Этот псалом краток и приятен. Я не думаю, что мы поем его так часто потому, что он краток, но если мы правильно понимаем и размышляем о нем, то должны петь его еще чаще, так как он очень приятен, особенно для нас — грешников из язычников, так как демонстрирует проявленное к нам благоволение.
(I) В нем звучит торжественный призыв ко всем народам прославить Бога (ст. 1).
(II) Предлагается добрый повод для прославления (ст. 2). Мы бы скоро устали от добрых дел, если бы, воспевая этот псалом, не поддерживали благочестивые и благоговейные чувства, которыми должна зажигаться и поддерживаться духовная жертва хвалы.
Стихи 1−2. В этом псалме содержится значительная часть Евангелия. Апостол вооружает нас ключом к нему (Рим 15:11), где приводит его как доказательство того, что Евангелие должно быть проповедано, и оно будет принято языческими народами, что было великим камнем преткновения для иудеев. Почему это так оскорбляет их, раз Писание говорит об этом, и они сами часто пели: «Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена». Некоторые иудейские толкователи говорят, что этот псалом ссылается на царство Мессии, более того, один из них вообразил, что он состоит из двух стихов, чтобы подчеркнуть, что во дни Мессии Бог будет прославлен двумя группами людей — иудеями, в соответствии с законом Моисея, и язычниками, в соответствии с семью заповедями сыновей Ноя, которые в то же время должны составить одну Церковь так же, как эти два стиха составляют один псалом. Здесь нам представлено:
I. Огромное пространство, занимаемое евангельской Церковью (ст. 1). На протяжении многих веков лишь в Иуде был известен Бог и прославлялось Его имя. Сыновья Ле-виины и семя Израиля славило Его, но остальные народы славили богов деревянных и каменных (Дан 5:4), в то время с их стороны, насколько нам известно, не поклонялись живому истинному Богу, по крайней мере, открыто. Но здесь все народы призываются прославить Господа. Эти слова нельзя отнести ко времени Ветхого Завета, так как этот призыв в то время не мог быть обращен ни к одному языческому народу (тем более ко всем) на языке, который они бы поняли, и на том основании, что народы не допускались славить Бога вместе с иудеями, пока они не были обрезаны и таким образом не стали евреями. Но Евангелие Христа должно было быть проповедано всем народам, так как благодаря Ему пала разделяющая стена, и те, которые были дальними, стали близкими. Это была тайна, сокрытая в пророчестве на многие века, но наконец она была явлена и свершилось то, что язычники стали сонаследниками (Еф 3:3,6). Здесь обратите внимание:
(1) кто будет допущен в Церковь — все народы и все племена. В оригинале используются те же слова, что и для мятущихся народов и племен, которые замышляли против Христа (Пс 2:1); те, которые были врагами Его царства, должны стать Его добровольными подданными. Евангелие царства должно было быть проповедано по всей вселенной, во свидетельство всем народам (Мф 24:14; Мк 16:15). Все народы будут призваны; для некоторых народов призыв будет эффективный, и они станут учениками.
(2) Как было предсказано то, что они будут допущены в Церковь, — повторяющимся призывом прославить Его. Благая весть Евангелия, разосланная всем народам, даст им основание прославить Бога; учреждение евангельских постановлений даст им разрешение и возможность прославить Бога, а сила евангельской благодати даст соответствующие сердца, чтобы прославить Его. Особое благоволение испытывают те, кого Бог пригласил Своим словом и склонил Своим Духом прославить Его, и таким образом они стали Его славой и хвалой (Иер 13:11, см. Откр 7:9−10).
II. Неисследимые богатства евангельской благодати, которые должны стать сутью нашей хвалы (ст. 2). Именно в Евангелии такие атрибуты Бога, как милость и истина, сияют ярче всего сами по себе и очень благоприятно для нас; и апостол, цитируя этот псалом, обращает внимание именно на них, как на две великие истины, за которые язычники должны славить Бога (Рим 15:8−9), — за истину Божью и милость. Мы — поколение, наслаждающееся Евангелием, имеем основание славить Господа (1) за силу Его милости, ибо велика милость Его к нам; она сильна (подчеркивает значение этого слова), она могущественна для прощения тяжких грехов (Ам 5:12) и для совершения великого спасения.
(2) За вечность Его истины: «истина Господня пребывает вовек». То, что Евангелие было послано язычникам, было великой милостью к ним. Это проявленное к ним милосердие намного превосходило то, чего они заслужили; и в нем истина Господня — истина Его обетования, данного отцам, — пребывает вовек, ибо хотя иудеи были ожесточены и вытеснены, в то же время обетование вступило в силу для верующих язычников — духовного семени Авраама. Божья милость является источником наших утешений, а Его истина — основанием для наших надежд, и поэтому за них мы должны славить Господа.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 116