Здесь говорится о занятиях левитов. Значение этого колена во времена судей было совсем малым до появления Илия и Самуила. Но когда Давид стал возрождать религию, то левиты оказались в наибольшем почете. И как хорошо, что среди левитов были люди благоразумные, способные поддерживать честь своего колена! В этой главе сообщается:
(I) О левитах, поставленных привратниками (ст. 1−19).
(II) О поставленных смотрителями за сокровищницами (ст. 20−28).
(III) О начальниках и судьях в провинции, которым доверили отправление общественных дел (ст. 29−32).
Стихи 1−19. Примите во внимание:
I. Что при храме были привратники, которым предписали охранять все пути, ведущие к нему, открывать и закрывать все внешние ворота и стоять на страже у таковых, причем не только для солидности, а и для служения, чтобы направлять и наставлять в отношении правил этикета людей, пришедших на поклонение во дворы святилища, ободрять робких и не допускать чужих и нечистых, оберегать храм от проникновения воров и других врагов Божьего дома. Именно эти обязанности подразумеваются, когда говорится, что духовным служителям даны ключи Царства Небесного (Мф 16:19), чтобы они допускали или исключали в соответствии с законом Христовым.
II. О некоторых призванных к этому служению сказано, что они были люди сильные (ст. 6−7), люди прилежные и к службе способные (ст. 8), а один из них назван умным советником (ст. 14), который, вероятно, хорошо служил и неоднократно проявлял необычную мудрость и тем самым приготовил себе высшую степень (1Тим 3:13), так что, начав с привратника, был повышен до советника. Что же касается физически сильных, храбрых и решительных людей, то они соответствовали должности, на которую были назначены; ибо если Бог призывает людей к какому-либо служению, то Он либо знает, что они пригодны, либо делает их пригодными к таковому.
III. В этом служении были задействованы сыны Овед-Едома шестьдесят два представителя этого семейства. Именно Овед-Едом приютил у себя ковчег, с радостью и благоговением оказав ему гостеприимство; обратите внимание, какую награду он получил.
1. У него было восемь сыновей, потому что Бог благословил его (ст. 5). Своим умножением и укреплением семьи обязаны Божьему благословению. И множество детей в семье настоящее благословение, когда они, как в данном случае, способны и весьма успешны в служении Господу.
2. Сыны Овед-Едома заняли ответственный пост в святилище. Они верно служили у ковчега, когда он был в их доме, и теперь призваны служить ему в доме Божьем. Кто был верен в малом, тому доверят большее. Кто хранит (соблюдает) Божьи установления в собственном шатре, тот достоин стать попечителем таковых в Божьей скинии (1Тим 3:4−5). И Давид говорит: я хранил закон Твой. Он стал моим, ибо повеления Твои храню (Пс 118:55−56).
IV. Об одном человек здесь сказано: хотя он не был первенцем, но отец его поставил его главным (ст. 10) либо потому, что он сильно отличился, либо потому, что старший сын оказался немощным. Он был поставлен главным, наверно, не при наследовании имения (ибо это запрещено законом, Втор 21:16−17), а в этом служении, которое требует особых качеств.
V. Посты между привратниками, как в свое время и между певцами, были распределены по жребию: определенное количество у одних ворот, определенное у других, чтобы каждый знал свой пост и приносил наибольшую пользу (ст. 13). Здесь ничего не говорится о двадцати четырех чередах, как раньше, но упомянуто около двадцати четырех имен (ст. 1−11) и определено двадцать четыре поста (ст. 17−18). И поэтому у нас есть основания полагать, что привратники тоже были разбиты на такое же количество групп. Как счастливы обитающие в Божьем доме: они не только хорошо накормлены, обучены и имеют работу, но и хорошо охраняются! На страже у ворот храма стояли люди, а на страже у ворот Нового Иерусалима стоят ангелы (Откр 21:12).
Стихи 20−28. Примите во внимание:
(1) Сокровища дома Божия существовали. Нельзя содержать большой дом хорошо без запасов продуктов разного рода. Много всего расходовалось ежедневно на жертвеннике: мука, вино, масло, соль, топливо; не говоря уже о светильниках; запасаться этим продовольствием требовалось заранее; кроме того, в храме были другие принадлежности и священная одежда. Все это названо сокровищами дома Божия. И поскольку любую вещь могли приобрести за деньги, то, вне всякого сомнения, их в храме было изобилие; поступали они в виде пожертвований от народа и шли на покупку принадлежностей по мере необходимости; и, наверно, был большой запас на случай крайней нужды. Сокровища храма служат прообразом изобилия в доме Небесного Отца, где всего предостаточно. А во Христе истинном храме сокрыты все сокровища премудрости и ведения и неисследимое богатство.
(2) Были также и сокровищницы посвященных вещей, состоящие преимущественно из завоеваний и из добыч (ст. 27), которые посвящали Господу в знак глубокой признательности за Его защиту. Так и Авраам дал Мелхиседеку десятину из лучших добыч своих (Евр 7:4). Во времена Моисея военачальники, возвращаясь с победой, выделяли часть трофеев в приношение Господу (Чис 31:50). И недавно эту благочестивую традицию возродили; причем не только Самуил и Давид, но и Саул, Авенир и Иоав посвящали свои трофеи Господу и отдавали из них на поддержание Божьего дома (ст. 28). Следует заметить: чем больше нам дарует Бог, тем большей отдачи в виде дел благочестия и милосердия Он ждет от нас. Огромный успех обязывает нас к соразмерной ему благодарности. Когда мы смотрим на свое имение, то должны размышлять: «Вот удобная обстановка, вот богатство и (возможно) предметы искусства, а где же посвященные вещи?» Воины должны чествовать Бога своими трофеями.
(3) Над этими сокровищами были поставлены смотревшие за ними (ст. 20,26), чьим делом было хранить и следить, чтобы ни моль, ни ржа не истребили их и воры не подкопали и не украли, и выдавать сокровища по мере надобности и контролировать, чтобы их не расходовали понапрасну, не расточали и не употребляли для бытовых нужд; вероятно, хранители сокровищ отчитывались в том, сколько всего поступало и как этим распорядились.
Стихи 29−32. Левиты были успешно распределены на все виды служения в Божьем доме, и теперь приводится сообщение о тех, которые были начальниками и судьями во внешних делах, ибо пренебрегать таковыми не стоило даже ради самого храма. Бог учредил должности судей, которые содействуют благу церкви наряду с духовными служителями. И здесь мы узнаем, что:
(1) Левиты были задействованы в отправлении правосудия вместе с князьями и старейшинами разных колен, которые, как можно предположить, разбирались в законе не столь хорошо, как левиты, ибо делом последних было тщательное изучение закона. Никто из левитов, служивших в святилище, никто из певцов и привратников не заботился о делах за пределами храма; каждый из этих видов служения требовал от человека полной самоотдачи, поэтому заниматься и тем и другим было бы слишком самонадеянно.
(2) В обязанность этих левитов входили всякие дела служения Господня и дела царя (ст. 30 и снова ст. 32). Они управляли делами страны, как церковными, так и светскими; собирали десятину для Бога и налоги для царя; наказывали преступления против Бога и Его чести, равно как и против государства и общества, а в борьбе с идолопоклонством и несправедливостью руководствовались законами. Вероятно, одни посвящали себя делам религии, другие светским дела, поэтому и у Бога и у царя были хорошие служители. Как хорошо для царства, когда его гражданские и духовные интересы столь тесно переплетаются и служители заботятся и содействуют и тем и другим.
(3) На противоположном берегу Иордана число левитов, служивших в качестве судей среди двух с половиной колен, превышало число служивших в пределах остальных колен. Там их насчитывалось 2700, тогда как на западном берегу Иордана 1700 (ст. 30,32). Либо дальние колена, по сравнению с другими, были не столь хорошо обеспечены собственными судьями, либо, учитывая их удаленность от Иерусалима и близость к границе с соседними народами, они подвергались наибольшей опасности заражения идолопоклонством и особенно нуждались в помощи левитов для предотвращения такового. Границы должны хорошо охраняться.
(4) Упомянутые назначения левитов на служение (в том числе и те, о которых говорилось выше) имели место в сороковой год царствования Давида (ст. 31), то есть в последний год его правления. Мы должны с особым прилежанием творить добро, когда усматриваем приближение дня оного. Если нам довелось еще при жизни наслаждаться плодами своих трудов, то не будем жалеть их для тех, кто придет после нас.
толкование Мэтью Генри на первую книгу Паралипоменон, 26 глава