Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Как предыдущий псалом был нравственным и показывал нам наш долг, так этот псалом является евангельским и показывает нам нашего Спасителя. На примере царства Давида (в котором было божественное предназначение и которое столкнулось с большим противлением, но в конце концов одержало победу) в этом псалме пророчествуется о царстве Мессии, Сына Давида, что является основным стремлением и замыслом данного произведения. И я думаю, что по сравнению со всеми другими евангельскими псалмами, лишь совсем немного в нем относится к прообразу, а большая часть — к образу, ибо все, на что он ссылается, применимо ко Христу, в то время как некоторые детали вообще невозможно отнести к Давиду. Например: «Ты Сын Мой» (ст. 6−7), «дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (ст. 8), «Почтите Сына» (ст. 12). Эти слова относятся ко Христу (Деян 4:25; 13:33; Евр 1:5). В данном псалме Святой Дух предсказывает:

(I) Оппозицию, которая будет противостоять царству Мессии (ст. 1−3); (II) борьбу и наказание этой оппозиции (ст. 4−5); (III) учреждение царства Христа, несмотря на эту оппозицию (ст. 6); (IV) утверждение и укрепление этого царства (ст. 7); (V) обетование его увеличения и успешности (ст. 8−9); (VI) призыв и увещевание царям и земным владыкам покориться и стать подчиненными этого царства (ст. 10−12). Или же в данном псалме мы имеем:

(I) Угрозы, выдвинутые против противников царства Христова (ст. 1−6); (II) обетования, данные Христу, — главе этого царства (ст. 7−9); (III) совет для всех: содействовать стремлениям этого царства (ст. 10−12). Этот псалом, как и предыдущий, поставлен в начале этой книги молитв, ибо как необходимо исполнять повеления закона Божьего, для того чтобы Бог благоволил к нам, таким же образом необходимо, чтобы мы покорялись благодати Его Евангелия и при-

Стихи 1−6. Здесь нам представлена великая борьба за царство Христа, в которой участвуют ад и небеса. Место этой войны — земля, где на протяжении долгого времени сатана, незаконно захватив власть, правил в такой степени, что его назвали князем, господствующим в воздухе, которым мы дышим, и князем мира, в котором мы живем. Он очень хорошо знает, что как только царство Мессии встанет и утвердится, его собственное царство падет; и поэтому, хотя оно несомненно будет учреждено, этот процесс не будет мирным. Обратите внимание на следующие моменты:

I. Могущественная оппозиция, которая будет противостоять Мессии и Его царству, Его святой религии и всем ее целям (ст. 1−3). Некоторые ожидают, что такое великое благословение для этого мира будет повсеместно с радостью принято, что каждый сноп немедленно поклонится этому Мессии и что все венцы и скипетры земные будут возложены к Его ногам. Но Писание говорит о противоположном. Ни одна из точек зрения философских сект, даже самая абсурдная, ни одно государство или правление не сталкивались с такой могущественной оппозицией, как доктрина и правление Христа. И это является признаком того, что оно от неба, ибо оппозиция ему имеет свою природу от ада.

1. Здесь говорится о тех, кто предстанет как противник Христа и инструмент дьявола в борьбе против этого царства. Правители и народ, суды и провинции иногда имеют различные интересы, но здесь они объединились против Христа: не только сильные мира сего, но и простолюдины, племена и народы, огромное количество людей, различные общины. Обычно людям нравится свобода, но здесь они становятся противниками свободы, для возвещения которой пришел Христос. Не только простые, но и великие (от которых можно ожидать больше благоразумия и размышлений) ополчились против Христа. Хотя Его царство не от мира сего и задумано не для того, чтобы ослабить их, а наоборот (если они будут угождать), чтобы укрепить их, тем не менее цари и князья земные моментально восстают во всеоружии. Обратите внимание на результаты древней вражды между семенем змея и семенем жены и на то, каким всеобщим и злостным является человеческая порочность. Посмотрите, какими внушительными являются враги Церкви; они многочисленны и могущественны. Неверующие евреи здесь названы язычниками — так сильно они отступили от веры и святости своих предков; они побуждают язычников преследовать христиан. Как филистимляне со своими господами, Саул со своими придворными, недовольно настроенная партия и ее лидеры противостояли приходу Давида к власти, так Ирод и Пилат, язычники и иудеи делали все возможное против Христа и стремления людей следовать за Ним (Деян 4:27).

2. Против кого же они выступают и поднимают все свои силы? Против Господа и Помазанника Его, то есть против всех религий, и в частности против христианской религии. Безусловно, что каждый, кто является врагом Христа, кем бы он ни притворялся, является врагом самого Бога; «они возненавидели и Меня и Отца Моего» (Ин 15:24). В данном стихе великий творец нашей святой религии назван Помазанником Божьим, или Мессией — Христом, ссылаясь на царское помазание Давида. Он обладает властью и необходимыми характеристиками, чтобы быть главой Церкви и царем, в то же время есть такие, которые восстали против Него. Более того, именно поэтому они восстали против Него, так как нетерпимы к власти Бога, завидуют продвижению Христа и имеют корень враждебности к Духу святости.

3. Здесь описывается восставшая оппозиция.

(1) Это самая злобная оппозиция. Они раздражены и неистовствуют; в раздражении они скрипят зубами из-за того, что восстает царство Христа, так как именно это зарождает в них тревогу и наполняет негодованием, и поэтому они уже не радуются (см. Лк 13:14; Ин 11:47; Деян 5:17,33; 19:28). Идолопоклонники неистовствуют, так как раскрывается их безрассудство; первосвященники и фарисеи — так как тускнеет их слава и поколеблена их незаконная власть; а делающие беззаконие — из-за света.

(2) Это хорошо продуманная политическая оппозиция. Они замышляют или размышляют, то есть изобретают средства, чтобы подавить возрастающее влияние царства Христа, и чрезвычайно уверены в успешном исходе своих изобретений; они уверены, что остановят религию и одержат победу.

(3) Это решительная и упорная оппозиция. Они восстают; они держат лицо свое, как кремень, и сердце, как адамант, вопреки здравому смыслу, совести и угрозам Господа; они горды и дерзки, как строители Вавилонской башни, и будут упорствовать в своем противостоянии, что бы ни случилось.

(4) Это объединенная оппозиция. Они совещаются вместе, помогают и вдохновляют друг друга в этом противостоянии. Они принимают свои решения nemine contradicente, единогласно: вести нечестивую войну против Мессии с особенной энергией. Для этого они устраивают тайные собрания, а их ум направлен на то, чтобы найти пути и средства помешать утверждению царства Христа (Пс 82:4).

4. Далее говорится, что именно приводит нечестивцев в ярость и какую цель они преследуют (ст. 3): «Расторгнем узы их…» Они не хотят, чтобы ими управляли, и являются негодными людьми, которые не могут вынести ничьей власти, даже правления Господа и Его Помазанника. Они бы согласились и поддержали такое устройство царства Божьего и Мессии, которое служило бы их интересам и помогло отстаивать их владычество, то есть если бы Господь и Его Помазанник сделали их богатыми и великими в этом мире. Тогда они приветствовали бы их. Но если Господь будет ограничивать их порочные желания и страсти, приводить в порядок и переделывать их сердца и жизни, если ими будет руководить чистая небесная религия, то они действительно не захотят, чтобы Он царствовал над ними (Лк 19:14). У Христа есть узы для нас, и те, которые спасутся благодаря Ему, должны будут подчиниться Ему. Но это узы человеческие, соответствующие здравому смыслу, узы любви, способствующие нашим интересам, но именно против этого восстает оппозиция. Почему люди противятся религии, как не потому, что они нетерпимы к ее ограничениям и обязанностям? Они бы свергли с себя оковы совести, во власти которой находятся, и узы Божьих заповедей, посредством которых они призваны избегать греха и исполнять свой долг. Они не желают их принять, а стремятся отбросить как можно дальше.

5. Данный псалом урезонивает подобных людей (ст. 1). Почему они так поступают?

(1) У них нет никакого доброго повода противостоять такому справедливому, святому и милостивому правлению, которое не вмешивается в дела мирских властей и не руководствуется никакими опасными принципами, могущими нанести вред царям или государствам, а наоборот, будучи принято повсеместно, превратило бы землю в небеса.

(2) Им нечего надеяться на успех в противостоянии такому могущественному царству, с которым они абсолютно не могут соперничать. Их усилия напрасны: когда они сделают все, что в их силах, Христос будет иметь Церковь в этом мире, и эта Церковь будет прославленной и победоносной; она построена на Камне, и врата ада не одолеют ее. Луна ярко светит, хотя собаки лают на нее.

II. Над этой угрожающей оппозицией будет одержана великая победа. Если небеса и земля вступят в сражение, то не сложно предсказать, кто будет победителем. Затевают эту великую борьбу люди, живущие на земле, — земные цари, которые, живя на земле, являются земными; но Тот, против Которого они выступают, является одним из тех, кто живет на небесах (ст. 4). Он живет на небесах, и Ему представлено великое зрелище, благодаря чему Он может видеть всех их и их планы. Он обладает такой властью, что может всех их победить и воспрепятствовать всем их попыткам. Господь восседает там спокойно и уверенно, недоступный для их бессильных угроз и стараний. Он восседает там как Судья, разбирающий дела сынов человеческих, абсолютно уверенный в полном осуществлении Своих целей и планов, несмотря на всякую оппозицию (Пс 28:10). Совершенный покой Вечного Разума может быть нашим утешением во времена, когда наш разум растревожен. Мы беспокойно мечемся, находясь на земле и на море, а Бог восседает на небесах, где Он приготовил престол для Себя. И поэтому:

1. Над попытками врагов Христа можно смеяться. Бог смеется над ними, как над обществом глупцов. Они и их попытки являются для Него посмешищем, и поэтому посмеется над тобою девствующая дочь Сиона (Ис 37:22). Безрассудства грешников являются лишь забавой для безграничной мудрости и силы Бога; и те попытки царства сатаны, которые в наших глазах кажутся пугающими, для Него презренны. Писание говорит, что иногда Бог пробуждается, встает и побуждает Себя к действию, чтобы одолеть Своих врагов, но в данном псалме говорится, что Он спокойно сидит и побеждает их, ибо самые великие дела, являющие всемогущество Божье, не представляют для Него никакой сложности и не приносят ни малейшего волнения Его вечному покою.

2. Его враги справедливо наказаны (ст. 5). Хотя Бог презирает их как бессильных, но в то же время Он не смотрит на них сквозь пальцы, а справедливо гневается как на людей бесстыдных и нечестивых, и самым дерзким грешникам Он даст возможность узнать, каким Он является, чтобы они трепетали перед Ним.

(1) Их грех раздражает Его. Он гневается и в высшей степени недоволен. Мы не можем ожидать, что Бог примирится с нами и мы станем угодны Ему: это возможно лишь в Помазаннике и через Него, и поэтому если мы унижаем и отказываемся от Него, то грешим против средства и лишаем себя возможности иметь Его посредником между нами и Богом.

(2) Гнев Господа приведет их в смятение. Если Он во гневе лишь проговорит им, то даже дыхание Его уст будет для них крушением, истреблением и погибелью (Ис 11:4; 2Фес 2:8). Он говорит — и все свершается; Он говорит во гневе — и грешники погибают. Как слово сотворило нас, так слово может и уничтожить нас. «Кто знает силу Его гнева?» Враги исполнены ярости, но не могут досадить Богу. Он спокойно восседает и раздражает их, вводит в смятение, ставя в тупик и восстанавливая царство Своего Сына, что больше всего вызывает у них ярость. Слуги Христа всегда вызывали у них раздражение, но настанет день, когда они получат по заслугам за это раздражение.

3. Они потерпели окончательное поражение, и все их замыслы оказались безрассудными (ст. 6). «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Давид приблизился к престолу и стал господином твердыни Сиона, несмотря на беспокойство со стороны мятежников в Его царстве и публичные оскорбления воинов Сиона, которые насмехались над ним и говорили: «Ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые» (2Цар 5:6). Господь Иисус превознесен одесную Отца, имеет всю власть на небе и на земле и является Главой Церкви, несмотря на постоянные усилия Своих врагов воспрепятствовать установлению Его царства.

(1) Господа Иисуса поставил Царем Том, Кто является источником силы, обладает достоинством и властью абсолютного правителя в царстве провидения и благодати.

(2) Богу было угодно назвать Его Своим Царем, так как Он был назначен Им и доверил Ему исключительное право управлять и судить. Христос является Его Царем, так как Он дорог Отцу и Отец доволен Им.

(3) Христос не взял эти почести Себе, а был призван совершить это, и Тот, Кто призвал Его, располагал Им: «Я помазал Царя Моего…» Это повеление и это поручение Христос получил от Отца.

(4) Будучи призванным и имея честь совершить эту задачу, Он подтвердил ее. Мы говорим, что высоко расположенные места скользкие, но Христос, вознесшись высоко, крепко стоит: «Я поставил Его, Я утвердил Его».

(5) Он поставлен на Сионе, на горе Божьей святости, которая является прообразом евангельской Церкви, так как на ней был построен храм, в честь которого всю гору называли святой. Престол Христа водружен в Его Церкви, то есть в сердцах всех верующих и в обществах, ими сформированных. Писание говорит, что евангельский закон Христа взойдет на гору Сион (Ис 2:3; Мих 4:2), и поэтому о Церкви говорят как о штабе этого Генерала, престоле Владыки, в котором возрадуются сыны человеческие.

Мы должны воспевать эти стихи со святым ликованием, торжествуя над врагами царства Христа (не сомневаясь, что скоро все они окажутся у подножия Его ног), торжествуя в Иисусе Христе, который обладает огромной властью. И мы должны молиться, твердо веруя заверению, данному в этих словах: «Отче Небесный! Да приидет царствие Твое; да приидет царство Твоего Сына».

Стихи 7−9. Мы уже слышали, что цари земные выступали против царства Христа, и слышали, что их слова были направлены против Того, Кто восседает на небесах. Теперь давайте послушаем, что говорит Сам Мессия о Своем царстве, чтобы подтвердить Свои права и чему не смогут противостоять все земные силы.

I. Царство Мессии учреждено на основании указа, вечного указа, изданного Богом Отцом. Это не было внезапным решением или экспериментом, а это результат совещания божественной мудрости и постановлений божественной воли, ни одна из которых не может быть изменена. Это был приказ или заповедь (как некоторые читают его), завет или договор (как понимают другие). Это было федеральное соглашение между Отцом и Сыном в вопросе искупления человека, представленное заветом царственности, даруемой Давиду и его потомкам (Пс 88:4). И наш Господь Иисус часто ссылается на него как на основание, посредством которого Он имеет право управлять на протяжении всего Своего служения: «Воля Пославшего Меня есть та…» (Ин 6:40), «Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин 10:18; 14:31).

II. В этом указе присутствует заявление, необходимое для удовлетворения всех тех, кто призван и кому велено подчиниться правлению этого Царя; оно не оставляет оправданий для тех, кто не позволяет Ему править над ними. Этот указ был тайным. Это были слова, сказанные Отцом Сыну, когда Он располагал Им в начале Его пути, до времени свершения дел древних. Но этот указ был объявлен верным свидетелем, который возлежал в недрах Отца от самой вечности и пришел в мир как пророк Церкви, чтобы заявить о Нем (Ин 1:18). Источником всего сущего, несомненно, является источник всей власти; и от Него, через Него и от Его имени Мессия предъявляет Свои права. Он обладает правом управлять всем на основании того, что сказал Иегова и чьими словами все было сотворено и управлялось. Таким образом, Христос имеет двойное право на это царство:

(1) это право по наследству (ст. 7): «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя». Этот отрывок Писания цитирует апостол (Евр 1:5), чтобы показать, что Христос имеет более превосходное имя, чем ангелы, и что Он получил его по наследству (ст. 4). Иисус является Сыном Божьим не через усыновление, а был рожден Отцом и пребывает Единородным от Отца (Ин 1:14). Отец владеет Им и заявляет об этом всему миру как о причине утверждения Его Царем на святой горе Сион. На основании этого Христос, безусловно, обладает правом и абсолютно подготовлен для этой великой ответственности. Он является Сыном Бога и поэтому имеет такую же природу, что и Отец. Он имеет в Себе всю полноту божества, безграничную мудрость, силу и святость. Верховное управление Церковью является слишком высокой, почетной и сложной задачей для любого обычного творения. Никто не подходит, чтобы совершить ее, кроме того, Кто является одним целым с Отцом и который от вечности был с Ним, тщательно оценивая все Его советы (Притч 8:30). Иисус — Сын Божий, и поэтому Он дорог Отцу. Христос является Его возлюбленным Сыном, в котором пребывает благоволение Бога. И на основании этого мы должны принять Его как Царя, ибо Отец любит Сына и все дал в руку Его (Ин 3:35; 5:20). Будучи Сыном, Христос является наследником всего; и так как Отец через Него сотворил все миры, то очень легко прийти к заключению, что управлять ими Бог будет через Иисуса, так как Он является вечной Мудростью и вечным Словом. Если Бог сказал Ему: «Ты Сын Мой», то каждый из нас должен произнести: «Ты мой Господь и мой Царь». Далее, чтобы убедить нас в том, что царство Христа утверждено на Его сыновстве, в этом месте говорится, на чем основывается Его сыновство: «Я ныне родил Тебя», что подтверждает и Его вечный род, ибо о Нем говорится в Послании к Евреям 1:5, чтобы доказать, что Он является сиянием славы и образом ипостаси Его (ст. 3) и для очевидности и демонстрации вечности Его рода через воскресение из мертвых. Ибо и для этой цели апостол выразительно цитирует в Книге Деяния: «…воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя» (Деян 13:33). И именно через воскресение из мертвых, что было знамением пророка Ионы и самым убедительным доказательством, Иисус был объявлен Сыном Божиим в силе (Рим 1:4). Христос назван первенцем из мертвых (Откр 1:5; Кол 1:18). Сразу же после воскресения Он приступил к управлению Своим посредническим царством. Именно тогда Он сказал: «Дана Мне всякая власть», и именно это Он имел в виду, когда учил Своих учеников молиться: «Да приидет царствие Твое».

(2) Право по договору (ст. 8−9). Вкратце договор был таков: Сын должен был взять на Себя роль ходатая, и при соблюдении этого условия Он будет иметь почести и обладать властью верховного монарха (см. Ис 53:12). «Посему Я дам Ему часть между великими… (ибо) за преступников сделался ходатаем… будет и священником на престоле Своем, и совет мира будет между тем и другим» (Зах 6:13).

[1] Сын должен просить. Это означает, что Он должен добровольно согласиться занять более низкое положение по отношению к Отцу, облачившись в человеческую природу, ибо, будучи Богом, Он был равен по силе и славе Отцу и Ему ничего не нужно было просить. Это означало, что удовлетворение должно быть произведено посредством совершенного ходатайства и уплаты цены, на которой было основано это великое требование (см. Ин 17:4−5). Сын, прося язычников Себе в наследство, стремился не только обрести себе почести, но и дать им счастье в Нем; и поэтому Он ходатайствовал о них, будучи всегда жив, и мог всегда спасать приходящих.

[2] Отец подарит не половину царства, а все царство. В данном псалме обещается, что, во-первых, Его правление будет повсеместным: у Него в наследии будут язычники, а не только евреи — нация, которой долгое время Церковь была ограничена. Теперь у Него будут и язычники. Эти пределы земли (как, например, наша страна) будут Его наследием, и среди них Он будет иметь огромное количество верноподданных. Крещеные христиане — наследство Господа Иисуса; они принадлежат Ему ради имени и славы. Бог Отец дает их Ему, когда через Свой Дух и благодать Он совершает в них работу и побуждает их склонить свои шеи под ярмо Господа Иисуса. Это обетование частично исполнилось; большая часть языческого мира приняла Евангелие, когда оно впервые проповедовалось, и престол Христа был водружен там, где долгое время находился престол сатаны. Но оно должно еще исполниться в будущем, когда царства этого мира станут царством Господа нашего и Христа Его (Откр 11:15). Кто уцелеет, когда наведет сие Бог! Во-вторых, в этом псалме также обещается, что это царство будет победоносным: «Ты поразишь их (тех, которые противостоят Твоему царству) жезлом железным» (ст. 9). Это обетование уже частично исполнилось, когда еврейский народ (те, которые упорствовали в неверии и враждовали против Евангелия Христа) был повержен Римской империей, что было представлено железной ногой в Книге Даниила (Дан 2:40), а здесь — железным жезлом. Оно должно совершиться в будущем и проявиться в разрушении языческих властей, когда христианская религия будет утверждена; но оно не будет исполнено полностью до тех пор, пока противоположные принципы, руководства и власти не будут окончательно свергнуты (1Кор 15:24). Обратите внимание, как могуществен Христос и как слабы по сравнению с Ним враги Его царства: Он имеет жезл железный, чтобы поразить тех, кто не подчинится Его золотому скипетру; они похожи на сосуд горшечника, поставленный перед мастером, который с легкостью, внезапно и необратимо разбивается им в кусочки (см. Откр 2:27). «Ты совершишь это, то есть Тебе дана возможность сделать это». Народы будут сокрушены, чтобы евангельская Церковь была построена и утверждена. «(Так как) Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя…» (Ис 43:4). «У Тебя будет власть совершить это; никто не устоит перед Тобой; и Ты сделаешь это эффективно». Тот, кто не склонится, будет сокрушен.

Воспевая эти слова и молясь ими, мы должны воздавать славу Христу как вечному Сыну Божьему и нашему законному Господину. Мы должны утешаться этим обетованием и умолять Бога, чтобы царство Христа возрастало, утверждалось и торжествовало над всеми своими врагами.

Стихи 10−12. В данных стихах нам предлагается практическое применение евангельской доктрины о царстве Мессии, которое осуществляется через увещевание земных царей и судей. Они слышат, что бесполезно противостоять правлению Христа, поэтому должны быть достаточно мудрыми, чтобы подчиниться Ему. Тот, кто обладает силой погубить их, показывает, что в их погибели Он не находит удовольствия, ибо Он ставит их на путь, который сделает их счастливыми (ст. 10). Желающий быть мудрым должен быть наставлен, а тот, кто принял наставление Слова Божьего, является истинно мудрым. Перед Богом цари и судьи стоят на том же уровне, что и обычные люди, поэтому они должны быть такими же религиозными, как и другие. Тот, кто издает законы и судит других, должен получить закон от Христа; они продемонстрируют мудрость, поступив так. Слова, сказанные им, относятся и к нам; от нас требуется то же, что и от них. Это обращение направлено к царям и судьям лишь на том основании, что своим примером они оказывают влияние на своих подчиненных, так как являются высокопоставленными людьми, обладают властью и находятся среди тех, кто противостоит утверждению царства Христа (ст. 2). Эти слова увещевают нас:

I. Почитать Бога и благоговеть перед Ним (ст. 11). Это основной долг естественной религии. Бог велик и бесконечно выше нас; Он справедлив, свят и гневается на нас, и поэтому мы должны бояться Его и трепетать перед Ним. Он — наш Господь и хозяин, и поэтому мы обязаны служить Ему; Он — наш друг и благодетель, и поэтому у нас есть повод радоваться в Нем. Оба эти понятия вполне совместимы друг с другом, ибо (1) мы должны не только служить Богу, исполняя все постановления о поклонении, и вести благочестивый образ жизни, но и осуществлять это со страхом, ревностно относясь к себе и благоговея перед Ним. Даже цари, которым служат и которых боятся другие, должны служить и бояться Бога, так как между ними и Господом такое же огромное расстояние, как между самыми ничтожными их подчиненными и ими самими.

(2) Мы должны радоваться в Боге и, подчиняясь Ему, можем радоваться другим вещам. Но радоваться мы должны со святым трепетом, помня, каким величественным и ревнивым является Господь, чей глаз постоянно направлен на нас. Наше спасение должно совершаться со страхом и трепетом (Флп 2:12). Мы должны радоваться восстановлению царства Христа, но радоваться с трепетом, со святым благоговением перед Богом и святым страхом перед собой, чтобы не согрешить, и нежной заботой о многих драгоценных душах, для кого Евангелие Христа и Его царство — запах смертоносный на смерть. Чему бы мы ни радовались в этом мире, мы должны совершать это с трепетом, чтобы не стать самодовольными в своей радости и не возгордиться ею, чтобы из-за непостоянства всего земного не погрузиться в подавленное состояние из-за тысячи несчастных случаев, которые могут обрушиться на нас. Радоваться с трепетом означает радоваться, словно мы не радуемся (1Кор 7:30).

II. Эти стихи увещевают нас принять Иисуса Христа и подчиниться Ему (ст. 12). В этом заключается великая обязанность приверженцев христианской религии. Это требуется от всех, даже от царей и судей; в этом заключается наша мудрость, и мы должны стремиться к этому. Обратите внимание:

1. На повеление, данное для этой цели: «Почтите Сына». Христос назван Сыном, так как об этом было объявлено (ст. 7): «Ты Сын Мой». Он является Сыном Божьим через Свой вечный род, и поэтому мы должны почитать Его. Он является Сыном Человеческим (т.е. Посредником Ин 5:27), и поэтому мы должны принять Его и подчиниться Ему. Он назван Сыном, что включает в себя оба эти понятия, потому что Бог часто выразительно называется Отцом, являясь Отцом нашего Господа Иисуса Христа, а в Нем — и нашим Отцом; и мы должны помнить об этих двух понятиях. Наш долг по отношению ко Христу здесь выражен фигурально: «Поцелуйте Сына»2 , но не поцелуем предателя, как это сделал Иуда и все лицемеры, которые притворяются, что чтят Его, а на самом деле публично наносят Ему оскорбление, а поцелуем верующего.

(1) Поцелуем согласия и примирения. Поцелуйте Иисуса и будьте друзьями, как Иаков и Исав; пусть раздоры между нами и Богом закончатся; пусть акты враждебности прекратятся, а мы будем в мире с Богом во Христе, который и есть наш мир.

(2) Поцелуем восхищения и религиозного поклонения. Поклоняющиеся идолам целуют их (3Цар 19:18; Ос 13:2). Давайте изучать, как мы можем воздать почести Господу Иисусу и вознести славу имени Его. «…Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс 44:12). Мы должны поклониться Агнцу так же, как поклоняемся Тому, Кто сидит на престоле (Откр 5:9−13).

(3) Поцелуем привязанности и искренней любви: «Почтите Сына, вступите в завет дружбы с Ним и пусть Он будет очень близким и драгоценным для вас; любите Его превыше всего, любите Его искренне, любите Его сильно, как та женщина, которой много было прощено и которая в доказательство своей любви поцеловала Его ноги» (Лк 7:38).

(4) Поцелуем верности и преданности, как Самуил поцеловал Саула (1Цар 10:1). Присягните Ему на верность и подчинитесь Его правлению; наденьте на себя Его ярмо и покоритесь Его законам; отдайте себя во власть Его провидения и полностью посвятите себя Его целям.

2. Обратите внимание на причины, побуждающие нас исполнять это повеление. Оно дано нам для нашего собственного блага, о котором, как демонстрирует это Евангелие, Бог заботится. Задумайтесь (1) о погибели, к которой мы движемся, отказываясь от Христа: «Почтите Сына… чтобы вам не погибнуть».

[1] Это в наивысшей степени прогневит Бога. Поступайте, как Он велит, чтобы Он не прогневался. Отец и так уже сердит; Сын является Посредником, взявшим на Себя обязанность утвердить мир, и если мы будем пренебрегать Им, то гнев Божий пребудет на нас (Ин 3:36). К этому добавится еще и гнев Сына, которого ничто не сможет прогневить так, как отказ и пренебрежение Его благодатью, а также препятствие осуществлению Его планов. Сын тоже может гневаться, хотя и является Агнцем; Он — лев из колена Иудина, и гнев этого Царя — Царя царей — будет подобен львиному рыку, который побудит сильных мужей и военачальников напрасно искать прибежище в скалах и горах (Откр 6:16). Если Сын прогневается, то кто будет ходатайствовать о нас? Не остается больше жертвы, и нет другого имени, которым мы могли бы спастись. Неверие — это гнев против средства.

[2] Для вас это будет абсолютная гибель. «Чтобы вам не погибнуть на пути» или в пути, когда вы идете путем своих грехов и напрасных надежд; «чтобы ваш путь не погиб» (как сказано в Пс 1:6) и чтобы не оказалось, что вы упустили путь, ведущий к счастью. Христос — это путь; остерегайтесь, чтобы не оказаться отрезанными от Него, как от пути к Богу. Это подразумевает, что они были, или, по крайней мере, думали, что находятся на этом пути; но, пренебрегши Христом, отошли от него, что усугубило их разрушение; и сейчас, отступив от дороги, ведущей к небесам и находясь недалеко от царства Божьего, но так и не достигнув его, они идут в ад.

(2) Задумайтесь о счастье, в котором мы можем быть уверены, если покоримся Христу. Если гнев Божий возгорится лишь на мгновение, то малейшей искорки этого огня будет достаточно, чтобы сделать самого гордого грешника несчастным, если только она коснется его совести, ибо она зажжет самый низкий ад; и человек может представить, что за этим последует: «Когда гнев Его возгорится, то горе будет тем, кто пренебрег Им». Но псалмопевец пугается этой мысли, пытается отвратить эту пугающую судьбу и провозглашает блаженными тех, кто избежал ее. Тот, кто поверил Христу и почтил Его, является воистину счастливым, и это проявится особым образом, когда гнев Божий возгорится на других. Блаженными в день гнева будут те, кто, поверив во Христа, сделал Его своим прибежищем и покровителем; и когда сердца других замрут от страха, они с радостью поднимут свои головы. Тогда те, кто сейчас пренебрегает Христом и Его последователями, будут вынуждены сказать, к своему огромному огорчению: «Теперь мы видим, что блаженны те, и лишь те, кто поверил в Него».

Воспевая эти слова и молясь ими, наши сердца должны быть исполнены святого благоговения перед Богом и в то же время радостной уверенности во Христе, чьим посредничеством мы можем утешаться и ободрять друг друга. «…Обрезание — мы… хвалящиеся Христом Иисусом».

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 2

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.