Данная глава описывает историю царствования Ахаза сына Иоафама. Он плохо царствовал, и это добавило ярости гневу Божьему. Данная глава рассказывает:
(I) Что он был великим нечестивцем (ст. 1−4).
(II) Из-за этого на него обрушилось бедствие (ст. 5−8).
(III) Бог через пророка отправил обличение армии Израиля за то, что израильтяне притесняли своих братьев иудеев, и они послушались этого обличения (ст. 9−15).
(IV) Многие бедствия постигли Ахаза и его народ (ст. 16−21).
(V) Несмотря на это, он остался приверженцем идолопоклонства (ст. 22−25). На этом заканчивается его история (ст. 26−27).
Стихи 1−5. Ни у одного человека не было такой возможности делать добро, как у Ахаза, ибо все обстояло благополучно: царство было богатым и сильным, а религия занимала твердую позицию. Но эти несколько стихов представляют его (1) как человека весьма порочного и развращенного. Он получил хорошее воспитание, и перед ним был хороший пример для подражания, но родители не могут передать благодать своим детям. Он забыл все наставления, данные ему, и не делал угодного в очах Господних (ст. 1); более того, он делал много зла для Бога, для собственной души и для своего народа. Он ходил путями мятежных израильтян и закланных хананеян, делал литых истуканов и поклонялся им, вопреки второй заповеди; более того, он делал истуканов для Ваала, вопреки первой заповеди. Он оставил храм Господень и жертвоприношение и совершал курения на высотах (словно они возносили его ближе к небесам) и у каждого зеленого дерева (словно оно символизировало защиту и влияние небес своей тенью и прохладой). В дополнение ко всем своим злодеяниям, как человек, абсолютно лишенный не только всех человеческих чувств, но и религии, как существо, полностью посвятившее себя служению и интересам величайшего врага человечества, он сжигал своих детей в огне Молоху (в англ. пер.), не задумываясь о том, что для посвящения их этому бесчеловечному дьяволу было достаточно провести их через огонь. Посмотрите, какое абсолютное влияние имеет князь, владычествующий в воздухе, над сынами противления.
(2) Окончательно испорченным человеком, ставшим добычей. Когда он оставил Бога и ценой огромных затрат вверил себя защите ложных богов, то Бог, Который по праву был его Богом, предал его в руки врагов (ст. 5).
[1] Сирийцы напали и одержали над ним победу; они поразили его на поле боя и увели много из его народа в плен.
[2] Хотя царь Израиля был идолопоклонником, но стал для Ахаза бичом и произвел у него великое поражение. От этих судов страдал народ: проливалась кровь граждан, страна подвергалась опустошению, а семьи рушились; ибо когда иудеи имели благочестивого царя, то хотя сами продолжали еще грешить (2Пар 27:2), но его благочестие покрывало их, а теперь, когда воцарился нечестивый царь, вся защита отошла от них и захлестнул поток судов. Кто не осознал, насколько был счастлив во время предыдущего царствования, тот научился ценить его, сравнивая с бедствиями, сопутствовавшими нынешнему.
Стихи 6−15. I. Отступившей от Бога Иудее пришлось испытать на себе упреки Божьего провидения, и они оказались весьма суровыми. Никогда еще с момента разделения на два царства не было пролито столько крови, к тому же израильтянами. Ахаз пошел путями царей Израилевых, и царь Израиля стал инструментом Божьим для его наказания. Бог справедливо делает нашим наказанием тех, кого мы сделали партнерами или кто сделал нас партнерами в грехе. Разразилась война между Иудеей и Израилем, и Иудея оказалась в плачевном положении, ибо (1) на поле битвы пало много воинов. Огромное количество (120000) людей воинственных было убито (ст. 6); среди них много начальников и даже один царский сын. Нескольких своих сыновей Ахаз принес в жертву Молоху, поэтому вполне справедливо один был принесен в жертву божественной справедливости. Среди павших был Елкана второй по царе, его друг и премьер-министр государства, или, возможно, находившийся рядом с царем во время сражения, из чего следует, что Ахазу самому с трудом удалось спастись (ст. 7). В то время царство Израиля не было могущественным, тем не менее достаточно сильным, чтобы нанести великое поражение Иудее. Но безусловно, так много великих и сильных людей не было бы убито в один день, если бы все они не были непонятным образом подавлены осознанием собственной вины и праведностью руки Божьей, коснувшейся их. Даже мужественных людей приравняли к овцам, обреченным на заклание, ибо они оказались легкой добычей для врага; причина в том, что они оставили Господа, Бога отцов своих, и поэтому Он оставил их.
(2) Израильтяне взяли в плен много жен и сыновей (ст. 8). Когда армия на поле боя была разгромлена, то ничто больше не препятствовало врагу грабить города и села: их жители стали рабами, а богатство добычей.
II. Даже победоносный Израиль подвергся порицанию слова Божьего за используемый ими неверный принцип при ведении войны с Иудеей и за неверное поведение после победы. Этот упрек оказал правильное воздействие, и данные стихи рассказывают:
1. Что Бог отправил им послание через пророка, который вышел встретиться с ними, но не для того, чтобы похвалить за доблесть и поздравить с победой (хотя они вернулись нагруженные добычей и трофеями), а чтобы во имя Бога сказать им об ошибках и предостеречь о судах Божьих.
(1) Он сказал, каким образом им удалось одержать победу, которой они так гордились: не потому что Бог благоволил к ним или они заслужили этой милости от Него, а потому что разгневался на Иудеев и сделал израильтян жезлом Своего негодования. «Да будет вам известно, что не за вашу праведность, а за их нечестие (Втор 9:5) вы избили их, поэтому не гордись, но бойся, что Бог также не пощадит и тебя» (Рим 11:20−21 ).
(2) Он обвинил их в злоупотреблении властью, которую Бог дал им над их братьями. Кто думает, что победа дает власть делать то, что он хочет, и считает, что самый длинный меч дает более очевидное право на владение жизнью и имуществом (jusque datum sceleri сила это право), тот не понимает, что такое победа. Неразумно подобным образом использовать победу, и нечестиво злоупотреблять ею. В данных стихах победителей порицают [1] за жестокую резню, которую они устроили на поле боя. Безусловно, во время войны приходится проливать кровь, и мы считаем, что это законно, но в их случае это стало грехом, потому что они делали это из враждебности к своим братьям и в нехорошей манере с жестокостью и яростью, которая достигла небес, то есть пролитая кровь взывала к Богу об отмщении в адрес этих кровожадных людей, получавших удовольствие от избиения. Если служащие Божьей справедливости совершают свое служение с яростью, движимые духом отмщения, то тем самым делают себя омерзительными для Бога и лишаются чести действовать от Его имени, ибо гнев человека не творит правды Божией. [2] За высокомерное обращение со своими узниками: «Теперь вы думаете поработить их использовать для работы или продать, как рабов, хотя они являются вашими братьями и свободно рожденными израильтянами». Бог обращает внимание на стремления людей, на то, что они говорят и делают.
(3) Он напомнил им об их грехах, из-за которых они тоже стали отвратительными для гнева Божьего: «А разве на вас самих нет вины перед Господом, Богом вашим?» (ст. 10). Он взывает к их совести и ссылается на очевидное положение дел: «Хотя сейчас вы стали орудием, наказывающим Иудею за грехи, но на этом основании не думайте, что сами невиновны. Нет, вы виновны перед Богом». Это должно было обуздать [1] их ликование победой. «Вы грешники, а грешникам не приличествует гордиться; сейчас вы победили, но не будьте самонадеянными, ибо колесо может повернуться и обратиться на вас; и если суд начинается подобным образом с тех, кто представляет собой дом Божий, то что будет в конце с теми, кто поклоняется тельцам?» [2] Их жестокость по отношению к братьям. «Сейчас вы одержали победу над ними и должны проявить к ним милость, ибо сами погибнете, если Бог не будет милостив к вам. Грешникам не приличествует быть жестокими. Вы уже совершили достаточно преступлений, за которые придется ответить, и поэтому не следует добавлять к ним новые».
(4) Он велел им освободить пленников и заботливо отослать их домой (ст. 11): «Так как вы согрешили, то пламень гнева Господня на вас, и у вас есть только одна возможность избежать его — оказать милость».
2. Что в связи с этим посланием князья решили не удерживать пленников. Они встали против шедших с войны и (хотя победа воодушевила тех) открыто сказали им больше не приводить пленников в Самарию (ст. 12−13). Они уже совершили достаточно грехов, за которые придется отвечать, и не хотели добавлять новых к своим прежним преступлениям. Поступив таким образом, они проявили послушание слову Божьему, переданному через пророка, и нежное сострадание к своим братьям, которое появилось в них благодаря милости Бога; ибо Господь обращает внимание на страдания Своего бедного народа: слышит их вопль и возбуждает к ним сострадание во всех, пленявших их (Пс 105:44,46).
3. Воины согласились с решением князей по этому вопросу и отпустили пленников.
(1) Хотя вооруженные воины могли силой отстаивать право на то, что они добыли в бою с помощью меча, но они согласились отпустить своих пленников и добычу передали в распоряжение князей (ст. 14); при этом они проявили больше мужества, чем в то время, когда брали их в плен. Великой чести заслуживает тот, кто покорился силе разума и религии вопреки личным интересам.
(2) Князья великодушно отправили домой бедных пленников, при этом обеспечив их всем необходимым (ст. 15). Кто надеется обрести милость у Бога, тот должен научиться быть милостивым к тем, кто находится в его распоряжении. Странно, что князья, которые в данной ситуации проявили великое уважение к слову Божьему и оказали сильное влияние на свой народ, не имели достаточно благодати, чтобы послушаться призывов Бога, переданных через многих пророков, и искоренить идолопоклонство в своем царстве, ибо вскоре после этого оно привело к его гибели.
Стихи 16−27. Данные стихи описывают:
I. Великое бедствие, обрушившееся на царство Ахаза за его грех. В общем:
(1) Унизил Господь Иудею (ст. 19). Еще не так давно это была богатая и могущественная страна, но Бог нашел средства, чтобы смирить ее и сделать такой презренной, какой грозной она была раньше. Кто не желает смиряться от слова Божьего, того справедливо смирят Его суды. Они были уничижаемы за беззаконие свое (Пс 105:43).
(2) Ахаз сделал Иудею беззащитной. Его грех не только развратил, но и лишил защиты жителей страны. Они стали беззащитными, и это опозорило и подвергло их презрению, как презирают человека, лишенного одежды. Они стали беззащитными, и это подвергло их опасности, ибо теперь на них могли нападать, как на невооруженных людей (Исх 32:25). Грех лишает людей одежды. В частности, идумеяне, чтобы отомстить за жестокое обращение с ними Амасии (2Пар 25:12), многих побили в Иудее и взяли в плен (ст. 17). На них также напали филистимляне, которые завладели некоторыми приграничными городами и деревнями (ст. 18); так они отомстили за нашествия Озии (2Пар 26:6). И чтобы показать, что именно за грех Ахаза филистимляне напали на его страну, в тот же год, когда умер царь, пророк Исайя предсказал, что они будут истреблены его сыном (Ис 14:28−29).
II. Каким образом Ахав умножил вину страны и бедствие, постигшее ее.
1. Он умножил бедствие, заискивая перед чужеземными царями в надежде, что они помогут ему. Когда идумеяне и филистимляне стали досаждать ему набегами, то он послал к царям Ассирийским, чтоб они помогли ему (ст. 16), ибо увидел, что его царство ослаблено и беззащитно, а он сам не мог довериться Богу. Поэтому Ахаз пошел на огромные затраты, чтобы привлечь на свою сторону царей Ассирии: он опустошил дом Божий, дом царя и вымогал деньги у князей, чтобы нанять их армии для служения себе (ст. 21). Хотя он стал идолопоклонником, подражая соседним языческим народам, но за это они не стали ценить или любить его больше; податливость Ахаза, из-за которой он потерял Бога, не помогла ему завоевать их любовь, а только его деньги. Часто оказывается, что нечестивцы на самом деле не любят тех, кто присоединился к ним, и не пытаются оказать им милость. На деградировавшую ветвь со всех сторон смотрят как на презренную ветвь (Ис 14:19). Но чего же добился Ахаз с помощью царя ассирийского? Почему сказано, что он пришел, но был в тягость, вместо того, чтобы помочь ему? (ст. 20−21). Ассирийская армия расположилась в его стране и тем самым лишь ослабила и опустошила ее; ассирийцы стали высокомерными и надменными и доставили много неприятностей, как надломленная трость, которая не только ломается, но и пронзает руку.
2. Он умножил вину, заискивая перед чужими богами в надежде, что они помогут ему. Оказавшись в беде, вместо того чтобы покаяться в идолопоклонстве (увидеть безрассудство которого у него было достаточно оснований), он продолжал беззаконно поступать (ст. 22) и еще больше обезумел от своих идолов. И в данных стихах на нем ставится печать позора за это: «Он царь Ахаз, несчастный человек, ставший позором дома Давидова, а также проклятием и наказанием своего поколения». Отметьте: безусловно, нечестивыми и порочными можно назвать тех людей, которые от страданий становятся хуже, а не лучше, и в тесное для себя время продолжают беззаконно поступать, у кого пороки усиливаются из-за того, что должно ослаблять их, и чьи сердца не страшатся делать зло. Давайте посмотрим, какое преступление он совершил.
(1) Ахаз осквернил дом Божий, ибо сокрушил его сосуды, чтобы священники не могли совершать служение в храме или чтобы оно совершалось не так, как должно, из-за отсутствия сосудов; вскоре он запер двери дома Господня, чтобы люди не посещали его (ст. 24). Он поступил хуже всех нечестивых царей, владычествовавших до него.
(2) Ахаз противостал жертвеннику Бога, ибо устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме, так что (как говорит пророк) они стояли, как груды камней на межах поля (Ос 12:11). В городах Иудеи благодаря своей власти или преследованиям он построил высоты для людей, чтобы они могли сжигать курения своим идолам, словно специально раздражал Господа, Бога отцов своих (ст. 25).
(3) Он изгнал самого Бога, ибо приносил жертвы богам Дамасским (ст. 23), но не потому что любил (ибо думал, что они поражают его), а потому что боялся их, полагая, что они помогают его врагам, и надеялся, что, если ему удастся привлечь их на свою сторону, они помогут ему. Глупый человек! Господь Бог поражал его и укреплял сирийцев против него, а не боги дамасские; и если бы он приносил жертвы Ему одному, то Он помог бы. Неудивительно, что привязанность и благоговение человека обращены не к тому объекту, раз они неправильно определяют творца своих бед и помощника. Что же из этого вышло? Боги сирийские помогли Ахазу не больше, чем цари ассирийские; они погубили его и весь Израиль. Этот грех разгневал Бога и побудил Его наслать на них суды, в результате чего Ахаз умер в расцвете сил, когда ему исполнилось всего тридцать шесть лет. Его пример развратил народ до такой степени, что реформация, имевшая место во время следующего царствования, не смогла исцелить их от склонности к идолопоклонству, и этот корень горечи сохранился в них, пока не был выдернут пленением в Вавилоне. Глава завершается описанием последних дней царствования Ахаза (ст. 26−27). Насколько мне известно, он умер нераскаявшимся, а поэтому его смерть была бесславной, ибо он не был похоронен в гробницах царей Израилевых. Его справедливо посчитали недостойным лежать среди них, ибо он очень отличался от них и как правитель, использовавший свою царскую власть для разрушения Церкви, а не для ее защиты и назидания, не заслуживал быть похороненным вместе с царями.
толкование Мэтью Генри на вторую книгу Паралипоменон, 28 глава