Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Бытие | 9 глава

Толкование Мэтью Генри


Теперь мир и Церковь сократились до одной семьи — семьи Ноя, о делах которой рассказывает эта глава; и мы должны стремиться получше узнать ее, так как от нее мы все исходим. В этой главе представлены:

(I) Завет провидения, заключенный с Ноем и его сыновьями (ст. 1−11). В этом завете (1) Бог обещает заботиться об их жизни.

[1] Чтобы они могли наполнять землю (ст. 1,7).

[2] Чтобы они были в безопасности и хищные животные, которые должны были трепетать пред ними, не причиняли им вреда (ст. 2).

[3] Им было позволено есть плоть для поддержания жизни, но не с кровью (ст. 3−4).

[4] Чтобы мир впредь никогда не был потоплен водой (ст. 8−11).

(2) Требование Бога, чтобы они заботились о собственной жизни и о жизни друг друга (ст. 5−6).

(II) Печать завета, а именно радуга (ст. 12−17).

(III) Отдельный рассказ о Ное и его сыновьях, который послужил темой для пророчеств о более поздних временах.

(1) Грех и позор Ноя (ст. 20−21).

(2) Бесстыдство и непочтительность Хама (ст. 22).

(3) Благочестивая скромность Сима и Иафета (ст. 23).

(4) Проклятие Ханаана, благословение Сима и Иафета (ст. 21−27).

(IV) Возраст и смерть Ноя (ст. 28−29).

Стихи 1−7. В заключении последней главы мы прочитали о милостях, которые Бог сказал в сердце Своем в адрес остатка человечества, ставшего в то время семенем нового мира. В этих стихах эти милости пересказываются Ною и его сыновьям. В общих словах благословил Бог Ноя и сынов его (ст. 1), то есть убедил их в Своем благоволении к ним и Своих милостивых намерениях в отношении их. Это следует из того, что он сказал в сердце Своем. Отметьте: все Божьи обетования о благах вытекают из намерений Его любви и Его собственной воли (см. Еф 1:11; Еф 3:11 и ср. с Иер 29:11). Я знаю намерения, какие имею о вас. Мы читаем (Быт 8:20), как Ной благословил Бога своим жертвенником и всесожжением, а здесь мы читаем, как Бог благословил Ноя. Отметьте: Бог милостиво благословит (то есть сделает добро) тех, кто искренно благословляет (то есть хорошо говорит) Его. Тот, кто искренно благодарит за полученные милости, становится на правильный путь, где они для него подтверждаются и продолжаются.

Далее нам представлена Великая хартия вольностей этого великого царства природы, которая только что была создана и внедрена, так как предыдущая была конфискована и отобрана.

I. Дары этой хартии очень добры и милостивы для людей.

1. Она дарует земли огромной протяженности и обещает великое умножение народа, который завладеет и будет наслаждаться ею. Первое благословение здесь обновляется: «…плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (ст. 1) и повторяется (ст. 7), чтобы род человеческий вновь начал развиваться.

(1) Бог представил им всю землю, сказал, что вся она принадлежит им впредь во все дни — им и их потомкам. Отметьте: Бог дал землю сынам человеческим для владения и проживания (Пс 113:24). Хотя она не сравнится с раем, а скорее больше похожа на пустыню, в то же время это лучше того, что мы заслужили. Благословен Бог, что это не ад.

(2) Он дарует им благословение, силой и посредством которого человечество должно размножаться и навсегда сохраняться на земле, чтобы вскоре все подходящие для обитания части земли были более или менее населены. И хотя одно поколение может уйти, но придет другое, пока мир стоит, и поэтому течение человеческого рода будет поддерживаться постоянной сменой поколений и течь параллельно времени, пока оба не впадут в океан вечности. Хотя смерть будет продолжать царствовать, а Господа будут познавать по Его судам, в то же время земля больше никогда не лишится людей, как в этот раз, а будет продолжать наполняться ими (Деян 17:24−26).

2. Она дарует власть над нижними тварями (ст. 2). Бог дал человеку (1) это право: «…в ваши руки отданы они» для использования и выгоды.

(2) Владычество над ними, без которого это право будет мало пригодным: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные». Это возобновляет предыдущее дарение (Быт 1:28), правда, с одной разницей: человек в невинности царствовал любовью, а падший человек царствует с помощью страха. И сейчас этот дар остается в силе, поэтому и доныне мы пользуемся его выгодой, а именно:

[1] Те твари, которые являются для нас полезными, улучшены, и мы используем их либо для работы, либо в пищу, либо (если есть такая возможность) для того и другого. Лошадь и вол терпеливо подчинились уздечке и ярму так же, как овца безмолвна перед стригущим и мясником, ибо перед человеком они испытывают страх и трепет.

[2] Те твари, которые в какой-то степени представляют для нас опасность, ограничены в своих действиях, так что хотя время от времени они могут причинять вред человеку, но не объединяются вместе, чтобы восстать против человека, в противном случае с их помощью Бог мог бы погубить мир так же эффективно, как сделал это с помощью потопа. Это один из самых суровых судов Божьих (Иез 14:21). Что удерживает волков за пределами наших городов, львов — от хождения по нашим улицам и ограничивает их пустыней, как не страх и трепет? Более того, некоторые из них были приручены (Иак 3:7).

3. Она дарует средства к существованию и пропитанию: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу» (ст. 3). Многие считают, что до сего момента человек мог питаться только плодами земли — фруктами, травами и корнями, а также всеми видами зерновых и молоком (таково было первое дарение, Быт 1:29), но потоп, возможно, уменьшив силу земли, сделал ее плоды менее приятными и питательными. Теперь Бог расширяет это дарение и позволяет человеку есть плоть, о чем, возможно, сам человек никогда не думал, как и овца никогда не имела желания лакать кровь, как волк. Но теперь человеку было разрешено питаться плотью с такой же свободой и безопасностью, что и травой. Здесь обратите внимание, (1) что Бог — добрый Господин, и Он заботится не только о том, чтобы мы жили, но чтобы жили комфортно, служа Ему, чтобы мы были обеспечены не только необходимым, но и имели радость.

(2) Что всякое творение Божие хорошо, и ни от чего не нужно отказываться (1Тим 4:4). Позже некоторые виды мяса, пригодные для еды, были запрещены церемониальным законом, но похоже, что сначала этого не было, поэтому не упоминается в Евангелии.

II. Заповеди и оговорки подобного характера не менее добры и милостивы, как и примеры благоволения Бога к человеку. Иудейские доктора так часто говорят о семи заповедях Ноя, или сыновей Ноя, которые, по их словам, должны соблюдаться всеми народами, что мы не имеем права опустить их. Первая заповедь направлена против поклонения идолам. Вторая — против богохульства с требованием благословлять имя Бога. Третья — против убийства. Четвертая — против кровосмешения и нечистоты. Пятая — против воровства и грабежа. Шестая требовала справедливого управления. Седьмая направлена против еды плоти с кровью. Евреи требовали соблюдения этих заповедей от прозелитов врат, и все они касались жизни человека.

1. Человек не должен был наносить вред своему здоровью нездоровой и вредной пищей (ст. 4): «Только плоти с душею ее, с кровью ее (т.е. сырой), не ешьте, как хищники». Подобное ограничение необходимо было добавить к дарованной свободе вкушать плоть, чтобы вместо питания своего тела они не разрушили его. Тем самым Бог показывает, (1) что хотя они владычествовали над тварями, в то же время подчинялись Творцу и находились под ограничениями закона.

(2) Что они не должны быть жадными и несдержанными в приеме пищи, а дожидаться ее приготовления, чтобы не быть похожими на солдат Саула (1Цар 14:32) и чтобы их не было между пресыщающимися мясом (Притч 23:20).

(3) Что они не должны быть грубыми и жестокими к низшим тварям. Они должны быть хозяевами, а не тиранами; они могли убивать для пользы, но не для собственного удовольствия и их мучений; они не должны рвать на части представителей творения, пока те живы, и есть их.

(4) Что на протяжении действия закона о жертвоприношении, в котором кровь фигурировала как искупление для души (Лев 17:11), символизируя, что кровь жертвы была принята вместо жизни грешника, на нее нельзя было смотреть, как на заурядную вещь, а нужно было изливать пред Господом (2Цар 23:16) то ли на Его жертвенник, то ли на Его землю. Но теперь, когда великая и истинная жертва уже была принесена, это ограничение закона было упразднено.

2. Человек не должен лишать себя жизни: «…вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу Я» (ст. 5). Наша жизнь не принадлежит нам настолько, чтобы по своему усмотрению мы могли избавиться от нее. Она принадлежит Богу, и мы должны передать ее в Его распоряжение. Если мы каким-либо образом ускоряем приход смерти, то нам придется отчитываться перед Богом за это.

3. Звери не должны наносить вред жизни человека: «…взыщу ее от всякого зверя». Чтобы показать Свою заботу о жизни человека, несмотря на то что недавно Он погубил так много жизней, Бог велит предавать смерти зверя, убившего человека. Это подтверждалось и законом Моисея (Исх 21:28), и я думаю, было бы хорошо соблюдать его сейчас. Таким образом Бог показал Свою ненависть ко греху убийства, чтобы люди больше ненавидели его и не только наказывали, но и предотвращали его (см. Иов 5:23).

4. Преднамеренное убийство должно наказываться смертью. Этот грех должен быть ограничен ужасом перед наказанием.

(1) Бог будет наказывать убийц: «…взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его», то есть «Я отомщу убийце за кровь убитого» (2Пар 24:22). Когда Бог взыскивает жизнь человека от руки того, кто несправедливо отнял ее, то убийца не может возместить потерю и вместо нее должен отдать свою — это единственный путь возместить утраченное. Отметьте: праведный Бог обязательно взыщет за кровь, даже если люди не могут или не делают этого. Рано или поздно, в этом или другом мире Он разоблачит затаившихся убийц, сокрытых от глаз людей, и накажет признанных и оправданных убийц, которые слишком недостижимы для человеческой руки.

(2) Гражданские власти должны наказывать убийц (ст. 6): «кто прольет кровь человеческую, то ли из внезапного побуждения, то ли задумав убийство заранее (ибо внезапный гнев — это убийца в сердце, как и злой умысел, Мф 5:21−22), того кровь прольется рукою человека, то есть с помощью гражданских властей или тем, кто будет назначен или кому будет позволено стать мстителем за кровь. Есть служители Божьи, поставленные для этой цели, чтобы быть защитниками невиновных, наводя ужас на злоумышленников и злодеев, и они не должны напрасно носить меч (Рим 13:4). До потопа, исходя из истории Каина, Бог взял наказание убийц в Свои руки, но сейчас Он передал этот суд людям, прежде всего главам семей, а впоследствии главам стран, которые должны быть верными оказанному им доверию. Отметьте: преднамеренное убийство всегда должно караться смертью. Это грех, который Господь не прощает даже царям (4Цар 24:3−4), поэтому Он не простит его и подданным. У нас есть основание добавить к этому закону следующее: ибо по образу Божьему сотворил Он человека вначале. Человек — это творение, которое дорого Творцу, поэтому должно быть дорого и для нас. Бог облек его славой, так давайте не будем облачать его в презрение. Некоторые остатки Божьего образа все еще присутствуют в падшем человеке, и поэтому несправедливо убивший человека повреждает образ Божий и бесславит его. Хотя Бог позволил людям убивать своих животных, в то же время Он запретил им убивать своих рабов, так как они имеют более благородную и высшую природу, являясь не только Божьим творением, но и Его образом (Иак 3:9). Каждый человек несет в себе частицу Божьего образа, но гражданские власти кроме этого несут образ Его власти, а святые — образ Его святости, и поэтому тот, кто проливает кровь владык или святых, навлекает на себя двойную вину.

Стихи 8−11. Эти стихи описывают:

I. Учреждение завета Бога с новым миром и пределы, на кого этот завет распространяется (ст. 9−10). Обратите внимание, (1) что Богу угодно иметь дело с человеком через завет, посредством чего Он в высшей степени возвеличивает Свое снисходящее благоволение и в значительной мере ободряет чувство долга и послушания человека к разумному и выгодному служению.

(2) Что все заветы Бога с человеком исходят от Него самого: «Вот, Я поставляю завет…» Это выражено подобными словами для того, чтобы вызвать наше восхищение: «Смотрите и удивляйтесь, хотя Бог превознесен, в то же время Он уважает человека», чтобы утвердить нашу уверенность в законности завета: «Смотрите, вот, Я заключаю его; Я — верный и всесильный, чтобы сделать его благом».

(3) Что Божьи заветы стоят крепче, чем столпы небесные или основания земли, и не могут быть отменены.

(4) Что Божьи заветы заключены со вступающими в завет и их потомками, а обетование предназначено им и их детям.

(5) Что вступить в завет с Богом и обладать его привилегиями могут лишь те, кто не может поставить свои условия или дать свое согласие, так как этот завет заключен со всякою душею живою, со всеми животными земными.

II. Особенная цель этого завета. Он был предназначен для того, чтобы спасти мир от другого потопа: «…не будет уже потопа». Бог однажды уже потопил мир, но он оставался таким же провоцирующим и порочным, как раньше. Господь предвидел его нечестивость, но в то же время пообещал, что больше не потопит его, ибо Он не поступает с нами соответственно нашим грехам. Лишь благодаря Божьей милости и верности, а не какой-то реформации мира, он часто не был потоплен и не потоплен сейчас. Как старый мир был уничтожен, чтобы стать монументом Божьей справедливости, так и нынешний мир хранится до сего дня, чтобы быть монументом милости соответственно клятве Бога в том, что воды Ноя больше не вернутся покрыть землю (Ис 54:9). Это Божье обетование удерживает море и облака в отведенных для них местах, Он поставил запоры и ворота, чтобы они не дошли (Иов 38:10−11). Если бы море вытекало в течение нескольких дней, как оно делает два раза в день на протяжении нескольких часов, то к какому опустошению это привело бы! А какие разрушения могли бы причинить облака, если бы ливни, свидетелями которых мы иногда становимся, продолжались бы долго! Но Бог, позволяя морям выходить из берегов и дождям смывать все на своем пути, показывает, что Он может совершить во гневе. А сохраняя землю от потопа, который могут совершить море и облака, Он показывает, что может сделать в милости и будет делать в истине. Давайте воздадим славу Его милости, выразившейся в обетовании, и славу Его истине, проявившейся при его совершении. Но это обетование не может воспрепятствовать Богу (1) совершить другие опустошительные суды над человечеством, ибо, хотя Он связал себя обещанием не использовать больше эту стрелу, в то же время в Его колчане много других стрел.

(2) Разрушить отдельные места и страны с помощью подъема воды в морях и реках.

(3) Погубить мир в последний день огнем; это никоим образом не нарушит Его обетование. Грех, потопивший старый мир, сожжет и этот.

Стихи 12−17. Обычно на договорах между людьми ставится печать, чтобы заветы были более торжественными, а их исполнение — более верным для взаимного удовлетворения. Поэтому Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, подтвердил завет печатью (Евр 6:17), что делает более надежными основания, на которых мы строим (2Тим 2:19). Печать завета природы имела довольно естественное происхождение. Это радуга, которая, похоже, была видна в облаках до появления сопутствующих вторичных причин, но никогда не была печатью завета до божественного учреждения. Относительно печати завета обратите внимание, что (1) эта печать добавлена к повторяющимся уверениям в истинности этого обетования и была предназначена для утверждения: «Я полагаю радугу Мою в облаке (ст. 13); явится радуга в облаке (ст. 14), чтобы глаз мог воздействовать на сердце и утвердить веру; и она будет знамением завета (ст. 12−13); Я вспомню завет Мой…и не будет более вода потопом» (ст. 15). Более того, Бог говорит, словно Вечный Разум нуждается в напоминании: «Я увижу ее, и вспомню завет вечный» (ст. 16). Таким образом, здесь изложено правило на правило, чтобы мы имели надежное и твердое утешение, держась за эту надежду.

(2) Радуга появляется в то время, когда облака собираются пролить дождь, и возвращается после дождя; когда у нас есть больше всего оснований бояться, что дождь нанесет разрушения, тогда Бог показывает эту печать обетования, что он не будет разрушительным. Так Бог устраняет наши страхи своевременными и убедительными ободрениями.

(3) Чем мрачнее облако, тем ярче радуга на его фоне. Таким же образом, когда начинают преобладать угрожающие страдания, тогда еще больше начинают преобладать ободряющие утешения (2Кор 1:5).

(4) Радуга появляется в том случае, когда одна часть неба чистая, что подразумевает милость, о которой Бог помнит во гневе; облака как бы ограничены радугой, чтобы они не распространялись на небеса, ибо радуга — это раскрашенный дождь, или же края облака, покрытые позолотой.

(5) Радуга является отражением солнечных лучей, что означает, что вся слава и значительность печатей завета исходит от Христа — Солнца правды, который описан сидящим на престоле и радуга вокруг престола Его (Откр 4:3); а радуга над головой Его (Откр 10:1) означает не только Его величие, но и посредничество.

(6) Радуга имеет пламенные сердца; это символизирует, что хотя Бог больше не потопит мир, в то же время, когда тайна Божья будет совершена, тогда мир будет поглощен огнем.

(7) Дуга лука навевает страх, но эта дуга не имеет ни тетивы, ни стрелы, как лук, направленный против преследователей (Пс 7:12−13), а сам по себе лук не сможет нанести много вреда. Это лук, но направленный в небеса, а не к земле, так как печати завета были предназначены для утешения, а не устрашения.

(8) Так же, как Бог смотрит на радугу, чтобы вспоминать завет, так и мы должны постоянно думать о завете с верой и благодарностью.

Стихи 18−23. Эти стихи посвящены:

I. Семье Ноя и описывают их занятия. Вновь упоминаются имена его сыновей (ст. 18−19), так как их потомками была населена вся земля, откуда следует, что Ной после потопа не имел детей; весь мир произошел от этих трех людей. Отметьте, что Бог, когда Ему угодно, может сделать так, что от малого произойдет тысяча, и значительно умножить конец тех, чье начало было незначительным. Такова сила и действенность божественного благословения. Ной решил заняться земледелием — стал мужем земли (евр.), то есть мужем, возделывающим землю, который держит землю в своих руках и владеет ею. Мы все по своей природе — люди земли: сделанные из нее, живущие на ней и спешащие вернуться в нее; многие люди так греховны, что привязываются к земным благам. Ной по своему призванию занялся торговлей плодами земли. Он начал возделывать землю, то есть вскоре после выхода из ковчега возвратился к своему старому занятию, которое он оставил вначале из-за строительства ковчега, а потом из-за постройки дома на суше для себя и своей семьи. Для этого какое-то время он был плотником, но теперь вновь вернулся к земледелию. Обратите внимание: хотя Ной был великим и хорошим, старым и богатым — человеком, в высшей степени облагодетельствованным небесами и почитаемым на земле, — он не захотел жить праздно и не посчитал призвание земледельца низким для себя. Отметьте: хотя Бог своим провидением иногда может отозвать нас от нашего призвания на какое-то время, в то же время, когда повод будет исчерпан, мы должны со смирением и трудолюбием вновь вернуться к нему — к своему призванию, чтобы с верой оставаться пред Богом (1Кор 7:24).

II. Грех и позор Ноя: «Он насадил виноградник» и, собрав урожай, возможно, назначил день пиршества и веселья для своей семьи, куда пригласил своих сыновей с их детьми, чтобы вместе отпраздновать увеличение своей семьи, как и урожай своего виноградника. Мы также можем предположить, что он начал празднование с принесения жертвы в честь Бога. Если же он не совершил этого, то вполне справедливо Бог мог предоставить его самому себе, чтобы тот, кто начал без Бога, мог закончить с тварями. Но мы милостиво надеемся, что это было не так, и, возможно, он затеял праздник, чтобы по окончании его благословить своих сыновей, как Исаак (Быт 27:3−4): «…чтобы я поел и благословила тебя душа моя». Во время пиршества выпил он вина, ибо кто садит виноградник и не ест его плодов? Но он выпил слишком много — больше, чем могла вынести голова в его возрасте, ибо он опьянел. У нас есть основание полагать, что он не был пьяным ни до, ни после; обратите внимание, как в этом случае вино овладело им. Это был его грех, великий грех, который отягчался тем, что был совершен вскоре после великого избавления. Бог предоставил его самому себе, как Он это сделал с Езекией (2Пар 32:31), и записал его ошибку в Писании, чтобы наставить нас в том, (1) что самая прекрасная копия, написанная обычным человеком с момента грехопадения, имела свои пятна и неправильные штрихи. Ранее было сказано, что Ной был человеком праведным в роде своем (Быт 6:9), но этот поступок показывает, что имелась в виду его искренность, а не безгрешное совершенство.

(2) Что иногда тот, кто благодаря осмотрительности, решимости, а также благодати Божьей, сохранил свою чистоту среди искушений, впоследствии из-за невнимательности, беспечности и пренебрежения благодатью Божьей согрешает, когда час искушений уже позади. Ной, который оставался трезвенником, живя среди пьяниц, теперь опьянел в трезвой компании. Поэтому кто думает, что он стоит, берегись…

(3) Что мы должны быть очень осторожными, когда щедро используем добрые Божьи творения, и следить, чтобы их потребление не было чрезмерным. Ученики Христа должны остерегаться, чтобы никогда сердца наши не отягчались (Лк 21:34). Следствием греха Ноя был позор. Он лежал обнаженным в шатре своем, подобно Адаму, съевшему запретный плод. В то же время Адам постарался скрыться, а Ной был настолько лишен мыслей и разума, что не старался прикрыться. Вино так подействовало на Ноя, что он перестал думать. Обратите внимание на великое зло греха пьянства.

[1] Он обнажает людей. Опьянев, они выдают все свои слабости и с легкостью выбалтывают доверенные им секреты. Пьяные привратники держат двери открытыми.

[2] Он бесчестит людей и подвергает их презрению. Он не только обнажает их, но и стыдит. Пьяные люди говорят и делают то, при мысли о чем в трезвом состоянии они покраснели бы (Авв 2:15−16).

III. Бесстыдство и нечестивость Хама: «Увидел Хам наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (ст. 22). Увидеть наготу случайно и непреднамеренно не было бы проступком, но (1) Хам получил удовольствие, став свидетелем этого зрелища, как Едомляне, смотревшие на день брата твоего (Авдий 12) со злорадством и оскорблениями. Возможно, Хам иногда сам бывал пьяным, за что часто был порицаем своим хорошим отцом, которого поэтому был рад увидеть в таком состоянии. Отметьте: часто тот, кто сам ходит лживыми путями, радуется, видя, как другие совершают неправильные шаги. Но милость никогда не радуется беззаконию, как и искренно раскаявшиеся и сожалеющие о своих грехах никогда не радуются грехам других.

(2) Он рассказал двум братьям своим, находящимся на улице (дословный перевод), в насмешливой манере, что его отец предстал пред ним в отвратительном виде. Очень нехорошо [1] насмехаться над грехом (Притч 14:9) и кичиться тем, о чем, скорее, нужно скорбеть (1Кор 5:2).

[2] Придавать огласке ошибки других людей, особенно родителей, которых должны почитать. Ной был не только хорошим человеком, но и хорошим отцом, и поведение Хама было особенно подлым и лицемерным вознаграждением за отцовскую нежность. Здесь Хам назван отцом Ханаана, что подразумевает, что тот, кто сам является отцом, должен быть особо уважителен к своему отцу.

IV. Благочестивая забота Сима и Иафета, чтобы прикрыть наготу бедного отца (ст. 23). Они не только сами не смотрели, но и побеспокоились, чтобы другие не видели, тем самым они показав пример милости, проявленной ко греху и позору другого человека. Мы не только не должны вступать в сговор с теми, кто публично возвещает о нем, но должны стараться скрыть его или, по крайней мере, сделать все, что в наших силах, как мы хотели, чтобы поступили с нами.

1. Все ошибки других нужно покрывать любовью (1Пет 4:8).

2. Кроме того, своим почтением мы должны покрывать ошибки родителей и других наставников.

Стихи 24−27. Эти стихи описывают:

I. Что Ной пришел в себя: «Ной проспался от вина своего». Сон исцелил его, и мы можем предположить, что он настолько исцелился, что больше никогда не предавался этому греху. Те, кто спит, как Ной, должны просыпаться, как он, а не как пьяница, сказавший при пробуждении: «…опять буду искать того же» (Притч 23:35).

II. Что на него сошел дух пророчества, и, подобно умирающему Иакову, он говорит своим сыновьям, что дальше будет с ними (Быт 49:1).

1. Он проклинает Ханаана, сына Хамова (ст. 25), в котором проклинается сам Хам, то ли потому, что этот сын сейчас был более виновен, чем остальные, то ли потому, что потомство этого сына впоследствии будет вырвано из их земли, чтобы дать место Израилю. Моисей записывает эту историю, что бы вдохновить Израиль в борьбе против Ханаана. Хотя хананеи были грозным народом, но еще в древние времена они стали проклятым народом и предназначались для погибели. Более детально: проклятие заключается в следующем: «Раб рабов (то есть самым низким и презренным слугой) будет он даже у братьев своих». Те, которые по рождению были равны ему, благодаря завоеваниям станут его хозяевами. Несомненно, это указывает на победы, одержанные Израилем над Ханааном, в результате чего хананеи были либо преданы мечу, либо обложены данью (Нав 9:23; Суд 1:28,30,33,35), что произошло лишь 800 лет спустя. Отметьте:

(1) Бог часто наказывает детей за беззакония отцов, особенно если дети наследуют их нечестивый характер и подражают их порочному образу жизни, не делая ничего, чтобы избавиться от наследственного проклятия.

(2) Бесчестье справедливо покрывает тех, кто бесчестит других, особенно если это бесчестит и огорчает их собственных родителей. Непокорный сын, высмеивающий своих родителей, более недостоин называться сыном, а заслуживает участи нанятого слуги, более того, — участи раба рабов среди братьев своих.

(3) Хотя божественное проклятие действует медленно, но рано или поздно оно исполнится. Хананеи оказались под проклятием рабства, но при этом довольно долго владычествовали, ибо семья, народ или человек, пребывая под проклятием Бога, в то же время могут долго процветать в этом мире, пока чаша их беззаконий (как и хананеев) не наполнится. Многие, отмеченные для гибели, еще не созрели для нее. Поэтому да не завидует сердце твое грешникам.

2. Он благословляет Сима и Иафета.

(1) Он благословляет Сима или, скорее, Бога за него, благословляет его величайшими всеми вообразимыми почестями и блаженствами (ст. 26). Обратите внимание:

[1] Он призывает Господа Бога Симова; и блажен, трижды блажен народ, у которого Господь есть Бог (Пс 143:15). В этих словах заключены все благословения. Это же благословение было даровано Аврааму и его семени; Бог небес не стыдится их, называя Себя их Богом (Евр 11:16). Всем этим Сим в достаточной степени вознагражден за уважение к своему отцу; сам Бог облачил его этой славой, назвавшись его Богом, что в достаточной мере вознаграждает нас за все служения и за все наши страдания ради Его имени.

[2] Ной воздает Богу славу за то доброе дело, которое совершил Сим, но не того, кто был лишь инструментом, а благословляет и прославляет Бога, который был его автором. Отметьте: слава за все добрые дела, совершенные нами или другими, должна со смирением и благодарностью быть передана Богу, который совершает в нас и за нас все добрые дела. Когда мы видим добрые дела людей, то должны прославлять не их, а нашего Отца (Мф 5:16). Таким же образом Давид на самом деле благословил Авигею, когда благословил Бога Израилева, Который послал ее (1Цар 25:32−33), ибо честь и благоволение — служить Богу и быть использованным Им для добрых дел.

[3] Ной предвидит и предсказывает, что Бог будет милостив к Симу и его семье, и это будет доказательством для всего мира, что Он — Бог Сима, от чьего имени многие возблагодарят Его: «Благословен Господь Бог Симов».

[4] Эти слова также подразумевают, что Церковь будет построена и сохранена в потомстве Сима, так как от него произошли евреи, которые на протяжении довольно длительного времени были единственным исповедующим народом, которого Бог имел в этом мире.

[5] Некоторые считают, что здесь приводится ссылка на Христа, который был Господом Богом и чья человеческая природа должна была произойти от чресл Сима, так как от него по плоти произошел Христос.

[6] Именно ему будет порабощен Ханаан: «Ханаан же будет рабом ему». Отметьте: тот, кто имеет Господа своим Богом, будет иметь столько славы и силы в этом мире, сколько Бог считает полезным.

(2) Ной благословляет Иафета и в нем острова языческие, которые будут населены его потомками: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (ст. 27).

[1] Некоторые считают, что эти слова относятся лишь к Иафету и означают, во-первых, его внешнее процветание; его потомки будут так многочисленны и победоносны, что станут хозяевами в палатках Сима; это исполнилось в то время, когда еврейский народ — самый выдающийся народ из рода Симова — вначале был вынужден платить дань грекам, а затем — римлянам, принадлежавшим к семени Иафета. Отметьте: внешнее процветание нельзя назвать надежным признаком истинной Церкви: палатки Сима не всегда являются палатками завоевателей. Или, во-вторых, это подразумевает обращение язычников и вступление их в Церковь; и тогда мы должны читать это место так: «Бог склонит Иафета (таково истинное значение этого слова), и тогда, убежденный в истине, он будет пребывать в шатрах Симовых»; тогда евреи и язычники объединятся вместе в евангельском жилище. Многие язычники станут последователями еврейской религии, одним телом во Христе (Еф 2:14−15) — христианской Церковью, которая в основном будет состоять из язычников, наследующих привилегии евреев — членство в Церкви. Евреи будут лишены его из-за своего неверия, и язычники будут обитать в их палатках (Рим 11:11 и далее). Отметьте: только Бог может вновь привести в Церковь тех, кто отделил себя от нее. Лишь сила Божья делает Евангелие Христа действенным ко спасению (Рим 1:16). И еще: души приводятся в Церковь не силой, а убеждением (Пс 109:3). Они привлекаются узами человеческими и благоразумием склоняются стать религиозными.

[2] Другие делят эти благословения между Иафетом и Симом, который не был так обильно благословлен (ст. 26). Во-первых, Иафету принадлежали земные благословения: Бог распространит Иафета, умножив его потомков и расширив его границы. Потомство Иафета населило всю Европу, большую часть Азии и, возможно, Америку. Отметьте: мы должны признавать руку Божью в своем процветании. Именно Он расширяет берега и переполняет сердца. Более того, многие живут в больших палатках, которые не являются Божьими, как это было у Иафета. Во-вторых, Симу принадлежали небесные благословения: «…да веселится Он (т.е. Бог) в шатрах Симовых, то есть из его чресл придет Христос, и его семенем будет продолжена Церковь». Итак, теперь право первородства было разделено между Симом и Иафетом, а Хам полностью лишался его. В высшей власти, которую они поровну поделили, Ханаан должен стать рабом обоих. Уд — военная часть была дарована Иафету, которого Бог распространит, а священство будет отдано Симу, ибо Бог будет обитать в палатках Сима; и, безусловно, мы более счастливы, если Бог обитает в наших палатках, а не мы обладаем всем серебром и золотом мира. Лучше жить в палатках с Богом, чем во дворцах без Него. В Салиме, где стоит Божья скиния, присутствует больше удовлетворенности, чем на островах языческих. В-третьих, они оба владычествовали над Ханааном. «Ханаан будет рабами им», — читаем мы. Когда Иафет объединится с Симом, то Ханаан падет пред ними. Когда незнакомцы становятся друзьями, то враги становятся рабами.

Стихи 28−29. В этих стихах мы читаем, (1) как Бог продлил жизнь Ноя. Он жил 950 лет, на двадцать лет дольше, чем Адам, но на девятнадцать лет меньше, чем Мафусал. Эта долгая жизнь была дальнейшей наградой за его выдающееся благочестие и величайшим благословением для мира, для которого он, несомненно, продолжал быть проповедником праведности, с тем только преимуществом, что теперь он проповедовал лишь собственным детям.

(2) Как Бог положил конец жизни Ноя. Хотя он жил долго, но до смерти, возможно, увидел смерть многих своих потомков. Ной жил так долго, чтобы увидеть два мира, но, являясь по вере наследником праведности, после смерти он отправился в мир лучший, чем эти два.

толкование Мэтью Генри на Бытие, 9 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.