатствах вечного завета, не приготовлено для нас, то это наша ошибка, так как мы не веруем. Тот же, кто уповает на Бога и в своей душе имеет утешение от Его благости, имеет и веру в нее (некоторые намного больше доверяют своему состоянию); она приготовлена пред сынами человеческими. Блага Бога к ним облачают их в почести и изглаживают клевету на них, ибо все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом (Ис 61:9).

2. Бог хранит людей и тварей, но Свой народ защищает особым образом (ст. 21): «Ты укрываешь их». Как Его блага сокрыты и сохранены для них, так же и они сами сокрыты и сохранены для этих благ. Святые — это сокрытые дети Божьи. Здесь обратите внимание на (1) опасность, в которой они оказываются из-за человеческой гордости и пререкания языков: гордые люди оскорбляют их, они с радостью топтались бы и раздавили их; спорщики всегда готовы вступить в пререкание с ними, а когда языки пререкаются, то благочестивые люди становятся известны как наихудшие. Гордость человеческая угрожает их свободе; а пререкания языков в искаженных спорах угрожают истине. Но обратите внимание на (2) защиту, под которой они находятся: «Ты укрываешь их под покровом лица Твоего, под сенью». Провидение Божье будет хранить их в безопасности от злобы врагов. У Господа много способов укрыть их. Когда искали Вару-ха и Иеремию, то Господь сокрыл их (Иер 36:26). Его благодать будет хранить их от повсеместных злых судов; их жало не коснется детей Божьих; они сокроются в день гнева Божьего, ибо гнев не предназначен для них. Утешения Господа будут хранить их в безопасности и веселье; Его святилище, где они имеют общение с Ним, укроет от разъяренных стрел ужаса и искушений; а обители дома Божьего на небесах вскоре навсегда станут местом, скрывающим их от опасности и страха.

II. Давид благодарит Бога особенно за блага, оказанные ему (ст. 22−23). Восхитившись Его благостью ко всем святым, в этих стихах он признает, как благ был Господь к нему.

(1) Со всех сторон его подстерегали сражения, но Бог чудесным образом сохранил ему жизнь: «Он явил мне дивную милость Свою, показал пример Своей заботы обо мне и Своего благоволения больше, чем я ожидал». Если задуматься, то милость Бога к Своему народу чудесна; но некоторые ее примеры даже в этом мире особым образом восхитительны в глазах Его детей. Так и в данном случае, когда Бог сохранил Давида от меча Саула в пещерах и лесах, он чувствовал себя, словно находится в укрепленном городе. В Кеиле, укрепленном городе, Бог явил ему великую милость, сделав его инструментом, спасшим жителей этого города от филистимлян, а затем, избавив его от рук тех же людей, которые оказались неблагодарными и были готовы предать Давида в руки Саула (1Цар 23:5,12). Безусловно, это было проявлением чудесной милости, о которой псалмопевец пишет с благодарностью и изумлением: «Благословен Господь!» Подобные случаи требуют особых благодарений.

(2) Изнутри Давида одолевали страхи, но Бог был сильнее его страхов (ст. 23). В этом стихе псалмопевец вспоминает [1] о своей глупости, когда он разуверился в Боге, в чем со стыдом сознается. Хотя он имел ясные обетования и великий опыт заботы Господа о нем во многих стесненных ситуациях, в то же время в нем возникла эта жестокая и ревнивая мысль о Боге, и Давид не мог сдержаться, чтобы не сказать Ему в лицо: «Отвержен я от очей Твоих, Ты совсем оставил меня, и я не надеюсь, что впредь Ты посмотришь на меня или позаботишься обо мне. Когда-нибудь попаду я в руки Саула и буду отвержен от Твоих очей и буду гибнуть, пока Ты будешь смотреть» (1Цар 27:1). Эти слова он сказал, спасаясь бегством (как некоторые читают это место), что означает, что его дела были совсем плохи. Саул был за его спиной и готов схватить его, что делало искушение очень сильным. «В своей поспешности» (как читают его другие), что означает беспокойство и смятение его разума и подразумевает, что искушение было неожиданным и вышло из-под контроля. Обратите внимание: когда мы говорим, не подумав или в спешке, то часто бываем не правы. Позже, не спеша, мы должны покаяться в том, что говорили в смятении, особенно если говорили с недоверием к Богу.

[2] О чудесной милости Бога к нему, несмотря ни на что. Хотя вера Давида поколебалась, но Божье обетование — нет: «Ты услышал голос молитвы моей, когда я молился обо всем». Псалмопевец упоминает о своем собственном неверии в Бога, как о крушении доверия к Его верности, что делает милость Божью более чудесной и прославленной. Когда мы подобным образом начинаем в Нем сомневаться, то Он может поймать нас на слове и обрушить на нас страхи, как Он сделал это Израилю (Чис 14:28; Ис 66:4). Но Господь жалеет и прощает нас, а наше неверие не оказывает воздействия на Его обетование и благодать, ибо Он знает наш характер.

III. Давид увещевает и ободряет всех святых (ст. 24−25).

1. Он предлагает им направить свою любовь к Богу (ст. 24): «Любите Господа, все праведные Его». Тот, чье сердце исполнено любви к Богу, не может не желать, чтобы другие также любили Его, ибо, имея Его благоволение, мы не должны бояться соперника. Особенность святых заключается в том, что они любят Бога; тем не менее их нужно призывать любить Его еще больше, еще крепче и представлять доказательства своей любви. Мы должны любить Его не только за Его блага и за то, что Он хранит верных, но и за Его справедливость, так как Он поступающим надменно (ищущим погибели тех, кого Он хранит) воздает с избытком за их гордость. Некоторые воспринимают эти слова в хорошем смысле: Он воздает с избытком тем, кто поступает величественно или превосходно, то есть очень хорошо, чьи сердца, как Иосафата, возносились на путях Господних. Он награждает того, кто поступает хорошо, а с избытком — того, кто поступает очень хорошо.

2. Давид предлагает надеяться на Бога (ст. 25): «Мужайтесь, да укрепляется сердце ваше; с какими бы трудностями и опасностями вам ни пришлось столкнуться, Бог, на которого вы уповаете, этой же верой укрепит сердце ваше». Тот, кто уповает на Господа, имеет основание быть дерзновенным; пусть сердце его будет крепким, ибо ничто поистине плохое не может обрушиться на него, как и ни в каких истинных благах он не будет нуждаться.

Воспевая этот псалом, мы должны оживлять себя и друг друга, хранить себя и продолжать идти христианской дорогой, что бы нас ни пугало и кто бы ни был недоволен нами.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 30

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.