Данная глава описывает царствование Амасии не самого худшего, но и далеко не благочестивого царя. Большая часть отрывков из данной главы ранее излагалась более кратко (4Цар 14). В ней мы читаем, что:
(I) Амасия справедливо отомстил за смерть своего отца (ст. 1−4).
(II) Он послушно соблюдал заповеди Бога (ст. 5−10).
(III) Он жестоко поступил с побежденными идумеянами (ст. 11−13).
(IV) Он начал безрассудно поклоняться богам Едома и стал нетерпеливым к порицаниям за это (ст. 14−16).
(V) Он поспешно бросил вызов царю Израиля и был наказан за свою поспешность (ст. 17−24). Амасия бесславно закончил свою жизнь.
Стихи 1−13. В данных стихах:
I. Приводится главная характеристика Амасии: «Делал он угодное в очах Господних: поклонялся истинному Богу, поддерживал богослужение в храме и содействовал религии в своем царстве», но делал он это не от полного сердца (ст. 2), то есть не был мужем трезвого благочестия и не ревновал по религии. Он не был ее врагом, а лишь холодным и безразличным другом. Такой же характер имеют многие люди в Лаодикийском периоде: они делают то, что хорошо, но не от полного сердца.
II. Рассказывается о необходимом акте справедливости, который он совершил над предателями, убившими его отца: он умертвил их (ст. 3). Хотя можно предположить, что, совершив этот поступок, они хотели отомстить своему царю за смерть пророка (на что указывалось ранее, 2Пар 24:25), но это ни в коей мере не могло оправдать их преступление, ибо они не были мстителями, а самонадеянно взяли на себя то, что должен был сделать Бог. Поэтому Амасия сделал то, что должен был сделать, призвав их к ответу за содеянное, но запретив предавать смерти детей за грех родителей (ст. 4).
III. Описывается его поход против идумеян, которые не так давно восстали против владычества Иудеи, а он пытался вновь покорить их. Обратите внимание:
1. Он серьезно подготовился к этому походу:
(1) Выстроил свою армию и расположил в определенном порядке (ст. 5). Благодаря этому Амасия увидел, что Иуда и Вениамин насчитывают всего 300000 воинов, пригодных для войны, в то время как при Иосафате, пятьдесят или шестьдесят лет тому назад, их было в четыре раза больше. Грех ослабляет народ, уменьшает его количество, угасает дух, делает менее значительным по положению и численности.
(2) В помощь он нанял воинов из царства Израиля (ст. 6). Увидев, что в его царстве не хватает мужчин, он решил восполнить этот недостаток своими деньгами и поэтому взял на денежное содержание 100000 израильтян. Если бы, прежде чем сделать это, он посоветовался со своими пророками или подумал о том, как мало хорошего добились его предшественники, заключив союз с Израилем, то не делал бы этого. Но спешка часто дает повод для раскаяния.
2. На повеление отпустить из армии израильтян, которое Бог послал ему через пророков (ст. 7−8). Ему вообще не нужно было звать кого-то на помощь, ибо это выглядело как недоверие к Богу. Если бы он был уверен в Божьем присутствии, то ему хватило бы собственной армии. Лично он не нуждался в их помощи, потому что нет Господа со всеми сынами Ефрема и они не с Ним, а поклоняются тельцам. Ему не следовало использовать их, потому что он не мог положиться на них в каком-либо служении. Что хорошего можно ожидать от тех, с кем нет рядом Бога и чьи дела не благословлены Им? Хорошо в своих делах задействовать тех, у кого (есть основания надеяться) есть часть на небесах, и опасно объединяться с теми, от кого отошел Господь. Пророк заверил его в том, что если он будет упорствовать в решимости взять с собой в поход идолопоклонников и отступников-израильтян, надеясь тем самым усилить свою армию для сражения, то это погубит его; израильтяне окажутся мертвым грузом для его армии, они будут мешать и предадут ее: «Повергнет тебя Господь пред лицом врага, и эти израильтяне погубят твое дело; у Бога есть сила помочь тебе без их участия и повергнуть тебя, даже если ты объединишься с ними».
3. На возражение, которое привел Амасия против этого повеления, и удовлетворительный ответ пророка на это возражение (ст. 9). Царь передал израильским воинам 100 талантов в качестве предоплаты. «И теперь, сказал он, если я отошлю их, то потеряю эти деньги. Что же делать со ста талантами?» Подобные возражения часто приводят люди, не желающие выполнять свой долг, ибо боятся из-за этого что-то потерять. «Не думай об этом, ответил пророк, может Господь дать тебе более сего; ты можешь рассчитывать на это, ибо Бог не допустит, чтобы из-за Него ты оказался в проигрыше. Что такое 100 талантов для тебя и для Него? У Него есть много способов восполнить потерю; не стоит даже говорить об этом». Отметьте: твердая вера во вседостаточность Бога в то, что Он поможет нам исполнить свой долг, щедро возместит потерю и ущерб, нанесенный нам во время служения Ему, сделают Его ярмо нетрудным и Его бремя очень легким. Что такое вера в Бога, как не готовность потерять что-либо ради Него, уповая на Его благость и имея от Него уверенность в том, что из-за Него мы ничего не потеряем, а если нам и придется с чем-то расстаться, то Он восполнит потерю. Когда нам жалко лишаться чего-либо ради Бога и своей религии, то нас должна удовлетворить мысль о том, что Бог может дать нам намного больше утерянного. Он справедлив и благ и может сделать это. Из-за своего послушания царь потерял 100 талантов, и мы читаем, что позже такая же сумма была дана его внуку Иоафаму в качестве подарка (2Пар 27:5); тогда была уплачена основная сумма, а в качестве процентов 10000 мер пшеницы и столько же ячменя.
4. На его послушание повелению Бога, что записано, чтобы отметить его. Он решил, что лучше потерять деньги, причинить неудобства союзникам, отпустить четвертую часть своей армии (как раз столько, сколько намеревался вывести на поле боя), чем обидеть Бога: «Он отделил войско из земли Ефремовой, чтоб они шли в свое место» (ст. 10). Они отправились домой разгневанные, считая, что им нанесли большое оскорбление и выставили глупцами, уволив со службы как воинов, не годных к сражению, возможно, огорченные из-за того, что упустили возможность ограбить и получить прибыль, объединившись с Иудой в войне против Едома. Люди склонны возмущаться, когда что-то затрагивает их доход или репутацию, хотя это освобождает их от проблемы.
5. На победу, одержанную над идумеянами (ст. 11−12). Он оставил мертвыми на поле боя 10000 воинов, еще 10000 воинов взял в плен и жестоко убил всех, сбросив в обрыв с крутой скалы. Нам не сказано, что побудило его к такой жестокости к этим людям, но он поступил очень сурово.
6. На зло, которое причинила городам Иудеи расформированная армия Израиля во время своего возвращения (ст. 13). Они были в ярости из-за того, что их отправили домой, и поэтому решили, что раз им не удастся разделить с Иудеей добычу Едома, то они сделают Иудею своей добычей. Израильтяне ограбили несколько приграничных городов и убили 3000 мужчин, оказавших сопротивление. Но почему Бог допустил, чтобы это случилось? Разве не из послушания Ему этих людей отправили домой, так почему же страна пострадала от этого? Да, безусловно, путь Бога в море! Но разве пророк не говорил, что нет Бога с сынами Ефрема, так почему они одолели Иудею? Несомненно, тем самым Бог хотел наказать эти города Иудеи за их идолопоклонство, которое особенно распространилось в районах, граничивших с Израилем. Израильтяне развратили их, а теперь стали для них наказанием. Так и сатана не только искушает, но и мучит.
Стихи 14−16. Данные стихи рассказывают: Как Амасия отошел от Бога Израилева и прилепился к богам идумеян. Какое вопиющее безрассудство! Ахаз поклонялся богам тех, кто победил его, и в этом его можно понять (2Пар 28:23). Но поклоняться богам тех, кого ты победил, богам, которые не смогли защитить своих поклонников, было величайшей глупостью. Что увидел он в богах сынов Сеира такого, что могло соблазнить его поставить их в качестве своих богов и перед ними кланяться? (ст. 14). Если бы он сбросил идолов со скалы и разбил их вдребезги вместо взятых в плен узников, то проявил бы благочестие и сострадательность израильтянина; но, возможно, именно за эту варварскую бесчеловечность он был предан идолопоклонству. Что за этот грех Бог послал ему обличение через пророка. Воспылал на него гнев Господа, и вполне справедливо; но, прежде чем погубить его, Он послал пророка, чтобы обличить и изменить его и таким образом предотвратить его гибель. Пророк увещевал его очень четко и кротко: «Зачем ты ищешь благоволения богов этих, которые не избавили народа своего?» (ст. 15). Если бы люди должным образом поразмыслили о неспособности оказать помощь тех, к кому они прибегают, оставив Бога, то они не были бы такими врагами для самих себя, какими являются. Как царь обуздал своего обличителя (ст. 16). Он не смог сказать ничего в оправдание собственного безрассудства, ибо обличение было слишком справедливым, чтобы отвечать на него. Но он разгневался на обличителя.
1. Амасия насмехался над ним как над человеком дерзким и оскорбительным, занявшимся не своим делом: «Разве советником царским поставили тебя?» Разве не мог человек благоразумно увещевать его, и разве при этом его обязательно нужно было обвинить в посягательстве на узурпацию власти советника? Кроме того, как пророк, он действительно был советником царя от имени Царя царей, к которому Амасия должен был не только прислушиваться, но и обращаться за советом.
2. Он заставил его молчать и велел больше не говорить ни слова. Он провидящим сказал: «Перестаньте провидеть» (Ис 30:10). Люди с радостью водили бы своих пророков на поводу (как мы говорим), чтобы те говорили им то, что они хотят слышать, но не наоборот.
3. Он угрожал ему: «Перестань, чтоб не убили тебя. Если ты скажешь еще одно слово по этому поводу, то это будет стоить тебе жизни». Похоже, он напомнил ему об участи Захарии во время последнего царствования, которого предали смерти за то, что он дерзил царю, и велел ему принять это предостережение. Угрожая таким образом, он оправдывал убийство пророка и фактически делал себя виновным в пролитии крови обоих. Он послушался пророка, велевшего ему отослать армию Израиля, и подчинился его руководству, хотя это противоречило его политическим интересам и привело к утере 100 талантов (ст. 10). А на этого пророка, разубеждавшего его поклоняться богам идумеян, он набросился с необъяснимой яростью, что можно приписать колдовству идолопоклонства. Его легко можно было убедить расстаться с талантами серебра, но никакие средства не могли заставить отказаться от серебряных богов. На приговор, вынесенный ему пророком. Он хотел бы сказать больше через наставления и совет, но, увидев, насколько царь упрям в своем беззаконии, воздержался. Он привязался к идолам: оставь его! (Ос 4:17). В бедственном положении находится человек, с которым благословенный Дух прекращает бороться через служителей и совесть (Быт 6:3). Если в течение длительного времени внешние и внутренние обличители пугают, но ничего не добиваются, то они прекращают действовать. Потому Я оставил их упорству сердца их. Возможно, самонадеянный грешник, заставив своих обличителей и наставников молчать и избавившись от них, считает это благородным и счастливым достижением. Но что из этого выходит? «Знаю, что Бог решил погубить тебя, и то, что ты сделал сие и не слушаешь совета моего, является четким указанием, что ты отмечен для гибели». Кто остается глухим к обличениям, тот быстро созревает для гибели (Притч 29:1).
Стихи 17−28. Данные стихи рассказывают, что этот деградирующий правитель был смирен своим соседом и убит собственными подданными.
I. Никогда еще гордого правителя так основательно не смиряли, как Амасию смирил Иоас, царь израильский.
1. Данная часть истории (которая во всем объеме приведена в 4Цар 14:8 и далее) рассказывает о глупом вызове, который Амасия бросил Иоасу (ст. 17), на что царь израильский высокомерно и презрительно ответил (ст. 18); он также дал ему дружеский совет сидеть дома, чтобы все благополучно закончилось (ст. 19). Но Амасия упорно настаивал на своем требовании (ст. 20−21), за что потерпел поражение (ст. 22) и навлек беду на себя и свой город (ст. 23−24). Эта ситуация подтверждает две притчи Соломона:
(1) Гордость человека унижает его (Притч 29:23). Она предшествует его гибели и не только приводит к ней, но и часто является непосредственным поводом. Всякий возвышающий сам себя унижен будет.
(2) Кто вступает поспешно в тяжбу, тот, скорее всего, в конце не будет знать, что делать, когда соперник осрамит его (Притч 25:8). Кому нравится соперничество, тот раньше, чем он думает, будет иметь его достаточно.
2. Но в данной книге присутствуют два отрывка, с которыми мы не сталкивались ранее в Книге Царств.
(1) В ст. 17 говорится, что Амасия посоветовался, прежде чем послать к Иоасу, царю Израиля. Но с кем? Не с пророком, ибо тот не был царским советником, скорее всего, он посоветовался с вельможами, занимавшими государственные посты, и они польстили ему, посоветовав сделать этот шаг и обещая успех. Хорошо, когда человек советуется, но принимать советы нужно от людей компетентных. Кто не принимает совет от слова Божьего, которое правильно наставляет, тому справедливо будет дана возможность последовать плохому совету, который доведет его до гибели. Пусть глупцами становятся те, кто не желает стать мудрым.
(2) В данной ситуации безрассудство Амасии стало наказанием за его нечестивость (ст. 20): «От Бога было это; Он предоставил его самому себе, чтобы тот совершил безрассудный поступок, в результате которого он сам и его народ были преданы в руки врагов, ибо они оставили Бога и стали прибегать к богам Идумейским». Кого не удается убедить поступать хорошо ради своей души, тому будет дана возможность следовать собственным намерениям, чтобы причинять зло самому себе.
II. Ни с одним правителем его подданные не поступили так жестоко, как с Амасией. После того времени, как отступил он от Господа (ст. 27), сердца его подданных удалились от него, и они начали замышлять заговор против него в Иерусалиме. Возможно, их больше возмущало его поспешное решение развязать войну с Израилем, чем поклонение богам Едома. Наконец недовольство достигло максимальной степени, а он сам догадался, что против него составлен заговор, в результате чего посчитал уместным покинуть царский город и бежать в Лахис. Возможно, он считал это место тайным, где он может скрыться, или хорошо укрепленным, где он будет защищен. Но за ним послали туда, и там же убили. Из того, каким образом его предали смерти, можно сделать вывод, что это было сделано осознано, и причиной этого было отвращение к нему не одного или двух слуг, а значительного количества людей, осмелившихся совершить это. Как бы они ни были неправы в своем поступке, но Бог был праведен.
толкование Мэтью Генри на вторую книгу Паралипоменон, 25 глава