Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Одни псалмы хвалы очень короткие, другие — очень длинные. Это сделано для того, чтобы научить нас во время поклонения больше следить за своим сердцем, а не за временем, и не слишком напрягать себя, желая больше уделить этому времени, и не слишком ограничивать, стремясь к краткости, а использовать либо одну, либо другую модель, к которой расположено наше сердце в молитве. Этот псалом длинный. Основная цель его, как и большинства других псалом, — воздать славу Богу, но его тема несколько отличается. Всякий раз, приходя к престолу благодати, мы можем, если желаем, вооружить себя словом Божьим (взятым из истории Нового Завета так же, как этот взят из истории Ветхого Завета), новыми песнями и свежими мыслями — такой обильной, разнообразной и неистощимой является тема. Предыдущий псалом учит нас славить Бога за Его чудесные дела общего провидения со ссылкой на весь мир. Этот же направляет нас прославить Его за особое благоволение к Своей Церкви. Мы видим, что первые одиннадцать стихов этого псалма являются началом того псалма, который Давид передал Асафу для (как может показаться) каждодневного служения в святилище, когда ковчег был установлен там, где ему было определено место, откуда ясно, кто, когда и по какому поводу написал его (1Пар 16:7 и далее). Этим псалмом Давид хотел наставить народ исполнять обязанности, с помощью которых он мог бы подтвердить приверженность своей святой религии. Он имеет вступление (ст. 1−7) и историю, изложенную в нескольких статьях.

(I) Завет Бога с патриархами (ст. 8−11).

(II) Его забота о них, пока они были странниками (ст. 12−15).

(III) Воспитание Иосифа пастырем и камнем Израиля (ст. 16−22).

(IV) Увеличение численности Израиля в Египте и их избавление от Египта (ст. 23−38). (V) Забота Бога о них в пустыне и поселение израильтян в Ханаане (ст. 39−45). Воспевая этот псалом, мы должны воздавать Богу славу за Его мудрость и силу, за Его благость и верность и понимать, что Он заботился о нас, управляя делами ветхозаветной Церкви, так как ей были вручены пророчества Бога, которые являются нашим богатством, и от нее взошел Христос — все это происходило с ними, как образы.

Стихи 1−7. Эти стихи горячо побуждают нас к поклонению, чтобы мы могли вдохновить себя прославить Бога. Обратите внимание:

I. На обязанности, к которым мы здесь призваны. Их много, но все они направлены на то, чтобы воздать Богу славу, достойную имени Его. Мы должны (1) благодарить Его (славить в рус. пер.), как Того, кто всегда был щедрым Даятелем и требовал от нас лишь благодарности за Его благоволение — скудное возмещение за щедрый дар.

(2) Призывать имя Его, как Того, на чье благоволение в дальнейшем мы надеемся. Молитва о будущих милостях приемлема, как признание прошлых милостей. Он приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его.

(3) Возвещать в народах дела Его (ст. 1), чтобы другие могли присоединиться к нашей хвале. Поведайте о всех чудесах Его (ст. 2), как о том, что нас переполняет и восхищает, о нашем желании наполнить тем же других. Чудесные дела Божьи должны быть темой наших семейных разговоров с родственниками и друзьями, и мы должны говорить о них, сидя в доме своем и идя дорогою (Втор 6:7), но не для развлечения, а для побуждения к поклонению, для ободрения своей веры и упования, а также веры и упования на Бога других. Даже священные вещи могут быть темой для общего разговора, сопровождаемого должным благоговением.

(4) Воспойте Ему и пойте Ему, воспевайте честь Бога, продемонстрируйте свою радость и желание засвидетельствовать эту радость для ободрения других, чтобы можно было передать ее последующему поколению, как памятные сочинения древних времен, переданные с помощью песен в то время, когда письменность была неразвита.

(5) Хвалитесь именем Его святым; пусть имеющий славу хвалится не собственными достижениями и делами, а знанием Бога и своим отношением к Нему (Иер 9:23−24). «Хвалите Его святое имя», — написано в некоторых переводах, но суть этих выражений одна, так как, хвалясь именем Его, мы хвалим Его.

(6) Ищите Господа, считайте Его своим блаженством, а затем стремитесь к этому блаженству всеми путями, которые Он назначил. Ищите Господа и силы Его, то есть ковчега Его силы; ищите Его во святилище, на путях, которыми Он определил нам искать Его. Ищите силы Его, то есть благодати, силы Его Духа, чтобы Он совершал в вас добрую работу, которую мы можем сделать лишь благодаря исходящей от Него силы, о которой мы Его просим. Ищите Господа и будьте сильны — так записано в древней версии. Чтобы быть сильным во внутреннем человеке, мы должны верой и молитвой черпать силу у Бога. Ищите силы Его, а затем ищите лица Его, ибо Его силой мы надеемся преодолеть Его, прося о благоволении, как Иаков (Ос 12:3). «Ищите лица Его всегда; ищите Его благоволения, чтобы иметь его до вечности, и поэтому продолжайте искать его до конца времени вашего испытания. Ищите его, пока живете в этом мире, и будете иметь его, оказавшись в другом. И даже там мы будем вечно искать его, бесконечно возрастая, но в то же время, будучи навсегда удовлетворенными в нем».

(7) Да веселится сердце ищущих Господа (ст. 3), ибо они сделали правильный выбор, находятся в правильном положении, занимаются правильным делом и могут быть уверены, что их труд не напрасен, так как он не только будет замечен, но и получит награду тот, кто усердно ищет Его. Если есть повод веселиться у ищущих Господа, то тем более у тех, кто нашел Его.

II. На некоторые аргументы, побуждающие нас к этому долгу.

1. «Задумайтесь о том, что Он сказал и что сделал, чтобы привлечь нас к Себе, и вы увидите, что за все обязаны благодарить Его и призывать Его имя. Если вы вспомните знамения, которые должны отложить на вас глубокие и продолжительные впечатления, чудеса Его провидения, которые Он совершил для вас и тех, кто был перед вами, сотворенные Им чудеса, которые отложатся в вечной памяти, сопровождаемые размышлением и благодарностью, знамения Его закона, которые Он написал и вверил вам, суды уст Его, как и суды Его руки (ст. 5), — то увидите, что должны благодарить Его».

2. «Задумайтесь, в каких взаимоотношениях с Ним вы состоите (ст. 6). Вы, семя Авраамово, рабы Его; вы рождены в Его доме, и поэтому имеете право обладать привилегиями Его рабов, рассчитывать на защиту и обеспечение. Вы также должны исполнять обязанности рабов, обслуживать своего Господина, заботиться о Его чести, повиноваться Его заповедям и делать все, что в ваших силах, способствуя Его интересам. Вы — сыны Иакова, избранные Его, избранные и возлюбленные ради отцов, и поэтому вы должны идти по стопам тех, чью честь вы наследовали. Вы — дети благочестивых родителей, не деградируйте. Вы — Божья Церковь на земле, и если вы не прославите Его, то кто сделает это?»

3. Задумайтесь о своих интересах, связанных с Ним. Он Господь Бог наш (ст. 7). Мы зависим от Него, поклоняемся Ему и на Него уповаем. Не должен ли народ обращаться к своему Богу (Ис 8:19) и славить своего Бога (Дан 5:4)? Он — Иегова, Бог наш. Наш Бог, самосуществующий и самодостаточный, имеет непреодолимую силу и неоспоримое владычество — по всей земле суды Его. Он мудро управляет всем миром и дает закон всем народам, даже тем, которые Его не знают. Земля полна доказательств Его силы.

Стихи 8−24. Эти стихи учат нас, прославляя Бога, оглядываться назад на великий путь и воздавать Ему славу за то, что Он сделал для Своей Церкви в прежние века, особенно в то время, когда она основывалась и утверждалась. В последующие времена Церковь наслаждалась этими преимуществами, и мы должны благодарить за них. Безусловно, мы можем почерпнуть достойные темы для прославления из историй Евангелия и деяний апостолов, которые связаны с рождением христианской Церкви, как в данном месте делает псалмопевец, ссылаясь на истории Бытия и Исхода, затрагивающие рождение еврейской Церкви; и наши истории чрезвычайно превзошли бы их. В этих стихах две истины стали темой прославления:

I. Обещание Бога, данное патриархам. Это великое обетование о том, что Он даст их потомкам землю Ханаанскую в наследие, что было прообразом обетования о вечной жизни, данное во Христе всем верующим. Во всех чудесах, которые Бог сотворил для Израиля, Он Вечно помнил завет Свой (ст. 8) и будет помнить его вовек, так как это слово, которое заповедал в тысячу родов. В этих стихах обратите внимание на силу обетования: это слово, которое Он заповедал и которое даст результат. Отметьте неограниченный срок этого обетования — оно заповедано в тысячу родов, и никто не лишится права на него. В параллельном месте это выражено, как наш долг (1Пар 16:15): «Помните вечно завет Его». Бог не забудет этот завет, и поэтому мы не должны. Данное обетование названо заветом, так как со стороны человека также что-то требовалось в качестве условия для выполнения обетования. Обратите внимание (1) на людей, с которыми был заключен этот завет, — на Авраама, Исаака и Иакова — деда, отца и сына — все они выдающиеся верующие (Евр 11:8−9).

(2) На утверждение завета: этот завет был подтвержден всем святым. Можно ли быть уверенным в том, в чем Бог поклялся? Это Его клятва Исааку и Аврааму. Посмотрите, кому Бог клялся Самим Собою (Евр 6:13−14). Можем ли мы быть уверены в том, что стало законом? Он поставил то Иакову в закон, а закон никогда не отменяется. Можем ли мы быть уверены в том, что сокращено до взаимного контракта и условия? Это поставлено в завет вечный, нерушимый.

(3) На сам завет: «Тебе дам землю Ханаанскую» (ст. 11). У патриархов было право на нее не по провидению, а по обетованию, и их потомство могло бы владеть ею не обычными способами поселения народов, а благодаря чудесам. Сам Бог должен был дать ее им Своей собственной рукой. Она должна была быть дана им, как их жребий, предназначенный и отмеренный для них Богом, как удел наследия нашего. Это было несомненное право, данное в силу их рождения; оно передавалось им по наследству, а не приобреталось, давалось, как благоволение Бога, а не за их собственные заслуги. Небеса — это наследство, которое мы получаем (Еф 1:11). Это было обетование, которое Он обещал нам (как Ханаан, который Он обещал им), — жизнь вечная (1Ин 2:25; Тит 1:2).

II. Его провидения относительно патриархов, ожидавших исполнения этого обетования, символизируют для нас заботу, которую Бог проявляет о Своем народе в этом мире, пока он находится по эту сторону небесного Ханаана, ибо происшедшее с ними — образы для ободрения всех наследников обетования, живущих верой.

1. Они были чудесным образом защищены и находились под прикрытием и (как выражались еврейские специалисты) собирались под крыльями божественного Величия. Это рассматривают стихи 12−15. В них мы можем прочитать о том, (1) Как они были подвержены оскорблениям людей. Для трех известных патриархов — Авраама, Исаака и Иакова — Божьи обетования были щедрыми. Вновь и вновь Он говорил им, что будет их Богом, но Его поступки в этом мире были так мало соизмеримы, что если бы Он не приготовил для них город в другом мире, то постыдился бы называться их Богом (см. Евр 11:16), так как Он всегда был щедрым. Господь не хотел, чтобы даже в этом мире они нуждались, но для того, чтобы явить им чудеса, Он подвергал их необычным испытаниям.

[1] Их было мало, очень мало. Писание говорит, что Авраам был один (Ис 51:2); у него было лишь два сына, и одного из них он прогнал. Исаак имел лишь двух сыновей, и один из них был вынужден на протяжении многих лет скрываться за пределами страны. У Иакова было больше детей, но некоторые из них, вместо того чтобы быть ему защитой, сделали его ненавистным (как он сам говорит в Быт 34:30), когда их было еще мало числом, и поэтому местные жители легко могли уничтожить его и дом его. Избранный народ Божий — малое стадо; их мало, очень мало, но в то же время Бог поддерживал их.

[2] Они были пришельцами, и поэтому их проще всего было обидеть; с ними часто обращались несправедливо, и они не могли помочь себе. Из-за их религии на них смотрели, как на пришельцев (1Пет 4:4), и улюлюкали, как на разноцветную птицу (Иер 12:9). Хотя по обетованию вся земля принадлежала им, но получение права на владение казалось настолько невозможным, что они говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле (Евр 11:13).

[3] Они не имели постоянного места жительства (ст. 13) и переходили от народа к народу, от одной части этой земли к другой (так как в то время она принадлежала различным народам, Быт 12:8; 13:3,18). Более того, из царства к иному племени, из Ханаана в Египет, из Египта в землю Филистимскую, что лишь ослабляло их и вызывало у других недовольство, но они были вынуждены так вести себя из-за голода. Отметьте: хотя частые переезды нежелательны и не рекомендуются, в то же время иногда для них существует справедливая необходимость, и таковой может быть участь наилучших мужей.

(2) Как особое провидение Божье направляло их, мудрость и сила которого особенно проявлялась в том, что они были не защищены от многих опасностей (ст. 14−15). Они не могли сами защитить себя, но в то же время [1] никому не было позволено причинить им зло. Даже у тех, кто ненавидел их и с радостью нанес бы им ущерб, были связаны руки, и они не могли осуществить желаемое. Об этом говорит Книга Бытие 35:5, где мы читаем о том, что был ужас Божий (необъяснимое сдерживание) на окрестных городах, и поэтому, даже испытывая раздражение, они не преследовали сынов Иаковлевых.

[2] Даже венценосные головы, пытавшиеся причинить им зло, не только контролировались и обвинялись в этом, но и сталкивались с препятствиями: «Он возбранял о них царям в снах и видениях, говоря: «Не прикасайтесь к помазанным Моим. Если вы сделаете это, то погибнете; более того, не в вашей власти совершить это; и пророкам Моим не делайте зла»». На фараона, царя Египта, обрушились казни (Быт 12:17), а Авимелех, царь Герарский, получил строгий выговор (Быт 20:6) за зло, причиненное Аврааму. Отметьте:

Во-первых, что даже цари подвержены Божьим порицаниями, если они неправильно поступают.

Во-вторых, Божьи пророки являются Его помазанниками, так как имеют помазание Духом и елеем радости (1Ин 2:27).

В-третьих, тот, кто собирается коснуться пророков Божьих, желая причинить им зло, должен знать, что услышит Его тем или иным образом. Бог ревнует за Своих пророков, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. В-четвертых, даже те, которые делают зло пророкам, более того, которые убивают пророков (как многие делали это), не могут причинить им реальное зло. И, наконец, помазанные пророки Божьи дороже Ему, чем помазанные цари. Рука Иеровоама высохла, когда он простер руку против пророка.

2. О них чудесным образом заботились и обеспечивали. Эти стихи также описывают, (1) что они были доведены до крайней нужды. Даже в Ханаане, земле обетованной, Он призвал голод на землю (ст. 16). Отметьте, что все суды совершаются от имени Бога, и ни одно место на земле не избегает Его посещения и юрисдикции, когда Бог посылает их с поручением. Чтобы испытать веру патриархов, Бог всякий стебель хлебный истребил, даже на этой хорошей земле, чтобы они четко увидели, что Он предназначил для них лучшую страну.

(2) Что Бог милостиво позаботился об их избавлении. Израильский народ совершал переход в Ханаан благодаря послушанию Его заповедям и упованию на Его обетование, и поэтому Господь не мог допустить, чтобы на них обрушилось какое-то зло или они в чем-то нуждались. Он не только не позволил одному фараону погубить их, но и воздвиг другого, который был милостив к израильтянам и предпочел другим Иосифа, вверив ему дела, о чем кратко рассказывается в этих стихах. Он должен был быть пастырем и камнем Израиля, чтобы сохранить племя святое (Быт 49:24; 50:20). Для этого [1] Бог сильно смирил его (ст. 17−18): «Бог послал пред ними человека — Иосифа». Задолго до того, как начался голод, перед ними был послан человек, который должен был заботиться о них во время голода, — так велико предвидение и предсказания провидения, и так далеко оно простирается. Но каким образом отправился в Египет тот, кто должен был позаботиться, чтобы Церковь была принята там? Он не отправился туда в качестве посланника, торгового агента или снабженца; в рабы продан был Иосиф, чтобы оставаться таковым до конца своей жизни, не имея никакой надежды хоть когда-нибудь получить свободу. Это было большим унижением, и можно было бы подумать, что слишком мала вероятность того, что он станет великим человеком. Но он пал еще ниже, став узником в тюрьме (ст. 18): «Стеснили оковами ноги его». Иосиф был несправедливо обвинен в отвратительном преступлении — насилии над своей госпожой, и в железо вошла душа его (железо вошло в душу его, англ. пер. KJV), то есть он очень болезненно воспринял это, и лживое обвинение, послужившее причиной заключения, особым образом огорчило и вошло в сердце его. Тем не менее все это содействовало его продвижению.

[2] Он был превознесен, очень превознесен. Иосиф оставался узником без расследования и не имел поручителя, пока не настало время, назначенное Богом для его освобождения (ст. 19), — когда исполнилось слово Его, то есть пришло время исполниться его снам, и доклад дворецкого достиг ушей фараона. И тогда слово Господне испытало его, то есть сила, которую Бог дал ему для истолкования грядущих событий, рассеяло обвинение его госпожи, бременем лежавшее на нем, так как невозможно, чтобы Бог дал такую силу человеку с такой плохой репутацией. Слово Господне испытало его, испытало его веру и терпение, а затем оно пришло с силой и повелело освободить его. Есть определенное время, когда слово Божье придет для утешения всех, кто верит в него (Авв 2:3): «Оно говорит о конце и не обманет». Бог изрек слово, и тогда послал царь, и разрешил его, ибо сердце царя в руке Господа. Фараон, увидев, что Иосиф является любимцем небес, во-первых, освободил его из заключения (ст. 20): «Он освободил его». Бог часто, благодаря чудесным проявлениям провидения, вступался за попранную невиновность. Во-вторых, Он продвинул его до наивысших и почетных должностей (ст. 21,22). Он сделал его главным управляющим над домом своим — поставил его господином над домом своим; более того, назначил его казначеем — правителем над всем владением своим. Фараон сделал его премьер-министром государства, председателем своего совета, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости, и главнокомандующим своей армии. Твоего слова держаться будет весь народ мой (Быт 41:40,43,44). Он сделал его главным судьей, обладающим правом судить даже вельмож и наказывать непокорных. Во всем этом Иосиф должен был быть (1) отцом Церкви, существовавшей в то время, и спасти дом Израиля от голодной смерти. Он был возвеличен, чтобы иметь возможность делать добро всем, а наипаче своим по вере.

(2) Прообразом Христа, который должен был прийти, и благодаря тому, что уничижил Себя Самого, приняв образ раба, был высоко превознесен; которому был предан весь суд. Таким образом, Иосиф был послан вперед, и ему была дана возможность сохранить весь дом своего отца. Тогда пришел Израиль в Египет (ст. 23), где он и вся его семья были в почтении и на протяжении многих лет ни в чем не нуждались. Так и новозаветная Церковь имеет обеспеченное для нее место даже в пустыне, где сможет питаться в продолжение времени, времен и полвремени (Откр 12:14). Воистину она накормлена будет.

3. Они чудесным образом возросли в численности, в соответствии с обетованием, данным Аврааму, которое гласило, что у него будет потомков, как песка в море (ст. 24). В Египте весьма размножил Бог народ Свой; они размножались, как рыба, и в результате через некоторое время стали сильнее врагов своих и начали угрожать им. Фараон обратил на это внимание (Исх 1:9): «…народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас». Когда Богу угодно, то от малого произойдет тысяча, и Божьи обетования, хотя совершаются медленно, но неуклонно.

Стихи 25−45. После истории патриархов следует история народа Израиля, когда он становился нацией.

I. Страдания израильтян в Египте (ст. 25): «Он возбудил в сердце египтян, которые защищали их, ненависть и ухищрение». Милость Бога к Своему народу возмущала египтян, и хотя их древняя антипатия к еврейскому народу (о которой мы читаем в Быт 43:32; 46:34) какое-то время дремала, тем не менее сейчас она ожила с новой силой. Раньше они ненавидели евреев, презирая их, а теперь — боялись. Используя коварство, они замышляли ухищрения против них, чтобы найти пути и средства ослабить, истощить и предотвратить их рост. Они сделали их бремя тяжелее, а жизнь — мучительной, убивали младенцев мужского пола сразу после рождения. Злоба очень коварна, когда замышляет гибель; сатана имел коварство змея и его яд. Но именно Бог повернул сердца египтян против Израиля, так как каждое творение относится к нам так, каким Он его делает, — другом или врагом. Хотя Бог не является творцом грехов человеческих, тем не менее они служат Его личным целям.

II. Их выход из Египта, это чудо, которое, чтобы никогда не стереться из памяти людей, записано в предисловии к Десяти заповедям. Обратите внимание на:

1. Инструменты, задействованные в этом избавлении (ст. 26). Бог послал Моисея, раба Своего, с этим поручением присоединил к нему и Аарона с определенными полномочиями. Моисей должен был стать их законодателем и главной властью, а Аарон — главным священником; Бог сделал их избавителями, чтобы израильтяне больше уважали их и с радостью подчинялись им.

2. Казни египетские, послужившие последним средством для выхода. Моисей и Аарон сохранили их порядок именно таким, как велел Бог, и не воспротивились слову Его (ст. 28), как Иона, который, будучи послан в Ниневию для провозглашения судов Божьих, отправился в Фарсис. Моисей и Аарон не поколебались ни от безрассудного гнева фараона, ни от глубокого сострадания к египтянам; они не смягчили и не отложили ни одной из казней, которые Бог повелел им наслать на египтян, а простерли руку, чтобы поразить их, как повелел Бог. Если люди, наставленные совершать суд, окажутся неисполнительными, то их поведение будет истолковано как противление слову Божьему. Казни египетские здесь названы знамениями и чудесами Его (ст. 27); они были не только доказательством Его силы, но и признаками Его гнева, на которые нужно взирать с восхищением и святым благоговением. Они показали между ними слова знамений Его (написано в оригинале), так как каждая казнь сопровождалась демонстрацией. Они не были похожи на обычные дела сотворения и провидения, молчаливые знамения, а громко заявляли о себе. В этих стихах упомянуты они все, или их большая часть, хотя и не в том порядке, в котором они наносились.

(1) Казнь тьмой (ст. 28). Она была одной из последних, хотя здесь упоминается первой. Бог послал тьму, и, вступая в силу, она стала действенной; Его повеление сделало мрак. И тогда они (т.е. народ Израиля) не воспротивились слову Его, а именно, как считают некоторые, повелению обрезать всех, кто еще не был обрезан, после совершения чего три дня тьма была им защитой. Старый перевод соответствует Септуагинте и гласит: «Они не были послушны слову Его», что может относиться к фараону и египтянам, которые, несмотря на объявший их ужас при исполнении казней, не отпускали народ». Но в еврейском языке мы не находим для этого оснований.

(2) Превращение реки Нил (их идол) и всей другой воды в кровь, что уморило рыбу (ст. 29). В результате египтяне были лишены не только воды для питья, но и других привычных деликатесов (Чис 11:5).

(3) Лягушки, которых их земля произвела в огромном количестве и наслала на них, были не только многочисленны, но и так неистовы, что люди не смогли сохранить от их вторжения спальни царей их и великих людей, чьи сердца были наполнены более отвратительными и вредоносными гадостями — презрением и враждебностью к Богу и Его Израилю.

(4) Различного вида насекомые роились в воздухе, и вошь завелась в их одежде (ст. 31, см. Исх 8:17,24). Отметьте, что Бог может использовать самые ничтожные и презираемые создания для наказания и смирения гордых угнетателей, для которых даже слабые средства обязательно послужат великим умерщвлением и неоспоримым доказательством божественного всемогущества.

(5) Град побил деревья, даже самые крепкие, применяемые для строительства, в пределах их; побил виноград и другие фруктовые деревья (ст. 32−33). Вместо дождя, ласкающего деревья, послал град, чтобы уничтожить их, который сопровождался громом и молнией такой силы, что она напоминала палящий огонь, обрушившийся на землю их, словно это был поток пылающей серы (Исх 9:23).

(6) Саранча и гусеницы погубили всю траву, которая была полезна для человека, и съели хлеб из их уст (ст. 34−35). Обратите внимание, как разнообразны суды, которыми Бог наказывал гордых угнетателей, не хотевших отпускать Его народ. Он не повторял одну и ту же казнь дважды, а каждый раз посылал новую, так как в Его колчане много стрел. Саранча и гусеницы — это Божья армия, и как бы они ни были слабы поодиночке, Он может поднять их такое количество, что они будут представлять угрозу (Иоиль 1:4,6). Перечислив все казни, кроме мора скота и нарывов, он заканчивает наказанием, которое нанесло окончательный удар, — смертью первенцев (ст. 36). Той ночью ангел-губитель смертельно поразил тех, кто был радостью и надеждой своей семьи, начатками всей силы их и цветами своей земли. Они не желали освободить Божьих первенцев — тогда Бог с помощью репрессии завладел их первенцами. Так Господь принудил их отпустить Своих, хотя было уже поздно возвращать собственных, ибо там, где Бог судит, Он и победит, и, несомненно, останутся проигравшими те, кто соперничает с Ним.

3. Милости, сопровождавшие это избавление. За время рабства (1) израильтяне обеднели, но в то же время из Египта вышли богатыми и состоятельными. Бог не только вывел их, но вывел Израильтян с серебром и золотом (ст. 37). Он дал им силу просить и собирать у соседей дань (которая, безусловно, была частью платы за их работу на хозяев) и египтян склонил обеспечить их тем, что они просили. Он мог это сделать, так как их богатство принадлежало Ему, а их сердца были в Его руке, и поэтому Он мог дать его израильтянам.

(2) Их жизнь стала невыносимой, а их тела и дух были сокрушены рабством. Но в то же время, когда Бог выводил их, то не было в коленах их болящего — ни одного больного человека. Они вышли из Египта в ту же ночь, когда казнь поразила первенцев египетских, но все вышли в добром здравии и не несли с собой ни одной египетской болезни. Безусловно, никогда не было такого, чтобы среди многих тысяч не было ни одного больного! Насколько же лживым было утверждение врагов еврейского народа в последующие века о том, что все они были больны проказой или другими отвратительными болезнями, за что египтяне прогнали их со своей земли.

(3) Их попирали и оскорбляли, но, несмотря на это, они были выведены с почестями (ст. 38): «Обрадовался Египет исшествию их, ибо Бог таким чудесным образом владел ими и заступался за Свой народ, что страх от них напал на него, и египтяне признали себя побежденными». Бог может и обязательно сделает Свою Церковь тяжелым камнем для всех, кто нападает и желает вытеснить ее, поэтому пусть считают себя счастливыми те, которые убираются с ее пути (Зах 12:3). Ты победишь в суде Твоем.

(4) Израильтяне проводили дни в печали, стеная в рабстве, но Бог вывел народ Свой в радости (ст. 43). Когда Египет громко возопил, скорбя об убитых первенцах, Израиль восклицал с радостью, оглядываясь назад, на землю рабства, от которого они были избавлены, и вглядываясь вперед, желая увидеть благоприятную землю, куда они торопились. Тогда Бог вложил новую песнь в их уста.

4. Особая забота, проявленная Богом о них в пустыне.

(1) Об их пристанище. Кроме купола небесного, Бог обеспечил их другим небесным навесом — Он простер облако в покров (ст. 39), который служил им не только щитом и зонтиком, но и государственным покровом. Облако всегда было покровом Божьим (Пс 17:12), а теперь оно принадлежало Израилю, так как тот был Его сокровенным народом.

(2) Об их водительстве и ночном отдыхе. Он повелел столпу огненному светить им ночью, чтобы они не оказались в затруднении. Отметьте: Бог милостиво заботится, чтобы Его народ не сталкивался с трудностями и не огорчался, обеспечивая их всем необходимым в каждой ситуации, днем и ночью, пока они не попадут на небеса и настанет день до самой вечности.

(3) Он питал их и необходимой пищей, и лакомствами. Иногда Он подавал им к столу перепелов (ст. 40): «Просили, и Он послал перепелов, а когда у них не было подобного пиршества, они в изобилии были насыщены хлебом небесным». А тот, кто не насыщался, был требовательным и алчным. Человек ел пищу ангельскую, получаемую постоянно и бесплатно. И не только каждый ее кусочек содержал в себе чудо, но и каждая выпитая ими капля воды, так как Бог разверз камень, и потекли воды (ст. 41). Общее провидение черпает воду с небес, а хлеб — из земли, но для Израиля божественная сила послала хлеб с небес, а воду — из скалы. Это свидетельствует о том, что Бог природы не связан законами и ходом природы. Воды потекли не один раз, а потекли рекою, изобильно и постоянно, проложив путь в их лагерь и места дальнейших поселений, поэтому Писание говорит, что скала следовала за ними (1Кор 10:4); чудо усиливало то, что река Божья (как ее можно справедливо назвать) потекла по местам сухим. В то же время ее не выпили и она не высохла, как можно было бы предположить, в песках Аравийской пустыни. На это событие ссылается обетование: «Я проложу реки в пустыне, чтобы поить избранный народ Мой» (Ис 43:19,20).

5. Их долгожданное вхождение в Ханаан (ст. 44): «Он дал им земли народов; дал им во владение то, чего они очень долго ждали; и то, к чему хананеи прилагали так много усилий, народ Божий принял с радостью: «…они наследовали труд иноплеменных, так как богатство грешника сберегается для праведного». Египтяне в течение долгого времени наследовали труд израильтян, а теперь они сами унаследовали труд ханане-ев. Так иногда врагу Церкви приходится расплачиваться за долги другого.

6. Основания, почему Бог все это делал для них.

(1) Он решил исполнить обещанное слово (ст. 42). Израильтяне были недостойны и неблагодарны, но тем не менее Господь совершил все это, так как вспомнил Он святое слово Свое (т.е. Свой завет) к Аврааму, рабу Своему, и не мог позволить, чтобы они потеряли даже малое право на нее или обещание осталось неисполненным (см. Втор 7:8).

(2) Он хотел, чтобы они исполнили заповеди слова, и обязанность исполнить их была величайшей милостью, которую Он мог проявить к ним. Он дал им во владение Ханаан, но не для того, чтобы они жили в изобилии и удовольствиях, беспечности и почестях и могли произвести впечатление на народы. Он дал ее, чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его, чтобы, сформировавшись в народ, они подчинились непосредственному руководству Божьему, а явленная религия могла послужить основой для их народной конституции; чтобы, владея доброй землей, они могли из ее продуктов приносить жертвы на алтарь Божий; чтобы, получив все эти блага от Бога, они могли с большей радостью принять закон, признавая, что он тоже был дан для их блага, и осознавая свою обязанность благодарить Его и жить в послушании Ему. Мы сотворены, обеспечены и искуплены, чтобы жить в послушании воле Бога, а слово «аллилуйя», заканчивающее этот псалом, может восприниматься и как благодарное признание Божьих благоволений, и как радостное согласие с их великими целями. Неужели Бог, так много сделав для нас, в то же время так мало ожидает получить от нас? Славьте Господа!

толкование Мэтью Генри на Псалтирь, псалом 104

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.