Давид уже сказал все необходимое Соломону. Но у него еще есть прощальное слово к собравшимся.
1. Он настойчиво просит их внести посильный вклад в строительство и украшение храма (ст. 1−5).
II. Таким образом, они сделали весьма щедрые пожертвования (ст. 6−9).
III. В связи с этим Давид вознес Богу усердную молитву и хвалу (ст. 10−20), сопровождавшуюся жертвоприношениями (ст. 20−21).
IV. Вслед за этим с огромной радостью и величием был возведен на престол Соломон (ст. 23−25).
V. Вскоре и Давид завершил свое поприще (ст. 26−30). И трудно сказать, какое солнце сияет здесь ярче заходящее или восходящее.
Стихи 1−9. Здесь мы можем отметить:
I. Как любезно Давид говорил со знатными людьми Израиля, призывая их внести вклад в строительство храма. Наш долг поощрять друг друга к любви и добрым делам, то есть мы должны не только творить добро сами, но и, насколько это в наших силах, побуждать других, чтобы не отставали от нас. В Израиле было много очень богатых людей; и поскольку все обретут преимущества от храма и насладятся мирными днями, которые будут сопутствовать его строительству, то, хотя Давид и не пожелал получить от них средства на нужды храма в виде налогов, он предоставил им прекрасную возможность для добровольного пожертвования, потому что дела благочестия и милосердия должны совершаться охотно, а не по принуждению; ибо доброхотно дающего любит Бог.
1. Давид пожелал, чтобы собравшиеся учли, что Соломон, будучи молодым и неопытным, нуждается в помощи. Но именно Соломона Бог избрал для этого дела, и поэтому стоит ему помочь. Вдохновлять тех, кто молод и неопытен, на Божье дело достойное служение.
2. А дело велико, и каждая рука должна внести свой вклад в его осуществление. Этот дворец строится не для человека, а для Господа Бога; и, чем больше людей примет участие в его возведении, тем более величественным он станет и тем лучше будет соответствовать своему назначению.
3. Давид сообщает о большой подготовительной работе, которая уже сделана. Он не собирался возлагать все бремя на собравшихся и не подразумевал, что строительство будет основано исключительно на пожертвованиях, но им нужно лишь проявить добрую волю и внести свой вклад дополнительно к тому, что уже сделано: всеми силами я заготовил (ст. 2), то есть: «Я посвятил себя этому делу». Мы должны изо всех сил трудиться для Бога, иначе ничего не получится.
4. Давид подает собравшимся хороший пример. Кроме трофеев и подарков от соседних народов, предназначенных для строительства дома (об этом говорилось раньше, 1Пар 22:14), Давид и сам внес вклад из своей доли добычи, главным образом на украшение и обогащение храма: 3000 талантов золота и 7000 талантов серебра (ст. 4−5), по любви своей к дому Бога. При этом он не рассчитывал на искупление грехов или смягчение епитимьи, как это делают католики, когда строят церкви, и не уподоблялся фарисеям, дающим милостыню, чтобы показаться перед людьми, а руководствовался исключительно любовью к обители Божьего дома; Давид признался в этом (Пс 25:8) и теперь доказал свою любовь. Кто любит служение Господу, тот не станет жалеть ни сил, ни средств; и наша жертва угодна Богу лишь тогда, когда приносится по любви. Кто любит небеса, тот полюбит и дом Божий, через который пролегает путь наверх. Поэтому Давид и отчитывается перед слушающими, чтобы побудить их сделать так же. Следует заметить: кто желает привлечь других к совершению хороших поступков, тот должен стать лидером в таковых. Занимающие высокое, по сравнению с другими, положение должны особым образом стараться, чтобы их свет сиял перед людьми, потому что они, как никто другой, подают пример, оказывающий самое сильное влияние.
5. Давид призывает собравшихся поступить так же, как и он: не поусердствует ли еще кто жертвовать сегодня для Господа? (ст. 5).
(1) Каждый из нас должен на своем месте служить Богу и посвящать ему свой труд, удаляясь от всего чуждого и мешающего, и делать все в честь и во славу Господа.
(2) Служение Богу должно стать делом нашей жизни, нам надлежит полностью занимать свои руки работой для Господа (значение этих слов на иврите). Руки человека, посвятившего себя служению Богу, будут заняты; у Бога достаточно работы. Что значит занимать руки работой для Господа? Это значит служить Ему одному, служить добровольно и служить с силой, которую дает нам исходящая от Него благодать.
(3) Мы должны быть свободны в этом, выполнять служение охотно и своевременно и делать это сейчас, пока мы в здравом уме. Не поусердствует ли еще кто? — Пусть тогда покажет свое усердие.
II. Как любезно все согласились пожертвовать на строительство храма после такого призыва. Несмотря на то что их к этому побудили, здесь говорится: жертвовали охотно (англ. пер., ст. 6). Это сказал Тот, Кто знал их сердце. Более того, они жертвовали от всего сердца, бескорыстно, искренне радея о Божьей славе (ст. 9). Об их щедрости можно судить по общей сумме пожертвований (ст. 7−8). Они жертвовали, как и подобает князьям, князьям Израилевым. Это деяние стало поводом для веселья, ибо:
(1) Радовался народ, то есть люди, которые жертвовали: они были рады возможности почтить Бога своим имением и рады перспективе доведения доброго дела до совершенства. Или же речь идет о том, что простой люд радовался щедрости своих князей и тому, что у него такие хорошие правители, радеющие о добром деле. Каждому израильтянину приятно видеть активную деятельность по возведению храма.
(2) Также и царь Давид весьма радовался, видя доброе действие своих псалмов и псалмов других авторов, которые помогали народу в поклонении; радовался он и тому, что его сына и наследника будут окружать такие любящие дом Божий сторонники, а начатое им дело, о котором он радел всем сердцем, скорее всего, будет продолжено. Следует заметить: когда благочестивые люди покидают этот мир, им приятно видеть, что остающиеся после них ревнуют о религии и готовы поддерживать ее. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко... с миром.
Стихи 10−22. Здесь описывается:
I. Торжественное обращение Давида к Богу по случаю щедрого пожертвования князей Израилевых на строительство храма: и благословил Давид Господа, но не уединившись в своей комнате, а пред всем собранием (ст. 10). Этого мы и ожидали, когда прочли, что Давид весьма радовался (ст. 9); ибо такой преданный Богу человек, как он, вне всякого сомнения, сделает предметом благодарения то, что стало предметом столь великой радости. Кто смотрит вокруг с удовлетворением, тот непременно обратит свой взор вверх со славословием. Давид уже состарился и видел приближение конца; и, как подобает святым в преклонных летах, находящимся при смерти, он наполнил свое сердце хвалой и благодарением. Это помогает утихомирить жалобы немощного тела и увидеть смерть не в столь мрачном свете. Давидовы псалмы, написанные ближе к концу, большей частью были псалмами хвалы. Чем ближе мы подходим к миру вечного славословия, тем чаще нам следует говорить на языке этого мира и делать его дела. В своем обращении:
1. Давид восхищается Богом и восхваляет Его как Бога Израилева, благословенного от века и до века. Молитва «Отче наш» завершается славословием: «Твое есть Царство и сила и слава...», и оно очень похоже на слова, которыми Давид начинает здесь свое обращение. Именно так надлежит хвалить Бога со святым страхом, благоговением и любовью, признавая:
(1) Его безмерное совершенство; следует говорить, что Он не только велик, могуч и славен, но и что все величие, могущество и слава принадлежат Ему, то есть Он обладает таковыми, и они исходят от Него (ст. 11). Господь является источником и средоточием сияния и благословения. Он обладает неоспоримым правом на все атрибуты, которые мы упоминаем в самой возвышенной хвале. Господу принадлежит величие; Его величие безмерно и непостижимо; все остальные малы и ничтожны по сравнению с Ним. Господу принадлежит могущество, Он всемогущ, и Ему невозможно противиться; Ему принадлежит сила, а творение черпает у Него свои силы и зависит от Него. Господу принадлежит слава; ибо слава является Его целью и целью всего творения. Вся слава, которую мы способны воздать сердцем, устами и своей жизнью, бесконечно далека от той, что Ему причитается. Господу принадлежит победа; Он выше всех и превосходит всех и способен завоевать и покорить Себе все. Его победы бесспорны и неподконтрольны. Господу принадлежит великолепие, Он поистине великолепная личность. Великолепие Бога вызывает благоговение, которое невозможно выразить словами, ибо оно непостижимо.
(2) Суверенную власть Бога как законного владельца и собственника всего сущего: «и все, что на небе и на земле, Твое, оно находится в Твоем распоряжении, ибо Ты обладаешь бесспорным правом как творец и верховный владыка и начальник над всеми: Твое, Господи, царство, и все цари Твои подданные; ибо Ты глава и Тебя надлежит превозносить и Тебе надлежит поклоняться как главе над всеми».
(3) Вселенское влияние и действие Бога. Все богатые и уважаемые среди сынов человеческих получают богатство и честь от Господа. Давид пожелал, чтобы и князья приняли это во внимание, согласились и не думали, что их щедрость к чему-то обязывает Бога; ведь именно Он дал им богатство и честь, а то, что они вернули Ему, представляет собой лишь малую часть полученного от Него. Кто бы ни стал великим среди людей, таковым его сделала Божья рука; и, какой бы силой мы ни обладали, ее дает нам Господь Бог Израиля, отца нашего (ст. 10, см. также Пс 67:36).
2. Давид с благодарностью признает, что именно по Божьей благодати собравшиеся смогли жертвовать столь охотно на строительство храма: и ныне, Боже наш, мы славословим Тебя (ст. 13−14). Следует заметить: чем больше мы трудимся для Бога, тем большую признательность должны испытывать за то, что удостоились чести участвовать в служении Ему, и благодарить Его за благодать, которая дает нам силы служить, сколько потребуется. Станет ли он благодарить раба сего? (Лк 17:9). Тогда как у слуги есть множество оснований благодарить своего господина. Поэтому Давид благодарит Бога за то, что собравшиеся имели возможность так жертвовать. Следует заметить:
(1) Наша способность охотно трудиться для Господа является ярким примером проявления действующей в нас силы Божьей благодати. Господь производит в нас как хотение, так и действие; и именно в день силы Его народ Его становится готовым (Пс 109:3).
(2) Мы должны воздавать Богу славу за все добро, которое когда-либо совершалось нами или кем-то другим. Нам не следует делать предметом гордости собственные добрые дела и поводом для лести дела людей, но и те и другие должны стать предметом славословия; ибо мы точно знаем, что наибольшая честь и наибольшее удовольствие в этом мире верно служить Богу.
3. О себе, о своем народе и о пожертвованиях, принесенных сейчас Богу, Давид говорит весьма скромно.
(1) Что касается сделавших вклад в возведение храма, то Давид изумляется тому, что Бог вообще обратил на них внимание и так много для них сделал, хотя он сам и присоединившиеся к нему были людьми знатными: кто я и кто народ мой? (ст. 14). Давид был личностью, которая пользовалась уважением в мире, равно как и Израиль в то время; тем не менее он говорит о себе и о своем народе как о недостойном Божьего внимания и благосклонности. Сейчас Давид производит впечатление великого человека: он возглавляет солидное собрание, назначает своего преемника и приносит щедрый дар в честь Бога; однако в собственных глазах он представляется малым и ничтожным: кто я? Ибо странники мы пред Тобою и пришельцы (ст. 15), жалкие презренные твари. Ангелы на небе дома, а святые на земле странники: как тень дни наши на земле. Дни Давида, как и большинства людей, были наполнены смыслом, ибо он стал великим человеком, благочестивым и полезным, и сейчас достиг преклонного возраста; его жизнь была долгой и плодотворной, тем не менее он считает, что находится не просто в числе, а в первых рядах тех, кто должен признать, что дни его на земле как тень; а эти слова подразумевают, что наша жизнь суетна, мрачна, преходяща, и в конце нас ждет либо совершенный свет, либо полная тьма. Объяснением сказанному служат слова: и нет ничего прочного (на иврите дословно никаких ожиданий). Мы не можем ждать от жизни чего-то великого или рассчитывать, что она будет длиться долго. Мы должны воспринимать эти слова как запрет: нельзя хвалиться своим служением Богу. Увы! Мы приходим в этот мир лишь на миг, и служение проходит в пределах скоротечной и короткой жизни, а посему вправе ли мы претендовать на какие-то заслуги?
(2) Что же касается пожертвований, то Давид говорит: Господи, от Тебя все (ст. 14); и снова: от руки Твоей оно, и все Твое (ст. 16). «Мы получил это в дар от Тебя и поэтому обязаны использовать для Тебя; то, что мы тебе приносим, это арендная плата и проценты от того, что принадлежит Тебе». «Подобным же образом, говорит епископ Патрик, и мы должны признавать Господа во всех явлениях духовной жизни, приписывая каждую добрую мысль, цель и дело Его благодати, от которой получаем это». Поэтому хвалящийся хвались о Господе.
4. Давид заверяет Бога в своей искренности (ст. 17). Благочестивый человек испытывает удовлетворение, зная о том, что Бог испытывает сердце и любит чистосердечие; и, кто бы ни толковал его действия превратно, выражая пренебрежение, Господь знает и одобряет путь праведных. Давид утешался тем, что Бог знал, с каким удовольствием он сделал свой вклад и наблюдал за пожертвованиями других. Он не возгордился от собственного доброго дела и не завидовал добрым делам других.
5. Давид молится Богу о народе и о Соломоне, чтобы они продолжали так же хорошо, как и начали. В своей молитве он обращается к Господу как к Богу Авраама, Исаака и Израиля, Который заключил завет с ними и с нами ради них. Господи, даруй нам благодать, чтобы мы хорошо справлялись со своими обязанностями по завету и не лишились привилегий, которые он дает. Или же: Божья благодать утверждала путь патриархов, и благодаря этому они хранили благочестие; так пусть та же благодать, которой достаточно для них, будет распространяться и на нас.
(1) Давид молится о народе (ст. 18), чтобы добрые помышления, которые появились в сердцах людей по Божьей воле, Бог сохранил навсегда, чтобы они оставались благочестивыми и не переставали прислушиваться к обличениям совести, чтобы их любовь к Божьему дому не охладела и чтобы у них всегда было такое же доброе расположение мыслей, которое, очевидно, наблюдалось сейчас. Самые сокровенные и возвышенные представления и мысли нашего сердца то, к чему мы стремимся и о чем любим думать, имеют огромное значение и приводят к ощутимым последствиям. Если нашим сердцем или сердцем наших друзей завладело некое доброе помышление, то нужно в молитве отдать его под охрану Божьей благодати: «Господи, пусть оно хранится там, причем хранится всегда. Давид приготовил материалы для храма, а Ты, Господи, приготовь сердца людей, чтобы смогли принять такую честь». «Утверди их сердце», написано на полях. Укрепи людей в их решимости. Они сейчас пребывают в хорошем расположении духа; сохрани это состояние, когда я уйду, чтобы в нем навеки пребывали и они сами, и их потомки».
(2) Давид молится о Соломоне: дай ему сердце правое (ст. 19). Отец заповедал сыну, чтобы тот служил Богу от всего сердца (1Пар 28:9), и теперь молится, чтобы Бог дал ему такое сердце. Давид не стал молиться: «Господи, сделай его богатым, великим и образованным человеком», но: «Господи, сделай его честным человеком», ибо это лучше всего остального. «Господи, дай ему сердце правое, чтобы не только соблюдать заповеди Твои в общем, но и построить здание в частности; дабы он целеустремленно исполнял свое служение». Однако само по себе строительство здания не будет служить доказательством, что у Соломона сердце правое, если он не станет добросовестно соблюдать Божьи заповеди. Нас не спасет возведение церквей, если мы живем в непокорности Божьему закону.
II. Охотное участие этого огромного собрания в торжественном поклонении Давида.
1. Собравшиеся разделили благоговение Давида перед Богом. Когда он выразил это в молитве, то призвал их подтвердить свое согласие: благословите Господа Бога нашего (ст. 20), что они и сделали, поклонившись Господу в знак благоговения. Кто бы ни выступал от имени собрания, пользу получат только те, кто разделил его чувства, не просто поклонившись, но и вознеся душу Господу.
2. Собравшиеся отдали дань уважения царю, считая его орудием в Божьей руке себе на добро; почтив его, они почтили Бога.
3. На следующий день они совершили обильное жертвоприношение Господу (ст. 21); речь идет и о всесожжении, когда жертвенное животное сжигалось полностью, и о мирных жертвах, когда большая часть оставалась приносившему. Таким образом израильтяне выразили искреннюю благодарность Богу за хорошее состояние дел в обществе, несмотря на то что земной путь Давида подходил к концу.
4. Собравшиеся пировали и веселились перед Господом (ст. 22). В знак своей радости о Боге и общения с Ним они с благоговением ели мирную жертву перед Господом. Их трапеза состояла из принесенного в жертву Богу, и этим подразумевалось, что они совсем не обеднеют после щедрых взносов на возведение храма, ведь сами получат от него преимущество.
5. Они поставили Соломона царем во второй раз. Поскольку прежде его помазание происходило в спешке в связи с восстанием Адонии, то сочли нужным повторить церемонию, чтобы народ получил большее удовлетворение. Соломона помазали пред Господом в правителя верховного. Правители должны считать себя отделенными для Господа, быть Его служителями и править в страхе Божьем. А Садок был помазан в священники вместо Авиафара, который недавно лишился этой чести. Блажен ты, Израиль, когда у тебя такой правитель и такой первосвященник!
Стихи 23−30. В этих стихах сообщается о том, как царь Соломон взошел на престол, а царь Давид сошел в могилу. Подобным образом подрастающее поколение вытесняет предыдущее и говорит: «Освободите нам место». Каждому человеку свое время.
I. Восхождение Соломона: и сел Соломон на престоле Господнем (ст. 23). Но не на том престоле, который Господь приготовил на небесах, а на престоле Израиля, названном здесь престолом Господним, потому что Бог не только царь над всеми народами (и все цари правят под Его началом), но и особым образом Царь Израиля (1Цар 12:12). Господь учредил этот престол и поставлял на него царей Своим личным указанием. Законы управления царством были от Бога. В роли тайных советников царей выступали пророки и урим; а посему этот престол назван престолом Господним. Царство Соломона служило прообразом царства Мессии, и его престол на самом деле был престолом Господним; ибо Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну; поэтому псалмопевец говорит о Нем: Помазанник Его (Пс 2:6). После восхождения на престол Господень, на который его призвал Сам Бог, Соломон преуспевал. Кто следует Божьему руководству, тот может рассчитывать на успех по Божьему благословению. Соломон преуспевал, потому что:
(1) Его народ воздавал ему надлежащую честь: весь Израиль повиновался ему (ст. 23), то есть был готов присягнуть на верность, в том числе начальники и сильные и даже сыновья царя Давида, несмотря на то что по старшинству имели преимущественное право на корону и могли счесть восхождение Соломона на престол несправедливостью по отношению к себе. Бог же счел нужным поставить царем именно Соломона и подготовил его к этому повышению, поэтому все подчинились ему. Бог расположил к этому их сердце, чтобы правление Соломона с самого начала было мирным. Отец был лучше, чем Соломон, тем не менее путь Давида к короне был полон трудностей после долгой отсрочки он восходил на престол очень медленно и постепенно. Вера Давида была сильнее, и поэтому она чаще подвергалась испытаниям. Все подчинились (на иврите отдали свои руки под Соломона), то есть связали себя обетом хранить ему верность (в древние времена был обычай класть руки под бедро во время клятвы); или же они были преданы новому царю настолько, что охотно положили бы свои руки под его ступни, чтобы служить ему.
(2) Бог удостоил Соломона чести; ибо, кому честь, того Он наделит честью: возвеличил Господь Соломона (ст. 25). Я склонен думать, что само появление Соломона было величественным и его внешний вид внушал благоговение. Все его слова и дела вызывали уважение. Ни один из судей или царей Израилевых, его предшественников, не пользовался таким влиянием, как он, и не жил в такой роскоши.
II. Закат Давида: этот великий человек уходит со сцены. Летописец сообщает о конце его жизни: царь умирает, занавес опускается.
1. Летописец приводит общее число лет царствования Давида (ст. 26−27). Он правил сорок лет, как и его предшественники Моисей, Гофониил, Девора, Гедеон, Илий, Самуил и Саул, а после него Соломон.
2. Летописец приводит краткий отчет о смерти Давида: он умер в доброй старости, насыщенный жизнью, богатством и славою (ст. 28); то есть:
(1) Всего этого было в его жизни предостаточно. Он очень стар, очень богат и принял много почестей от Бога и людей. Он был мужем брани от юности своей и поэтому постоянно рисковал жизнью; тем не менее она не прервалась в расцвете лет и Давид благополучно прошел через все опасности войны, дожил до глубокой старости и умер в мире, в своей постели, умер с честью, хотя и не на поле боя.
(2) Давид пресытился всем упомянутым: насыщенный жизнью, богатством и славою; то есть ему надоел этот мир с его богатством и славой; и он знал, что ему достаточно, ибо выразил готовность умереть и оставить все это, когда говорил: Бог примет меня (Пс 48:16), и: Ты со мной (Пс 22:4). Благочестивый человек быстро насыщается днями, богатством и славой, но они никогда не удовлетворят его, ибо удовлетворение можно найти лишь в милостях Господних.
3. Летописец ссылается и на другие записи или хроники того времени, в которых можно найти более подробное описание жизни и царствования Давида и которые были составлены Самуилом, пока тот был жив, а затем продолжены после его смерти Нафаном и Гадом (ст. 29). В них повествуется о достоверных фактах его правления в стране и о войнах за ее пределами, а также описаны происшествия, случившиеся с ним (ст. 29−30). Тогда эти документы существовали, сейчас они утеряны. Следует заметить, что официальные документы, касающиеся истории церкви, могут оказаться полезными, даже если они не являются священными или боговдохновенными.
толкование Мэтью Генри на первую книгу Паралипоменон, 29 глава