Когда мы читаем о последних днях Давида в начале 3-й Книги Царств, то сияние его солнца представляется далеко не таким ярким, как при чтении этой и следующей главы, где описывается торжественное прощание царя со своим сыном и подданными; и, надо признать, конец был достойным. В этой главе сообщается:
(I) О созыве общего собрания государственных мужей (ст. 1).
(II) О торжественном объявлении Божьей воли о передаче по наследству престола и чести строительства храма Соломону (ст. 2−7).
(III) Об увещевании, адресованном и Соломону, и народу, чтобы относились к религии как к своему делу (ст. 8−10).
(IV) О вручении Соломону чертежа и материалов для строительства храма (ст. 11−19).
(V) Об адресованном Соломону ободрении, чтобы он предпринял и осуществил строительство храма (ст. 20−21).
Стихи 1−10. Давид совершил в свои дни грандиозное служение: он служил своему поколению согласно Божьей воле (англ. пер., Деян 13:36). А теперь, когда время его отшествия настало, то он, будучи прообразом Сына Давидова, становится все более деятельным по мере приближения смерти и трудится изо всех сил. Ему сейчас стало немного лучше после недомогания (упомянутого в 1Цар 1:1), когда царя покрывали одеждами, а он не мог согреться. (И что это за попытки исцеления от старости?) Поэтому он пользуется наступившим облегчением как возможностью еще немного послужить Богу и своей стране.
I. Он призвал к себе знатных людей, чтобы попрощаться одновременно со всеми (ст. 1). Подобным образом поступил Моисей (Втор 31:28) и Иисус Навин (Нав 23:2; Нав 24:1). Давид пожелал говорить о передаче короны только в присутствии и к удовлетворению людей, представлявших народ.
II. Давид обратился к собравшимся весьма почтительно и доброжелательно. Он не только потрудился встать с постели, чтобы встретиться с ними (это событие придало ему новых сил), но и встал со стула: стал Давид царь на ноги свои (ст. 2) в благоговении перед Богом, Чью волю он собирался объявить, и из уважения к этому торжественному собранию Израиля Божия, как если бы он считал себя, хотя и major singulis — более великим, чем каждый из собравшихся по отдельности, но minor universis меньшим, чем собрание в целом. Его возраст и немощи, равно как и царское достоинство, позволяли ему сидеть; тем не менее Давид пожелал показать, что Бог на самом деле смирил его за гордость сердца, проявившуюся в исчислении народа и в господстве над ним. Раньше он испытывал огромное удовлетворение от того, что израильтяне были его рабами (1Пар 21:3), а теперь называет их братьями, которых он любит, и своим народом, о котором забоится, но не рабами: послушайте меня, братья мои и народ мой! Вышестоящим приличествует говорить с таким чувством и снисхождением даже с подчиненными; за это их не станут меньше уважать, но будут больше любить. Таким образом Давид привлек внимание собравшихся к тому, что собирался сказать.
III. Давид заявил о возникшем у него намерении построить храм Господу и об отклонении этого намерения Богом (ст. 2−3). Строительство храма было заранее предписано Соломону (1Пар 22:7−8). Здесь о храме сказано: дом покоя для ковчега завета Господня и в подножие ногам Бога нашего, ибо небеса славный престол Божий, а земля и самые величественные храмы, которые на ней возведут, лишь подножие Его ног столь огромное отличие между проявлениями Божьей славы в горнем и в нижнем мире. Божий престол окружают ангелы (Ис 6:2). А мы, жалкие черви, можем лишь поклоняться подножию ног Его (Пс 98:5; Пс 131:7). В качестве доказательства искренности своего намерения возвести храм Давид говорит, что приготовил для его строительства все необходимое, но Бог не позволил ему продолжить, потому что поставил его на другое дело, которого достаточно для одного человека, а именно вести войны Израиля. Он должен послужить обществу мечом, а другой будет служить ему мерной вервью и отвесом. Время покоя это время строительства (Деян 9:31).
IV. Давид представил доказательства сначала своего, а потом Соломонова права на корону; вне всякого сомнения, и тот и другой царствовали jure divino — по Божьему установлению. Никто из монархов земли не имел столь обоснованного права на престол; Сам Господь Бог Израилев избрал их и сообщил об этом пророчеством, а не провидением (ст. 4−5). Ни о каком праве первородства речь не шла. Detur digniori, non seniori — по достоинству, а не по возрасту.
1. Иуда не был старшим сыном Иакова, тем не менее Бог избрал именно его колено в качестве царствующего, а Иаков подтвердил его право на скипетр (Быт 49:10).
2. Не похоже, чтобы и дом Иессея был в этом колене старшим; если считать от Иуды, то точно нет, потому что Шела старше Фареса; если от Наассона и Салмона, то определенно сказать нельзя. А у отца Наассона Арама был старший брат (1Пар 2:9). Возможно, старшие братья были и у Вооза, Овида и Иессея. Тем не менее: «избрал Господь... дом отца моего».
3. Давид был самым младшим сыном Иессея, но Бог предпочел поставить царем именно его так Ему было благоугодно. Бог берет тех, кто Ему нравится, и Ему нравятся те, кого Он преобразует по подобию Своему, как это было с Давидом человеком по сердцу Божию.
4. Соломон был одним из младших сыновей Давида, тем не менее Бог избрал его сидеть на престоле, потому что он подходил для строительства храма лучше, чем остальные, как самый мудрый и расположенный к этому делу более других.
V. Давид открыл собравшимся благодатное намерение Бога относительно Соломона: Я избрал его Себе в сына (ст. 6−7). Таким образом он возвещает определение, которое Бог подтвердил Соломону как прообразу Христа: Ты Сын Мой (Пс 2:7), сын Моей любви; он получил имя Иедидиа, потому что Бог возлюбил его; и Христос возлюбленный Сын Бога. Бог говорил о Соломоне как о прообразе Того, Кто должен прийти:
(1) Он построит дом Мой. А Христос был и основателем и основой евангельского храма.
(2) И утвержу царство его на веки. Это должно исполниться в царстве Мессии, которое пребудет в Его руках на протяжении всех веков (Ис 9:7; Лк 1:33), а затем будет передано Богу Отцу; хотя, возможно, вернется опять к Искупителю навеки. Что же касается Соломона, то обетование об утверждении его царства является условным: если он будет тверд в исполнении заповедей Моих и уставов Моих, как до сего дня. В то время Соломон подавал большие надежды и был благочестивым: «Если он таким и останется, то его царство пребудет, в противном случае нет». Следует заметить: если мы верны своему долгу, то лишь в этом случае, а не иначе, можем рассчитывать на постоянство Божьей благосклонности. Пусть тот, кто хорошо научен и хорошо начинает, примет к сведению, что он обретет успех, если будет последовательным; терпение носит венец, хотя и не добивается его.
VI. Давид велел собравшимся твердо хранить верность Богу и своему долгу (ст. 8). Примите во внимание:
(1) Суть этого повеления: соблюдайте и держитесь всех заповедей Господа Бога вашего. Господь был их Богом, и они должны руководствоваться Его заповедями; надлежит с уважением относиться к каждой из них, добросовестно соблюдать и с этой целью держаться их, то есть задаваться вопросом: « В чем состоит мой долг?», исследовать Писания, принимать советы, спрашивать о законе у тех, чьи уста хранят ведение, и молиться Богу, чтобы Он научил и направил. Без огромного прилежания Божьи заповеди соблюдать невозможно.
(2) Важность повеления. Давид дал его пред лицом всего Израиля (поэтому все обратили на него внимание) и так, чтобы слышал Бог. «Бог и это собрание свидетели того, что израильтянам дан полезный совет и честное предупреждение; и если они не примут его, то будут сами виноваты, ибо и Бог и люди выступят со свидетельством против них» (см. 1Тим 5:21; 2Тим 4:1). Кто исповедует религию и желает обрести Божью благосклонность и доброе имя среди людей, тот должен хранить верность своему исповеданию.
(3) Мотив для соблюдения этого повеления. Поступая так, они обретут блаженство, будут мирно владеть этой доброй землей и постоянно передавать ее по наследству своим детям.
VII. Давид завершает речь обращением к самому Соломону (ст. 9−10). Он очень заботился о том, чтобы Соломон был религиозным. Ему суждено стать великим человеком, но он не должен думать, что религия ниже достоинства такого мудреца, и именно это будет проявлением мудрости. Примите во внимание:
1. Заповедь, данная ему Давидом. Он должен взирать на Господа как на Бога своего отца доброго отца, который посвятил Соломона Богу и воспитал для Него. Он родился в Божьем доме и поэтому связан обязательством хранить ему верность; он воспитан в Божьем доме и поэтому должен испытывать признательность. Не покидай друга твоего и друга отца твоего. Ему надлежит знать Бога и служить Ему. Ведь мы не можем служить Господу должным образом, если не знаем Его. А если не служим, не служим душой и сердцем, то наше знание о Нем тщетно. Мы ни во что не ставим религию, если не проявляем к ней внимания и не храним в сердце. Служите Господу от всего сердца, а, значит, оно должно быть честным (ибо искренность наше евангельское совершенство), и от всей души, а, значит, по любви охотно, с радостью и удовольствием.
2. Аргументы для подкрепления этой заповеди.
(1) Два аргумента, чтобы убедить всех.
[1] Тайны нашей души открыты перед Богом; Он исследует каждое сердце, даже сердце царей, которое человек исследовать не в силах (Притч 25:3). Если мы обманываем, то Бог видит это и Его не проведешь, поэтому нам нужно быть искренними; Бог прекрасно понимает наши помышления как добрые, так и злые, поэтому мы должны думать и направлять свои помыслы на служение Господу.
[2] Счастливы мы или несчастны в этом мире и навеки, зависит от того, служим мы Богу или нет. Если будем прилежно искать Его, то найдем Его, и этого достаточно, чтобы стать счастливыми (Евр 11:6). Если же мы оставляем Его, перестаем Ему служить и следовать за Ним, то и Он оставит нас навеки, и этого достаточно, чтобы стать несчастными. Следует заметить: Бог никогда не оставит человека, если тот не оставит Его первым.
(2) Один аргумент адресован конкретно Соломону: «Господь избрал тебя построить дом для святилища (ст. 10), поэтому ищи Бога и служи Ему, чтобы твое дело зиждилось на хорошем основании, совершалось должным образом и стало угодным Богу».
3. Что нужно для достижения этой цели; причем данное предписание касается и всех нас.
(1) Предостережение: смотри же; опасайся всего, что может оказаться злом или ведет к таковому.
(2) Будь тверд и делай. Мы справимся с делом должным образом лишь в том случае, если проявим решимость и будем черпать силы в Божьей благодати.
Стихи 11−21. Что касается общей заповеди, данной Давидом своему сыну (а речь идет о поисках Бога и о служении Ему), то единственным руководством в этом деле была книга закона, и ничего больше. Тогда как для возведения храма нужны еще три составляющие, которыми Давид собирается сейчас снабдить Соломона:
(1) Чертеж строения; ведь подобного здания ни он сам, ни его архитекторы никогда не видели. Моисею был показан на горе образец скинии (Евр 8:5), а Давиду передана модель храма непосредственно от Бога (ст. 19). И получил он ее в письменах, составленных, вероятно, благодаря служению ангела; или же Давид настолько ясно и точно представлял проект в уме, как если бы таковой существовал в письменном виде. Но здесь говорится об образце, полученном от Духа (англ. пер., ст. 12). В делах подобного рода нельзя полагаться ни на изобретательность Давида, ни на мудрость Соломона. Храму суждено стать святыней и прообразом Христа, поэтому заботиться нужно не только об удобстве и благопристойности, но и о символах; храм является своего рода святыней, и в его возведении одного мастерства и выдумки людей недостаточно, поэтому следует принимать во внимание Божьи установления. Христос истинный храм, Церковь евангельский храм, небеса вечный храм, и все они соответствуют Божьей воле и замыслу Божьей премудрости, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей и Своей. Именно такой образец храма дал Давид Соломону, чтобы он знал, о чем нужно позаботиться, и руководствовался определенным стандартом. Когда Христос давал Своим ученикам заповедь, чтобы созидали Его евангельскую Церковь, то оставил им точную модель с повелением точно соблюдать только Его распоряжения. Здесь говорится о детальной схеме притвора, который возвышался над остальными строениями, подобно башне, и домов, включая святилище и Святое Святых с прилегающими помещениями, которые использовались как кладовые, гостиные и внутренние покои; особо упомянут дом для ковчега (ст. 11). Также имелись чертежи дворов и окружавших их помещений, в которых хранились посвященные вещи. Епископ Патрик предполагает, что среди прочего там находилась и скиния, которую ставил Моисей, и все ее принадлежности, так как теперь в них не было надобности, и это символизировало, что в полноту времен от устройства по Моисееву закону с ритуалами и церемониями той эпохи отойдут, проявив к ним должное уважение, ибо вместо них придет нечто лучшее. Давид предоставил схему служения священников, чертежи служебных сосудов (ст. 13) и образец устройства колесницы с херувимами (ст. 18). Кроме двух херувимов над крышкой ковчега, было два более крупных, чьи крылья простирались от одной стены к другой (3Цар 6:23 и след.), причем описание таковых Соломону дал Давид; и здесь о них сказано как о колеснице с херувимами, потому что ангелы являются Божьими колесницами (Пс 67:18).
(2) Материалы для самых дорогих принадлежностей храма. Чтобы таковые не оказались более мелкими, чем предусмотрено, Давид определил точный вес каждого сосуда из серебра и золота (ст. 14). В скинии находился всего один золотой светильник; а в храме десять (3Цар 7:49), помимо серебряных, которые, предположительно, были переносными (ст. 15). В скинии стоял всего один стол, тогда как в храме, кроме стола для хлебов предложения, находилось еще десять для других целей (2Пар 4:8), помимо серебряных столов. Так как этот дом (храм) был намного больше того (скинии), то и обстановка должна быть соразмерной, чтобы он не выглядел пустым. О золоте для жертвенника говорится конкретно, что оно было очищенным (в русск. пер. литым, ст. 18), чище всего остального; ибо жертвенник был прообразом ходатайства Христа, непревзойденного по своей чистоте и совершенству.
(3) Указания о том, где искать помощи в этом великом предприятии. «Не бойся сопротивления; не бойся задания, забот и трудностей; не бойся оплошностей, подобных той, которую допустил Оза; не бойся прослыть неразумным строителем, начавшим строительство и не способным закончить. Не смущайся.
[1] Тебе поможет Бог, и именно к Нему ты должен обращаться в первую очередь: Господь Бог, Бог мой (ст. 20), Которого я избрал и Которому служил, Который все время был рядом со мной и содействовал моему успеху и Которому я, испытав на себе Его силу и благость, посвятил тебя, будет и с тобой, чтобы направлять, укреплять и даровать успех; Он не оставит тебя и не покинет тебя». Следует заметить: мы можем быть уверены, что Бог, признававший наших отцов Своими и помогавший им нести служение в их дни, подобным же образом, если мы будем хранить Ему верность, пойдет рядом с нами и не оставит нас, пока есть дело, которое нужно совершить в нас или через нас. Ободрение, полученное Иисусом Навином (Нав 1:5) и Соломоном, дано и всем верующим: не оставлю тебя и не покину тебя (Евр 13:5). Бог никогда не оставит человека, если тот сначала не оставит Его.
[2] «Тебе помогут благочестивые люди (ст. 21). Священники и левиты придут к тебе с советом, и ты можешь обращаться к ним. У тебя есть хорошие работники, обладающие как желанием, так и умением». Речь идет о двух очень важных качествах работника, особенно если он задействован в строительстве храма. И наконец: «Князья и народ не только не станут противиться тебе или мешать работе, но и будут в твоем полном распоряжении, и каждый на своем месте готов вносить свой вклад». Доброе дело скорее всего пойдет тогда, когда все участвующие в нем стороны проявляют усердие, никто не ставит препон, но каждый прилежно трудится.
толкование Мэтью Генри на первую книгу Паралипоменон, 28 глава