Данная глава описывает:
(I) В какой великой опасности и беде оказались Иосафат и его царство, когда в Иудею вторглись иноземные войска (ст. 1−2).
(II) Ради спасения он пошел путем благочестия: он постился, молился и искал Бога (ст. 3−13).
(III) Бог через пророка сразу заверил его в победе (ст. 14−17).
(IV) Царь с благодарностью и верой принял эти заверения (ст. 18−21).
(V) В связи с этим Бог поразил их врагов (ст. 22−25).
(VI) Иудеи торжественно поблагодарили Бога за одержанную победу и ее благие последствия (ст. 26−30).
(VII) В заключительной части царствования Иосафат совершил некоторые ошибки (ст. 31−37).
Стихи 1−13. В предыдущей главе мы оставили Иосафата, занятого реформированием своего царства, должным устроением системы правосудия и поддержания религии; и мы предполагали, что впредь будем слышать только о мире и процветании его царства. Но в данной главе мы находим его в беде, хотя за ней последовало такое славное избавление, что явилось щедрым воздаянием за его благочестие. Если, идя путем долга, мы сталкиваемся с бедой, то должны верить, что она послана для того, чтобы у Бога появилась возможность оказать нам Свою чудесную милость. Данные стихи повествуют о том, что:
I. Грозные армии моавитян, аммонитян и их союзников решили напасть на царство Иосафата (ст. 1). Известие об этом достигло его в то время, когда враг уже почти вторгся в его страну (ст. 2). Неясно, что послужило поводом для ссоры с Иосафатом; сказано, что они пришли из-за моря (здесь подразумевается Мертвое море, где раньше стоял Содом). Похоже, они прошли через территорию, которую занимали десять колен, расположенные за Иорданом, и те позволили им пересечь их границы. Так они «отблагодарили» Иосафата за то, что он помог им вернуть Рамоф Галаадский. Для осуществления этого плана объединились несколько народов, но главенствовали сыны Лотовы, а остальные помогали им (Пс 82:68). Соседние народы боялись Иосафата (2Пар 17:10), но, возможно, сближение с Ахавом умалило его в их глазах, и они догадывались, что его Бог недоволен этим; и это, как они воображали, давало им возможность сделать его царство своей добычей.
II. Иосафат приготовился встретить захватчиков. Не сказано, чтобы он собирал армию, хотя, скорее всего, он сделал это, ибо Богу следует доверять только в том случае, если используешь имеющиеся средства. Но больше всего царь старался обрести благоволение Бога и заручиться Его поддержкой; он был особенно усерден в этом, ибо не так давно ему сказали, что на нем гнев от лица Господня (2Пар 19:2). Он мыслил так же, как его отец Давид. Если мы заслуживаем наказания, то главное не попасть в руки людей.
1. Он испугался. Осознание собственной вины сделало его пугливым. Кто виновен в незначительном грехе, тот особенно осознает его. Неожиданность усилила его страх. Святой страх подталкивает к молитве и приготовлениям (Евр 11:7).
2. Он обратил лицо свое взыскать Господа и прежде всего сделать Его своим другом. Кто желает взыскать Господа и найти Его, чтобы обрести Его благоволение, тот должен настроить себя на Его поиск, делать это целенаправленно, имея искреннее намерение и прилагая максимальные усилия и решительность в поиске Его.
3. Он объявил пост по всей Иудее, назначил день смирения и молитвы, чтобы весь народ объединился вместе, исповедовал свои грехи и попросил помощи у Господа. Пост и отказ подкреплять свое тело пищей в таких необычных ситуациях является признаком самоосуждения за совершенные нами грехи (когда мы считаем себя недостойными есть хлеб, и поэтому Бог может справедливо лишить нас этого) и самоотречения в будущем. Когда мы постимся из-за греха, то это говорит о нашей решимости оставить его, хотя для нас он был подобен сладкой конфетке. Гражданские власти должны были призвать вверенных им людей исполнить свой долг: поститься и молиться в связи с данными обстоятельствами; это должно было стать государственным действием для того, чтобы в ответ была получена милость для всего государства.
4. Люди с готовностью пришли из всех городов Иудеи и собрались во дворе храма, чтобы объединиться в молитве (ст. 4); они предстали пред Господом, как просители у Его дверей, вместе со своими женами и детьми; они сами и их семьи оказались в опасности, и поэтому они привели их с собой, чтобы взыскать Господа. «Господи, конечно, мы недостойный народ, который заслуживает того, чтобы его оставили и погубили; но здесь с нами пришли малые сии, которые невиновны, не дай им погибнуть в этом сражении». Бог пощадил Ниневию лишь ради детей (Иона 4:11). Местом, где они встретились, был дом Господень, пред новым двором, который, возможно, недавно был добавлен к прежним дворам (этот двор, как полагают некоторые, назывался женским двором); они собрались там во исполнение милостивого обетования, данного Богом в ответ на молитву Соломона (2Пар 7:15): «Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем».
5. Сам Иосафат был устами собрания, обращенными к Богу; он не перекладывал эту обязанность на своих священников. Хотя царям запрещалось сжигать воскурения, но было разрешено молиться и проповедовать, как делали это Соломон и Иосафат в данной ситуации. Здесь записана молитва, вознесенная Иосафатом по этому поводу, или ее часть; это превосходная молитва.
(1) В ней он признает всемогущее владычество божественного провидения, воздает Богу за него славу и утешается им (ст. 6): «Не Ты ли Бог на небе? Безусловно Ты, и ни один из языческих богов не сравнится с Тобой; тогда яви это. Разве не Ты владычествуешь над всеми царствами и даже над царствами язычников, которые не знают Тебя? Так руководи ими, поставь границы их дерзким и грозным атакам. Разве не в Твоей руке сила и крепость, так что никто не устоит против Тебя? Господи, яви Свою силу и заступись за нас. Прославь Свое могущество».
(2) Он ссылается на свои заветные отношения с Богом и свою часть в Нем. «Ты Бог на небе, Бог отцов наших (ст. 6) и Бог наш (ст. 7). Кого еще мы можем искать, на кого уповать и к кому обращаться за помощью, как не к Богу, Которого мы избрали и Которому служим?»
(3) Он показывает, что они имеют право владеть этой землей, и оно неоспоримо: «Ты отдал ее семени Авраама, друга Твоего. Он был Твоим другом (на этот факт ссылается Послание Иакова 2:23, чтобы прославить в Авраама, показав, что он наречен другом Божиим); мы семя его и надеемся, что являемся возлюбленными Божиими ради отцов (Рим 11:28; Втор 7:8−9). Мы владеем этой землей, потому что Ты подарил нам ее. Господи, сохрани для нас Твой подарок и подтверди его для всех, кто посягает на него. Не допусти, чтобы нас выгнали из наследственного владения. Мы Твои арендаторы; Ты наш землевладелец; так неужели Ты не удержишь того, что Тебе принадлежит?» (ст. 11). Кто использует для Бога все, что имеет, тот может с утешением надеяться, что Бог сохранит его имущество.
(4) Он упоминает святилище и храм, который они построили во имя Бога (ст. 8), но не считает, что за это они заслуживают милости от Бога, ибо из принадлежащего Господу они давали Ему; это было знаком благодатного присутствия Бога с ними, и они поверили, что Он услышит и поможет, когда в беде они воззовут к Нему перед этим домом (ст. 8−9). «Господи, когда мы построили его, то это здание предназначалось для ободрения нашей веры в такие трудные времена, как эти. Здесь пребывает Твое имя; здесь стоим мы. Господи, помоги нам ради славы имени Твоего».
(5) Он ссылается на неблагодарность и несправедливость врагов: «Мы являемся народом, заступившись за который Ты прославишь Себя; а они таковы, что Ты прославишься, выступив против них, ибо:
[1] Они мстят нам за милость, оказанную в древние времена. Ты не позволил Израильтянам напасть и враждовать с ними (Втор 2:5,9,19): «Не начинай войну с сынами Исавовыми, не вступай во вражду с Моавом, не приближайся к сынам Аммоновым, даже если они будут враждовать с вами». Но теперь они напали на нас». Мы можем с утешением взывать к Богу и просить Его выступить против тех, кто воздает нам злом за добро.
[2] «Они посягают на наши древние права и пришли, чтобы выгнать нас из наследственного владения и завладеть им. Боже наш! Ты суди их (ст. 12). Неужели Ты не вынесешь им приговор и не исполнишь его?» Справедливость Бога прибежище для всех обиженных.
(6) Он исповедует свою полную зависимость от Бога в вопросе спасения. Хотя в его распоряжении огромная армия, готовая к сражению и хорошо дисциплинированная, но он говорит: «Нет в нас силы против множества сего великого; мы ничто без Тебя; нам не на что надеяться без Твоего особого присутствия и благословения; нам нечем хвалиться и не на что уповать, но к Тебе очи наши! Мы полагаемся и надеемся только на Тебя. Похоже, наше положение отчаянное, мы не знаем, что делать, пребываем в недоумении и в тесноте. Но есть всемогущее средство, и очи наши к Тебе очи признательности и смиренного подчинения, очи веры и полной зависимости, очи желания и искренней молитвы, очи надежды и терпеливого ожидания. На Господа мы уповаем; наши души уповают на Тебя».
Стихи 14−19. В данных стихах приводится милостивый ответ Бога на молитву Иосафата; он был дан сразу. Еще он говорил, как Бог услышал: прежде чем собрание разошлось, люди получили заверение в том, что они одержат победу, ибо никто напрасно не ищет Бога.
1. Дух пророчества сошел на левита, который в то время находился не в каком-то особенном месте, а среди собрания (ст. 14). Дух, как ветер, дышит, где хочет. Он был из сынов Асафовых, а следовательно, одним из певцов; такие почести Бог воздал этому служению. Неясно, был ли он пророком раньше; возможно, был и поэтому пользовался особым уважением. Не нужно было никакого знамения, все должно было произойти на следующий день, и это будет достаточным подтверждением его пророчества.
2. Он ободрил их уповать на Бога, хотя опасность была велика (ст. 15): «Не бойтесь; вы достаточно боялись, и этот страх привел вас к Богу, а теперь не позволяйте, чтобы то, что привлекло вас к Богу, не оттолкнуло от Него. Это не ваша война, а Божия; вы сражаетесь не за свое дело и не собственной силой; это война Божия; как вы хотели, Он сам заинтересован в исходе сражения».
3. Он предоставляет им информацию о передвижении врагов и велит выступать против них в определенных направлениях, где можно будет найти их: «Завтра (после поста) выступите против них» (ст. 16−17). Уместно, чтобы ответственный за избавление командовал теми, для кого оно совершается, и давал необходимые приказы, где и когда они должны находиться.
4. Он заверил их в том, что они не будут прославленными инструментами, а радостными наблюдателями полного поражения врага: «Вам не придется наносить удар; все будет сделано вместо вас; только стойте и смотрите» (ст. 17). Как говорил Моисей Израилю у Красного моря (Исх 14:13): «Господь будет с вами; Он может сделать все Сам, и Он сделает это. Если сражение принадлежит Ему, то и победа будет Его». Пусть воин-христианин выступает против своих духовных врагов, и Бог мира будет попирать их стопами ног его, сделав его более чем победителем.
5. Иосафат и его народ приняли заверение с верой, благоговением и благодарностью.
(1) И преклонился вначале Иосафат лицем до земли, а затем и все Иудеи пали пред Господом, чтобы поклониться; они прониклись святым благоговением и страхом пред Господом, видя этот знак Его благоволения и говоря с верой: «Да будет по слову Твоему».
(2) Они прославили Бога своими устами (ст. 19). Действенная вера благодарит за обетование, даже если оно еще не исполнилось, зная, что обязательство Бога так же неизменно, как реальные деньги. Бог сказал во святилище Своем: «Восторжествую» (Пс 59:8).
Стихи 20−30. Данные стихи рассказывают, как на предшествующую молитву был дан ответ и исполнилось обетование. Вражеские армии были полностью разбиты, а армия Иосафата ликовала, одержав победу, хотя, скорее, это было торжество, а не победа.
I. Никогда еще армия в таком состоянии не выходила на поле боя, как армия Иосафата. Его воины были хорошо подготовлены к войне (2Пар 17:18), но здесь обращается внимание не на военное обмундирование их мечи и копья, щиты и стрелы. Иосафат прежде всего позаботился, (1) чтобы их оружием была вера. Как только армия собралась и приготовилась выступить, вместо того чтобы призвать их крепко держать оружие и не отступать, придерживаться строя, выполнять приказы и смело сражаться, он велит им верить Господу Богу и Его слову в устах пророков и заверяет их в том, что они будут иметь успех и утвердятся (ст. 20 в англ. пер.). Вера вдохновляет людей истинной смелостью; ничто так не утверждает сердце в беспокойные времена, как твердая вера в силу, милость и обетование Бога. Сердце утверждается, чтобы верить Господу, и хранится в абсолютном мире. В наших духовных конфликтах именно вера является победой и успехом.
(2) Чтобы их авангардом были хвала и благодарение (ст. 21). Иосафат созвал военный совет, и на нем было решено, чтобы певцы выступали впереди вооруженных; и они, находясь во главе армии, должны были прославлять Бога и Его святость, которая является Его благолепием, славить Его так, как они это делали в храме (в благолепии святыни) древними и благими словами, которые сама вечность не смогла истощить: «Славьте Господа, ибо вовек милость Его». Выступив в таком странном порядке на поле боя, Иосафат хотел выразить свое твердое упование на слово Бога (что дало ему возможность ликовать перед сражением), чтобы воодушевить своих воинов, смутить врагов и привлечь Бога на свою сторону, ибо хвала более угодна Господу, чем все всесожжения и жертвы.
II. Никогда еще армия не была уничтожена таким непонятным образом, как в данной ситуации: не громом или градом, не мечом ангела или с помощью оружия, не силой мышцы или поразительной тревогой, вызвавшей смятение (что имело место при сражении Гедеона с мадианитянами). Бог устроил им засады то ли из войска ангелов, то ли (как полагает епископ Патрик) из их же воинов, которых Бог поразил таким смятением, что они нападали на своих соотечественников, словно те были их врагами, и истребляли друг друга, так что не осталось уцелевшего. Бог совершил это, когда Его народ стал восклицать и славословить (ст. 22), ибо Ему нравится давать повод для хвалы тем, чьи сердца расположены к этому. Мы читаем о том, что Он гневался на молитвы народа Своего (Пс 79:5), но никогда на его хвалу. Когда они начали прославлять Бога, то Он совершил их избавление. Неясно, что именно послужило поводом для такой ревности; возможно, его вообще не было, но в результате аммонитяне и моавитяне напали на жителей Сеира и истребили их, а затем набросились и уничтожили друг друга (ст. 23). Подобным образом Бог часто делает нечестивцев инструментом для уничтожения друг друга; да и какой союз будет достаточно крепким, чтобы удержать вместе тех, кого Бог собрался стереть в порошок с помощью друг друга? Посмотрите на бедственные последствия разделения, которому ни одна из противостоящих партий не могла дать разумного объяснения. Бедственному безумию, ведущему в погибель, преданы те, кто набрасывается на своих друзей, словно они его враги.
III. Никогда еще добыча не делилась с такой радостью, ибо армии Иосафта больше нечего было делать: все остальное было сделано за них. Когда они приблизились и увидели огромную армию врага, то не обнаружили воинов, с которыми им предстояло сразиться, а увидели, что все они мертвы, а их трупы разбросаны, как навоз, по всей земле (ст. 24). Посмотрите, как богат милостью Бог для тех, кто призывает Его в истине, как часто Он делает больше того, о чем люди просят Его в молитве, и превосходит их ожидания. Иосафат и его народ молились, чтобы Бог спас и не дал врагу ограбить их, а Бог не только спас их, но и обогатил добычей врага. Трофеи, добытые на поле боя, были очень богатыми, и их было очень много. На мертвых телах, превратившихся в отвратительные трупы, воины нашли драгоценные камни, которые не спасли их. Трофеев было так много, что они не смогли унести все за один раз и три дня собирали добычу (ст. 25). Теперь стало ясно, какую цель преследовал Бог, когда вывел эту огромную армию против Иудеи: Он хотел смирить их и доказать, что может впоследствии сделать им добро. Вначале казалось, что это является препятствием для их реформации, а потом стало ясно, что это награда за нее.
IV. Никогда еще победа не праздновалась с такой торжественностью и благодарением.
1. Прежде чем вывести армию с поле боя, они посвятили один день прославлению. Несомненно, что тогда же Богу принесли много благодарственных жертв; но на четвертый день все собрались в долине и там благословили Бога с таким рвением и усердием, что данное место назвали долиной Бераха — долиною благословения. Благодаря этому сохранилась память об этом чудесном событии для ободрения последующим поколениям уповать на Бога.
2. Но они решили, что этого недостаточно, и всем собранием, во главе которого шел Иосафат, торжественно пошли в Иерусалим, чтобы жители страны, по мере их прохождения, тоже могли присоединиться к их хвале и поблагодарить Бога за милость, полученную в ответ на молитву в доме Господнем (ст. 27−28). Мы не должны хвалить Бога в течение только одного дня; наше славословие, когда мы обрели милость, должно часто повторяться, равно как и наши молитвы, когда мы стремимся обрести ее. Мы должны благословлять Бога каждый день. Пока мы живы и имеем близких, мы должны славить Его, посвящая время служению, которым будем заняты всю вечность. Милости, оказанные всей стране, требуют публичного признания во дворах дома Господня (Пс 115:10).
V. Никогда еще победа не приводила к такому результату, как в данном случае, ибо (1) благодаря ей царство Иосафата стало великим и значительным в глазах соседей (ст. 29). Когда они узнали, как Бог заступился за Израиль, то вынуждены были признать: «Нет подобного Богу Израилеву! Блажен ты, Израиль!» Эта победа зародила благоговение перед Богом и страх причинить зло Его народу. Опасно сражаться против тех, на чьей стороне Бог.
(2) Тихо и спокойно стало царство Иосафатово (ст. 30).
(1) Народ стал спокойным. Те, которые раньше были недовольны уничтожением истуканов и рощ, теперь успокоились и были вынуждены признать, что раз Бог Израиля смог спасти таким необычным способом, то Ему одному и следует поклоняться, и только так, как Он сам определил.
(2) Они успокоились и избавились от страха перед нападениями со стороны соседей, ибо Бог даровал им покой со всех сторон. А если Он дает мир, то кто может потревожить его?
Стихи 31−37. Теперь мы приближаемся к заключительной части истории царствования Иосафата, для дальнейшего описания которой люди, жившие в то время, когда данная книга издавалась, были вынуждены обратиться к сохранившимся до наших дней записям Ииуя (2Пар 19:2), чтобы убедиться в ее подлинности (ст. 34). В главных чертах царствование Иосафата характеризуется тем, что делал он угодное в очах Господа: усердно поклонялся Богу сам и делал все возможное, чтобы побудить к этому свой народ. Но следовало также оплакивать две вещи:
(1) многие сохранили привязанность к высотам (ст. 3З). Высоты, возведенные в честь чужих богов, были отменены (2Пар 17:6), а те, на которых поклонялись истинному Богу, заслуживали меньшего порицания и считались допустимыми. Иосафату не хотелось огорчать народ и отменять их, ибо к тому времени они все еще не приготовили свои сердца для служения Богу их отцов. Они пошли на уступки и покорились реформации Иосафата, потому что подверглись бы позору, поступая по-другому; но в этом они были неискренними, не обратили свои сердца к Богу и поступали не под воздействием хорошего принципа, ревности или решимости; а даже наилучшие власти не смогут осуществить в реформации то, что должны, когда люди к ней безразличны.
(2) Иосафат сохранил в своем сердце привязанность к дому Ахавову, потому что его сын женился на дочери царя, хотя его открыто порицали и, похоже, даже наказали за это. Он видел и знал, что Охозия, сын Ахава, поступал очень нечестиво, и поэтому не должен был надеяться на его процветание; тем не менее Иосафат объединился с ним, но не для того, чтобы вместе воевать, как с его отцом, а торговать и стал его партнером в строительстве флота, направлявшегося в Восточную Индию, в Офир (ст. 35−36). Но здесь особо подчеркивается время после того: после того как Бог сделал для него так много, и он, не заключая никаких позорящих и губительных для него союзов, смог не только одержать победу, но и обогатиться. Иосафат поступил очень неблагодарно, отправившись и объединившись с нечестивым царем. И после того, как Бог дал нам такое избавление, — неужели мы опять будем нарушать заповеди Его и вступать в родство с этими отвратительными народами? Чего еще тогда можно ожидать, как не того, что Бог прогневается на нас? (Езд 9:13−14). Тем не менее, чтобы показать царю его ошибку и привести к покаянию, Бог посылает ему [1] пророка, который предсказывает, что его планы будут разрушены (ст. 37).
[2] Шторм, разбивший корабли в порту до того, как они отправились в путь. Тем самым Господь хотел предупредить Иосафата, чтобы тот разорвал союз с Охозией. Похоже, царь принял предостережение, ибо, когда позднее Охозия настаивал на присоединении к нему, он отказался (3Цар 22:49). Посмотрите, как опасно дружить и общаться со злодеями. Очень сложно потом освободиться от этого союза. Человеку проще следить, чтобы не попасть в сеть, чем потом освободиться от нее.
толкование Мэтью Генри на вторую книгу Паралипоменон, 20 глава