Данный псалом — один из озаглавленных словом «Аллилуйя». Это не только его название, но и его Аминь, его Альфа и Омега.
I. Начинается псалом с призыва к восхвалению Бога, в частности, данный призыв прозвучал к «рабам Господним», как это было в предшествующем псалме (ст. 1−3).
II. Далее нам детально объясняют, кого нужно хвалить. А хвалить нужно Господа (1) как Бога Иакова (ст. 4).
(2) Как Бога богов (ст. 5).
(3) Как Бога целого света (ст. 6−7).
(4) Как Бога страшного для врагов Израиля (ст. 8−11).
(5) Как Бога милостивого к Израилю и в отношении того, что Он сделал для народа, и в отношении того, что еще сделает (ст. 12−14).
(6) Как единого живого Бога, ибо все другие боги — суета и ложь (ст. 15−18).
III. Завершается псалом еще одним увещеванием ко всем славословить Господа (ст. 19−21). При пении данного псалма наши сердца, равно как и уста, должны быть полны возвышенной хвалы Господу.
Стихи 1−4. В этих стихах представлен (1) долг, к которому мы призваны, — хвалить Господа, хвалить имя Его и снова Его хвалить. Мы должны не только благодарить Всевышнего за то, что Он для нас сделал, но и хвалить Его за то, кем Он является и что Он сделал для других. Используйте любую возможность хорошо отозваться о Господе и сказать доброе слово о Его истинах и путях.
(2) Личности, к которым обращен данный призыв. Он обращен к рабам Господним, к священникам и левитам, стоящим в доме Господнем, ко всем преданным и благочестивым израильтянам, стоящим во дворах дома Бога нашего, дабы ему там поклоняться (ст. 2). У приближенных ко двору Всевышнего есть самые веские основания хвалить Его, они сами видят это, созерцая великолепие Господа и вкушая Его щедроты. Господь ждет от таковых хвалы, ибо именно ради нее они занимают сие благодатное место. Кому же надлежит хвалить Бога, если не им?
(3) Причины, по которым нам следует хвалить Господа.
[1] Потому что Тот, кого мы должны хвалить, благ, а благость — это такое качество, о котором все будут говорить только хорошее. Господь благ ко всем, и мы должны Его за это хвалить. Благость Всевышнего — это Его слава, и мы должны упоминать о ней Ему во славу.
[2] Потому что хвала — это дело, которое уже само по себе вознаграждение: пойте имени Его, ибо это сладостно. Лучше всего хвалить Господа с радостным духом, и тогда мы получим удовольствие от того, что выполнили свой долг. Восхваление Бога — это небо на земле, и наслаждение от него должно отучить наши уста от вкуса сладости греха.
[3] Потому что Божий народ имеет особые преимущества: ибо Господь избрал Себе Иакова (ст. 4), поэтому Иаков обязан Его хвалить. Господь избрал себе народ для того, чтобы он был Его славой и хвалою (Иер 13:11), и поэтому у Иакова, облеченного в такое достоинство, предостаточно причин для хвалы. Израиль — удел Господа из всех народов (Исх 19:5), народ, присвоенный Господом себе, дабы находить в нем отраду, народ, который дорог в глазах Божьих и уважаем. Если же семя Иакова не будет хвалить Господа за Его дивную благосклонность, то станет самым недостойным и неблагодарным народом под солнцем.
Стихи 5−14. Псалмопевец уже рассказал нам о Божьей благости как о предмете, достойном радостной хвалы. Теперь он повествует о Божьем величии как о предмете, достойном благоговейной хвалы; рассказчик не скупится на слова, потому что мы склонны обходить это своим вниманием.
I. Псалмопевец провозглашает учение о Божьем величии (ст. 5): велик Господь, воистину велик, не знающий границ ни во времени, ни в пространстве. Автор утверждает с уверенностью: «Я знаю, что Он велик; знаю, не только изучив доказательства тому, но и по вере в откровение. Я это знаю, я в этом уверен; знаю по собственному опыту, по тому, что Божье величие свершило в моей душе». Утверждая это, псалмопевец бросает святой вызов всем лицемерам, стоит только им вступить в тайный сговор против него. Господь не просто выше любого бога, Он — выше всех богов, бесконечно выше их, между Ним и иными богами нет никакого сравнения.
II. Псалмопевец доказывает величие Господа на основании величия Его власти (ст. 6).
1. Всевышний обладает абсолютной властью и волен делать все, что захочет: Господь творит все, что хочет, и никто не удержит Его и не скажет: «Что Ты делаешь?» Он делает то, что Ему угодно и ни перед кем не отчитывается в своих действиях.
2. Господь обладает могуществом и волен делать все, что захочет. Если Ему угодно работать, никто Ему не помешает.
3. Абсолютная власть и могущество Всевышнего распространяются на всю вселенную, Он поступает, как Ему угодно, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах, то есть на дне морском и в недрах земли. Языческие боги ничего не могут, но наш Господь может все и делает все.
III. Псалмопевец приводит примеры великой власти Господа 1. В царстве природы (ст. 7). Все природные силы доказывают величие Бога природы, от которого они происходят и зависят. Господь не только изначально установил порядок природных явлений, но и до сих пор поддерживает его.
(1) Именно в Его власти поднимать испарения с поверхности земного шара. Они поднимаются от жара солнца, которое получает свою силу от Бога, а посему может послужить хорошим примером славы Всевышнего, ибо ничто не укрыто от теплоты его (Пс 18:7). Господь возводит облака (на которые мы не только не способны повлиять, но даже их не видим) от земли, от края земли, то есть от морей, которыми земля омывается.
(2) Именно Господь, поднявший облака, заставляет их пролиться дождем, так что земля не лишается поднявшейся вверх влаги, но последняя возвращается в почву благодатным ливнем.
(3) Среди тех же испарений (поистине поразительна власть Всевышнего) Господь творит молнии при дожде, открывает небесные сосуды и сотрясает облака, чтобы они могли полить землю. Так всесильный Бог примиряет огонь и воду. Они идут вместе, но ни вода не гасит огонь, ни огонь не поглощает воду, как это делает огонь с неба, когда сие угодно Господу (3Цар 18:38).
(4) Те же испарения, но с несколько иной целью, превращаются в ветер, дующий где угодно, из любой точки пространства, и мы слишком далеки от того, чтобы направлять его, и не можем сказать, откуда он появился и куда идет, и только Бог изводит ветер из хранилищ Своих настолько точно и продуманно, как бережливый правитель распоряжается выдачей денег из своего казначейства.
2. В царствах людей. Здесь псалмопевец упоминает то великое, что Господь свершил ранее для Своего народа Израиля и что послужило доказательством Его величия, равно как и благости, а также подтверждением истинности ветхозаветных Писаний, которые сначала записывал Моисей — человек, принимавший непосредственное участие в совершении данных чудес. Обратите внимание на Божье владычество и неодолимую силу, проявившуюся (1) во время исхода Израиля из Египта, когда фараон был наказан множеством казней, заставивших его отпустить народ. Эти казни названы здесь знамениями и чудесами, потому что были не простыми событиями провидения, но в каждой из них было нечто сверхъестественное. Господь послал их на фараона и на всех рабов его, на его подданных; но израильтян, которых Бог провозгласил Своими рабами, Своим сыном и первенцем, Своим свободнорожденным, казни не коснулись, ни одна из них не приблизилась к жилищу Божьего народа. Смерть первенцев, как у людей, так и у скота, была самой суровой из всех казней, и именно она достигла цели.
(2) В поражении Ханаанских царств перед Божьим народом (ст. 10). У народов, владевших землей, предназначенной Израилю, были все возможные преимущества для сохранения своих владений. Народы эти были многочисленны и воинственны, они объединились против Израиля. Речь идет о великих государствах. Тем не менее, если у великой нации слабый и подлый правитель, она уязвима. Однако у этих великих наций были цари сильные, и все же они потерпели поражение и истребление — Сигон и Ог и все царства Ханаанские (ст. 10−11). Никакие силы ада и земли не могут помешать осуществлению Божьего обетования, когда наступает время, назначенное Господом.
(3) В поселении народа на обетованной земле. Дающий царства тем, кому считает нужным, отдал Ханаан во владение Своему народу Израилю. Народ получил землю в наследство, ибо его праотцы имели о ней обетование, хотя и не владели ею, и она перешла, как наследие, их потомкам. И хотя событие это произошло давно, Господу воздают хвалу сейчас. И тому есть веская причина, ибо дети и доныне обладают землею.
IV. Псалмопевец ликует о том, что слава и благодать Божья вечны.
1. О Божьей славе (ст. 13): Господи! имя Твое вовек. Божье явление народу Израиля имеет долговечные плоды и результаты. «…Все, что делает Бог, пребывает вовек…» (Еккл 3:15). Его имя живет всегда в постоянной хвале народа Божия. Его память жила доселе, живет и будет жить во всех поколениях Церкви. Похоже, что данная мысль имеет отношение к сказанному в Книге Исход 3:15, где Господь, назвав Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова, добавляет: «Вот имя Мое навеки, и памятование о Мне из рода в род». Господь был, есть и всегда будет одним и тем же для Своей Церкви — милостивым, верным, творящим чудеса Богом; и Его Церковь будет для Него той же самой — благодарным и воздающим хвалу народом; поэтому имя Его — вечно.
2. О Божьей благодати. Господь будет милостив к Своему народу.
(1) Всевышний будет отстаивать дело Своего народа в борьбе с врагами. Господь будет судить народ Свой, то есть будет судить в пользу народа и не допустит его падения.
(2) Господь никогда не станет Сам бороться со Своим народом, но над рабами Своими умилосердится и не пребудет с ними в долгой ссоре; Он внемлет мольбам своего народа и будет за него спокоен. Ради него Господь вернется на путь милости и найдет радость, творя народу добро. Данный стих взят из Песни Моисея (Втор 32:36).
Стихи 15−21. Предназначение данных стихов заключается в том, чтобы I. Вооружить народ Божий против идолослужения и всякого ложного поклонения, показав, богам какого сорта поклоняются язычники, с чем мы уже встречались (Пс 113:12−16).
1. То были боги, созданные людьми, а посему никакой власти иметь не могли, кроме той, которую дали им сделавшие их. Тогда какую же власть могли получить от них люди? Идолы — дело рук человеческих, и божества, призванные придать им сущность, были не более чем плодом воображения и фантазий людей.
2. Идолы были изготовлены в виде животных, но не могли совершить хоть какое-нибудь действие, присущее живому существу. Они не видят и не слышат; не говорят и нет дыхания в устах их. Поэтому люди, сделавшие идолов с ушами, глазами, устами и ноздрями, могли только вызвать изумление, как разумное существо может позволить себе так сильно обманываться, чтобы ждать какого-то блага от подобных смехотворных божеств.
3. Следовательно, поклонявшиеся идолам были глупы и неразумны, как и изделия их рук: и те, что сделали их для поклонения, и те, что надеялись на них (ст. 18). Поклонение подобным богам, как если бы те были разумными, делало поклонявшихся глупыми и порочными. Так пусть же наше поклонение Богу, который есть Дух, сделает нас духовными и мудрыми.
II. Возбудить в Божьем народе истинную преданность в поклонении истинному Богу (ст. 19−21). Чем более плачевно состояние языческих народов, поклоняющихся идолам, тем более обязаны мы благодарить Господа за то, что нам дано познать лучшее. Поэтому (1) давайте настроимся на деяния, свидетельствующие о нашей преданности, и посвятим себя им: благословите Господа и снова, и снова благословите Господа; в параллельном месте (Пс 113:12−14), после того как сделан вывод о бессилии идолов, нас призывают уповать на Господа; здесь — благословить Его. Уповая на Господа, мы воздаем Ему славу, и уповающий на Господа всегда будет иметь повод для благодарения Всевышнего. Здесь же все познавшие Бога призваны хвалить Его — дом Израилев (нация в целом), дом Ааронов и дом Левиин (служители Господа, входившие в Его святилище), и все остальные боящиеся Господа, даже если они не из дома Израилева.
(2) Воздадим же за все славу Господу: благословен Господь! Дань хвалы возносится от Сиона. Господа славят все Его дела, святые же благословляют Всевышнего, и им не нужно далеко ходить, чтобы принести дань, ибо Господь живет в Иерусалиме, в Своей Церкви, членами которой они являются, поэтому Господь всегда рядом с ними, чтобы принять от них дань уважения. Снисходительность и благодать Божья, благодаря которым Господь пребывает с людьми на земле, требуют от нас ответной признательности и благодарности и непрестанного повторения «аллилуйя».
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 134