В этой главе представлены примеры:
(I) Проявления доброты и любви Иосифа к родственникам: он представляет братьев и отца фараону (ст. 1−10), поселяет семью Иакова в Гесеме и обеспечивает всем необходимым (ст. 11−12), оказывает дань уважения отцу, когда тот послал за ним (ст. 27−31).
(II) Проявления справедливости Иосифа в разрешении критической ситуации между фараоном и его народом. Он продавал хлеб фараона его подданным с прибылью для фараона, не ущемляя при этом египетский народ (ст. 13 и т.д.). Этим он доказал свою мудрость и милость как в личной, так и в общественной жизни.
Стихи 1−12. Эти стихи повествуют:
I. Об уважении Иосифа, как подданного, к своему властелину. Будучи любимцем фараона и премьер-министром страны, имея особенные поручения от него о переезде отца в Египет, он тем не менее не позволил семье поселиться без предварительного уведомления фараона (ст. 1). Христос, наш Иосиф, размещает Своих последователей в Царстве Божьем по усмотрению Отца, отмечая: не от Меня зависит (Мф 20:23).
II. Об уважении Иосифа к братьям, несмотря на проявленную к нему ранее с их стороны недоброжелательность.
1. Иосиф признал их, несмотря на свое величие и относительно убогое и презренное положение братьев в Египте. Пусть на этом примере богатые и сильные этого мира научатся не возвышаться и не презирать своих бедных родственников. Не каждая ветвь дерева находится на верхушке, но разве нижние ветви из-за своего расположения не являются тоже деревом? Наш Господь Иисус, подобно Иосифу, не стыдится называть нас братьями.
2. Хотя они были незнакомцами, не имеющими никакого отношения ко двору, Иосиф представил некоторых из них фараону, чтобы облобызать его персты (как мы обычно говорим), намереваясь таким образом пробудить почтение к братьям среди египтян. Точно так же Христос представляет Своих братьев перед небесным престолом, проявляя заинтересованность в них, хотя они сами по себе недостойны и являются мерзостью для Египтян. На приеме у фараона, следуя наставлениям Иосифа, они рассказали ему:
(1) О своей профессии, что они пастухи (ст. 3). Фараон спросил их (Иосиф знал, что этот вопрос будет одним из первых, Быт 46:33): какое ваше занятие? Фараон уверен в том, что они должны чем-то быть заняты, иначе в Египте для них места не будет, его страна не пристанище для праздных бродяг. Если они не будут работать, то не будут питаться его хлебом в эти скудные времена. Заметьте: все живущие в этом мире должны работать в соответствии со способностями, имея ту или иную профессию, связанную с умственным или физическим трудом. Кому нет нужды работать ради хлеба насущного, должны чем-то заниматься, чтобы избежать праздности существования. Опять таки, власть, на которой лежит ответственность за благосостояние людей, должна наводить справки о занятиях своих подданных; праздные люди подобны трутням в улее — бесполезному бремени для государства.
(2) Цель приезда в Египет — пожить на земле (ст. 4), не поселиться навсегда, а лишь пожить некоторое время, пока голод господствует в Ханаане, расположенном на возвышенности и непригодном в настоящее время для проживания пастухов. Пажити в Ханаане высохли больше, чем в Египте, расположенном в низинах, где хлеб не уродился, а пажити сохранились в неплохом состоянии.
3. Иосиф получил разрешение на поселение его семьи в земле Гесем (ст. 5−6). Так фараон отблагодарил Иосифа, который оказался огромным благословением для него и всей страны. Он был благосклонен к его родственникам лишь ради него и предложил им стать смотрителями над его скотом, считая их деятельными людьми, потому что лишь прилежные и усердные в своем деле предстанут перед царями. Какой бы ни была наша профессия, мы должны стремиться выполнять ее отменно, проявляя прилежность и изобретательность.
III. Уважение Иосифа, как сына, к своему отцу.
1. Он представил его фараону (ст. 7). И здесь:
(1) Фараон задал Иакову обычный вопрос: сколько лет жизни твоей? (ст. 8). Обычно подобный вопрос задают пожилым людям, потому что естественно восхищаться преклонным возрастом и уважать его (Лев 19:32); так же как ненормально и неприлично — относиться к ним с презрением (Ис 3:5). Внешний вид Иакова, вне сомнения, указывал на его преклонный возраст, ибо ему пришлось много работать и скорбеть; в Египте люди не жили так продолжительно, как в Ханаане, поэтому фараон с удивлением рассматривал Иакова; для дворца фараона он был необычным явлением. Размышляя о себе, нам следует задавать вопрос: «Сколько лет нашей жизни?»
(2) Ответ Иакова был необычным (ст. 9). Он говорит как патриарх, со всей серьезностью для назидания фараона. Хотя мы не всегда говорим о благодати, но наша речь должна быть наполнена ею. Отметьте здесь:
[1] Он называет свою жизнь странствованием, считая себя странником в этом мире, путешествующим в мир иной: земля для него — это постоялый двор, а не дом. Об этом говорит апостол (Евр 11:13): все сии говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле. Он считал себя странником не только в данный момент, находясь в Египте — неведомой дотоле стране; но вся его жизнь, даже в родных краях, была странствованием. Рассуждающим подобным образом легче перенести высылку из родной земли. Они лишь странники и будут такими всегда.
[2] Иаков исчисляет свою жизнь днями; мы не уверены, что жизнь может продлиться до конца дня; в течение часа она может быть взята из нашей храмины. Давайте же научимся исчислять дни наши (Пс 89:12; Пс 38:5). Дни своей жизни Иаков охарактеризовал следующим образом: во-первых, их было немного. Хотя он прожил 130 лет, они показались ему как несколько дней в сравнении с бесконечностью, вечным Богом и вечным состоянием, в котором тысяча лет (дольше, чем человек может прожить) как один день. Во-вторых, они были несчастными. В целом это истинно в отношении человека: человек краткодневен и пресыщен печалями (Иов 14:1), а поскольку дни несчастные, хорошо, что их немного. Жизнь Иакова особенно была отмечена несчастьями и печалью, а лучшие дни все еще были впереди. В-третьих, они были намного короче жизни праотцов — их было не так много и они были не такими радостными, как у них. Преклонный возраст пришел к нему раньше, чем к его предшественникам. В равной степени, как молодым не следует превозноситься силой и красотой, так и пожилым людям не стоит гордиться возрастом и сединой, хотя другие справедливо уважают ее. Сегодня люди, считающиеся людьми преклонного возраста, так и не достигли дней жизни патриарха. Седая голова является венцом славы лишь в том случае, если человек пребывает на пути праведности.
(3) Иаков обращается к фараону и затем покидает его с благословением (ст. 7,10): благословил Иаков фараона, проявляя не только вежливость (он почтил и возблагодарил фараона за проявленную доброту), но и благочестие — Иаков молился за него как имеющий власть пророк и патриарх. Хотя по мирским меркам фараон был величественнее, в то же время в Божьем плане Иаков был намного значительнее его, будучи Божьим помазанником (Пс 104:15). Благословением патриарха никто не должен пренебрегать, даже могущественный царь. Так, Дарий высоко ценил молитвы церкви о нем и сыновьях (Езд 6:10). Фараон милостиво принял Иакова, может быть, во имя пророка, а может быть, и нет; тем не менее он получил награду пророка, которая в полноте возместила ему не только обходительность при встрече, но и проявленную благость к Иакову и всему семейству.
2. Иосиф хорошо обеспечил их, поселив в земле Раамсес (ст. 11) и снабдив их по потребностям — каждое семейство (ст. 12). Это свидетельствует не только о том, что Иосиф — добрый человек, заботящийся о бедных родственниках, но и о доброте Бога, восставившего и снабдившего всем необходимым Иосифа для осуществления этой цели, подобно Есфири, ставшей царицей в определенное время. То, что Бог совершил для Иакова, Он действительно пообещал делать для всех Своих детей, служащих Ему и уповающих на Него (Пс 36:19): во дни голода будут сыты.
Стихи 13−26. Особая забота была проявлена об Иакове и его семье, сохранность которой особо планировалась Божьим провидением при возвышении Иосифа. Теперь рассказывается о спасении и Египетского царства от гибели, потому что Бог является не только Господом над всеми святыми, но и Царем царей над всеми народами, обеспечивающим пищей всякую плоть. Иосиф возвращается к управлению делами, вверенными ему фараоном. Ему было бы приятнее оставить все, поселившись с отцом и братьями в Гесеме, но род его занятий не позволял этого сделать. Повидавшись с отцом и убедившись в успешном переселении, он возвращается к выполнению своих обязанностей со всей тщательностью и прилежностью. Заметьте: даже природная любовь и симпатии должны уступать место выполнению необходимых обязанностей. Дети и родители должны с пониманием относиться к неизбежным разлукам, возникающим во время служения Богу или людям. В сделках, совершенных Иосифом с египтянами, мы можем отметить следующее:
I. Чрезвычайную нужду, в которой оказался Египет и близлежащие государства из-за голода. Не было хлеба, народ был изнуренным (ст. 13), готовым принять голодную смерть (ст. 15,19).
1. Видите, насколько мы зависим от Божьего провидения. Лишь небольшая задержка Его благосклонности может привести к смерти и погибели. Все наше богатство не убережет от голода, если небесный дождь задержится на два или три года. Видя нашу полную зависимость от Божьей милости, будем всегда пребывать в Его любви.
2. Посмотрите, как сильно мы страдаем из-за собственной недальновидности. Если бы все египтяне в течение семи лет изобилия поступили, как Иосиф — ради благополучия фараона, они не испытывали бы нужды в настоящее время. Но они не внимали предупреждению о грядущих голодных годах, предполагая, что завтрашний день не будет отличаться от сегодняшнего и последующий год будет таким же, как текущий, и даже более обильный. Заметьте: поскольку человек не знает своего времени (когда настанет время собирать), его постигают бедствия, когда приходит время тратить (Еккл 8:6−7).
3. Отметьте, что Бог с самого начала отделил египтян от израильтян, как это случилось во время наказаний (Исх 8:22; Исх 9:4,26; Исх 10:23). Хотя Иаков с семьей были чужеземцами, но они имели пищу бесплатно и в достаточном количестве, в то время как египтяне умирали от голода (см. Ис 65:13): рабы Мои будут есть, а вы будете голодать. Блажен ты, Израиль! Кто-то будет голодать, но только не дети Божьи (Пс 33:11).
II. Цену, которую необходимо уплатить за выживание в крайне тяжелой ситуации.
1. Они расстались со всеми денежными сбережениями (ст. 14). Золото и серебро не могло накормить их, необходим был хлеб. Все финансы государства за проданный хлеб поступили в казначейство страны.
2. Когда деньги закончились, они расстались с крупным рогатым скотом, лошадьми и ослами, используемыми для работы, и со стадами мелкого скота, употребляемого в пищу (ст. 17). Исходя из этого, можно сделать вывод: лучше иметь хлеб без мяса, чем мясо без хлеба. Можно предположить, что египтяне без сожаления расстались со скотом из-за отсутствия надлежащих пастбищ; теперь фараон видел реальное осуществление сна — ничего, кроме тощих коров.
3. Распродав поголовье скота, им легче было смириться с необходимостью продать земли (это лучше голодной смерти). Зачем она им, когда нет семян для посадки и скота для пастбищ? Они продали последнее, что у них было, чтобы обеспечить себя хлебом.
4. Расставшись с землей, дававшей им возможность зарабатывать на пропитание, они уже ничего не могли продать, кроме самих себя, чтобы жить за счет собственного труда, находясь в крепостной зависимости от милости государя. Заметьте: кожу за кожу, а за жизнь свою, которая так дорога ему, отдаст человек все, даже свободу и богатство (так любимые нами близнецы), что есть у него. Некоторые, возможно, предпочтут смерть жизни в рабстве и зависимости от власти повелителя. Другие готовы умереть в пылу сражения, но только не от ужасной голодной смерти (Плач 4:9). Возможность получить хлеб по любой цене в столь затруднительном положении являлась актом милосердия в отношении египтян. Если бы они все умерли от голода, то их земли все равно были бы конфискованы в пользу фараона из-за отсутствия наследников. Поэтому из двух зол они выбрали меньшее.
III. Решение, принятое Иосифом для урегулирование отношений между фараоном и его народом, чтобы властелин мог получить причитающуюся ему прибыль, а народ не был уничтожен голодом..
1. Что касается земли, Иосиф не заключал никаких сделок, пока длился голод. По окончании его (Бог не вечно гневается) они пришли к обоюдному соглашению, которое, похоже, удовлетворило обе стороны. Было решено, что люди будут пользоваться землей по своему усмотрению, фараон обеспечит их семенами для посева, а они будут отдавать лишь пятую часть урожая царскому дому в виде платы за аренду земель. Эта договоренность приняла силу закона (ст. 26). Такая сделка была очень выгодной для египтян, так как они получили семена для своих земель, которые были возвращены им на выгодных условиях; в противном случае они умерли бы от голода. Заметьте: государственные служащие, сохраняющие баланс между царем и народом так, чтобы свобода и собственность людей не покушались на власть, а власть не ложилась тяжелым бременем на свободу и имущество, заслуживают двойных почестей за мудрость и честность. При многих таких советниках приходит безопасность. Если египтяне впоследствии посчитают сложным выплачивать царю такую большую дань со своих земель, они обязательно вспомнят о справедливости и доброте, проявленных к ним при принятии этого решения. Они будут платить лишь пятую часть, а следовало бы отдавать весь урожай. Во всех делах проявляется верность Иосифа тому, кто его назначил. Деньги не шли в его карман, земли не наследовались его семьей, но все полностью передавалось во владение фараону, поэтому его потомство вышло из Египта не богаче других бедных братьев. Находящиеся на высоких должностях должны остерегаться обогащения за счет компромиссов с совестью, чистота которой ценится намного выше.
2. Что касается людей, то он переместил их в города (ст. 21). Иосиф переселил их, демонстрируя суверенную власть фараона над своими подданными, которым следовало забыть со временем о правах на владение землей и адаптироваться к новым условиям рабства. Иудейский автор отметил: «Иосиф выселил их с прежнего места жительства за неуважительное отношение к братьям, как к странникам; и чтобы заставить их молчать, он фактически сделал их скитальцами». Видите, какие изменения с людьми могут произойти в короткий промежуток времени и как быстро Бог может опустошить жилища людей, прочно утвердившихся в них. Как бы трудно им ни было, они воспринимают случившееся как величайшую милость и благодарят, что с ними не обошлись хуже: ты спас нам жизнь (ст. 25). Отметьте: есть весомая причина для Спасителя наших жизней стать их Господином. «Ты спас нас; поступай так, как Тебе угодно».
IV. Сохранение прав жрецов. Они содержались за счет государства, поэтому не продавали земли (ст. 22). Ибо все народы ходят, каждый во имя своего бога; они будут милостивы к тем, кто посещает публичные служения, посвященные их Богу, и будут служить им своим посвящением. Подобным образом нам следует почитать Господа, с любовью и уважением относясь к Его служителям за их посвящение.
Стихи 27−31. Отметьте:
(1) С каким комфортом жил Иаков (ст. 27−28). В то время как египтяне беднели на своей земле, Иаков умножался в чужой стране. Он прожил, сверх всякого ожидания, семнадцать лет с момента переселения в Египет. Семнадцать лет он взращивал и питал Иосифа (в этом возрасте его продали в Египет, Быт 37:2), а теперь в течение такого же времени Иосиф в ответ заботится об отце. Обратите внимание, как милостиво Божье провидение управляет делами Иакова — в преклонном возрасте, когда меньше всего способен позаботиться о себе, он ни в чем не нуждается, так как сын обеспечивает его всем необходимым, хотя он и не надеялся на это. Так Бог заботится о телесных нуждах Своих детей.
(2) Иаков умер, окруженный заботой. Наконец пришло время Израилю умереть (ст. 29). Израиль, царствующий с Богом, превозмогший ангела, тем не менее должен уступить смерти. Нет средства избежать смерти; он должен умереть; надлежит всем людям однажды умереть, значит, и ему; от этой войны нельзя получить увольнение. Иосиф обеспечил его хлебом насущным, чтобы предотвратить смерть от голода, но не смог предохранить от смерти в связи с преклонным возрастом или болезнью. Иаков умирал постепенно: его свеча не потухла внезапно, а постепенно сгорала до основания, чтобы в назначенное время увидеть приближающееся время ухода. Заметьте: определенным преимуществом является возможность увидеть приближение смерти перед тем, как она поглотит нас, чтобы успеть сделать то, что нам по силам; хотя, в принципе, она всегда находится недалеко от нас. Теперь Иаков, в связи с приближающейся кончиной, заботится о месте погребения, а не его помпезности (его это мало заботило).
[1] Он хочет, чтобы его похоронили в Ханаане. Он принял решение не по прихоти, считая Ханаан родиной, а по вере, так как эта страна была обетованной землей (которой он, так сказать, хотел бы обладать еще до того времени, как его потомки будут владычествовать на ней), прообразом небес, лучшей страной; ибо те, кто так говорит, показывают, что они ищут отечества (Евр 11:14). Он стремился к благословенной земле, которая будет его местом покоя и блаженства по ту сторону смерти.
[2] Он заставил Иосифа дать клятву, что тот похоронит его в Ханаане (ст. 29,31), чтобы в будущем он мог сослаться на нее в случае возникновения возражений и для утешения Иакова в последние минуты жизни. Ничто так не утешает на смертном одре, как перспектива найти покой в Ханаане после смерти.
[3] Когда это было сделано, поклонился Израиль на возглавие постели, готовый принять смерть («пусть приходит, теперь уже можно»), или поклонился Богу, как это поясняется в Послании к Евреям 11:21, благодаря Бога за все Его милости, особенно за Иосифа, не только закрывающего ему веки, но и готового исполнить пожелания отца в отношении погребения. Все нисходящие в персть должны со смиренной благодарностью склониться перед Богом милости (Пс 21:30).
толкование Мэтью Генри на Бытие, 47 глава