Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1-я Паралипоменон | 19 глава

Толкование Мэтью Генри


Здесь повторяется описание войны Давида с аммонитянами и их союзниками сирийцами и его побед над ними; эти события представлены в точности, как и во 2Цар 10. Мы узнаем:

(I) О любезности Давида по отношению к царю аммонитян, явленной в том, что он отправил к нему посольство с соболезнованиями по случаю смерти его отца (ст. 1−2).

(II) Об огромном оскорблении, которое царь аммонитян нанес Давиду, поступив весьма нелюбезно с его послами (ст. 3−4).

(III) О законной обиде Давида и о разразившейся вследствие этого войне, в которой аммонитяне поступили хитро и призвали себе на помощь сирийцев (ст. 6−7); о смелых действиях Иоава (ст. 8−13) и об очередной победе Израиля (ст. 14−19).

Стихи 1−5. Здесь мы примем во внимание, что:

(1) Благочестивым людям приличествуют добрососедские отношения и особенно благодарность. Давид пожелал отдать дань почтения Аннону, потому что тот был его соседом; и религия учит нас проявлять порядочность и любезность в отношениях с людьми, быть почтительными со всеми и охотно оказывать всевозможные услуги тем, среди которых мы живем; различия в религии не должны служить помехой. Но, кроме этого, Давид помнил о любезности, которую явил ему некогда отец Аннона. Приняв какую-то услугу, мы должны оказать ответную по мере возможности и при удобном случае; и если услуга была оказана родителями, а они умерли, то оказать ответную нужно их детям.

(2) Как гласит древняя притча: от беззаконных исходит беззаконие (1Пар 24:14). Злой человек будет злословить, и орудием невежи будет грубость, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав (Ис 32:6−7). Если человек подл и сам замышляет зло, то склонен подозревать в коварстве и других без особой на то причины. Слуги Аннона внушили ему, что Давидовы послы пришли как разведчики; как будто бы такой великий и могущественный человек, как Давид, нуждается в столь ничтожных средствах (если бы он вынашивал замыслы против аммонитян, то выступил бы открыто, не прибегая к обходным маневрам). Или как будто бы человек такой чести и достоинства способен на подлость. Тем не менее Аннон к своим слугам прислушался и, вопреки международному праву, поступил с Давидовыми послами коварно.

(3) Господа должны защищать своих слуг и с величайшим вниманием заботиться о них, если во время службы те потерпели ущерб или бесчестье. Именно так повел себя Давид по отношению к своим послам (ст. 5). И Христос сделает это для своих служителей. И пусть все господа оказывают рабам должное и справедливое.

Стихи 6−19. Здесь мы видим:

(1) Как сердце грешников, предопределенных к уничтожению, ожесточается себе же на погибель. Аммонитяне увидели, что они сделались ненавистными Давиду (ст. 6), и могли бы проявить мудрость, если бы стали искать примирения, смирились и предложили какую-нибудь сатисфакцию за нанесенное ему оскорбление; но они сделались не только ненавистными Давиду, а и отвратительными с точки зрения правосудия Господа, Который является Царем народов и пожелает восстановить поруганную честь и призовет к ответу за нарушение международного права. Вместо поисков мира они приготовились к войне и таким образом навлекли на себя от руки Давида такое разорение, которого он никогда и не замышлял.

(2) Как мужество храбрых людей возрастает и усиливается под действием трудностей. Когда Иоав увидел, что впереди и сзади разгорается бой (ст. 10), то не стал думать об отступлении, но удвоил свою решительность; а поскольку войско он удвоить не мог, то разделил его на две части и не только говорил, а и действовал, как доблестный муж, проявив огромное присутствие духа в окружении врага. Он договорился со своим братом о взаимопомощи (ст. 12), воодушевив себя и других командиров, чтобы каждый на своем посту действовал решительно, думая о Божьей славе и о благе своей страны, а не о чести и преимуществе для себя, и потом предоставил дело Богу: и Господь пусть сделает, что Ему угодно.

(3) Сколь бессильны высочайшее мастерство и сила против правосудия и справедливости. Аммонитяне изо всех сил старались укрепить свои позиции: вывели на поле боя хорошее войско и расположили его по всем правилам военного искусства; но поскольку их дело неправое и они, по сути, защищали зло, то им это не помогло; с ними случилось наихудшее. А справедливость в конечном счете победит и восторжествует.

(4) Сколь бесполезно объединяться и укреплять свои силы, если Бог не на вашей стороне. Когда сирийцы (хотя их никоим образом не интересовала моральная сторона дела, так как они служили у аммонитян наемниками) потерпели поражение, то сочли нужным восстановить свою честь и поэтому призвали на помощь сирийцев с другого берега Евфрата; но это оказалось бесполезным, ибо все равно Сирияне побежали от Израильтян (ст. 18); их потери насчитывали 7000 человек, которые обслуживали семьсот колесниц (2Цар 10:18); ибо тогда в сухопутных войсках к одной колеснице приставляли 10 воинов, подобно тому как сейчас в военноморских силах к одному орудию приставляют десять человек.

(5) Кто вмешивается в чужую ссору, тот, убедившись, что вмешался на свою голову, наконец хорошо усваивает урок и больше не вмешивается. Сирийцы увидели, что победа на стороне Израиля, и не только разорвали союз с аммонитянами, не желая им больше помогать, но и заключили с Давидом мир и подчинились ему (ст. 19). Пусть тот, кто тщетно противился Богу, усвоит этот урок и помирится с Ним скорее, пока еще на пути. Пусть он подчинится Богу и станет Его слугой, ибо, оставшись врагом Господа, непременно погибнет.

толкование Мэтью Генри на первую книгу Паралипоменон, 19 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.