«Из ядущего вышло ядомое». Именно в связи с этим ужасным судом, постигшим Израиля из-за греха Давида, Бог дал указание поставить еще один жертвенник и подсказал таким образом, какое место Ему угодно для строительства храма; и тогда Давид с огромным энтузиазмом взялся за подготовку к этому великому делу, к которому (несмотря на то что задумал его намного раньше) он в последнее время начал, по-видимому, терять интерес, а этот суд, подобно сигналу тревоги, пробудил его. Знаки благосклонности Всевышнего, полученные после знаков Его недовольства:
(1) Помогли Давиду определиться с местом (ст. 1).
(II) Воодушевили его на работу и придали энергии.
1. Он взялся за приготовления к строительству (ст. 2−5).
2. Он наставил Соломона и дал ему соответствующее поручение (ст. 6−16).
3. Он завещал князьям помогать Соломону в деле возведения храма (ст. 17−19). Мы видим, что в начале этой главы состояние духа Давида сильно отличается от того, в котором он пребывал в начале предыдущей. Там в гордыне своего сердца он исчислил народ; а здесь он со всем смирением готовится к служению Богу. Там достигло пика тление (но источник живой воды в душе, какой бы мутной она ни была, будет стремиться к очищению), а здесь верх берет благодать.
Стихи 1−5. Здесь мы узнаем:
I. О месте, определенном для строительства храма: и сказал Давид (по Божьему вдохновению провозгласил волю Его): вот дом Господа Бога (ст. 1). Если храм возводится для Бога, то следует оставить выбор места за Ним, ибо вся земля Его. И Господь сделал свой выбор, который пал именно на участок земли, принадлежавший иевусянину, и, возможно, другого такого места не было ни в самом Иерусалиме, ни рядом с ним, и это обстоятельство послужило добрым предзнаменованием об устройстве евангельского храма среди язычников (см. Деян 15:16−17). На этом месте было гумно, ибо Церковь Бога живого это Его ток: измолоченный мой и сын гумна моего (Ис 21:10). Лопата Христа в руке Его, и Он тщательно очищает гумно Свое. Дом будет находиться на этом месте, потому что здесь жертвенник. Храм надлежало возвести ради жертвенника. Алтари появлялись на месте храмов задолго до строительства последних.
II. О приготовлениях к строительству. Давид не должен возводить храм, но он пожелал сделать в этом отношении все, что сможет: и заготовил Давид до смерти своей много (ст. 5). Здесь подразумевается, что возраст и растущая слабость давали о себе знать и напоминали Давиду о приближении смерти, и это побуждало его в самом конце проявлять огромное усердие в деле приготовления. Давайте изо всех сил будем стараться делать для Господа все, что могут наши руки и душа, пока мы живы, ибо после смерти нет ни работы, ни размышления. Здесь сообщается:
1. Что побудило Давида к этим приготовлениям. Он учел два обстоятельства:
(1) Что Соломон был молод и неопытен и, скорее всего, не смог бы сразу же взяться за возведение храма с огромным энтузиазмом; так что, хотя делу уже дан ход, Соломон рискует потерять много времени поначалу, ибо, как молодой человек, способен поддаться искушению и отложить исполнение. А если у него под рукой будут готовые материалы, то самая сложная часть уже пройдена, и это станет наилучшим побуждением и вдохновением, чтобы приступить к делу в самом начале царствования. Следует заметить: пожилые и опытные должны учитывать молодость и неопытность своих последователей и оказывать им всевозможную помощь, чтобы они с удовольствием привыкали к труду на ниве Божьей.
(2) Что сооружение должно быть очень величественным, роскошным и производящим впечатление, крепким и красивым, и все в нем будет наилучшим в своем роде, причем обоснованно, так как его предназначение содействовать чести великого Бога, Господа всей земли, а также служить прообразом Христа, в Котором обитает всякая полнота и сокрыты все сокровища. В то время людей следовало учить, взывая к чувству прекрасного. И величие здания призвано вселить в поклоняющихся святой страх и благоговение, а его красота привлечь странников, вызвать изумление в мире и желание прийти и познакомиться с истинным Богом. Поэтому, согласно изначальному замыслу, храм должен прославиться и стать известным во всех странах. Давид предсказал благотворное действие его величия: ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары (Пс 67:30).
2. Какие приготовления были сделаны. В общем Давид подготовил изобилие материалов, как мы увидим дальше; в частности же речь идет о кедре и камне, железе и меди (ст. 24). Кедр Давиду поставляли Тир и Сидон. И дочь Тира с дарами (Пс 44:13). Давид также собрал мастеров пришельцев, находившихся в земле Израильской. Существует мнение, что их наняли потому, что они были, как правило, более искусны и работали руками лучше по сравнению с израильтянами; или же, скорее всего, Давид не захотел нанимать рожденных свободными израильтян на те виды работ, которые казались непочетными и рабскими. Они были освобождены из египетского рабства, где делали кирпичи, и не должны возвращаться к тесанию камней. Упомянутые здесь пришельцы это прозелиты, обращенные в иудейскую религию, и, хотя рабами они не являлись, по достоинству к израильтянам не приравнивались.
Стихи 6−16. Несмотря на свою молодость и неопытность, Соломон способен принять наставление, данное ему отцом относительно запланированного им дела. Когда Давид взошел на престол, ему предстояло совершить много дел, потому что основания государства основательно расшатались; Соломону же поручено лишь одно дело, а именно построить дом Господу Богу Израилеву (ст. 6). Итак:
I. Давид объясняет Соломону, почему он не сделал этого сам. У него было такое намерение (ст. 7), но Бог запретил ему, потому что он пролил много крови (ст. 8). Существует мнение, что подразумевается кровь Урии, а значит, речь идет об обличении в адрес Давида, как недостойного строить храм; но запрет прозвучал еще до пролития крови Урии, поэтому, скорее всего, здесь имеется в виду кровь, пролитая в сражениях (ибо Давид был мужем брани от юности своей), причем именно такое объяснение и приводится; и, хотя войны Давида были справедливыми и велись ради Господа и Его Израиля, тем не менее из-за них Давид стал непригоден для возведения храма, вернее, менее пригоден, чем человек, никогда не участвовавший в столь обильном кровопролитии. Отстранив Давида от строительства храма именно по этой причине, Бог показал, сколь драгоценна в Его глазах человеческая жизнь, и решил, что построивший храм станет прообразом Созидающего храм евангельский, Который пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк 9:56).
II. Давид приводит причину, по которой обязывает Соломона выполнить эту задачу.
1. Потому что Сам Бог поставил его для этого, назвал его как человека, который возведет храм: вот, у тебя родится сын, и имя ему будет Соломон... Он построит дом имени Моему (ст. 9−10). Сильнее всего нас обязывает и воодушевляет на служение Богу знание того, что мы поставлены на таковое.
2. Потому что у Соломона будет время и возможность справиться с задачей. Ему суждено стать человеком мирным, и он сможет всецело посвятить свое время, мысли и богатство этому делу. Его не будут тревожить враги извне (никто не станет вторгаться или угрожать ему или провоцировать его), кроме того, и дома его ждет мир и покой; поэтому пусть строит храм. Следует заметить: когда Бог дает покой, от нас Он ждет служения.
3. Потому что Бог обещал утвердить его царство. И поскольку Господь приберег честь для Соломона, то пусть это послужит ему вдохновением, чтобы чтить Господа; пусть Соломон возведет дом Богу, а Бог возведет его на престол. Следует заметить: благодатные обетования Господа должны пробуждать рвение и оживлять наше религиозное служение.
III. Давид приводит отчет о тщательной подготовке к строительству (ст. 14), но не из гордости или тщеславия (он сам называет свои приготовления скудными: я при скудости моей приготовил), а чтобы воодушевить Соломона охотно приступить к делу, для которого он заложил столь твердый фундамент. Упомянутое здесь сокровище из 100 000 талантов золота и 1 000 000 талантов серебра представляется невероятно огромным, и большинство толкователей либо говорят об ошибке переписчика, либо считают, что под талантом здесь подразумевается пластина или кусок (мы называем такие слитками). Я же склонен полагать, что под большим числом подразумевается бессчетное множество, так как сказано: золоту, серебру и меди и железу нет счета (ст. 16), причем сюда входило все посвященное Давидом (1Пар 18:11) для дома Господня, то есть не только для строительства, но и в качестве сокровищ. И если сложить все вместе, то, может быть, и получится примерно такое количество, о котором здесь говорится. Мы говорим сотни и тысячи, когда хотим сказать об огромном числе, и не всегда это стоит понимать буквально.
IV. Давид завещает Соломону соблюдать Божьи заповеди и исполнять свой долг во всем (ст. 13). Он не должен думать, что, построив храм, купит себе отпущение грехов; как раз наоборот его достижение примут и одобрят лишь в том случае, если он будет стараться исполнять уставы и законы, которые заповедал Господь Моисею (ст. 13). Несмотря на то что Соломону суждено стать царем Израиля, он не должен забывать, что является подданным Бога Израилева.
V. Давид воодушевляет Соломона взяться за это великое дело и неотступно продолжать его: «Будь тверд и мужествен. Хотя это предприятие грандиозно, тебе не нужно опасаться репутации безумного строителя, который начал строительство и не способен его закончить; ибо это дело Божие, и оно будет завершено. Не бойся и не унывай» (ст. 13). В духовном служении, точно так же, как и в духовной брани, нам понадобится твердость и мужество.
VI. Давид побуждает Соломона не ограничиваться приготовлениями, которые он сделал, но добавить и от себя (ст. 14). Кто входит в труд других, тот не только пользуется их преимуществами, но и сам приносит пользу.
VII. Давид молится о Соломоне: да даст тебе Господь смысл и разум, и поставит тебя над Израилем (ст. 12). Какой бы ни была наша миссия, если мы понимаем, что таковую дал нам Бог и призвал к ее выполнению, то можем надеяться, что Он даст нам мудрость для этого. Возможно, Соломон имел на примете эту молитву своего отца, когда сам молился о себе: дай мне сердце мудрое и разумное. Давид завершает молитву словами: начни и делай; Господь будет с тобою (ст. 16). Надежда на Божье присутствие не должна ослаблять наше усердие. Несмотря на то что с нами Господь, нам надлежит начать и делать, и, поступая так, мы имеем основания верить, что Господь с нами есть и будет. Совершайте свое спасение, а Бог будет действовать в вас.
Стихи 17−19. Давид призывает князей Израилевых содействовать Соломону в предстоящем ему великом деле, чтобы каждый из них протянул ему руку помощи. Сидящий на престоле не справится со своими обязанности должным образом без поддержки тех, кто окружает его престол. Поэтому Давид пожелал, чтобы князья давали Соломону советы и воодушевляли его, дабы дело возведения храма стало приятным, когда каждый на своем месте делает все от него зависящее.
1. Давид показывает князьям, какие на них возложены обязательства, которые им надлежит ревностно исполнять в благодарность Богу, сотворившему для них великие дела. Ведь Господь даровал им победу и покой и дал добрую землю в наследие (ст. 18). Чем больше дал нам Бог, тем усерднее мы должны Ему служить.
2. Давид настойчиво увещевает князей проявлять ревность в этом деле: «...расположите сердце ваше и душу вашу к тому, чтобы взыскать Господа Бога вашего (ст. 19), находите блаженство в Его благосклонности и взирайте на Его славу. Стремитесь к Нему как к наивысшему благу и к высочайшей цели и делайте это от всего сердца и души. Да будет религия вашим выбором и вашим делом, и тогда вы не станете жалеть усилий и средств для возведения этого святилища Господа». Главное чтобы сердце искренне подвизалось за Бога, и тогда голова и руки, имение и влияние и все остальное будет охотно задействовано в служении Ему.
толкование Мэтью Генри на первую книгу Паралипоменон, 22 глава