Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Возможно, этот псалом был сочинен в то время, когда после многих событий Давид, наконец, достиг своей цели и полностью овладел царством, для которого был помазан. Тогда он приглашает своих друзей и побуждает их присоединиться не только к его радостному признанию Божьей милости и своей зависимости от этой милости в будущем, но и к его верующим ожиданиям обещанного Мессии, так как его царство и превознесение были прообразом царства и превознесения Христа. И, несомненно, именно о Нем пророк свидетельствует в последней части псалма. Христос говорит сам о себе (Мф 21:42), и первая часть псалма может отчетливо, без всякого принуждения быть отнесена к Нему и Его поручению. Некоторые считают, что это был первый псалом, сочиненный по поводу торжественного внесения ковчега в город Давида, который в дальнейшем исполнялся во время праздника кущей. В нем (I) Давид призывает всех окружающих воздать Богу славу за Его милость (ст. 1−4).

(II) Ободряет себя и других уповать на Бога, исходя из его личного познания о силе Бога и Его сострадании, проявившемся в Его великих милостях по отношению к нему (ст. 5−18).

(III) Он благодарит за свое воцарение на престоле, так как это было прообразом превознесения Христа (ст. 19−23).

(IV) Народ, священники и сам псалмопевец ликуют, предвидя царство Искупителя (ст. 24−29). Воспевая этот псалом, мы должны славить Бога за Его милость, за Его милость к нам и, особенно, за Его милость, проявившуюся в Иисусе Христе.

Стихи 1−18. В этих стихах, как и во многих других псалмах, сердце Давида переполнено благодарностью за милость Бога. Он любил думать и говорить о ней и страстно желал, чтобы Бог был прославлен за Свою милость, а другие утешились ею. Чем большее впечатление на наших сердцах оставляет милость Божья, тем больше они исполнятся послушанием. В этих стихах:

I. Он прославляет милость Бога и призывает других признать ее, исходя из их личного опыта (ст. 1): «Славьте Господа, ибо Он благ не только сам по себе, но и к вам; ибо вовек милость Его не только в вечных источниках, самом Боге, но и в никогда не высыхающих потоках милости, которая течет параллельно самой длинной линии вечности и в избранных сосудах милости, которые будут ее вечными монументами. Псалмопевец ранее призывал Израиль, весь дом Аарона и всех боящихся Господа уповать на Бога (Пс 113:17−19). А здесь он призывает их исповедовать, что вовек милость Его, чтобы они ободрили себя уповать на Него (ст. 2−4). Священники и народ, иудеи и прозелиты — все должны признать милость Господа и все должны соединиться в единой благодарственной песне. Если у них нет больше слов, то пусть повторяют, что вовек милость Его, что они ощущали ее на протяжении всех своих дней и полагаются на нее ради вечных благ. Хвала и благодарение всех истинно боящихся Господа будет приятна Ему так же, как и слава, воздаваемая Израилем и домом Аарона.

II. Он хранит в памяти милостивые благодеяния Господа по отношению к себе в частности, которые пересказывает другим, чтобы те могли на основании их вооружить себя песнями хвалы и поддержкой для веры и чтобы в каждом случае Бог был прославлен. К тому времени Давид прошел через многие трудности, что позволило ему в значительной степени познать милость Бога. Поэтому давайте рассмотрим:

1. Великую беду и опасность, в которой он оказался и о которой вспоминает, чтобы возвеличить проявленную к нему милость Бога, выразившуюся в нынешнем продвижении. Многие люди, достигшие высокого положения, не любят слышать о своих прежних депрессиях, но Давид использует любую возможность, чтобы вспомнить свое прежнее унижение. Он был в тесноте (ст. 5), в чрезвычайно стесненных обстоятельствах и затруднении. Было много ненавидящих его (ст. 7), и это вызывало в нем скорбь, как в человеке искреннего духа, который старался завоевать доброе расположение у всех людей. «Все народы окружили меня», — говорит псалмопевец (ст. 10). Все народы, соседствующие с Израилем, старались причинить беспокойство Давиду, когда он только взошел на трон, — филистимляне, моавитяне, сирияне и аммонитяне и т.д. Мы читаем о врагах, окруживших его, которые объединились против него и пытались отрезать от всякой помощи. Об этих усилиях врагов вторично говорит ст. 11: «Они обступили меня, окружили меня», что подразумевает, что они были озлоблены и неистовы и иногда побеждали в своих попытках навредить ему. Когда же их планы нарушались, они вновь объединялись, чтобы воплотить свои замыслы. «Они окружили меня, как пчелы — так многочисленны, шумны и назойливы они были». Они налетели на него роем и стали жалить своими злобными жалами, но это привело их к гибели, как и пчел, которые, как говорят, вместе со своим жалом расстаются и с жизнью. Animamque in vulnere ponit — она оставляет свою жизнь в ране. Господи! как умножились враги мои! Давид страдал по двум причинам:

(1) из-за зла, причиненного людьми (ст. 13): «Сильно толкнули меня многими отчаянными толчками, чтоб я упал в грех и погибель. Ты (о враг) наносил мне удары (дословный перевод), и я почти упал». Сатана является великим врагом, который наносит жестокие удары, чтобы лишить нас превосходства и свалить, чтобы мы отступили от Бога и потеряли утешение в Нем. Если бы Бог не поддерживал нас Своей благодатью, то удары сатаны были бы смертельными для нас.

(2) Из-за страданий, возложенных на него Богом (ст. 18): «Строго наказал меня Господь». Люди наносили ему удары, чтобы погубить, а Бог наказывал для назидания. Те набрасывались на Него со злобностью врагов, а Бог наказывал с любовью и нежностью Отца. Возможно, здесь псалмопевец ссылается на бедствие, которое Бог, его творец, предназначал для его пользы, чтобы, благодаря ему, иметь участие в святости Его (Евр 12:10−11). Как бы там ни было, но человек — его инструмент — считал по-другому, и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце — разорить и истребить (Ис 10:7). То, что человек замышляет для великого зла, Бог предназначает для величайшего блага, и легко сказать, чье желание исполнится. Бог освятит бедствие Своего народа, так как это Его наказание, и сохранит благо, которое замыслил. Он будет оберегать их от беды и от вражеских ударов и оградит от зла, которое они замышляют, и поэтому им не нужно бояться.

Беды, изложенные Давидом, вполне применимы к Господу Иисусу. Было много ненавидевших Его без какой-либо причины. Они окружили Его — иудеи и римляне обступили Его. Они сильно толкнули Его — так поступил дьявол, когда искушал Его, так поступали преследователи, когда оскорбляли Его, более того, сам Господь жестоко наказал Его, избил и предал скорби, чтобы Его ранами мы исцелились.

2. Благоволение, до которого снизошел Бог к нему в его страданиях.

(1) Бог услышал его молитву (ст. 5): «Он услышал меня и сделал для меня больше, чем я просил. Он переполнил мое сердце в молитве и дал больше, чем я желал». Ответил мне и на пространное место вывел меня Господь (читаем мы), где я мог бы встряхнуться, ободриться и преуспевать. Это пространное место было особенно удобным, так как он был выведен на него из беды (Пс 4:1).

(2) Бог расстроил замыслы его врагов. Они угасли, как огонь в терне (ст. 12), который ярко пылает какое-то время, издавая шум и яркое пламя, а потом быстро угасает, не имея возможности творить зло и угрожать. Такими были враги Давида, таким же является смех глупых, похожий на треск тернового хвороста под котлом (Еккл 7:6); и таким же является гнев глупца, которого по этой же причине стоит бояться не больше, чем завидовать его смеху, а жалеть его в обоих случаях. Они жестоко наносили ему удары, но Господь поддержал его (ст. 13) — помог удержаться на ногах стоящим на земле. Наши духовные враги намного раньше погубили бы нас, если бы Бог не был нашим помощником.

(3) Бог сохранил жизнь псалмопевца, когда между ним и смертью оставался лишь шаг (ст. 18): «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня, не позволил, чтобы воля врагов в отношении меня свершилась». Похоже, что на подобную ситуацию ссылается святой Павел: «…нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем» (2Кор 6:9). Поэтому, когда нас сурово наказывают, мы не должны сразу же отчаиваться, так как иногда Бог в своих проявлениях погружает людей в бедствие, но в то же время говорит: «Возвратись и живи».

Эти слова также можно применить к Иисусу Христу. Бог услышал Его и на пространное место вывел. Он погасил пламя Его врагов — ярость, которая поглотила их самих, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти. Он помог Ему пройти через страдания и исполнить свое дело, и смерти не предал Его и не оставил Его в могиле, чтобы Он не увидел тления. Смерть не имела над Ним власти.

3. Какую выгоду он извлек из этого благоволения.

(1) Эти события ободрили его уповать на Бога. Теперь на собственном опыте он мог сказать: «Лучше — мудрее, приятнее, надежнее, разумнее — уповать на Господа, нежели надеяться на человека, даже если эти люди князья» (ст. 8−9). Для этого мы имеем все основания, и тогда все закончится лучше и быстрее. Тот, кто полностью подчиняется Божьему водительству, абсолютно полагаясь на Божью мудрость, силу и милость, имеет больше оснований быть спокойным и чувствовать свою безопасность, чем если бы все цари и владыки земные обязались защищать его.

(2) Имея такое доверие, он смог ликовать.

[1] Он ликует в Господе, радуется своему родству с Ним и стремлению к Нему (ст. 6): «Господь за меня. Он праведный Бог и поэтому поддержит мое дело и защитит его». Если мы на стороне Бога, то и Он на нашей стороне; если мы с Ним и за Него, то Он будет с нами и за нас (ст. 7): «Господь принимает мою сторону и отстаивает меня вместе с теми, кто помогает мне (англ. пер. KJV). Господь мне помощник (рус. пер.). Он находится среди тех, кто помогает мне, и поэтому является всем во всем для меня и для них. И без Него ни я сам, ни какой-либо друг в этом мире не смогли бы помочь мне». Поэтому (ст. 14): «Господь — сила моя и песнь, то есть я делаю Его таковым (без Него я слаб и печален; в Нем я черпаю силы для дел и страданий и в Нем я нахожу утешение, как в своей песне, с помощью которой могу выразить свою радость и облегчить скорбь); и, делая Его таковым, я нахожу, что Он таков и есть: Он укрепляет мое сердце Своими благодатями и веселит мое сердце Своими утешениями». Если Бог — наша сила, то Он должен быть и нашей песней; если Он совершает в нас всю работу, то от нас должен получать всю хвалу и славу. Бог иногда является силой Своего народа, но не его песней — они получают духовную поддержку, когда нуждаются в духовных наслаждениях. Но если для нас Он является и тем и другим, то у нас есть великий повод ликовать в Нем, ибо Он — наша сила и песнь, Он стал не только нашим Спасителем, но и нашим спасением. Раз Он — наша сила, то и наша защита ко спасению; раз Он — наша песнь, то это является залогом и предвкушением ко спасению.

[2] Он ликует над своими врагами. Теперь его голова возносится над ними, так как:

Во-первых, он уверен, что они не смогут причинить ему вред: «Господь за меня, и поэтому не устрашусь: что сделает мне человек?» (ст. 6). Он может смотреть на них с пренебрежением и не волноваться из-за их выходок. «Они не смогут сделать ничего, если Бог им не позволит этого. Они не смогут причинить мне реальный ущерб, так как не смогут разделить меня с Богом. Они смогут сделать лишь то, чего Бог пожелает для моего блага. Враг — это человек, зависимая тварь, чья сила ограничена и подчинена верховной власти, и поэтому я не буду бояться его». Кто ты, что боишься человека, который умирает (Ис 51:12)? Апостол цитирует эти слова и применяет ко всем христианам (Евр 13:6). Они могут смело сказать, как Давид говорит себе: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? Пусть делает все, что может».

Во-вторых, Он уверен, что они не смогут одолеть его (ст. 7): «Буду смотреть на врагов моих (рус. пер.), увижу свою победу над ненавидящими меня (англ. пер.). Я увижу, что все их замыслы, направленные против меня, разрушатся. Более того, именем Господним я низложу их (ст. 10−12). Я уповаю на имя Господа и верю, что истреблю их. Во имя Господа я выступлю против них, уповая на Его силу, имея гарантию от Него, взирая на Его славу, но не полагаясь на себя и не совершая месть за себя». Именно с такими мыслями он выступил против Голиафа — во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских (1Цар 17:45). Давид говорит эти слова, как прообраз Христа, который одержал победу над силами тьмы, погубил их и подверг их позору.

[3] Он ликует, имея уверенность, что его утешение, победа и жизнь будут продолжительными.

Во-первых, его утешение (ст. 15): «Глас радости и спасения в жилищах праведников, в частности во мне и моей семье». Жилища праведников в этом мире представляют собой лишь скинии — убогие и передвижные. Здесь у них нет города — постоянного града, но эти скинии для них более удобны, чем дворцы для нечестивцев, так как в доме, где царствует религия, (1) присутствует спасение, безопасность от зла, залог вечного спасения, которое придет в дом сей (Лк 19:9).

(2) Там, где присутствует спасение, есть основание для радости — постоянной радости в Господе. Святая радость названа радостью спасения, ибо в нем есть много оснований для радости.

(3) Там, где присутствует радость, должен присутствовать глас радости, то есть хвала и благодарение. Давайте служить Богу радостным и веселым сердцем, и пусть глас этого веселья будет слышен каждый день в наших семьях для славы Божьей и ободрения других.

Во-вторых, его победа: «Десница Господня творит силу! Десница Господня высока, ибо (читаем в некоторых переводах) она превознесла меня». Десница силы Божьей действует в защиту Его народа, она действует решительно и поэтому победоносно. Какое препятствие может устоять перед божественной отвагой? Мы слабы и поступаем малодушно, вступаясь за себя, а Бог могуществен и действует храбро, защищая нас, — с ревностью и решительностью (Ис 63:5−6). Во всех действиях Бога в защиту Своего народа присутствует сила и Дух. И когда десница Божья храбро действует ради нашего спасения, тогда мы должны превозносить ее в своей хвале.

В-третьих, его жизнь (ст. 17): «Не умру от рук врагов, которые ищут моей жизни, но буду жить и возвещать дела Господни. Я стану монументом Божьей милости и силы; Его дела будут возвещены во мне, и я сделаю основным делом своей жизни прославление и возвеличение Бога, взирая на это, как на основную причину сохранности своей жизни». Отметьте: человек достоин жизни лишь в том случае, когда его основная цель — возвещать дела Господни для Его славы и ободрения других служить Ему и уповать на Него. Такими же были основания для упования сына Давидова — уверенность в успешном завершении своей задачи и в том, что воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.

Стихи 19−29. В этих стихах нам представлено прославленное пророчество об уничижении и превознесении нашего Господа Иисуса, о Его страданиях и последующей славе. Петр это место непосредственно применяет ко священникам и книжникам, и никто не смог обвинить его в том, что он был не прав (Деян 4:11). А теперь обратите внимание:

I. На вступление, сопровождающее это драгоценное пророчество (ст. 19−21).

1. Псалмопевец жаждет быть допущенным во святилище Бога, чтобы воздать славу Тому, кто придет во имя Господа: «Отворите мне врата правды». Так назывались ворота храма, которые закрывались от необрезанных и не давали возможности странникам приближаться, так как приносимые там жертвы назывались жертвами правды. Желавшие вступить в общение с Богом в святых постановлениях должны были быть смиренными ходатаями, просящими, чтобы их допустили к Богу. И когда ворота правды отворяются, то мы должны войти в них, вступить во святилище, насколько нам позволено, и прославить Господа. Наше основное дело, когда мы находимся за воротами правды, — прославить Бога, поэтому, пока врата небесные не откроются нам, мы должны страстно желать войти в них, чтобы пребывать в вышнем доме Божьем, где будем продолжать славить Его.

2. Псалмопевец видит, что он допущен в него (ст. 20): «Вот врата Господа — врата, Им определенные, — праведные войдут в них». Кажется, что он сказал: «Врата, в которые вы стучались, открыты, и вас приглашают войти. Стучите, и отворят вам». Некоторые считают, что под вратами подразумевается Христос, через которого мы имеем общение с Богом и благодаря которому принимается наша хвала. Он — путь, только через Него можно прийти к Отцу (Ин 14:6). Он — дверь для овец (Ин 10:9), врата храма, через Него, и только через Него, праведные (и лишь они) войдут в правду Божью, как это выражено в Псалме 68:28. Псалмопевец ликует, узнав, что врата правды, которые так долго были закрыты и в которые он так долго стучался, сейчас, наконец, открылись.

3. Он обещает возблагодарить Бога за Его благоволение (ст. 21): «Славлю Тебя». Тот, кто видит день Христа на таком большом расстоянии, видит и повод прославить Бога за это видение, так как в Иисусе он увидел, что Бог услышал его и молитвы ветхозаветных святых о пришествии Мессии, который будет их спасением.

II. Само пророчество (ст. 22−23). Эти стихи могут иметь некую ссылку на продвижение Давида. Он был тем камнем, который отверг Саул и его придворные, но благодаря чудесному провидению Бога он был продвинут и стал главою угла в строении. Но в основном эти стихи ссылаются на Христа, и в них нам представлено (1) Его уничижение. Он был камнем, который отвергли строители, который оторвался от горы без содействия рук (Дан 2:34). Он был камнем, который служит не только для крепости, твердости и длительности, но и для жизни в строении духовного храма; но в то же время Он является драгоценным камнем (1Пет 2:6), так как основание евангельской Церкви должно быть выложено сапфирами (Ис 54:11). Этот камень был отвергнут строителями — начальниками и иудеями (Деян 4:8,10−11). Они отказались принять Его как камень, как обещанного Мессию; они не желали строить на Нем свою веру или присоединиться к Нему. Они не хотели использовать Его и продолжали свое строительство без Него; они отреклись перед лицом Пилата от Него (Деян 3:13), сказав: «Нет у нас царя, кроме кесаря». Они топтались по этому камню и выбросили вместе с мусором за пределы города. Более того, они сомневались в Нем. Это было бесчестьем для Христа, но подтвердило гибель тех, кто легкомысленно отнесся к Нему. Бог отказался от тех, кто отказался от Христа.

2. Его превознесение. Он соделался главою угла; он возвысился до наивысших почестей и степени полезности; он стал выше всех и всем во всем. Он стал главою угла в основании, которое объединило иудеев и язычников, и теперь они смогли строить один святой дом. Он является главным угловым камнем, заканчивающим постройку, который во всем должен иметь первенство как творец и совершитель нашей веры. Посему и Бог превознес Его, так как Он смирил Себя; и мы, одобряя замысел Божий, должны сделать Его основанием своей надежды, центром нашего единства и целью нашей жизни. Для меня жизнь — Христос.

3. Во всем этом присутствует рука Божья. Это — от Господа; это совершил Господь; это согласуется с Господом; это результат Его воли и Его замысел. И уничижение, и превознесение Господа Иисуса было Его делом (Деян 2:23; 4:27−28). Он послал Его, запечатлел Его, рука Божья сопровождала Его на протяжении всей Его земной жизни; с самого начала и до конца Он совершал волю Своего Отца, и это должно быть дивно в очах наших. Имя Христа — Чудный, и совершенное Им искупление является самым поразительным из всех Божьих дел и чудес. Это то, во что желают проникнуть Ангелы и чем они будут восхищаться всю вечность. Тем более искуплением должны восхищаться мы, всем обязанные Ему. И беспрекословно, это — великая благочестия тайна.

III. Радость и одобрение, сопровождающие это предсказание.

1. Пусть этот день будет торжественно отмечен и Бог прославлен с великой радостью (ст. 24): «Сей день сотворил Господь». Все время евангельской диспенсации — это время благоприятное, это день спасения, который сотворил Господь; это постоянный праздник, который нужно праздновать с весельем. Или здесь вполне уместно подразумевается христианская суббота, которую мы освящаем в память о воскресении Христа, когда отвергнутый камень начал превозноситься. И поэтому (1) здесь представлена доктрина христианской субботы. Сей день сотворил Господь — сделал его выдающимся, святым, отличил от других дней; Он сотворил его для человека и поэтому назвал днем Господним, так как тот назван в Его честь и посвящен Ему.

(2) Обязанности дня субботнего и дела, которые должны совершаться в этот день: «…возрадуемся и возвеселимся в оный»; будем радоваться не только его учреждению — что такой день назначен, — но и поводу, которому он посвящен, — Христос стал главою угла. Мы должны радоваться, видя в этом славу, воздаваемую Ему, и блага для нас. Христианская суббота должна быть для нас радостным днем, и тогда она будет для нас днем небесным. Посмотрите, какому доброму Господину мы служим: Он, учредив день для служения Ему, указал, чтобы он проводился в святой радости.

2. Так давайте встречать превознесенного Искупителя и посещать Его с радостными восклицаниями (ст. 25−26).

(1) Пусть Его народ радостно восклицает, как обычно происходит при инаугурации царя. Пусть каждый Его верный подданный восклицает с радостью: «О Господи, спаси же!» Эти слова означают «Vivat rex — да здравствует царь» и выражают искреннюю радость при Его коронации, полное удовлетворение Его правлением и ревностные чувства к Его интересам и чести. «Осанна» означает «спаси же, я умоляю».

[1] «Господи, я молю, спаси меня. Пусть Спаситель будем моим Спасителем, а следовательно, и моим Царем. Возьми меня под Свою защиту и владей как одним из Своих добровольных подданных. Его враги — мои враги. Господи, я молю, спаси меня от них. Пошли мне частичку того процветания, которому будет споспешествовать Его воцарение и которое будут разделять все, кто радуется Ему. Пусть моя душа процветает во здравии, пусть она пребывает в мире и правде, которые будут сопровождать Его правление (Пс 71:3). Помоги мне одержать победу над плотскими похотями, восстающими на душу, и пусть божественная благодать войдет в мою душу победоносно, чтобы победить».

[2] «Господи, храни Его, я прошу Тебя, храни самого Спасителя и споспешествуй Ему во всех Его делах. Даруй успешность Его Евангелию, и пусть оно будет сильное Богом на разрушение твердынь и приводит души к подчинению Ему. Да будет свято имя Его, да при-идет царство Его, да будет воля Его». Поэтому давайте молиться о нем непрестанно (Пс 71:15). В день Господень, когда мы веселимся и радуемся Его царству, мы должны молиться, чтобы оно становилось ближе и ближе, чтобы оно утверждалось на обломках дьявольского царства. Когда Христос торжественно въезжал в Иерусалим, то по дороге Его приветствовали доброжелатели (Мф 21:9): «Осанна Сыну Давидову; долго живи, Царь Иисус; да царствует Он вечно!»

(2) Пусть священники, служители Господа, совершают свое дело во время этого великого торжественного события (ст. 26).

[1] Пусть они благословляют царя своим славословием: «Благословен грядущий во имя Господне!» Иисус Христос и является тем грядущим — ho erchomenos, который должен был прийти и в то же время должен прийти вновь (Откр 1:8). Он придет во имя Господне с поручением от Его имени действовать и исполнять Его волю, искать Его славы, и поэтому мы должны сказать: «Благословен грядущий!» Мы должны радоваться тому, что Он придет, хорошо говорить о Нем, восхищаться и высоко ценить Его, так как всем обязаны Ему, называть Его благословенным Иисусом, благословенным навеки (Пс 44:3). Мы должны приглашать Его в наши сердца, говоря: «Войди в мое сердце, благословенный Господь; войди Своей благодатью и Духом, чтобы я полностью принадлежал Тебе». Мы должны благословлять Его верных служителей, пришедших во имя Его, и принимать их ради Него (Ис 52:7; Ин 13:20). Мы должны молиться об увеличении и назидании Церкви, чтобы все созрело для Его второго пришествия, и затем, чтобы сказавший: «Истинно скоро гряду», действительно скоро пришел.

[2] Пусть они благословляют народ своими молитвами: «Мы благословляем вас из дома Господня». Служители Христа не только имеют право, но и обязаны провозглашать благословения во имя Его для всех Его верных подданных, которые искренно любят Его и Его правление (Еф 6:24). Мы уверяем вас, что вы благословлены в Иисусе Христе и через Него, ибо Он пришел, чтобы благословить вас. «Вы благословлены из дома Господнего, то есть всяким духовным благословением в небесах (Еф 1:3), и поэтому у вас есть повод благословлять Того, кто подобным образом благословил вас».

3. Пусть жертвы благодарения приносятся в честь Того, кто принес ради нас великую искупительную жертву (ст. 27). Этот стих говорит (1) о нашей привилегии, которой мы наслаждаемся благодаря Иисусу Христу: «Бог — Господь, и осиял нас». Бога Иегову мы знаем благодаря Его имени; Он совершил то, что обещал, и закончил начатое (Исх 6:3). Он осиял нас, то есть дал нам возможность познать Его и Его волю. Он осиял на нас (в некоторых переводах) — проявил к нам благоволение и осиял нас светом Своего лица. Он дал нам повод для радости и веселья, что является светом для души, дав нам видение вечного света на небесах. День, который сотворил Господь, несет с собой свет, истинный свет.

(2) Об обязанности, к которой призывает эта привилегия, — вяжите вервями жертву, то есть по закону кровью убитой жертвы можно окропить рога жертвенника. Или, возможно, существовал обычай, согласно которому (хотя мы нигде не читаем об этом) жертва привязывалась к рогам жертвенника, пока все готовилось для ее заклания. Или это место может иметь особое значение: жертва, которую мы должны принести Богу в благодарность за искупительную любовь, — это мы сами, но мы не должны быть убиты на алтаре, а быть живыми жертвами (Рим 12:1). Мы должны быть привязанными к алтарю духовными жертвами молитвы и хвалы, наши сердца должны концентрироваться на них и участвовать в той степени, как жертва, привязанная вервями (веревками) к рогам жертвенника, чтобы не сбежала.

4. Псалмопевец заканчивает псалом личным благодарным признанием божественной благодати, в котором призывает других присоединиться к нему (ст. 28−29).

(1) Он будет славить Господа сам и прилагать усилия, чтобы превознести Его в своем сердце и в сердцах других, благодаря заветным отношениям с Ним и своей части в Нем: «Ты Бог мой, от которого я завишу, которому посвящен, которому принадлежу и который принадлежит мне. И поэтому я буду славить Тебя».

(2) Все вокруг него возблагодарят Бога за эти благие вести великой радости для всех народов о том, что есть Искупитель — Христос Господь. Именно в Нем Бог благ к человеку и вовек милость Его; в Нем заключен завет благодати; в Нем он заключен нерушимым, благим и вечным заветом. Псалмопевец заканчивает этот псалом так же, как и начал его (ст. 1), так как слава Божья должна быть Альфой и Омегой — началом и концом всех наших обращений к Нему. «Да святится имя Твое, Твоя есть слава вовеки». И эти слова должным образом завершают пророчество о Христе. Ангелы благодарят Бога за искупление человека. Слава Богу в вышних (Лк 2:14), ибо на земле мир. И эти слова должны эхом отзываться в нашем славословии, как и в их (Лк 19:38): «Мир на небесах для нас через Иисуса Христа, и поэтому слава в вышних!»

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 117

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.