В ней повествуется о братьях Иосифа, особо подробно отмечено следующее:
(I) Грустное расставание с отцом в Ханаане (ст. 1−14).
(II) Радостная встреча с Иосифом в Египте (ст. 15 и далее). После этой встречи происходят лишь радостные и приятные события.
Стихи 1−10. В этих стихах:
(1) Иаков настаивает, чтобы сыновья пошли в Египет и еще купили хлеба (ст. 1−2). Голод продолжался, и привезенные запасы хлеба были съедены, ибо это пища тленная. Иаков, как заботливый отец семейства, пытается обеспечить своих домашних необходимым пропитанием; и не обеспечит ли Бог Своих детей, своих по вере? Иаков велит им вновь идти в Египет и купить немного пищи; теперь во время нужды и недостатка немногое становится достаточным, потому что природа довольствуется малым.
(2) Иуда старается убедить Иакова в необходимости взять с собой Вениамина, как бы это ни противоречило его чувствам и прежним решениям. Заметьте: подобное поведение не противоречит заповеди почитать и уважать своих родителей, потому что при необходимости следует смиренно и сдержанно убеждать и уговаривать их. Судитесь (умоляйте, англ. пер.), судитесь с вашею матерью (Ос 2:2).
[1] Он настаивает на необходимости привести с собой Вениамина, о чем он, являясь свидетелем происшедшего в Египте, мог судить лучше Иакова. Заявление Иосифа (ст. 3), возможно, упомянуто, чтобы показать, на каких условиях мы должны приближаться к Богу: если вместе с верой мы не принесем Христа, то не сможем с утешением увидеть Божье лицо.
[2] Он обещает заботиться о брате и сделать все возможное для его безопасности (ст. 8−9). Совесть Иуды совсем недавно сильно обличала его за содеянное зло против Иосифа (Быт 42:21); и теперь свидетельством искренности покаяния была готовность предпринять все возможное, что в силах мужчины, для безопасности Вениамина. Он не только не причинит ему зла, но сделает все возможное для его защиты. Это было своеобразным возмещением ущерба; не зная, как можно вернуть Иосифа и каким образом можно поправить вред, нанесенный Иосифу, он в какой-то мере старается уделить Вениамину еще большее попечение.
Стихи 11−14. Отметьте следующее:
(I) Обоснованность аргументов Иакова. Он руководствуется здравым смыслом, а не аргументами подчиненных ему людей. Он понимает неизбежность ситуации, и поскольку не было иного средства для исправления ситуации, Иаков соглашается подчиниться (ст. 11): «если так…и брата вашего возьмите. Если невозможно приобрести хлеб на других условиях, то ему, как и другим, придется подвергнуться опасностям путешествия, и Вениамин, как и прочие, сможет погибнуть от отсутствия хлеба». Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, даже Вениамина, самое дорогое, что есть у него. Нет более страшной смерти, чем от голода (Плач 4:9). Иаков сказал (Быт 42:38): не пойдет сын мой с вами; но теперь его переубедили, и он согласился. Заметьте: изменение целей и решений при возникновении весомых причин для этого отнюдь не ошибка или неудача, а проявление мудрости и ответственности. Постоянство — это достоинство, которое не следует смешивать с упрямством. Не раскаиваться и принимать неизменяемые решения — исключительное право Бога.
II. Рассудительность и справедливость Иакова проявлена в трех поступках.
1. Он посылает их обратно с деньгами, найденными в мешках, рассудительно отметив, что, может быть, это недосмотр. Отметьте: честность обязывает нас возвращать не только то, что пришло к нам по нашей вине, но и то, что пришло по ошибке других людей. Хотя мы и можем получить что-либо по недосмотру и оставить себе, но при обнаружении недостатка окажемся обманщиками. При подсчетах могут быть допущены ошибки как в нашу пользу, так и в ущерб. Слова Иакова показывают нам наилучший способ поведения в ситуации, когда хотелось бы проявлять негодование за причиненный ущерб или обиду: пройди мимо этого, может быть, это недосмотр.
2. Он дает им денег вдвое больше, чем в первый раз, предполагая, что цены на хлеб увеличились; или, возможно, Иаков проявил щедрость, чтобы сыновьям легче было приобрести благосклонность у начальствующего над тою землею.
3. Он посылает в подарок редкостные для Египта плоды земли: бальзама и меду и др. (ст. 11) — товары, экспортируемые из Ханаана (Быт 37:25). Заметьте:
(1) Божественное провидение распределяет дары разнообразно. Одни страны производят определенный продукт, другие иной, чтобы между ними могла вестись торговля.
(2) Мед и специи никогда не утолят потребность в хлебе. Голод был очень суровым в Ханаане, тем не менее у них было достаточно меда, бальзама, ладана и других товаров. Можно достаточно хорошо жить, питаясь простой пищей, лишенной изысканности, но невозможно жить, питаясь изысканной пищей, не имея основной простой пищи. Будем благодарны Богу за то, что самое необходимое и полезное в жизни обычно наиболее распространенное и дешевое.
(3) Подарок тайный тушит гнев (Притч 21:14). Сыновей Иакова несправедливо обвинили в соглядатайстве, тем не менее Иаков готов был с помощью подарков умиротворить гнев обвинителя. Мы не должны думать, что слишком дорого заплатили за мир даже в тех случаях, где могли бы справедливо требовать его и настаивать на своих правах.
III. Набожность Иакова отчетливо проявляется в молитве: Бог же Всемогущий да даст вам найти милость у человека того (ст. 14). В прошлом Иаков с помощью подарков и молитвы обратил гневного брата в благодушного и теперь вновь прибегает к испытанному методу. Заметьте: ищущие милости у людей должны искать ее у Бога, который держит сердца всех людей в Своих руках и изменяет их по Своему благоволению.
IV. Терпение Иакова. Он подытоживает все следующим образом: а мне если уже быть бездетным, то пусть буду бездетным; если я должен по очереди расстаться с ними, то молча соглашусь и скажу: да будет воля Господня! Заметьте: мудрость проявляется в смирении во время самых суровых несчастий и извлечении жизненных уроков из этого, потому что мы ничего не достигнем в противоборстве с Создателем (2Цар 15:25−26).
Стихи 15−25. Сыновья Иакова, получив разрешение взять с собой Вениамина, отправились во второй раз в Египет для покупки хлеба, помня все указания отца. Если бы мы испытали голод по слову, то не считали бы зазорным прилагать такие же усилия для удовлетворения духовного голода, как они — для удовлетворения голода телесного. В этих стихах рассказывается о происшедшем между ними и слугой Иосифа, который, как предполагают некоторые, знал, что они братья Иосифа, и был участником этого розыгрыша. Я склоняюсь к другому мнению, исходя из того, что Иосиф не позволил никому присутствовать во время своего признания братьям (Быт 45:1). Отметьте:
(1) Слуга Иосифа получил указание господина (который был занят продажей хлеба и расчетом с покупателями) привести их в дом и приготовить угощения. Хотя Иосиф и увидел Вениамина, тем не менее он не оставил дела в рабочее время и не поручил его кому-то другому. Заметьте: работа должна всегда выполняться в надлежащее время. Не следует из уважения к друзьям пренебрегать выполнением необходимых обязанностей на работе.
(2) Такой поворот событий встревожил братьев: и испугались люди эти, что ввели их в дом Иосифов (ст. 18). Справедливые укоры совести, упорные подозрения Иосифа не сулили им проявления благосклонности с его стороны, они боялись недобрых намерений в свой адрес. Заметьте: боязливые и чувствующие себя виновными склонны видеть наихудшее во всем. Братья считали, что им припомнят деньги, оставшиеся в мешках, обвинят в мошенничестве, и никто не захочет иметь дело с людьми, воспользовавшимися спешкой и неуплатившими за купленный хлеб. Поэтому они рассказали о случившемся начальнику дома, чтобы он, зная ситуацию, смог походатайствовать за них в минуту опасности и доказать их честность до того, как им выдвинут обвинения по поводу денег. Заметьте: прямота и честность предохранят нас и очистят подобно свету утренней зари.
(3) Начальник дома ободрил их (ст. 23): будьте спокойны, не бойтесь; хотя он и не знал намерений господина, все же знал, что им не причинят вред, раз хозяин так принимал их; тем самым он побудил искать Божественного провидения в вопросе возвращения денег: Бог ваш и Бог отца вашего дал вам клад в мешках ваших. Отметьте:
[1] Тем самым он показал, что не подозревает их в мошенничестве, ибо о том, что получено обманом, нельзя говорить: «Бог даровал нам это».
[2] Тем самым он прекращает дальнейшее обсуждение случившегося: «Не спрашивайте, как серебро попало в мешки. Божественное провидение положило его туда, и этого достаточно для вашего спокойствия».
[3] Эти слова свидетельствовали, что благодаря наставлениям господина он пришел к познанию истинного Бога — Бога евреев. Справедливо ожидать, чтобы в религиозных семьях слуги при соответствующих обстоятельствах говорили о Божьем провидении со всей серьезностью и почтительностью.
[4] Он указывает им на Бога, чтобы в выгодной сделке они признали Его провидение. Нам следует считать себя обязанными Богу, как нашему Богу и Богу наших отцов (Бог, который пребывает в завете с нами и ими), ибо всякое творение относится к нам так, как Бог ему велит. Мы обязаны Богу за всякое творение, которое Он предназначил для нас. Начальник дома ободрил их не только словами, но и практическими делами, во многом послужив им до прихода господина (ст. 24).
Стихи 26−34. Эти стихи описывают:
I. Великое почтение, оказанное братьями Иосифу. Принеся дары, они поклонились ему до земли (ст. 26); и вновь, давая отчет о состоянии здоровья отца, преклонились они и поклонились, говоря об отце следующим образом: раб твой, отец наш (ст. 28). Так все больше и больше осуществлялись сны Иосифа; даже отец, через сыновей, поклонился ему, в соответствии со сном Иосифа (Быт 37:10). Возможно, Иаков дал указание называть себя — твой раб, обращаясь к начальствующему над той землей.
II. Чрезвычайная доброта, проявленная Иосифом к ним, когда они и не подозревали о его братских чувствах. Она проявилась в следующем:
1. Его любезный вопрос об Иакове: жив ли еще он? Подходящий вопрос, который стоит задавать обо всех, особенно о пожилых людях. Люди умирают каждый день. Удивительно, что мы еще живы. За много лет до этих событий Иаков сказал: сойду к сыну моему в преисподнюю; однако он все еще жив — нам не следует умирать тогда, когда мы этого пожелаем.
2. Благожелательное отношение к своему брату Вениамину.
(1) Он произнес молитву о нем: да будет милость Божия с тобою, сын мой! (ст. 30). Благосклонность Иосифа, начальствующего над этой землей, принесет ему не много пользы, если Бог не будет милостив к нему. Многие ищут милости у правителей, но Иосиф указывает ему на необходимость искать благоволения Царя царей.
(2) Он плакал о нем (ст. 30). Братская привязанность к Вениамину, радость встречи с ним, озабоченность бедственным состоянием братьев, воспоминания о собственных бедах с тех пор, как в последний раз он видел брата, очень взволновали Иосифа. Дополнительную тяжесть создавало стремление подавить возникшие чувства; тем не менее он заставил себя войти во внутреннюю комнату, где и дал выход своим чувствам через слезы. Заметьте:
[1] Слезы нежности и привязанности не унижают никого, даже великих и мудрых мужей.
[2] Давая выход чувствам, не стоит демонстрировать свои слезы. Душа моя в сокровенных местах будет оплакивать… (Иер 13:17). И выйдя (Петр) вон, плакал горько (Мф 26:75).
III. Благожелательный прием, оказанный им. Когда плач стал утихать и Иосиф мог контролировать себя, он сел ужинать с ними, обращаясь почтительно и в то же время стремясь доставить им удовольствие.
(1) Он повелел накрыть три стола: один — для братьев, другой — для египтян, обычно обедающих с ним (их культуры различались настолько, что они не желали принимать пищу вместе), третий — для себя, не посмевшего признать себя евреем, но не севшего рядом с египтянами. В этой истории мы видим пример [1] гостеприимства и хорошего управления домом, достойных всяческой похвалы.
[2] Уступчивости человеческим нравам, даже причудам, как их называл епископ Патрик, — нежелание египтян принимать пищу вместе с евреями. Хотя Иосиф был начальствующим над той землей и всем людям было велено повиноваться ему, он тем не менее не заставлял египтян, вопреки их пониманию, принимать пищу вместе с евреями, а позволил им следовать своим обычаям. Великодушному сердцу чуждо навязывать что-либо другим.
[3] Раннего разделения евреев и язычников — они не могли уместиться за одним столом.
(2) Он усадил братьев по старшинству (ст. 33), словно мог безошибочно угадать их возраст. Некоторые полагают, что они сами разместились за столом в соответствии с их обычаем; но если так, то я не вижу, почему сей факт особо отмечен и вызвал удивление.
(3) Он устроил им великодушный прием, посылая кушанья со своего стола (ст. 34). В этом проявилось чрезмерное великодушие со стороны Иосифа, которое обязывало их быть еще более благодарными в связи с общей скудостью продовольствия. Во времена голода достаточно просто быть сытым, они же пиршествовали. Возможно, это был наилучший ужин за последние месяцы. Написано, что они пили, и довольно пили (развеселились — англ. пер.) они с ним. Их озабоченности и страху пришел конец, и они с радостью вкушали хлеб, придя к выводу, что теперь находятся в хороших отношениях с начальствующим над этой землей. Когда Господь принимает дела наших рук, наш дар, то у нас есть все основания для радости. В то же время, сидя рядом с властелином, подобно братьям, мы должны помнить о том, кто перед нами, не потакать своему аппетиту и не прельщаться лакомствами (Притч 23:1−3). Иосиф дал понять братьям, что оказывает предпочтение Вениамину, потому что его доля была впятеро больше долей каждого из них, но не потому, что хотел заставить его съесть больше других, ибо тогда это было бы ему во вред (заставлять есть и пить сверх сил является оскорбительным и недружественным поступком); но этим действием Иосиф хотел засвидетельствовать ему особое почтение и проверить отношение братьев к Вениамину — не будут ли они завидовать его большей доле, как прежде завидовали разноцветной одежде Иосифа. Нам следует руководствоваться следующим правилом в подобных ситуациях: быть довольными имеющимся и не огорчаться от того, чем обладают другие.
толкование Мэтью Генри на Бытие, 43 глава