Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Вероятно, этот псалом был записан Соломоном специально для освящения храма, возведенного царем по поручению отца (1Пар 28:2). Выполнив данное обязательство, Соломон просит Бога признать храм Своим.

I. Храм был построен в честь и для служения Господу, и когда в него был внесен ковчег в знак Божьего присутствия, Соломон выразил желание, чтобы Господь Сам пришел и взял сей дом Себе во владение (ст. 8−10). Именно такими словами царь завершает свою молитву (2Пар 6:41−42).

II. Соломон построил храм, исполняя повеления, полученные им от отца, и поэтому он ссылается на Давида для усиления своего прошения.

(1) Ссылается на верность Давида Господу (ст. 1−7).

(2) Ссылается на обетование, данное Богом Давиду (ст. 11−18). Соломон предваряет свое прошение словами о верности Давида, обетование следует за прошением и звучит как ответ на него. Воспевая данный псалом, мы должны думать о новозаветной Церкви как о храме Божьем и уповать на Христа, который, подобно Давиду, является нашим царем и в котором милости Божьи неизменны.

Песнь восхождения.

Стихи 1−10. В этих стихах Соломон обращается к Господу с просьбой о благоволении к нему и его правлению, а также о принятии построенного им храма как дома Божьему имени. Обратите внимание:

I. Что псалмопевец ссылается на две вещи:

1. Отец Соломона Давид в свое время дал обет о строительстве дома Господу. Построив храм, сын данный обет исполнил. Соломон был мудрым человеком, однако он не ссылается на какие-либо свои заслуги: «Я недостоин данного поручения, но, Господи, вспомни Давида, с которым Ты заключил завет». (Подобными словами молился Моисей: «Вспомни Авраама», который был первым доверенным лицом завета, Исх 32:13). «Вспомни все сокрушение его, все его беды в этой жизни, связанные с помазанием», а также заботу Давида о ковчеге и то, как нелегко ему было осознавать, что ковчег находится под шатром (2Цар 7:2). Вспомни все его смирение и кротость (есть и такое чтение стиха), благочестие и преданность, с которой он давал клятву. Заметьте, для нас не будет ошибкой напомнить Господу о наших предшественниках-единоверцах, напомнить об их скорбях, служении и страданиях, о Божьем завете с ними, об опыте их благочестия, о заботах и многих молитвах за тех, кто придет после них. Также мы вправе сказать о Христе, сыне Давидовом, и обо всех его страданиях: «Господи, вспомни завет, который Ты заключил с Ним, и о жертве, Им принесенной. Да вспомяни все жертвоприношения Его (Пс 20:4), то есть все Его муки». Соломон особо упоминает о торжественном обете Давида, данном вскоре после восхождения на престол и заключавшемся в том, что, прежде чем обосноваться в собственном доме, он построит дом Господу. Обратите внимание на то, (1) кому Давид давал обязательство — Господу, Сильному Иакова. Обеты надлежит давать Богу, Который выступает не только в качестве участника, но и свидетеля. Господь — Сильный Иакова, Бог Иакова и могущественный Бог, чья сила направлена на защиту и избавление Иакова. Сам Иаков немощен, но Бог Иакова силен.

(2) Что Давид обязался сделать: найти место Господу, то есть место для ковчега — знака Божьего присутствия. Давид обратил внимание, что закон упоминает о месте, которое изберет Господь… чтобы пребывать имени Его там, и куда надлежало приходить всем коленам. Когда Давид взошел на престол, этого не было и в помине. Силом был оставлен, никакого другого места тоже не выбрали, и за неимением такового праздники Господу проходили без надлежащей торжественности. И тогда Давид сказал: «Я найду место для общего собрания всех колен, жилище Сильному Иакова, где будет располагаться ковчег и места хватит как священникам, так и приходящему туда народу.

(3) Насколько поглощен был Давид этой задачей: он не желал думать о сне, пока не определился с решением данного вопроса (ст. 3−4). Об этом давно уже говорили, но так ничего и не сделали, пока, наконец, Давид однажды утром, приступая к государственным делам, не принес обет, что еще до наступления ночи он обязуется определить место, где установят шатер для хранения ковчега в начале его царствования или, скорее, где впоследствии Соломон возведет храм. Хотя исполнение обещанного затянулось вплоть до последних дней правления царя, когда после язвы, поразившей Израиля в наказание за исчисление народа, Давид сказал: «…вот дом Господа Бога…» (1Пар 22:1). И возможно, Давид дал обет именно в связи с этой карой Господней, в страхе осознавая, что Господь недоволен его промедлением в данном вопросе. Заметьте, когда нам нужно выполнить для Бога какую-либо работу, то нелишним будет поставить перед собой задание и установить срок выполнения, потому что мы склонны откладывать. Весьма полезно каждое утро намечать себе план работы на день, которую мы обязуемся выполнить до отхода ко сну, непременно покорившись провидению, ибо не знаем, что родит тот день. Особо внимательными и усердными мы должны быть в великом деле обращения к Господу, ибо имеем вескую причину для принятия серьезного решения не наслаждаться утехами этой жизни, пока не заложим основание для лучшей надежды.

2. Это было продиктовано надеждами народа Израиля (ст. 6−7).

(1) Людей волновала судьба ковчега, они сетовали на то, что не знают, где он находится (1Цар 7:2). Они слышали о нем в Ефрафе (то есть в Силоме колена Ефремова); народу сказали, что он был там, но исчез. Наконец нашли его на полях Иарима, в городе деревьев, как следует из названия Кириаф-Иарим. Оттуда весь народ Израиля с особой торжественностью перенес ковчег в начале правления Давида (1Пар 13:6), так что в строительстве дома Соломон вознаградил за ковчег весь Израиль. Людям не пришлось больше отправляться на поиски ковчега, они теперь знали, где его найти.

(2) Теперь народ полон решимости посещать его: «Нам нужно всего лишь удобное место, и мы пойдем к жилищу Его, дабы сделать его местом своего обитания; поклонимся подножию ног Его в покорности и мольбе, что ранее, во дни Саула, мы не удосужились сделать за неимением места (1Пар 13:3).

II. О чем молится псалмопевец (ст. 8−10).

1. Чтобы Господь соблаговолил не только взять возведенный Соломоном храм Себе во владение, но и обитал в нем: Стань, Господи, на место покоя Твоего, и да будет так, что Ты и ковчег могущества Твоего станет залогом Твоего присутствия, Твоего могучего присутствия.

2. Чтобы Господь благословил служителей святилища на исполнение своего долга: священники Твои облекутся правдою; пусть они будут праведны как в служении, так и в жизни, чтобы и то, и другое соответствовало правилам. Заметьте, праведность — лучшее украшение священника. Святость пред Господом и доброта по отношению ко всем людям — качества служителя, необходимость которых не подлежит сомнению. «Они — Твои священники, и поэтому опорочат отношения с Тобою, если только не облекутся правдою».

3. Чтобы народ Божий обрел утешение в том, что среди него надлежащим образом исполняются Божьи постановления: и святые Твои возрадуются. Так народ радовался, когда в город Давидов был принесен ковчег (2Цар 6:15), и возрадуется, когда священники облекутся правдою. Верное служение — радость святых, оно дает основание для радости, в нем святые находят поддержку. «…Мы споспешествуем радости вашей...» (2Кор 1:24).

4. Чтобы сама молитва Соломона по случаю освящения храма была принята Господом: «…не отврати лица помазанника Твоего, то есть не откажи мне в том, о чем я попросил, не прогони меня с позором прочь». Псалмопевец ссылается на то, что он [1] помазанник Божий, поэтому, будучи прообразом Христа — Великого Помазанника, просит в молитве причитающегося ему по статусу. Он — Божий помазанник, и поэтому Отец слышит его всегда.

[2] Сын Давида: «Ради него не откажи мне». Христианин же должен просить так: «Ради Христа (нашего Давида), в котором Твое благоволение, прими меня». Он — Давид, и Его имя означает «возлюбленный», а мы приняты в Возлюбленном. Он — Божий раб, которого Всевышний держит за руку (Ис 42:1). «У нас нет заслуг, на которые мы могли бы ссылаться, но ради Того, в ком полнота заслуг, позволь нам найти благоволение». Когда мы молимся о процветании Церкви, то молиться должны с большим дерзновением ради Христа, выкупившего Церковь собственной Кровью. «Пусть как священники, так и народ исполняют свой долг».

Стихи 11−18. Мы видим драгоценные, скрепленные клятвой обетования о том, что наследники будут иметь твердое утешение (Евр 6:17−18). Не имеет значения, будем ли мы ссылаться на них в своих молитвах или принимать их как ответ на молитву; верующие извлекают из обетований пользу каждым из указанных способов, с ними они обращаются ко Всевышнему и в них слышат ответ Господа Бога. Данные обетования имеют отношение к организации как Церкви, так и государства, как к престолу Давидову, так и к откровению для Израиля, утвержденному на горе Сион. Обетования Сиону применимы к евангельской Церкви, равно как и обетования семени Давида — ко Христу, поэтому мы можем на них ссылаться и находить в них утешение. В этих стихах представлен:

I. Выбор, сделанный Богом в отношении дома Давидова и горы Сион. Оба назначены свыше.

1. Господь избрал семью Давида и сделал ее царской, Свой выбор Всевышний скрепил клятвой (ст. 11−12). Назначение Давида как прообраза Христа царем сопровождалось клятвой: клялся Господь и не раскается, и не отречется. Не клялся ли и Давид Господу, что найдет место для Его дома (ст. 2)? Господь клялся Давиду, что создаст ему дом, ибо Всевышнему неугодно отставать от Своего народа в чувствах и заверениях. Обетование, данное Давиду, касается (1) большой династии царей, вышедших из его чресл: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем, что исполнилось в Соломоне. Давиду самому посчастливилось увидеть это (3Цар 1:48). При определенных условиях право наследования царского венца закреплялось за потомками Давида навсегда: если сыновья в последующие века будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их. Господь Сам обязался научить их и Свое обязательство выполнил. У потомков Давида были Моисей и пророки, и все что от них требовалось — держаться того, чему научены, и тогда — и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем. Цари удостаиваются Божьего расположения и высокого чина лишь quamdiu se bene gesserint — пока ведут себя достойно. Впоследствии потомки Давида не придерживались условий завета с Господом и поэтому, в конечном счете, лишились права наследования, и постепенно скипетр отошел от Иуды.

(2) Предвечного Наследника, Царя, вышедшего из чресл Давидовых, умножению владычества которого и мира нет предела. Святой Петр считает, что речь идет о Христе, более того, он утверждает, что именно так это понимал и Давид, «…зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его» (Деян 2:30). И когда пришла полнота времен, Господь свершил сие и дал Ему престол Давида, отца Его (Лк 1:32). Он выполнил условия обетования, Он хранил Божий завет и откровения, исполнял волю Своего Отца и во всем угождал Ему. Поэтому именно для Христа, и Его духовного потомства будет исполнено данное обетование. Христос и дети, которых дал Ему Бог, все верующие воссядут на престоле вовеки (Откр 3:21).

2. Господь избрал Сион быть святой горой и подтвердил свой выбор желанием поселиться там (ст. 13−14). Он избрал гору Сион, которую возлюбил (Пс 77:68); Всевышний выбрал ее как место для ковчега и сказал о ней: «Это покой Мой на веки», а не просто временное пристанище, каким был Силом. Сион был городом Давида, он сделал его царским городом, потому что Господь избрал его святым городом. Всевышний сказал: «…здесь вселюсь …», поэтому и Давид произнес: «Здесь вселюсь», ибо именно здесь он придерживался своего принципа: «А мне благо приближаться к Богу!». Сион можно считать прообразом евангельской Церкви, названной гора Сион (Евр 12:22), и в ней, согласно Писанию, Сион достигнет полного совершенства. Сион долго был распаханным полем, но Церковь Христова названа домом Бога живого, Его покоем на веки и всегда будет благословлена присутствием Всевышнего, даже до скончания века. Господь находит в Церкви отраду и намерен пребывать со Своей Церковью, а это — радость и утешение для всех ее членов.

II. Дивные благословения, припасенные Господом для дома Давидова и горы Сион. Кого Господь избирает, того Он благословит.

1. Всевышний, избрав гору Сион, обещает благословить ее (1) благословениями, актуальными в жизни земной, ибо они обусловлены благочестием (ст. 15). Земля принесет богатый урожай; там, где утверждается религия, будет и пища, и, благословляя, Господь благословит ее (Пс 66:7). Всевышний непременно благословит ее с избытком. Немного пищи с обильным благословением принесет больше пользы и утешения, чем изобилие без благословения. Божий народ имеет особое благословение в обычных человеческих радостях, и именно благословение делает их приятными. Но обетование этим не ограничивается, далее следует: нищих его насыщу хлебом. На Сионе тоже были нищие, и Господь обещает позаботиться даже и о них.

Во-первых, по Божьему усмотрению, они не будут нуждаться, у них будет достаточно пищи. Нищие в первую очередь страдают от неурожаев, поэтому, если и для них найдется достаточно пищи, — это верный знак изобилия. Нищие Сиона не будут нуждаться, потому что Господь обязал всех сынов Сиона благотворить бедным по своим возможностям, и Церковь должна позаботиться о том, чтобы нищие не были пренебрегаемы (Деян 6:1).

Во-вторых, Божья благодать убережет нищих от ропота; они насытятся, даже если у них не будет ничего, кроме сухарей. У нищих Сиона, в отличие от других, есть повод довольствоваться малым, ибо для них приготовлено нечто лучшее. Данный стих имеет также и духовное толкование: пища для души содержится в слове и таинствах, Господь с избытком благословляет ее, дабы питать нового человека и насытить нищего духом хлебом жизни. Мы должны быть и будем удовлетворены тем, что Господь освящает для нас.

(2) Благословениями в жизни грядущей, относящимися к благочестию (ст. 16), что является ответом на молитву (ст. 9). Во-первых, прозвучало пожелание, чтобы священники облеклись правдою; здесь же Господь обещает облечь их во спасение, не только спасти их, но и наделить священников способностями, дабы им служить ко спасению народа Божьего. Они и сами спасутся и спасут слышащих их и приложат спасаемых к Церкви. Заметьте, кого Господь облечет правдою, того Он облечет и во спасение; мы должны молиться о праведности, и тогда вместе с ней Всевышний даст нам спасение. Во-вторых, прозвучало пожелание, чтобы святые возрадовались; здесь же звучит обетование о том, что они радостью возрадуются. Господь дает больше, чем мы просим, и если Он дает спасение, то даст и радость с избытком.

2. Господь, избрав семью Давида, обещает здесь благословить ее соответствующими благословениями.

(1) Крепнущей властью: там, на Сионе, возращу рог Давиду (ст. 17). Царское достоинство будет все более и более увеличиваться, и мощность его сияния будет постоянно расти. Рог спасения — это Христос (подразумевается спасение сильное и изобильное), которого Бог воздвиг и взрастил в дому Давида, отрока Своего. Ранее Давид обещал использовать свою власть во славу Господу, все роги нечестивых сломить и вознести роги праведника (Пс 74:11). В ответ на это Всевышний обещает здесь взрастить рог Давиду, ибо тому, кто обладает властью и правильно ею пользуется, будет дано еще больше.

(2) Непреходящей славой: поставлю светильник помазаннику Моему. «Ты возжигаешь светильник мой, Господи» (Пс 17:29). Ярко светить будет тот светильник, который поставит Всевышний. Светильник символизирует наследника, ибо, когда он почти угас, от него зажигается следующий. Речь идет о наследовании, ибо именно таким образом у Давида не отнимется муж, предстоящий пред лицом Господа. Христос — светильник и свет миру.

(3) Полной победой: «Врагов его, замысливших против него козни, облеку стыдом, когда они увидят, что замыслы их расстроены». Да покроются стыдом враги всех добрых правителей, а в особенности враги Господа Иисуса Христа и Его правления, которые в великий день пробудятся на вечное поругание и посрамление.

(4) Всеобщим процветанием: на нем будет сиять венец его, то есть слава о его царстве будет расти день ото дня и достигнет совершенства в Иисусе Христе, чей венец славы и власть никогда не прейдут, и не увянет ни один из Его цветков. Власть земных правителей не продолжается из рода в род (Притч 27:24), но венец Христа — навеки, и венцы, которые Он приберег для Своих верных подданных — неувядающие.

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 131

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.