В этой главе мы находим перечень имен государственных деятелей и военачальников.
. Двенадцать полководцев по одному на каждый месяц года (ст. 1−15).
II. Князья разных колен (ст. 16−24).
III. Начальники при царском дворе (ст. 25−34).
Стихи 1−15. Здесь приводится отчет об устройстве народного ополчения Израиля. Давид сам был мужем брани и совершил своим мечом множество подвигов; он выводил на поле боя огромные войска. И теперь мы узнаем, как он распорядился ими, когда Бог дал ему покой от всех его врагов. Давид не держал войска все вместе, в противном случае это было бы трудно для них и нецелесообразно для страны. Тем не менее он не стал их распускать и полностью расформировывать, иначе оставил бы царство уязвимым, а народ забыл бы военное искусство. Поэтому царь решил содержать постоянное войско, которое, однако, не являлось регулярной армией. Предложенная им модель была весьма благоразумной.
1. В его распоряжении постоянно находилось 24000 вооруженных воинов; предположительно, речь идет о едином подразделении с хорошей дисциплиной, располагавшемся в той или иной части страны; оно состояло из свободных землевладельцев с собственным оружием, которые имели индивидуальные обязанности, когда приходили в состоянии боевой готовности. Такое войско было достаточно сильным для охраны общего мира и безопасности. Подлинный израильтянин должен научиться военному делу; ибо у нас есть враги, с которыми приходится сталкиваться, и мы заинтересованы в том, чтобы постоянно быть на страже и давать им отпор.
2. Давид чередовал их каждый месяц, так что общая численность народного ополчения составляла 288000; возможно, речь идет об одной пятой части крепких мужчин в царстве. Будучи распределены таким образом на двенадцать черед, они проходили обучение и приобщались к боевой подготовке. Тем не менее никого не принуждали нести службу и расходы чаще, чем раз в году (а это они могли себе позволить), за исключением чрезвычайных ситуаций, при наступлении которых воины могли быстро собраться. Правители проявляют мудрость и достойны похвалы, если, заботясь об общественной безопасности, думают, как сделать таковую действенной и, по возможности, необременительной для народа.
3. Над каждой чередой поставили главнокомандующих. Помимо младших офицеров, были начальники над тысячами, сотнями, пятью десятками и один общий офицер каждой череды или легиона. Все двенадцать великих командиров названы в числе Давидовых сильных и храбрых (2Цар 23; 1Пар 11). Они первыми заявили о себе своими героическими поступками и поэтому впоследствии получили повышение и заняли такие высокие должности. Хорошо, когда в царстве заслугам сопутствуют почести. Ванея назван главным священником (англ. пер., ст. 5). Но употребленное здесь слово cohen — может переводиться и как священник, и как князь, и лучшим переводом было бы: главный руководитель (написано на полях) или главный военачальник (как в русск. пер.). В ст. 4 упомянуты Додай и Миклоф: последний являлся либо заместителем первого в случае отсутствия или болезни, либо его преемником после смерти. А его сын находился под началом Ваней (ст. 6). После Асаила руководство перешло к его сыну Завадии (ст. 7), и на этом основании создается впечатление, что план народного ополчения был составлен в начале правления Давида, ибо Асаил был убит Авениром во время царствования Давида в Хевроне. Когда Давидовы брани закончились, он возродил эту модель и оставил военное дело в таком виде, чтобы обеспечить мирное правление своему сыну Соломону. Когда мы чувствуем себя в наибольшей безопасности, то, поскольку все еще пребываем в этом теле и на этой земле, должны находиться в боевой готовности на случай духовных конфликтов. Пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся.
Стихи 16−34. Здесь приводится отчет:
I. О князьях колен. Что-то от порядка, издревле введенного Моисеем в пустыне, сохранилось до сих пор, в частности у каждого колена был свой князь, или начальник. Вероятно, преемственность вождей поддерживалась постоянно либо путем выборов, либо переходом власти по наследству к представителям одного рода. И здесь названы по именам те, кто занимал этот пост во время составления данного отчета. Князь Иуды Елиав был старшим сыном Иессея и являлся потомком Наасона и Салмона и князей этого колена времен Моисея по прямой линии. Здесь не говорится, какую функцию исполняли князья: являлись ли они наместниками царя, решавшими военные вопросы, или главными судьями, председательствовавшими в судах. Можно предположить, что теперь, после объединения колен под одним царем, власть князей была уже не такой сильной, как прежде, когда они, главным образом, действовали поодиночке. Наша религия обязывает нас покоряться не только царю как верховной власти, но и правителям, как от него посылаемым (1Пет 2:13−14), князьям, отправляющим правосудие. Князем Вениамина был Иаасиил, сын Авенира (ст. 21). Несмотря на вражду между Давидом и Авениром (который препятствовал его восхождению на престол), Давид не препятствовал повышению его сына, но, наверно, сам назначил его на столь почетный пост; и это хороший урок, как воздавать добром за зло.
II. Об исчислении народа. Здесь в этом отношении говорится, что:
(1) Когда Давид приказал сделать перепись народа, то запретил исчислять тех, кому не исполнилось двадцать лет; при этом Давид думал, что заботится о репутации обетования о неисчислимом потомстве, ведь сам факт исчисления служил упреком в его адрес. Но это стало лишь жалким ухищрением, потому что обычая исчислять не достигших двадцатилетнего возраста не существовало, а обетование о многочисленности касалось, главным образом, дееспособных граждан.
(2) Сведения о численности народа, которые Давид принял с гордостью в сердце, оказались бесполезными, потому что перепись не была доведена до конца, не отличалась точностью и так и не приняла вид официального документа. Иоаву это задание не понравилось, и выполнил он его кое-как; Давид устыдился и хотел, чтобы это было забыто из-за гнева, обрушившегося на Израиль. Благочестивый человек не может наслаждаться мыслями о том, что (как он знает) не угодно Богу, и не может воспользоваться или находить утешение в том, что добыто греховным путем.
III. О начальниках при дворе.
1. Начальники над имением царя (как о них говорится в ст. 31) осуществляли надзор и несли ответственность за возделывание царских полей, виноградников, оливковых рощ и были поставлены над скотом, верблюдами, ослами и овцами царя. Мы не находим среди них государственных должностных лиц, устроителей забав, царских костюмеров, церемониймейстеров, конюших, оберегермейстеров, но речь идет об обычной службе, соответствующей простоте и незатейливости тех времен. Давид был великим воином, великим богословом, великим правителем и в то же время рачительным хозяином своего имения: он владел огромными земельными угодьями и занимался разведением скота не ради удовольствия, а для выгоды; ибо даже царь питается с поля (англ. пер., Еккл 5:9). Правители, которые желают видеть своих подданных трудолюбивыми, сами должны подавать пример прилежания и деловитости. Тем не менее мы узнаем, как в дальнейшем решили, что представители бедного народа земли достаточно хороши, чтобы быть работниками в виноградниках и землепашцами (4Цар 25:12). А пока Давид поставил знатных людей возглавлять этот вид деятельности.
2. Служащие при царской особе. Среди таковых были люди, отличавшиеся мудростью и искусные в общении. Дядя Давида (мудрый человек и книжник) являлся не только искусным политиком, но и был начитан в Писании; поэтому и стал советником царя (ст. 32). Упомянут еще один человек, который, вне всякого сомнения, был превосходно образованной и благоразумной личностью; поэтому и стал наставником царских детей. Советником царя был и Ахитофел очень хитрый человек, но другом и доверенным лицом Давида стал Хусий, известный своей честностью. Не похоже, чтобы у царя было много советников, но те, которые его окружали, славились своими необычайными способностями. Мудрость царя проявляется в правильном выборе министров. Однако Давид, даже имея в своем окружении надежных и горячо любимых двоюродных братьев и советников, предпочитал им всем Библию. Откровения Твои утешение мое, и уставы Твои советники мои (Пс 118:24).
толкование Мэтью Генри на первую книгу Паралипоменон, 27 глава