Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


2-я Паралипоменон | 6 глава

Толкование Мэтью Генри


Слава Господня в виде плотного облака наполнила храм, построенный Соломоном; тем самым Бог заявил о Своем присутствии. Этим обстоятельством сразу воспользовался Соломон и обратился к Нему особым образом как к Богу, Который находится близко.

1. Он торжественно заявил, какую цель преследовал, строя этот дом: его построили для удовлетворения народа и во славу Бога; и то и другое он благословил (ст. 1−11).

II. Он торжественно помолился Богу, чтобы Тот милостиво принял и ответил на все молитвы, которые будут вознесены в этом доме или в направлении к нему (ст. 12−42). Все это мы рассматривали раньше с небольшими изменениями (3Цар 8:12−53), и сейчас полезно вновь обратиться к этому материалу.

Стихи 1−11. Все наши религиозные действия имеют большие последствия в зависимости от того, хорошие ли наши устремления и сосредоточены ли мы на одной цели. Если бы Соломон построил храм из гордости, как царь Артаксеркс устроил пир лишь для того, чтобы показать великое богатство царства своего и блеск величия своего, то это не пошло бы ему на пользу. Но в данном месте он заявляет, какие побуждения им двигали, и они не только оправдали, но и возвеличили его действия.

1. Он построил храм для славы и почитания Бога; это была его главная и высочайшая цель. Все делалось для имени Господа, Бога Израилева (ст. 10), чтобы у Него был дом в жилище (ст. 2). Как нам сказали, Бог благоволил обитать во мгле (ст. 1), так пусть этот дом будет обителью мглы, ибо в вышнем мире Он обитает во свете, вынести который не может ни один глаз.

2. Он построил храм, следуя выбору, который Богу было угодно сделать относительно Иерусалима: Он избрал Иерусалим, чтобы там пребывало имя Его (ст. 6). В Иерусалиме было много величественных зданий, построенных для царей, их князей и царской семьи. И если Бог избрал это место, то здесь следовало построить здание, которое превосходило бы все остальные. Если люди так прославляли себя, то и Бога нужно было почтить таким образом.

3. Он построил храм, стремясь осуществить добрые планы своего отца, которые тот так и не смог воплотить: «Было на сердце у Давида, отца моего, построить дом имени Господа». Да знают к его чести, что это был его план (ст. 7), и Бог одобрил его, хотя и не позволил осуществить (ст. 8): «Хорошо, что это на сердце у тебя». Работа по возведению храма часто так совершается: один сеет, другой пожинает (Ин 4:37−38), один век начинает то, что следующий заканчивает. И пусть мудрейшие люди не считают для себя унижением доводить до конца хорошие дела, начатые теми, кто шел впереди них, и строить на их основании. Всякое доброе дело не является самобытным.

4. Он построил храм для того, чтобы исполнилось слово, изреченное Богом. Господь сказал: «Сын твой построит храм имени твоему»; и теперь он сделал это (ст. 9−10). Согласно божественному обетованию, это служение было определено для него и слава за его исполнение предназначалась ему: не он лично решил построить храм, а Бог призвал его сделать это. Хорошо, когда Тот, Кто определяет работу, при этом назначает людей, которые должны ее сделать; а тот, кто четко видит собственное призвание, может совершать свое дело с великим удовлетворением.

Стихи 12−42. В предыдущих стихах мы прочли о том, что Соломон фактически подписал и запечатлел обряд посвящения, подтверждавший, что храм посвящается богослужению и славе Божьей. А в данных стихах он молится посвященной молитвой, которая делает его прообразом Христа, великого Посредника, через Которого мы должны возносить свои молитвы и ожидать милостей от Бога, на Которого следует взирать всякий раз, когда делаем что-то для Бога. Мы уже рассматривали в деталях эту молитву (ЗЦар 8 гл.), поэтому здесь лишь мельком взглянем на некоторые ее отрывки, которые могут быть достойными объектами наших размышлений.

I. В ней изложены некоторые доктринальные истины.

1. Бог Израиля это Личность, обладающая несравненными совершенствами. Мы не можем описать Его, но знаем, что нет Бога, подобного Ему, ни на небе, ни на земле (ст. 14). Все творения имеют пары, но Бог не имеет равного Себе. Он безгранично выше всех, сущий над всем Бог, благословенный во веки.

2. Что Он есть и будет верен каждому Своему сказанному слову, и каждый, кто искренно служит Ему, убедится, что Он верен и милостив. Кто постоянно видит Бога перед собой и ходит пред Ним всем сердцем своим, тот увидит, что Он так же благ, как и Его слово; Он будет верен завету, заключенному с ними, и милостив к ним (ст. 14).

3. Он Личность безграничная и безмерная, Которую ни небеса, ни небеса небес не могут вместить, и Его блаженству мы ничего не сможем добавить своими самыми отчаянными усилиями в служении (ст. 18). Он бесконечно выше уз, которыми связаны творения, и безгранично выше хвалы, воздаваемой всеми разумными тварями.

4. Он, и только Он знает сердце сынов человеческих (ст. 30). Перед Ним открыты и обнажены все человеческие мысли, цели и привязанности; и даже если представления и намерения нашего сердца сокрыты от людей, ангелов и бесов, то они не могут сокрыться от Бога, Который знает не только то, что в сердце, но само сердце и все его удары.

5. В этой жизни невозможно найти безгрешного человека (ст. 36): «Нет человека, который не согрешил бы»; более того, который делал бы добро и не грешил бы; так он написал соответственно тому, что сказал (Еккл 7:20).

II. Следует обратить внимание на некоторые предположения или доводы.

1. Он предполагает, что если между двумя людьми возникнут сомнения и разногласия, то они должны обратиться к Богу и обязать поклясться человека, согласно свидетельству которого этот вопрос будет решен (ст. 22). Религиозное благоговение перед клятвой осталось прежним, поэтому можно предположить, что оно останется до тех пор, пока у людей будет совесть и здравый смысл.

2. Он предполагает, что хотя в настоящее время Израиль наслаждается миром и спокойствием, но могут настать беспокойные времена. Он не думал, что скала их процветания стоит так твердо, что ее невозможно поколебать, более того, был готов к тому, что грех поколеблет ее.

3. Он предполагает, что люди, которые раньше не призывали Бога, в страдании начнут ревностно и усердно искать Его. «Оказавшись в беде, они исповедают свои грехи и Твое имя и обратятся к Тебе с просьбой». Беда привлечет к Богу тех, кто говорил Ему: «Отойди» (ст. 24,26,28).

4. Он предполагает, что издалека придут чужеземцы, чтобы поклониться Богу Израилеву и воздать Ему почести; есть основания ожидать этого, если задуматься о том, какими бесполезными вещами являются боги язычников и какие доказательства привел Бог Израилев, чтобы показать, что Он Господь всей земли.

III. Приведенные здесь прошения очень уместны. Соломон просит:

(1) Чтобы Бог признал Свой дом и взирал на него как на место, где Он обещал положить имя Его (ст. 20). Он не мог бы с верой попросить Бога оказать такое особое благоволение этому дому (превыше любого другого), если бы Он сам не сказал, что это будет Его покой навеки. Чтобы молитва успешно достигла цели, она должна подкрепляться словом. Мы можем со смиренной уверенностью молиться Богу, чтобы Он благоволил к нам в Иисусе Христе, ибо Он заявил, что доволен Им: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», но Он не сказал ни об одном доме: «Это Мое любимое место».

(2) Чтобы Бог услышал и принял молитвы, которые вознесут на этом месте или в направлении к нему (ст. 21). Он не просит, чтобы Бог помог им, когда они будут молиться о себе, а чтобы помог им, ответив на их молитвы. Даже ходатайство Христа не замещает наши молитвы, а ободряет нас молиться. Он молится, чтобы Бог услышал их с места Своего обитания, даже с небес. Он продолжает обитать на небе, а не в храме, и оттуда должна прийти помощь: «Услышь с места обитания Твоего, с небес, услышь и помилуй». Отметьте: прощение грехов открывает путь для всех ответов на наши молитвы. Removendo prohibens — Отгоняет зло и удерживает его.

(3) Чтобы Бог справедливо судил всех, кто будет обращаться к Нему (ст. 23,30). Мы можем с верой молиться об этом, ибо знаем, что так и будет. Бог восседает на престоле суда и судит по правде.

(4) Чтобы Бог помиловал Свой народ, когда он покается и взыщет Его (ст. 25,27,38,39). Об этом мы также можем молиться с верой, ссылаясь на неоднократные заявления Бога о Своей готовности принять раскаявшихся грешников.

(5) Чтобы Бог приветствовал иноплеменников в Своем доме и ответил на их молитвы (ст. 33), ибо что касается суда, то один и тот же закон должен быть для пришельцев и рожденных на этой земле (Лев 24:22).

(6) Чтобы Бог во всех ситуациях признавал и заступался за дело Своего народа Израиля и выступал против его угнетателей (ст. 35 и 39): «Сделай, что потребно для них». Если они Израиль Божий, то их дело дело Бога, и Он поддержит его.

(7) Он заканчивает молитву выражениями, которым научился у своего благочестивого отца, позаимствовав их из его псалма. Их нет в Книге Царств, но здесь они изложены (ст. 41−42). Слово Бога во всей полноте можно использовать, чтобы направить нас в молитве; и разве, обращаясь к Богу, мы можем найти более подходящие слова, чем те, которые сказаны Его Духом? Но данные слова использовались особым образом, чтобы направить Соломона, ибо они касались того, что он в то время делал. Они изложены в Пс 131:8−10. Он молится (ст. 41):

(1) Чтобы Бог завладел храмом и остался владеть им, чтобы Он сделал его местом Своего покоя: «Ты и ковчег»; что сможет сделать ковчег без Бога, Которому он принадлежит, постановления без Бога постановлений?

(2) Чтобы Он сделал служителей храма благословением для страны: «Священники Твои да облекутся во спасение», то есть не только спаси их, но и сделай инструментом для спасения других благодаря вознесению жертв правды.

(3) Чтобы служение в храме вызвало радость и удовлетворение во всем народе Божьем: «Преподобные Твои да насладятся благами», то есть благами дома Твоего (Пс 64:5). Пусть все, пришедшие на богослужение, подобно евнуху, продолжат путь радуясь. Он ссылается на две вещи (ст. 42).

[1] На свои отношения с Богом: «Не отврати лица помазанника Твоего. Господи, Ты поставил меня царем, так неужели Ты не признаешь меня?»

[2] На завет Бога с его отцом: «Помяни милости к Давиду, рабу Твоему» набожность Давида (так понимают некоторые и такое значение иногда принимает это слово), его благочестивую заботу о ковчеге и беспокойство о нем (см. Пс 131:1−2 и далее), или обещания Бога Давиду, которые для него были милостью, великой поддержкой и утешением во всех бедах. Мы можем ссылаться (как Соломон в данном месте), взирая на Христа: «Господи, мы заслуживаем того, чтобы Ты отвратил Свое лицо, отверг нас и наши молитвы. Но мы приходим во имя Иисуса, Твоего Помазанника, Твоего Мессии (дословно), Твоего Христа (написано в Септуагинте). Его Ты слышишь всегда и никогда не отвратишь Его лица». Мы не имеем личной праведности, на которую можно было бы сослаться, но можем просить: «Господи, вспомни милости к Давиду, рабу Твоему». Христос раб Божий (Ис 42:1, англ. пер.), Он назван Давидом (Ос 3:5). «Господи, вспомни милости Свои и прими нас. Вспомни заботу Давида о славе Отца и спасении людей, что он сделал и как пострадал за это. Вспомни обетования вечного завета, которые свободная благодать даровала нам во Христе, названные неизменными милостями, обещанными Давиду» (Ис 55:3 и Деян 13:34). Это все, чего мы должны желать, на что надеяться и о чем молиться, ибо это спасение наше.

толкование Мэтью Генри на вторую книгу Паралипоменон, 6 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.