Псалмопевец, прославив в двух предыдущих псалмах мудрость, силу и милость Бога в Его взаимоотношениях с Церковью, в этом псалме отмечает примеры Его заботы, выраженной через провидения, о сынах человеческих, особенно во время бедствий, так как Он является не только царем святых, но и Царем народов — не только Царем Израиля, но и Богом всей земли и Отцом всего человечества. Хотя в основном это относится к израильтянам, в то же время существовали народы, которые не принадлежали к союзу Израиля, но при этом поклонялись истинному Богу; даже те, кто поклонялся идолам, имели некое познание о всевышней божественной силе, которую, оказавшись в серьезной ситуации, считали выше своих лживых богов. И Бог проявлял особую заботу именно о таких людях, взывающих во время отчаяния.
(I) Псалмопевец детально описывает некоторые самые общие бедствия человеческой жизни и показывает, как Бог в последнюю минуту оказывает помощь страдающим, отвечая на их молитвы.
(1) Изгнание и рассеивание (ст. 2−9).
(2) Плен и заключение в оковы (ст. 10−16).
(3) Болезнь и телесное расстройство (ст. 17−22).
(4) Опасность и бедствия в море (ст. 23−32). Все эти случаи, во время которых взывающие к Богу обрели в Нем действенную помощь, перечисляются для подобных опасных ситуаций.
(II) Он подробно описывает многообразие и превратность событий, постигших народы и семьи, в которых Его народ должен видеть руку Божью, с радостью признавая Его милость (ст. 33−43). Если мы оказываемся в таких или подобных бедствиях, то можем обрести утешение, воспев этот псалом применительно к себе. Если же не мы, а другие в них оказались, то мы должны воздать Богу славу за их избавление, так как являемся членами друг друга.
Стихи 1−9. Здесь представлен (I) общий призыв возблагодарить Бога (ст. 1). Пусть все, воспевающие этот псалом или молящиеся им, расположат свои сердца, чтобы славить Господа, а те, у кого нет особого повода прославить, могут вооружить себя общей темой, прославляющей милость Бога. Являясь источником, Он благ, а исходящие от Него потоки содержат вовек милость Его, которая никогда не кончается.
II. Особенно этот призыв относится к избавленным Господом, и его можно духовно применить к тем, кто заинтересован в великом Искупителе и спасен Им от греха и ада. Из всех людей они имеют самое большое основание сказать, что Бог благ, а Его милость пребывает вовек. Они являются рассеянными чадами Божьими, ради которых умер Христос, чтобы собрать воедино от всех земель (Ин 11:52; Мф 24:31). Но, похоже, здесь подразумевается временное избавление, совершенное для них, когда в скорби своей они воззвали к Господу (ст. 6). Злостраждает ли кто? Пусть молится. Молится ли человек? Бог обязательно услышит и поможет. Когда бедствие достигает крайности, то настает для человека время воззвать; тот, кто раньше шептал молитвы, теперь громко вопиет — и тогда приходит время Господа, чтобы помочь. На высокой горе Его увидят.
1. Израильтяне находились во вражеской стране, но Бог спас их (ст. 2): «…избавил Он от руки врага», но не воинством и не силою (Зах 4:6), не за выкуп и не за дары (Ис 45:13), а Духом Божьим, работающим в духе человека.
2. Они были рассеяны, как изгои, но Бог собрал их со всех стран, по которым они были разбросаны в облачный и темный день, чтобы они вновь объединились (ст. 3) (см. Втор 30:4; Езд 34:12). Бог знает Своих и знает, где найти их.
3. Они были в замешательстве, не знали, куда идти, и не имели места покоя (ст. 4). Когда они были избавлены от руки врага и собраны из разных стран, то подверглись опасности погибнуть в сухих и безжизненных пустынях по дороге домой. Они блуждали в пустыне, где не было проложенной дороги, а лишь безлюдный путь, где не было жилищ, приютов, удобств, населенных городов, где можно было бы остановиться и отдохнуть. Но Бог повел их прямым путем (ст. 7), направил их к месту обитания, более того, к дому, чтобы они шли к населенному городу, который был населен, более того, который они же и должны были населить. Эти слова в общем значении могут относиться к бедным странникам, чей путь лежал через дикую Аравию, где, как мы можем предположить, они часто оказывались в сложных ситуациях. Тем не менее часто во время подобных бедствий они были чудесным образом освобождены, и лишь немногие погибли. Отметьте: мы всегда должны обращать внимание на добрую десницу Божьих провидений, хранящую нас во время путешествий, которая выводит и вводит нас, направляет на пути и обеспечивает местом для подкрепления и отдыха. Или (как считают некоторые) это место относится к блужданию сынов Израиля в пустыне на протяжении сорока лет, так как Писание говорит, что Бог вел, ограждал его, смотрел за ним (Втор 32:10) и повел их прямым путем. Путь Божий, который иногда кажется окольным, в конце окажется прямым. Эти слова также можно применить к нашему положению в этом мире. Здесь мы находимся, словно в пустыне, где не имеем населенного города, а живем в палатках, как странники и пилигримы. В то же время мы находимся под водительством мудрого и доброго провидения Божьего, и если мы вручаем себя ему, то оно будет вести нас по прямому пути к городу, имеющему основания.
4. Израильтяне почти умирали от голода (ст. 5), душа их истаевала в них. Они были изнурены этим блужданием и близки к смерти от усталости. Тот, кто живет в изобилии и каждый день ест до отказа, не знает, как несчастен человек, который терпит голод и жажду, не имея самого необходимого. В такой ситуации иногда оказывался Израиль в пустыне и, возможно, другие бедные путники. Но Божье провидение находит способ, чтобы насытить душу жаждущую и душу алчущую исполнить благами (ст. 9). Нужды Израиля были вовремя восполнены, и многие чудесным образом спасены, когда уже были готовы умереть. Тот же Бог, который вел и кормил нас на протяжении всей нашей жизни до нынешнего дня, питал нас пищей подходящей, обеспечивал пищей для души и душу алчущую исполнил благами. Алчущие и жаждущие правды Божьей — праведности живого Бога и общения с Ним — насытятся благами Его дома в благодати и славе. А теперь псалмопевец призывает всех, принявших эту милость, возблагодарить Бога (ст. 8): «Да славят Господа за милость Его (здесь особо подразумеваются те, кто принял милость Его), за чудные дела Его для сынов человеческих!» Отметьте:
(1) дела Божьей милости чудесны, они совершены чудной силой и чудной благодатью, принимая во внимание слабость и недостойность тех, к кому Бог проявляет милость.
(2) От принявших милость Божью ожидается, что в ответ они прославят Его.
(3) Мы должны признать, что Бог милостив не только к чадам Божьим, но и к сынам человеческим — не только к нам, но и к другим.
Стихи 10−16. Мы должны обратить внимание на милость Бога к узникам и пленникам. Проследите (1) за описанием их страданий. Писание говорит, что узники сидели во тьме (ст. 10), запертые в тюрьме, что говорит об их одиночестве и безутешности. Они сидели во тьме и тени смертной, что подразумевает не только их великое отчаяние и беду, но и великую опасность. Узники много раз уже могли умереть; они сидели, потеряв надежду выйти на свободу, но приняв решение не унывать в беде. Они были окованные скорбью, а часто и железом, как Иосиф. Заключение в тюрьму является таким жестоким бедствием, что побуждает нас больше ценить свободу и благодарить за нее.
(2) За причиной этих страданий (ст. 11): «Ибо не покорялись словам Божиим». Сознательный грех — это противление слову Божьему, противоречие Его истинам и нарушение Его законов. Они небрегли о воле Всевышнего, полагая, что не нуждаются в ней и не станут лучше от этого, а тому, кто не желает слушать совет, невозможно помочь. Те, кто презирает пророчество, не обращает внимание на увещевание собственной совести или справедливые упреки своих друзей, пренебрегают советом Всевышнего; за это они окованы скорбью, которая должна наказать их за неповиновение и перевоспитать.
(3) Цель этих страданий — смирить их сердца (ст. 12): унизить их за грех, сделав ничтожными в собственных глазах, и изгнать все высокомерные, гордые и честолюбивые мысли. Провидения, приносящие страдания, должны улучшать человека, как и смиряющие провидения; и мы не только не получаем от них выгоды, но расстраиваем Божьи планы и поступаем вопреки им, если наши сердца остаются несмиренными и несокрушенными — такими же высокомерными и твердыми, как и раньше. Вы смирились из-за непосильной работы и потеряли почитание? Тот, кто раньше превозносил себя, теперь преткнулся и некому помочь ему? Пусть все это смирит наш дух и побудит исповедать свой грех, принять за него наказание и смиренно просить милости и благодати.
4. Долг человека, оказавшегося в подобной ситуации, — молиться (ст. 13): «Тогда воззвали к Господу в скорби своей, хотя до того, возможно, пренебрегали им». У узников появилось время молиться, для чего они не могли найти времени, находясь на свободе. Они увидели, что нуждаются в Божьей помощи, хотя раньше считали, что могут вполне благополучно обойтись без Него. Разум побуждает людей взывать, когда они попадают в беду, а благодать направляет их вопль к Господу, от которого эти страдания пришли и который является тем единственным, кто может удалить их.
5. Их избавление от бедствий: «Они воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их» (ст. 13). Он вывел их из тьмы к свету, желанному свету, а затем с удвоенным наслаждением и радостью вывел их из тени смертной к утешениям жизни, и их свобода стала для них жизнью после смерти (ст. 14). Они были в узах? Он расторгнул узы их. Они были заключены в крепких замках? Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил, с помощью которых эти ворота запирались. Он не поставил их на место, а сломил. Обратите внимание: когда Бог совершает избавление, то величайшие трудности, находящиеся на пути, станут незначительными. Ворота медные и вереи железные не могут воспрепятствовать Господу быть со Своим народом (Он был с Иосифом с тюрьме), как и не могут удержать Его, когда наступает время, установленное для их освобождения. 6. Что требуется от тех, чьи узы Бог ослабил (ст. 15): «Да славят Господа за милость Его: используют свой личный опыт, делятся им, благословляют Его за милость, которой наполнена земля, за чудные дела Его для сынов человеческих».
Стихи 17−22. Телесная болезненность — еще одно бедствие в этой жизни, которое дает нам возможность испытать милость Бога, исцеляющего нас. И об этом говорит псалмопевец в этих стихах, где мы можем увидеть:
I. Что мы своими грехами приносим себе болезни, и поэтому наш долг — каждый день молиться (ст. 17−19).
1. Именно грех души является причиной болезни; мы эффективно накликаем ее себе сами и заслуженно получаем. Безрассудные страдали за беззаконные пути свои. Так они наказываются за совершенные грехи и исцеляются от порочной склонности ко греху. Если бы мы не знали греха, то не знали бы болезни, но беззакония нашей жизни и нашего сердца сделали болезни необходимыми. Грешники являются глупцами; они сами причиняют себе зло и поступают вопреки собственным не только духовным, но и мирским интересам. Они наносят ущерб своему телесному здоровью невоздержанностью и подвергают опасности жизнь, потакая аппетитам. Такой путь беззаконен, и поэтому к ним должен быть применен жезл наказующий, чтобы вытеснить безрассудство, поселившееся в их сердце.
2. Телесная слабость является результатом болезни (ст. 18). Когда люди болеют, то от всякой пищи отвращается душа их. У них не только нет желания принимать пищу, но и нет силы переварить ее; она вызывает у них отвращение, и организм отказывается принимать ее. В этом они могут прочесть наказание за собственный грех: тот, кто до безумия любил пищу, которая превращается в ничто, заболев, пресыщается ею, а любимые ранее лакомства становятся для него отвратительными. Теперь они не могут принимать то, что раньше поглощали в большом количестве, так как чрезмерная еда и пьянство чаще всего впоследствии приводят к перегрузке сердца. А когда аппетит покидает их, то уходит и жизнь и они приближаются ко вратам смерти. Окружающие их и они сами осознают, что находятся на краю могилы и готовы к погибели.
3. Тогда наступает надлежащее время для молитвы, и они воззвали к Господу (ст. 19). Есть ли среди вас больной? Пусть молится, пусть о нем молятся. Молитва является целебной мазью для всякой раны.
II. Что благодаря силе и милости Бога мы выздоравливаем после болезни, и поэтому наш долг — благодарить за это (ср. Иов 33:18,28).
1. Когда больные призывают Бога, то Он возвращает им мирный ответ. Они взывают к Нему, и Он спасает их от бедствий их (ст. 19); Он удаляет их скорби и предупреждает их страхи.
(1) Он совершает это с легкостью: послал слово Свое и исцелил их (ст. 20). Это можно применить к чудесным исцелениям, которые Христос совершил, когда находился на земле, произнеся лишь слово. Он сказал: «хочу, очистись» — и все свершилось. Эти слова также можно применить к духовному исцелению, которое совершает при возрождении Дух благодати. Он посылает Свое слово и исцеляет души: обличает, обращает, освящает их — и все это с помощью слова. В общих примерах выздоровления от болезни Бог в Своем провидении лишь произносит слово — и дело сделано.
(2) Он совершает это эффективно; Он избавил их от могил их, чтобы они не погибли и не отчаялись от страха перед смертью. Ничего нет трудного для Бога, который убивает, а потом возрождает к жизни, сводит в могилу, а потом воскрешает, доводит человека почти до могилы, а затем говорит: «Возвратись».
2. Когда больные исцеляются, то в ответ должны воздать Богу славу (ст. 21−22): «Да славят Господа за милость Его, и пусть те, которым Бог таким образом подарил новую жизнь, посвятят ее служению: «Да приносят Ему жертву хвалы; не только жертву для алтаря, но и благодарное сердце Богу». Благодарность — самая лучшая жертва, и она приятнее Богу, чем вол или бык. Пусть возвещают о делах Его с пением, чтобы воздать Ему честь и ободрить других. Да прославят Его живые!
Стихи 23−32. В этих стихах псалмопевец призывает воздать славу Богу тех, кто был избавлен от опасности на море. Хотя израильтяне в своем большинстве не занимались торговлей, в то же время их соседи — жители Тира и Сидона — были купцами, и, возможно, эта часть псалма предназначалась именно для них I. Во все времена сила Бога особым образом проявлялась на море (ст. 23−24). Она демонстрировалась для тех, кто отправлялся на кораблях в море, — для моряков, купцов, рыбаков или пассажиров, — которые производили дела на больших водах. И, безусловно, подобной опасности подвергали себя лишь те, кто имел подобный бизнес (среди удовольствий во времена Соломона нет сведений ни об одном увеселительном корабле, принадлежавшем царю), и тот, кто имел законный бизнес, мог с верой отдать себя в руки божественной защиты. Они видели дела Господа и чудеса Его в пучине, которые особенно поражали воображение, так как большинство из мореплавателей было рождено и вскормлено на суше, и все, происходящее в море, было ново для них. Сама по себе морская пучина — чудо: ее безбрежность, соленость, приливы и отливы. Огромное разнообразие живых тварей в море чудесно. И пусть все отправляющиеся в море, благодаря увиденным там чудесам, задумаются и восхитятся бесконечными совершенствами Бога, которому принадлежит это море, ибо Он сотворил его и управляет им.
II. Особенно сила Божья проявляется во время штормов, которые более ужасны, чем бури на суше. Обратите внимание:
(1) как опасна и ужасна буря на море. С пучиной происходят чудеса, когда Бог речет, — и восстает бурный ветер, исполняющий слово Его (Пс 148:8). Он поднимает ветер, как воевода своим приказом поднимает войска. Сатана притворяется князем, господствующим в воздухе, но он лишь притворщик. Силы воздуха подчиняются Божьим приказам, а не его. Когда ветер становится бурным, то высоко поднимает волны моря (ст. 25). Тогда корабли на гребнях волн начинают подпрыгивать, как теннисные мячики. Кажется, что они восходят до небес, а затем падают вниз, словно нисходят до бездны (ст. 26). Человек, никогда не видевший подобного зрелища, попав в такой шторм, посчитал бы невозможным для корабля продолжать плыть по морю и благополучно перенести его; он ожидал бы, что следующая волна накроет и похоронит корабль навсегда, и он уже никогда не выплывет из нее. Но Бог, научивший человека благоразумно строить корабли так, что они странным образом удерживаются на поверхности, Своим особым провидением хранит их, чтобы они вызывали восхищение. Когда шторм сильно бросает корабли, то душа моряка истаевает в бедствии, а когда ураган достигает особой мощи, то даже привычные к морю люди не могут избавиться от страха. Они кружатся и шатаются; шторм вызывает у них головокружение, и они ведут себя, как больные, как пьяные. Весь экипаж корабля в смущении, и вся мудрость их исчезает (ст. 27); моряки не знают, что еще можно сделать для своего спасения; вся их мудрость поглощена, и они считают себя пропащими (Иона 1:5 и т.д.).
(2) Как это время подходит для молитвы. Тот, кто отправляется на море, должен быть готов к подобным опасностям, и наилучшим образом они могут подготовиться, приобретя уверенность в свободном доступе к Богу в молитве, ибо тогда они воззовут к Господу (ст. 28). Люди говорят: «Пусть тот, кто хочет научиться молиться, отправляется в море», а я говорю: «Пусть тот, кто отправляется в море, научится молиться, приучит себя молиться, чтобы он мог смело приступить к престолу благодати, находясь в беде». Даже моряки-язычники во время шторма взывали каждый к своему богу. Но тот, кто имеет Господа своим Богом, имеет мгновенную и могущественную помощь в подобной и любой другой трудной ситуации. Поэтому когда верующий в Бога не знает, что делать, и загнан в тупик, этот тупик не становится тупиком веры.
(3) Каким чудесным образом Бог иногда вступается за тех, кто на море попал в беду, в ответ на их молитву. Он выводит их из бедствия их, и [1] море успокаивается. Он превращает бурю в тишину (ст. 29). Ветер утихает, а его нежный и ласковый шелест служит для того, чтобы вновь убаюкать волны. Поэтому поверхность моря по-прежнему становится гладкой и мирной. Подобными действиями Христос доказал, что Он не просто человек и даже ветры и море повинуются Ему.
[2] Моряки успокаиваются и веселятся, что они (волны) утихли, а они сами избавились от шума и от злого страха. Тишина после шторма желанна и приятна.
[3] Путешествие по морю становится успешным и удачливым, так как Бог приводит их к желаемой пристани (ст. 30). Так же Бог проводит Свой народ через штормы и бури, с которыми они сталкиваются во время путешествия к небесам, и, наконец, приводит к желаемой пристани.
[4] Все, кто благополучно переправился через море, и особенно те, кто был спасен во время значительных морских опасностей, должны быть благодарны Богу и воздать Ему славу. Пусть совершат это наедине в своей комнате и в своих семьях. Да славят Господа за милость, проявленную к ним и к другим (ст. 31). Пусть совершают это публично (ст. 32) в собрании народном и в сонме старейшин. Пусть поделятся своими воспоминаниями об избавлении, чтобы возвеличить Бога и ободрить других довериться Ему.
Стихи 33−43. Псалмопевец, прославив Бога за провидения, дарованные людям в бедствии, в этих стихах воздает Ему славу за те поразительные изменения, которые Его провидения часто совершают в делах сынов человеческих.
I. Он приводит некоторые примеры подобных изменений.
1. Страны, славящиеся хорошим урожаем, становятся бесплодными, а бесплодные — изобильными. Часто благополучие в этой жизни зависит от почвы, где брошен наш жребий.
(1) Грех человека часто ухудшал плодородие почвы и делал ее непригодной (ст. 33−34). Земля, омываемая реками, иногда превращалась в пустыню, и ранее наполненная источниками воды, теперь не имела водных потоков. Она превращалась в пустыню и сушу, которая не имела подходящего состава и достаточно влаги, чтобы производить что-либо полезное. Многие земли плодородные превращались в солончатые, но не по природным причинам, а как результат суда Божьего, который подобным образом наказывал за нечестие живущих на ней. Подобным образом долина Содома превратилась в соленое море. Отметьте: раз земля плохая, то причина этого — проживающий на ней народ. Вполне справедливо земля становится бесплодной у тех, кто не приносит плод Богу, а своим зерном и вином служит Ваалу.
(2) Милость Бога часто улучшала бесплодную почву и превращала пустыню, землю иссохшую, в источники вод (ст. 35). Земля Ханаана, которая когда-то была славой всех земель, в наши дни считается бесплодной и бесполезной — ничего не стоящим участком земли, как и было предсказано (Втор 29:23). А наша земля, большая часть которой ранее была невозделанной, сейчас полна всяких благ, так как Бог внушил о менее совершенном большее попечение. Пусть это объяснят плантации Америки и образованные там колонии, сравниваемые с пустынными местами многих стран Азии и Европы, которые ранее были известными.
2. Бедствующие семьи обогатились и стали уважаемыми, в то время как процветающие обеднели и стали угасать. Если мы посмотрим на этот мир, то увидим (1) процветание семей, которые вначале были маленькими и чьи предки были незначительными и не имели положения (ст. 36−38). Алчущим (голодным, англ. пер.KJV) была предоставлена возможность обитать на плодоносных землях. Там они укоренились, разбили поселение и построили город для обитания себе и своим потомкам. Провидение дало им в руки хорошую землю, и они построились на ней. Города начали разрастаться благодаря разрастанию семей. Но как земля не принесет пользы человеку, если он не поселится на ней, и поэтому они должны строить город для обитания, так и селения, даже самые удобные, не будут служить для пользы человека без земли. И поэтому люди засевают поля, насаждают виноградники (ст. 37), ибо даже царю приносят от поля. Но даже благословленные источниками вод поля не приносят им обильные плоды, пока не будут засеяны, как и виноградники, пока не будет посажена лоза. Трудолюбие человека должно сопровождать Божьи благословения, и тогда Божьи благословения увенчают трудолюбие человека. Почва также должна быть плодородна, ибо в таком случае она ободряет к усердию; и чаще всего рука прилежных, благодаря Божьему благословению, обогащает. Он благословляет их так, что в течение короткого времени они весьма размножаются, и скота их не умаляет (ст. 38). Как в начале, так и до нынешнего времени, благодаря благословениям Божьим, все твари плодятся и размножаются (Быт 1:22); и умножение нашего скота, как и плод земли, зависит от Бога. Скот сильно расплодился бы и люди страдали, если бы Бог не воспрепятствовал этому.
(2) Мы видим, что многие люди подобным образом внезапно были вознесены и внезапно упали, превратясь в ничто (ст. 39): «Уменьшились они и упали из-за неблагоприятных провидений». Конец их дней таков, как и начало, и члены семьи после их ухода так же быстро теряют богатство, как они наживали его, и разбазаривают то, что было накоплено вместе. Отметьте, что мирское богатство переменчиво, и часто тот, кто обладает им, прежде чем он осознает это, становится настолько беспечным и порочным, что не замечает, когда вновь теряет его. Поэтому его называют обманчивым богатством и богатством неправедным. У Бога есть много способов сделать людей бедными. Он может сделать это с помощью угнетения, бедствия и скорби, как Он искушал Иова и смирил его.
3. Тот, кто был великим и значительным в этом мире, унижен, а кто был незначителен и презираем, продвинулся к почестям (ст. 40−41). Мы видели (1) владык, сброшенных с престола и доведенных до нужды. Он изливает бесчестие на князей, даже среди тех, кто идолизировал их. Бог унизит тех, кто превозносил себя, и для этого сведет их с ума. Он заставит их блуждать в пустыне, где нет путей. Он расстраивает планы, с помощью которых они хотели поддержать себя, свою власть и помпезность, и побуждает их поступать безрассудно, так что они не знают, куда следовать и какие шаги предпринять. Мы сталкивались с этим ранее (Иов 12:24−25).
(2) Людей, занимавших низкое положение, Бог возвышает (ст. 41): «Бедного же извлекает Он и из праха поднимает бедного к престолу славы» (1Цар 2:8; Пс 112:7−8). Тот, кто страдал и был унижен, не только избавился от бедствий, но и вознесся туда, где беды не достанут его — выше своих врагов; и сейчас он владычествует над теми, кому раньше подчинялся. Большое количество детей добавляет им почестей и укрепляет их в превознесении: «Бог умножает род его, как стада овец, и дети становятся многочисленными, полезными, дружелюбными, кроткими и мирными». Пославший пищу посылает им уста. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой, ибо он дерзновенно будет говорить с врагами в воротах (Пс 126:5). Мы должны признать, что Бог и созидает семью, и умножает ее. Не нужно ни завидовать правителям, ни презирать нищих, так как у Бога есть много способов изменить условия и тех, и других.
II. Он развивает эти замечания. Подобные поразительные повороты используются (1) для утешения святых. Они с удовольствием наблюдают за этими диспенсациями (ст. 42): «Праведники видят сие и радуются прославленным атрибутам Бога и проявлениям Его владычества над сынами человеческими». Великое утешение для благочестивого человека — видеть, как Бог управляет сынами человеческими. Он обращается с ними, как гончар с глиной, чтобы с их помощью достичь собственные цели, чтобы увидеть пренебреженную добродетель возвышенной, а нераскаявшуюся гордость — униженной до праха, чтобы все четко увидели, вне всяких сомнений, что истинно есть Бог, который судит землю.
(2) Чтобы заглушить грешников и чтобы всякое нечестие заграждало уста свои. Все полностью убедятся в безрассудстве атеистов и тех, кто отрицает божественное провидение, а так как атеизм является корнем всякого греха, то эти повороты действенно заградят уста всякому беззаконию. Когда грешники увидят, насколько их наказание соответствует их греху и что Бог справедливо обращается с ними, лишая того дара Божьего, которым они злоупотребили, они не смогут сказать ни одного слова в оправдание, ибо Бог будет оправдан; Он будет невиновен.
(3) Чтобы удовлетворить всех, кто заботится о божественных благах (ст. 43): «Кто мудр, тот заметит сие — эти различные проявления божественного провидения; он уразумеет милость Господа».
В этом стихе нам представлена [1] желанная цель, которая заключается в том, чтобы правильно разуметь милость Господа. Если мы будем абсолютно уверены в Божьей милости, на собственном опыте познаем ее и она правильно подействует на нас, то это будет очень полезно для нас в религии. Мы познаем, что милость Его пред нашими очами (Пс 25:3).
[2] Правильные средства для достижения этой цели — соответствующие наблюдения за Божьим провидением. Мы должны хранить их, размышлять о них и помнить о них (Лк 2:19).
[3] Одобрение использования этих средств, как пример истинной мудрости: «Кто мудр…», пусть же человек таким образом докажет свою мудрость и улучшит ее. Благоразумные наблюдения за провидениями Божественной воли внесут положительный вклад для завершения формирования доброго христианина.
толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 106